Что такое ранги классы дипломатических работников

Обновлено: 15.05.2024

особые звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Система и порядок присвоения Д. р. регулируются законодательством каждого государства. В дипломатической практике большинства государств известны следующие Д. р.: посол, посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и атташе. Кроме того, может существовать градация этих рангов (например, советники первого и второго классов и т.д.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР об установлении рангов для дипломатических представителей СССР за границей от 9 мая 1941 были введены ранги чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника, поверенного в делах; а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 об установлении рангов дипломатических работников НКИД, посольств и миссий СССР за границей были введены и др. Д. р. — советников первого и второго классов, первых секретарей двух классов, вторых секретарей двух классов, третьего секретаря и атташе.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАНГИ, особые звания, присваиваемые дипломатич. работникам. Система и порядок присвоения Д. р. регулируются законодательством каждого гос-ва. В дипломатич. практике большинства гос-в известны след. Д. р.: посол, посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и атташе. Кроме того, может существовать градация этих рангов (напр., советники первого и второго классов и т. д.).

Термин "амбасадор" - человек, знающий двоих, посредник между двумя суверенами,- появился ещё в 13 в. В кон. 15 - нач. 16 вв. различали два ранга дипломатич. представителей - "амбасадор" и "мандатарио"; в 17 в. встречается ранг резидента (ступень в иерархии дипломатич. представителей), появляется термин "посланник". Многочисл. конфликты по поводу соотношения Д. р. привели к выработке на Венском конгрессе 1814-15 особого регламента от 19 марта 1815, дополненного Ахенским протоколом от 21 нояб. 1818 и установившего последовательность дипломатич. классов, совпадавших с Д. р.: 1) послы (ambassa-deurs), к к-рым приравнены папские легаты и нунции; 2) посланники или полномочные министры (envoyes et ministres plenipotentiaires), к к-рым приравнены папские интернунции; 3) министры-резиденты (ministres residents); 4) поверенные в делах (charges d‘affaires).

4 июня 1918 декретом СНК РСФСР старые Д. р. были упразднены и заменены званием полномочного представителя. 26 мая 1921 "Общим положением о советских органах за границей" было установлено деление советских представительств на полномочные дипломатические представительства, торговые и консульские; оно было сохранено затем Положением "О Народном комиссариате иностр. дел" ("Вестник ЦИК, СНК и СТО", 1923, № 10, ст. 300; СЗ СССР, 1925, № 34, ст. 233; СЗ СССР, 1927, № 25, ст. 266).

Указом Президиума Верх. Совета СССР об установлении рангов для дипломатич. представителей СССР за границей от 9 мая 1941 были введены ранги чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника, поверенного в делах; а Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28 мая 1943 об установлении рангов дипломатич. работников НКИД, посольств и миссий СССР за границей были введены и др. Д. р.-советников первого и второго классов, первых секретарей двух классов, вторых секретарей двух классов, третьего секретаря и атташе. Я. П. Блищенко.

звания работников дипломатической службы; существуют в большинстве государств мира. Их наименования, градация и порядок присвоения определяются внутренним правом соответствующих государств. Старшинство членов дипломатического персонала дипломатических представительств и центрального аппарата ведомства иностранных дел определяется их должностями, а не рангами.

(англ diplomatic ranks) - служебное звание, присваиваемое дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей. Д.р. были установлены по инициативе Талейрана на Венском конгрессе в 1815 г. и дополнены Аахенским протоколом от 21.11.1818 г. Было установлено 4 ранга: чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного посланника и полномочного министра, министра-резидента, поверенного в делах. Послы рассматривались как представители главы государства с правом требования личного приема у главы государства, где они были аккредитованы.

В каждом государстве имеется своя система Д.р., которая устанавливается внутренним законодательством. В большинстве государств предусмотрены ранги: атташе, 3-го секретаря, 2-го секретаря, 1-го секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые имеют аналогичные наименования. Министров-резидентов в XX в. почти не назначают. Существует градация указанных рангов дипломатического персонала (напр., советник 1 или 2 класса). Служебные звания посла и посланника (как основные ранги) присваиваются обычно главой государства, а остальные - главой ведомства иностранных дел. Дипломатические представители всех рангов пользуются одинаковыми правами, различие в Д.р. имеет лишь церемониальное значение.

До Петра I на Руси различали: послов, называвшихся иногда великими, большими и полномочными; посланников, иначе называвшихся легкими послами (т.е.без большой свиты), и гонцов или легких гончиков. При Петре I, следуя западноевропейской классификации, стали различать: послов, посланников и резидентов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9.05.1941 г. для представителей Советского Союза за границей установлены ранги чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника, поверенного в делах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.05.1943 г. для дипломатических работников МИД СССР, посольств и миссий СССР за границей учреждаются ранги: чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника 1 и 2 класса, советника 1 и 2 класса, 1-го секретаря 1 и 2 класса, 2-го секретаря 1 и 2 класса, 3-го секретаря и атташе. В соответствии с этим Указом ранги посла и посланника присваиваются Указом Президиума Верховного Совета СССР, остальные - приказами министра иностранных дел.

В РФ порядок присвоения и сохранения Д.р. дипломатическим работникам до принятия соответствующего федерального закона определяется Положением о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации**. Положением установлено, что дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью присваиваются следующие Д.р.: чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника 1 и 2 класса, советника 1 и 2 класса, 1-го секретаря 1 и 2 класса, 2-го секретаря 1 и 2 класса, 3-го секретаря и атташе. Д.р. чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом РФ, остальные - Министром иностранных дел РФ. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело дипломатического работника. Лица, которым присвоены Д.р., сохраняют их пожизненно. См. также Дипломатические классы.

- служебные звания работников дипломатической службы. Д.р. существуют в большинстве государств мира. Их наименования, градация и порядок присвоения определяются внутренним правом государств.

Подчинение членов дипломатического персонала дипломатического представительства и центрального аппарата ведомства иностранных дел друг другу определяется их должностями, а не их Д.р. Дипломатические должности нередко имеют те же названия, что и Д.р. В дипломатических представительствах государств, установивших Д.р., дипломатические должности могут занимать лица, не имеющие Д.р. (например, военные или специальные атташе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. в СССР установлены следующие Д.р.: Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР первого класса.

Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Соответствующая система Д.р. существует теперь и в РФ.

служебные звания работников дипломатической службы. Д.р. существуют в большинстве государств мира. Их наименования, градация и порядок присвоения определяются внутренним правом государств. Подчинение членов дипломатического персонала дипломатического представительства и центрального аппарата ведомства иностранных дел друг другу определяется их должностями, а не их Д.р. Дипломатические должности нередко имеют те же названия, что и Д.р. В дипломатических представительствах государств, установивших Д.р., дипломатические должности могут занимать лица, не имеющие Д.р. (например, военные или специальные атташе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. в СССР установлены следующие Д.р.: Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР первого класса. Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Соответствующая система Д.р. существует теперь и в РФ.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами *

(с изменениями на 6 октября 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2000 года N 1853 (Российская газета, N 217, 11.11.2000);

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (ч.I), 31.07.2006) (вступил в силу с 1 августа 2006 года);

Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 1490 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 01.01.2007) (изменения вступили в силу с 1 января 2007 года);

Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1376 (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (изменения вступили в силу с 1 декабря 2007 года);

Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 2008 года N 421 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2008) (изменения вступили в силу с 1 февраля 2008 года);

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2008 года N 1394 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, 29.09.2008) (изменения вступили в силу с 1 октября 2008 года);

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию.

В целях регламентации до принятия соответствующего федерального закона вопросов присвоения дипломатических рангов и установления месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию)

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники), присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью следующие дипломатические ранги (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию):

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса

Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса

советник 1 класса

советник 2 класса

первый секретарь 1 класса

первый секретарь 2 класса

второй секретарь 1 класса

второй секретарь 2 класса

3. Дипломатическому работнику со дня присвоения ему дипломатического ранга устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом (далее - оклад за дипломатический ранг), который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания дипломатического работника.

Установить размеры окладов за дипломатический ранг дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации согласно приложению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763. - См. предыдущую редакцию)

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

15 октября 1999 года

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 15 октября 1999 года N 1371

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации *

(с изменениями на 6 октября 2020 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию.

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения и сохранения дипломатических рангов лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МИД России), дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию).

2. Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию).

3. Дипломатическим работникам МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации присваиваются по замещаемой должности следующие дипломатические ранги:

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Министр, первый заместитель Министра, заместитель Министра, генеральный директор, посол по особым поручениям

Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса

директор департамента, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации

Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса

заместитель директора департамента, помощник Министра, советник Министра, первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН, руководитель миссии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник-посланник, Генеральный консул Российской Федерации, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, руководитель межрегионального территориального органа - представитель Министерства

Советник 1 класса

начальник отдела в департаменте,

помощник первого заместителя Министра, советник первого заместителя Министра, главный советник департамента, руководитель территориального органа в субъекте Российской Федерации - представитель Министерства, заместитель руководителя межрегионального территориального органа - заместитель представителя Министерства, заместитель начальника отдела в департаменте, старший советник, консул Российской Федерации

Советник 2 класса

помощник заместителя Министра, советник заместителя Министра, помощник генерального директора, советник генерального директора, советник, консул-советник, заместитель руководителя территориального органа в субъекте Российской Федерации - заместитель представителя Министерства

Первый секретарь 1 класса,

первый секретарь, консул, начальник

первый секретарь 2 класса

отдела территориального органа

Второй секретарь 1 класса,

второй секретарь, вице-консул,

второй секретарь 2 класса

консульский агент, заместитель начальника отдела территориального органа

Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

К присвоению ранга Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса представляются дипломатические работники, замещающие в МИДе России должности не ниже заместителя директора департамента, помощника Министра, советника Министра, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации - советника-посланника, Генерального консула Российской Федерации, заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, в территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации - руководителя межрегионального территориального органа - представителя Министерства.

(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763. - См. предыдущую редакцию)

4. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации.

Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации по представлению руководителей подразделений МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации совместно с кадровой службой МИДа России по результатам аттестации, проводимой аттестационными комиссиями под председательством заместителей Министра иностранных дел Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, - см. предыдущую редакцию).

Вопросы досрочного и внеочередного присвоения дипломатических рангов рассматривает аттестационная комиссия под председательством первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации.

Состав и порядок работы аттестационных комиссий определяются МИДом России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы проведения аттестации федеральных государственных служащих.

5. Устанавливаются следующие сроки пребывания в дипломатических рангах:

Размеры месячных окладов дипломатических работников повышены:с 1 января 2007 г. в 1,1 раза - Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2006 № 1490; с 1 декабря 2007 г. в 1,15 раза - Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1376; с 1 февраля 2008 г. в 1,09 раза - Указ Президента Российской Федерации от 29.03.2008 № 421; с 1 октября 2008 г. в 1,09 раза - Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2008 № 1394; с 1 октября 2012 г. в 1,06 раза - Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2012 № 572; с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза - Указ Президента Российской Федерации от 17.10.2013 № 781; с 1 января 2018 г. в 1,04 раза - Указ Президента Российской Федерации от 12.12.2017 № 594; с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза - Указ Президента Российской Федерации от 19.09.2019 № 463;с 1 октября 2020 г. в 1,03 раза - Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2020 № 455

О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 09.11.2000 № 1853, от 28.08.2001 № 1080, от 25.07.2006 № 763, от 06.10.2020 № 616)

В целях регламентации до принятия соответствующего федерального закона вопросов присвоения дипломатических рангов и установления месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами постановляю: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники), присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью следующие дипломатические ранги: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса

Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса

советник 1 класса

советник 2 класса

первый секретарь 1 класса

первый секретарь 2 класса

второй секретарь 1 класса

второй секретарь 2 класса

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

3. Дипломатическому работнику со дня присвоения ему дипломатического ранга устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом (далее - оклад за дипломатический ранг), который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания дипломатического работника.

Установить размеры окладов за дипломатический ранг дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации согласно приложению.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

15 октября 1999 года

УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 октября 1999 г. № 1371

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763, от 06.10.2020 № 616)

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения и сохранения дипломатических рангов лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МИД России), дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

2. Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

3. Дипломатическим работникам МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации присваиваются по замещаемой должности следующие дипломатические ранги:

Дипломатический ранг

Должность

Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

К присвоению ранга Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса представляются дипломатические работники, замещающие в МИДе России должности не ниже заместителя директора департамента, помощника Министра, советника Министра, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации - советника-посланника, Генерального консула Российской Федерации, заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, в территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации - руководителя межрегионального территориального органа - представителя Министерства.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

4. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации.

Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации по представлению руководителей подразделений МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации совместно с кадровой службой МИДа России по результатам аттестации, проводимой аттестационными комиссиями под председательством заместителей Министра иностранных дел Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

Вопросы досрочного и внеочередного присвоения дипломатических рангов рассматривает аттестационная комиссия под председательством первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации.

Состав и порядок работы аттестационных комиссий определяются МИДом России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы проведения аттестации федеральных государственных служащих.

5. Устанавливаются следующие сроки пребывания в дипломатических рангах:

Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1 класса и выше не устанавливаются.

6. Восстановленным на работе дипломатическим работникам засчитывается в срок пребывания в очередном дипломатическом ранге время перерыва, связанного с незаконным увольнением.

7. В случае если в служебном контракте предусмотрено испытание федерального государственного гражданского служащего, он может по истечении установленного срока испытания представляться к присвоению, как правило, минимального ранга, соответствующего замещаемой им должности. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

Вопрос о присвоении дипломатического ранга атташе выпускникам высших учебных заведений, принятым на соответствующие должности, рассматривается аттестационной комиссией по истечении установленного срока испытания.

8. При наличии у дипломатического работника классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (квалификационного разряда) и дипломатического ранга ему производится выплата только месячного оклада в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом.

Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом прекращается в случае увольнения дипломатического работника из МИДа России, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, территориального органа - представительства МИДа России на территории Российской Федерации.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763; вступает в силу с 1 августа 2006 г.)

9. За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИДа России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях - без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов.

10. Решение о присвоении дипломатическому работнику дипломатического ранга оформляется актом Президента Российской Федерации или приказом Министра иностранных дел Российской Федерации. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку (при наличии) и личное дело дипломатического работника. Данная информация также вносится в сведения о трудовой деятельности дипломатического работника. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.10.2020 № 616)

11. Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763)

  • Дипломатические ранги — классные чины, присваиваемые лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в министерствах иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Существуют в большинстве государств мира (хотя есть страны, где к дипломатам применяется та же система рангов, что и к остальным государственным служащим).

Связанные понятия

Посо́льство — дипломатическое представительство (орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними) высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом. К посольствам приравниваются представительства Святого престола (Ватикан) — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних отношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Министерство иностранных дел — орган исполнительной власти в государстве, отвечающий за дипломатические отношения с другими государствами (внешнюю политику). Обычно возглавляется министром иностранных дел. Для обозначения часто используется сокращение МИД.

Упоминания в литературе

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг , воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

БУДНИК Андрей Сергеевич (род. 1953), чрезвычайный и полномочный посол РФ в Исламской Республике Пакистан. Образование получил в Московском государственном институте международных отношений МИД СССР (1975). С 1978 на работе в системе МИД СССР, работал на различных дипломатических должностях в центральном аппарате МИД и за рубежом. В 1978–84 атташе, 3-й секретарь, в 1990–92 советник посольства СССР в Индии. В 1995–99 генеральный консул РФ в Мумбаи (Индия). С апр. 2001 заместитель директора Третьего департамента Азии, с авг. 2004 – Второго департамента Азии. 30.9.2008 назначен чрезвычайным и полномочным послом РФ в Исламской Республике Пакистан. Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса. Владеет хинди и английским языками.

В 2000–2004 годах Бежуашвили занимал пост заместителя министра обороны Грузии, а с февраля 2004 года по июнь того же года – министра обороны. В июне 2004 года стал секретарем Совета национальной безопасности. 19 октября 2005 года Бежуашвили был назначен министром иностранных дел Грузии. При этом дополнительно к чину действительного государственного советника получил дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. По данным СМИ, Бежуашвили стал главой МИД во многом потому, что являлся близким другом президента Грузии Михаила Саакашвили, готовым во всем поддержать его внешнеполитическую линию и не склонным проявлять самостоятельность.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; прием в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почетных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов .

8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; (…)

Связанные понятия (продолжение)

Дипломатическая миссия, дипмиссия — вид постоянного дипломатического представительства, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах. Поскольку дипломатическую миссию возглавляет дипломат с рангом несколько ниже по сравнению с чрезвычайным и полномочным послом, то статус дипломатической миссии несколько ниже, чем посольства.

Посо́л — дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны.

Верительные грамоты (фр. Lettres de créance, англ. Credentials) — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа. Гра́мота (grammata — византийское) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом.

Министр иностранных дел — должностное лицо, возглавляющее внешнеполитическое ведомство государства, в ранге министра. Является членом правительства (кабинета министров, совета министров и т. д.). Одна из важнейших должностей в правительстве. Иногда второе лицо в кабинете.

Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.

Ко́нсульство — орган внешних сношений государства, учреждённый на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу отношений консульства со.

Ко́нсул (лат. consul) — должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания, т. е. для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Дуайе́н (фр. doyen — старшина, старейшина) — глава дипломатического корпуса, старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель.

Дипломати́ческий ко́рпус (фр. corps diplomatique, CD) — дипломатический персонал дипломатических представительств, находящихся в данной стране. В узком смысле — главы дипломатических миссий в их совокупности, включая временных поверенных в делах; в широком смысле — все члены дипломатического персонала, подчинённые главе дипломатических представительств. В соответствии со сложившейся практикой к дипломатическому корпусу относят лиц, занимающих должности советников-посланников, советников, первых.

Диплома́тия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач.

Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

Премье́р-мини́стр или также Пéрвый мини́стр (от фр. le premier — первый) — глава исполнительной власти в государствах, где эта должность отделена от должности главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских республиках является фактическим главой государства.

Министр обороны — министр, возглавляющий министерство обороны (военное министерство) того или иного государства.

Институт Специальных представителей Европейского союза (англ. European Union Special Representatives (EUSR)) — особый институт для урегулирования международных конфликтов и реализации приоритетных программ международного сотрудничества. В настоящее время у Европейского союза есть одиннадцать Специальных представителей (EUSR) в двенадцати различных странах и регионах мира. Они популяризируют политику Европейского союза, его интересы к неспокойным регионам и странам, а также играют активную роль в.

Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции — конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Полномо́чный мини́стр (фр. un ministre plénipotentiaire) — существовавший с XVIII века дипломатический ранг посланника одной державы в другой, обыкновенно состоявшего при дворах второстепенных государств, но ввиду географической удалённости наделявшегося правом принимать решения, заключать и подписывать соглашения и договоры целесообразно интересам своей страны.

Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — федеральная служба, основной орган внешней разведки Российской Федерации, спецслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Интернунций (лат. Internuntius) — ныне не существующая дипломатическая должность Святого Престола, второстепенный посол Папы.

Комитет информации при Совете Министров СССР (с 1949 года — Комитет информации при Министерстве иностранных дел СССР) (в/ч 15618) — название советской внешней разведки в 1947—1951 годах.

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными.

По состоянию на январь 2019 года Республика Армения установила дипломатические отношения со 178 ныне существующим государством — членом ООН, а также с наблюдателями при ООН.

Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, является одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств.

Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.

Руководи́тель протоко́ла (англ. Chief of Protocol) — должностное лицо Государственного департамента США, в задачи которого входит консультирование президента США, вице-президента США и государственного секретаря США по вопросам государственного и международного дипломатического протокола. Имеет ранг посла и помощника государственного секретаря.

Аудие́нция (от лат. audire — слушать) — официальный личный приём у лица, занимающего высокий пост; как правило, у монарха, президента, папы римского и т. д.

Ка́нцлер (нем. Kanzler, от лат. cancellarius — секретарь у барьера, отделяющего суд от публики) — название ряда должностей, званий и чина в различных странах, которые имеют общее историческое происхождение.

Колле́жский сове́тник — гражданский чин VI класса в Табели о рангах. Соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга.

По состоянию на январь 2018 года Республика Узбекистан установила и поддерживает дипломатические отношения со 131 государством — членом ООН, а также с наблюдателями при ООН.

Представи́тельство высо́кого комисса́ра (англ. High Commission) — название посольства одной страны — члена Содружества в другой стране Содружества. Например, в Лондоне Австралию представляет не посол, а высокий комиссар (и аналогично в Канберре), и посольство Папуа — Новой Гвинеи в Австралии также является представительством высокого комиссара и т. д.

Дипломатическая разведка — разведывательная деятельность, осуществляемая дипломатическими ведомствами в интересах государства или организации, которое они представляют.

Зауря́д — юридический термин в Российской империи, означавший, что лицо — которое отправляло должность или исполняло обязанности — пользовалось правами и преимуществами, которыми сопровождалась должность или обязанность, но которыми по общим правилам это лицо не могло бы пользоваться (например, судьи могли направлять своих сыновей в привилегированные учебные заведения в соответствии с занимаемой должностью, а не чином).

Торгпред — глава зарубежного торгового представительства представляющий интересы государства в области внешней торговли и содействующий её развитию.

Дипломатический ранг
Замещаемая должность
Чрезвычайный и
Полномочный Посол
Министр иностранных дел Российской Федерации, первый заместитель, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, посол по особым поручениям
Чрезвычайный и
Полномочный Посол,
Чрезвычайный и Полномочный
Посланник 1 класса
Директор департамента, Чрезвычайный и Полномочный
Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации
Чрезвычайный и Полномочный
Посланник 2 класса
Начальник управления, заместитель Директора департамента, представитель МИДа России на территории Российской Федерации, первый заместитель
Постоянного представителя Российской Федерации при
ООН, руководитель миссии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник- посланник, Генеральный консул Российской Федерации, заместитель постоянного представителя Российской
Федерации при международной организации
133

советник 1 класса заместитель начальника управления, главный советник, начальник отдела, начальник отдела департамента
(управления), заместитель начальника отдела департамента (управления), старший советник, консультант, консул Российской Федерации советник 2 класса заместитель представителя МИДа России на территории
Российской Федерации, советник, консул-советник первый секретарь
1 класса первый секретарь, консул первый секретарь
2 класса первый секретарь, консул второй секретарь
1 класса второй секретарь, вице-консул, консульский агент второй секретарь
2 класса второй секретарь, вице-консул, консульский агент третий секретарь третий секретарь атташе атташе, старший референт, референт
К присвоению ранга Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса представляются дипломатические работники, замещающие в МИД России должности не ниже заместителя директора департамента, в дипломатических представительствах и кон- сульских учреждениях Российской Федерации — советника-посланника, заместителя постоянного представителя Российской Федерации при международной организации,
Генерального консула Российской Федерации, в представительствах МИД России на территории Российской Федерации — представителя МИД России на территории
Российской Федерации.
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и
Полномочного Посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом Российской
Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации. Поря- док представления руководящих дипломатических работников к присвоению указанных дипломатических рангов утвержден специальным приказом по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. № 1294 1
Другие дипломатические ранги, а также квалификационные разряды, присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации по представлению руководителей подразделений МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств МИД России на территории Российской Федерации совместно с Департаментом кадров МИД России по результатам аттестации, проводимой аттестационными комиссиями под председательством заместителей Министра иностранных дел Российской Федерации.
Вопросы досрочного и внеочередного присвоения дипломатических рангов рассматривает аттестационная комиссия под председательством первого заместителя
Министра иностранных дел Российской Федерации.
Состав и порядок работы аттестационных комиссий определяются МИД России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы проведения аттестации федеральных государственных служащих.
Устанавливаются следующие сроки пребывания в дипломатических рангах:
— атташе
— третьего секретаря
— не менее двух лет;
— не менее двух лет;
1
См.: Приложение № 23.
134

с другой стороны, ее подсистемы — дипломатической службы; в) как личность, т.е. социально, политически и нравственно подготовленный индивид для выполнения определенного вида и объема работ в системе внешнеполитического ведомства страны.
Более того, каждый дипломатический работник, независимо от места его службы (столица своей страны, зарубежная структура или субъект Российской Федерации), времени
(служебного или нерабочего), характера деятельности (официальное выступление, протокольный прием, дипломатическая беседа или спортивное мероприятие), в глазах окружающих не перестает оставаться ответственным работником внешнеполитического ведомства, представителем государства.
Потому столь важны не только его профессионально-деловые, но и гражданские, мировоззренческие, моральные качества. К их числу в первую очередь относят такие качества, как:
1) глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического
курса России, высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны;
2) способность к стратегическому видению развития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации, предупреждать ее изменение в нежелательном направлении;
3) умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в
письменной, так и в устной форме, способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг служебных обязанностей;
4) знание современных информационных технологий, умение использовать их в повседневной работе, уверенное владение основными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации (MS Word, Excel, Internet, E-mail и т.д.) и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД;
5) проницательность, умение в условиях нарастающего информационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы и формулировать конструктивные предложения;
6) стрессоустойчивость, умение работать в экстремальных условиях, не теряя самообладания. Способность одновременно выполнять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию;
7) способность определять приоритеты, быть целеустремленным, работать творчески и без излишних эмоций при подготовке информационно-аналитических материалов;
8) организованность, умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания.
9)
ответственность, умение объективно анализировать проблемы и самостоятельно, часто под свою личную ответственность принимать решения. Это качество особенно ценно в критических, неординарных ситуациях.
К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными качествами в результате школьного и вузовского образования, определенной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы.
Мы перечислили качества общего характера. Что же касается специфических качеств, то работник дипломатической службы должен обладать:
-
высоким общеобразовательным и культурным уровнем, быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания;
-
умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения
138


М., 2001.
9.
Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под. ред. С.В.Пирогова. М., 1996.
10.
Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность.
Воронеж, 1997.
11.
Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 10.
12.
Иванов И. С. Выступление на встрече с молодыми специалистами.
//Дипломатический вестник. 2001. № 10.
13.
Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К.
Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Контекст истории и современность. Ростов- на-Дону, 2000.
14.
Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие / Под ред.
Е.В.Охотского и В.МАнисимова М., 1998.
15.
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник. М., 1999.
16.
Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1:
Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.
17.
Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: Проблемы теории и практики. М., 1998.
18.
Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата. Пер в англ. В.Е.Улаховича.
Минск, 2000.

Читайте также: