Система трудового права рк опирается на общепризнанные нормы международного права а также

Обновлено: 04.05.2024


Семенков В.И.
главный научный сотрудник отдела исследований в социальной сфере Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, Засуженный деятель науки Республики Беларусь

На основании анализа международного и национального законодательства в работе исследуются важнейшие вопросы, относящиеся к правовой охране труда в контексте их соотношения. Обосновывается необходимость применения соответствующих социально-трудовых стандартов.

Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда являются важными элементами правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.

К основным направлениям исследуемой сферы относятся: понятие правовой охраны труда и ее государственное управление; права и гарантии работников на правовую охрану труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; право на компенсацию по условиям труда; обязанности нанимателя по обеспечению правовой охраны труда; служба охраны труда; обязательные медицинские осмотры работников некоторых категорий; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и т.п.

Особое место в применении национального законодательства занимают международные социально-трудовые стандарты в области правовой охраны труда, а именно их соотношение, использование в контексте нивелирования существующих правовых норм. Международные декларации, соглашения и стандарты в системе трудовых отношений позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития белорусского законодательства в области безопасности и охраны труда.

Экономически развитые страны, как правило, имеют государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Например, в Финляндии – государственная инспекция, в США – управление по безопасности и гигиене труда Министерства труда, в Японии – Министерство труда, в Польше – национальная инспекция труда, в Турции – Министерство труда, в Великобритании – Комиссия по гигиене и безопасности труда и Государственная инспекция по гигиене и безопасности труда, в ФРГ – государственная инспекция труда. Все эти организации обладают широким набором полномочий: выдача предписаний, обязательных к исполнению работодателем; приостановка работы оборудования, предприятий; применение штрафных санкций к работодателю; в некоторых странах (например, в Великобритании) за несоблюдение работодателем законодательства о труде орган государственного надзора может инициировать обвинение в суде. Законодательством данных стран предусмотрена возможность осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдение законодательства о труде и правил по охране труда, хотя формы такого контроля различны [6, с. 14].

Относительно безопасности труда и охраны здоровья существует множество правил, имеющих обязательную силу и зафиксированных в директивах ЕЭС (в них устанавливается минимальное требование к безопасности труда и защите здоровья на рабочем месте), государственных законах и постановлениях (они регулируют стандартные формы защиты труда), Правилах по технике безопасности обществ профессионального страхования, распоряжениях работодателя [6, c. 15].

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, введению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками на основе формирования побудительных мотивов к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель принимал все необходимые меры к снижению уровня и числа профессиональных рисков.

Республиканской целевой программой по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 982, установлено, что основные задачи Республиканской программы – снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет совершенствования механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда.

Право работника на безопасные и здоровые условия труда может быть рассмотрено в различных аспектах. Это, прежде всего, право работника на охрану труда, установленную и гарантированную государством, т.е. элемент правового статуса граждан. Кроме того, право работника на безопасные и здоровые условия труда может выступать в качестве правомочия, требовать от соответствующих органов и должностных лиц необходимой организации труда и его охраны, т.е. предстает в качестве элемента конкретного трудового правоотношения [8, c.186]. Разумеется, обе эти формы связаны между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы.

В большинстве стран ЕС приняты правовые акты общего характера, предусматривающие, что представители работников имеют доступ к любой информации, необходимой им для выполнения своих задач (Бельгия), или что с ними проводятся консультации по всем вопросам, касающимся безопасности труда, охраны здоровья и благосостояния (Нидерланды). В некоторых странах (например, во Франции) издана регламентация о порядке проведения консультаций между нанимателями и представительными органами. Ситуация в сфере безопасности и охраны труда в странах ближнего зарубежья медленно, но верно меняется. Международное разделение труда, вовлечение наших стран в общемировые процессы интеграции предполагает учитывать требования международных организаций. Вызывая определенные проблемы в сфере трудовых стандартов, глобализация в то же время объективно способствует их разрешению, позитивно влияя на экономическое и социальное развитие отдельных стран. Несомненно, по мере вовлечения в мировую экономику, опираясь на опыт таких стран, как, например, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, мы имеем возможность заметно продвинуться в области улучшения условий труда [9].

Сравнительно новой сферой деятельности Международной Организации Труда (далее – МОТ) является ее Программа в области совершенствования методов управления предприятиями и повышения производительности труда, а также регулирования занятости [10]. Важное значение имеет практическая работа экспертов МОТ по обучению руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.

Руководствуясь соответствующими конвенциями ООН и МОТ дают международные стандарты труда почти по всем институтам особенной части трудового права и по многим вопросам общей части. Их влияние на национальное законодательство всех государств, в том числе и в Республике Беларусь, весьма значительное.

В современной науке трудового права особое место отводится исследованию международных стандартов труда. Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования труда, которое представляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Международными усилиями создан свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям [11, c. 447].

Рассматриваются три типа моделей обязательного социального страхования, которые различаются принципами создания материальной базы: модель Бевериджа распространена в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы (финансирование идет через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета); модель частного страхования в основном распространена в Бельгии, Финляндии и Португалии (обязательное социальное страхование строится исключительно на коммерческой деятельности частных страховых компаний); модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии (простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами). Полагаем, что модель Бисмарка наиболее близка традиционному построению системы обязательного социального страхования принятой в Республике Беларусь [12].

Соотношение международных и национальных стандартов также влияет на процесс предоставления компенсации по условиям труда. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Проанализировав законодательство о труде, регулирующее компенсации гражданам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, Республики Беларусь, Украины, Литвы и других стран можно сделать вывод о том, что законодательство Республики Беларусь в этой области является одним из самых прогрессивным среди стран СНГ и Европы, отдельные положения законодательства Литовской Республики в данной области могут служить предметом для инкорпорации опыта и включения этих норм в законодательство Республики Беларусь. В частности нам представляется целесообразным включение положения о выплате компенсации, в случае смерти получателя, людям, хоронившим его, за месяц, в котором наступила смерть, если она еще не была выплачена, и за два последующих месяца [13; 14; 15].

Важным новшеством в законодательстве зарубежных стран стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от произвольных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.

Во Франции и Бельгии предприниматель обязан регулярно передавать информацию о потенциальной угрозе для работников производственных вредностей, а в Греции – о предполагаемом влиянии на производственную среду внедрения новой техники [16].

Для осуществления охраны труда на предприятиях и иных организациях в Республике Беларусь создаются службы охраны труда, которые соответствуют международным инспекциям труда, например, Международная ассоциация инспекций труда (далее – МАИТ), целью которой является содействие сотрудничеству среди ее членов во всем мире, обмен информацией о наиболее успешных достижениях в различных странах, усиление и развитие инспекционных систем как с пользой для работодателей, так и для трудящихся. Две специальные Конвенции и Протокол рассматривают исключительно вопросы инспекции труда: Конвенция МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле от 11 июля 1947 г. №81 (далее – Конвенция № 81) [17], охватывающая промышленность и торговлю, а также производство рудниковых работ и транспорт и Конвенция МОТ об инспекции труда в сельском хозяйстве от 25 июня 1969 года №129 [18]. В Республике Беларусь Конвенция № 81 была ратифицирована 15 ноября 2002 г. Она согласуется с деятельностью службы охраны труда [15, ст. 227; 1, ст.17]. Более детально организация службы охраны труда регламентируется в Типовом положении о службе охраны труда, утвержденного Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 [19].

Следующим важным направлением в области соотношения международных и национальных стандартов является проведение обязательных медицинских осмотров работников и обеспечение средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

Что касается обеспечения СИЗ, то их применяют в зависимости от условий труда: либо непрерывно и постоянно на протяжении всего рабочего времени, либо в условиях аварий (пожаров, взрывов и пр.) – такие средства защиты находятся постоянно в распоряжении работающих, но используются лишь для выхода из очага поражения или для срочных действий по предупреждению последствий аварий. [22, c. 4]. Таким образом, в данной сфере трудовое законодательство различных стран: Бельгии, Италии, Дании, Швеции, Канады, а также Украины, России, Казахстана, Литвы, Беларуси свидетельствует о том, что обеспечение средствами защиты работников, а также обеспечение безвредных условий труда работников регулируется на достаточно высоком уровне [9].

Республика Беларусь, согласно Конституции, признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Международные стандарты и правовые нормы являются ориентиром для развития национального трудового законодательства, законодательства об охране труда. Они обеспечиваются деятельностью МАИТ а также МОТ, которые действуют в соответствии с целями, задачами и принципами, изложенными в уставах этих организаций. опросы охраны труда и их решение излагаются в Конвенциях и Рекомендациях данных международных организаций.

Проблемы, связанные с обеспечением надлежащих условий труда, получают свое отражение как в национальном законодательстве, так и в международном праве. Общие правовые предписания, регулирующие отношения в этой сфере, закрепляются в основных законах государств. Вопрос необходимости повышения эффективности правовых механизмов по охране труда с учетом международных стандартов и зарубежной практики является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества.

Решить эту проблему можно путем признания конвенций МОТ официальным источником права Республики Беларусь. Можно сделать вывод о том, что значительная часть важнейших конвенций МОТ ратифицирована Республикой Беларусь, а основные принципы и нормы, сформулированные в этих конвенциях и рекомендациях МОТ, нашли свое отражение в законодательстве Республики Беларусь. Однако проблемы здесь остаются, поскольку белорусское законодательство в этой области по ряду параметров в той или иной мере нуждается в унификации и согласовании с требованиями МОТ.

Список цитированных источников:

2 О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 25 августа 2006г., № 530// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Дата доступа: 10.12.2012.

3 О санитарно-эпидемическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь 23 ноября 1993 г., № 2583-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — № 2/411

4 О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь 5 янв. 2004 г., № 262-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 2/1011

5 О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь: Постановление совета министров Республики Беларусь 10 фев. 2003., № 150 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 5/11931

6 Семич, А.В. На основе международного опыта // Аховы працы — 2001 — № 4. С.14-17.

10 Международная организация труда и права человека / авт.-сост. А. А. Войтик; рук. проекта А. Е. Вашкевич. – Минск: Тесей, 2002. – 256 с.

11 Сравнительное и международное трудовое право: учеб. Пособие. / И.Я. Киселев; под ред. И.Я Киселёва. – М.,1999. – 728 с.

13 Булаш, Л.В. Компенсация работникам по условиям труда / Л.В. Булаш // Главный бухгалтер. ? 2007. ? № 3. ? С. 33?37.

14 Трудовой кодекс Украины: Кодекс Украины, 10.12.1971, в ред. Закона Украины от 17.05.2012 – Киев: Ридна Украина, 2012. – 207 с.

20 Цехмистер, П.Б. Правовое регулирование заработной платы в России (некоторые проблемы теории, истории и практики): автореф. дис. канд. экон. наук:12.00.05 / П.Б. Серебряникова; Пермь, 2003. – 16 с.

22 Мишаков, В.Ю. Развитие научно-методических основ разработки и методов исследования антимикробных и защитных материалов на нетканых волокнистых носителях: автореф. дис. … доктора техн. Наук: 05.19.01 / В.Ю. Мишаков: Иванов. гос. текст. академия. – М.: 2007. – 45 с.

Читайте также: