Что такое профессия и какие они бывают

Обновлено: 02.05.2024

Цель. Систематизировать и закреплять представление о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах. Рассказать о том, чем занимаются люди этих профессий, какие инструменты им помогают в работе. Развивать творческое воображение, мышление, кругозор. Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе.

ВложениеРазмер
Профессии 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1538

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (ПЯТНИЦКОЕ ШОССЕ, ДОМ 7, КОРПУС 2)

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель. Систематизировать и закреплять представление о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах. Рассказать о том, чем занимаются люди этих профессий, какие инструменты им помогают в работе. Развивать творческое воображение, мышление, кругозор. Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе.

Познакомить детей с разными профессиями, учить понимать важность каждой профессии. Рассказать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Объяснить назначение незнакомых предметов, относящихся к той или иной профессии.

Цель . Закреплять представления детей о профессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлога в .

Цель . Закреплять словарь по теме. Развивать внимание, мышление, речь.

Цель . Закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы той или иной профессии.

Дети располагаются на стульях полукругом.

Воспитатель. Ребята, кем бы хотели стать, когда вырастите?

- Вот сегодня мы с вами поговори о профессиях. Что такое профессия? профессия – это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Мы с вами знаем уже очень много профессий. И вот о некоторых самых распространённых мы и поговорим с вами сегодня. Ребята, давайте вместе вспомним, какие есть профессии.

Воспитатель . Верно! Учитель, врач, воспитатель, продавец, полицейский, портной.

Раздаётся стук в дверь. В гости к детям приходит расстроенный Незнайка.

Незнайка . Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам за помощью. Художник из меня не получился, для музыканта слуха не хватает, до поэта не дотянул, что же мне делать? Время идёт – годы бегут, а я не знаю, чем же мне заняться?

Воспитатель . Не расстраивайся Незнайка. Ведь в жизни так много разных профессий, нужно только очень захотеть и постараться, и тогда у тебя всё получится! Ведь профессия должно приносить радость и самому человеку и людям!

Вот, например, – нужные работники столяры и плотники.

Незнайка. А чем же занимаются столяры и плотники?

Ответы детей. (Строят, пилят, ремонтируют)

Воспитатель вывешивает на доску карточку с профессией плотник. – Молодцы!

Воспитатель. Ребята, а какие инструменты нужны для работы плотнику?

Ответы детей . (Рубанок, молоток, пила, дрель)

Воспитатель . Верно. Ребята, мы свами уже знаем, что людям разных профессий для выполнения их работы требуются специальные предметы – атрибуты. А что бы их вспомнить, давайте с вами поиграем.

Условия игры: ведущий бросает мяч по очереди всем игрокам, при этом называя атрибуты и орудия труда данной профессии. Игрок должен назвать профессию, о которой идёт речь, и вернуть мяч ведущему. Например, градусник, шприц, таблетки – доктор. Доска, мел, учебники – учитель и т. Д. (6-8 вариантов)

Воспитатель . А теперь, ребята, давайте попробуем отгадать загадки. И ты, Незнайка, слушай!

После каждого верно отгаданного ответа, воспитатель помещает на доске карточку с данной профессии.

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год,

Слегка шуршат тугие шины

Он нас по городу везет.

Ответы детей. (Водитель)

Воспитатель . Правильно, ребята, это водитель. Что же это за профессия – водитель?

Ответы детей. (Водитель легковой машины возит людей, а грузовой – перевозит различные грузы)

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Незнайка . А какие ещё есть профессии?

Воспитатель загадывает следующую загадку.

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины.

Ответы детей . (Доктор)

Воспитатель загадывает следующую загадку.

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

Его на помощь позовём.

Ответы детей. (Пожарный)

Воспитатель загадывает следующую загадку.

У него серьёзный вид,

За порядком он следит.

Охраняет наш покой.

Ответы детей. (Полицейский)

Воспитатель загадывает следующую загадку.

Сошьёт он платье, брюки

Ответы детей . (Портной)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Ребята, а что же делают портные?

Ответы детей. (Шьют, снимают мерки, выкраивают)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какой предмет для портного самый важный?

Ответы детей . (Игла)

Воспитатель . А какая игла?

Ответы детей. (Швейная)

Воспитатель . А где вы ещё встречались с иглой? Давайте с вами вспомним, где игла имеет совсем другое значение и расскажем про это.

Ответы детей. (Шприц с иголкой для того, чтобы делать прививки, у ежа иголки – для защиты от других животных, у ели и сосны – вместо листьев)

Воспитатель хвалит детей за ответы и предлагает отгадать следующую загадку:

Из просеянной муки,

Он печёт на пироги,

Булки, плюшки, сайки

Кто он? Угадай-ка.

Ответы детей. (Повар)

Воспитатель. А что же делает повар? Давайте вспомним и расскажем Незнайке.

Дети делятся на две команды. У каждой команды на столе карточки с профессией и предметные картинки с изображением орудия труда. Игроки каждой команды среди предметных карточек находят те орудия труда, которые необходимы для карточек данных профессий, находящихся на столе команды. Побеждает та команда, которая первой быстро и верно заполнит все карточки.

Воспитатель определяет победившую команду и хвалит всех участников.

Воспитатель. Ребята, а теперь подумайте и скажите какая профессия самая важная?

Ответы детей . (Все работы нужны и очень важны людям)

У каждого дела запах особый

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет, и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет смольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыбой и морем пахнет рыбак,

Только безделье не пахнет никак.

Сколько не душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята.

Воспитатель . Ребята, а сейчас давайте ещё раз вспомним профессии людей, о которых мы сегодня с вами говорили и месте их работы.

Воспитатель показывает картинку с той или иной профессией и задаёт вопрос.

Где работает учитель? - В школе.

Где работает повар? - В столовой, в кафе.

Где работает артист? - В театре.

Где работает врач? - В поликлинике, в больнице.

Где работает парикмахер? - В парикмахерской.

Где работает воспитатель? - В детском саду

Где работает продавец? - В магазине.

Где работает столяр? - В столярной мастерской.

Воспитатель хвалит детей за верные ответы.

Воспитатель. Незнайка, а вот теперь мы надеемся, что ты всё – таки выбрал для себя профессию, и будешь серьёзно готовиться к ней.

Ребята, а мы ещё раз вспомним те профессии, о которых мы с вами сегодня говорили.

Ответы детей. (Врач, пожарный, полицейский, портной, столяр, плотник, повар)

Незнайка . Спасибо вам за всё, ребята, вы мне сегодня очень помогли, и теперь уже я точно выберу для себя профессию на всю жизнь.

Незнайка прощается с детьми.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями о профессиях, и за это я вам приготовила необычный сюрприз.

К нам в гости сегодня пришёл настоящий повар из известного ресторана, и сейчас он вам не только расскажет об удивительно вкусным блюде, но и научит вас его готовить.

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Отличие профессии от должности

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней.

Сфера техники и технологий подходит для людей с выраженными склонностями к точным наукам: математике, химии, физике, информатике. Соответствующие профессии характеризуются высокой динамичностью: это обусловлено постоянно продолжающимся индустриально-техническим развитием. Графики, списки, чертежи и расчеты – вот инструментальная база технических профессий. Чтобы получать удовольствие от такой работы, нужно не только уметь все это делать, но также искренне любить точные науки.

Экономика так же, как техника и технология, любит точность и определенность. Однако одной лишь точности в ее мире мало: помимо всего прочего экономические профессии имеют свою специфику, которая заключается в постоянной необходимости прогнозирования, позиционирования и анализа. Предпринимательство как профессия сочетает в себе все перечисленное, потому как рыночные процессы подчиняются законам разных экономических наук, а для успешного ведения бизнеса нужно учитывать абсолютно все факторы данной сферы деятельности.

Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством. Если вы чувствуете, что вы креативны и талантливы, а творчество и искусство – это те сферы где вы сможете проявить себя, то вам обязательно надо ознакомиться с этим разделом.

Работники турагентств, экскурсоводы, бортпроводники, пилоты и прочие – это яркие представители профессий, напрямую связанных с путешествиями. Однако существует список профессий, которые связаны с перелетами и поездками лишь косвенно, а потому те имеют командировочный характер. Геологи, археологи и другие исследователи просто не мыслят своей жизни без путешествий, хотя суть предмета их деятельности заключается вовсе не в изменении дислокации. Это скорее необходимость. Такая же, как, например, у рыбака или матроса. Поэтому среди представителей малоквалифицированных профессий также есть путешественники.

Врачи, медсестры, генетики, вирусологи и другие исследователи в сфере медицинского дела выбрали в свое время профессию медика. Уровень ответственности в данной сфере прямо-таки зашкаливает, а необходимые для работы знания порой находятся на стыке таких наук, как химия, физика, биология и даже инженерия. Список специализаций для медиков не велик. Сегодня медучреждениям постоянно требуются анестезиологи, детские и взрослые реаниматологи, наркологи и психиатры, а также врачи скорой помощи и работники сферы медико-лабораторной диагностики.

С развитием сегмента негосударственного образования уровень востребованности представителей педагогических профессий резко вырос. Кроме того, в последнее время становится очень распространена практика частного репетиторства. Работа няни и занятость в дошкольных учреждениях также требует от кандидата педагогического образования. Современные образовательно-развлекательные и спортивные студии для детей и взрослых предлагают обучение танцам, языкам, а также творческие занятия. Во всех этих сферах востребована профессия педагога.

Список юридических профессий традиционно ассоциируются с правосудием, однако в условиях формирующегося (развивающегося) правового государства этим дело отнюдь не заканчивается. К помощи юристов прибегают как государственные, так и коммерческие организации, причем масштабы могут быть самыми различными – от предприятия до мировой арены. Деятельность некоммерческих организаций также подчиняется правовым нормам, потому хорошие юристы без работы не остаются. Многие из них становятся индивидуальными предпринимателями, так как юрисконсульство в наши дни чрезвычайно востребовано – как среди физических, так и среди юридических лиц.

Профессии, связанные с работой с людьми, либо несут в себе определенное социальное благо, либо находятся на стыке двух (и более) сфер деятельности, преследуя несколько иные цели. Так, если сравнивать, например, профессию педагога и менеджера по персоналу, то первый трудится исключительно с людьми и ради людей (в целом), а второй преследует корпоративные интересы. Поэтому работа с людьми – это очень общее понятие, которое, однако, во всех случаях требует от работника проявления высокоморальных человеческих качеств.

Список профессий, связанных с безопасностью, может быть как техническим, так и социально-гуманитарным, а может находиться на стыке этих двух сфер. Кроме того, в данной области существует разделение на силовое обеспечение безопасности и информационное. Безопасность в сфере ITи инженерная охрана особенно актуальна на уровне предприятия, а пожарная и военная безопасность – это уже, как правило, вопросы государственной службы.

Представителями данных профессий решается две основные задачи: защита экологии и снабжение человечества дарами растительно-животного мира. Можно заметить, что в некоторых моментах эти две цели являются противоположно направленными. В этом и заключается сложность данных профессий: важно не только грамотно производить и распределять эти ресурсы, но также руководствоваться любовью человека к природе при принятии соответствующих решений. Основные профессии данных направлений могут быть связаны не только с аграрным и животноводческим делом, то также с такими науками, как география и экология.

Транспорт играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. На него, в свою очередь, оказывает большое влияние технический прогресс. Растет не только масштаб транспортных перевозок, но и уровень комфортабельности, технической оснащенности маршрутных линий и т.д. Люди, управляющие транспортом и обслуживающие его, востребованы всегда, однако выбор транспортной профессии сопряжен со значительным уровнем ответственности. Динамичность данной сферы также требует от работников постоянного повышения квалификации. Работники дорожных служб, водители, диспетчеры, машинисты и прочие – все эти люди являются представителями транспортных профессий.

Если вы раздумываете связать свою жизнь с изучением языков, а также их использованием, то изучите данный раздел. Подробное описание профессий журналиста, лингвиста, писателя и многих других.

Читайте также: