Что такое тарификация педагогических работников в школе

Обновлено: 14.05.2024

Однако, их применение, как отмечено в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанным Минобрнауки России (далее — Методические рекомендации), привело к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников; нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников; значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников; значительному снижению в ее структуре заработной платы постоянной части и необоснованному увеличению переменной; применению понижающих коэффициентов по должностям, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование и др.

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02) в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам Всероссийского августовского совещания 2016 г. и направлены на совершенствование действующей системы оплаты труда, которая вызывает существенные нарекания со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Общероссийским Профсоюзом образования подготовлен Комментарий к ним.
Как отмечается в Методических рекомендациях, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных организаций осуществляется в целях обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; недопущения различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.
В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Примечание. Ставка заработной платы — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

При установлении размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано:
— не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установление диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда;
— не устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Примечание. Квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп должностей работников образования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н. Учителя относятся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня. Сюда же отнесены и педагог-библиотекарь, преподаватель, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, старший методист, тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед).
Определено, что ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организаций без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Заработная плата учителя состоит из 3 частей: базовой, компенсационной и стимулирующей.
Базовая часть оплаты труда — это размер оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы.
Положениями Методических рекомендаций исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендовано осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.
За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы. Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю в соответствии с приказом у Минобрнауки России № 1601, например, учителям начальных классов.
Таким образом, месячный заработок учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку должен быть рассчитан путем умножения размера ставки заработной платы, установленного по квалификационному уровню ПКГ, на фактический недельный объем учебной нагрузки, деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Зфн ═ Ст × Фн
Нч
где:
Зфн – зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;
Ст – размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
Фн – фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;
Нч – норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц.
Примечание. Методическими рекомендациями определено, что упорядочение структуры заработной платы работников организации обеспечивается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации без учета средств, направляемых на применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты:

— работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— за выполнение сверхурочных работ;
— за работу в ночное время;
— за выполнение работ различной квалификации.
— при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся
от нормальных: работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников;
— за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:
расположенных в сельской местности;
для детей и подростков с девиантным поведением;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендовано осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы.
При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.
Согласно Методическим рекомендациям размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и других дополнительных видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму — Тарификационный список, — приведенную в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Методическими рекомендациям за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором (то есть ведущих учебную (преподавательскую) работу, в том числе занятия с кружками), рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий по указанным основаниям.

Согласно Методическим рекомендациям система оплаты труда работников организаций устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Когда это будет?

В письме Минобрнауки РФ, в самих Методических рекомендациях, а также в Комментарии к ним не содержится указаний или рекомендаций о конкретных сроках применения предложенного порядка формирования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных
с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.


Тарификация педагогических работников — это целый комплекс мероприятий, которые проводятся в настоящее время работодателем. Они направлены на установление зарплаты сотрудников на основе требований к их профессионализму и квалификации. Помимо ставки предполагается учет еще множества других показателей, для каждого выделяется отдельная графа.

тарификация педагогических работников дополнительного образования образец

Предназначение

Тарификация педагогических работников - это возможность получать достойную оплату за высокие показатели в работе. Несмотря на то что формируется она только на календарный год, некоторые ее элементы учитываются и в более длительном периоде. Тарификация педагогических работников осуществляется по определенному алгоритму, установленному согласно локальным актам образовательной организации.

Она позволяет учитывать множество нюансов при начислении заработной платы: квалификационную категорию, стаж работы, ведение дополнительных курсов и элективов. Для отдельных категорий сотрудников есть и доплаты за вредные условия работы. В частности, тарификация педагогических работников СПО предполагает дополнительные проценты (за вредность) преподавателям информатики, химии, производственного обучения.

арификация педагогических работников дополнительного образования в РФ

Порядок составления

Как происходит привязка параметров, которые используются для составления таблицы, к учебному процессу? Так как тарификация педагогических работников осуществляется на учебный год (с 1 сентября), весной составляется примерная таблица. Педагоги знакомятся с предполагаемой учебной нагрузкой (программными часами, классным руководством, дополнительными курсами), которые им предстоит вести с нового учебного года. Расписываясь в предварительной тарификации, они соглашаются с новыми условиями работы.

В августе, после выхода из государственного отпуска, возможны некоторые изменения в учебной нагрузке. Все это учитывается администрацией школы, и с 1 октября составляется тарификация педагогических работников. Если в предварительной таблице указываются только часы (нет денежного эквивалента), то в настоящей тарификации для каждого сотрудника составляется подробное описание.

тарификация педагогических работников

Важные моменты

Устанавливается заработная плата на основе педагогической нагрузки, доплат, а также целевых показателей. Последний момент является новшеством в оплате труда российских педагогов. Если ранее невозможно было материально заинтересовать талантливых и ярких педагогов в демонстрации высокого качества работы, так как в советских школах педагогам не выплачивались премии (высокий профессионализм оценивался только морально), то в настоящее время в оплату труда работников бюджетной сферы РФ внесены существенные изменения.

Тарификация педагогических работников дополнительного образования (образец таблицы представлен на фото) подтверждает многогранность выплат. В частности, в каждом детском саду, школе, гимназии в рамках локальных актов разрабатывается Положение о доплатах и надбавках. В нем указаны все виды работ (предложен подробный перечень), при выполнении которых работнику полагается материальное (денежное) стимулирование.

что такое тарификация педагогических работников

Реалии современности

Анализируя основные элементы, которые составляют заработную плату учителей и педагогов дополнительного образования, необходимо остановиться также и на тех инновациях, которые внедрены в отечественное образование. В рамках поддержки детей, имеющих серьезные проблемы с физическим здоровьем, не способные из-за этого посещать занятия в обычном режиме, обучаются дистанционно.

В тарификации, составляемой для учителей, отмечается данный факт. Помимо обычной оплаты часов, в подобных ситуациях предполагается доплата за работу с такими детьми (ее размер зависит от конкретного образовательного учреждения).

О чем нужно знать

Тарификация педагогических работников дополнительного образования составляется по тем же правилам, что и для школьных учителей. Среди некоторых нюансов, которые характерны для внеурочной деятельности, отметим наполняемость групп. Каждый центр дополнительного образования формирует и утверждает собственное Положение о доплатах и надбавках. В нем отмечаются основные работы, выполнение которых влечет за собой дополнительное материальное вознаграждение. К примеру, в тарификационном листе указывается процент выплат за высокие показатели профессиональной деятельности.

оплата творческим людям

Как подтвердить

На основе чего составляется тарификация педагогических работников СПО? Форма ее утверждается в рамках ОУ. Она не должна противоречить нормативным актам, принятым в организации, а также законодательству РФ.

Для того чтобы рассчитывать на дополнительные выплаты стимулирующего характера, размер которых устанавливается в каждой конкретной организации, необходимо заполнить определенную форму. В одних школах и центрах дополнительного образования сотрудники заполняют бланки с показателями по готовой форме, в других - самостоятельно перечисляют все мероприятия, используя только примерные направления.

Обязательным является подтверждение сведений, указанных в листе с целевыми показателями. В качестве доказательства результативности и эффективности работы педагога могут выступать следующие документы: выписки (сканы) протоколов олимпиад, конкурсов, конференций, копии грамот и дипломов. При отсутствии подобных подтверждений у комиссии, которая будет заниматься анализом сведений, предоставляемых педагогов (воспитателем, работником центра дополнительного образования), они могут быть признаны неподтвержденными, и баллов за них начислено учителю не будет.

тарификация педагогических работников спо форма

Подведем итоги

Тарификация в бюджетной сфере является обязательной процедурой. Она предполагает учет различных факторов для установления заработной платы педагогическим сотрудникам. В рамках предварительной тарификации (весной) до выхода в оплачиваемый отпуск педагог получает возможность предварительно узнать о предстоящей ему в следующем учебном году нагрузке. В тарификации отмечается не только число часов, но и классное руководство (при его наличии), а также доплаты, на которые он сможет рассчитывать по целевым показателям (заполняют их 1 раз в полугодие по форме, установленной в ОУ).

Перед началом нового учебного года у экономистов и бухгалтеров образовательных учреждений традиционно прибавляется работы, потому что необходимо заново производить перерасчет заработной платы преподавателей. Педагоги - это та категория работников, у которой ежегодно меняются объем учебной нагрузки, дополнительно возложенные обязанности (например, классное руководство и заведование кабинетами, лабораториями, мастерскими), а размер оплаты их труда напрямую зависит от данных обстоятельств и ряда других. Рассмотрим в статье, как учесть все нюансы, чтобы своевременно и правильно произвести расчеты.

Правовые основы оплаты труда педагогов

С 1 декабря 2008 г. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 введено Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - Положение N 583). До его принятия расчет заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений производился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

Оплата труда педагогических работников состоит из должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом учреждения исходя из трудового законодательства, нормативных актов Правительства РФ и субъектов РФ.

При заключении коллективных договоров в организациях и трудовых договоров с работниками образовательных учреждений необходимо руководствоваться Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2012 - 2014 годы, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22.02.2012 N СОГ-3/12 (далее - Отраслевое соглашение). Это Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования, их гарантии, компенсации и льготы.

Размер окладов, ставок заработной платы работников учреждения определяется с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности, на основе отнесения занимаемых работниками должностей к профессиональной квалификационной группе (ПКГ). Для каждой ПКГ устанавливается минимальный оклад, от которого и производятся все последующие начисления. Размеры минимальных окладов по ПКГ для преподавателей определяются на уровне субъектов РФ, и за последние два-три года они неоднократно индексировались.

Отметим, что в отношении работников образования ПКГ и критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждены Приказами Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N N 216н, 217н.

Продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы

Согласно Приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 (далее - Приказ N 2075) для педработников установлены своя продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (сокращенная продолжительность рабочего времени), норма часов преподавательской и педагогической работы за ставку заработной платы. Ниже речь пойдет только о той категории педагогических работников, заработная плата которых зависит от тарификации. Для них в соответствии с Приложением к Приказу N 2075 установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (минимальное количество педагогических часов (уроков), которое должен провести преподаватель на 1 ставку заработной платы, - учебная (педагогическая) нагрузка). Она составляет:

а) 18 часов в неделю:

  • для учителей 1 - 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
  • для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в количестве 720 часов в год);
  • для преподавателей специальных дисциплин 1 - 11-х (12-х) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
  • для преподавателей 3 - 5-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 - 7-х классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 - 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
  • для педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования;
  • для тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования спортивного профиля;
  • для учителей иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
  • для логопедов учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

б) 24 часа в неделю:

  • для преподавателей 1 - 2-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 - 4-х классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

в) 720 часов в год:

  • для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

В рабочее время педагогов включается преподавательская (учебная), воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогов установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Преподавательская (педагогическая) работа, выполняемая с согласия педагогов сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере, то есть если учебная (педагогическая) нагрузка данного преподавателя будет больше установленной по норме, то каждый час этой нагрузки будет оплачен по стоимости 1 часа, установленной преподавателю по тарификации.

Согласно п. 4 Приложения к Приказу N 2075 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, в некоторых случаях гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с утвержденной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (п. 6 Приложения к Приказу N 2075).

В соответствии с Отраслевым соглашением объем учебной нагрузки учителей общеобразовательных учебных заведений и преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (в том числе их подразделений) определяется исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Установленная при заключении трудового договора нагрузка не может быть уменьшена на следующий учебный год, за исключением случаев, когда уменьшается количество обучающихся (студентов) и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Право распределять учебную нагрузку преподавателей предоставлено руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения), который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником. Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы) для руководителя образовательного учреждения, который он может выполнять в том же образовательном учреждении, определяется при заключении с ним трудового договора, а для других работников (включая заместителей руководителя), ведущих преподавательскую работу помимо основной, устанавливается самим образовательным учреждением.

Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом - 1440 часами.

Часовая ставка рассчитывается путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Дополнительные выплаты

Окончательно месячный размер заработной платы педагога будет зависеть от установленных данному конкретному преподавателю выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также доплат за дополнительно возложенные на него обязанности. К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты за особые условия труда территориального и бытового характера (например, доплата 25% за работу в сельской местности);
  • выплаты за особые условия труда производственного характера (например, за работу в специальных (коррекционных) группах для обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью устанавливается доплата 15 - 20%, за работу в общеобразовательных учреждениях педагогам, занятым обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительных колониях строгого и особого режима, - 65%);
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в ночное время - доплата 30 - 35%).

К стимулирующим выплатам относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемой работы;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты.

Из всех стимулирующих выплат, как правило, в тарификацию включаются только выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет. Остальные стимулирующие выплаты имеют непостоянный характер, производятся по решению руководителя учреждения в размере и по условиям коллективного договора и положения по оплате труда учреждения. Конкретный размер этих выплат может определяться как в процентах к окладу, так и в абсолютной величине. Премирование руководителей учреждений осуществляется по решению органа, выполняющего функции и полномочия учредителя.

Доплаты за дополнительно возложенные на педагогических работников обязанности устанавливаются на учебный год и включаются в тарификацию. К ним относятся доплаты:

  • за проверку письменных работ;
  • за классное руководство;
  • за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими;
  • за руководство методическими, цикловыми, предметными комиссиями;
  • за обслуживание вычислительной техники.

Размер таких доплат устанавливается в процентах от минимального оклада по должности в соответствующем приказе руководителя.

Расчет заработной платы по тарификации

При подготовке к тарификации необходимо учесть много нюансов и провести большую подготовительную работу. Перед ее составлением совместно с кадровой службой учреждения нужно проверить сведения о каждом педагоге, включенном в нее, потому что установка повышающих коэффициентов к минимальным окладам по ПКГ зависит от уровня образования педагога, наличия квалификационной категории, стажа педагогической работы.

В образовательных учреждениях разного уровня (общеобразовательных, начального, среднего и высшего профессионального образования) имеется своя специфика составления тарификационных списков учителей и преподавателей. Однако существуют общие принципы. На примере учреждения среднего профессионального образования рассчитаем заработную плату за месяц по тарификации преподавателю русского языка и литературы.

Пример. Преподавателю Смирновой Е.В. с высшим образованием по специальности и стажем педагогической работы 31 г., не имеющей квалификационной категории, установлена общая педагогическая нагрузка на 2013 - 2014 учебный год - 870 ч, из которых 178 ч отводится на русский язык, 430 ч - на литературу, 262 ч - на историю. Минимальный оклад по ПКГ в данном субъекте РФ для педагогического персонала, отнесенного к четвертому квалификационному уровню, на 1 сентября 2013 г. установлен в размере 6092 руб. Образовательное учреждение расположено в сельской местности. Приказом руководителя за данным педагогом закреплен учебный кабинет, а также поручено классное руководство.

Минимальный оклад по ПКГ для преподавателя составляет 6092 руб.

Норма учебной нагрузки для преподавателей - 720 ч в год, или 72 ч в месяц (720 / 10 мес.). Педнагрузка Смирновой Е.В. будет равна 87 ч в месяц (870 / 10 мес.).

Минимальный оклад по ПКГ с учетом педнагрузки составит 7361,17 руб. (6092 руб. / 72 ч x 87 ч).

Минимальный оклад по ПКГ данному преподавателю за уровень его образования будет увеличен на 10% и составит 6701,2 руб. (6092 руб. + 10%).

Стоимость одного педагогического часа для него - 93,07 руб. (6701,2 руб. / 72 ч).

Минимальный оклад по должности с учетом педнагрузки будет равен 8097,09 руб. (87 ч x 93,07 руб.).

Выплата компенсационного характера за работу в сельской местности - 2024,27 руб. (8097,09 руб. x 25%).

Доплаты за проверку письменных работ по русскому языку и литературе установлены в размере 15%, а по истории - 10% от минимального оклада по ПКГ с учетом педнагрузки и составят:

  • за русский язык и литературу - 771,65 руб. (6092 руб. x 15% / 72 ч x (178 ч + 430 ч) / 10 мес.);
  • за историю - 221,68 руб. (6092 руб. x 10% / 72 ч x (262 ч / 10 мес.)).

Доплата за классное руководство преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 20% от минимального оклада по ПКГ и равна 1218,4 руб. (6092 руб. x 20%).

Доплата за заведование кабинетами и учебно-производственными мастерскими установлена в размере 10% от минимального оклада по ПКГ и составит 609,2 руб. (6092 руб. x 10%).

Положением по оплате труда работников, принятым в учреждении, предусматриваются повышающие коэффициенты, формирующие надбавки к должностному окладу работника за выслугу лет:

  • при выслуге от 3 до 5 лет - до 0,05;
  • при выслуге от 5 до 10 лет - до 0,1;
  • при выслуге более 10 лет - до 0,15.

Стимулирующая выплата за выслугу лет будет равна 1104,18 руб. (7361,17 руб. x 0,15).

Заработная плата данного преподавателя за месяц по тарификации составит 14 046,47 руб. (8097,09 + 2024,27 + 221,68 + 771,65 + 1218,4 + 609,2 + 1104,18).

Заработная плата учителей и преподавателей всех учебных заведений устанавливается на учебный год, который, как известно, начинается 1 сентября каждого года и не совпадает с годом календарным.

Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. Тарификация производится раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебные планы на каждое полугодие предусматривают разное количество часов на предмет (дисциплину).

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогов и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета зарплаты, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.

До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата проведенных часов учебных занятий при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам работников производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с предусмотренной, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Скажите, пожалуйста, обязан ли директор школы своим учителям общую тарификацию в начале учебного года? И должны ли учителя подписываться каждый в своей строке в этой тарификации? Когда учитель должен быть ознакомлен с тарификацией (последний срок). (к сведению, сегодня 20 сентября, а в нашей школе никто не видел тарификации.)

Скажите, пожалуйста, обязан ли директор школы своим учителям общую тарификацию в начале учебного года? И должны ли учителя подписываться каждый в своей строке в этой тарификации? Когда учитель должен быть ознакомлен с тарификацией (последний срок). (к сведению, сегодня 11 октября, а в нашей школе никто не видел тарификации.) Существует ли статья закона по этому вопросу?

Работаю в школе. При заключении договора не выдаётся тарификация, в договоре прописаны только общие суммы аудиторной и неаудиторной нагрузки. Попросила в бухгалтерии выдать тарификацию своей зарплаты, отказались выдать. Сказали сначала обратиться к директору за разрешением.

Вопрос: имеют ли работники бухгалтерии право отказать учителю в просьбе выдачи справки о его тарификации?

Вправе ли руководство районной администрации и управления образования переделывать траижды тарификацию от 1 сентября и все по убывающей? Просто мы, учителя Прохоровского района, уже видели три тарификации, где цена нашего бала в стимулирующей части понизилась в итоге на 60%. А так же в тарификациях имеются грубые ошибки, но эккономист, зная о них, не спешит их исправлять. Как быть?

Тарификация составлена на начало учебного года. В середине учебного года учитель увольняется, а на его место приходит другой. Надо ли менять тарификацию и как правильно это сделать?

Меня интересует вопрос может ли администрация школы забрать у учителя час после тарификации. И необходимо ли учителю расписаться в приказе. И как может поступить администрация, если учитель не согласен с потерей часа и не расписался в приказе.

Учитель находится на больничном более 3 месяцев. Его уроки заменяет другой учитель. Должна ли администрация произвести оплату заменяющему учителю по тарификации или только по замене? Спасибо.

Может ли директор школы после тарификации уменьшить количество часов у учителя физической культуры с 27 до 21 ч и отдать 3 часа физкультуры учителю обж.

У меня такой вопрос. Директор школы вводит в тарификацию вакансию, затем ее распределяет между педагогов. Приходит новый учитель, может ли он уже на распределенную вакансию принять этого учителя.

Ответьте, пожалуйста, имеет ли право директор уменьшить нагрузку учителя в середине года после тарификации в связи с коллективной жалобой родителей?

С 1 сентября этот учитель (основной) заболел и вместо него проводил (заменял) уроки новый учитель, принятый в эту школу. После выхода на работу основного учителя родители написали заявление о том, чтобы у детей их класса вел уроки новый учитель.

Когда учителя должны подписывать тарификацию?

Имеет ли право директор забрать часы после тарификации у учителя начальных классов и отдать их не специалисту или учителю имеющего специальность учителя начальных классов для татарских школ, но не проходившего аттестацию по данной специальности в виду сокращения татарского языка в школе.

Сколько лет хранится тарификация учителя и где её можно затребовать?

Я учитель. На 1 сентября мне дали нагрузку 26 часов плюс 0,5 ставки соц. педагога (тарификации еще нет), а с приходом в школу нового учителя забрали 5 часов. Правомерно ли это?

Меня приняли на должность учителя на время длительного больничного основного работника (на время отпуска по беременности и родам). Однако, оплачивают работу как учителю, замещающему уроки. А мне кажется, что должны по тарификации. Кто прав? Спасибо.

Как производится тарификация учителя, если у него имеется средне-специальное педагогическое и логопед-высшее?

Зарплата за сентябрь получена, а тарификация не подписана. Могут ли забрать часы без согласия учителя?

Учителя в школе получают голую тарификацию более трёх месяцев. Справедливо это?

Новый учебный год, тарификация учителей. Нужно ли делать соглашение на каждого учителя по оплате или же можно общим тарификационным списком ознакомить, расписаться что он согласен, тем более с 1 октября тарификация меняется.

Рабочая нагрузка учителя - логопеда 20 часо или 36? Тарификация-20 часов, требуют находиться на работе-36.

В апреле в школе прошла предварительная тарификация учителей. Сейчас учителя начнут выходить из отпуска и узнают что у них изменена тарификация. Что они могут предпринять, если не согласны с новой нагрузкой? Как действовать?

Администрация школы без согласия учителя сменила ему тарификацию и классы. КАк быть?

Учитель начальных классов имел нагрузку по тарификации на 01.09.2021 г. 24 ч. и 0.5 ставки заместителя директора по начальным классам. В октябре директор школы уведомил учителя о сокращении 0.5 ставки заместителя. Работник не согласен. Есть ли нарушения в действиях директора? Спасибо.

Я учитель сельской школы Алтайского края. После тарификации в сентябре 2014 года зарплата учителей нашего района упала в среднем на 5 тыс рублей, хотя учебная нагрузка не изменилась или даже повысилась. Администрация нашей школы объясняет это уменьшением человеко-часа из-за того, что в коллектив пришли новые учителя без категории, уменьшилось количество учителей с высшей категорией, внеурочные занятия ввели в тарификацию (раньше за них платили из другого фонда. Мы уверены, что эти причины не могут так существенно снизить зарплату. Скажите, пожалуйста, как нам действовать, чтобы вернуть свою зарплату?

Учитель находится в отпуске по уходу за ребенком, ранее работал учителем русского языка и литературы и имел доплату за выполнение функций вожатого. В этом году хотел бы поработать вожатой, можно ли не показывать этого учителя в тарификации, а доплату произвести из стимулирующего фонда?

Может ли завуч исполнять обязанности классного руководителя? Причем, на протяжении 6-ти лет официально тарификация проходит на другого учителя.

Читайте также: