Что за профессия оратор

Обновлено: 04.03.2024

Часто спикерами называют политиков, общественных деятелей, лидеров митингов, коучей на семинарах по развитию. Но что касается остальных профессий? Можно ли приписать то же звание учителю литературы, тренеру по футболу или продавцу одежды? Ведь они тоже общаются с людьми и побуждают их на новые решения. Если ответ на такой вопрос интересен — самое время читать разделы этой статьи. Кто такой оратор? Можно ли превратить себя в хорошего ритора без природного таланта? И как подготовиться к первому выступлению на публике?

Оратор

Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?

Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого выступающего?

Кто оратором является, а кто нет?

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все!

Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что конспектирует, но занимается другими делами.

Оратор привлек бы внимание к себе.

Дальнейшая жизнь Демосфена

Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.

И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.

К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.

А чем отличается оратор от выступающего?

Оратор — это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.

Занимайтесь техникой речи


TEDxSydney

Смотрите также:

Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.

Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.

Ораторскому искусству учатся

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.

Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.

И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.

Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.

Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научиться?

Юный оратор осваивает жесты

Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться — тем лучше!

Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.

Подведем итоги

Данная статья является информационным источником, как для детей, так и для взрослых. Ведь стать оратором можно в любом возрасте, главное найти свою тему и людей, которым это будет интересно. Так же эти навыки будут нелишними в бизнесе и управлении персоналом.

Мы рассказали, что за профессия оратор, обсудили все плюсы и минусы этого рода деятельности и дали описание профессиональных качеств, которыми должен обладать такой специалист.

Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.

В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:

Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

/ Оратор / Кто такой оратор Статья /

Факты о профессии

Умение мастерски общаться и привлекать своей речью внимание окружающих, дано не каждому человеку. Однако стоит понимать, что именно обладание ораторским мастерством является одной из самых важных составляющих успеха.

Логическое выстраивание мыслей, объединение слов в правильные информационные предложения дают оратору преимущества, которые помогают расположить к себе людей.

В настоящее время существуют курсы, где желающие могут пройти обучение и приобрести навыки ораторского языка.

Часто спикерами называют политиков, общественных деятелей, лидеров митингов, коучей на семинарах по развитию. Но что касается остальных профессий? Можно ли приписать то же звание учителю литературы, тренеру по футболу или продавцу одежды? Ведь они тоже общаются с людьми и побуждают их на новые решения. Если ответ на такой вопрос интересен — самое время читать разделы этой статьи. Кто такой оратор? Можно ли превратить себя в хорошего ритора без природного таланта? И как подготовиться к первому выступлению на публике?

Оратор

Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?

Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого выступающего?

Кто оратором является, а кто нет?

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все!

Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что слушает, но занимается другими делами.

Оратор привлек бы внимание к себе.








Дальнейшая жизнь Демосфена

Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.

И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.

К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.

А чем отличается оратор от выступающего?

Оратор — это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.



Джон Кеннеди и новый вектор


Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.



Классификация по С.А. Минеевой

Типы ораторов

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Выступление политика

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.


Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

Ораторскому искусству учатся

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.

Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.

И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.

Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.

Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научиться?

Юный оратор осваивает жесты

Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться — тем лучше!

Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.

Представители заребужной риторики

Стоит отметить и многих величайших ораторов в зарубежных странах. Это знаменитые политики и общественные деятели.

Линкольн

Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он праславился, благодаря своему уникальному красноречию. Он был родом из бедной семьи, но с детства проявля интерес к учению. Линкольн получил диплом адвоката и сначала стал известен, как искусный рассказчик. Чтобы послушать его люди приходили издалека. Вошла в историю и его знаменитая Геттисбергская речь. Президент долго готовил свои речи. И относился к этому процессу очень серьезно.

Черчилль

Уинстон Черчилль известен, как премьер-министр Великобритании. Но он еще был писателем и журналистом и даже лауреатом Нобелевской премии по литературе. В истории он остался и как великий оратор. Его выыступления отличались эмоциональностью и преданностью идеям. Много времени Черчилль работал над техникой.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг был прекрасным оратором, баптистским проповедником и лидером движения за права чернокожих. Его учителем был Махатма Ганди, которым он восхищался. За один год он произнес более 230 речей во время своего путешествия по стране, во время которого пыталсы донести людям слова свободы и мира.

Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.

В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:

Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

/ Оратор / Кто такой оратор Статья /

Факты о профессии

Умение мастерски общаться и привлекать своей речью внимание окружающих, дано не каждому человеку. Однако стоит понимать, что именно обладание ораторским мастерством является одной из самых важных составляющих успеха.

Логическое выстраивание мыслей, объединение слов в правильные информационные предложения дают оратору преимущества, которые помогают расположить к себе людей.

В настоящее время существуют курсы, где желающие могут пройти обучение и приобрести навыки ораторского языка.

Занимайтесь техникой речи

Выступление оратора.

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

  • Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все! (или почти все).
  • Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что слушает, но занимается другими делами.
  • Оратор привлек бы внимание к себе.

А чем отличается оратор от выступающего?

Жесты оратора.

Оратор — это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.

Что нужно сделать, чтобы стать оратором?

Нужно обучиться риторике. Освоить ораторское искусство.

Оратор

Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.

Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.

С чего начать обучение ораторскому искусству?

Ораторскому искусству учатся

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.

Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.

И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.

Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.

Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научиться?

Юный оратор.

Юный оратор осваивает жесты

Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться — тем лучше!

Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.

Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.

В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:

Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.

Ораторское искусство нашей современности берет свое начало с античных греко-римских времен, когда этому виду творческой деятельности уделялось особо пристальное внимание и, когда как ни в какой другой культуре, устная речь не была так совершенна.

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

Ораторское искусство. Вступление

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

  1. Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
  2. Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
  3. Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
  4. Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
  5. Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
  6. Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
  7. С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Качества речи

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

Что такое риторика

Наука об ораторском искусстве называется риторикой.

Искусство ораторской речи, или красноречие, — это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.

Что такое риторика

Виды красноречия

В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:

Виды красноречия

Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:

  • информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
  • развлекательная, имеет увеселительный характер;
  • убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
  • воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
  • призывающая к действию, агитирует совершить действие.

Структура ораторской речи

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Структура ораторской речи

Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.

Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Ораторская речь и ее особенности

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Как самостоятельно развить ораторские способности

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Задачи риторики для детей

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Риторика для гармоничного развития ребенка

Сила слова

Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь.

Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки.

как стать оратором

Кто такой оратор


Сегодня талантом красноречия должны владеть учителя, коучи, продавцы и, конечно, руководители: косноязычному менеджеру труднее осуществлять руководительские функции или мотивировать коллектив, не прибегая к материальным поощрениям.

Основная задача оратора — убедить аудиторию в своей правоте, поэтому, если вы задумываетесь, как стать хорошим оратором, проверьте себя на наличие следующих качеств:

  • уверенность в транслируемом мнении;
  • умение гибко реагировать на настроения собеседников (сомнения, враждебность, насмешку);
  • первоначальные познания в психологии;
  • наличие актёрской (творческой) жилки;
  • искренняя заинтересованность в обсуждаемом вопросе;
  • активность, решительность в обсуждениях.

Хороший оратор умеет говорить красиво, убедительно, обогащая, но не перегружая речь терминологией, статистикой или эмоциями.

Как стать оратором: основные принципы успешных выступлений

советы начинающему оратору

Ораторские умения не приходят сразу, врождённый талант завладевать вниманием публики — редкое исключение. Даже великому Демосфену в начале свой карьеры пришлось пройти через осмеяния народом. Есть два пути развить своё красноречие: пройти специальные курсы или самостоятельно разобраться, как стать оратором.

Основное преимущество курсов риторики заключается в возможности учебных выступлений. Однако не следует забывать, что в рамках обучения вы будете выступать перед лояльной, но притом не слишком заинтересованной аудиторией. Поэтому полное понимание законов ораторского искусства придёт к вам только в процессе реальных публичных выступлений.

Чтобы избежать разочарований в своих способностях, стараясь стать оратором самостоятельно, следует помнить о том, что существует четыре основных типа слушателей:

  • те, кому всё равно: как бы вы ни выкладывались на трибуне, они будут зевать и глазеть по сторонам;
  • оппоненты, которые постараются подловить вас на малейших противоречиях и вступить в спор (важно помнить, что они поступают так не из личной неприязни, а в соответствии со своими интересами, так же, как и вы);
  • люди, которые не замечают ваших ошибок и запинок, принимая их за чистую монету;
  • те, кто восхищаются вашим умением говорить или продвигаемой вами идеей.

Самообучение имеет одно неоспоримое преимущество: с течением времени вы сможете выработать оптимальную комбинацию техник и методик, отвечающую именно вашим преимуществам и недостаткам, манере общения, темпераменту.

Правила успешных речей

советы начинающему оратору

Многие публичные деятели в начале своей карьеры сталкивались с необходимостью преодоления страха перед аудиторией. Если подобная проблема актуальна и для вас, попробуйте прибегнуть к несложным приёмам:

  • представьте, что вас никто не слышит и не видит; вообще, полезно сначала отшлифовать свою речь в одиночестве или перед зеркалом; выйдя на сцену, постарайтесь поймать то ощущение раскованности, которое вы испытывали во время репетиции;
  • контролируйте дыхание: не стесняйтесь набирать побольше воздуха, чтобы его хватило до конца фразы; сорвавшийся голос испортит впечатление и может смутить вас ещё больше;
  • если вы запутались, сделайте небольшую паузу, заполнив её глотком воды, поиском нужного документа, задумчивым взглядом вглубь зала; этот приём не будет бросаться в глаза, если не злоупотреблять им;
  • сосредотачивайтесь на выполнении своей задачи, а не на возможной реакции слушателей.

Важно помнить, что небольшое волнение перед выходом на сцену — нормальное явление, присущее даже опытным артистом. Чтобы минимизировать нервозность, необходимо составить план выступления. Подготовьте себе небольшую шпаргалку: выпишите основные тезисы, отметьте моменты пауз или демонстрации аудиовизуальных материалов, иллюстрирующих ваш спич.

Важным навыком выступлений является умение ориентироваться во времени. Слишком долгая речь утомляет слушателей, кроме того, во многих случаях регламент отводит выступающему строго определённое время. Составляя свою речь на бумаге, прочтите её вслух, прорабатывая все моменты, когда вы должны будете прерваться (например, чтобы сменить слайд). Продолжительность выступления должна быть примерно на минуту-две меньше, чем отведённый вам отрезок времени.

Структура выступления

Один из основных советов начинающему оратору: научитесь логически выстраивать своё выступление и выделять основную мысль, подкрепляя её весомыми доводами.

Вступление должно занимать около двадцати процентов от объёма речи. Задача вводной части выступления — привлечь внимание аудитории. Во вступлении оратор озвучивает круг вопросов, о которых собирается говорить, и старается расположить к себе слушателей: приветствием, уместной шуткой, ссылкой на авторитетный источник. Неудачное начало существенно снижает внимание аудитории, вернуть его на третьей-пятой минуте речи гораздо сложнее, чем привлечь с первых слов.

Как начать выступление:

  • никогда не приносите извинений за свою неопытность, не объясняйте, что вы только готовитесь стать успешным оратором; поверьте, публике это абсолютно безразлично;
  • подготовьте пару риторических вопросов, они хорошо привлекают внимание публики (каждый слушатель сразу начинает мысленно составлять ответ); отработайте интонацию, с которой будут заданы эти вопросы;
  • подчеркните важность темы для присутствующих.

Основная часть спича составляет 60%–70% от запланированного размера текста.

После вступления оратор развивает основную мысль, доказываются выдвинутые предположения, слушатель ненавязчиво подводится к определённым выводам. Середина не должна включать более 5-ти постулатов, тезисов или положений: 5 — это максимум, что может удерживать в поле внимания среднестатистический человек.

Какие ошибки чаще всего допускают новички:

  • говорят не по существу дела, заявленного во вступительном слове;
  • беспорядочно, несвязно перескакивают от пункта к пункту;
  • недостаточно обосновывают или развивают свою мысль.

В заключении оратор резюмирует сказанное, формулирует выводы из основной части обращения, подчёркивает важность высказанной идеи (или полезность выдвинутого предложения). Завершить выступление можно решительным призывом к действию; выражением уверенности, что аудитория сделает верные выводы; уместной цитатой. Заключение призвано освежить в памяти слушателя вышесказанное, то есть концовка не должна содержать принципиально новых сведений.

Манера подачи материала

Окончательная структура выступления во многом определяется методом изложения информации. Задумавшись, как стать оратором, попробуйте начать с изучения веками формировавшихся способов выступлений:

  • индукция — плавный переход от нескольких частных фактов к общим выводам;
  • дедуктивный метод имеет обратный вектор: оратор начинает с общих моментов, подкрепляя их конкретными фактами или положениями;
  • аналогия: выступающий проводит параллели с теми явлениями, что хорошо знакомы аудитории;
  • ступенчатый метод: несколько взаимосвязанных вопросов обсуждаются последовательно, следующий тезис логично вытекает из предыдущего утверждения.

Мотивационные выступления

Как стать мотивационным оратором

Как стать мотивационным оратором: зажигать людей своими идеями, увлекать по предложенному пути, убеждать их подчиниться неприятным, но необходимым решениям?

Прежде всего, оратор должен верить в то, что он говорит: публика интуитивно чувствует фальшь.

Кроме того, начинающий спикер может взять на заметку несколько полезных приёмов:

  • не следует рассказывать о себе: если вы хотите добиться расположения аудитории, расскажите, каким образом от вашего предложения выиграют слушатели;
  • запишите своё выступление на диктофон и прослушайте несколько раз: следует избегать слишком плавной манеры изложения, ломайте ритм текста, чередуйте длинные и короткие фразы, делайте паузы в ключевых местах (тишина действует лучше крика, почувствовав паузу, даже не слушавший человек сконцентрирует внимание на выступающем);
  • подготовьте несколько резервных планов: постарайтесь предугадать, какие вопросы могут задать вам слушатели, какие возражения выдвинуть;
  • уделяйте время самообразованию: в наш технологичный век доступной информации практически любой может получить исчерпывающие сведения о любой проблеме; ваше выступление окажется скомканным, если зал продемонстрирует большую осведомлённость по поднятому вопросу, чем вы;
  • помните, что мотивировать 150–200 человек проще, чем небольшую группу: в толпе люди утрачивают инициативу, не перебивают оратора, не выдвигают возражений, требований;
  • концентрируйтесь на недовольном лице: если ваша речь заставила негативно настроенного человека улыбнуться или согласно кивнуть, то можете быть уверены — остальным она тоже пришлась по душе.

Мнение публики о правоте выступающего во многом формируется по первому впечатлению. Продумайте свой образ: манеры, одежду, жесты. Практически все известные личности вырабатывают свой особый стиль, выделяющий их в основной массе.

Заключение

Читайте также: