В каких профессиях используют жесты

Обновлено: 13.05.2024

Проблема работы заключается в том, что незнание языка жестов приводит к недопониманию или неправильному пониманию других людей. Незнание языка жестов или неправильное их толкование может препятствовать к межкультурному общению.

ВложениеРазмер
kuchmenko_v.a.yazyk_zhestov-put_k_uspekhu.rar 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Областная студенческая научно-практическая конференция

Автор: Кучменко Вера Алексеевна

Научный руководитель: И.С.Грязнова, преподаватель русского языка и культуры речи ГОБУ СПО ДВГКГБ

Глава 1 . Влияние жестов на межличностную коммуникацию

1.1. Виды невербального общения …………………………………………6

1.3. Разновидности жестов, их значения и происхождение ………………. 9

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1. Анализ результатов исследования……………………………………. 13

2.2. Описание результатов исследования…………………………………. 14

Приложение. Словарь жестов…………………………………………………18

Темой моего исследования является «Язык жестов - путь к успеху.

Проблема работы заключается в том, что незнание языка жестов приводит к недопониманию или неправильному пониманию других людей. Незнание языка жестов или неправильное их толкование может препятствовать к межкультурному общению.

Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков, таких как заключение торговых сделок или вложение денег в какие-либо предприятия. Добиться этого вам будет гораздо легче, если удастся внушить к себе симпатию и доверие.

Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката, для любого человека, стремящегося добиться успеха в жизни.

С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в том, что индивидуальные особенности психики каждого человека накладывают отпечаток на стиль общения.

С социальной точки зрения, работа актуальна, так как лучшее понимание друг друга ведёт к развитию коммуникации в обществе.

Личностная значимость работы заключается в том, что

поняв и изучив способы невербальной коммуникации, мы сможем использовать их в продвижении к успеху.

-Изучить невербальное общение, обратив особое внимание на значение жестов и мимики человека,

- овладеть искусством толкования языка мимики и жестов, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Для реализации поставленных целей, мной были выдвинуты следующие задачи:

- познакомиться с существующей литературой о невербальных формах общения, сравнить подходы и теоретические положения о мимике и жестах;

- собрать аналитический материал, позволяющий сделать выводы об актуальности и понимании роли этого вопроса среди моих сверстников;

- наметить пути дальнейшей работы в плане углубления знаний с целью использования их в деловом общении .

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Анализ источников информации (лит-ра, Интернет) по изучаемой теме.

2.Включенное наблюдение за студентами нашего колледжа по использованию жестов в общении.

3.Эксперимент: восприятие аудиторией информации от выступающего в ситуации использования жестов и в ситуации отсутствия жестов.

4.Анкетирование студентов колледжа по итогам эксперимента и с целью сравнения мнения об использовании жестов учащимися с официальными источниками информации и специалистами по психологии.

5.Сравнение результатов анкетирования и интервьюирования с официальными источниками информации с целью выявления влияния используемых жестов на самопрезентацию человека

6.Знаковое моделирование рекомендаций по использованию жестов (составление словаря жестов)

Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть представлены учащимися в виде пособия, (словарика жестов) рекомендаций по использованию жестов. Материалы исследования могут использоваться на уроках по культуре речи, психологии и классному часу.

Влияние жестов на межличностную коммуникацию

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перспективную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками…

Передача информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

· оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;

· паралингвистику и экстралингвистику (паралингвистическая - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая - включение в речь пауз, плача, смеха);

· организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы зачастую являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой или коммуникатором и реципиентом. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

1.3.Разновидности жестов, их значение и происхождение

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: "Дочь у меня вот тут сидит" ? Нет, непонятна. Где "тут"? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение "тут" требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: "Жесты, жесты и жесты!"

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь .

Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Некоторые из таких жестов имеют вполне определенное значение. Например:

· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

· Руки в боки -символ непокорности.

· Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают , который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Экспериментальное исследование, посвященное языкам жестам

2.1.Анализ результатов исследования

Данное исследование проводилось на базе ДВГКГБ. В исследовании принимали участие студенты 1,2 курса.

В исследовании, посвящённому жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию, нами были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с существующей литературой о невербальных формах общения, сравнить подходы и теоретические положения о мимике и жестах;

- собрать аналитический материал, позволяющий сделать выводы об актуальности и понимании роли этого вопроса среди моих сверстников;

- наметить пути дальнейшей работы в плане углубления знаний с целью использования их в деловом общении .

Для реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

Метод наблюдения и самонаблюдения - включенное наблюдение за студентами нашего колледжа по использованию жестов в общении ( включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего) Использование плана наблюдения.

Анкетирование - студенты по итогам эксперимента и с целью сравнения мнения об использовании жестов учащимися колледжа с официальными источниками информации и специалистами по психологии (анкетирование – ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты) Разработка анкеты.

Для реализации исследования я предпринимала следующие шаги:

  • Провела включенное наблюдение за студентами колледжа по использованию жестов в общении.
  • Сделала описательный анализ результатов наблюдения.
  • Провела самонаблюдение в процессе общения со сверстниками
  • Сделала описательный анализ результатов наблюдения.
  • Тестирование студентов.
  • Сделала количественный и качественный анализ тестирования.
  • Выполнила обработку анкетных данных.
  • Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций.

Написание окончательных выводов.

2.2. Описание результатов исследования

При проведении исследования я получила следующие результаты.

Результаты наблюдения за студентами:

  • Студенты знают о существовании жестов, но их значение и толкование не знают. Не знают и уместность их применения.
  • Многие неосознанно используют жести как в повседневной жизни так ив деятельности.

Обработка данных результатов тестирования.

После проведения и обработки полученных результатов, я пришла к следующим выводам:

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Взгляд и глаза

Людей обычно выдают:

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

Жесты и телодвижения

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Евгений Паcтyxoв, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка

post_header_bg

Жестикуляция: главные 13 жестов рук, которые вы должны использовать

Что такое жестикуляция и как самые влиятельные и харизматичные люди используют жестикуляцию по конкретным шаблонам. Сейчас разберем 13 самых популярных жестов рук, которые помогут усилить ваше послание

Жестикуляция: полное руководство по жестам рук, которые вы должны использовать в общении. И если проанализировать самые популярные выступления, то можно обнаружить, что они строятся по удивительному шаблону: все спикеры соединяют свои слова с жестами рук .

Отсюда появляются вопросы:

И после детального анализа самых популярных выступлений удалось выбрать 13 главных жестов, которые вы должны использовать.

Жестикуляция. Полное руководство

Несколько фактов о жестах рук

Жестикулировать нам дано с рождения. Ученые выяснили, что младенцы которые задействуют жестикуляцию в разговоре — вырастают с более развитыми навыками общения. Жестикуляция — в целом говорит о развитом интеллекте.

Жестикуляция помогает привлечь и удержать внимание, а также обращает внимание на акустику речи. Поэтому жестикуляция руками — это не просто небольшое дополнение к речи.

Невербальные объяснения помогают больше понимать.

Полное руководство по жестикуляции

Жестикуляция: как использовать при разговоре

Перед тем как мы разберем верхние жесты, которые вы можете использовать, давайте поговорим об использовании ваших рук.

Будьте осторожны при использовании жестикуляции в разговоре

Границы коробки. Жестикуляция руками

Если вы выходите за пределы этой коробки, то это отвлекает и имеет противоположный эффект.

Жестикуляция: разделение на спектр

Спектр жестикуляции руками

Чем плавнее, тем лучше. Люди любят плавную жестикуляцию. А жесткие и подготовленные движения как у робота (Посмотрите на фото выше, где я в позе дирижера. Вот умора!) — наоборот отвлекают. Практикуйтесь, разговаривая руками до тех пор, пока не почувствуете, что это стало естественно .

Снимайте себя. Попробуйте записать ваш разговор на видео. Для этого подойдет обычный телефон. Вы можете быть удивлены, как много жестов вы уже используете. А также, попросите своего друга или коллегу дать обратную связь по поводу вашей жестикуляции.

Осторожнее с жестами в других странах. Помните, что в каждой стране свои культурные особенности. Не все знакомые вам жесты могут означать то же самое.

Жестикуляция: 13 жестов рук, которые вы должны использовать

Наблюдая за выступлениями лучших спикеров со всего мира, были записаны короткие видео из самых популярных жестов рук. Вспомните свои жесты рук и сравните их с представленными ниже:

1. Перечисление

Самый лёгкий и самый простой жест — это числовой. Каждый раз, когда вы произносите номер или количество — показывайте соответствующий жест.

Это поможет вашему слушателю легче запомнить и закрепить эту информацию в качестве невербального якоря.

Каждый раз, когда вы захотите описать что-то небольшое, как то что обычно не воспринимают слишком серьезно — покажите это!

4. Всё не то
Хотите сделать широкий жест? Которым, вы решили отмести все предложенные идеи. Вот он:

Кстати: получите доступ к трём видео по развитию навыков эффективного общения. Пока что бесплатно:

5. Большой, средний, маленький
Очень легкий в использовании жест, который вы можете применять, чтобы показать уровень чего-либо. К примеру, с помощью этого жеста можно указать насколько большой или маленький предмет.

6. Позвольте мне рассказать
Такое указание пальцем следует использовать с осторожностью. Никто не хочет, чтобы на них указывали пальцем, т.к. это можно считать как обвинение. Вы можете указать на кого-то, чтобы привлечь их внимание или буквально обозначить кого-то.

Этот жест хорошо сочетается с фразами вроде:

  • Кстати, я тут вспомнил кое-что важное…
  • И вот ещё кое-что…
  • Позвольте мне рассказать вам кое-что…

Во-первых. Не пытайтесь использовать сразу все типы жестов за раз. Для начала попробуйте 1-2.

Во-вторых. Я бы сначала использовал их по телефону, когда вас никто не видит. Так вы сможете попрактиковаться и не беспокоиться о том, как выглядите со стороны.

7. Часть чего-либо
Этот жест может использоваться для демонстрации очень конкретной части идеи. В вашем рассказе, этот жест может указывать на то, что он является чем-то отдельным.

8. Великодушие
Когда обе руки расставлены и ладони обращены к аудитории, это очень великодушная поза. Используйте, если хотите сделать большой жест.

9. Вы
Каждый раз, когда вы говорите про кого-то, кто стоит рядом с вами — показывайте этот жест. Его можно показывать с открытой рукой или ладонью.

Этот жест предназначен также и для того, чтобы заставить кого-то чувствовать себя включенным в разговор или подчеркнуть то, что относится к именно этому человеку. Этот жест очень хорошо помогает захватить внимание собеседника.

10. Я
Когда мы подносим руки к нашему сердцу или груди, мы обычно хотим указать на себя. Указывайте на себя, когда говорите о чем-то положительном. Но… используйте это осторожно!

12. Объединение
Когда вы соединяете обе руки — это жест объединения. Отличный способ символически показать, что две силы объединяются вместе. Вы можете даже сложить руки в замок, чтобы показать полную совместимость.

13. Ничего скрывать
Когда ваши руки ладонями вверх под углом 45 градусов — вы проявляете открытость и честность.

Практика использования жестикуляции

Надеюсь вы нашли для себя хотя бы несколько полезных жестов, которые сможете применить в ближайшее время. Это полезно для разного рода общения.

  • Для продажи своих идей или продуктов клиентам, партнерам и инвесторам
  • При обмене идеями с коллегами по работе
  • На вашей следующей презентации или публичном выступлении

Выводы

P. S. Если вам понравилась эта статья – не забудьте лайкнуть и поделиться со своими друзьями. Развивайте свои навыки общения, чтобы добиваться большего в жизни, на работе и в отношениях.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Язык жестов


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования:

как можно улучшить отношения с другими людьми

какими способами можно научиться понимать других людей.

Объектом моего исследования является человек

Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.

Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.

Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.

ЗАДАЧИ исследования

Изучить литературныеданные о языке жестов

Рассмотреть основные универсальные жесты

Узнать, как язык жестов понимают учителя

Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников

Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов

Методы исследования

Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете

Математический метод (построение диаграмм).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы общения

Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:

- жесты;
- мимика;
- пантомимика.

Функции жестов

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Заменяют слова знаками.

Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).

Выражают состояние человека.

Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.

Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.

Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)

Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)

Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)

Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)

Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)

Происхождение жестов

Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест - есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3

Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.

Универсальные жесты

Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.

Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.

Определение эмоций

Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.

Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.

Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную

Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.

Определение цветов

Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.

Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.

Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.

Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.

Выводы практической работы

По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).

Использование жестов в разных странах мира

Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:

финны в час – 1,

итальянцы – 80,

французы – 120,

мексиканцы- 180,

русские – 40.

Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.

Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей

Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску

Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей

Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.

Кроме того, в ходе работы мы разработали:

рекомендации по проведению жестовых игр

памятку для туристов и путешественников.

Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жестовые игры для развития навыков общения

Определение эмоций по жестам

Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения

Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.

Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.

Ученики должны угадать эмоцию.

Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.

Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.

Определение цветов

Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.

Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.

Приветствие без слов

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.

Читайте также: