Что влияет на профессиональную успешность работника

Обновлено: 04.05.2024

Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:

  • содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
  • условия работы;
  • оплата труда, материальное вознаграждение;
  • степень престижности работы;
  • руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
  • карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
  • окружение, психологический климат в коллективе.

Изучая людей, которые получают удовольствие от своей работы, ученые выделили следующие показатели процессуально-содержательной мотивации [2]:

Ориентируясь на эти показатели, руководители, менеджеры могут корректировать как свои управленческие действия, так и процесс деятельности работников.

В соответствии с этими взглядами Т. Соломанидина и В. Соломанидин [1] приводят принципы проектирования работы с точки зрения удовлетворенности ее исполнителей. В такой перечень они включили следующие требования:

  • работа должна иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
  • работники должны оценивать работу как важную и заслуживающую быть выполненной;
  • работа должна давать возможность работнику принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. быть автономной в установленных пределах;
  • выполняя обязанности, работник должен получать обратную связь, оцениваться в зависимости от эффективности труда;
  • работа должна приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Выполняя соответствующую этим требованиям работу, человек испытывает приятные чувства, которые побуждают его работать хорошо. Такое включение в работу из-за положительных ощущений от качественного выполнения своих обязанностей, а не под влиянием внешних факторов американские ученые называют внутренней мотивацией . Это понятие совпадает с термином процессуально-содержательная мотивация , но в большей степени касается трудовой или профессиональной деятельности.

На основе представлений о позитивных психических состояниях , мотивирующих человека, американскими учеными Дж. Ричардом Хэкманом, Грегом Олдхэмом и др. [3] была разработана модель мотивационных характеристик работы ( рис. 1 ). В данной модели определенные параметры работы рассматриваются как источники или причины позитивных психологических состояний, чувств работников, что, в свою очередь, определяет различные стороны мотивации.


Рис. 1. Модель мотивационных характеристик работы

Работа, отвечающая всем описанным требованиям, вызывает чувство удовлетворенности содержанием работы, мотивирует работников, дает чувство сопричастности. Такая работа или профессиональная деятельность, по мнению авторов этой модели, обладает высоким мотивационным потенциалом . Следует заметить, что она не в одинаковой мере побуждает людей к более эффективной деятельности. Учеными выявлена прямая зависимость между потребностью в личностном росте и высокой мотивацией при выполнении работы с высоким мотивационным потенциалом. Людей, не обладающих выраженной потребностью в личностном развитии, работа с высоким мотивационным потенциалом не мотивирует.

На основе модели мотивационных характеристик работы авторы концепции предложили технологию обогащения работы , которая представляет совокупность методов совершенствования параметров работы и определенную последовательность их использования. Таких методов всего пять: повышение разнообразия умений и навыков; повышение целостности работы; увеличение важности работы; увеличение автономности; оптимизация обратной связи.

С целью повышения разнообразия используемых умений и навыков возможно совмещение определенных функций или дополнение теми, которые ранее работником не выполнялись. Повышение целостности работы может быть достигнуто добавлением заключительных операций, в процессе выполнения которых работник будет иметь дело с видимым результатом деятельности. Однако следует помнить, что добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более ценной, обычно вызывает у работника чувство неудовлетворенности и снижает уровень мотивации. Увеличение важности работы связано с информированием работника о том, как конкретно будут использованы результаты его труда. При формулировании любого задания психологи рекомендуют упоминать о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы. Для увеличения автономности можно передавать некоторые управленческие функции подчиненным. Конечно же, такая передача функций может быть успешной только при условии достаточно высокой квалификации и информированности работника. Предоставление возможности ему самому заранее планировать и распределять работу с учетом своих наклонностей, избирать оптимальный темп работы также будет способствовать совершенствованию этого параметра работы. Оптимизация обратной связи требует создания механизмов, которые позволяли бы регулярно и адекватно предоставлять работнику информацию (правдивую, точную, подробную и своевременную) об успешности его деятельности.

Процесс обогащения работы представляет собой четкую последовательность шагов , которая включает диагностику мотивационного потенциала работы ( рис. 2 ) и последующие ее изменения. Авторы концепции предупреждают, что обогащение работы может потерпеть неудачу из-за некачественной диагностики работы и реакции на нее работников.


Рис. 2. Диагностика мотивационного потенциала работы

Психологи отмечают, что для одних людей очень важно, чтобы работа была динамичной. Для других, чтобы испытывать удовлетворенность интенсивностью труда, нужны значимые результаты. Для третьих важно, чтобы работа была наполнена смыслом, давала возможность развития их личности. Удовлетворенность содержанием работы, таким образом, тесно связана с индивидуальными потребностями и особенностями личности.

Важным показателем является удовлетворенность условиями работы . Сюда включают всё, что касается экологии и эргономики рабочего места: наличие и удобство расположения инструментов, освещенность, качество питьевой воды, используемой в офисе, и т. п.

Одним из основных элементов информирования является доведение персоналу видения будущего организации, ее целей. Успешные лидеры, представляя свое видение организации, активизируют и себя, и персонал.

К условиям работы нужно относить и такие особенности, как месторасположение фирмы, удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т. п.

Удовлетворенность оплатой труда, материальным вознаграждением тесно связана с субъективной оценкой степени справедливости отношений. Поэтому руководству нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • соответствует ли уровень оплаты ваших работников уровню оплаты аналогичных специалистов в других компаниях;
  • соотносимы ли усилия и вознаграждение работников предприятия.

Важнейшими условиями удовлетворенности руководством являются благоприятная корпоративная культура, оптимальный стиль лидерства, коммуникативная и управленческая компетентность руководителя. В этом заключается умение принять решения, взять на себя ответственность, способность организовать работу, высказать благодарность. Важным элементом управленческой деятельности, влияющим на удовлетворенность руководством, является делегирование полномочий и ответственности персоналу.

В процессе социально-психологических исследований установлено, что работники организаций отдают предпочтение заботливому лидеру, ориентированному на людей и процессы. При этом от него ожидают организаторских способностей, профессионализма.

Существенным является вопрос о том, кто и как оценивает работу специалистов, поскольку результаты такой оценки закладываются в основу системы материального вознаграждения. Субъективизм, ошибки в оценке и несправедливость стимулирования разрушают лояльность и мотивацию работников, что становится тормозом развития культуры компании, может вызывать противоречия, конфликтные ситуации.

Для большинства работников важны отношения с непосредственным руководителем. Они ожидают не только выплаты определенной суммы денег, но и внимания к своей личности. Недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы предприятия.

Удовлетворенность карьерой . Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.

Весьма существенной составляющей является удовлетворенность окружением . Зачастую оно настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении. В силу этого в последнее время востребованы тренинги, целью которых является формирование командных отношений в коллективе. В то же время для удовлетворенности работой вполне достаточно, чтобы окружение не вызывало негативных эмоций, например раздражения. Психологи также рекомендуют избегать создания каких-то специальных привилегий для руководства, которые увеличивают разрыв между ним и остальными работниками.

По наблюдениям психологов, удовлетворенность работой имеет обратную связь с количеством ограничений, накладываемых организацией на работника в виде правил, предписаний и т. п. «Если сотрудник увидит, что сумма возлагаемых ограничений превышает его субъективную норму, шансы возникновения лояльности уменьшатся. Практическим следствием этого явления становится необходимость правильным образом знакомить поступающего на работу с новыми для него ограничениями. Он должен знать причину того или иного правила и что было до того, как оно возникло.

В целом же на индивидуальном уровне удовлетворенность работой каждого связана с удовлетворением уникального сочетания его актуальных потребностей. Достижение этой цели выдвигает в качестве одной из основных задач кадрового менеджмента изучение потребностей претендентов на вакантные должности и работников предприятия. Одним из практичных и достаточно эффективных инструментов, которые можно использовать с этой целью, является методика изучения мотивационного профиля личности, которую разработали американские ученые Шейла Ричи и Питер Мартин [1]. Эти ученые выделили двенадцать основных потребностей человека и предложили тест для изучения их относительной значимости (актуальности) для этого работника. Количественно выраженную значимость этих потребностей авторы методики называют мотивационным профилем. Особенности мотивационного профиля учитываются не только при решении вопроса о соответствии претендента на вакантную должность профессиональным требованиям, но и при осуществлении мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности работой. Мотивационный профиль позволяет реализовать принцип ведущего мотива, который побуждает работника оставаться преданным компании.

Рассмотрим пример. В кадровую службу предприятия передана информация о том, что одна из работниц, весьма успешно справлявшаяся со своими обязанностями, высказывает намерения об уходе с данной работы. При изучении ее мотивационного профиля как самая актуальная была выявлена потребность в признании. Руководство практически не замечало ее хорошей работы. Кадровой службой были даны рекомендации руководителю относительно необходимости признания хорошо выполненной работы, высказывания устной благодарности. Этого оказалось достаточно, чтобы повысить у работницы удовлетворенность работой и удержать ее в организации. При этом даже не понадобилось дополнительных финансовых затрат.

Для изучения степени удовлетворенности работой можно использовать тест на удовлетворенность работой Р. Кунина [4]. В отношении этого теста К. Харский, который приводит эту методику в своей книге, не указывает статистических данных о средних показателях лояльных работников. Но такие данные не сложно получить на выборке работников компании. Для этого необходимо протестировать группу успешно работающих сотрудников и подсчитать средний балл их удовлетворенности. В дальнейшем этот показатель можно будет использовать для сравнения с ним степени удовлетворенности других работников. Кроме диагностической ценности, тест представляет интерес в учебных целях. Работа менеджеров с этим инструментом обращает их внимание на важные аспекты удовлетворенности работой персонала.

Тест на удовлетворенность работой
(Р. Кунина)

  1. Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.
  2. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.
  3. Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.
  4. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.
  5. Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.
  6. Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается.
  7. Миссия компании близка и понятна мне, моя работа согласуется с миссией.
  8. Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к компании.
  9. Я имею хорошего друга (друзей) на работе.
  10. За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.

Как добиться успеха

Как добиться успеха? Фото bruce mars, Unsplash

Что такое профессиональный успех?

Что же такое профессиональный успех? Профессиональный успех — совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры, — как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Профессиональный успех включает в себя не просто занятие прибыльным делом, а деятельность, приносящую в вашу жизнь смысл, истинное удовольствие и радость, самореализацию и раскрытие творческих способностей индивида.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующие психологические предпосылки достижения успеха:

Как добиться успеха: от чего зависит успех в профессиональной деятельности?

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами, для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Если изначальный выбор профессии был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне.

В самом начале пути выбора профессии необходимо:

  1. обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный (умножать меру добра), конкретный и реалистичный характер;
  2. адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т.д.);
  3. соотнести способности со своими целями.

Успех профессионального выбора обеспечен, если:

  • учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);
  • выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;
  • работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональной деятельности можно выделить следующие:

  • соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;
  • соответствие профессии требованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;
  • использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;
  • стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;
  • достижение человеком высокого уровня профессионализма;
  • наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;
  • готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;
  • стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;
  • умение заинтересовать общество результатами своего труда;
  • умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессии

Профессионализмом в современном обществе принято считать наличие конкретных профессиональных навыков и качеств, определяющих и характеризующих действующего специалиста, который развивается с течением времени и в контексте профессиональной деятельности.

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешности рассматриваются нижеприведённые психологические характеристики:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых, а не в хаотичных формах, в нужное время, действую по собственному побуждению.

Степень развития мотивационной сферы, которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Коммуникативные навыки и успех

Коммуникативные навыки и успех. Фото Helena Lopez, Unsplash

Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

Самодисциплина и самоконтроль. Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

Умение планировать и управлять временем. Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение.

В отечественной психологии под самоопределением понимается сознательный акт поиска баланса между осознанием субъективных качеств и требований общества или соответствие норм и ценностей окружающей действительности выбору только тех видов деятельности, которые личность воспринимает, как свои.

В психолого-педагогической литературе данный термин употребляется в различных значениях. Наиболее распространённые понятия, отражающие различные типы самоопределения, — это профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Более подробно разберём первые два понятия.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу

Когнитивные особенности личности, влияющие на профессиональный успех

Когнитивные особенности относятся к особенностям познавательной сферы личности и включают в себя психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, память, представление, воображение, речь, мышление и т.д.

Несмотря на разнообразие профессий, можно выделить значимые когнитивные способности, хорошее развитие которых играет значимую роль в профессиональном успехе.

  • эмоциональная — прочно сохраняет пережитые человеком чувства;
  • двигательная — запоминание и воспроизведение движений (лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам и т.д.);
  • словесно-логическая — запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, закономерностей;
  • образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку (присуща художникам, писателям, музыкантам).

Отметим, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной степени взаимосвязаны.

Внимание является направленностью ума, позволяющей выделить конкретное из большого количества раздражителей. Внимание характеризуется такими свойствами как: сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, переключаемость и объём.

Восприятие характеризуется целостным отражением предметов окружающего мира посредством осознания их опознавательных признаков. Функция восприятия заключается в координации и кодировании базовых ощущений для формирования им значений и смысла, полученных не только из внешней, но и из внутренней среды.

Когнитивная ориентация позволяет личности видеть причины своего поведения во внешней среде или в себе самом.

Метакогнитивность проявляется способности человеком учитывать собственные знания, ощущения и другие мыслительные действия, с целью их урегулирования и контроля.

Узнайте больше о том, как когнитивные способности влияют на профессиональный успех здесь.

Во время карантина проведите время с пользой для своего мозга! Вы хотите улучшить память и другие основных когнитивные способности? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Как добиться успеха: факторы успеха

Что собой представляют факторы успеха? Это критерии организации эффективной деятельности, которые в перспективе обеспечат положительную динамику и успех.

В качестве факторов успеха профессиональной деятельности можно выделить:

  • Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.
  • Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.
  • Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Рассмотрим ряд показателей профессионального мастерства:

  • прочные профессиональные знания;
  • комплекс сформированных профессиональных умений;
  • система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;
  • наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность, доброжелательность, толерантность, терпение, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;
  • оптимальный стиль общения или управления коллективом;
  • творческая направленность специалиста.

Профессиональное мастерство невозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Принцип баланса и равновесия регулирует отношения людей не только в профессиональной, но и во всех сферах деятельности. Получая что-то для себя, всегда необходимо отдать взамен немного больше, будь это знания, физическая помощь, моральная поддержка, материальные блага и т.д. Данный принцип построен на принципе обратной связи, грамотное использование которого (в совокупности с другими факторами) обречёт человека на успех.

Когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

  • планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;
  • мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;
  • ингибициязаключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;
  • принятие решений — определение способов на пути достижения цели;
  • когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;
  • рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Как стать успешным? Советы

Как стать успешным? Практические советы. Фото Jason Strull, Unsplash

Как добиться успеха и стать успешным? Практические советы

Станьте настоящим фанатом своей профессии! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования, предложенные руководством организации.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений. Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии, овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например, изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги. Не забывайте, что книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри, постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стОит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, мы будем рады вашим вопросам и комментариям.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Успешная профессиональная деятельность: чем она определяется?

«Человек, который нашел любимую

В первом случае, в процессе трудовой деятельности у человека обязательно приобретаются и формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Эти качества, несомненно, оказываются полезными в жизни . Во втором случае, фактор везения возникает у тех, кто выступает свободным от желаний и целей.

Человек большую часть своей жизни посвящает профессиональному труду. Правильный выбор профессии главная составляющая нашей жизни. Мы счастливы, когда из дома с радостью идем на работу, а с работы удовлетворенными идем домой. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Работа бывает разнообразной, любимой, жизненно необходимой, творческой, скучной, интересной, высокооплачиваемой, неблагодарной, тяжёлой, физической, нудной, низко оплаченной.

Выбор профессии — это не ежеминутное решение, основы выбора закладываются уже в раннем детстве. В играх ребенок неосознанно примеряет на себя разны профессиональные роли и приобретает первый трудовой опыт. Уже в детстве мы решаем: какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны, выбирает любимое занятие по дому.

С выбором профессиональной деятельности человек может столкнуться в любом возрасте.

Что нужно сделать, чтобы выбрать любимую, творческую, интересную, высокооплачиваемую работу и как следствие достичь профессионального успеха.

Первое, это вспомнить, что профессия – это призвание. Призвание овладевает человеком, а профессией же овладевают.

Второе, нужно из огромного спектра трудовых функций выбрать те, которые подходят тебе и действовать.

Третье, необходимо вовремя остановиться, изменить себя и свой статус в профессии, если что-то пошло не так. Бизнесмены говорят, что, если дело не приносит прибыль эго нужно поменять.

Профессия - официально указанное занятие, специальность, род трудовой деятельности личности, владеющей комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

При выборе профессии существует, как минимум, два слагаемых успеха: личные качества, характеризующие человека и специальные требованиями, которые она предъявляет индивиду, формируя деловые качества работника.

Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Успех в профессиональной деятельности, как и в любой другой зависит от индивидуальных способностей человека , от приобретенных им знаний, от мотивации, от стремления к вершинам производительного, творческого труда работать и достигать результатов. Напишем портрет успешного работника, преданному своему делу.

Итак, первое, профессиональная успешность или не успешность зависит развития индивидуальной траектории профессиональной деятельности. Каждый от рождения имеет свои индивидуальные качества: физические способности, умственные, коммуникативные. Хорошие физические данные (здоровье, сила, зрение, слух, память) даны или не даны человеку от природы, их нужно всегда поддерживать и развить .

Умственные или интеллектуальные способности требуют постоянного развития.

В мире всегда ценятся такие качества у людей как уверенность, общительность, образованность, креативность, адекватность. Вывод: от природных физических и умственных способностей, от одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Второй индивидуальный стиль человека — это уровень мотивации для профессионального успеха. Студент, который заинтересован в познании чего-то нового всегда эрудирован, разносторонне развит; рабочий, который настойчиво овладевает трудовыми функциями и повышает производительность труда; специалист, который получает дополнительные профессиональные компетенции и уверенно шагает по карьерной лестнице, осваивает новые трудовые действия, с интересом работает и стремиться к самосовершенствованию. Мотивация это один из главных и эффективных факторов, который обеспечивает успех в деятельности, динамику развития, мотивация — это стремление работать и достигать результатов. Работник должен собственный труд оценивать, как деятельность, которая является источником самоусовершенствования, основой его служебного и профессионального роста, источником благосостояния и морального удовлетворения.

Успешный в профессиональной деятельности человек может с уверенностью объявить выбранную профессию, своим любимым делом.

Факторы, влияющие на успешность карьеры

Путь к вершинам карьерной лестницы, безусловно, тернист и долог. По умолчанию понятно: для того, чтобы сделать успешную карьеру, необходимо эффективно работать и постоянно самосовершенствоваться. Но если секрет так прост, то почему большинство жаждущих успеха, так и не смогут насладиться этим этапом, и оставляют попытки достичь желаемого после череды неудачных попыток.

Прежде всего, следует сказать, что карьера не определяется числом успехов или неудач. Успешная карьера — объединяющее понятие, состоящее из умений, навыков и роста знаний человека.

Что влияет на успешность карьеры

Профессиональную карьеру можно развивать как внутри одной выбранной специализации, так и по линии транспрофессионализации, когда человека овладевает дополнительными навыками и опытом, связанных с расширением не только используемых инструментариев, но области деятельности в целом.

успешная карьера

Кроме того, карьерный рост может быть не только вертикальным (должностной), но и горизонтальным (продвижение внутри отдельной организации) и центростремительным — продвижение к центру управления. Оценивая результаты своей работы, человек должен учитывать не только то, каким количеством людей он руководит, но и то, насколько важно его мнение в принятии решений для будущего компании, и то, какими знаниями (в сравнении с предыдущим периодом) он уже обладает.

Факторы успешной карьеры

Наверняка, неоднократно замечали, как коллеги или знакомые, находящиеся в примерно одинаковых стартовых условиях (образование, опыт, коммуникативные навыки) в конечном итоге занимают совершенно разные высоты.

Дело в том, что карьера сотрудника зависит не только от него самого (как бы парадоксально это ни звучало), но и от внутренних и внешних факторов карьеры, точнее, от способов взаимодействия с ними.

Факторы успешной карьеры

К внешним факторам, воздействующим на успешность карьеры, относятся:

  • общие (внеслужебные и внепрофессиональные взаимоотношения) – семья, политика, культура;
  • специальные (профессиональные) – кадровая политика и закономерности кадрового продвижения, правовые нормы, условия труда. Например, каким бы талантливым ни был новоиспеченный сотрудник, кадровая политика не позволяет повышать его в должности, если стаж меньше 1 года.

Существуют и внутренние факторы, влияющие на успешность карьеры:

  • уверенность в собственных силах, амбициозность, стремление к лидерству. Амбиции способны окрылять человека, а окрыленный человек не будет просто лежать в нужном направлении, а с энтузиазмом подходить к решению производственных задач.
  • профессиональные знания и опыт;
  • интерес к новым знаниям и опыту;
  • способности человека и сфера его интересов;
  • здоровье и стрессоустойчивость. Некоторые уступают первенство другим, лишь по причине страха перед неудачами. В отдельно взятых ситуациях (телевиденье, радио), особое внимание отводится наличию/отсутствию дефектов внешности или речи.

В противовес к факторам, способствующим развитию карьеры, существуют и те, которые замедляют этот процесс, изменяют его направление и даже полностью тормозят.

факторы влияющие на успех карьеры

Среди факторов, тормозящих карьеру, выделяют сдерживающие и оказывающие сопротивление факторы. Если сдерживающие факторы напрямую зависят от уровня внутренних ресурсов человека (плохая мотивация, физические особенности, недостаток знаний), то повлиять на факторы сопротивления сотруднику не всегда под силу. Самыми распространенными примерами факторов сопротивления является конкуренция со стороны коллег, а также боязнь руководителя, что подчиненный может занять его место.

Как построить успешную карьеру и преодолеть факторы торможения

Факторы, влияющие на успешность карьеры

Нет предела совершенству, и предела знаниям тоже нет. Даже если кажется, что знаете о своей работе все, продолжайте учиться, осваивайте смежные направления, информация о которых поможет сделать работу эффективнее. Кроме того, не стоит бояться горизонтальных продвижений (перевод в другой отдел), возможно именно там появится шанс проявить себя и достичь желаемых результатов.

Будьте тактичны и внимательны. Никто не любит зазнаек и выскочек, поэтому необходимо корректно высказывать свою точку зрения, стараясь не вызывать гнев коллег.

Научитесь отделять личную жизнь от работы: избегайте частых телефонных разговоров с друзьями и родственниками в рабочее время, не переходите на личностное обсуждение коллег. Следите за своим внешним видом. Потенциальный руководитель всегда должен выглядеть чисто, опрятно и аккуратно.

Читайте также: