Что такое вторая профессия

Обновлено: 18.05.2024

Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.

В этом случае в трудовой книжке:

в графе 1 раздела "Сведения о работе" ставится порядковый номер записи,

в графе 2 указывается дата установления второй профессии,

в графе 3 делается примерно такая запись: "Установлена вторая профессия (указывается наименование) с присвоением такого-то разряда",

в графе 4 указывается соответствующее удостоверение (иной документ), его номер и дата.

Сведения о работе

│ N │ Дата │ Сведения о приеме на работу, │Наименование, дата и │

│ записи ├─────────┬──────────┬───────┤ переводе на другую постоянную │ номер документа, на │

│ │ число │ месяц │ год │работу, квалификации, увольнении (с │ основании которого │

│ │ │ │ │ указанием причин и ссылкой на │ внесена запись │

│ │ │ │ │ статью, пункт закона) │ │

│ 7 │ 24 │ 03 │ 2009 │ Присвоена вторая квалификационная │ Приказ от │

│ │ │ │ │ категория по должности "учитель" │ 24.03.2009 N 17-кв │

Слесарю-ремонтнику установлена вторая профессия "Электрогазосварщик" с присвоением 3 разряда. Получение новой профессии подтверждается удостоверением N 985-15 от 02.02.2009.

В этом случае в трудовой книжке делается запись так, как это показано на с. 86.

Запись об обучении на курсах

Внесение в трудовую книжку записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров предусмотрено подп. "б" п. 21 Правил ведения трудовых книжек.

Отметим, что, как правило, в результате обучения, направленного на повышение квалификации, работнику не присваивается новая квалификация, а выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации или свидетельство о повышении квалификации (Приложение N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13).

Порядок внесения записи в трудовую книжку для такого случая в нормативных документах не установлен.

По нашему мнению, запись о повышении квалификации нужно вносить в следующем порядке.

Основанием для внесения в трудовую книжку указанной записи, как правило, служит соответствующий приказ (распоряжение) работодателя. Такой приказ (распоряжение) издается работодателем на основании надлежащим образом оформленного документа (диплома, справки учебного заведения, выписки из приказа об окончании курсов), подтверждающего время обучения работника. Оформление записи производится следующим образом:

в графе 1 указывается порядковый номер записи;

в графе 2 - дата внесения записи;

в графу 3 вносится запись о периоде обучения;

в графе 4 указываются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, в соответствии с которым в трудовую книжку вносится запись, либо ссылка непосредственно на документ, подтверждающий время обучения работника, с указанием даты, номера и наименования (наименования вида документа).

Сведения о работе

│ N │ Дата │ Сведения о приеме на работу, │Наименование, дата и │

│ записи ├─────────┬──────────┬───────┤ переводе на другую постоянную │ номер документа, на │

│ │ число │ месяц │ год │работу, квалификации, увольнении (с │ основании которого │

│ │ │ │ │ указанием причин и ссылкой на │ внесена запись │

│ │ │ │ │ статью, пункт закона) │ │

│ 7 │ 02 │ 02 │ 2009 │ Присвоена вторая профессия │ Удостоверение от │

│ │ │ │ │ "Электрогазовщик" с присвоением 3 │ 24.03.2009 N 985-15 │

Работник в период с 01.09.2008 г. по 01.04.2009 г. обучался на курсах по повышению квалификации в Финансовой академии.

Запись об обучении на курсах вносится в трудовую книжку так, как показано на с. 88.

Сведения о работе

│ N │ Дата │ Сведения о приеме на работу, │Наименование, дата и │

│ записи ├─────────┬──────────┬───────┤ переводе на другую постоянную │ номер документа, на │

│ │ число │ месяц │ год │работу, квалификации, увольнении (с │ основании которого │

│ │ │ │ │ указанием причин и ссылкой на │ внесена запись │

│ │ │ │ │ статью, пункт закона) │ │

│ 7 │ 03 │ 04 │ 2009 │В период с 01.09.2008 по 01.04.2009 │ Приказ от │

│ │ │ │ │фикации в Финансовой академии │ │

Глава 8. Внесение в трудовую книжку исправлений

Внимание! Внесение исправлений путем зачеркивания неверной записи не допускается.

Исправление ошибочных записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.

В таком же порядке производится исправление записи об увольнении работника (переводе на другую постоянную работу) в случае признания увольнения (перевода) незаконным (п. 30 Правил ведения трудовых книжек).

Исправленные записи должны соответствовать документу, на основании которого они были внесены. В случае утраты такого документа либо несоответствия его фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке (п. 29 Правил ведения трудовых книжек).

Следует также отметить, что по общим правилам вносить исправительные данные в трудовую книжку на основании свидетельских показаний нельзя, однако из этого правила существуют исключения. Таковыми являются записи, в отношении которых имеется судебное решение, или случаи массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства).

Ошибку допустил нынешний работодатель

В этом случае в трудовой книжке сначала делается запись о том, что запись под определенным номером недействительна, и затем вносится новая (правильная) запись.

Работница была принята на работу в ООО "Орхидея" на должность бухгалтера. Однако инспектор кадровой службы при заполнении трудовой книжки сделал ошибку и внес запись о том, что работница принята на должность кассира.

Исправительные записи в этом случае делаются так, как показано на с. 91.

Работница Жукова уволилась из ООО "АйСи Групп" 06.04.2009 г. по собственному желанию. При заполнении трудовой книжки работник кадровой службы допустил ошибку и сделал ссылку на пункт 3 статьи 81 ТК РФ.

Ошибка была замечена уже после того, как Жукова поставила свою подпись в трудовой книжке. В такой ситуации исправления в трудовую книжку вносятся так, как показано на с. 92.

Сведения о работе

│ N │ Дата │ Сведения о приеме на работу, │Наименование, дата и │

│ записи ├─────────┬──────────┬───────┤ переводе на другую постоянную │ номер документа, на │

│ │ число │ месяц │ год │работу, квалификации, увольнении (с │ основании которого │

│ │ │ │ │ указанием причин и ссылкой на │ внесена запись │

│ │ │ │ │ статью, пункт закона) │ │

│ │ │ │ │ Общество с ограниченной │ │

│ 12 │ 15 │ 03 │ 2008 │ Принят на должность кассира │ Приказ от │

│ 13 │ 15 │ 03 │ 2008 │Запись за кассиром 12 недействите-│ Приказ от │

│ │ │ │ │льна │ 15.03.2008 N 23 │

│ │ │ │ │Принята на должность бухгалтера │ │


"Рис. 15"

Прокрутить вверх


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.



Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Состоявшиеся специалисты стали всё чаще задумываться о том, что им важно в работе — и стали активно искать более комфортные условия труда, более интересные задачи, более прибыльные вакансии. Работа мечты сегодня — это уже не про стабильность и упорядоченность, а про творчество, вызов, рост.

Как сменить профессию во взрослом возрасте: варианты переобучения

Андрей Кокшаров

С возрастом любому человеку свойственна переоценка ценностей — она происходит из-за личностного роста, взросления или даже выгорания на работе.

Для взрослого, активного, склонного к саморазвитию и способного обеспечить свою жизнь человека характерен ряд принципов, направленных на реализацию личных устремлений.

? Принцип саморазвития и интеллектуального роста

Этим принципом определяется стремление вести активную жизнь, развиваться в профессии и получать новые навыки из разных областей. Для его реализации человек посещает курсы, тренинги, ходит на консультации, экскурсии и т. д.

Принцип саморазвития помогает человеку увидеть свои возможности под иным углом, осознать свою востребованность в той или иной сфере, в рамках которой он может и хочет развиваться.

? Принцип отождествления

Этот принцип означает стремление соответствовать потребностям общества и рынка в своей отрасли.

При этом развитие в рамках конкретного профессионального направления предполагает возможность переключиться на иное, которое вызывает больше интереса и больше востребовано в обществе или на рынке труда в данный момент.

? Принцип осознанности

Принцип осознанности позволяет человеку явно понимать и представлять свои цели, личные задачи, склонности и способности, выбирать личный трек развития, интересный ему и делающий его уникальным на рынке труда.

Перечисленные принципы вместе с обстоятельствами жизни: желанием больше зарабатывать, заниматься интересным делом, сменить место жительства, отсутствием перспектив на текущей позиции — приводят взрослого человека к необходимости сменить профессию и обрести новые навыки, чтобы получить возможности для дальнейшего карьерного роста.

Когда пришло понимание, что пора менять карьеру, человек начинает анализировать рынок, искать возможности и пути роста. И перед переходом на новую позицию возникнуть такие барьеры →

◽️ Нет актуальных знаний в профессиональной сфере

Человек окончил вуз 10-15-20 лет назад, пришёл на работу и на текущем уровне знаний и навыков ему хватало, но для карьерного рывка их уже недостаточно, так как рынок ушёл вперёд.

◽️ Знания есть, но нет формального подтверждения: сертификата или диплома

Человек регулярно самообучался ради интереса, изучал новые инструменты, но у него на руках нет формального подтверждения этих знаний — диплома или сертификата, который можно прикрепить к резюме или показать на собеседовании с HR.

◽️ Нет необходимого профессионального статуса

Для ряда профессий требуется определённый профессиональный уровень или статус: например, для карьеры в госслужбе нужна оконченная магистратура, для большинства топ-менеджерских позиций в крупных компаниях — MBA или статус магистра, для силовых структур — служба в армии.

◽️ Нет необходимого опыта работы

В резюме не хватает профильного опыта, портфолио или проектов, которые нужны для интересующих позиций.

Помимо высшего образования, для многих современных позиций больше ценятся специалисты с широким набором навыков и подвижным мышлением.

Таким образом, различные уровни образования оказывают значительное влияние на развитие карьеры, возможность смены профессии или карьерной траектории.

Если барьеров не возникло, то и потребность в переобучении не появляется — человек просто переходит на интересное ему место.

Если же возник один или несколько барьеров из списка, их приходится преодолевать — чаще всего, появляется мысль пройти переобучение, получить дополнительное высшее образование или найти стажировку, чтобы наработать недостающий опыт.

Выбор подходящего варианта будет зависеть именно от того, какие препятствия возникли — поэтому так важно вначале определиться со своими карьерными целями, а затем уже действовать.

Рассмотрим, какие существуют варианты обучения и переобучения для взрослого человека.

Курсы

Дополнительные общеразвивающие программы (ДОП)

ДОП — это формальное название небольших по длительности курсов, которые базово раскрывают указанную тему. Таких курсов много, их делают как крупные образовательные компании, так и отдельные эксперты.

Эти курсы не подходят для переквалификации или получения новой профессии, но помогают познакомиться с новой сферой или расширить кругозор в определённой тематике. Обычно после прохождения такого курса выдаётся сертификат, который подтверждает, что студент прослушал определённый набор информации. Пройти такие курсы может любой желающий.

Для какой цели подходят: познакомиться со сферой, расширить кругозор.

Для чего не подойдут: получить новую профессию, переквалифицироваться, повысить квалификацию.

Длительность: небольшая — несколько учебных часов.

Основные плюсы: большой выбор курсов, лёгкость прохождения, длительность.

Минусы: несистемность, нельзя получить диплом о новой профессии.

Примеры дополнительных общеразвивающих программ:

Дополнительное профессиональное образование

ДПО — это курсы и программы для повышения квалификации в конкретной сфере или для профессиональной переподготовки. Такие программы более интенсивные и более объёмные, чем ДОП, и направлены конкретно на получения новых профессиональных навыков.

После окончания курсов ДПО выдаётся либо удостоверение о повышении квалификации (УПК), либо диплом о профессиональной переподготовке (ДПП).

Важный момент — обучаться на программах ДПО могут только люди, уже имеющие среднее специальное или высшее образование или те, кто находится в процессе его получения. Если такого образования нет, получить диплом ДПО невозможно.

Для какой цели подходят: быстро набрать скиллсет, подтянуть знания в определённой области, изучить конкретные профессиональные инструменты, переквалифицировать в новую профессию.

Для чего не подойдут: для глубокого и системного погружения в профессиональную сферу — курс ДПО не поможет стать высококлассным инженером, управленцем или врачом.

Длительность: от 16 часов — для программ повышения квалификации, от 250 часов — для программ профессиональной переподготовки.

Основные плюсы: практикоориентированность, длительность, интенсивность, стоимость. ДПО нацелены на то, чтобы получить конкретные профессиональные навыки и знания без лишней воды. Повысить квалификацию или освоить новую профессию при помощи ДПО можно гораздо быстрее и дешевле, чем при помощи классического высшего образования.

Минусы: глубина погружения в профессию и необходимость наличия среднего или высшего образования. Так как курсы ДПО рассчитаны на получения конкретных навыков, они могут не сложиться в систему знаний.

Примеры программ профессиональной переподготовки:

Примеры программ повышения квалификации:

Высшее образование

Бакалавриат: офлайновый или дистанционный — онлайн-бакалавриат

Бакалавриат, как и специалитет — первая, начальная ступень высшего образования.

Бакалавриат в очном офлайн-формате — это обязательное присутствие студента на парах, зачетах, экзаменах и при защите выпускной работы. При заочной форме студент приезжает только на сдачу сессий, при дистанционной — всё обучение происходит в онлайне.

Поэтому для организации эффективного онлайн-обучения важно использовать специальные подходы и инструменты, которые повышают эффективность учебного процесса. Например, записанная часть лекций должна быть в виде высококачественных студийных роликов, поделённых на короткие отрезки с разграничением по времени. Это помогает фокусироваться на теме и лучше её проработать.

Для какой цели подходит: с нуля освоить базу профессии, продолжить обучение после школы, для старта карьеры или работы на линейных должностях.

Для чего не подойдёт: быстро освоить практические навыки в профессии, глубоко изучить сложную профессию или вырасти в карьере вне линейных должностей.

Длительность: в среднем около 4 лет.

Основные плюсы бакалавриата:

Дополнительные плюсы онлайн-бакалавриата:

  • возможность совмещать с работой даже при очном обучении;
  • возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
  • личное отношение преподавателя не влияет на успеваемость;
  • более простые и прозрачные процессы обучения, более чёткий план и продуманная организация учёбы;
  • наличие не только академических преподавателей, но и преподавателей-экспертов из рынка;
  • постоянная актуализация и обновление учебных материалов, обучение дополняется свежими кейсами;
  • больше приближённой к реальным задачам практики.

Минусы бакалавриата:

  • бакалавриата недостаточно для сложных профессиональных и научных сфер, а также для руководящих должностей;
  • при этом для некоторых новых цифровых профессий — копирайтер, SMM-специалист, таргетолог и т. д. — бакалавриата либо не существует, либо он избыточен, такие профессии можно легко освоить на курсах ДПО;
  • бакалавриат даёт лишь базу профессии, без глубокого погружения;
  • длительность и стоимость для платных программ.

Магистратура: офлайновая или дистанционная — онлайн-магистратура

Магистратура — это вторая ступень высшего образования. Прохождение программы в магистратуре позволяет освоить узкопрофильные и аналитические компетенции, получить основу для развития своей карьеры и даёт возможность занять ряд должностей в топ-менеджменте или на государственной / военной службе.

Для какой цели подходит: глубоко погрузиться в профессию, начать заниматься научной деятельностью, освоить смежную профессию, для роста в карьере и нетворкинга с коллегами из сферы.

Для чего не подойдёт: для быстрого старта в профессии, для быстрого освоения инструментов с нуля.

Длительность: от полутора лет.

Основные плюсы:

  • системность и глубокое погружение в профессию, возможность освоить новую или смежную сферу;
  • ценность диплома для работодателя;
  • возможность занимать руководящие позиции или позиции, для которые обязательна степень магистра;
  • возможность запустить свой проект в процессе обучения и нарастить профессиональное портфолио;
  • развитие профессионального бренда, нетворкинг с коллегами из сферы.

Дополнительные плюсы онлайн-магистратуры:

  • возможность углубиться в профессию без отрыва от текущей работы, совмещать обучение с работой даже при очном формате программы;
  • возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
  • профессиональный нетворкинг с коллегами и экспертами из различных городов страны;
  • возможность перенимать опыт у практикующих экспертов из рынка, получать их консультации;
  • постоянная актуализация контента в соответствии с изменениями на рынке.

Минусы:

  • для прохождения магистратуры необходимо высшее образование — бакалавриат или специалитет;
  • стоимость платных программ;
  • в большинстве классических вузов есть проблема преобладания теории над практикой.

Примеры магистерских программ:

Самообучение

Освоить новую профессию можно самостоятельно: теорию найти в книгах и интернете, практику — наработать на стажировках, а на ряд позиций можно устроиться без профильного диплома.

Современные компании всё чаще обращают внимание на навыки конкретного кандидата, без привязки к дипломам и регалиям. Так, у наиболее активных, эрудированных и организованных людей с развитыми soft skills есть шанс перейти в новую профессиональную сферу самостоятельно, за счёт самообучения / переобучения на новом рабочем месте и личных устремлений.

Теоретические знания для многих профессий, особенно современных, можно найти в открытых источниках — хотя потребуется время на их поиск, систематизацию и отсев лишних или неактуальных данных. Можно обратиться за консультацией к уже работающим специалистам или устроиться на стажировку.

Стажировка позволяет моментально погрузиться в реальную среду, начать работать над реальными, а не учебными проектами, и получать персональную обратную связь от руководителя или наставника.

Также самообучение характерно для ситуаций, когда внутри одной компании человеку предлагают перейти на смежную или совсем другую позицию — такое случается, если бизнесу нужно закрыть конкретные задачи, а на поиск внешнего специалиста нет времени или ресурса. Тогда приходится осваивать новую профессию прямо в ходе работы.

Иногда можно самостоятельно попроситься на другую работу внутри компании — если есть желание развиваться в новой сфере. Руководители обычно идут навстречу такой инициативе, если хотят сохранить перспективного сотрудника в команде, пусть и на другой должности.

Для какой цели подходит: для развития с нуля, когда нет времени и ресурса обучаться; для тех, кто вынужденно или по желанию переходит на другую позицию внутри компании; для быстрого закрытия текущих задач.

Для чего не подойдёт: для быстрого и глубокого погружения в новую профессию, для устройства на позиции, где нужен профильный диплом.

Длительность: от нескольких месяцев до бесконечности.

Основные плюсы:

  • возможность переобучаться в собственном ритме;
  • моментальное погружение в рабочую среду;
  • возможность быстро закрыть срочные задачи;
  • быстрый выход на первый доход;
  • дешевизна — самообучение обычно относительно бесплатное или совсем бесплатное.

Минусы:

  • необходимость переработать большое количество информации, в которой нет системности;
  • отсутствие обратной связи и помощи со стороны преподавателя;
  • отсутствие подтверждения знаний — нет диплома или сертификата, который бы стал подтверждением новых знаний и умений;
  • снижение уровня дохода на время стажировки или переобучения, необходимость иметь финансовую подушку на время переобучения;
  • необходимость развитого умения обучаться и самостоятельно следовать расписанию и дедлайнам.

Резюмируем

Современный мир предлагает множество вариантов смены профессии во взрослом возрасте: от относительно быстрых и недорогих (самообучение, курсы) до фундаментальных (высшее образование). Любой из этих вариантов — правильный.

При выборе обучения важно смотреть на то, каких целей хочется достичь, и опираться именно на них.

Истории тех, кто решился на смену профессии во взрослом возрасте:

Но и без всяких оснований большинству людей — это не зависит от профессии и уровня мастерства — работа с годами приедается, начинает казаться менее перспективной или выгодной. Так называемый “кризис среднего возраста” — то самое время, когда мысли о второй профессии становятся настойчивее.

Психоаналитик Эрик Эриксон обозначил три этапа зрелости: близость, продуктивность и цельность. У каждого этапа свои задачи и психологические кризисы.

Первый этап взрослой жизни, близость, соответствует возрасту от 21 до 35 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о других, завязывать дружеские отношения, доверять другим, не боясь потерять при этом себя. Все силы взрослого молодого человека направлены на “запуск” карьеры, а также, как правило, на создание семьи.

Третий, заключительный этап зрелости, цельность, начинается примерно в 55 лет. Человек подводит итоги жизни, переосмысливает ее и примиряется с ней. А в промежутке, на этапе продуктивности, который продолжается примерно с 35 до 55 лет, человек начинает размышлять о судьбах людей, не относящихся к его семейному кругу, задумываться об устройстве будущего мира, жизни грядущих поколений. (Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, замыкается на самом себе, и главной его заботой становится собственный комфорт.)

Нередко спустя 15 лет после получения диплома человек пресыщается работой, даже если она гарантирует высокий социальный статус и хорошую зарплату. На этом этапе жизни людям нужно с кем-то поговорить о том, что бередит душу. Тогда есть шанс правильно выбрать новую профессию. Более того, возможно, благодаря этому откроется второе дыхание и незачем будет уходить со старой работы.

Чтобы не прогадать, выбирая вторую профессию, нужно обязательно учитывать то, что психологи называют эго-идеалом. Это наша путеводная звезда, идеальный образ себя самого, который определяет, каким человек хочет себя видеть и каких целей хотел бы достичь.

Люди всю жизнь стремятся соответствовать эго-идеалу, но это никому и никогда не удается. Чем большего человек достигает, тем большего ему хочется. Но когда нам кажется, что мы приближаемся к этому идеальному образу, наше самоощущение улучшается. Чем больше пропасть между эго-идеалом и сегодняшним образом, тем больше мы себя не любим, тем сильнее нас гнетут депрессия и чувство вины, тем менее адекватно мы себя ведем.

Поскольку эго-идеал закладывается в раннем детстве, зачастую мы не очень четко себе его представляем. Выявить значимые для эго-идеала ориентиры — непростая задача. Но есть способ ускорить ее решение. Для этого нужно ответить на несколько вопросов и обсудить ответы с близким человеком.

1. Какой была система ценностей вашего отца и вашей матери? Имеется в виду не то, что они говорили или делали, а что защищали и отстаивали.

2. Каким был самый первый поступок, который одобрила ваша мать? Наши первые попытки угодить матери превращаются в укоренившиеся поведенческие привычки.

3. Кто был героем вашего детства? Также имеет смысл подумать о том, какие люди вам нравятся сейчас, какие достижения восхищают.

4. Кому из знакомых или родственников вы стремились подражать? Почему вы преклонялись перед ними?

5. Когда вам приходилось делать выбор занятий, к чему вы склонялись? Покопайтесь в собственном прошлом, наверняка вы увидите в своих решениях некую закономерность.

6. Что в жизни принесло вам самую большую радость? Отдавайте себе отчет, что на самом деле удовлетворение вы получили не от свершений, а от самого себя. Как вы тогда себя вели?

7. Что вам лучше всего удавалось в жизни? Что вы тогда делали и как?

8. Что бы вы хотели, чтобы было написано в вашем некрологе? Речь о том, что бы вы хотели оставить людям в память о себе.

Ответив на эти вопросы, вы яснее увидите собственный эго-идеал и основное направление собственной жизни.

Как действовать

Теперь предстоит найти деятельность, соответствующую вашему характеру, особенностям поведения, манере работать и общаться с коллегами. Главное — понять, подходите ли вы для нее по темпераменту. Постарайтесь честно ответить себе еще на несколько вопросов.

Как вы справляетесь с собственной агрессией? Предположим, что вам надо заставить людей выполнить какую-то работу, отстоять свою точку зрения перед коллегами или отчитать подчиненных. Легко ли вам это дается? Если человек направляет личную агрессию на управление людьми и проектами, это значит, что он легко берет на себя ответственность и его инициатива, желание добиться результата направлены на интересы организации, а не просто на самоутверждение. Тот, кто не в состоянии приставить людей к делу, не станет хорошим руководителем, а тот, кто слишком уступчив, не сможет откровенно сказать коллегам и подчиненным, как, по его мнению, они работают.

Как вы проявляете эмоции? Одни предпочитают работать сами по себе, другие — в коллективе. Есть люди, которые расцветают, когда окружающие признают их достижения и хорошо относятся к ним. А есть одинокие волки: им не нужны чужие похвалы, они чувствуют себя лучше всего, когда другие держат дистанцию.

Полагаетесь ли вы во всем на себя или внутренне зависите от других? Вам комфортнее, если вы сами “впереди, на лихом коне” или если над вами кто-то еще стоит? Можете ли вы работать сами по себе так же хорошо, как в команде? Есть люди, которым спокойно на душе, только когда им говорят, что делать. А кто-то прекрасно работает в одиночку и не хочет, чтобы другие зависели от него.

Люди, давно знающие вас, ваши привычки и стиль работы, могут помочь найти верные ответы на эти вопросы.

Как выбрать путь

Когда руководитель представляет себе личный эго-идеал и стиль работы, он готов более разумно взвесить все варианты. Он может начать новую жизнь или остаться в своей организации. В любом случае, лучше узнав самого себя, он примется за дело с новыми силами.

Часто новая профессия оказывается продолжением предыдущей: многие организуют собственный бизнес в тех сферах, которые хорошо знают. Можно составить длинный список возможных вторых профессий, порывшись в собственном прошлом и вспомнив, что когда-то занимало, а заодно вычеркнуть то, что перестало интересовать или радовать. Отсеяв скучные варианты, стоит прикинуть, какая дополнительная подготовка потребуется, чтобы заняться новым делом, и сколько денег придется вложить. Но всегда надо помнить, что никто не застрахован от ошибки. Непредвиденные обстоятельства вполне могут разбить вдребезги новую карьеру. Если вы по-хорошему ушли с прежней работы и там остались люди, которые тепло к вам относятся, у вас есть шанс вернуться.

Полный вариант статьи будет опубликован в сентябрьском номере “Harvard Business Review — Россия”. Гарри Левинсон — бывший профессор Гарвардского университета, один из основателей психоаналитического направления в организационной психологии.

В современном мире ситуация на рынке труда не стабильна: те профессии, которые актуальны были раньше, сейчас уже не так важны. И наоборот: о которых раньше не знали толком, пользуются спросом. Так вот, если Вы хотите всегда оставаться востребованным и высококвалифицированным специалистом на рынке труда имеет смысл задуматься о получении второго высшего образования. Но только делать это нужно с умом, чтобы не жалеть о своем выборе, ведь второе и последующее образования платные в Беларуси (для тех, у кого первое образование было на бюджетной основе). К тому же не в количестве дипломов счастье, а в их качестве, как говорится.

Для всех ВУЗов Беларуси правила одинаковые.

Для получения второго высшего образования принимаются лица, имеющие диплом о высшем образовании, а также студенты III–VI курсов вузов Республики Беларусь, получившие отметки по изученным дисциплинам за весь срок обучения в ВУЗе не ниже 7 (семи) баллов по десятибалльной шкале.

Лица, поступающие для получения второго высшего образования, по решению приемной комиссии могут быть зачислены на второй или последующие курсы при наличии вакантных мест для обучения, но в случае получения второго высшего образования на условиях оплаты зачисление осуществляется без вступительных испытаний.

При полном несоответствии содержания учебных дисциплин полученной ранее специальности требованиям подготовки специалиста по второй специальности абитуриенты поступают на полный курс обучения и сдают вступительные испытания в соответствии с Правилами приема и зачисляются на полный курс обучения.

При этом поступающие для получения второго и последующего высшего образования на платной основе пользуются правом внеконкурсного зачисления.

Второе и последующее высшее образование может быть получено при условии обучения по иной специальности (либо ее направлению).

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ:

1) заявление на имя ректора;

2) копия диплома (с приложением) о высшем образовании (обязательно наличие оригиналов документов на руках), а для студентов вуза — письменное согласие руководителя вуза с места основной учебы и академическая справка. Согласие руководителя вуза и указанные справки удостоверяются подписью руководителя ВУЗа и печатью учебного учреждения;

3) медицинская справка о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;

4) выписка из трудовой книжки(если она есть);

5) 6 фотографий размером 3×4 см.

При получении параллельного высшего образования необходимо учитывать один нюанс : ежегодно ВУЗом выделяется до 5 мест по каждой специальности для таких абитуриентов. Если желающих больше, тогда образуется конкурс. Параллельное образование студент- старшекурсник получает заочно. Безусловно, оно накладывает дополнительную нагрузку на студента, у него возникает хроническая усталость, ведь у обычного студента 2 сессии в год, а у получающего параллельное образование - 4.

Однако, такое образование имеет свои несомненные достоинства:

❖ Ты - студент сразу 2-х факультетов, а значит у тебя большой круг знакомств.

❖ Ты расширяешь свой кругозор, приобретаешь новые знания.

❖ Научишься правильно распределять свое время, а это умение понадобится тебе не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

❖ Один из главных плюсов: ты сэкономишь это самое время. Если, допустим, после 3-его курса ты решишь параллельно осваивать какую-то профессию, у тебя суммарно уйдет 7 лет на получение двух дипломов. А если получать второе высшее сразу после универа, то потратишь как минимум 8 лет.

❖ стоимость обучения при параллельном образовании значительно ниже, чем при получении второго высшего.


❖ И к тому же у вас сразу два диплома! В глазах окружающих Вы будете человеком ответственным и целеустремленным и на работе такого универсального специалиста оценят по достоинству.

Кто может рассчитывать на бесплатное второе высшее образование в России и какие направления и специальности дают такую возможность? Разбираемся в законах и отвечаем на самые популярные вопросы о втором высшем


Декан Юридического факультета, профессор
Департамента правового регулирования
экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

Исполняющий обязанности проректора
по учебной работе МГРИ (Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе)

Люди нередко решаются на смену профессиональной деятельности, отдавая предпочтение творчеству. Однако второе образование требует финансовых затрат. Так, средняя стоимость обучения на режиссерском факультете ГИТИСа составляет 479 800 рублей в год. Сумма для многих талантливых людей неподъемная. Новые поправки изменяют ситуацию, дают шанс всем и делают образование в области искусства общедоступным. Кроме того, нововведение решает проблему молодости творческих вузов. Вчерашние школьники, мечтающие стать режиссерами, сценаристами и писателями, имеют малый жизненный опыт, что приводит к стремительной инфантилизации смыслов в искусстве. Для творческой работы важны мудрость, зрелость, личный путь и глубокие переживания. Теперь специфика специальностей отразилась на законодательном уровне.

Планируется, что второе высшее образование за счет бюджета будет распространяться на программы подготовки режиссеров театра, кино и телевидения, дирижеров, композиторов, литературных работников, переводчиков художественной литературы. Почему выбор пал именно на эти профессии? Дело в том, что это смыслообразующие специальности – те, что формируют смыслы в головах зрителя, читателя и слушателя. Осознанное желание освоить эти специальности приходит к человеку после того, как он уже получил одну профессию, приобрел жизненный опыт, и его творчество благодаря этому будет нести особую глубину, созидательное и духовное воздействие.

Зачисление предполагается на конкурсной основе. На первом этапе отбора студентов, кроме результатов ЕГЭ, вузы могут попросить абитуриентов предоставить портфолио с мотивационным письмом, а также самопрезентацией в видеоформате.

Желающие получить профессию дирижера на вступительных испытаниях продемонстрируют навыки дирижирования двух крупных произведений.

Кандидатов на поступление по направлению перевода художественной литературы также ждут творческие конкурсы – переводы текстов с иностранного языка на русский.

Будущим композиторам предстоит пройти через прослушивание сочинений, а затем за 6 часов подготовить вариации на заданные приемной комиссией темы без права использования музыкального инструмента.

Далее всем поступающим необходимо пройти письменную и устную работу по гармонии, а также проверку гармонического слуха и сольфеджирование. При успешном прохождении первых этапов отбора, все абитуриенты пройдут устные собеседования.

Важно понимать, что путь к образованию в области искусства откроется только самым перспективным и талантливым соотечественникам. По всей России такую возможность в год получат около 25 человек с уже имеющимися дипломами. Так, например, в ГИТИСе в режиссерскую группу на бюджет ежегодно набирают всего 6-7 человек. С принятием нового закона конкурс на одно место увеличится.

Новый закон о бесплатном втором высшем образовании – не единственная возможность сменить профессию и получить второй диплом за счет бюджета. Так, диплом военного вуза дает право на бесплатное образование в гражданских вузах.

Также второе высшее фактически можно получить, окончив магистерскую программу. Если в уже полученном дипломе выпускнику присвоена квалификация бакалавра или дипломированного специалиста, он может поступить на бесплатное двухгодичное обучение в магистратуру. Желающий может подать документы в любой вуз России.

Результатом обучения магистранта является диссертация, написанная под руководством кандидата или доктора наук. Такое освоение новой профессии условно называют вторым высшим.

Наконец, второе образование не коснется личного кошелька, если работодатель направит своего сотрудника на обучение за счет компании. В государственных учреждениях такую возможность получают сотрудники после пяти лет работы. При этом студент по окончании вуза обязан работать в направившем его предприятии.

Магистратура – шанс получить еще одну специальность за короткий срок без финансовых затрат. Если абитуриент выберет направление отличное от его первой специальности, то фактически он получит два диплома. Правила поступления на магистерскую программу для недавних выпускников вуза и для тех, кто покинул институтские стены несколько лет назад, одинаковы. Все претенденты обязаны сдать профильные или междисциплинарные экзамены. Преимущества даст портфолио, куда можно занести сертификаты, свидетельствующие об уровне знаний иностранных языков, информацию о научной, проектной и трудовой деятельностях.

Отвечает Гульнара Флюровна Ручкина, декан Юридического факультета, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

– Получить бесплатно последующее высшее образование возможно, если выбрана следующая ступень образования. С 2003 года Россия перешла на Болонскую систему обучения, включающую в себя три уровня: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Например, вы окончили бакалавриат на бюджетной основе, далее образование можно продолжить в магистратуре. Следующая и наивысшая ступень обучения – аспирантура.

Читайте также: