Что такое система работы учителя

Обновлено: 17.05.2024

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. умственные;
  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);
  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
  4. организаторские качества;
  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
  6. коммуникативные;
  7. тактичность;
  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
  11. оптимистическое прогнозирование;
  12. креативность [1] .

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:

  1. социально обусловленных качеств личности;
  2. уровня ее подготовленности (опыт личности);
  3. особенностей ее отдельных психических процессов;
  4. биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

  1. требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
  2. требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
  3. требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
  4. требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.

А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

  1. мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
  2. свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  3. интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:

  • направленность;
  • знания;
  • способности;
  • умения.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Л. Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах [5] .

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

  1. выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2. формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  3. формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
  4. становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда [7] .

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.

Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

  1. научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
  2. психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
  3. методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу) [8] .

Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

Н. В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень) [14] .

Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

  1. личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
  2. дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
  3. организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:

  • умения понимать ученика;
  • доступное изложение материала;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
  • способность проектировать качества своих учеников и др.

А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • педагогический такт;
  • распределение внимания;
  • требовательность.

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

  • умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
  • овладевать и управлять их вниманием;
  • выбирать оптимальный темп обучения;
  • управлять проявлением своих чувств;
  • убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

Педагогическая техника включает две группы умений:

  1. умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
  2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на:

  • проектирование;
  • конструирование учебного процесса и его осуществление.

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):

гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

— -организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

— -коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).

Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Список литературы:

[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.

[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.

[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.

[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.

[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.

[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.

[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.

[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.

[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.

[10] Там же, с. 51 — 52.

[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.

[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.

[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.

[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.

[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.

[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.

[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15

[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.

[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.


Во всех школах, как и в нашей, на педсоветах непременно обсуждается состояние качества знаний учащихся на конец четверти, полугодия, года. И, как правило, во многих случаях выявляется такая картина: интерес к знаниям и их качество выше в начальных классах, а затем они постепенно снижаются. В старших классах нередко картина бывает довольно неутешительной. Можно, конечно, сослаться на сложность учебных программ. Но, если серьезно вдуматься, то тоже можно сказать, что учение становится все более трудным, потому что мы их не обучили по-настоящему приёмам рационального, осмысленного усвоения знаний. Опыт убеждает, что переход на новые программы, учебники позволяют учащимся давать более глубокие и прочные знания. Однако достигнутые результаты нас не удовлетворяют. Поэтому нужно принимать меры к дальнейшему повышению учебно-воспитательной работы.

Ведущее место в этом принадлежит учителю, как центральной фигуре в школе. Именно он призван учить школьников учиться, пробуждать в них жажду знаний, стремление глубже изучать основы наук.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.


-75%

Система работы учителя - предметника

Если система работы учителя целостная, решает все задачи педагогического процесса, используются разнообразные методы, учитель является организатором процесса, учитывает конкретную обстановку, воспринимает ученика как личность, то можно говорить о продуктивной эффективной системе работы, дающей высокие результаты.

Взаимоотношения учителя и учеников устанавливаются в процессе учебной и различной внеурочной деятельности. Эти отношения могут быть официальными и менее официальными, суровыми и теплыми, близкими, безразличными и отталкивающими. Разумеется, отношения нестабильны и могут изменяться в силу разных причин, в том числе под влиянием формирующегося сознания учеников. Это же может произойти и в результате деятельности педагога.

Необходима ориентация на развитие личности ребенка – создание максимально благоприятных условий для развития способностей ребенка, формирование практических умений и навыков, познавательных действий для приобретения знаний с учетом индивидуально психофизиологических особенностей. Организуя урок, надо стремиться так, управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой.

Видеть пути формирования мышления на основе материала урока - это залог эффективности деятельности, то есть если учитель руководит развитием мышления учащихся, то и сам развивается, углубляет свои знания.

Возникают в работе учителя следующие противоречия: между усложнением изучаемого материала, увеличением его объема и неумением ребят выделять главное, обобщать, самостоятельно мыслить и делать выводы; между сложностью предмета и недостатком часов для закрепления, изученного материала; между требованиями программы и снижением интереса к учебе, между большим количеством различной литературы в свободной продаже и часто невозможностью её приобрести многим учащимся и малым поступлением в школьный библиотечный фонд.

В основе моей концепции лежит использование в работе различных форм и методов разноуровневого обучения, контроля, внеклассных мероприятий, способствующих возникновению интереса к предмету, осознание значения географии и биологии в жизни человека, умению использовать эти знания на практике. Развитие логического мышления, самостоятельности в работе, умения формулировать свои мысли и выводы, используя дифференцированный подход в обучении.

Главное направление в результате использования развивающего обучения, перераспределения учебного материала с учетом стандартов обучения и психофизиологических особенностей каждого ученика.

По результатам за последние три года неуспевающих нет.

Качество знаний составляет:

Не для кого не секрет, что в настоящее время интерес у детей к учебе падает. Причин много. И одна из них ухудшение здоровья у большинства детей. Поэтому я решила больше работать по проблеме дифференцированного обучения, что особенно актуально в период гуманизации школьного образования. Осуществление дифференцированного обучения возможно при определенных методических условиях: глубоком знании и учете учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся. В нашей школе это возможно, так как каждого ученика мы знаем с детства.

Физико-географическое положение. Открытие Австралии

•Знать основные черты

положение Австралии с другими материками

информацию об истории

• Объяснять связь между

строением земной коры и рельефом

•Доказывать влияние происхождения материка на рельеф

Австралии и Африки

•Объяснять зависимость климата от географического положения

материка (если бы

положение было другим)

зависимости рельефа от происхождения и геологического строения материка

имеющие катастрофические последствия для Земли

Эти задания позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность их углубления, способствуют развитию познавательной самостоятельности школьников. При этом ученик может переходить из одной условной группы в другую, в зависимости от степени усвоения знаний.

В изучении разных тем в географии 7 класса, 8 класса формой внутриклассной дифференциации является помощь учителя – разбивка текста или упражнения на самостоятельные части, задания с письменной инструкцией (с указанием последовательности действий) и т. д.

В начале изучения темы я предлагаю ребятам выбрать себе любую страну и подобрать материал о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуре, религии, традициях, обычаях населения. Слабоуспевающие ребята выучивают материал учебника. Более сильные – подбирают дополнительную литературу и работают с ней. Я консультирую их, проверяю материал, рекомендую на что больше обратить внимание. Потом они пишут выступления, доклады, а наиболее подготовленные – рефераты. Но порой и слабоуспевающие учащиеся могут подготовить интересный материал (литература есть, компьютер у многих), но рассказать они затрудняются без записей. Но и это положительно, что у них не будет комплекса недостаточной информации.

Для проверки усвоения учебного материала готовлю разноуровневые задания: контрольные работы, тесты, географические диктанты, что дает возможность выявить все недочеты, не подавляет слабоуспевающих. Для учащихся, интересующихся биологией или географией, использую более сложные задания, ориентирующие на разнообразные виды учебной деятельности: не только раскрывать содержание того или иного вопроса, но доказывать, обосновывать факты, использовать теории для объяснения явлений.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится школе. Из-за недостаточной психофизической готовности современного школьника к взаимодействию с изменившимися условиями окружающей среды наблюдается снижение показателей физического развития и состояния здоровья нынешнего поколения. Выход из этой ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения здоровый образ жизни.

На основании данной проблемы была поставлена цель: создание условий для здоровьесбережения за период обучения в школе. Цель здоровьесбережения определяет следующие задачи:

  1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
  2. сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни;
  3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это значит, что учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Это предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня, регламентацию разных видов деятельности на уроках и гигиенически правильно построенный урок.

Педагог должен обладать важными качествами, среди которых - знание основ здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах.

Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в образовательном процессе. Это даёт возможность учителю широко использовать в своей практике нестандартные формы уроков, такие как уроки-игры, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-экскурсии.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии в среднем звене игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

При изучении курсов физической географии в 6, 7 и 8 классах особенно эффективны игровые технологии (технология ролевой игры). Положительным моментом этой технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важной, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Естественно, что на каждом уроке невозможно применять игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках - так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам.

На своих уроках я реализую метод проектов, методику сотрудничества для формирования у учащихся новых учебных умений и осмыслению знаний. Метод проектов используется в учебном процессе для решения небольших проблемных задач, для чего используются мини-проекты (информационные, творческие). Именно методы и технологии обучения представляют главный инструмент формирования ключевых компетентностей выпускника: умение учиться. Общаться. Работать с информацией.

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого недостаточно.

Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

  1. развитие познавательных навыков учащихся;
  2. развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  3. развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  4. развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

Каждая педагогическая технология, каждая группа методов объективно имеет свои возможности для формирования у учащихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создание климата саморазвития.

Использование ИКТ на уроках географии и биологии, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменить традиционную систему образования. В географии и биологии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии и биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Можно выделить такие формы работы с ИКТ на уроках:

1. Непосредственное применение в учебном процессе.

2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.

3.Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Используемые мною технологии обучения позволяют плодотворно развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения. За годы работы у меня сложилась своя система работы, в которой главное, помоему мнению, уважение к личности ученика, забота о развитии этой личности в соответствии с требованиями современного общества и индивидуальностью растущего человека. Принцип психологической комфортности ученика и личностно-ориентированные принципы обучения являются ведущими в системе работы учителя. Обязательным компонентом такого подхода является использование здоровьесберегающих технологий: релаксация, элементы рефлексотерапии, физкультминутки.

Необходимо повышение психолого-педагогической компетентности учителя. Это обусловлено ростом социальных требований к школе и педагогам. Необходимо повышение психолого-педагогической компетентности учителя по трем основным направлениям: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личностное развитие учителя.

Для начала необходимо выработать и осознать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, педагогического общения и изучить литературу по проблеме психолого-педагогической компетентности.

Я считаю, что необходимо постоянно заниматься самопознанием своих личностных и профессиональных особенностей, чтобы полностью использовать свои возможности в учебно-воспитательном процессе, выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, что позволит своевременно выявлять профессиональные затруднения и ошибки.

Для приобретения адекватной личностной и профессиональной самооценки учителю необходимо постоянно анализировать свой жизненный и профессиональный опыт, а при возникновении личностных и профессиональных затруднений обращаться за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, физиологам, социальным педагогам.

Я считаю, что совершенствование педагогических способностей учителя является важным и незаменимым критерием деятельности современного учителя. Учитель должен обладать такими педагогическими способностями, как динамизмом – волевым воздействием, убеждением обучающихся, эмоциональной устойчивостью – способностью владеть собой, умением прогнозировать, предвидеть результаты обучения и иметь способность к творчеству.

Регулярно должна проводиться систематическая деятельность по овладению педагогической техникой: умение управлять собой – владение своим телом, эмоциями, речью, умение взаимодействовать с учащимися, коллегами, родителями.

Я считаю, что в своей деятельности необходимо использовать передовой опыт педагогов-новаторов, осваивать новые технологии.

Настоящий учитель должен обладать творческим мышлением – это

умение видеть дальше данного, предвидеть несколько вариантов решения проблемы и выбирать оптимальный, умение находить новые варианты отношений с учащимися, умение конструировать нестандартные дидактические и методические построения, умение предвидеть последствия принимаемых педагогических решений.

В начале каждого учебного года мною проводится работа по изучению психофизических особенностей учащихся, определяется их уровень мотивации к учению.

Составление рабочей программы учителя – это не механический, а творческий труд. Необходимо обдумывание целей и конечных результатов при составлении программы обучения.

При подготовке к уроку мною определяются цели урока, методы и формы его организации, формулируются вопросы, побуждающие мышление, облегчающие процесс усвоения, а не автоматическую передачу содержания предмета, учитывается взаимосвязь между уроками, ведь от этого зависит эффективность конечного результата урока.

Вот уже на протяжении нескольких лет мною ведётся внеурочная работа по предмету. Благодаря этому происходит развитие интереса к предмету, углубление знаний по предмету, осознанное знание предмета, а также расширение кругозора. Систематическая внеклассная работа направлена на проведение мероприятий, конкурсов, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. Систематическая внеклассная работа включает в себя массовую (групповую) и индивидуальную формы работы.

Массовые формы работы проводились мною в течение всего года – это неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно – практические конференции по предмету.

В течение всего года ведётся и индивидуальная внеклассная работа с учащимися – это подготовка докладов, изготовление пособий по предмету, изготовление презентаций к урокам. Данный вид работы носит исследовательский характер.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации учащихся на уроке, поскольку выбор определён спецификой изучаемого материала – географическими и биологическими знаниями. Я пользуюсь различными формами при организации внеклассной работы.

c:\users\администратор\desktop\разные\векторные фоны\abstract-colorful-wave-vector-illustration_53-10290.jpg

При подготовке к педагогическому совету был проведен опрос среди обучающихся и учителей.


  1. Как вы понимаете «Что такое качество знаний?

  • объем знаний, применение их на практике, в жизни;

  • необходимые знания для сдачи ЕГЭ, для получения хорошего аттестата;

  • умение писать рефераты, конспекты, пользоваться учебниками;

  • знания для получения будущей профессии;

  • умение показать себя в обществе;

  • получить хорошую работу;

  • умение выражать свои мысли.

  1. Какие действия должен предпринять учитель, чтобы качество знаний ученика стало лучше?

  • понятно и интересно объяснять изучаемый материал, приводить примеры;

  • индивидуальный подход;

  • использование современных ИКТ;

  • быть требовательным;

  • систематически проверять д/з;

  • быть добрым.

  1. Какие действия должен предпринять ученик, чтобы его качество знаний стало лучше?

  • не лениться;

  • выполнять д/з;

  • готовиться к урокам;

  • заниматься дополнительно.

Система Преподавания и Система Работы похожи, но различаются по широте охвата.

Система Преподавания – индивидуальное конкретное применение педагогики и методики в процессе обучения. Это как бы внешнее проявление Системы Работы, то есть узкое понимание.

Система Работы – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов труда учителя в целом.

Еще похожее понятие Педагогическое мастерство – усовершенствование своей деятельности, умение работать на перспективу. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации в профессиональной деятельности.


  1. Характер отношения учителя к ученикам.

  1. Понимание законов познания.

  1. Постоянное повышение педагогической, психологической и методической квалификации.

  2. Работа над развитием своих педагогических способностей.

  • динамизм – волевое воздействие, убеждение;

  • эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

  • оптимистичное прогнозирование, предвидение;

  • способность к творчеству.

  1. Систематическое совершенствование педагогической техники.

  1. управлять собой – тело, эмоции, речь;

  2. умение взаимодействовать – диалектическая, организаторская техника контактного взаимодействия с учеником, коллегами, родителями.

  1. Изучение опыта коллег и новых педагогических технологий.

  • умение видеть дальше данного;

  • предвидеть несколько вариантов и выбрать оптимальный;

  • умение находить новые варианты отношений с учащимися;

  • умение конструировать нестандартные дидактические и методические построения;

  • умение предвидеть последствия принимаемых педагогических решений.

  1. Систематическое изучение учащихся.

  1. Изучение государственных стандартов, программ, учебников.

Для этого: выделить главное, узловое – уделять этому постоянное внимание на уроках!

Самоанализ – важнейший компонент системы работы.

Если педагогическая деятельность решает лишь часть задач, есть проблемы с установлением отношений, слабая методическая подготовка, то система малопродуктивна, требующая коррекции. И наоборот, если система целостная, решает все задачи педагогического процесса, используются разнообразные методы, учитель – организатор процесса, учитывает конкретную обстановку, воспринимает ученика как личность, то можно говорить о продуктивной эффективной системе работы, дающей высокие результаты.

Если в нашей учительской работе постепенно, но неукоснительно чётко вырисовывается система, то и ваши ученики будут более организованными и успешными, а результаты вашей работы и их учёбы будут.

d:\моё\картинки\виньетки\cd667280aebe.jpg

Чёткая и понятная детям система должна прослеживаться в нашей учительской работе во всём: в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в нашей работе с родителями учащихся, в проведении устных зачётов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в нашей подаче нового учебного материла, в его закреплении, повторении и отработке и т.д. Кстати сказать, было бы совсем замечательно, если бы мы, учителя, привлекали к созданию и разработке системы нашей школьной работы самих учащихся, а также их родителей. Мы вполне могли бы обсуждать и принимать с учениками нашими правила, которые потом предстоит неукоснительно соблюдать и им, и нам. (Презентация в приложении 1)

Земфира Зейнуллаевна Нургишиева, заместитель директора
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции

В.А. Сухомлинский
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный урок?

Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Актуальный на сегодняшний день урок — это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.

Система образования XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего.

Задача преподавателя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, а знания переданные ученику не должны быть одноразовые…

Притча.

В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.

Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?

Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.
(Презентация в приложении 2)

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку:


  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами обучающиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, усиливаем мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, демонстрируем ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. (Приложение 3)

Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Обучаю детей планированию работы на уроке, ещё в первом классе . Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся.

Организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, мы включаем и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки строим по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор делаем на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:


  1. Урок изучения нового.

  1. Урок закрепления знаний.

  1. Урок комплексного применения знаний.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед нами ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

d:\моё\картинки\виньетки\cd667280aebe.jpg

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. (Приложение 4)

Земфира Зейнуллаевна Нургишиева, заместитель директора

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство повышения уровня образования

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

И уже сегодня мы уже говорит об IT технологиях.

Информационная технология— процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, использовать информационные технологии хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Психологи и преподаватели говорят, что каждый из нас обучается по-разному. Некоторые обучаются на слух, другие же являются зрительными обучающимися.

Общепризнанный факт: современные школьники привыкли к подаче информации в визуальном формате. С самых первых дней представителей нового поколения окружают телевидение, компьютеры, мобильные телефоны, информационные табло. Поэтому школьная интерактивная доска, как никакой другой методический прием, способна вовлечь всех учеников в активную работу на уроке, становясь идеальным полем информационного обмена.

Читайте также: