Что такое психодиагностика как она помогает в выборе профессии

Обновлено: 23.05.2024

Возникновение тестов специальных способностей связано с практикой профессионального консультирования и профессионального отбора, требовавшей давать прогноз в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности. За рубежом тестирование специальных способностей в течение всего XX в. интенсивно развивалось и в настоящее время очень распространено. Для практических целей там выделяют следующие группы индивидуальных особенностей, называемых специальными способностями: сенсорные; моторные; технические; профессионализированные.

Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях — конторские, музыкальные, художественные и пр.

Помимо использования отдельных тестов специальных способностей на Западе широко применяются батареи тестов, т. е. группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.

Все чаще психодиагносты приходят к выводу, что прогнозы относительно учебной и профессиональной успешности возможны только на основе совокупной информации об индивиде, когда результаты тестов способностей рассматриваются не изолированно, а лишь как один из аспектов оценки — наряду с показателями личностных методик, тестов достижений, биографических анкет и др. Так, например, Э. Гизелли нашел, что при обследовании водителей такси корреляции между их трудовой эффективностью и показателями тестов специальных способностей равнялась лишь 0,22. Но если учесть интересы и профессиональную мотивацию, то этот коэффициент можно существенно повысить — до 0,664 у водителей с высоким уровнем мотивации.

Важно указать и на то, что в настоящее время западные диагносты признают зависимость тестов способностей от обученности индивидов, от приобретенных ими навыков и знаний. Поэтому все чаще психодиагносты стремятся не использовать термин “способность” в названиях этой группы тестов, заменяя его понятиями “эффективность”, “успешность” и др. Считается, что лучше отказаться от понятия “способность” применительно к тестам и говорить о различиях в знаниях и умениях, позволяющих в определенных условиях добиваться определенных достижений.

В нашей стране эта область диагностики — тестирование специальных способностей — практически отсутствует. В 20-30-е гг. XX в. отечественные специалисты в области психотехники, разрабатывая методики, подобные зарубежным тестам специальных способностей, признавали, что они предназначены для диагностики знаний, навыков, некоторых качеств сенсорики и моторики, а также качеств личности. Вместо термина “способность” при интерпретации результатов этих методик использовались понятия “особенности”, “диспозиции”, “профессионально важные признаки”, “психические функции” и некоторые другие. Причем психотехники считали проблему терминологии принципиальной и чрезвычайно важной.

Ими признавалось, что использование тестов в профотборе и профессиональном консультировании имеет важное практическое значение, они способствуют рациональной расстановке кадров, выявлению слабых мест неэффективных работников, а также анализу причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве.

В настоящее время профессиональная диагностика у нас в стране пока еще далека от решения своих проблем. Ее отличает незначительное число тестов, отвечающих требованиям психометрики. Тестирование профессионально важных признаков сенсорной, моторной и интеллектуальной сфер психики (это те особенности, которые условно по общепринятой классификации можно отнести к специальным способностям) используется для ограниченного круга профессий — летные и операторские, профессии, связанные с опасными производствами, и некоторые другие.

На практике в отношении ряда профессий используются либо тесты достижений, либо методы диагностики личностных черт (волевых качеств, добросовестности, организованности, коммуникабельности, лидерских черт и др.) и психических состояний (тревожности, фрустрированности и пр.).

2.Диагностика способностей осуществляется с помощью методик:

структуры интеллекта тестом Амтхауэра Методика Амтхауэра является одной из самых популярных тестов на интеллект. Сокращенный ее вариант разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым.

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

КОСКОМ 2 Понимание подростков. Понимание педагогических ситуаций. Сноровка, хватка. Моральные установки. Мотивация достижения. Эмоциональная стабильность. Имидж, самопрезентация. Соц. психолог. компетентность. Вербальная компетентность. Оперативная социальная компетентность. Эго-компетентность. Коммуникативная компетентность. Уверенность. Стабильность человеческих отношений. Мотивация одобрения (шкала лжи). Коммуникативно-личностный потенциал.

Корректурная таблица Бентона Предлагаемый вариант “корректуры” является модификацией известной корректурной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом методики в ней сокращен “алфавит” символов (цифр): всего 800 цифр. и т.д.

Диагностика мотивации проводится с использованием следующих методик:

Список личностных предпочтений А. Эдвардса является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. Показатели каждой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по Т-оценкам. Эти нормы были установлены на выборке студентов (1500 чел.) и взрослых (около 10000 чел.). Показатели надежности удовлетворительны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объясняют спецификой опросника, оценивающего силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относительно силы других потребностей индивида. При таком оценивании нормативная выборка не может служить точкой отсчета.

Опросник для измерения мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Пункты опросника построены в форме сравнительных утверждений, поэтому выявляют результирующую тенденцию мотивации достижения, образуемую как разницу в проявлениях мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие — тенденцию избегания. При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. Психометрические показатели опросника оцениваются как удовлетворительные

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Психодиагностика в процессе профориентации и профотбора. Диагностика способностей и мотивации.

Психодиагностика в процессе профориентации и профотбора. Диагностика способностей и мотивации.

Психодиагностика в процессе профориентации и профотбора. Диагностика способностей и мотивации.


В данной статье рассматривается проблема психодиагностики в профессиональном образовании. Дано общее понятие психодиагностики различных исследователей. Проанализированы подходы отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены некоторые методики психодиагностики в профессиональном образовании.

Профессиональная диагностика личности используется во многих областях, в частности, психодиагностические методы являются ключевыми в работе практического психолога. Мы считаем, что психодиагностика обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний, нового теоретического и практического опыта. Умственное и личностное развитие ребёнка в современном обществе во многом зависит от психологической диагностики. Многие учёные исследовали психологическую диагностику личности, но прежде чем перейти к понятию психодиагностика, нужно определить, что такое личность.

Е. В. Андриенко считает, что личность как категория психологии обозначает включённость человека в общественные отношения. Личность является субъектом отношений, сознательной деятельности и устойчивой системой социально значимых черт человека. В своих исследованиях автор обратил внимание на то, что применительно к личности человека, диагностика связана с выявлением определённых особенностей, черт, способностей человека, выступающих в качестве соответствующих признаков и примет. Диагностика личности, по её мнению, может осуществляться на трёх уровнях: симптоматическом, этиологическом и типологическом [1].

Симптоматический уровень проявляется в наиболее ярких внешних признаках или внешних проявлениях какого-либо качества человека. Этот уровень является наиболее простым по той причине, что позволяет выявить особенности личности без использования специальных методик. Симптоматический уровень основывается на изучении психологом социального проявления человека.

Вторым уровнем диагностики является этиологический уровень, на котором учитываются не только наиболее яркие признаки, но и причины их возникновения. К причинам возникновения могут относиться наследственность, семейное воспитание, влияние социальных факторов и события из прошлой жизни.

Третий уровень диагностики личности — это типологический. На этом уровне учитываются симптомы, причины, а также определяется место и значение всех полученных данных о личности. Этот уровень диагностики является универсальным, так как любого человека всегда можно отнести к какому-либо типу [1].

Э. Ф. Зеер дал своё определение психодиагностики — это область науки и практики в психологии, которая направлена на распознавание психологических особенностей и различий людей и социальных групп. По его мнению, чтобы психодиагностика соответствовала требованиям профессионального развития личности, необходимо создание особой ситуации развития — специфической системы отношений педагога-психолога и обучаемого, которая обязательно должна характеризоваться открытостью и доверительностью. Исследовав проблемы профессионального образования, автор считает, что юность и взрослость являются периодом самоутверждения себя в социальной и профессиональной деятельности. Также он указывает на то, что в процессе многоплановых деятельностей личность продолжает своё развитие, но для одной социально — профессиональной группы ведущую роль играет учебно-профессиональная деятельность, для вторых — профессиональная, а для последней группы важна социальная, спортивная и бытовая деятельность [2].

По нашему мнению, психодиагностическая ситуация развития личности должна включать в себя такие моменты, как:

- создание педагогом-психологом внутренней мотивации саморазвития и самосовершенствования субъектов;

- данные, полученные при диагностике, ориентированы на обогащение представлений обследуемых о себе;

- в ходе применения диагностики, предусматривается активное участие членов группы в обсуждении и проектировании профессионально — психологического профиля личности, а также участие в обработке полученных данных и их интерпретации;

- при проведении диагностики личности, используются такие техники, как: беседы, тренинги, консультирование и др.;

- психодиагностика личности должна быть направлена на комплексную оценку личности специалиста;

- повторная диагностика социально — профессиональных метаобразований личности уже через 2–3 года становится основой психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.

Психологическая диагностика является психологической дисциплиной, которая разрабатывает методы выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека. Цель психодиагностики — сбор информации об особенностях человеческой психики. Также психодиагностика включает в себя область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Е. В. Андриенко считает, что любая диагностика связана с прогнозом, который строится на умении понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что определяет основные направления развития на основе прошлого и настоящего. Часто у человека возникают проблемы, связанные с необходимостью выявления у него тех или иных индивидуальных особенностей и прогнозов на их дальнейшее развитие [1].

Например, уже в юношеском возрасте человеку нужно правильно определиться с выбором профессиональной сферы, чтобы избежать многих ошибок. Выбор профессии должен основываться на возможностях и способностях человека, ведь если человеку интересно, чем он занимается, а главное, у него это хорошо получается, то результаты его деятельности будут намного выше и качественнее, чем у тех, кто руководствовался другими мотивами, такими как мода, высокая оплата труда.

Профессиональное самоопределение является длительным и развивающимся процессом, который включает в себя две составляющие: развитие профессиональной деятельности человека, выбор его жизненного пути и формирование его индивидуальных особенностей, а также творческое развитие человека. Мы можем выделить несколько стадий профессионального самоопределения: основополагающей является выбор профессии и профессиональное обучение, далее идёт творческий вклад в развитие деятельности и самореализация в ней, и заключающая стадия — передача профессионального опыта другим людям.

Подбор методов диагностики, по мнению Э. Ф. Зеера, основывается на адекватном понимании профессиональной деятельности и научно обоснованном представлении о внутреннем мире личности. Профессионально — психологический профиль является одним из простейших вариантов упорядочения профессионально значимых параметров личности специалиста. В зависимости от задач психодиагностики подбираются методики, позволяющие выявить уровень развития профессионально важных характеристик специалиста, такие как: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества. [2]

Я. С. Сунцова выделяет четыре стадии, в процессе которых личность находится на различных уровнях профессионального самоопределения:

- Неопределенная профессиональная идентичность: индивид не имеет четких представлений о карьере, выбор жизненного пути не сделан, задачи по самоопределению не поставлены.

- Навязанная профессиональная идентичность: имеются сформированные представления о профессиональном будущем, навязанные посторонними, не являющиеся самостоятельным выбором.

- Мораторий (или же кризис выбора) профессиональной идентичности: осознание проблемы выбора профессии, поиск её решения.

- Сформированная профессиональная идентичность: определены профессиональные планы, принято самостоятельное решение [5].

По нашему мнению, наличие адекватных средств диагностики учебных достижений и формирования профессионально значимых личностных качеств у студентов и выпускников является ключевым моментом в процессе подготовки будущих специалистов в области педагогики и психологии.

Несмотря на педагогические склонности и способности, у личности, которая собирается связать свою профессиональную деятельность в сфере педагогики, должно присутствовать такое качество, как педагогическое призвание. Психологическими снованиями педагогического призвания, по нашему мнению, выступают, прежде всего, отождествление себя с представителями педагогической профессии, интерес и стремление ответить на вызовы педагогической деятельности, ценностное отношение к компонентам педагогической деятельности, признание коллегами и учащимися, связь личностного и профессионального развития с педагогической профессией.

Мы согласны с М. И. Кряхтуновым, который, рассматривая вопрос педагогического призвания, остановил своё внимание на характеристике педагогической профессии. Он выделил несколько психологических компонентов: личность учителя, личность другого человека, взаимодействие, предметное знание и опыт [4].

1. Личность учителя. Учитель должен ориентироваться на себя, особенности своей личности, чтобы ясно, чётко, доступно, с пониманием изложить и обеспечить успешно усвоение материала учащимися. Ориентируясь на себя, он может прояснить сложные для него вопросы в данной предметной области, обнаружить свой интерес, энергию и стремление продвигаться в том или ином направлении. Когда учитель открывает свои основания выбора преподаваемого им учебного предмета, создаются условия для возникновения и усиления интереса учащихся к данному предмету.

2. Личность другого человека. Педагогическая профессия является сугубо диалогической, поэтому другой человек выступает для педагога как цель его деятельности, объект, результат и в то же время ориентир для изменения сознания и поведения учителя.

3. Взаимодействие. Оно является следствием диалогической природы педагогической деятельности. С помощью интеракции педагог решает задачи и достигает цели своей профессиональной деятельности. Учитель, замечающий других людей, внимательный к их реакциям, воспринимается ими как понимающий, чуткий, заботливый педагог, что вызывает в собеседнике желание идти на встречу, быть более открытым, откровенным.

4. Предметные знания. У педагога должен быть интерес к тому предмету, который он преподает. Необходимым является выстраивание определённой последовательности изложения тем, учитель должен понимать как место каждой темы в общей структуре предмета, так и особое значение каждой темы самой по себе.

5. Опыт. Знания, способы мышления, деятельности и понимания, появляющиеся как результат усвоения учебного материала, должны быть применимы в жизни учащегося [4].

Без опоры на психологические качества и способности личности, диагностика и моделирование личностных качеств педагога не будут являться научно-обоснованными. Эта проблема активно разрабатывалась отечественной и зарубежной психологией; а также социальной психологией и социологией личности.

Современная диагностика личности используется во многих областях, в частности, психодиагностические методы являются ключевыми в работе практического психолога и педагога.

Н. В. Зоткин выделяет ряд преимуществ использования специальных психодиагностических методик в профессиональном образовании.

1. Позволяют собрать диагностическую информацию за относительно короткие сроки;

2. Дают возможность получения информации о глубинных неосознаваемых психических явлениях;

3. Предоставляют информацию конкретную, т. е. не о человеке в общем, а об его индивидуальных особенностях (об интеллекте, тревожности, самоответственности, личностных чертах и т. п.);

4. С помощью этих методик информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение человека с другими людьми;

5. Информация, получаемая с помощью диагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности человека [3].

Он считает, что правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должна основываться на знании того, для какой цели они используются:

1) Психологическая характеристика: особенности познавательных процессов, темперамента, характера, способностей, межличностных отношений, в педагогике, психиатрии и экспертизе.

2) Дифференциация: распределение детей по способностям, диагностика знаний.

3) Профконсультация и профотбор.

4) Выбор способов и приемов психологического и непсихологического вмешательства: консультирование, коррекция и пр., оптимизация процессов обучения и воспитания.

5) Самопознание и саморазвитие [3].

Проводят диагностику с помощью опросников, тестов и анкет, в том числе это могут быть личные беседы, интервью, диагностические игры и т. п.

Тесты, в свою очередь могут подразделяться:

- на вербальные и невербальные;

- на групповые и индивидуальные;

- на тесты личности, интеллекта, специальных способностей, выявления достижений и креативности;

- на тесты скорости и результативности;

- на компьютерные, бланковые, ситуационно-поведенческие,аппаратурные и др.;

- шкалы индивидуальных различий и критериально-ориентированные тесты;

- тесты, определяющие готовность к школе, провотбора и профготовности;

- комплексные и монометрические.

Кроме того, введение компьютерного тестирования относится к новым тенденциям диагностирования, которые не использовались ранее. Этот метод открывает новые возможности в психодиагностических исследованиях.

Следующая группа методик — объективно — манипуляционные. Эти методики основываются на том, что испытуемым предлагаются задачи в форме реальных предметов, с которыми нужно сделать что-либо, например, собрать какой-то предмет, изготовить или же разобрать.

В тех случаях, когда интересы и предпочтения индивида неосознанны и не выражены, рекомендуется проведение психодиагностического обследования. При этом должен учитываться широкий спектр профессиональных требований.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что диагностические методы имеют ключевое значение для профессионализации, профориенации и профконсультации в профессиональном образовании. Для того, чтобы качество образования выпускников различных вузов было выше, необходимо, чтобы самим выпускающимся было интересно то, чем они будут заниматься, а главное, важно определить способности личности к данной сфере профессиональной деятельности. Определить это необходимо ещё на первых стадиях профессионального самоопределения с помощью психодиагностических методов.

1. Андриенко Е. В., Социальная психология: Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий: учебное пособие/ Е. В. Андриенко. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 341 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное образование, педагогическая профессия, профессиональное самоопределение, Личность, особенность, педагогическая деятельность, педагогическое призвание, жизненный путь, практический психолог.

Похожие статьи

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

Особенности профессионального самоопределения. профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Сущность и условия профессионального становления педагога

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки.

Особенности профессионального самоопределения.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение.

Психолого-педагогические условия профессионального.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная.

Феномен профессиональной самоидентификации

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение. Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов.

Профессионально-личностное становление будущего учителя.

Психологические особенности профессионального.

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.

Формирование профессионального самоопределения.

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир.

ВЕБИНАР: Практика образовательной кинезиологии. Детские рефлексы - основа гармоничного развития

Практика детекции лжи: современные технологии анализа психофизиологических данных и оценки полиграмм

Скоро

Психодиагностика сегодня. Часть 1

Автор

/module/item/name

1-я часть статьи доктора психологических наук Людмилы Николаевны Собчик:

Опыт показывает, что такую наисложнейшую структуру как личность человека нельзя ввести в четкие рамки математических дефиниций: для этого как минимум необходимо унифицировать, категориально уровнять психологические феномены (факторы), их вес и значимость. Но, к сожалению, здесь пока трудно найти такое единомыслие: часто одному тому же термину придается разное смысловое содержание, личностные свойства смешиваются с характеристиками, относящимися к состоянию человека. Важно также подчеркнуть, что грань между психической нормой и состояниями, отклоняющимися от нормы, весьма тонка, размыта и изменчива. В связи с этим в рамках новой методологии и ее концептуального подхода мной введена типология личностных свойств, понятная большинству психологов, повторяющаяся в терминологически близких понятиях создателями разных психодиагностических методик.

При обследовании необходимо понять, в какой конкретной ситуации находится обследуемый, какая мотивация сформирована у него в процессе тестирования, в какую сторону он может пытаться изменить свой объективный образ, чем вызвана неоткровенность и мотивационные искажения, а также - что связано с умышленной ложью, - что следует считать плохим самопониманием и - что объясняется защитными и компенсаторными реакциями личности. Поэтому вербальные тесты, которые легче могут подвергаться установочным тенденциям и искажаться за счет защитных реакций обследуемого лица, следует дополнять невербальными методиками типа цветового теста, метода портретных выборов Сонди, данными Роршах-теста.

Должны ли мы считать, что существует неразрешимый конфликт между точными методами измерения психологических факторов и аналитическим подходом к трактовке полученных данных с учетом многих переменных? Иногда вопрос ставится таким образом, как будто один подход исключает другой. Но это неверно и в корне неправильно. Когда приходится проводить исследования не ради самого эксперимента, а в соответствии социальным запросом, при решении жизненно-важных задач, то становится ясно, что обе крайности не дают необходимых результатов, и что помимо традиционных приходится изобретать новые подходы.

К этому невольно приходишь, когда параллельно ведется углубленная работа по изучению и совершенствованию психодиагностического инструмента, когда ширится спектр разнообразных видов социальных заказов на психодиагностические исследования.

Многолетний опыт исследований, проведенных мной и моей группой психологов, это – тысячи и десятки тысяч лиц, при этом о каждом (или почти о каждом) человеке помимо данных психодиагностических исследований мы стремились получить дополнительные сведения – пол, возраст, семейное положение, сфера занятости, профессиональная успешность, иногда – особые комментарии в связи с конкретными обстоятельствами и задачей, стоящей перед психологической бригадой.

С большинством обследованных (или с представителями репрезентативной выборки) мы старались выходить на прямой контакт. В процессе доверительной беседы им сообщались результаты обследования. При необходимости мы старались поменять в заключении те термины, которые им не нравились на другие, аналогичные по сути, но более приемлемые для обследуемого. В процессе предварительного собеседования им объясняли, почему результатам следует доверять, какие личностные свойства следует контролировать, какие - развивать. В абсолютном большинстве случаев не мы только приходили к взаимопониманию, но ответная реакция обследуемых давала дополнительный материал для понимания того, что отражается в показателях психодиагностики. Это позволяло нам расширять диапазон интерпретации и лучше понимать психологию разных типов личности. Вот откуда и берется столь подробная интерпретация наших методик, отражающих портрет личности не в виде сухого протокола из цифр, а как живой образ.

В основном все обследуемые после обсуждения результатов психодиагностического исследования говорили, что стали лучше понимать как сильные, так и слабые стороны своего характера, что теперь они успешнее смогут управлять собой и эффективнее использовать свои задатки.

Важно подчеркнуть, что применяя психометрическую проверку любого теста, исследованию должна предшествовать гипотеза, придающая математическому анализу определенный смысл. На мой взгляд, такой подход отражен в теории ведущих тенденций, которая, в отличие от многих других теоретических подходов, родилась не в тиши кабинета, а в процессе повседневной практической проверки: ее положения постоянно подпитывались новыми исследованиями, а их правильность подтверждалась самой жизнью и даже многими написанными на эту тему диссертационными исследованиями.

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

Методика Л.А. Йовайши

Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.
Тест можно проводить в двух вариантах, устном и письменном.

HIROVOLHV / Хиромантия / Астрология

В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в последующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и мела четкие профессиональные представления которые во многом определяют успешность выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональные намерения связаны с престижем профессии, который часто находится в обратном отношении к ее массовости. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием учащимися требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению.

В процессе профессионального обучения намерения учащихся работать в дальнейшем по выбранной специальности могут измениться. Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.

Намерение - сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.

Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.

Читайте также: