Должна ли жена отдавать зарплату мужу по исламу

Обновлено: 23.05.2024

Недавно я стал свидетелем разговора своих знакомых, в ходе которого одна дама неистово доказывала оппоненту, что мужчина обязан все заработанные деньги непременно нести в дом, а проще говоря, отдавать жене. Признаться, подобный подход мне знаком, но не слишком понятен. Почему в наших маленьких семейных демократиях министром финансов обязательно должна быть женщина?

Собственно, я оказался втянутым в спор. На этот невинный, как мне казалось, вопрос барышня убежденно заявила, что все мы, носители первичных мужских половых признаков, как один инфантильные идиоты, не способные рационально распорядиться деньгами. Честно сказать, такое мнение меня задело, и я попросил аргументировать его. И что узнал? Что деньги мужчине нельзя в руках оставлять, иначе он тут же их пропьет. Не знаю, не знаю. Мне почему-то кажется, что человек, все свободное время проводящий в поклонениях зеленому змию, просто физически не способен нормально зарабатывать деньги.

А если серьезно, то не вижу ничего смертельного в том, что человек имеет хобби, даже если оно требует некоторых трат. В конце концов человек не двужильный, досуг - тоже важная часть жизни. Впрочем, некоторые натуры склонны увлекаться, в таком случае иногда тратятся действительно крупные суммы.

А что насчет дам?

Древнее искусство закладки заначки было придумано мудрыми мужчинами, не сумевшими одержать победу в борьбе с женской монополией на казначейство, но не сдавшимися и ушедшими в партизанскую войну. Самые опытные из них схожи с дворовым псом, закапывающим кости во всех углах своей территории, - так и мужчина прячет небольшие суммы в разных местах: в квартире, машине, гараже, на работе. Один мой знакомый немного таксовал, чтобы иметь деньги на содержание машины. Заработанное таким образом он прятал в пачку из-под сигарет, которая лежала в багажнике. Впрочем, не будем больше приводить примеры, ведь секреты закладки заначки у каждого мужчины свои, делиться ими никто не станет. Скажу лишь, что в наше время с доступным интернетом и банками стало гораздо проще завести дополнительную карту, о которой не знает супруга, так что искусство заначки постепенно теряется.

А если серьезно?

С моей нынешней супругой все совсем иначе. Мы вместе оплачиваем счета, откладываем деньги на отпуск и просто на черный день, планируем крупные покупки. Все, что не входит в эти статьи, остается в личном кармане, за эти деньги мы друг перед другом не отчитываемся.

Есть что-то унизительное в том, чтобы выпрашивать у жены свои деньги. Неоднократно становился свидетелем того, как взрослый мужчина в пятничный вечер отпрашивался у жены в бар, потому что личных денег у него попросту нет. А супруга, упиваясь собственной властью, клеймила его алкоголиком. Лично мне такая картина всегда казалась противоестественной.

Что думают молодые семьи?

Регина Иксанова, юрист:
- У нас в семье все деньги держу я, муж отдает всю зарплату, а потом общая сумма распределяется исходя из совместных планов и потребностей. Мне кажется важным, чтобы был общий семейный бюджет, а уж кто держит деньги - муж или жена, не так важно. А еще нужна прозрачность, чтобы оба видели, на что уходят деньги.


Ирина Гузельбаева, экскурсовод:
- Муж не должен отдавать жене или она ему. Они должны объединять усилия. Пока я была аспирантом, большая часть семейных расходов ложилась на мужа, теперь я стала зарабатывать больше, поэтому и мой вклад в наш бюджет весомее. Люблю, когда расходы распределяются по нескольким статьям: так их легче контролировать.


Павел Андреев, менеджер отдела развития:

- Категорически не согласен с тем, чтобы отдавать зарплату жене. Муж заработал - муж тратит. У жены к телефону привязана моя банковская карта, если она что-то захотела, может купить. Деньги в семье общие, но крупные покупки мы всегда согласуем друг с другом. Ну а за личными мелкими тратами предпочитаю не следить.


Роман Зубов, инженер:
- В нашей семье зарплата делится на несколько частей: коммунальные расходы, общая казна на продукты и амортизационные расходы плюс откладываем. Продукты обычно покупаю я, просто потому что могу больше нести. Заначка есть у каждого, но она для критических случаев. Я считаю, деньги должны грамотно распределяться либо мужчиной, либо коллегиально, но никак не женщиной.


Артемий Пантелеев, слесарь-сборщик:
- Наконец-то сумел убедить супругу передать ведение семейного бюджета в мои руки. Очень уж долго не хотела признавать, что она транжира. Тем не менее теперь согласилась с тем, что я распоряжаюсь деньгами лучше ее, тем более что за готовку в нашей семье отвечаю я.

Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых. Амира.

Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа. Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому и быть аккуратным? Регина.

Прежде чем ответить непосредственно на заданные вопросы, считаю необходимым ознакомить спрашивающих с устоями мусульманской семьи, говоря о том, как должно быть и к чему следует стремиться.

Крайне важным является сохранение этих чувств и развитие их, дабы внутрисемейная гармония имела возможность все в большей мере раскрываться и расцветать. Предъявление требований друг к другу лишь разрушает упомянутые в аяте грани (виды) проявления Божественной милости (чувство любви друг к другу и милосердие).

«Мужья являются главами[1] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].

Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][2] подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].

Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:

(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];

(2) [если не подействует], то спите раздельно[3] [то есть по возможности дистанцируйтесь];

(3) [а если и это не поможет] то стукните[4] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей][5].

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. [Если не поможет], тогда (в качестве очередного воспитательного маневра[11], способа воздействия) ударьте их слегка (не жестоко)[12]. Если же они послушны, то категорически не обижайте их!

Комментируя упомянутые в аяте обязанности, ученые говорили разное: мужья не должны причинять вреда своим женам, как и жены не должны причинять вреда своим мужьям; мужья должны страшиться Всевышнего, налаживая отношения с женами, как и жены обязаны испытывать трепет пред Богом, выстраивая отношения с мужьями[16].

7. Одному из крупных богословов нашего времени, египетскому ученому Мухаммаду ‘Али Джум‘а задали примерно такой же вопрос. Вкратце его ответ звучит так: «Семейная жизнь людей должна строиться на любви и согласии, когда один относится к другому так же, как хотел бы, чтобы относились и к нему, когда такие качества, как милость и щедрость, присущие Богу в беспредельных и бесконечных проявлениях, реализовывались бы людьми в границах их человеческих возможностей. Мусульманин не должен смешивать упомянутые основополагающие ценности с богословскими заключениями или мнениями, которые призваны разрешать спорные ситуации в судебном порядке. Если судья и вмешивается в личную жизнь людей, то лишь для снятия проблемы, которая возникла в результате спора между мужем и женой.

Теперь непосредственно по заданным в самом начале вопросам:

(1) Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.

В аятах Корана или достоверных хадисах нет прямых аргументов в пользу верности и правильности такого рода суждений. В богословской литературе упомянутое вами мнение присутствует.

Когда нет прямых аргументов, богословы использовали и используют косвенные, но подходы порой настолько разнятся, что выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными.

(2) Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа.

Этих хадисов очень мало, но их много цитируют.

(3) Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому?

(4) А есть ли хадисы о том, что муж должен быть аккуратным?

Что для замужней женщины первостепенно: обязательства перед родителями или обязательства перед мужем?

Нужно находить компромисс. Не обижать родителей. И слушаться мужа. Проявлять дипломатичность и мудрость.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.

[6] Подробные пояснения к аяту см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 55–65.

[9] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[10] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

[11] Именно как воспитательный маневр (урок), а не всплеск эмоций, не проявление грубости и жестокости, что канонически недопустимо и греховно. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 114.

[15] Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

[16] Все приведенные в данном пункте пояснения даны мною без преувеличения. Оригинал высказываний и большие подробности см.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 82.

[17] Примеры из жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также его сподвижников см., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима [Стратегии в воспитании мусульманской семьи]. Мансура: Шурук, 2005. С. 153–156.

[18] То есть аята или хадиса, которые в повелительной форме обязывали бы женщину заниматься домашними хлопотами, нет, но традиционно, начиная со времен сподвижников, эта практика была, никто ее не отрицал, и она стала частью мусульманской культуры, само собой разумеющимся положением дел.

[21] Фард — то, что канонически предписано выполнять в обязательном порядке, за исключением лишь крайне затруднительных ситуаций.

[22] Смысл в том, что жена с точки зрения мусульманской культуры не является рабыней или прислугой для своего мужа, она на равных с ним правах, и у каждого из них свои обязанности, но регулируются они на основе взаимопонимания и обоюдного согласия, а также с учетом местных традиций. Когда взаимопонимание потеряно, каноны могут им помочь урегулировать ситуацию, но когда все это приобретает характер сухих, бесчувственных требований, перспектива счастливого сохранения и развития супружеского союза обычно улетучивается.

[25] Св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 5. С. 292, 293, хадис № 676 и пояснение к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 633, хадис № 5363, а также Т. 13. С. 565, хадис № 6039 и пояснение к нему; аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 156.

[26] См., например: аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 157.

В шариате на основе Священного Куръана и Сунны изложен ряд обязательств жен перед мужьями в семье. Эти обязательства были определены не мужьями, а шариатом Всевышнего Аллаха.

1. Повиновение жены мужу.

В Исламе повиновение жены мужу представляет собой проявление покорности шариату. Именно поэтому женщина полностью имеет право не повиноваться мужу в тех делах, что противоречат шариату.

Известно, что в каждом обществе есть свой руководитель. Общество, где нет руководителя, не может быть полноценным обществом. Семья подобна маленькому обществу. Она имеет все признаки общества только в миниатюрном виде.

Семья — это малая община, во главе которой стоит мужчина. Следовательно, одно из условий счастливой семьи — подчинение мужу.

Некоторые же жены, напротив, понимают покорность мужу как унижение, зависимость и не признают этого. Именно из-за такого неповиновения между ними возникают недопонимания.

На самом деле все обстоит по-другому. Прежде всего такое повиновение ограниченно, потому что согласно правилу шариата, нет подчинения рабу Аллаха в том, что считается грехом перед Аллахом.

К примеру, если родители, муж, руководитель или кто бы то ни был другой, повелевает греховное или харамное, то ему никто не должен подчиняться. К тому же подчинение мужу это повиновение, проявляемое из уважения как к главе семьи. Поэтому это достойное воздаяний дело необходимо исполнять с умом и в рамках семейной жизни.

В хадисе, переданном имамом Ибн Джариром ат-Табари и Ибн Абу Хатимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник алайхиссалам сказал:

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абдуррахмана ибн Авфа радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:

Передается от Кайса ибн Саъда радияллаху анху:

«Добравшись до Хиры, я увидел, как они совершали саджду своему Марзубону. (Про себя) я сказал, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имеет больше прав на это (чтобы ему совершали саджду).

Прийдя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, я сказал ему об этом. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Скажи мне, будешь ли ты совершать саджду, когда будешь проходить около могилы?

— Нет, — ответил я.

Передали Абу Давуд, Хāким и Тирмизи.

В передаче Тирмизи сказано:

Муж — глава семьи. Если жена повинуется мужу, то и дети станут повиноваться отцу. В результате в семье будет царить дружба, любовь, семья станет крепкой и благодатной.

Непокорность же жены становится причиной распада семьи и множества других неприятностей. Эту истину должен осознать каждый член каждой мусульманской семьи. Вместе с этим нужно всегда помнить, что нет подчинения ни мужу, ни другому в том, что представляет собой грех в отношении Всевышнего Аллаха.

2. Когда муж находится рядом, жена не должна соблюдать дополнительный — нафл пост без его разрешения.

Положение о таком долге женщины перед своим мужем взято из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Для фард-поста женщине не нужно чье-либо согласие, но когда муж рядом, она не должна соблюдать дополнительный пост без его разрешения. Допускается, если она постится в отсутствии мужа. Дело в том, что муж может в любое время пожелать побыть с ней, а нафл-пост может стать препятствием этому. Если женщина постится, а муж, не ведая того, возгорелся желанием побыть со своей женой и не достиг цели, между ними могут возникнуть неприятности, ссоры. Повторись такое несколько раз, это обязательно приведет к плохим последствиям.

Видите как? В Исламе шариатское право супруга ставится выше нафл ибадатов! Мусульмане должны очень хорошо осознать эту истину и неукоснительно следовать ей.

3. Женщина не должна впускать в дом чужого человека без разрешения мужа.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Не впускать в дом чужого человека без разрешения на то мужа является одним из прав мужа на свою жену. Потому что вследствие вхождения в дом чужого человека в его отсутствии, семье может быть нанесен большой вред. Окажись этот человек плохого нрава, он может посмотреть нездоровым взглядом на женщину, оставшуюся без опеки, и возжелать ее; рассказывать секреты семьи другим людям; в конце концов, он может оказаться человеком, который вовсе не нравится мужу, или настроен к нему враждебно.

Любое уважающее себя учреждение и организация не пускают кого угодно в свое помещение без разрешения своего руководителя. Пускать в дом, в лоно семьи кого-то без разрешения главы семьи расценивается как проявление неуважения по отношению к мужу.

Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). Коран, сура Ан-Ниса (Женщины), 3-й аят из 176, слушать онлайн

В этом аяте Аллах разрешает мужчине жениться максимум на четырех женщинах одновременно. Однако, Аллах предупреждает, что если Вы боитесь, что не сможете быть одинаково справедливы ко всем своим женам, то нужно довольствоваться одной.

Далее говорится о невольницах. Тут будет небольшое отступление, которое не касается напрямую этой темы, но все же уделим ему пару абзацев.

В том обществе практически у всех народов существовало рабовладельчество. Человек мог стать невольником в результате пленения во время военных действий. В доисламском обществе с рабами поступали порой очень жестоко.

Ислам принес им некоторые права. Теперь хозяин невольника был обязан одевать и кормить его так же хорошо, как одевался и ел он сам. Кроме этого, освобождение раба сильно поощрялось Исламом. Что касается сегодняшнего дня, то практика рабовладельчества почти полностью сошла на нет.

Справедливость в отношении жен — обязательное условие многоженства.

Итак, можно ли в Исламе иметь несколько жен? Да. Можно. Но есть условия справедливости. Когда мы говорим о справедливости, это не всегда означает равенство.

  1. Справедливое отношение в предоставлении жилья. Например, у одной жены один ребенок, а у другой — три. Значит, для первой, например, достаточна однокомнатная квартира, а для другой — трехкомнатная. То же самое касается одежды и еды.
  2. Справедливое разделение ночей между женами. Вот здесь должно быть полное равенство. Строго запрещается отдавать предпочтение какой-то одной жене. Даже если муж любит кого-то больше, он не должен проводить с ней больше дней, чем с другой.

Что касается подарков, то здесь муж волен дарить кому пожелает, на нем нет обязанности дарить каждой одинаково, однако если он хочет, чтобы жены уважали его и любили больше, то ему стоит быть очень внимательным даже в этом.

Как понять, сможет ты мужчина быть справедлив к двум или трем женам? Для этого, он сначала должен спросить себя — а справедлив ли он к своей первой и единственной жене? Тот, кто несправедлив к одной жене, точно не сможет быть справедливым ко второй жене.

Затем, нужно понять, подчиняется ли его первая жена ему полностью? Доверяет ли она ему? Как выстроены отношения в семье? Если жена не подчиняется мужу, или это подчинение лишь показное, то ему 100% нельзя жениться второй раз. Иначе будут очень тяжелые последствия и мужчина впадет в тяжкий грех.

Сюда же отнесем еще один момент. Говорить ли первой жене о том, что ты женился на второй? Ислам не обязывает мужчину ставить в известность первую жену и это не является обязательным условием для совершения никяха. Даже если он не скажет ей, такой никах будет действительным. Но. У такого поступка также возможны очень тяжелые последствия, как и в первом случае. Более того, тут есть взаимосвязь.

А теперь попробуем объяснить, почему неподчинение жены мужу, иначе говоря подкаблучничество, может стать погибелью для этого бедолаги, который решился на столь увлекательную, но опасную авантюру.

Страх перед первой женой вынудит горе-жениха скрывать свое намерение о женитьбе на второй. Но как долго он сможет скрывать свою вторую жену? Как он будет объяснять, куда он уходит ночевать? Кто-то пытается завести себе тайную вторую жену (читай — любовницу) в другом городе. Далее говорит, что, мол в командировку ему надо. Тот же вопрос. Как долго? Ведь она тоже семья. И твое присутствие порой необходимо внезапно.

Что делать, если женщине предложили выйти второй/третьей/четвертой женой?

Но перед этим следует задать будущему мужу вопрос. Знает ли первая жена о том, что он посватался к ней? Хотя это и не является условием для никяха, но если ответ будет отрицательным — не соглашайтесь. Потому, что Вы окажетесь на правах любовницы, и как только первая жена или ее родственники узнают о Вас — он будет вынужден дать Вам развод. И он уже это знает, заранее.

А теперь пару слов мужчине, который желает жениться на второй.

Если все-таки ты мужчина, а не человек мужского пола (это два разных понятия) и твоя жена тебе подчиняется на 100%, то первая, кто должна узнать о твоем намерении жениться на второй жене, это она. Твоя жена. Если с этим все отлично, двигаемся дальше. Нужно прямо спросить у жены, как она к этому относится.

Как бы прискорбно это не звучало, но это действительно так. Или она или твоя мечта иметь несколько жен. Тут тебе, мой дорогой брат, придется сделать выбор. И знаешь, почти все покорно подчиняются воле своей первой жены.

Поэтому, брат, не морочь девушкам головы понапрасну, сначала выясни, разрешила ли твоя первая жена тебе иметь в исламе несколько жен? (сарказм).

Об этом можно писать и писать, так, что хватит на увесистую книгу 100%-ных практических советов, но для этой статьи пожалуй, достаточно.

Заключение

В заключение расскажу, как мужчины встают на эту довольно скользкую дорожку многоженства. Все начинается с мыслей и грёз, потом он начинает отпускать легкие шуточки жене на тему многоженства, проверяя ее реакцию и двигаясь на ощупь в своих желаниях.

Предостережение женщинам. Если Ваш муж стал часто шутить о второй жене, то скорее всего уже активно знакомится с другими женщинами в соцсетях. Конечно, с самыми благородными намерениями. Например, делает дагват или присылает какие-то хадисы, уроки по Исламу. Не стоит шпионить за мужем. Просто поговорите с ним.

Если статья показалась Вам интересной, то поделитесь ей в соцсетях, автору будет приятно, а кому-то возможно пригодятся эти строки.

Читайте также: