Кто составляет луки профессия

Обновлено: 18.05.2024

Простые луки

За тысячи лет луки изменились лишь в деталях.

Сделанные по данной технике луки, как правило, были коротки — всего 100-140 сантиметров. Американским индейцам и европейским средневековым охотникам иного и не требовалось. С длинным луком трудно подкрасться к дичи сквозь заросли. Но военные стрелки нуждались в более мощном оружии.

Длинные луки — такие, как знаменитый английский longbow, — вырезались из фрагмента расколотого вдоль тисового бревна. Хитрость заключалась в том, чтобы заготовка включала два равных по толщине слоя древесины — мягкую сердцевину и окружающую ее твердую заболонь.

Стрелок с простым луком.

После просушки оставалось лишь с помощью ножа придать луку окончательный вид: выстругать рукоять, плечи и выемки для крепления тетивы. Доводка лука производилась постепенно. Закрепив тетиву и натягивая лук, мастер скребком снимал волокна слой за слоем, следя за тем, чтобы плечи не перекашивались, изгибались симметрично и в одной плоскости. Если при сгибании плечо уходило вправо, требовалось снять слой древесины слева. И наоборот.

Несмотря на обширный перечень годных для изготовления луков пород дерева, во многих регионах планеты невозможно было отыскать ничего подходящего. Ввиду этого в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии сохранились обширные территории, где луки хотя и были известны, но не приобрели заметной популярности.

В процессе доводки лук не приобретал геометрически правильного сечения.

Но и на богатых (в средние века, конечно) лиственными лесами Британских островах с сырьем для лучного производства дела обстояли совсем непросто. Английские короли вменяли крестьянам в обязанность высаживать тис, но его все равно постоянно не хватало. Ведь на заготовки уходила лишь очень небольшая часть ствола срубленного дерева, да к тому же, далеко не всякий ствол годился в дело.

В результате во время Столетней войны обозы везли за британскими войсками не только связки стрел, но и большой запас заготовок, из которых прямо на месте выстругивались новые longbow взамен использованных в предыдущем сражении. Собственного тиса англичанам не хватало, и они закупали дерево в Испании. Испанский тис, кстати, считался лучшим, его покупали и арабские страны.

Материалы, употреблявшиеся для изготовления тетивы, отличались большим разнообразием. Применялись пенька, крапивное и конопляное волокно, шерсть, женские волосы, шелк, бечева из льняной материи, сыромятная кожа, сухожилия и скрученные кишки. В наше время аналогом кожи и шелка могут служить лавсан и кевлар, для слабых же луков годится и жгут обычных льняных нитей.

К середине тетивы монгольских и сибирских луков иногда крепился небольшой кожаный мешочек. Назначение этого приспособления было самым тривиальным — оно служило для стрельбы из лука глиняным шариком или небольшим камнем. Но зачем же было использовать камень, если стрела летит дальше и намного более точно? Очень просто — для экономии. Например, если охотнику было жалко терять стрелу в случае промаха по мелкой болотной птице.

Обычно одним концом тетива крепится к луку наглухо, на другом же делается петля.

Составные луки

С дефицитом сырья нужно было что-то делать. Если в Европе проблема его нехватки была еще разрешима, то степным кочевникам было доступно не так много видов деревьев, чтобы иметь возможность искать среди них какое-то особенное.

Наиболее очевидным — буквально лежащим на поверхности — было решение использовать две деревянные детали, обладающие разной твердостью. В качестве примеров воплощения такой идеи можно упомянуть сибирские и новгородские луки с березовой оболочкой и сердечником из можжевельника, сосны или ели.

Чтобы твердое дерево приняло на себя нагрузки на сжатие, треугольная в сечении еловая деталь вкладывалась в углубление, вырезанное внутри березового лука, так, чтобы сравнительно тонкий слой березы охватывал еловую основу с трех сторон. При этом соприкасающиеся поверхности сердечника и оболочки для прочности соединения еще и покрывались взаимопроникающими выступами.

Для соединения деталей служил клей, полученный многодневной варкой копыт или сухожилий животных, либо кожи и костей осетровых рыб. Рыбий клей был лучшим, но на его производство уходило нереальное по современным меркам количество осетров. В наше время для склейки частей лука может быть применена эпоксидная смола, имеющая целых два крупных преимущества. Во-первых, ее легче достать, во-вторых, она намного прочнее рыбьего клея.

Стрелы с каменными наконечниками.

Использование двух видов дерева позволяло производить луки из дешевого и доступного материала. Замена же твердого дерева в сердечнике вставками из 2-3-миллиметровой толщины пластин распаренного и распрямленного рога (либо китового уса) давало более заметный эффект. Сила натяжения лука значительно возрастала за счет большей прочности рога. Такой лук мог справедливо именоваться усиленным.

Наилучшим при изготовлении луков считался рог водяного буйвола.

От усиленного лука оставался всего один шаг до лука композитного, спинка которого оклеивалась сухожилиями. Сухожилия брались с ног или хребта крупного рогатого скота, очищались, разбивались молотом на отдельные волокна, тщательно промывались и обезжиривались. Пучки полученных волокон закреплялись рыбьим клеем в 3-4 слоя, каждый толщиной около миллиметра.

С 12 века на Руси пехота и конница использовали именно композитные луки.

Простой лук со снятой тетивой.

Без тетивы композитный лук выгибался наружу.

Натянуть тетиву на композитный лук было очень сложно. Высокая растяжимость сухожилий позволяла крепить их не к прямой деревянной планке, а к предварительно изогнутой (путем распаривания и высушивания в специальной форме). Турецкий лук со снятой тетивой не распрямлялся, а выгибался вперед в полное кольцо.

Другим важным достоинством композитных луков был на 40% более высокий коэффициент полезного действия. При равной силе натяжения и равной энергии выстрела его можно было сделать на те же 40% короче. Так появились очень удобные для всадников крошечные скифские луки с размахом всего 65-80 сантиметров, соответствующие по эффективности простым 90-110-сантиметровой длины лукам.

Современные спортивные луки нередко имеют не цельную, а рессорную конструкцию, то есть состоят из нескольких убывающих по длине пластин стеклопласта или углепласта. Выгода рессоры заключается в том, что при изгибе тонкой пластины абсолютная величина сжатия и растяжения волокон на ее поверхностях будет невелика. Таким образом, упругость и долговечность материала повысятся. Рессорные луки не являются современным изобретением. Еще до новой эры в Китае существовали луки, основой которых являлось не дерево, а пакет из 3-7 скрепленных посередине бамбуковых дощечек.

Для изготовления легкой охотничьей стрелы тонкая и прямая веточка яблони, кедра, кипариса, березы, ясеня или тополя распаривалась и просушивалась внутри прямой полой кости. Очень хорошие стрелы получались из бамбука, хотя из 100 ростков только один обладал необходимой прямизной. Для самых же легких стрел также можно было использовать камыш или тростник. Но в последнем случае наконечник и ушко под тетиву крепились к деревянным или костяным втулкам.

В Европе стрелы обычно снабжались оперением из двух лепестков пергамента. В Азии предпочитали трехсторонний стабилизатор из перьев птиц.

Оперение азиатского типа.

Особенности конструкции наиболее мощных луков

Другая особенность наиболее мощных и совершенных луков — двойная кривизна. Вдавленная внутрь — утопленная — рукоять существенно осложняла изготовление деревянной основы (она должна была состоять, по крайней мере, из трех деталей), но позволяла далеко оттягивать тетиву, используя относительно короткие стрелы. Конечно, возникает вопрос: что мешало просто взять более длинную стрелу? А все дело в том, что, чем стрела короче и легче, тем точнее и дальше окажется выстрел.

Со времен Тутанхамона стрельба из лука была излюбленным спортом на востоке.

Энергия выстрела зависит от силы натяжения и длины лука. И то, и другое имеет жесткие естественные границы. Само собой, при равной кинетической энергии более легкая стрела приобретет большую скорость и полетит дальше. Но стрелу невозможно сделать короче — она не может быть меньше длины натяжения. Нельзя ее сделать и тоньше, ведь чем мощнее лук, тем большие нагрузки на нее придутся. Недаром из арбалетов стреляли короткими толстыми болтами.

Современный блочный лук.

Особой разновидностью простых луков можно считать луки стальные. Появились они в Азии еще в раннем средневековье — одновременно с необходимой для их изготовления упругой сталью. В Индии такие луки ковались из булата, а в Персии — из дамаска. Впрочем, отнесение средневековых стальных луков к простым содержит некоторую условность. Многие из них имели достаточно сложную разборную конструкцию: плечи соединялись с рукоятью винтовой резьбой.

К числу недостатков композитных луков следует, в первую очередь, отнести их повышенную чувствительность к погодным условиям. Солнечный свет мог разрушить клей, а влага, впитываясь в слой жил, катастрофически снижала мощность оружия. Наиболее сильные луки, создаваемые для спортивной стрельбы на дальность, перед соревнованиями даже полагалось подвергать недельной просушке в специальных условиях.

Предохранять луки от перегрева и намокания были призваны специальные футляры — гориты, или саадаки. Гориты бывали открытыми и закрытыми. Закрытые представляли собой продолговатые коробки из дерева и кожи, в которые короткий лук убирался целиком. Более длинные луки носились в открытых горитах, куда входили только на половину. В этом случае на выступающую часть лука натягивался сафьяновый чехол — налуч

Защита, которую давал луку футляр, была недостаточной. Для более надежной изоляции от влаги и солнца лук снабжался оболочкой из шелка, пергамента, змеиной кожи, сафьяна или бересты. Причем использовалась не обычная, а вываренная береста. Но лучшим среди покрытий в средние века почитался изобретенный в Китае лак.


Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Луки Крымского. О современных чудесах, явленных святым, рассказывает архимандрит Нектарий (Антонополус).

Святые Апостолы чудотворят не своей силой и совсем не для того, чтобы произвести впечатление или приобрести себе славу и известность, как это делают все колдуны и обольщенные. Апостолы единственной целью своей имеют Славу Божию и спасение людей.

Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.

Святитель Лука

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

В одной из своих проповедей он проясняет свое понимание этого вопроса. И мы ясно понимаем те мотивы, которые подвигли его посвятить себя медицинской науке. Не денег и славы ради, не ради других каких-то целей, а дабы послужить, облегчить, исцелить страждущего человека.

Он абсолютно нигде об этом не говорит. Но он дает апостолам заповедь лечить больных. Почему так? Потому что Господь Наш Иисус Христос и сам исцелял людей, демонов изгонял, мертвых воскрешал и ученикам дал заповедь лечить больных. Ибо болезни есть самая большая боль и самая большая проблема человечества.

Блажен тот врач, кто занимается медициной, подвигаемый к этому любовью к болящему, кто стал врачом не ради того, чтобы хорошо и прекрасно жить, но для того, чтобы помочь человеку, помочь ближнему.

Блажен тот врач, ибо он совершает одно из тех двух служений, которые совершали ученики Христа.


Святой Лука после своего мученического жизненного пути отошел в небесный Иерусалим 11 июня 1961 года. Но он нас не оставил и не забыл о своей профессии хирурга. В своей земной жизни он спешил помочь людям, используя все средства – собственные ноги, лошадей, сани, машины, поезда, самолеты. А сейчас ему уже не преграда ни расстояния, ни границы государств. Он спешит всюду, где его призывают.

Впервые я услышал о Святом Луке летом 1996 года. Меня потрясла его жизнь, и я решил узнать больше об этом человеке. Я совершил несколько поездок в Крым, а позже поехал по тем местам, где жил и работал святой. В январе 1999 года мы издали житие Святого Луки на греческом языке, позже перевели его на румынский, английский, французский и албанский языки. Книга эта выдержала множество изданий на греческом языке. Тираж ее составляет 80 тысяч экземпляров. Одно это – подтверждение того, сколь полюбили греки Святого Луку.

По всей Греции Святителю Луке построено около 30 часовен и почти в каждой греческой церкви есть его икона. В нашем монастыре в 2004 году тоже освящена часовня Святому Луке, где хранятся частицы его честных мощей. Рядом мы создали небольшой музей. Здесь выставлены личные вещи святого и фотографии о его жизни. Уже через два месяца после выхода книги о Святом Луки произошло и первое чудо, связанное с ним.


Частица мощей святителя Луки в монастыре Преображения Господня Сагмата (Греция, г. Фивы)

За все эти годы мы слышали множество рассказов о чудотворениях Святого Луки, записывали свидетельства людей о том, как святой являлся им и помогал.

Он являлся родственникам больных или им самим – в домах, больницах, операционных, отделениях реанимации. Он являлся во сне, в видениях, а иногда представал перед человеком явно, как живой. Святой Лука появлялся или как епископ, или как врач.


В чём помогает святитель Лука?

Отец Г. знает русский язык и исповедует русских эмигрантов, живущих в Греции. Он рассказал нам невероятную историю о хирургической помощи, которую ему оказал святой Лука в мае 2002 года:

К врачам я больше не пошел. Я начал молиться с верой святому врачу – Луке. Каждый вечер читал ему акафист на русском языке. И Святой Лука откликнулся на мою молитву.


Было 4:30 утра. Я встал, подошел к зеркалу, стал двигать рукой вверх-вниз и понял, что я здоров! Рука полностью функционировала. Даже следов атрофии не осталось. Больше всего меня поразил тот факт, что на майке, как раз на больном месте, были видны капли крови!

Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!

Я стал ждать среды. Ведь Святой Лука обещал через три дня навестить меня. В среду я пошел в храм и буквально следом за мной туда вошел господин Д.Г. и вручил мне икону Святого Луки с частицей его мощей! Эта икона теперь пребывает в нашем храме!

4

Госпожа Т. из города Ливадья прислала нам в журнал письмо следующего содержания:

«18 сентября 2005 года наш сын Константин попал в автомобильную катастрофу, результатом которой был тяжелый перелом обеих ног. Мы, его родители, были в это время в командировке. Узнав о несчастном случае, мы стали молиться Богу о сохранении жизни и здоровья нашего ребенка.

Из Афин в г. Ливадья в срочном порядке был отправлен вертолет для перевозки мальчика в центральную городскую детскую больницу. Из-за большой потери крови результаты первых сделанных анализов был удручающи. Все врачи высказывались за ампутацию обеих ног. Изменить своей волей решение врачей мы не могли. Мы только молились Богу и просили устроить всё так, чтобы ребенок не остался инвалидом.

На наше счастье, в операционную в этот день приехал заведующий ортопедической клиникой господин Г.П. и взял на себя всю ответственность за принятие решения и проведения операции. Именно этот хирург отменил решение об ампутации и, как нам сообщили позже, буквально бился за то, чтобы сохранить ноги ребенку и отстаивал свою позицию вопреки мнению всех остальных врачей. В результате левую ногу мальчику сохранили полностью, а на правой ампутировали только пятку.

26 ноября 2005 года наш сын впервые упомянул имя своего, как он сказал, друга, какого-то Луки.

Психологи, работавшие в больнице, старались ободрить Константина и говорили ему, что все лечение закончится хорошо, только в будущем он не сможет на велосипеде кататься, как все остальные дети. Однако Константин, выписавшись из больницы, не только прекрасно стал ходить и бегать, но успешно освоил велосипед! Полное восстановление подвижности ног – это истинное чудо!

Мы очень быстро забыли свою скорбь и все свои переживания. Но что значат наши переживания в сравнении с той великой благодатью Божьей, столь щедро излившейся на нас по молитвам Святого Луки.

Святитель Лука

«15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком.

С моей родственницей матушкой А. мы стали думать, идти ли мне в дежурную больницу или нет. В конце концов я решила никуда не идти. Хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам Архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне.

Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было.

Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку.

Доктор согласился со мной. Прописал антибиотики и добавил – это счастье, что гной вышел, иначе вы могли бы лишиться слуха.

Через неделю я вновь пришла к врачу, и он сообщил мне, что я абсолютно здорова.

«Меня зовут Мария К. В своем письме я хотела бы выразить свою благодарность Святому Луке за чудо моего духовного и физического исцеления.

В 2008 году мне необходимо было сделать хирургическую операцию по гинекологии. Операцию должны были сделать в больнице имени Метаксаса в городе Пирей. В трудных жизненных ситуациях я всегда обращалась к Богу и к святым за помощью. И все-таки вера моя была слабой, я была так называемым маловером.

На следующий день я попросила принести мне книгу о Святом Луке. Трудно передать мое волнение, когда я поняла, что приходивший в операционную врач как две капли воды был похож на Святого Луку в бытность его врачом больницы в городе Переславль-Залесский в 1910 году. Помощь Святого Луки для меня имела больше духовное значение, чем физическое. Святой Лука буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия, которая долгие годы мучила меня. Я поняла, что чудо совершается с человеком только тогда, когда он всецело предает себя Богу.

М.К., остров Закинф.

Друг семьи, узнав о случившемся, прислал родителям девушки книгу с жизнеописанием Святого Луки, текст молебна Святому Луке и масло от его мощей из Симферополя. Родители начали молиться Святому Луке. Через два дня больная открыла наконец глаза и начала говорить. Все в радости возблагодарили Господа и Святого Луку за помощь.

Меня зовут Е.Х. Мне 37 лет. Родом я из г. Морфу. Сейчас проживаю в г. Лимасол. Работаю стюардессой и преподаю итальянский. 28 июня 2008 года, в воскресенье, утром я проснулась очень рано и чувствовала легкое недомогание. Оказалось, что у меня температура, и я решила пойти в поликлинику, попросить сделать какой-нибудь укол, чтобы слабость прошла. У нас с мамой было запланировано путешествие на остров Андрос, и откладывать его не хотелось.

Врач настаивал, хотя и ничего не говорил о какой-то серьезной болезни. Слабость и температура не в счет.

На следующий день, 30 июня, во вторник, ко мне в больницу пришла невестка и подарила маленькую бумажную иконку Святого Луки. Раньше я не знала этого святого. Я положила иконку под подушку.

В среду, 1 июля, состояние моего здоровья резко ухудшилось. Мне сделали томографию и убедились в том, что у меня какая-то инфекция в кишечнике. Во время обследования я видела, как за мной внимательно следят четыре глаза.

Я старалась вглядеться в лица окружавших меня людей, но не могла. После обследования меня перевезли в реанимацию, и помню, я расстроилась, что потеряла иконку Святого Луки. Невестка мне дала еще одну, но вскоре и пропажа нашлась – иконка каким-то странным образом прилипла к моей спине. Вот я и держала крепко в своих руках обе иконки.

А я, несмотря на все трудности, чувствовала, что поправлюсь и с иконками в руках пошла на операцию. Я отдала иконки анестезиологу, чтобы после операции их забрать. Мне удалили желчный пузырь, хотя в итоге оказалось, что с ним было все в порядке. Наступило коматозное состояние, в котором я пребывала три дня. Состояние моего здоровья было настолько критичным, что все ждали худшего. Врачи не обнадеживали моих родственников.

Мои зараженные легкие отказывались дышать. Но чудо совершилось тогда, когда говорили о моем конце.

Во вторник пришел батюшка – отец П. и принес с собой мощи Св. Луки – частичку его сердца. Как мне потом рассказывали, он перекрестил меня мощами (частицей сердца святого). В этот момент я первые открыла глаза. С этой минуты мой организм начал бороться, и сепсис совершенно непостижимым образом стал отступать. Я исцелилась полностью. Для врачей это было невероятно. Верующие люди говорили, что произошло чудо. Кто-то попытался дать этому факту наукообразное объяснение, но это никого не убедило.

В больницу мне принесли книгу – житие Святого Луки – врача (моего врача – в моей ситуации). И я подумала, что ему помогали Святые Бессребреники Коcма и Дамиан.

И только потом я поняла, чьи глаза внимательно смотрели на меня во время томографии 1 июля. Это был день памяти Святых Космы и Дамиана, а они были правой рукой Святого Луки в операционной.

Это лишь малая часть совершаемых чудесных исцелений. Они – подтверждение не только святости Святого Луки, но и доказательство любви Господа, который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет.

Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия, расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые наднациональны, они выше расовых различий. Они не делают дискриминаций и не лицеприятствуют.

Я думаю, это и естественно, что он помогает сейчас больше, чем тогда, когда жил на земле, ибо ныне он рядом с небесным Отцом и как Его чадо своим предстательством, которое он имел и прежде, может получать в избытке Благодать и идти к страждущим людям, и помогать им, давая соответствующее лечение.

Его великие подвиги ради любви ко Христу, его любовь и смирение, принесли ему великое духовное развитие, и он сегодня парит с ангелами и ликует, потому что помогает большему количество страждущих людей и что славится имя Божие.

Сегодня уже наш Святой спешит к людям не телесными своими ногами, когда, задыхаясь, он старался поспеть к каждому больному, чтобы отслужить молебен и исцелить его, но теперь он летает, как ангел с одного края света к другому и может успевать ко всем, кто с благоговением призывает его помощь.

Кто такой Лука?

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Лука — человек светлый и добрый. Он подбадривает всех людей в ночлежке, который опустились на самое дно жизни. Умирающей Анне он говорит, что после смерти ее душа отправится в чистый, прекрасный мир. Проститутку Настю убеждает, что в ее жизни было место большой и светлой любви.

Однако, Лука не всегда говорит правду. Он не выступает против лжи, если это ложь во благо. Старец не упускает возможности солгать ради благих побуждений. Он говорит алкоголику Актеру, что в одном городе есть лечебница, где бесплатно лечат всех алкоголиков. Таким образом, Актеру нужно лишь накопить на билет. Он бросил на некоторое время пить, чтобы собрать средства. Хотя, такого города и такой больницы в реальности не существовало, но больной не догадывался об этом.

Лука часто рассказывал какие-то положительные истории, легенды, мифы. Он умеет красиво рассказывать. Его голос очаровывает.

Лука очень проницателен и мудр. Он продумывает каждый свой шаг. В жизни Лука многое видел и через много прошел. Странник считает, что его цель в жизни — утешать тех, кто в горе, поднимать дух тех, кто смирился. По этой причине все, что Лука делает, он делает от души. Он очень добрый, мягкий, ласковый.

Лука дарит счастье и надежду другим, хотя сам несчастлив. У него нет семьи, отношения с женщинами у него не сложились.

Лука — это своеобразный стержень ночлежки. Именно на нем и держится этот коллектив таких разных людей. Лука всем нравится, так как не говорит людям жесткую правду, а охраняет их от злобы мира, дает им сказку, мечту. Все внимательно его слушают. Никто не обижает его и не конфликтует с ним. Лука человек миролюбивый.

С уходом Луки и коллектив портится. Старец покинул ночлежку, когда ее хозяин был убит в драке. Предположительно, Лука ушел на Украину за новой и счастливой жизнью. После его ухода все стало другим. Актер снова стал пить и покончил жизнь самоубийством, когда понял, что такой больницы нет и в помине.

Лука — это образ доброго человека, вселяющего во всех надежду на светлое и прекрасное будущее, которого у них, увы, скорее всего не будет в жизни никогда.

Другие темы: ← Барон в пьесе На дне↑ ГорькийПо произведению Старуха Изергиль →

Персонажи

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

Образ Луки в пьесе Горького На дне


Образ Луки в пьесе Горького На дне
До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.

Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Это интересно! Творчество и биография Федора Достоевского: кратко самое главное



Влияние Луки на ночлежников

Образ Луки в пьесе Горького На дне


Странствующий старик к каждому ночлежнику нашел свой подход и подобрал слова, которые тот хотел услышать. Так, умирающей от чахотки Анне, которая очень страшилась смерти, старец пообещал райскую загробную жизнь без лишений и боли.

Женщина уже без страха стала относиться к неминуемому концу своей жизни. Без осуждения Лука отнесся к проститутке Насте, которая наивно верила в возможность появления искренней любовной истории в своей жизни.

О большой вероятности начала новой жизни он говорил Ваське Пеплу, который терпел плохое отношение к себе со стороны жены Костылева. Ему Лука предлагал уехать в Сибирь и там начать жить по новому укладу. Старец искренне верил, что каждый человек достоин если не лучшей жизни, то доброго участия ближнего.

Бывшего работника сцены Актера Лука уверил в том, что в одном городе, название которого не помнит, имеется бесплатная лечебница для пьющих людей. Воспрянув духом, ветеран творческой профессии бросил пить, желая накопить денег на поездку в этот город.

Люди, оказавшиеся на обочине жизни, из уст странника слышат примирительные, сострадательные и участливые высказывания в свой адрес.

Вывод

Лука, как лекарь, терпеливо и с участием пытался излечить истерзанные души этих людей. Проведя анализ действий старца, нельзя сделать определенный вывод, поступал ли он правильно или опрометчиво. У каждого человека будет свой личный ответ на этот вопрос, который будет зависеть от его степени самодостаточности, успешности и уверенности в себе.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Анна умирает. Актёр на какое-то время бросает пить — готовится, по совету Луки, к лечению. Пепел всё серьёзнее задумывается о Сибири и зовёт с собой Наташу. Но однажды в ночлежке происходит драка, в которой убивают хозяина Костылёва. А потом обнаруживается, что Лука исчез.

Ночлежники обвиняют Луку, что тот врал им и своим враньём нарушил пусть жестокий, но равновесный порядок в их мирке. Во лжи странника обвиняют и многие критики, утверждая, что та привела к преступлению и ещё большему разочарованию без того несчастных людей.

Но врал ли Лука.

Ложь или правда?

В свое время произведение вызвало в обществе резонанс мнений по образу Луки в пьесе Горького. Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? На этот извечный вопрос до сих пор нет ответа. Не сошлись в едином мнении и жители ночлежки. Сильный персонаж Сатин предпочитал суровую правду.

Это интересно! Александр Грибоедов: интересная краткая биография

Поняв, насколько важно Насте обманываться в том, что в нее крепко влюблен один студент, странник стал успокаивать девушку, когда прочие стали насмехаться и подвергать ее слова сомнениям.

Противоречивый образ Луки

Образ Луки в пьесе Горького На дне


Философский спор всегда возникает вокруг того, как человеку стоит вести себя и поступать перед житейскими трудностями.
Персонаж странника у читателя нередко вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, старец наряду с притчами смог внушать в людей веру в лучшее будущее. Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми.

На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества.

Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой. Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок.

Важно! Ложь во спасение – именно так можно трактовать намерения сердобольного странника.

Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина.

Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями?

Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории:

Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить – существует, а если не верить – не существует.

Это интересно! Жизнь Нобелевского лауреата: краткая биография Ивана Бунина

У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества – в правильном понимании значимости сострадания и истине.

Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю.

Лука: характеристика

Лука в пьесе на дне

Описание странника Луки

Также стало известно, что как-то служил сторожем и охранял инженерскую дачу. Именно там ему довелось встретиться с беглыми каторжниками, которые влезли на дачу, желая поживиться чужим добром, и остались немного пожить.

Кратко изложить последующие события, произошедшие с обитателями ночлежки, можно так:

  • Пепел попадает в тюрьму в результате драки и последующей смерти Костылева;
  • избитая сестрой Василисой Наталья пропадает из дома;
  • Актер, снова напившись, совершает суицид;
  • Анна умирает от чахотки;
  • Клещ пропивает все деньги, и ему не на что хоронить жену.

Беря во внимание все положительные качества Луки, его образ неоднозначен и сложен. Даже к людям, относящимся ко дну общества, он проявляет доброту, участие и отзывчивость. В его желании приукрасить действительность нет желания материальной выгоды. По мнению странника, человек, создан для лучшего, и чтобы это лучшее с ним произошло, нужно укрепить его веру, надежду и позволить мечтать.

Хотя сам автор не раз называл Луку пройдохой и жуликом, образ старца не назовешь негативным и отталкивающим. Максим Горький свое отношение к старцу высказывал устами Сатина, который в конце повествования пресек все негативные отзывы о Луке.





Неприглядная картина: покосившая стена ночлежки Костылёвых, одно окно на ней почти сравнялось по уровню с землёй. Кучи старых досок, брёвен. А на улице — весна. Почти сошёл снег.

Настя и Лука уходят.

Наташа не верит словам Пепла, говорит, что и не любит его, напоминает о связи Пепла с её сестрой Варварой. Пепел отвечает, что слишком та любит деньги, просит Наташу поверить ему.

Но Наташа не верит никому.

Костылёв ругает Луку за его бродяжничество.

Читайте также: