Что такое профессиограмма и психограмма профессии

Обновлено: 18.05.2024

Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.

Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.

2. Ситуация успеха.

(Учащимся предлагается вспомнить)

Учитель: мы изучили два понятия - “профессия” и “специальность” - Что они означают?

Ученица: Профессия – это род трудовой деятельности, требующей определённых знаний и опыта. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека той или иной профессии.

Учитель: С предыдущих занятий мы знаем, что все “профессии” и “специальности” классифицируются по отраслям экономики (промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура и т. д. ) – удобна для руководителей предприятий. Изучая классификацию, мы выяснили, что 5 типов профессии. Что это за типы профессий?

Ученица: “Человек - природа” (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;

“Человек - техника” (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой; “Человек - человек” (учитель, врач, следователь) – связь с человеком;

“Человек - знаковая система” (чертёжник, корректор) - связь со знаками;

“Человек - художественный образ” (писатель, музыкант, актёр)- связь с художеством.

Учитель: На прошлом занятии выполняя тест- диагностического опросника, каждый для себя определил - какие профессии не стоит выбирать и какой тип профессии подходит. Данный вывод понадобится вам в ходе занятия.

Ученицы: называют свой тип профессии.

3. Проблемная ситуация.

Учитель: Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии. На прошлом занятии в качестве инструкции для выполнения домашнего задания была дана схема профессиограммы. Класс был поделен на три группы. Каждая группа по профессии “Учитель” получила домашнее задание.

д/з 1группа:

История профессии, ее значимость и потребность в ней. (Ответ учащихся)

Педагогика в переводе с Греческого означает “детовождение”, воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Сложившаяся наука педагогика

Занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогике, как науке, появились в Древней Греции в У-IУ веках до нашей эры. Интересны афинская и спартанская системы воспитания. Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, педагог (так называли чёрного раба) вёл ребёнка в школу, где сначала он проходил чтение и счёт, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска). Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера. Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

д/з 2 группа: Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения своего города).

(Ответ учащихся). Нашей группой проведена исследовательская работа по определению учебных заведений в нашем городе, где можно получить профессию – учитель.

Вот одни из них: ЯГУ (Якутский Государственный Университет имени М. К. Амосова). Продолжительность обучения –дневное 5 лет, заочное – 5-6 лет, экстернат 3-4 года. Оплата – бюджет, коммерция, стипендия. Условия поступления – зачисление проводится по результатам экзаменов ЕГЭ профильных предметов. На специальности инженерного направления профильными являются физика, математика. На специальности гуманитарного направления – русский язык, литература, иностранный язык, математика (учитель математики, русского языка). Для того, чтобы подать документы в технический институт необходимо сдать экзамены ЕГЭ в школе по профильным предметам. ПЕД. УЧИЛИЩЕ – продолжительность обучения 3-4 года. Оплата – бюджет, коммерция, стипендия, надбавки до 25% за участие в мероприятиях. Экзамены по профилю – физкультура русский язык, математика, собеседование. Специальности – физ. воспитание, художественный труд, учитель начальных классов, социальный педагог. Приём документов на базе полной и не полной средней школы.

д/з 3 группа:

Требования профессии к человеку и условия труда. (Ответ учащихся)

  1. Знание фактического материала своего предмета.
  2. Способность добиваться дисциплины на уроках.
  3. Находить общий язык с детьми, чувство юмора.
  4. Знание детей по именам, обращение.
  5. Требовательность.
  6. Способность заинтересовать и задействовать класс.
  7. Имеются виды деятельности: направляющая, контролирующая, организующая.
  8. Эмоциональность в изложении материала.
  1. Повышенный тон
  2. Неумение дисциплинировать класс.
  3. Нет заинтересованности в излагаемом материале.
  4. Нет интересных, логических задач.

Так же мы узнали условия труда учителя – светлое, тёплое и чистое помещение. Учитель должен быть психологически устойчивым человеком. Оплата труда зависит от категории и нагрузки учителя. Есть определённые льготы, отпуск летом – 24 дня, возможности профессионального роста. Профессия учитель востребована.

Разрешение проблемы. “Открытие” новых знаний

Учитель:

Выполняя поисковую работу о профессии Учитель, вы выяснили условия труда учителя, где можно получить профессию учителя в нашем городе, узнали о требовании к профессии, а также узнали о истории данной профессии – это всё важная информация. Она входит в документ, который называется – профессиограммой. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности.

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

Психолог:

Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.

1) Упражнение для успешного сотрудничества “Поддержка”.

2) Самостоятельная работа по психограмме. (На предыдущих занятиях в результате тестирования каждый ученик определил свой тип личности и область профессиональной деятельности).

Сопоставить требования, которые предъявляет профессия к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотреть профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.

3) Групповая работа.

Разработать по отработанному материалу “траекторию” профессионального роста одного из учеников (по желанию).

(Для дальнейших занятий каждому разработать по подобию собственную “траекторию” профессионального роста. )

Учитель:

Имея определённые знания, небольшой опыт, зная свой тип профессии и свои психологические данные, вы можете выполнить профессиограмму будущей профессии, пользуясь компьютерными данными, а так же интернетом.

Учитель информатики: Поиск информации о профессии в компьютерных данных и в Интернете

1. Учитель: Сегодня мы будем учиться задавать ключевые слова в поисковых системах Интернета и попытаемся оценить сайт, который найдем через заданное ключевое слово.

4. Заходим на сайты через появившиеся ссылки.

  • Официальное название сайта.
  • Удобная навигация.
  • Ссылки на источники информации.
  • Обновление сайта.
  • Связь с автором сайта или статьи.
  • Скорость загрузки сайта.
  • Наличие картинок, оформление сайта.

6. Выбираем сайт по критериям.

7. Поиск на сайте необходимой информации.

8. Сохраняем найденную информацию на дискету.

5. Рефлексия

Учитель: Полученные данные вы можете вывести на принтер или на дискетку.

В дальнейшем будет проходить центролизованное тестирование, где ваша задача будет, как можно больше получить информации о профессиях.

Выполняя сегодня работу, что вы нового, интересного узнали для себя?

Учащиеся: Ответы ( Много интересного узнали о профессии учителя, а так же на примере данной профессии можем получить информацию о профессиях через интернет).

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

  • системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
  • целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
  • практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
  • научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
  • эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию. В этом как правило заключается основная сложность.

Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и располагать как можно большим объемом сведений об избираемой профессии.

Их источником мо­гут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д. Одним из важнейших источников информации о профес­сиях являются профессиограммы.

Профессиограмма — информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой профессией. Профессиограмма создает целостное представ­ление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы явля­ется психограмма профессии.

Психограмма включает описание требований, предъявляемых про­фессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и др.).

Схема профессиограммы:

Ø общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

Ø производственная характеристика профессии (описание трудово­го процесса);

Ø содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

Ø связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

Ø необходимые общие и специальные знания и умения;

Ø требования, предъявляемые профессией к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности че­ловека), медицинские противопоказания;

Ø психологическая характеристика труда (его привлекательные и не­
привлекательные стороны, трудности в работе, возможности твор­ческой работы, важнейшие профессиональные качества);

Ø условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.;

Ø сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Ниже приводится сокращенная примерная профессиограмма одной из современных профессий.

Профессия — оператор ПЭВМ.

Общая характеристика профессии

Профессия оператор ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина) — новая и перспективная, востребован­ная. В настоящее время нет такой отрасли, где бы не применялась электрон­но-вычислительная техника. Для решения широкого круга управленческих, экономических и научно-технических задач создаются системы вычисли­тельных центров.

Содержание труда

В общих чертах профессиональная деятельность оператора ПЭВМ состоит в выполнении операций на командном пульте ПЭВМ, т. е. обеспече­нии управления электронной системой.

Условия труда

Операторы ПЭВМ работают в нормальных бытовых условиях, хоро­шо освещенных и вентилируемых помещениях. Рабочее положение — сидя за пультом управления ПЭВМ.

Требования профессии к человеку

☺ Управление ПЭВМ осуществляется в условиях считывания зритель­ных сигналов на шкалах, размещенных над определенными элементами и устройствами машины. Поэтому предъявляются высокие требования к точности зрительного восприятия и его объему. Оператор должен также хорошо различать световые сигналы различного цвета и интенсивности.

☺ Самая большая нагрузка приходится на внимание и память операто­ра: он должен постоянно следить за различными сигналами, помнить мно­жество правил и инструкций по обслуживанию машины, знать способы ис­пользования различных методов управления ПЭВМ.

☺ Высокий темп работы оператора требует от него точных и безоши­бочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего ра­бочего дня. Поэтому необходим высокий уровень развития эмоционально-волевой устойчивости. Недостаточно развитое самообладания создает пред­посылки для возникновения у оператора состояния повышенной усталости, нервного напряжения.

☺ Профессия оператора ПЭВМ требует от человека высокой ответ­ственности, дисциплинированности, трудолюбия, точности при выполне­нии задания, самоконтроля, большой работоспособности, настойчивости, стремления к повышению знаний.

☺ Основными противопоказаниями для выбора этой профессии явля­ются: отклонения в эмоционально-волевой и сенсомоторной сферах; низ­кий уровень развития профессионально значимых свойств (зрения, внима­ния, памяти); сердечно-сосудистые заболевания.

Необходимые знания

Оператор ПЭВМ должен знать математику, физику, языки (русский, иностранный), устройство ПЭВМ, правила пользования вычислительной техникой, языки программирования, условия безопасной работы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

- требования к должностным обязанностям работника;

- требования к рабочему месту;

- возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

- варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Рекомендуемые файлы

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность б) целостность в) практичность г) научность и современность д) эффективность.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В тоже время, профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность.

Маркова А.К. различает следующие виды профессиональной компетентности:

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты.

Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

Читайте также: