Что такое профориентационная работа в детском саду
Обновлено: 18.05.2024
Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.
Так как дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Именно поэтому на базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка работы с детьми по ранней профориентации. Был составлен план работы на год во всех возрастных группах.
В подготовительной группе в своей работе с дошкольниками по ранней профориентации мы использовали разнообразные методы, приемы которые позволяли сделать работу наиболее интересной и продуктивной.
В нашей группе создана предметно - развивающая среда, которая помогала знакомить со спецификой работы людей разных профессий. В ходе сюжетно - ролевых игр дети могут попробовать себя в роли врача, полицейского, продавца, пожарного, строителя и т.д. Такие игры помогают детям закрепить знания о профессии более тщательно.
В группе дети ставили мини-спектакли, показывали различные виды театров (теневой, театр кукол, пальчиковый театр), игры драматизации. Дети учились перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям.
Для того чтобы ближе познакомиться с профессией художника мы посетили Школу искусств. Наши воспитанники посещают школу искусств, и они также рассказывали детям, как интересна работа художника, как они учатся рисовать.
Посетив с детьми Краеведческий музей, дети познакомились с экспонатами музея и узнали о профессии экскурсовод, что для этой профессии нужно много читать, наблюдать, искать, уметь красиво правильно строить свою речь, а самое главное – любить свою профессию. Также мы познакомили детей с профессиями звукорежиссер, хореограф.
Ознакомление дошкольников с творческими профессиями строилось на диалоге детей с взрослыми, мастерство которых они наблюдают, что способствовало социализации дошкольников, формировало их отношение к профессии.
В течение года мы так же посетили пожарную часть, школу, краеведческий музей, элеватор, магазин, почту, Храм во имя святого Михаила Архангела, где дети смогли на месте рассмотреть, что входит в обязанности предложенной профессии.
Занимаясь с детьми в оранжерее, сажая огород, дети познакомились с такими профессиями как эколог, фермер.
Итогом всей нашей работы стало проведение семинара – практикума, на котором дети показали знания об этих профессиях.
Хотелось отметить, что взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями взрослых, тесно связана с родителями группы.
В процессе целенаправленной работы взаимодействия с семьями воспитанников дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Ведь, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В дальнейшем мы будем продолжать свою работу по данному направлению. В современном мире много новых профессий и наша задача создать условия для ранней профориентации дошкольников.
Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы. Успех ранней профориентации зависит от того, что уже в дошкольном возрасте появляется искренний интерес к миру взрослых.
В результате профориентации дети начинают больше интересоваться деятельностью собственных родителей, так и появляются династии врачей, учителей и инженеров. Подробнее о том, что такое профориентация детей раннего возраста, читайте в нашем материале.
Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.
Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.
Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.
И речь не о том, что взрослые вместо ребенка еще в дошкольном возрасте выбирают его профессию, конечно, а в предоставлении ребенку выбора. Так, все начинается с того, что ребенок знакомится с трудом и профессиями в целом. Лишь познакомившись с какой-либо сферой деятельности, ребенок уже познает новое и расширяет кругозор. И чем больше у него таких познаний и навыков, тем проще ему будет уже в осознанном возрасте выбрать профессию, исходя из своих умений и предпочтений.
Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.
Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.
Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.
Ваш Путь в IT начинается здесь
Подробнее
Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.
- Техническое оборудование. Самыми распространенными техническими средствами, применяемыми для детей дошкольного возраста, являются:
- Проектор.
- Телевизор или монитор компьютера.
- Интерактивная доска.
Интерактивная доска позволяет представить детям презентации, видео и различные иллюстрации. Более того, с различными слайдами и анимациями дети могут взаимодействовать — передвигать объекты, чертить разные фигуры, перелистывать слайды. Так информацию, которую необходимо донести до детей, можно сделать не только нагляднее, но и красочнее, она больше запоминается, ведь дети сами непосредственно участвуют в образовательном процессе. Более того, так можно вовлечь всю группу, а не только самых активных ребят, ведь это похоже на формат игры и интересно для всех детей.
С помощью проектора детям можно продемонстрировать презентации и видео, в которых будут подробно изложены все нюансы какой-либо профессии. Например, множество разнообразных слайдов или интересный видеоряд помогут детям наглядно рассмотреть то, о чем говорят преподаватели.
Эпизоды мультсериала подробно описывают разные профессии. Дети знакомятся с главными особенностями и различиями профессий, узнавая больше о процессе и месте работы и других нюансах. При просмотре мультфильма с детьми стоит помнить, что, как было сказано выше, закрепить новые познания можно лучше, если обсудить с детьми показанный им материал.
Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться? Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Уже повзрослели, но так и не поняли, кем хотите стать? Мечтаете наконец найти любимую работу и уйти с нелюбимой?
Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.
Карьерная мастерская это:
- Список из 30 востребованных современных профессий.
- Долгосрочный план по развитию в той профессии, которая вам подходит.
- Список каналов для поиска работы.
- 3 теста на определение своих способностей и склонностей.
- Практику в разных профессиях на реальных задачах.
Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!
Зарегистрироваться и получить подарки
Это средство наглядности позволяет вовлечь детей в процесс профориентации, ведь игра — одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения. Дети знакомятся с профессиями и погружаются в эту тему, сначала с помощью преподавателя, а потом самостоятельно примеряя на себя разные роли.
Вообще, это могут быть и просто полезные статьи, как, например, в энциклопедиях, так и художественные произведения: рассказы, повести и стихи. Новые познания о работе и профессиях можно получить даже из пословиц и поговорок, а загадки добавят элемент игры и соревнования, что ещё больше увлечет детей.
5 интересных приемов ранней профориентации детей
Один из интересных и наглядных приемов – экскурсия. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, необходимо сделать акцент на рабочем процессе представителей определенных профессий: показать детям на живом примере, чем занимаются работники, из чего состоит их рабочий день и другие нюансы, и, конечно, их работу в целом.
Сейчас в детских садах часто применяется такая практика внутри самого учреждения. Детей приводят к разным работникам садика: к медицинскому кабинету, к директорам, секретарям и многим другим. Там дети смотрят, чем занимаются работники и задают вопросы, узнавая много нового о разных профессиях, не уходя из садика.
5 интересных приемов ранней профориентации детей
Более того, можно договориться с обычной организацией записать видео или наладить онлайн-трансляцию, наблюдая за которой, дети смогут познакомиться с представителями определенной профессии и увидеть почти вживую, как они работают, что делают и где.
Знакомя ребят с новыми профессиями и их представителями, важно проработать то, как дети отнеслись к новому знакомству. Стоит обратить их внимание на то, чем занимается работник, для чего он это делает и как, и его отношение к своему труду. И снова будет крайне полезным обсудить с детьми их мысли и отношение к увиденному, чтобы понять, как они это восприняли и как изменились их взгляды и кругозор.
Чтобы работа приносила удовольствие, нужно сначала найти правильную профессию.
Мы подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно тебе.
Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты.
Обычно эти документы доступны только нашим студентам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа.
Скачивай и используй уже сегодня:
Гайд по профессиям в IT
5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате
100 тыс. р. за 100 дней с новой профессией
6 правил, которым необходимо следовать для облегчения обучения
Все профессии, которые есть в IT-сфере
63 профессии и необходимые для них навыки
Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру
6 направлений деятельности и полезная литература по каждому из них
Этот метод применяется вкупе с каким-либо другим средством, как правило, активным. Это может быть игровое средство или экскурсия, или какой-то другой процесс. Суть наблюдения кроется в названии – под контролем педагога дети внимательно наблюдают за происходящим, обращая внимания на все нюансы, чтобы воспринять как можно больше. В полной мере польза от этого метода раскрывается, если регулярно и грамотно им пользоваться.
Очевидно, что применение метода наблюдения в процессе профориентации детей раннего возраста направлено на получение и восприятие детьми новых знаний о труде и разных профессиях. Так, опять же, в рамках экскурсии, например, наблюдение реализуется так: дети, познакомившись с работниками, внимательно смотрят за тем, как они работают: что делают, с помощью каких инструментов, почему они это делают и как.
Общение – ключевой и очень распространенный метод не только в профориентации, но и в образовательном процессе в целом. Очень важно поддерживать контакт с детьми, узнавать их мысли, отвечать на их вопросы. Это же касается и знакомства с новыми профессиями, после которого педагог спрашивает детей об их эмоциях от такого опыта, их реакции и выводах.
Общение можно наладить и непосредственно с представителями профессий, которые показывают детям свой рабочий процесс или же приходят к ребятам сами. Новые знакомство – очень интересный и важный опыт для детей, они сразу начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Самый простой и доступный вариант в данном случае – пригласить родителей самих детей и попросить их рассказать о своей работе.
Игры, конечно, – это любимая активность детей, особенно дошкольного возраста. Этим пользуются многие преподаватели, и этот прием сохраняет свою актуальность и в рамках профориентации. С помощью игр, особенно тематических, в которых дети моделируют ситуации на работе и вживаются в разные профессии, можно сформировать у детей конкретное представление о работе и труде.
Существуют разные сюжетно-ролевые игры, отличающиеся правилами и сложностью, предназначенные для детей разных возрастов. Для проведения игр необходимо:
- Игровой инвентарь, который дети будут использовать, играя роли представителей различных профессий (одежда работников или игрушечные орудия труда).
- Творческие игрушки и другие инструменты, с помощью которых дети могут что-то создать (конструкторы, пластилин, картон и другие).
- Технические средства, которыми педагог может пользоваться для моделирования различных ситуаций (проектор, телевизор, интерактивная доска).
Выставки творчества детей – один из самых полезных и важных инструментов, которым может воспользоваться педагог в процессе профориентации детей раннего возраста. Благодаря выставкам дети смогут попробовать создать что-то своё и представить это всем остальным.
Выставка творчества детей легко превращается в выставку профессий. Дети выбирают какую-нибудь профессию и что-то создают: рисуют, лепят из пластилина, строят из конструктора. Так они узнают больше о работе, которую выбрали в качестве темы для своего творчества, а также знакомятся с другими профессиями, представленными на выставке.
Регулярная организация таких выставок увлекает детей, расширяет их кругозор и, более того, позволяет воспитателю следить за интересом детей к разным профессиям, склонностям воспитанников и уровнем их познаний о труде.
Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
Британский Институт Карьеры, в разработанном им учебном плане, предлагает начать профориентационную работу с детьми, когда они достигают возраста около 7 лет. В этом возрасте они уже имеют представления о работе и могут проявлять склонности к определенным профессиям, а также представляют, чем занимаются и какими навыками обладают представители этих профессий.
Советы родителям по профориентации детей раннего возраста
Также нужно учитывать следующую тенденцию. Если в детском саду и начальных классах дети не имеют склонностей к точным и прикладным наукам, таким, как математика и прочие дисциплины, связанные с технологиями, то и в более старшем возрасте эти склонности, вероятно, не появятся. А ведь существует распространенное мнение, что технологии и инжиниринг в ближайшие декады будут одними из самых востребованных и актуальных направлений.
Впрочем, это не влияет на тот факт, что детей нужно знакомить со всем разнообразием профессий, из которых они впоследствии смогут выбрать свою собственную. Во-первых, это расширяет их кругозор и представления о мире. А во-вторых, собственно, позволяет выбрать себе занятие, а в будущем и профессию по душе, в которой они смогут достичь успеха, что и является главной целью родителей.
Главное в профориентации детей – дать им возможность расширять кругозор и воспитать в них интерес и желание познавать мир, не бояться пробовать себя в новых увлечениях и чувствовать в себе уверенность. Все это в конечном счете позволит им выбрать профессию по душе, не сомневаясь в себе и в своей будущем.
Читайте также: