Что такое трудовая практика в университете

Обновлено: 17.05.2024

Практика является важной составной частью учебного процесса по основной профессиональной образовательной программе высшего образования и включена в учебные планы студентов всех форм обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Периоды прохождения практик студентами строго определены календарным учебным графиком текущего учебного года.

Типы практик:

Учебная практика

  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по развитию социально-профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная)
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (проектная)
  • Учебная практика по получению навыков исследовательской работы
  • Учебная практика по формированию навыков социального взаимодействия
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в т.ч. первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Производственная практика

  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ознакомительная)
  • Производственная технологическая практика
  • Производственная технологическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная научно-исследовательская практика (НИР)
  • Производственная преддипломная практика

Все виды практик предусматривают:

  • выполнение индивидуального задания в сроки, установленные графиком учебного процесса;
  • применение студентом на практике полученных в процессе обучения базовых и специальных знаний;
  • приобретение навыков сбора, обработки, систематизации и анализа информации в целях выполнения курсовых и/или выпускной квалификационной работы;
  • составление отчета по прохождению практики, включающего практико-ориентированные результаты и выводы, с приложением документов;

Порядок оформления документов на практику:

1. Определиться с местом прохождения практики

1.1. если для прохождения практики Вы выбрали организацию из Матрицы мест практики, то Вам необходимо заполнить Приложения к Договору о комплексном сотрудничестве.

1.2. если организация отсутствует в Матрице мест практики, то заполнить договор на практику для студентов ИЗДО.

1.3. если организация запросила предоставить Направление на практику от университета, то оформить его можно в РЦ "Старт- Карьера", каб. 1442 (тел: 2404377).

2. Написать заявление на практику

Сроки предоставления документов на практику и отчета:

Документы на практику:

Места практик - это предприятие, учреждение или организация, в которую для прохождения практики направляется студент (группа студентов) ВУЗа. В качестве мест для проведения практики кафедрами высших учебных заведений выбираются организации, соответствующие профилю подготовки специалистов в высших учебных заведениях, с которыми заключается договор о проведении практики. Подробнее.
Если профессиональная деятельность студента соответствует требованиям к содержанию практики, то можно проходить ее по месту трудовой деятельности. К документам прилагается заверенная копия трудовой книжки и должностной инструкции.

На основании Письма Минобрнауки России № МН-5/20730 от 30.10.2020 года запрещается проводить практическую подготовку обучающихся у индивидуальных предпринимателей (см. Информационное письмо ВГУЭС от 17.12.20202).

Методические рекомендации по выполнению заданий практики и по подготовке отчёта расписаны в рабочей программе дисциплины, размещенной в Карте учебно-методических материалов.

Содержание

Содержание

Типы производственной практики

При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:

Учебная практика Производственная практика
Называется также ознакомительной практикой. Называется также трудовой практикой.
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы.
Заключение трудового договора не требуется. Обязательное заключение трудового договора.

Как принять студента на производственную практику – договор с учебным заведением

Если организация или индивидуальный предприниматель решили позволить студентам-практикантам прийти и обучиться делу на их фирме, следует в первую очередь связаться с руководством учебного заведения, которое отвечало бы профилю деятельности предприятия. С образовательной организацией заключается договор, на основании которого практиканты при их распределении по производствам будут направлены в компанию заявителя.

Имеется и другой вариант – принять студента на работу без договоренности с учебным заведением. Но тогда все равно придется обращаться за получением справки, свидетельствующей о прохождении студентом практики на данном предприятии. Это необходимо, поскольку работодатель должен иметь доказательство того, что молодые люди в конкретный период времени проходят практику на его фирме, иначе возникнут споры с трудовой инспекцией и налоговой службой. И в таком случае обязательным условием становится подписание трудового договора со студентом, который регулировал бы отношения нанимателя и практиканта. Договор может быть:

  • ученическим (если студент большую часть времени обучается делу и не подчиняется внутреннему распорядку дня) или
  • трудовым (если сотрудник выполняет работу, предусмотренную должностной инструкцией и подчиняется внутреннему трудовому распорядку).

Случается и так, что студент сам приходит на фирму с просьбой трудоустроить его на период прохождение практики. Работодатель, готовый принять молодого сотрудника, обращается в ВУЗ и заключает соответствующий договор. Если в учебном заведении не имеется шаблонных договоров на такой случай, наниматель может предложить собственный вариант соглашения. В таком документе в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:

  • наименование предприятия работодателя или реквизиты ИП;
  • сведения о принятом студенте и месте его обучения;
  • период времени, на протяжении которого учащийся будет проходить производственную практику;
  • размер оплаты (если работодатель собирается требовать от студента выполнения работ и готов оплачивать труд);
  • время работы (режим труда и отдыха, число рабочих часов в неделю, выходные);
  • порядок приема студента на предприятие (здесь можно написать о необходимости подписания ученического или трудового договора, об оформлении договора с ВУЗом);
  • информация о назначении наставника (куратора) (обычно руководитель назначается со стороны ВУЗа, потому что иначе работодателю пришлось бы доплачивать своему сотруднику за осуществление дополнительных функций, отражать требования к наставничеству в должностной инструкции, фиксировать порядок руководства со стороны фирмы, предоставлять место прохождения практики и т.д.).

Как принять студента на производственную практику – заключение договора

Важно! Зачастую при принятии студента на практику работодатель подписывает трехсторонний договор, сторонами которого являются наниматель, ВУЗ и сам студент. Обычно договора с учебным заведением достаточно.

Все случаи, при наступлении которых от работодателя требуется заключение с практикантом трудового договора, описаны в таблице ниже:

  • если имеется вакансия, но работника пока не наняли, а студент выполняет функции, предусмотренные должностной инструкцией;
  • если студент выполняет задания временно отсутствующего штатного работника.

Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)

Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться (ст. 58 ТК РФ).

В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:

  • стороны подписывают трудовой договор;
  • руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
  • в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
  • работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
  • студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
  • по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.

Договор подряда (как принять студента на производственную практику)

Вместо трудового договора с практикантом можно заключить договор гражданско-правового характера – договор подряда, выполнения работ или оказания услуг. Оформление такого соглашения сопряжено с некоторыми сложностями:

  1. Нужно четко определить предмет договора, какие именно работы будет выполнять практикант. Поскольку договор ГПХ подразумевает выполнение определенного поручения, трудно связать это с понятием практики. Выходом из ситуации станет указание перечня работ, прописанного в программе практики, и срока выполнения заданий (период практики).
  2. Договор ГПХ предусматривает приемку результатов работы по окончании срока действия соглашения, оформление акта приемки, выплату вознаграждения по итогам работы. Работодатель может зафиксировать итоги в отчете о результатах практики – подпись нанимателя на данном документе означает отсутствие претензий к выполненной работе. Работодателю следует сохранить 1 экземпляр отчета.

Но имеются и положительные стороны заключения договора ГПХ для работодателя, ведь в этом случае студент не признается штатным работником фирмы, поэтому:

  • работодателю не придется оформлять кадровые документы при зачислении сотрудника и его увольнении, не нужно будет оформлять СНИЛС и трудовую книжку;
  • если сотрудник заболеет, наниматель не обязан выплачивать пособие по временной нетрудоспособности;
  • при увольнении будет выплачено только вознаграждение за труд, но не компенсация неиспользованного отпуска.

Как принять студента на производственную практику – спорные договоры оказания услуг

Можно принять практиканта на работу на основании договора оказания услуг (трудового или договора подряда), заключенного с учебным заведением, согласно которому ВУЗ обязуется выполнить поручения работодателя силами учащихся. В договоре прописываются функции, которыми должен овладеть практикант за время прохождения практики. Наниматель выплачивает образовательной организации вознаграждение. В такой ситуации оплата поступает на счет института, оформлением трудовых отношений со студентом занимается ВУЗ, а договор может быть заключен как на период практики, так и во время каникул. Несмотря на привлекательность такого варианта, возможно возникновение споров с контролирующими органами.

Как принять студента на производственную практику – условия прохождения практики

В зависимости от возраста практиканта, работодателю следует обратить внимание на ограничения по продолжительности рабочего дня:

Возраст практиканта Длительность рабочего времени Обоснование
15-16 лет до 24 ч в неделю ст. 91 ТК РФ
16-18 лет до 36 ч в неделю ст. 92 ТК РФ
от 18 лет до 40 ч в неделю ст. 91 ТК РФ

Если практиканту нет полных 18 лет, в отношении него действуют и иные ограничения:

  • он не должен работать ночью (ст. 96 ТК РФ);
  • его нельзя привлекать к работе к работе в выходные и праздники (ст. 268 ТК РФ);
  • он не может трудиться сверхурочно (ст. 99 ТК РФ);
  • он должен пройти медосмотр перед приемом на работу за счет нанимателя (ст. 69 ТК РФ);
  • нельзя устраивать несовершеннолетнего практиканта на вредное и опасное производство (ст. 265 ТК РФ).

Как принять студента на производственную практику – ограничения для практикантов

Студент, проходящий практику на предприятии, обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка компании и охраны труда, даже если с ним не заключен трудовой договор.

Сам факт прохождения практики и нахождения на территории работодателя означает, что студент становится участником производственной деятельности нанимателя (см. ст. 227 ТК РФ). Поэтому, даже если не был заключен никакой договор:

  1. Если будет иметь место несчастный случай на производстве, будет проведено расследование.
  2. При получении студентом травмы при выполнении работы ему будет выплачено пособие и оформлен листок нетрудоспособности.
  3. Больничное пособие при обычном заболевании, не связанном с несчастным случаем, не выплачивается.

Как принять студента на производственную практику – оплата

Важно! Вне зависимости от того, получает студент зарплату по месту прохождения практики, или нет, за ним сохраняется право на получение стипендии в университете (институте, колледже).

Необходимость выплаты практиканту заработной платы будет зависеть от оформления трудовых отношений:

  • если трудовой (или любой другой) договор не подписывался сторонами, и в договоре с учебным заведением не имеется пункта о выплате зарплаты, вознаграждение можно не выплачивать;
  • при оформлении трудового соглашения практикант должен получать заработную плату и всяческие иные вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда предприятия;
  • если заключен договор ГПХ, вознаграждение также считается обязательным – средства должны выплачиваться после подписания акта приемки выполненных работ.
п. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 О необходимости прохождения производственной практики
Приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154 Порядок прохождения практики для для учащихся ВУЗов
Положение, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2009 № 673 Порядок прохождения практики для учащихся профессиональных образовательных учреждений среднего профобразования

Типичные ошибки

Ошибка: Практикант проходит на предприятии производственную практику. Работодатель не выплачиваем студенту зарплату и не подписывает с ним трудовой договор.

Комментарий: В случае прохождения производственной практики заключение трудового договора становится обязательным условием сотрудничества. А поскольку трудовая практика подразумевает выполнение производственных задач, то зарплата также должна выплачиваться, пуская и в меньшем размере в сравнении со штатным персоналом.

Ошибка: Студент-практикант отказывается подчиняться правилам охраны труда и внутреннего распорядка компании, поскольку с ним не заключен трудовой договор.

Комментарий: Даже при отсутствии трудового и любого другого договора с практикантом, студент обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку и правилам охраны труда работодателя.

Ответы на распространенные вопросы о том, как принять студента на производственную практику

Вопрос №1: Должен ли работодатель положения об особенности работы с практикантами, какие-либо отчеты, в которых говорится о том, какие знания и умения получит студент на практике?

Ответ: Нет, работодатель не должен составлять таких документов – образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практики. ВУЗ разрабатывает перечень включенных в практику этапов в зависимости от профиля подготовки.

Вопрос №2: Нужно ли выплачивать студенту-практиканту пособие по временной нетрудоспособности, если с ним не заключен трудовой договор, и он отравился едким дымом и получил больничный лист?

Ответ: Отравление во время работы считается несчастным случаем на производстве, а потому (вне зависимости от наличия трудового или иного договора) должно быть проведено расследование и оплачен больничный лист. Если сотрудник простудится или получит иное заболевание или травму, не связанную с несчастным случаем на производстве, листок нетрудоспособности не будет оплачен в случае отсутствия трудового договора.


Студенты часто жалуются, что институтам в России не хватает практики — одна теория, которая никак не помогает при дальнейшем трудоустройстве. Наш блогер, заместитель руководителя Студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров, рассказывает, как в МИФИ стали вводить практику с первого курса и почему первое время студентам такой формат был неинтересен.

Московский политехнический университет (тогда его возглавлял Никита Анисимов) первым из известных мне российских университетов, включил инженерную деятельность в учебный план с первого семестра. Потом так стали делать и другие университеты, в том числе и мы.

Почему мы пошли на такой шаг?

В НИЯУ МИФИ всегда была своя исследовательская база, но её акцент был в области физики, а не ИТ

Классическая схема подготовки в МИФИ всё ещё работает и эффективна. Старшекурсники и выпускники ИТ-направления (именно их готовит Институт интеллектуальных кибернетических систем) оказываются востребованы на рынке. Но эта востребованность оборачивается тем, что выпускники отказываются занимать исследовательские позиции внутри университета или в других организациях. Ещё бы, с третьего курса вы уже трудоустроены в ведущие компании. Зачем вам в исследования? То же самое касается и конкурсов, соревнований, хакатонов. По сути все эти события не привлекали наших студентов, потому что они уже решили основные задачи по итогам обучения в университете: престижно трудоустроились.

С другой стороны, мы понимали, что студенты младших курсов участвовать в исследовательских работах или побеждать на различных конкурсах просто не могут. Ведь на конкурсах они конкурируют с более опытными студентами-старшекурсниками из других университетов мира.

В чём проблема?

Основная проблема, по нашему мнению, крылась в том, что потребность в практической деятельности у студентов не удовлетворяется с первого же дня в университете. Я точно знаю, что такая потребность есть, ведь я общаюсь со многими поступающими во время приёмной кампании.


Как результат — то, о чём я написал раньше — низкая вовлечённость ит-студентов в жизнь и деятельность университета и института.

Первое решение — 2017 год

Мы подумали, что при наличии достаточной сложной программы обучения на первых курсах, нецелесообразно включать практику в учебные планы и делать её обязательной. Работать с желающими, которых много, достаточно.

Мы собрали среди наших преподавателей и инженеров темы для исследовательских работ первокурсников и провели открытый отбор для участия в проектах

Попутно у обучающихся была возможность предложить свою тему. Заявки на такую деятельность подали примерно треть нашего набора бакалавров в 2017 году. Забегая вперёд — при дальнейших отборах (всего их было 4), количество участников только падало, несмотря на то, что мы начали предлагать практику и второкурсникам в том числе.

Второе решение — 2019 год


Весь первый курс в 2019 году — это порядка 200 студентов. Они распределились в команды или выбрали себе личные проекты. В итоге — около 80 проектов. Мы ввели ряд обязательных требований: еженедельное представление результатов; рефлексия раз в семестр; собственное осознание целей и постановка себе задач, без ссылок на научного руководителя.

Введённые требования позволили нам с одной стороны наблюдать, как движется общая ситуация, а с другой — лучше понять, что именно происходит с первокурсниками в процессе обучения и их практической деятельности.

Что мы получили в итоге и что поняли?

Четверть команд проектов опубликовали свои труды в Scopus на английском языке по итогам первого года практики. Да, это конференционные труды. Но это труды, прошедшие отбор на конференции, подготовленные самими студентами на английском языке. Для первого курса — это очень важный результат.

Некоторые практические результаты, показанные нам на защитах по итогам первого года (а защиты слушали в том числе и представители наших индустриальных партнёров), превосходят работы выпускников. Да, конечно, первый курс не знаком с большим количеством теории, но это-то как раз дело наживное. Например, студенты захотели изучать теорию после того, как занялись практикой.

Полученный интерес к изучению теории — это уникальный и важнейший результат. Как этот интерес возник? Очень просто — вы не можете сделать более совершенную нейросеть не понимая, как и почему происходит затухание градиента. А вы хотите её сделать. Какой выход? Изучать теорию. И это только один из примеров.

Мне многие говорят, что обязательная практика противоречит логике самоопределения студентов. Но мы поняли в процессе, что противоречило логике самоопределения именно отсутствие практики.

Как выбирать, когда не знаешь, из чего? Лекции от работодателей, мастер-классы на днях карьеры или коротких дополнительных программах — это всё лишь дополнительный инструмент. Основной же инструмент выбора — собственное знание.

Что фиксируют студенты?

Побочный, но ожидаемый результат — студенты фиксируют, что им интересно учиться. Интересно пробовать сделать проект

Интересно для этого освоить теорию, например, по решению дифференциальных уравнений на первом курсе.

Основные недостатки в собственной работе студенты видят вовсе не в отсутствии практических знаний (хотя это значимый фактор), а в том, что они не могут организовать своё время. Очень сложно оказывается работать в команде. Причём неорганизованность командой работы парализует и индивидуальную работу каждого из студентов.

Вместо послесловия

Для нас этот образовательный эксперимент дал гораздо больше, чем 20 публикаций в Scopus. Мы впервые ясно и чётко видели недостатки нашего текущего учебного плана не глазами работодателя или наших профессоров, а глазами самих студентов. Недостатки, которые невозможно заместить без постоянной практики.

Для наших студентов — это огромное пространство возможностей для поиска себя и самореализации. По крайней мере, я так, идеалистически, вижу ситуацию со своей стороны.


Как выйти из вуза профессионалом: советы первокурсникам

Мы видим и недостатки формата практики, их много. Но это уже рабочие моменты. Главное же — практика открывает для нас возможность к реальным изменениям в учебном процессе, как минимум, чего совсем не позволяла сделать замена одних дисциплин на другие.

В заключении хотелось бы привести цитату из одной из наших рефлексий, которая, по сути, вдохновляет и меня:

Чтобы не быть голословным, для интересующихся, приведу пример нескольких тем наших студентов:

Почему решились организовывать практику, как выбирали ребят, какие задачи им ставили и за что хотели прибить в процессе.




Предыстория

Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.

В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.

Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.

Зоя Лалетина, проджект-менеджер

Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…

Как отбирали студентов

Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.

Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.

На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.

Александр Брюханов, руководитель разработки

Кто и как работал с практикантами

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Дмитрий Кузьмин, разработчик

В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.

Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.

Александр Брюханов, руководитель разработки

В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.

Какие давали задачи

Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.

Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.

Отзывы студентов

Когда практика закончилась, мы попросили студентов дать развернутые отзывы о ней. Ребята подошли к задаче ответственно и накатали почти по странице текста. Ради интереса приведем несколько вырезок из отзывов ребят. Авторский стиль сохранён.

Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.

Наши выводы

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

Есть мнение, что студенты — это дешёвая рабочая сила. Используешь на все 100%, а платишь мало. Может быть, для каких-то компаний это верно, но не для нас. Если мы принимаем студента, то на должность Junior-программиста. Он получает ментора, который обучает и вводит в курс дела, ставит первоначальные задачи и даёт обратную связь. На такие же условия приходят выпускники и специалисты с небольшим опытом. Мы вкладываем силы и ресурсы, чтобы помочь им всем освоиться и вырасти как можно быстрее.

Конечно, есть риск, что вырастишь студента, а он уедет. Ничего не поделать, мы всегда конкурируем с другими компаниями на западе. Но не все уедут, кто-то благодаря встрече с ISPsystem останется в Иркутске. Будет жить у Байкала, делать ПО, которое используют по всему миру, и получать достойную зарплату.

Читайте также: