Как определить способности ребенка к профессии

Обновлено: 16.05.2024

Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.

К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.

После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.

Зачем нужна консультация специалиста

В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.

Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.

Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.

Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.

Профперспектива

Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.

Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.

После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.

Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.

ПрофТест

Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р

Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.

Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.

Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.

В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.

Как победить выгорание

Digital Human

Где пройти: Digital Human
Сколько времени займет: 40—50 минут
Сколько стоит: полный тест с краткой версией результатов — бесплатно, полный отчет — 3000 Р , полный отчет с консультацией — 5000 Р

Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.

Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.

На сайте можно посмотреть пример полного отчета.

Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.

Система профнавигации

Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.

Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.

Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.

Сферы интересов

Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно

Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.

Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.

У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.

Большой тест на профориентацию

Где пройти: Профгид
Сколько времени потратит ребенок: 10—15 минут
Сколько стоит: тест из 52 вопросов с краткими результатами — бесплатно, тест из 300 вопросов с полным отчетом — 349 Р , консультация — 10 000 Р

Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.

Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.

Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.

Результат ребенка. Тест высоко оценил интерес дочери к искусству, а вот способности посчитал не очень высокими. Возможно, из-за того , что она проходила сокращенную версию теста. Средние способности к предпринимательству и хорошие навыки общения — это про нее.

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Дети мастерят

Дошкольники: получаем первые навыки

Самый первый шаг к будущей профессии — это детские кружки и занятия: теннис, лепка или фортепиано. Но не стоит думать, что одно увлечение обязательно станет призванием на всю жизнь, говорит психолог Инна Кылымник. Каждый интерес ребёнка даст ему опыт, который в результате поможет выбрать профессию.

Родителям может казаться, что одновременное увлечение конным спортом, флористикой и иностранными языками только запутает ребёнка. Но это не так: каждый вид деятельности будет развивать определённый навык. В итоге это расширит возможности выбора профессии и поможет повзрослевшему ребёнку понять, что ему ближе на самом деле.

Чтобы помочь малышу получить как можно больше навыков и знаний, родители могут:

  • замечать интерес и поддерживать начинания;
  • спокойно относиться, если ребёнок оставил увлечение;
  • обсуждать и подводить итоги: что понравилось, чему научился и почему потерял интерес к какому-то увлечению.

Профи для любой задачи

Начальная школа: играем в профессии

Этот возраст — отличное время, чтобы познакомиться с разными специальностями.

Можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы, в которых рассказывают о профессиях. Или ходить на экскурсии на разные предприятия, расспрашивать сотрудников и знакомиться с оборудованием.

Ну и, конечно, играть. Игры в парикмахерскую, больницу или магазин — именно через них происходит первое знакомство с профессией.

Средняя школа: начинаем тестирование

Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.

Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.

У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс.

Рабочая встреча

Старшие классы: проверяем правильность выбора

К старшим классам большинство школьников уже примерно понимают, чем хотят заниматься. Но, возможно, подросток сомневается, сделал ли он правильный выбор? Анастасия Белова подсказывает, что есть четыре признака, что профессия подходит.

  1. Интересы соответствуют будущей профессии. Например, чтение статей про IT и желание работать программистом.
  2. Представления о профессии совпадают с реальностью. Для этого нужно пообщаться со специалистами из сферы или послушать интервью с ними, почитать статьи.
  3. Есть понимание того, сколько получают специалисты в области. Но при этом величина зарплаты не является основной причиной выбора.
  4. Есть список компаний, в которых хочется работать.

Я советую выпускникам школы выбирать не только профессию, но и конкретное место работы. Это поможет чётко сформулировать цели. Так школьник будет лучше понимать, ради чего учиться в вузе и что ждёт его после.

Что касается денег, то это далеко не лучшая причина для выбора профессии. Самая хорошая и долгосрочная мотивация — это искреннее желание что-либо делать. Спросите подростка: стал бы он работать в этой сфере бесплатно? И если нет, то в какой стал бы?

Бывают ситуации, когда подросток определился, но родители не согласны с его выбором. В таком случае стоит попытаться понять, чем именно продиктован выбор и насколько серьёзно подросток к нему относится. Если он действительно увлечён делом, то родителям, возможно, стоит уступить. В конце концов, работать по этой профессии предстоит не им.

Что делать, если ребёнок не может выбрать

Часто ребенок не может сам сделать выбор. Происходит это по нескольким причинам. Первая: недостаток информации. Такое случается, особенно когда дело касается современных профессий. Иногда родители и сами не знают, чем занимается гейм-дизайнер, маркетолог или UX-редактор. В этом случае стоит поискать среди своих знакомых кого-то, кто мог бы рассказать ребёнку о своей работе. Это полезно ещё и потому, что подросткам часто бывает сложно говорить с родителями на важные темы.

Если ребёнку нелегко открыто обсуждать эту тему с родителями, можно обратиться к психологу. Специалист создаёт безопасное пространство для рассуждения на тему будущего, где можно поговорить о страхах и тревогах по поводу предстоящего выбора.

Второй причиной трудностей с выбором профессии может стать авторитарное воспитание: к мнению ребёнка редко прислушивались, он не привык его высказывать и потому не знает, чем хотел бы заниматься.

Я ребятам, с которыми работаю, говорю: учись так, как считаешь нужным, но будь готов, что в будущем тебе захочется стать самым лучшим и востребованным специалистом, которому платят больше всех, — дети эту фразу очень любят.

Когда ты владеешь информацией, знаниями, ты спокоен, вежлив, любознателен, ищешь доказательства и находишь, умеешь отстоять своё мнение — у тебя всё получится. Ты можешь жить где захочешь, работать сколько захочешь и кем захочешь. И неважно, будешь ты дворником или нобелевским лауреатом. Важно, что ты будешь счастлив.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Профориентационные тесты

Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность (см. также тесты способностей).

Активизирующий опросник-шутка "Как поживаешь?" Используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются.

Активизирующий профориентационный опросник СНГ (Самооценка нравственности и гражданственности) Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и, в некоторой степени, даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении.

Карта интересов: описание методики Изучается направленность интересов в 29 сферах деятельности (биология, география, геология, медицина и т.д.)

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир Включает показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ).

Методика изучения факторов привлекательности профессии Анализ того, что привлекает и не привлекает испытуемого в конкретной профессии.

Опросник Голланда Реалистический тип. Интеллектуальный тип. Социальный тип. Артистический тип. Предприимчивый тип. Конвенциональный тип.

Опросник ДДО Человек-природа. Человек-техника. Человек-человек. Человек-знак. Человек - художественный образ.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Ориентационная анкета Направленность на себя. Направленность на общение. Направленность на дело.

Тест "Артистические наклонности" Диагностика склонности к артистическим профессиям.

Тест "Начинающему миллионеру" Непрофессиональный тест для изучения уровня мотивированности на личное богатство.

Тест "Предпринимательские способности" Предназначен для самотестирования. Оценка собственных предпринимательских способностей.

Тест "Семья или карьера?" Уровень честолюбия и готовности к карьере.

Активизирующий опросник "За и против"

1. Общая характеристика методики.

1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками (основные нормы набраны на учащихся 10-х классов), так для взрослых клиентов.

3. Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальной профконсультации.

4. Обычно результаты подсчитывают сами клиенты (все-таки методика – активизирующая и клиенты должны понимать, что они делают).

Цели методики:

1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель).

2. Активизировать самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанным с выбором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

Процедура использования и подсчет результатов:

4. Подсчет результатов:

6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то – нули (интерес не выраженный), а где-то – минусы (интерес отсутствует).

Естественно, данное соответствие является очень приблизительным и служит лишь дополнительной информацией для принятия окончательного решения. В данном случае важнее смоделировать с клиентом саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора .

1. Используется специальная таблица соответствия (см. Приложение 8).

4. Аналогично подсчитываются баллы по другим наиболее привлекательным профессиям.

7. Это также позволяет посмотреть, насколько те или иные привлекательные профессии позволят клиенту реализовать важные для него ценности и смыслы…

9. Все это позволяет не только выявить наиболее привлекательные для данного клиента группы профессий, но и ориентировочно оценить, насколько эти профессии выбираются с учетом развитости качеств клиента, а также, насколько эти профессии позволят ему реализовать свои основные смыслы и ожидания от данного труда.

5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

2. Не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведения методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акценты на наиболее существенных проблемах профессионального самоопределения, что также снизило бы активизирующий эффект).

7. Обязательно соотносить результаты опросника с другими профориентационными методиками.

8. Проводить обследование по всем этим методикам в течение определенного (длительного) времени, например, 2-3 раза в течение учебного года или хотя бы в течение 2-3-х лет, чтобы была возможность отслеживать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере и т.п.

Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры.


Содержание:

Немного о профориентации

как выбрать профессию

Профессиональная ориентация — это достаточно молодая система мероприятий, направленных на помощь людям при выборе профессии. Сюда входит:

  • информирование людей о профессиональном мире;
  • индивидуальное консультирование;
  • подбор профессиональных направлений с учётом особенностей личности;
  • отбор потенциальных специалистов по критериям для определённых профессий;
  • адаптация новых работников к условиям труда;
  • воспитание трудолюбия у подрастающего поколения;
  • повышение квалификации специалистов, построение карьеры;
  • профессиональная переподготовка.

К сожалению, профориентация в школе далеко не всегда идеально устроена, и хорошо, если есть хоть какой-то урок, где детям рассказывают о мире профессий. Чаще всего дети оказываются перед сложным выбором неподготовленными.

По некоторым данным только 1,5 % старшеклассников определились с профессиональной сферой и начали двигаться к своему будущему. А если говорить о взрослых, которые уже вышли на рынок труда, то примерно каждый второй работает не по специальности. Причины такой ситуации различны: отсутствие рабочих мест, недостаточно высокая оплата труда и смена интересов.

Как мы видим, профориентация не заканчивается сразу после зачисления молодого человека на 1 курс. Любой из нас может столкнуться с проблемой профориентации даже будучи хорошим специалистом в своей сфере.

Как выбрать профессию?

как выбрать профессию школьнику

Не существует однозначного ответа, когда надо начинать выбирать путь в профессию. Особенно в современном мире, где ежегодно исчезают и появляются новые направления деятельности. Но подмечать личностные особенности, интересы и склонности своего ребёнка лучше с детства. Это позволит вам как минимум отсечь часть направлений и выделить наиболее перспективные:

Чем больше кружков и секций посмотрит, попробует ребёнок, тем больше возможностей для самоопределения у него появится.

Что оказывает влияние на выбор?

как выбрать будущую профессию подростку

На выбор будущего может повлиять всё что угодно. Прочитанная книга или посмотренный фильм, работа родителей, детские увлечения, блогер из ютуба, любимый учитель… Важно прорабатывать и поддерживать любой возникший интерес, чтобы не пропустить тот самый.

Мы задаем этот вопрос своим детям как только они начинают говорить. Получаем смешные и пугающие ответы, часто разные. И это нормально. Не стоит сразу выстраивать карьерный путь, исходя из минутного разговора, но, если ребёнок заговорил о своем будущем, пофантазируйте вместе с ним. Из беседы вы сможете узнать, что действительно важно. Может все его профессии связаны с путешествиями, а может он болеет робототехникой. Для вас это станет возможностью предложить своим детям полезные игры, книги, занятия, которые их заинтересуют.

Если ребёнок вообще не знает, чего хочет

профориентация подростков

Если такая ситуация уже сложилась, и в 10-11 классе ребёнок не знает, куда пойти, стоит провести тщательную ревизию ваших отношений. Есть несколько вариантов, почему подросток не принимает решение:

Это то, что было описано выше. Ребёнок не принимает решение, потому что нет необходимости. К тому же, не дай Бог, его желания не совпадут с желаниями мамы – крику будет…

2. Страх ошибиться

профориентирование подростков

Мы возлагаем на детей огромную ответственность за данный выбор. Как будто, если он выберет неправильно, мир рухнет, небеса разверзнуться, и наступит апокалипсис. В реальности это не так. Самое плохое, что может случиться – это потеря нескольких лет в другом учебном заведении. Однако и потерей это сложно назвать, поскольку в любом случае молодой человек или девушка получат какую-то профессию, научатся учиться самостоятельно, заведут новых друзей, обрастут социальными связями…

То есть единственное, чем рискует человек – это сомнительная потеря времени и денег (если речь идёт о платном образовании). И как только родители перестанут давить на ребёнка этой тяжёлой ношей, на свет может всплыть интерес, о котором никто раньше не догадывался.

3. Недостаток информации

Как можно выбрать путь, если перед тобой нет ни одной понятной тропинки? Как бы странно это не звучало, но в век информации люди всё равно регулярно попадают в информационный вакуум.

Расширять познания о мире труда необходимо с детства, а не в последние 5 минут перед поступлением. Увеличивайте кругозор вместе с ребёнком, ходите на дни открытых дверей в университетах, посещайте экскурсии на предприятиях, обращайте внимание детей на повседневные вещи, за которыми тоже стоит человеческий труд. Превратите изучение профессионального мира в игру, увлекательную беседу, в ходе которой каждый из вас узнает что-то новое.

Главные ошибки при выборе профессии:

кем ты хочешь стать когда вырастешь

К сожалению, родителям часто кажется, что они знают лучше, чем заниматься их детям. Однако у родителей часто устаревшие представления о профессиональном мире (художники всегда голодные, сантехники — неудачники и т.п.). Важно помнить, что современный человек имеет возможность несколько раз за жизнь изменить свою профессию.

Совет родителям: услышьте своих детей, дайте им возможность аргументированно отстоять свою точку зрения и попробуйте объективно её оценить.

кем я буду когда вырасту

Некоторым ребятам так не хочется расставаться с друзьями, что они идут в след за ними после школы. А ведь училище или университет — это место, где встречаются единомышленники. Ничто не мешает общаться с друзьями, учёба в разных заведениях в том числе.

Профессии, как было сказано, появляются и исчезают. Мода на профессию быстро перенасыщает рынок, и молодые специалисты оказываются практически не востребованы, что порождает всё новые шутки про Макдональдс.

Ошибиться может любой, и опытный взрослый и неопытный школьник. Мир меняется так быстро, что опыт взрослых начинает мешать детям. Так, например, ещё лет 20 назад профессия юриста или бухгалтера были респектабельными, востребованными, прибыльными. Однако в век информационных технологий практически любой человек может с помощью компьютера решить самостоятельно вопросы с законом и финансовой отчетностью. А один бухгалтер может обсчитывать несколько компаний. Таким образом, опыт взрослого поколения, противоречит реалиям нового времени, где данные специальности уже не столь востребованы.

Также причиной ошибки может стать недостаточная информированность подростка о возможных профессиональных путях. Здесь могут помочь справочники профессий будущего, разговоры о современном рынке труда. Чаще рассказывайте о своей работе и об известных вам специальностях. Походите на экскурсии по различным производствам, учебным заведениям. Изучите ресурсы по поиску вакансий. Иногда даже случайно увиденное объявление может стать отправной точкой для дальнейшего профессионального пути.

Важно проговорить с ребёнком, что ошибки случаются, и сделанный в 17 лет выбор не обязательно окажется верным. Перестаньте нагнетать страх и ужас на подростка и грозить ему судьбой дворника.

Если родителям не нравится выбор ребёнка

как помочь ребенку выбрать будущую профессию

Взрослые, как правило, обладают бОльшим жизненным опытом, чем подросток. Иногда, нам кажется, что мы знаем лучше, что будет полезнее для наших детей. В каких случаях родителей так и подмывает запретить ребёнку идти в профессию:

Какими бы ни были наши мотивы, не стоит забывать, что это жизнь наших детей. Им её проживать и нести ответственность за сделанный выбор. Никто не знает, что будет завтра, какие профессии взлетят, а какие исчезнут, кто станет успешным и знаменитым, а кто останется на задворках общества.

Эффективность тестов на определение будущей профессии

как помочь ребенку выбрать профессию

Существует ряд тестов, позволяющих определить склонности ребёнка к той или иной профессиональной деятельности. Однако, как и большинство психодиагностических методов, их задача дать пищу для ума и материалы для дальнейшего исследования личности. Проходя тесты, ребёнок начинает глубже понимать себя, рассматривать различные варианты, обращать внимание на свои мысли и чувства. Опросники позволяют выявить профессиональные склонности:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова разделяет все профессии на 5 типов: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-природа, человек-художественный образ. Основная идея этого теста, что все мы склонны работать с теми или иными объектами труда. Кто-то лучше ладит с людьми, кого-то слушается техника, кто-то готов весь день возиться с животными или растениями, другие всё время ищут творчество, а для кого-то важно разбираться в мелких деталях, каталогизировать и организовывать.
  2. Опросник профессиональных склонностей Йовайши выделяет другие важные сферы человеческого труда: искусство, технические интересы, работа с людьми, умственный труд, физический труд, материальные интересы.
  3. Определение профессионального типа личности Дж. Голланда выявляет:
  • реалистичный тип (направлен на реализацию конкретных целей и решение конкретных проблем);
  • интеллектуальный тип (решает больше теоретические задачи, мыслит аналитически);
  • социальный тип (направлен на общение с другими людьми);
  • конвенциальный тип (предпочитает понятные, отработанные процессы, не готов изобретать или вести за собой людей);
  • предприимчивый тип (направлен на достижение целей, организует и управляет);
  • артистический тип (творческая личность).

Тесты — это помощники, позволяющие побольше узнать о ребёнке, а не руководство к действию. Поэтому не надо слепо идти за результатами, игнорируя желания самого подростка.

Главное правило при выборе профессии

как помочь подростку выбрать профессию

Если на все три вопроса ответ утвердительный, значит, выбор сделан правильно!

Советы родителям, как помочь ребёнку


Многие родители неосознанно принимают на себя роль того, кто делает всё за ребёнка. Таким образом лишая его возможности взрослеть. Другая крайность — пускать ребёнка на самотёк, оставляя его без поддержки.

Что же должен сделать родитель, чтобы помочь детям определиться в жизни?

  1. Ребёнок должен сделать выбор сам! Чем более осознанным будет его решение, тем ценнее будет для него профессия. Это будет его выбор и его ответственность. Людям свойственно обесценивать то, что им дали в готовом виде и тем более навязали.
  2. Помогите найти и проанализировать информацию о профессиях, учебных заведениях, рынке труда.
  3. Научите исследовать свои способности и интересы и примерять их на различные специальности.
  4. Желательно с детства привить любовь к труду и образованию, чтобы ребёнок понимал их ценность и важность для себя
  5. Научите ребёнка учиться, ведь какой бы профессиональный путь он не выбрал, ему всегда придётся осваивать новое.

При выборе профессии не оценивайте её с позиции чужого мнения, материального достатка и беззаботности. Работа – это то, что доставляет не только удовольствие, но и требует ежедневных усилий. И никакие деньги в мире, никакая статусность не окупят нервное истощение от нелюбимой работы.

Дорогие родители, помните, у вас замечательные, талантливые дети. Не бойтесь дать им попробовать взрослую жизнь. Разделяйте их увлечения, слушайте их мысли, принимайте их аргументы — только так вы сможете помочь им определиться с будущей профессией!

Читайте также: