Что такое словарная работа в детском саду

Обновлено: 03.05.2024

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Содержание

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Методика словарной работы в возрастных группах
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контр. работа Словарная работа в д.с..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ.

Выполнила: студентка 3 курса

заочной формы обучения «050100.62 –

Филиппова Наталия Анатольевна

  1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  2. Методика словарной работы в возрастных группах
  3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  4. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10—12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 -4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

  • первая степень обобщения — слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла — только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого — начала второго года жизни;
  • вторая степень обобщения — слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
  • третья степень обобщения — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три — три с половиной года;
  • четвертая степень обобщения — слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обо­значает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 — 70 повторений, в то время как на втором году — не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.

После 4 — 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием "слово" они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.

Предлагаю вам методическую разработку на тему - обогащение словаря детей в ДОУ.

  • Понятие словарной работы.
  • Задачи и содержание словарной работы.
  • Своеобразие методики словарной работы.
  • Виды занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Методика развития словаря

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово – это знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов.

  • фонетическая выраженность
  • грамматическое оформление
  • наличие значения и способность слова
  • сочетаться с другими словами.

Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы

Аспекты словарной работы.

  • Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
  • Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).( Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)

методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ

Значение словарной работы

  • Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
  • Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
  • Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
  • Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
  • От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.

Задачи словарной работы

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов:

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)

Содержание словарной работы в ДОУ

  • Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи
  • Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)
  • Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы
  • Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Направления словарной работы:

  • расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
  • усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
  • введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Критерии отбора слов

  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей
  • соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада
  • частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети
  • отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность
  • трудности произношения, сложности грамматических форм
  • учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы
  • значимость слова для решения воспитательных задач
  • значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений
  • отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Принципы словарной работы

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
  • связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей
  • опора на активное и действенное познание окружающего мира
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование

Методы словарной работы

Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)

  • непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
  • опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:

  • рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
  • дидактические игры,
  • чтение художественных произведений,
  • словарные упражнения.

методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ

Формы и принципы словарной работы

Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:

  • Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.
  • Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
  • Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
  • Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.

Методика работы с загадками

Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.

2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.

3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного

образа с реальным предметом.

4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.

5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.

6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Последовательность работы над словом.

  • обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
  • уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.
  • использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.

Автор: Ярошенко Наталья Владимировна, воспитатель МК ДОУ детский сад № 254, Кемеровская область, г. Новокузнецк

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как над исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения. Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания [21, С. 77].

Основное внимание в словарной работе уделяется обогащению и активизации словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить:

· Семантическую валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами.

Все эти качества необходимо учитывать при проведении работы в детском саду [22, С.54].

Говоря о словарной работе, нельзя не сказать об активном и пассивном словаре.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в повседневной речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но в речи не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет перед собой специальную задачу.

Осуществляя словарную работу, воспитатели должны придерживаться следующих принципов:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. Все задачи словарной заботы решаются в единстве и в определенной последовательности [7, С. 32].

В отечественной методике развития речи дошкольников задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы [1, С. 100].

Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и в режимных моментах, трудовой, игровой деятельности, при выполнении физических упражнений и на утренней зарядке, гимнастике после сна, на прогулке и т.д. Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обогащение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, их труде и отношениях; в процессе нее происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование их в речи.

Задачи словарной работы определяются, исходя из особенностей словаря детей. Выделяются следующие задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов.

2. Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) [21, С. 87].

Рассмотрим подробно каждую из задач.

1. Обогащение словаря.

Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Расширение словаря ребенка происходит через усвоение им ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в его лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.) [23, С. 18].

Основную часть лексики составляют существительные, прилагательные, глаголы, числительные и наречия. Большую трудность для усвоения ребенком составляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики: они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит во время образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы в образовательной деятельности по развитию речи [21, С. 85].

2. Закрепление и уточнение словаря - понимается прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

В специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные – обувь, транспорт мебель и др., отвлеченные существительные (красота, тишина, чистота и т.п)., числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железный и т.д., а также слова, сложные в звуковом отношении (тротуар, экскаваторщик). В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия [15, С. 114].

Также необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

3. Активизация словаря. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком [12, С 18].

4. Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов. В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам приходится сталкиваться с этим явлением [16, С. 64]

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы.

Все методы обогащения словаря можно подразделить на две большие группы: методы непосредственного обогащения словаря и опосредованные методы.

К первой группе относятся: наблюдения, обзорные экскурсии, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактические игры с предметами, игрушками, картинками, показ диа-, видео-, кино-фильмов, разного рода театров. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка. Все они сопровождаются наглядностью. Ребенок имеет возможность сам увидеть, притронуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Каждое слово при этом наполняется конкретным содержанием. Наличие наглядного образа стимулирует языковую активность [17, С. 32].

К опосредованным методам принадлежат чтение рассказов и стихов познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактические игры. К приемам словарной работы относятся: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову, включение слова в предложения, показ его сочетаний с другими словами [21, С. 74].

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

· Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

· Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

· Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании [7, С. 2].

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий, наблюдения, рассматривание предметов, картин и другие наглядные методы занимают ведущее место в словарной работе. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение) [22, С. 9].

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач [17, С. 33].

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.

Читайте также: