Что входит в каждую из составляющих правосознания специалиста социальной работы правовая послушность

Обновлено: 25.04.2024

2. Правовое воспитание и правосознание современной личности……………..

Список использованной литературы………………………………………………

С развитием экономической, политической и социальной жизни общества меняются и взгляды поколения. С моментом появления пятой информационной революции, современная молодёжь в своем большинстве воспитывается в основном на прогрессе развития информационных и телекоммуникационных технологиях. Нормальным способом в современном обществе становиться невербальное общение, что формирует колоссальное влияние на интересы и взгляды молодёжи. Такое влияние удаляет нравственное воспитание от нынешнего поколения, переориентирует общественность на агрессию, равнодушие, приводит к национализму, правовой безграмотности.

Актуальностью темы является повышение уровня правовой культуры обучающихся, развитие правосознания, а также острая проблема правовой безграмотности молодежи.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предлагаемые в работе качественные характеристики, диагностические методики позволяют определить уровень правосознания студентов. Так же предложены методические рекомендации по формированию правосознания студентов.

Определение обучающимися правовых знаний;

Формирование правового самосознания

Выявление проблем правопонимания и правосознания молодежи;

Выявление основных методов по формированию и развитию правосознания у обучающихся.

Невозможно воспитать правовою нравственность у обучающихся не знающих основ Конституции, сущности права и законодательной системы.

Правовое воспитание и правосознание современной личности

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Повышенный интерес к модернизированным информационным технологиям изменяет приоритетность знаний, тем более правовых.

Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом и государством.

В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих обучение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Формирование правовой культуры обучающихся – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий освоение студентами правового опыта, выбранного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества правосознания и подготовку в адекватному правовому поведению в современной реальности; процесс становления личности обучающихся как субъекта правоотношений.

Усвоение правовых знаний становиться эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно современное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовою информацию и пользоваться ею, а это значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает обучающихся к самостоятельному и автономному существованию.

В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования молодежи, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.

В процессе формирования правовой культуры речь идет о воспитании личности. Недостаточно сказать студенту. Что он обязан уважать права человека.

Необходима специальная методика, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Правовая культура является одной из основных составляющих культуры общества.

Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов, степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества, отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка.

Одной из основных задач исследования является необходимость выявления уровня правосознания и правовой культуры у молодежи.

Критериями оценки правовой культуры личности являются следующие:

- ее отношение к праву и другим правовым явлениям;

- осознание их ценности, уважение к правам другого человека;

- привычка правомерного поведения;

Согласно проведенному исследованию с помощью видов сбора информации: опроса и анкетирования были выявлены следующие показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся (показатели указаны из 100% опрошенных):

Отношение к праву

Привычка соблюдать право (закон)

При указанных видах сбора информации были определенны основные вопросы для выявления показателей:

- Для чего устанавливается право?

- Что такое право?

- Как вы относитесь к праву?

- Часто ли Вы пользуетесь законом?

- Часто ли Вы поступаете по закону?

По данным показателям исследования можно определить следующие выводы:

Данные свидетельствуют, что большинство обучающихся не могут правильно определить значение права, сущность и правовое регулирование. Из 100% опрошенных, только 60% смогли конкретно определить сущность права. Это говорит о том, что интерес к познанию права не является приоритетной целью в обучении.

Из указанных показателей можно сделать вывод, что отношение к праву у обучающихся имеет средний интерес, что составляет 45%. Данные критерии говорят о том, что многие опрошенные изначально проявляют интерес к праву, но в процессе исследования права сталкиваются с проблемой правопонимания и интерес снижается.

Согласно показателям привычки соблюдать право, небольшая часть опрошенных может с уверенностью сказать, что в необходимых случаях в первую очередь пользуется законом. Это говорит о том, что основная проблема состоит в доверии закону и праву в целом. Из этого следует, что правовая безграмотность остается у молодого поколения одной из основных проблем правосознания.

Что касается правовой активности, то исследования показали, что меньшая часть опрошенных часто поступают по закону. Это говорит о том, что правовой нигилизм у молодежи является острой проблемой правовой культуры.

Решением указанных проблем является применение определенных методов при обучении студентов:

1 метод. Разъяснение основ Конституции РФ и других нормативно-правовых актов как способов защиты своих интересов и законных прав как человека и гражданина. Объяснение студентам, что наш главный закон страны – это не негативный документ, запрещающий различные способы выражения своих прав, а это гарант наших прав и свобод, который признает их наивысшей ценностью. Способами выражения данного метода являются:

- изучение основ Конституции РФ;

- разработка схем прав и свобод человека и гражданина по способам и сферам их выражения.

Важно на начальном этапе обучения построить доверие обучающихся к праву, обратить их внимание на гарантированность государством их прав и свобод. Только на крепком фундаменте доверия можно строить основные знания о праве.

2 метод. Изучение обучающимися системы государственной власти – это способ объяснить студентам, что государство не враг обществу и человеку, а орган, предоставляющий гарантии осуществления наших прав и интересов, а также контролирующий орган, имеющий задачу – предотвратить неблагоприятные последствия или смягчить степень этих последствий в отношении тех лиц, чьи права могут нарушаться или уже нарушены. Определение путей профилактики правового нигилизма.

Важно помнить, что совершая какое-либо действие (бездействие) – нужно изначально подумать, не нарушает ли такое действие законные права и интересы других лиц. Молодёжь должна уметь уважать чужие убеждения, взгляды, интересы и законные права.

Данный метод возрождает воспитание правовой молодёжи, повышает правовую грамотность.

3 метод. Это усиление основ защиты своих прав; способ повышения правовой культуры у студентов. Выражается с помощью закрепления общего уровня знаний и объективного отношения к праву, повышения уровня правосознания и правовой активности как граждан государства; предоставление правовой информации таким образом, чтобы она превратилась в правовые убеждения. Студенты, имеющие правовые взгляды и убеждения, будут поступать правомерно – в соответствии с законом.

Данный метод является важным началом формирования юридически зрелой личности, определяя её активную правовую позицию. Способом выражения указанного метода является применение на уроках практических задач, способов их разрешения; закрепление умений разрешения конфликтных ситуаций в праве, самостоятельного создания студентами схем, презентаций, повышающих уровень правовых знаний.

4 метод – это изучение на уроках законодательных актов, присущих деятельности студентов, согласно их специальности. Разъяснение нормативно-правовых актов, регулирующих специфику деятельности будущей профессии студентов, повышает интерес обучающихся к предмету, формирует специальные знания в выбранном направлении, базис умений применения нормативно-правовых актов в своей будущей деятельности.

В результате применения указанных методов выявляется положительная динамика в развитии правовой личности, повышается интерес к предмету, возникает позитивное отношение к стране, обществу, увеличивается качество изучаемого материала, наблюдается правовая грамотность.

Глава 2. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

§ 2. Правосознание и правоисполнительное поведение

Правосознание - сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и регуляцией правозначимого поведения; совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальных групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Правосознание - психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок - вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях. "Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неуспех самое совершенное законодательство" [161]. Добавим к этому: законодательство, не учитывающее правосознание масс, и не может быть совершенным!

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.

Общественное правосознание - сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией - системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.

Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением личности о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни индивидуального правосознания проявляются при осознании личностью сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.

Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью компетентных взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

В повседневном поведении людей существенное значение приобретают модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Оценочная сторона индивидуального правосознания выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям, определении их смысла и значения.

Регулятивная функция правосознания связана с контролированием правозначимого действия и оценкой его результатов. Регулятивная сторона правосознания - проявление правосознания в действии, правомерном поведении.

Правомерное поведение - поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат основным устоям общества, выраженным в правовых нормах.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании - солидарности личности с правом или в правовом негативизме - отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью и осуществляется на установочном уровне.

Правосознание и связанные с ним правовая идеология и правовое мировоззрение - одна из основных сфер духовной жизни общества и личности, определяющих престиж права, его ценность и эффективность в данном обществе.

Правосознание - явление субъективное, социопсихическое. Оно в большей мере коррелирует с сущностью права, чем с отдельными правовыми нормами, с субъективным пониманием правомерности, правовой целесообразности.

Правосознание - механизм общей оценки правозначимых явлений, нередко выражающийся не в обоснованных умозаключениях, а в правовой интуиции, чувстве правомерности и законности.

Однако в содержание правосознания входит и конкретно-смысловая трактовка правозначимых категорий и понятий. И это зависит от правовых традиций общества, от его социально-исторического опыта. Для российского общества характерна тенденция умаления правового значения многих социальных отношений. Различно и отношение к праву различных социальных групп. А эпоха советского тоталитаризма выработала у общества особое, "просительное" отношение к праву [100].

В последнее время резко возросла мотивация получения правовых знаний. Однако отдельные социальные слои и группы по-прежнему находятся в состоянии полной правовой безграмотности. Для большинства же членов нашего общества право ассоциируется только с императивным законом. Понятие "закон" все еще больше ассоциируется с понятием "обязанности", а не с правами человека.

Массовый правовой нигилизм постоянно подкреплялся "презумпцией виновности".

В качестве же правовой идеологии и правового мировоззрения правосознание образует ядро правовой культуры общества, определяет уровень развития права в данном обществе, способность членов общества к правовому мышлению, научной организации законодательства, реализации правоприменительных процедур.

Реализация правовых норм в реальном поведении человека - сложный социально-психологический и индивидуально-психологический процесс. Однако не психологические процессы детерминируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само формируется условиями жизнедеятельности людей.

Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, его способностью к соционормативной саморегуляции.

Дефекты правосознания - не столько "правовые пробелы", сколько негативное отношение к социальным требованиям, противопоставление им узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения - не "дефекты" правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти "дефекты" порождают.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три уровня:

1)правопослушное - потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;

2) правоисполнительное - цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности, подверженности социально-групповому давлению;

3) законоисполнительное - потребности, желания, интересы личности не совпадают с правовыми требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Определить уровень общей и правовой социализации личности можно лишь на основе выявления подлинных мотивов ее поведения.

В ряде случаев индивидуальное поведение личности может быть правомерным, законоисполнительным, но мотивы такого поведения могут иметь конъюнктурный характер. (Не лишенный прозорливости Остап Бендер в определенной мере проявлял социальную адаптированность, не желая вступать в конфликт с уголовным кодексом, но его поведение было близким к поведению асоциальному.)

Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений - проявления социально неадаптированного поведения.

Правосознание как отражательно-регулятивный, психический механизм связано с различными объектами отражения.

В зависимости от специфики правозначимого объекта отражения можно выделить различные сферы правосознания. Они соответствуют различным отраслям права и видам правоотношений.

Как и сознание в целом, правосознание может быть теоретическим и эмпирическим (обыденным).

В зависимости от конкретных носителей правосознание может быть массовым и локальным, стихийным и специализированным и, как уже отмечалось, - общественным, групповым и индивидуальным.

Различные социальные общности обладают и своим уровнем общего психического развития, и определенным уровнем развития их правосознания. Вектор правосознания возвышается от асоциальных групп до глубоко социализированных слоев общества.

Праворегулирующие органы должны постоянно располагать объективной научной информацией о состоянии правосознания общества в целом и в отдельных социальных общностях, осуществлять конкретное адресное воздействие на общности с критически низким уровнем правосознания.

Эффективность же правоприменения зависит от правосознания правоисполнителей, их социально-правовой компетентности. Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использовал категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.

Правосознание юриста должно быть правозащитным. Правосознание же населения зависит от состояния правопорядка в данном обществе. Оно особенно чувствительно к состоянию государственного управления обществом.

Массовая коррумпированность значительной части наших государственных чиновников наносит непоправимый урон общественному сознанию, ведет к резкому отчуждению части населения от власти и тех законов, которые эта власть принимает.

Наше общество бесповоротно вступило на путь цивилизованного развития. Однако экономические, идеологические и психологические травмы, нанесенные тоталитаризмом, остаются пока трудноисправимыми. Не только власти, но и само общественное сознание еще не вполне готовы к принятию и осуществлению кардинальной социальной реформации на основе личностной автономии, частной собственности и частной предпринимательской инициативы. Утрачен сам навык свободного, частного бытия человека. Хорошие законы во многих случаях отторгаются плохими привычками, раболепием перед власть имущими чиновниками.

Социально-экономический кризис нашего общества сопровождается, к сожалению, резким возрастанием правового нигилизма. Преступные организации стали, по существу, самостоятельной не только экономической, но и политической силой. Дестабилизация государственного управления, дефекты правовой системы и практики правового регулирования резко снизили уровень массового правосознания. Неуважение к закону порождается и противостоянием региональных и федеральных законов. Инструкции местных начальников обретают большую силу, чем власть закона. Соблюдение прав человека ущемляется повсеместно. Между тем известно, что там, где нет законной свободы, там неизбежно торжествует власть беззакония. Подавляющее большинство населения не верит и в то, что перед законом все равны. 20 % трудоспособного населения включено в криминальную экономику! [72] На вопрос: "Каким способом можно взыскать долг с должника?" 40,5 % высказалось за обращение к "крыше" [145].

Примечательно и то, что в качестве "крыши" выступают не только криминальные элементы, но и ветеранские организации, бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, частные охранные фирмы, сотрудники налоговой полиции и даже работники прокуратуры.

Противоречивость нашего бытия порождает противоречивость массового правосознания. Сформирована "парадоксальная личность, которая способна одновременно и принять, и отвергнуть социальные нормы" [158,94].

Дестабилизационные процессы, возникшие в нашем обществе, вызвали резкое ослабление соционормативной саморегуляции. Возникло описанное еще Э. Дюркгеймом явление аномии, при котором люди сознательно уходят от обязывающих социальных норм из-за невозможности удовлетворения их насущных потребностей правомерными способами.

Недостаточная правовая организованность социально-экономического пространства приводит к массовому уходу людей в "дикое поле".

Ослабление связи личности с обществом неизбежно ведет к ее соционормативному саморазрушению. Личность уходит в малые замкнутые группы, игнорируя общенормативные требования больших социальных групп и общества в целом. И уже только в жестко организованных корпоративных группах личность может найти необходимые условия для своего существования. Такова социально-экономическая и социально-психологическая цена некомпетентных социальных перестроек. И было бы по крайней мере наивно объяснять возникшую в этих условиях массовую девиантность "дефектами" правосознания. Не правосознание само по себе, а реальные социально-экономические условия определяют особенности человеческого поведения.

Правосознание, конечно, регулирует правозначимое поведение членов общества, но само правосознание определяется условиями их повседневной жизни.

В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.

Психология социально-правовой деятельности - Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.

Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.

При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.

Социальные явления правосознания

При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).

Система психологических знаний в социальной работе

Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.

Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.

Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.

Психологические методы социальной работы

В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.

Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.

Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.

Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.

Психология социально-правовой деятельности - Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.

Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.

При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.

Социальные явления правосознания

При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).

Система психологических знаний в социальной работе

Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.

Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.

Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.

Психологические методы социальной работы

В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.

Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.

Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.

Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: