Что такое трудовая направленность

Обновлено: 14.05.2024

Какие именно условия труда показаны инвалидам?
Показанными для большинства инвалидов являются следующие условия труда:
1) оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрации, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам(классы 1и 2);
2) работа с незначительной (класс 1) или умеренной (класс 2) физической динамикой и статической нагрузкой; в отдельных случаях – с выраженной физической нагрузкой (класс 3.1);
3) работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы;
4) рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;
5) работа, преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами);
6) работа, преимущественно в одну (дневную) смену;
7) работа, характеризующая незначительной (класс 3.1), умеренной (класс 3.2) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей;
8) работа без выраженной монотонности труда.

Переоценка тяжести патологического процесса, степени нарушения функций различных органов и систем приводит к чрезмерным ограничениям в труде, деквалификации больного, ухудшению состояния здоровья и длительной инвалидности.
В каждом отдельном случае специалисты должны рекомендовать такой режим труда и отдыха, который соответствовал бы функциональным возможностям организма и способствовал развитию процессов компенсации.
Рациональное трудовое устройство инвалидов невозможно без учета пола, возраста, образования, основной профессии, квалификации, характера и условий труда, желаний и склонностей инвалида, заработка и прочих факторов, определяющих широту трудовых возможностей инвалида.
При формировании трудовых рекомендаций особое внимание необходимо обращать на сохранение приобретенных еще до наступления инвалидности профессиональных навыков и использования динамического стереотипа.
Наиболее полное развитие компенсации достигается в случае, когда инвалиды продолжают выполнять работу в имеющейся или близкой к ней профессии.

В трудовой рекомендации должны быть указаны профессии близкие по квалификации и объему производственной деятельности.
Подбор профессий, рекомендуемых пенсионерам, должен основываться на сопоставление их трудовых возможностей с требованиями, предъявляемыми организму, характером и условиями труда в конкретных профессиях, учитывать личностные особенности, сложившийся стереотип динамики труда, профессиональную направленность. Особенно важно исключить при работе пожилых людей воздействие неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов труда, повышенной и пониженной температуры, запыленность, контактов с пестицидами, вибрации, шума. Оптимальным является переход пожилого человека в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или незначительного физического и нервно-психического напряжения, но без существенного изменения выработанного в течении многих лет динамического стереотипа. Пожилым работникам, продолжающим деятельность на том же месте, может быть рекомендовано, как правило, ограничение объема работы в виде сокращения продолжительности рабочего дня и недели, дополнительных перерывов в работе, перехода на менее ответственную работу по основной профессии.
В подборе профессий для инвалидов большое значение имеют профессиограммы с разносторонним описанием профессий и профессиональной деятельности, с выделением их социально-экономического значения, перспектив роста, психических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника.

Инвалидам с ОСТД 1 степени следует шире рекомендовать работу в не противопоказанных профессиях, а инвалидам с второй степенью ОСТД - не препятствовать в трудоустройстве на предприятиях и учреждениях со специально созданными условиями, на дому, нерегламентированным рабочим днем.
В зависимости от характера и тяжести патологического процесса инвалидам с ОСТД 1 степени могут быть предложены следующие типовые схемы трудовых рекомендаций.
1. При неспособности инвалида продолжить работу в своей профессии и возможности работать в полном объеме в обычных производственных условиях в других профессиях более низкой квалификации трудовая рекомендация должна включать:
1) противопоказания к продолжению работы в своей профессии;
2) противопоказанные и показанные инвалиду характер, условия, режим и формы организации труда;
3) примерные для трудоустройства профессии и виды труда.

Пример: Больной А., 50 лет, образование 7 классов. Диагноз: гипертоническая болезнь II стадии, дисциркуляторная энцефалопатия II степени в виде общемозговых церебральных кризов средней частоты и тяжести, умеренного выраженного астеноневротического синдрома. Работает кузнецом в кузнечно-штамповочном цехе завода тяжелого машиностроения. Экспертное решение – 3 группа инвалидност с ОСТД 1 степени. Трудовая рекомендация: работа кузнецом противопоказана. Может выполнять легкие и средней тяжести виды труда (классы 1 и 2), в свободной рабочей позе, в благоприятных микроклиматических условиях, вне шумных помещений без ночных смен, например слесарем-сборщиком, контролером ОТК, упаковщиком готовой продукции.

2. При возможности инвалида продолжить работу в своей профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза или и снижением тяжести труда не менее чем на 2 класса трудовая рекомендация должна включать в себя:
1) противопоказанные факторы трудовой деятельности в профессии инвалида;
2) показания к продолжению работы в своей профессии;
3) показанные характер, условия, режим и форму организации труда, а также ограничения в отношении функциональных обязанностей, при соблюдении которых возможно продолжение работы инвалида в своей профессии.

Пример: Больной Г., 48 дет, образование общее среднее. Диагноз: последствия черепно-мозговой травмы в виде посттравматической эпилепсии, общесудорожных припадков средней частоты, умеренного астеноневротического синдрома. Работает слесарем на конвейере по сборке радиоузлов. Экспертное решение – 3 группа инвалидности с ОСТД 1 степени. Трудовая рекомендация: противопоказан заданный, навязанный ритм работы на конвейере с высокой монотонностью и напряженностью труда, у движущихся механизмов. Может продолжить работу слесарем-сборщиком вне конвейера, на индивидуальной сборке, в дневные смены, вне шумных помещений с уменьшением объема производственной деятельности в 2 раза.

Реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует значительных условий и расходов. Подход к рабочему месту и само рабочее место нуждаются в специальной организации или переоборудовании. В условиях эффективно работающей экономики и выработки мотивации работодателя на создание специальных рабочих мест для инвалидов рекомендации могут быть направлены на оборудование пунктов питания, туалетов, гардеробов, переоборудования конкретных рабочих мест. В тоже время правильная профессиональная ориентация инвалидов, обучение показанным и доступным профессиям даст больше пользы и более эффективна, тем более, что современные информационные технологии раскрывают новые возможности для организации надомного труда, удаленного доступа, и, таким образом, способствуют социальной интеграции инвалидов.

Приведу примеры:
Больная, 45 лет, экономист научно-исследовательского института. Диагноз: Гипертоническая болезнь 3 стадии. 3 степени , риск4, ХСН 2 Б. Трудовая рекомендация: может выполнять работу с незначительным нервно-психическим напряжением, с учетом специальных знаний консультативного характера, преимущественно на дому.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей, что вызывает озабоченность в обществе. Поэтому одной из эффективных мер профессиональной реабилитации инвалидов является их трудовая занятость.
Трудовая рекомендация является научно-методической основой, нормативным и организующим началом государственной и общественной системы мероприятий по рациональному трудовому устройству инвалидов. Это обусловлено тем, что многие инвалиды даже при наличии тяжелых видов патологии могут не только успешно, но даже с пользой для их здоровья выполнять общественно-полезную работу, если их труд определенным образом организован, протекает в требуемых санитарно-гигиенических условиях, надлежащим образом дозирован и соответствует функциональным возможностям организма.
Трудовая рекомендация имеет важное юридическое значение, так как, будучи врачебным предписанием, она обязательна как для инвалидов, так и для администрации предприятий и учреждений. В соответствии со ст. 24 Федерального закона 181-ФЗ работодатели обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с ИПР инвалида. Трудовая рекомендация является основой нормативно и научно-методического положения трудового устройства инвалида, разрешает и запрещает всякую или отдельную трудовую деятельность, те или иные условия труда. От правильности и научной обоснованности трудовой рекомендации обычно зависит успех всего процесса трудоустройства инвалида, восстановление его здоровья и трудоспособности или предупреждении утяжеления заболевания и нарушений трудоспособности.
Таким образом, трудовая рекомендация имеет большое не только медицинское, но и общественное, экономическое, и юридическое значение, определяя право инвалида на труд с предоставлением ему необходимых условий труда и льготных норм трудового права.
Помощь в поиске работы оказывается центром занятости всем инвалидам, способным трудится, в соответствии с рекомендациями о характере и условиях труда, по конкретным специальностям, которые отражаются в ИПР, оформляемой филиалами нашего учреждения.
Формирование трудовых рекомендаций является частью профессиональной реабилитации - процесса и системы восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Практически во всех проверенных актах имеются замечания по трудовым рекомендациям, которые продолжают носить формальный, порой противоречивый характер и зачастую совершенно не учитывают состояние здоровья инвалида, профессиональный маршрут и реальные условия рынка труда.

Приведу примеры трудовых рекомендаций в программах профессиональной реабилитации некоторых филиалов:
Больной М., 51 год, основная профессия-тракторист, ОСТД 1 степени. Д-з: последствия перелома правого предплечья в виде остеоартроза мелких суставов кисти. Тр. рекомендация - может выполнять легкие виды труда с учетом проф. знаний, умений, навыков, снижением объема производственной деятельности.
В данном случае не указаны противопоказания к продолжению работы в своей профессии, противопоказанные инвалиду характер, условия и режим организации труда, примерные для трудоустройства профессии

Больная С., 46 лет, основная проф.- повар 4 разряда, ОСТД 1 степени. Д-з: вторичный остеохондроз. Стойкий болевой синдром. тр. рекомендация - п/показан труд в вынужденном положении тела. Может работать вахтером.
Работа повара не связана с вынужденным положением тела, это работа со свободным перемещением. Инвалид имеет достаточно высокую квалификацию и далеко не пенсионный возраст. Ограничивать трудоспособность работой вахтером по крайней мере нецелесообразно. Из трудовой рекомендации не ясно может ли гражданка работать в своей профессии, круг рекомедуемых профессий с учетом проф.маршрута, а так же форма, режим и условия организации ее труда.

Больной К., 50 лет, основная проф.-р/рабочий, ОСТД 1 степени. Д-з: Сахарный диабет 2 тип, средней степени тяжести. тр. рекомендация: п/показана работа с выраженным психоэмоциональным напряжением, командировками.
Не связана работа разнорабочего с психоэмоциональным напряжением и в данном случае с командировками. Не указано имеются ли противопоказания к работе в своей профессии, характер, условия и режим организации труда, а так же примерные для трудоустройства профессии.

Эти трудовые рекомендации полностью не соответствуют тем требованиям о которых я говорила выше. Подобные примеры некачественных трудовых рекомендаций, встречающиеся во многих филиалах, можно приводить до конца нашей конференции.
Все изложенное влечет за собой длительное состояние большей части инвалидов на учете со статусом безработного и неправомерное расходование больших федеральных средств на выплату пособия по безработице.

Приветствуется работа филиалов с центрами занятости населения, особенно когда заключаются Соглашения. Так же полагаем целесообразным ввести в практику работы бюро привлечение сотрудников центра занятости в качестве специалистов с правом совещательного голоса для формирования профессиональной программы реабилитации по возможности адаптированной к рынку труда.
Составам специалистов главного бюро необходимо усилить контроль за этим видом деятельности.
Надеемся, что после сегодняшней конференции, качество трудовых рекомендаций значительно улучшится.

В статье раскрываются некоторые аспекты гражданско-трудового становления личности взрослеющего человека в современных условиях образования, актуализирующих педагогическую опору на базовые ценности человеческого существования. В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложившихся условиях, планировать свою деятельность, произвольно регулировать свое состояние. Утверждается, что трудолюбивый человек всегда имеет возможность существовать, действовать, творить, он свободе и независим, больше, чем другие, осознает уникальность себя и своей жизни, чувство собственного достоинства, свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно больше и полнее раскрыть свои возможности. На этом основании предполагается выстраивать педагогические технологии обучения и воспитания.


1.Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский; Сост.: Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 695 с.

2.Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ УГУ, 2009. – 318 с.

4.Свадковский, И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей / И.Ф. Свадковский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 71 с.

5.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1979. – С. 267-538.

Рыночные отношения, в которые вступила наша страна, диктуют необходимость координации целей, задач трудового и гражданского воспитания, обостряют проблему их взаимосвязи, обеспечения гражданской направленности трудолюбия и трудовой направленности гражданственности. Потеряв ориентиры гражданской направленности в воспитании трудолюбия, мы теряем основы гражданского воспитания; а отсутствие трудовой направленности в воспитании гражданственности делает этот процесс менее эффективным.

Рыночные отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере и в плане развития заложенных в человеке способностей. Но любые способности остаются таковыми, если не реализуются через труд. В связи с этим можно утверждать, что рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудолюбия. Проявление рыночной культуры, рыночной грамотности одновременно является и проявлением направленности и уровня зрелости гражданственности человека.

В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложившихся условиях, планировать свою деятельность, произвольно регулировать свое состояние.

Рынок - это не только определенная экономическая система взаимообмена и взаиморасчетов, но и особая культура отношений, стержнем которых является честность, порядочность, ответственность. Поэтому, чтобы практичность, расчетливость, рачительность не обернулись безрассудством и лихачеством, склонность к риску не обратилась в авантюризм, чтобы предприимчивость, инициативность, находчивость не стали просто ловкачеством и изворотливостью, а изобретательность, творческое воображение не превратились в махинаторство, они должны соединиться с гражданской ответственностью. При этом стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображения общественного блага, гражданская ответственность.

Опираясь на исторически положительный опыт трудового воспитания в России, мы должны осознать, что составной частью интегрированного гражданского воспитания является воспитание трудолюбия.

Умение высоко результативно трудиться П.П. Блонский связывал с воспитанием трудолюбия. Именно через призму этого качества он видит проявление и развитие таких особенностей личности, как творчество, инициатива, сообразительность, расчет, предусмотрительность, потребность в приобретении знаний.

Чтобы более рационально организовать трудовой процесс учащихся, необходимо, полагал П.П. Блонский, научить их распределять исполнение работы во времени: предусматривать реальные условия ее выполнения; обеспечивать себя необходимыми материалами и инструментом; работать в соответствующем темпе и с определенной точностью; экономить силы; разумно отдыхать, а также согласовывать свою деятельность с деятельностью коллектива [1, с. 326].

Трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни, формируется только в труде при наличии определенных предпосылок. На становление трудолюбия оказывают влияние такие взаимосвязи и взаимозависимости как тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, осуществляемого в учебно-воспитательной, внеклассной и, в целом, в образовательной деятельности.

Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции, высокого гражданского чувства и продуктивного творческого потенциала. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Образовательная деятельность - это форма проявления активности личности, ее социальной мобилизации, порождаемых потребностями познания и преобразования жизнедеятельности. Рассматривая трудолюбие как деятельность, в которой возможности развития человека безграничны, мы полагаем, что именно трудолюбие и предоставляет ему возможность для наиболее полной активизации своих созидательных сил и продуктивной самореализации: труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей в ее подлинно культурном, истинно гражданском и глубинно творческом понимании.

Одним из определяющих факторов воспитания трудолюбия растущего человека в известный период его жизни выступает учебно-познавательная деятельность. Учение - основной вид деятельности школьника, форма его участия в общественной жизни, сфера ответственного исполнения широко понимаемого гражданского долга. Учебный труд по праву считается тяжелым, ибо человек идет по дорогам ему неизвестным, и добывание новых знаний, их обработка и применение сопряжены с большим напряжением воли и сил. И это не случайно - каждый уровень знаний требует своих путей овладения ими, своих приемов, которыми растущий человек на данном этапе не владеет. И здесь, как нигде, велика роль учителя: в процессе обучения он стремится рационализировать тот путь, по которому идет учение к познанию нового, вырабатывает у него необходимые приемы работы, привычки и навыки.

Если в школе ученику прививается серьезное отношение к учению, если его учат доводить начатое дело до конца, если в нем воспитывают элементы ответственности, исполнительности, аккуратности, инициативности, творчества, то постепенно эти качества становятся его привычкой, нормой поведения. В дальнейшем, по мере самостоятельности, эти качества определяют уже стиль работы человека, его образ труженика, патриота и гражданина. Следовательно, учебный труд, предполагающий определенную организацию всей образовательной жизни и поведения ученика, способствует его личностному развитию, требует от школьника не только систематических усилий, привычки трудиться, правильного построения своей работы, но определенных знаний, умений, навыков и компетенций, т.е. всего того, что составляет основу деятельности трудолюбивого человека.

Гражданская направленность трудолюбия - ключ к решению множества социально-экономических и сугубо педагогических проблем. Социально-педагогическая ценность такой направленности заключается в том, что ее результатом является подготовка современного интегрированного труженика, способного работать высокоэффективно.

В эпоху рыночных отношений человек должен проявлять максимум волевых усилий в достижении намеченных целей, быть широко эрудированным специалистом. Но это возможно лишь в том случае, если содержание образования будет систематически обновляться, изменяться, если молодые люди будут самостоятельно расширять свой кругозор.

Трудолюбивый человек, относящийся к своему труду с достоинством и уважением, не может быть человеком безответственным, не выполняющим своих обязательств. И здесь не столько обязательство перед кем-либо другим играет существенную роль, сколько ответственность перед самим собой, перед своей совестью. Это чувство ответственности перед собой составляет ведущее качество личности трудолюбивого человека, в определяющей степени обуславливая его подлинно человеческий, гражданский облик, поскольку ответственность проявляется в полной мере лишь на основе единства сознания, переживания и воли. При этом следует подчеркнуть, что трудолюбивый человек - внутренне свободный, он активно участвует в своей собственной судьбе, жизни общества, повседневной деятельности, работе, в полной мере отвечая за свои поступки, обладая возможностью творческого преобразования мира и самого себя.

Чтобы приобрести опыт творческой деятельности, ученик должен включаться в такие ситуации, которые требуют от него непосредственного поиска решения проблем. Из этого следует вывод, что под формированием опыта такой деятельности надо понимать формирование предпосылок к осуществлению самостоятельной творческой деятельности, развитию определенных черт творческого труда. К ним относятся самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новое представление структуры объекта, видение возможных решений данной проблемы, построение принципиально нового способа решения. Главный вопрос при этом - научить учащихся решать задачи творческого характера.

К сожалению, в практике работы школ заучивание фактов и зависимостей зачастую преобладает над умением учеников глубоко понимать и применять полученные знания. Нельзя, конечно, везде и всюду выдвигать на передний план это умение. Но мы ведем речь о том, что ученик умеет только воспроизводить эти знания, а использовать их, и тем более в новой ситуации, либо не умеет совсем, либо делает это очень плохо.

Таким образом, наличие знаний и умений еще не обеспечивает успеха в решении задач творческого характера, без чего воспитание трудолюбия почти невозможно.

В образовательном контексте нашего рассмотрения педагогически значимым является личностно развивающий фактор производительного труда школьников. Соединение обучения с производительным трудом обучающихся, включение их в социально-экономические и производственные отношения рассматриваются в новых условиях развития общества как весьма существенный фактор эффективной подготовки к трудовой, профессиональной деятельности, как действенное средство всестороннего воспитания молодежи: производительный труд школьников является той первоосновой труда, без которой невозможно не только познание основ современного производства, но и основ общественной жизни.

В условиях рынка меняется представление о мастерстве работника. Если раньше оно соотносилось в основном с уровнем тренированности, то сейчас центр тяжести перемещается в сторону таких свойств личности, которые связаны с наблюдением, умением быстро и точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложных условиях, прогнозировать развитие событий, планировать свою деятельность, но это возможно, если овладеть знаниями об организации труда, о процессах его, об отношении людей к труду, о взаимоотношениях людей.

Сегодня в нашем обществе немало людей, у которых не вполне сформирована внутренняя потребность честно, творчески трудиться, вернее, не воспитано трудолюбие. В этой связи задача воспитания трудолюбия у школьников заключается в соединении обучения с производительным трудом, обогащении труда творческим содержанием, уважении к любому труду, формировании трудовых навыков. Труд - главная сфера самоутверждения личности. От того насколько воспитана у школьников потребность в труде, во многом зависит характер их потребностей. И если ученик не может найти себя в труде, то он ищет другие способы самореализации, в том числе и в низкопробных развлечениях.

Труд в условиях современного производства может быть эффективным лишь в том случае, если взрослеющий человек знает научные основы производства, обладает многообразными навыками физического и умственного труда, хорошо представляет себе роль и место своего труда в системе общественного производства, работает творчески. В школе трудовая подготовка учащихся осуществляется на всех уроках. И предмет трудового обучения нельзя рассматривать изолированно от всех школьных предметов, сводить его только к урокам труда (технологии), к работе на пришкольном участке. Каждый учебный предмет сообщает необходимые в труде знания, прививает определенные трудовые умения.

Поэтому достичь трудовых воспитательных целей можно только в том случае, если школа будет иметь четкую систему трудовых заданий, обеспечивающую разумное сочетание общего, политехнического и трудового обучения. Трудовое воспитание есть объект воспитания трудолюбия в том смысле, что формы, характер и методы организации труда, экономические условия и стимулы этой организации являются инструментами воспитания. Учебный производительный труд стимулирует потребности в приобретении знаний, ибо ученик на практике осознает, что знания являются первоосновой труда, обуславливают его результаты и в конечном итоге являются двигателем творческого развития личности.

Трудолюбивый человек всегда имеет возможность существовать, действовать, творить, он свободе и независим, больше, чем другие, осознает уникальность себя и своей жизни, чувство собственного достоинства, свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно больше и полнее раскрыть свои возможности.

Поэтому трудолюбие воспитывает не столько труд-работа, сколько труд-забота, когда труд вызывает беспокойную мысль о его результате, принадлежности, необходимости, когда труд удовлетворяет потребности человека, он становится фактором воспитания. Именно забота о своем труде определяет уровень трудолюбия человека как подлинного и действительного гражданина своей страны. Человек, который живет без забот, по праву называется беспечным, легкомысленным. Чтобы не было беспечности, легкомыслия, необходимо воспитывать трудолюбие, через преодоление ежедневных посильных трудностей человек, особенно, человек взрослеющий, должен быть всегда в деятельности.

Если трудолюбие станет внутренней потребностью ученика, базовым мотивом поведения, тогда он будет успешно преодолевать трудности, встречающиеся на его пути, смело решать стоящие перед ним проблемы, правильно определять свои действия в каждой конкретной ситуации, сознательно выполнять свой гражданский долг.

Рецензенты:

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования, Оренбургского государственного университета, г.Оренбург;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г.Оренбург.

У меня в ИПР написано:
В специально созданных условиях труда на производстве.
Может работать в спец. созданных условиях с использованием вспомогательных средств или в системе ВОС по категории 2А.

Я так и не поняла что это значит.
И сначала наверное надо учиться?
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Заранее большое спасибо!

Ответ для Кролик:
Когда мне дали ИПР в 2008 году, я тогда внимательно не посмотрела что там. Может они и сказали, но я не поняла.
Я пошла учиться в институт на воспитателя в коррекционную школу.
Но сейчас у меня состояние ухудшилось, я почти не выхожу из дома. В институте сейчас занимаюсь по индивидуальному плану. Сама учу, по интернету сдаю. Редко приезжаю, сдаю.
Не представляю как работать.
А в ИПР внимательно прочитала, а там "на производстве. " это значит на завод ездить получается? а еще и учиться соответственно надо чтобы в каком-то цехе работать?
Вот я и не знаю, совсем запуталась, что делать.

Ответ для Кролик:
Благодаря этой записи, если вы будите трудоустраиваться через Центр занятости, будет выплачено 50000 рублей работодателю на обустройства вашего рабочего места.
И еще 25000 на возмещение затрат по оплате труда.

"На производстве" - это просто формулировка, работать будете по специальности

Ответ для Тарусянка:
Большое спасибо за Ваш ответ!
Но прблема первая, что я не знаю на кого мне учиться, чтобы работать, на какую специальность.
А вторая проблема - что у меня ухудшилось здоровье и я почти не выхожу из дома. Я не смогу ездить на завод.

Ответ для Кролик:
Тоже имею инвалидность 2 группы и тоже есть ИПР. НО. я работаю как положено по специальности и никто на эту ИПР не смотрит и даже про нее не спрашивают. Рекомендации тоже прописаны Раз пришел работать-работай, а нет сиди дома и получай жалкую пенсию.

А я пока не знаю КЕМ мне работать.
У меня нет еще специальности.
Я не поняла что там написано в ИПР. Правда теперь более-менее узнала уже цеха УПП какие есть при ВОСе.

Ответ для Кролик:
Ну и подводя итог написанного. Мне неоднократно приходилось слышать и такое: "А ты хочешь работать иди и работай, только группу положи на стол" Плюс ко всему к этому "А у тебя есть еще и образование, так ты совсем здоровый. Смотри и образование есть и работать хочет. Ай какой молодец. Только группу отдай". Мне неоднократно приходилось много разных историй, о том, что могут поднодзорно вызвать на ВТЭк и посмотреть чем дышит человек, могут задать много неприятных вопросов. Бывал случаи, что люди устраивались на работу, но пи этом теряли группу инвалидности. Но потом эту группу практически не восстановишь иди и доказывай, что ты не дурак! Задача государства состоит в том, что как можно выявить "трудоспособных" инвалидов, чтобы снять с них пенсию или не платить пенсию вообще. В том то и состоит трудоустройство (квотирование)рабочих мест для инвалидов, которое так навязывает нам государство.

Ответ для Кролик
Это реальная история. Небольшое предостерижение. Если вы вдруг будете реально когда либо устраиваться на реальную работу, то хорошенько все узнайте, не грозит ли трудоустройство каким либо череватым последствием. Был случай когда человек устраивался на работу а его вызвали на ВТЭК и отобрали 2-ю группу и лишили его статуса "инвалид дества"
Я вот тоже реально работаю и тоже честно говоря побаиваюсь-я ведь тоже по идее должен сидеть дома. Но ничего пока вроде все нормально.
Удачи!

Ответ для Booty:
Понятно. Спасибо!
Конечно всякое бывает.
Но я верю ВТЭКам что раз дают инвалидность, значит она есть. независимо работаешь или нет.
Мои врачи мне говорили, что все равно все мои болезни прогрессирующие. кроме ДЦП.

Лично для меня еще важно рекомендация ИПР, какая нагрузка чтобы была.
В прошлый раз на работе не справлялась и попала в нейрореанимацию. Потом врач сказала: не рассчитала нагрузку.
Теперь вот хочу знать, что можно что нет. То есть именно медицинские рекомендации.
Это конечно не вопрос. Это я просто написала для пояснения, для чего важна ИПР, мне кажется.


Рекомендации рекомендациями конечно, но мне кажется, тут главное понять самой, какую работу в течение какого времени ты способна выполнять без особого напряжения и усталости.
У меня вон почти все исследования в норме, хоть в космос лети, но реально мне часто бывает очень плохо. Вероятно это ВСД, нервы, и прочая хрень. Врачи на такие жалобы рукой помахивают, им главное, чтобы объективно была норма, а я уже по себе знаю, что если больше четырех часов в день работаю, то все, наступает перенапряжение. Но и удаленность/близость работы от дома (если не надомный труд) тоже конечно не последнее значение имеет.

Ответ для Ксю:
Да, это совершенно точно! Я тут подробнее не написала как было. А после нейрореанимации, когда мне моя врач-невролог в поликлинике сказала, что не рассчитала нагрузку, я спрашивала: а какая у меня должна быть нагрузка? никто конкретно не мог сказать.
Конечно это очень трудно рассчитать.
Вот в Царицыно осенью была, всего лишь от одного занятия ЛФК и занятия с ортопедом попала в больницу с серией эпиприступов.
Теперь мне врач даже на ЛФК от ЦСО не дает справку.
А иногда большие нагрузги и ничего. Очень трудно понять.
Да, только самой лучше за собой наблюдать - что от чего бывает.
Например, знаю уже что если голову опускаю, глаз болеть начинает и потом все может начаться. Неврологу сказала. она говорит - да, так жидкость стекает и скапливается. нельзя голову опущенной что-то делать.
Поэтому, например, бисер нельзя заниматься. а вот вязать можно и учиться неглядя вязать.
И все можно руками неглядя учиться.
Вот пока такие рекомендации я поняла.

Да, Оксана, сложно когда ничего не находят. ВСД, нервы да. но и ДЦП все же. Жаль, что врачи так относятся, рукой махают.
Возможности могут быть небеспредельные. именно из-за ДЦП. так вот и мне объясняли. но уже после нейрореанимации. до этого я не жалела себя, старалась как директор говорил все делала. а получилось вот как.
Поэтому это так важно - не перетрудиться.

Кролик:
Может работать в спец. созданных условиях с использованием вспомогательных средств или в системе ВОС по категории 2А.

Я так и не поняла что это значит.


Сделайте запрос в МСЭ, там разьяснят ваш дальнейший порядок обучения, специально созданные условия итд. Профессию Вы вибираете сами, ни кто не в состоянии определить это за Вас.

Ответ для патрон:"Сделайте запрос в МСЭ, там разьяснят" Да МСЭку на(рать на нас, я после травмы остался без ноги и руки, а эти (уки пишут, что могу работать горноспасателем!! во как!!

Ответ для патрон:
Спасибо большое! Я уже почти так и сделала. Я написала в ВОС. Они написали что это категория для щадящего режима по моим заболеваниям.
То есть если я прихожу на УПП ВОС мне там находят цех по этой категории и по моим заболеваниям.
Но сейчас я скоро в интернат иду. Там тоже УПП. Там наверное возьмут, потому что не надо голову наклонять. Там паковать бахилы.

Ответ для лесник:
Сочувствую, что Вам так написали. У Вас нет перепрофориентации?
Но не все такие. Мои оба ВТЭКа хорошие.

Тарусянка:
Благодаря этой записи, если вы будите трудоустраиваться через Центр занятости, будет выплачено 50000 рублей работодателю на обустройства вашего рабочего места. И еще 25000 на возмещение затрат по оплате труда.


-подскажите кто в курсе это какой-то закон или постановление? выплата разовая или каждый год потом будут идти какие-то отчисления работодателю?

странник:
это какой-то закон или постановление? выплата разовая или каждый год потом будут идти какие-то отчисления работодателю?


Во-первых, см. ст., ст. 21 - 22 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
И региональные законодательные акты.
Например:

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Статья 6. Экономическая поддержка работодателей
Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Совершенствование процесса трудового воспитания начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач образования. Семья является естественной воспитывающей средой для ребенка. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье ребенок получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными трудовыми навыками. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения. Бесспорно, условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но, все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.

Анализ полученного нами материала показал, что воспитанием детей (45 %) старшего дошкольного возраста, главным образом, занимается мать. В то же время в 39 % семей обращают на воспитание детей одинаково и отец и мать. Но есть и такие семьи (10 %, где главным воспитателем является дедушка или бабушка. В ведении домашнего хозяйства процент участия других членов семьи выше, чем их участия в воспитании детей. Так, если воспитанием детей в 45 % всех семей занимается одна мать, то домашнее хозяйство ведет одна только мать в 27 % семей; оба родителя участвуют в воспитании детей 39 % семей, а домашнее хозяйство в 45 % семей ведут оба супруга.

Эти показатели весьма убедительно говорят о том, что чем активнее члены семьи участвуют в ведении домашнего хозяйства, тем больше дополнительного времени освобождается у женщины – матери, которое она может использовать на воспитание своих детей.

Между распределением педагогических сил родителей и их участием в ведении домашнего хозяйства существует некоторая зависимость в семьях, члены которых принадлежат разным социальным группам и имеют различное образование. Чем выше образование женщины – матери, тем больше муж и другие члены семьи помогают ей в воспитании детей (разница 6 – 7 %) и в ведение домашнего хозяйства (6 – 13 %). В семьях служащих и интеллигенции оба родителя занимаются воспитанием детей на 6% больше, чем в семьях рабочих, зато в семьях рабочих отцы принимают большое участие в ведении домашнего хозяйства.

Очень велико воспитательное значение систематического труда. Поэтому в опросах, анкетирование и наблюдениях мы обращали большое внимание на то, систематически ли дети выполняют трудовые обязанности, то есть занимаются помимо самообслуживания еще каким – либо ежедневным трудом.

Педагогический анализ фактического материала показал, что между пониманием родителями важности трудового воспитания и практическим его осуществлением наблюдается некоторое несоответствие. Из 99, 6 опрошенных родителей вполне осознанно относятся к целям трудового воспитания, однако только 52% детей в этих семьях регулярно выполняют не только интересующие их, но и необходимые для семьи трудовые обязанности.

В семьях рабочих систематическим трудом дети старшего дошкольного возраста заняты на 10 % больше, чем в семьях служащих и интеллигенции.

По существу, в трудовом воспитании старших дошкольников в семьях различных социальных групп грани в основном стерты и можно говорить только о некоторых различиях. Наши наблюдения не подтвердили представления о том, что принадлежность к той или иной социальной группе зависит вовлечение детей в труд семьи.

Анализ содержания трудовых поручений и обязанностей показал, что дети дома выполняют разнообразную работу. Дети занимаются самообслуживанием (99%, на втором месте – уборка помещений (85 %, 56 % - на приусадебном участке. Более благополучно трудовое воспитание осуществляется в семьях, имеющих трое или более детей. Если систематические трудовые обязанности в семьях с одним ребенком имеются у 46 %, то в семьях с двумя детьми – у 54%, с тремя и более – 78 %.

Наши данные показали, что место ребенка в семье в некоторой степени определяют и его трудовые обязанности: У старшего дошкольника их больше, чем у среднего или младшего дошкольника, трудовых обязанностей по отношению к другим членам семьи.

Трудовое воспитание старшего дошкольника определяется укладом домашней жизни, распределением педагогических сил в семье и в организации деятельности детей и их родмтелей.

Выявились основные факторы, эффективно влияющие на трудовое воспитание детей,на его социальный аспект:

Общественная направленность родителей – отношение к производственному и семейному труду, потребности, интересы, трудовые традиции в семье.

Осуществление целенаправленного воспитания – понимание родителями целей трудового воспитания, создание педагогических условий для трудового воспитания ребенка в семье, его трудовой деятельности, правильное распределение педагогических сил,

Климат семьи – положительные взаимоотношения родителей и детей, других членов семьи в повседневной жизни и труде, уровень развития взаимопомощи, эмоциональная атмосфера в семье, справедливое распределение домашнего труда.

Для решения задачи по формированию начал социально направленной трудовой деятельности были разработаны рекомендации.

На первом этапе предлагалось привлечь ребенка к выполнению трудовых поручений при опоре на его интересы и положительные черты личности, постепенно усложняя трудовые поручения и обязанности, выполняя их не только для себя, но и для других членов семьи; формирование у ребенка на этой основе социально направленных мотивов трудовой деятельности.

На втором этапе формирования – усложнение содержания труда, включение обязанностей, в которых выражается забота о близких людях; эти обязанности определяются жизненной необходимостью и отвечают интересам детей.

К концу года заметно повысилось осознание ребенком необходимости и важности его посильного труда в семье, социальные мотивы трудовой деятельности вышли на первый план.

Особенно возросли мотивы чувства долга и ответственности за выполненную работу, желание расширять практический опыт на пользу других членов семьи (повысилось в три раза); сочувствие и желание помочь родителям, облегчить им труд стало занимать значимое место.

Значительно увеличилось количество детей самого высокого уровня (развитие социально направленной трудовой деятельности). Эти дети умели самостоятельно ставить и реализовывать цель. У таких детей появилось осознание чувства долга и желания помочь родителям.

Для повышения уровня трудового воспитания детей в семье и его социальной направленности необходима сознательная деятельность взрослых по организации трудовой деятельности на примерах – образцах трудовой направленности поведения, взаимоуважения и взаимной заботе в трудовых делах семьи. Весьма существенное влияние оказывает правильная организация трудовой деятельности и сотрудничества с другими членами семьи, а также варьирование мотивов труда в плане их личностной и общественной значимости.

При создании педагогических условий для целенаправленного трудового воспитания в семье необходимо предусмотреть наличие у ребенка трудовых поручений и обязанностей, а также их правильный отбор по содержанию, степени трудности и длительности выполнения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрыть свои таланты и способности, найти свое место в жизни.

1. Буре Р. С, Година Г. И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1983. - 144с.

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.

3. Воспитание дошкольника в труде/В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Зазиг и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 207с.

4. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием.

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности. Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это.

Патриотическое воспитание старших дошкольников Автор: Ракова Евгения Сергеевна Организация: ГБДОУ Детский сад №15 Пушкинского района «Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным.

Специфика трудовой деятельности дошкольников Специфика трудовой деятельности дошкольников. Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему.

Читайте также: