Что такое порог входа в профессию

Обновлено: 14.05.2024

Game Logic Lead из Wargaming рассказал, как изменилась разработка компьютерных игр за десять лет.

До 28 сентября у всех желающих есть возможность попасть на курсы Wargaming Forge по дисциплине Software Engineering. Обучение будет проходить в минском центре разработки компании Wargaming, преподаватели курсов — практики из команды World of Tanks и других продуктов компании. Мы поговорили с ментором курса и руководителем подразделения Game Logic Левоном Авакяном и узнали у него про то, как раньше обстояли дела в геймдеве, и какая ситуация в этой сфере сейчас.

Левон, привет! Пожалуйста, расскажи о себе: где ты учился, где работал и как увлёкся разработкой?

Учился я с 2003 по 2008 год в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники на факультете информационных технологий и управления. Закончил кафедру искусственного интеллекта. Работать начал ещё в далёком, по-моему, 2005-м в компании Nilitis, это часть ScienceSoft. Потом соседа распределили в Центральный научно-исследовательский институт технологий и управления. Я тогда был на четвёртом курсе, и он меня тоже позвал к себе. Там мы делали для нашего министерства промышленности систему для сбора статистических данных на заводах, вроде бы она до сих пор работает.

Так с 2007 года я начал делать игры. Первой была трёхмерная гонка Voltage для PC и PlayStation 3. Я там делал ботов, их поведение, чтобы они были похожи на людей.

Это была, собственно, и моя дипломная работа — редкий случай, когда дипломный проект действительно ушёл в продакшн.

Расскажи, а как ты вообще попал в Wargaming?

Поделись, пожалуйста, чем твоя команда занимается сейчас? Какую часть разработки вы делаете?

Сейчас я руковожу подразделения Game Logic внутри инженерии продуктовой группы World of Tanks. Мы делаем игровую логику, игровые режимы, мета-геймплей, всю веб-обвязку, взаимодействие с платформой, с внешними сервисами.

Откуда обычно к тебе в команду приходят люди?

Путей, по сути, три. Кроме привычного рекрутинга бывают также внутренние переводы внутри Wargaming и найм по итогам учебной программы Wargaming Forge.

Ты уже очень много лет занимаешься разработкой в геймдеве — расскажи, а какая специфика именно у игровой разработки?

По-моему, в первую очередь человек, который делает игры, должен иметь достаточно широкий технический кругозор. Понятно, что это не отменяет специализации, но важно, чтобы человек не закрывался в какой-то одной области.

Важно иметь хорошие базовые технические знания, которые дают в университете, потом уже специализация.

Еще важно, чтобы человек понимал, как устроены игры. На самом деле даже не обязательно, чтобы он играл, но нужно хотя бы минимально понимать, из чего состоит игра, какие у неё есть основные бизнес-метрики, как элементы геймплея влияют на них. Такой дополнительный контекст сильно улучшает работу инженера.

Много ли изменилось в профессии игрового разработчика за последние 10–15 лет?

Да, я скажу, что многое изменилось, как и в остальном Software Engineering. Уменьшился порог вхождения, больше людей получили возможность назваться разработчиками. Они действительно могут производить какие-то продукты, есть достаточно много фреймворков. Но, что характерно, для AAA-продуктов на самом деле ничего не поменялось: сложность задач высокая, знания должны быть фундаментальные и широкие, и после трёх месяцев курсов или даже полугода без фундаментальных знаний всё равно большие игры делать не получится.

Но, что характерно, для AAA-продуктов на самом деле ничего не поменялось: сложность задач высокая, знания должны быть фундаментальные и широкие.

После трёх месяцев курсов или даже полугода без фундаментальных знаний всё равно большие игры делать не получится.

Есть ли какие-нибудь источники информации по разработке, которые мог бы посоветовать новичкам?

Я повторюсь: действительно, сейчас порог входа в геймдев маленький — выучить Python на любых курсах действительно не составляет труда, это достаточно просто, много хороших материалов. Или выучить какую-то технологию: например, React.

Тем не менее, что реально важно и на что нужно делать упор тем, кто действительно хочет стать профессионалом, — это классические фундаментальные вещи. Например, алгоритмы.

Не обязательно читать Кнута, но хотя бы с основами нужно быть знакомым. Нужно знать математику, потому что математика — это один из лучших абстрактных языков описания мира. Дальше — операционные системы. Понимание, во что превращаются буковки в коде, на самом деле даёт отличный буст в работе.

Технологии завтра изменятся, мода поменяется, и тем, у кого есть фундаментальные знания, переключиться будет очень просто. А для тех, кто знает исключительно конкретную систему, конкретный фреймворк, конкретный подход, это будет всё равно, что проходить весь путь заново.

Скажи, пожалуйста, а есть ли какие-то вредные привычки у новичков-разработчиков?

Можешь выделить несколько главных советов, что стоит делать новичкам, чтобы развиваться в профессии?

Выбрать будущую специальность и не ошибиться при этом достаточно сложно. У вчерашних школьников почти нет жизненного опыта, а советы взрослых — родителей и педагогов — часто воспринимаются враждебно. Лучше понять, как выбрать профессию, можно спустя 1-2 года после окончания школы, и в некоторых западных странах выпускники берут паузу перед поступлением в вуз.

В России так делать не принято, и из-за этого, видимо, так много молодых специалистов работают не по профилю, указанному в дипломе. Но существуют надежные методики и приемы, помогающие в профориентации, вот только обращаться к психологам-консультантам стоит заранее, а не в момент сдачи вступительных экзаменов.

Выбор призвания: трезво оцениваем обстановку

Для того, чтобы профессия приносила стабильный доход, была по душе и по силам, следует учесть несколько факторов.

Чтобы этого не случилось, стоит задуматься о выборе подходящей профессии уже после 9 класса. За 2-3 года вполне реально изучить и сравнить разные специальности и подготовиться по предметам ЕГЭ, необходимым для поступления.

Советы психологов по выбору специальности

Кроме чисто житейских обстоятельств следует учесть и психологические особенности личности выпускника, которые влияют на выбор будущей специальности.

Выделяют четыре основных типа темперамента, которые влияют на стиль общения, работоспособность, склонность к разным видам деятельности.

  1. Холерический. Характеризуется повышенной возбудимостью, энергичностью, быстротой реакций. Холерик не сможет долго заниматься монотонной работой, требующей внимания к деталям. Ему подойдут творческие занятия, деятельность в экстремальных условиях, профессии, связанные с интенсивным межличностным общением.
  2. Сангвинический. Основные черты характера сангвиника — уравновешенность, оптимизм, доброжелательность, высокая работоспособность. Из сангвиников получаются прекрасные руководители и организаторы, педагоги, журналисты, администраторы.
  3. Флегматический. Флегматику присуща основательность, медлительность, хорошая работоспособность и высокая стрессоустойчивость. Профессии, связанные с постоянным общением и выступлениями на публику, ему не подойдут, но в специальностях, требующих сосредоточенности и внимания, он добьется успеха. Флегматикам стоит выбирать медицину, инженерное, экономическое или IT-направление.
  4. Меланхолический. Меланхолик быстро утомляется и долго восстанавливается, трудно налаживает контакты с новыми людьми, подвержен перепадам настроения и легко обижается по мелочам. Деятельность, связанная с активным общением, руководством, необходимостью принимать решения, вряд ли будет по силам меланхоликам. Но в спокойной (кабинетной) обстановке такие люди проявляют себя отлично: им по плечу монотонная работа, требующая внимания и проработки деталей. Меланхоликам подойдут программирование и системное администрирование, научная деятельность, обработка и анализ информации, копирайтинг и писательство.

В зависимости от потребности в общении выделяют экстравертов и интровертов.

  1. Экстраверты нуждаются в постоянной и разнообразной коммуникации, у них много знакомых, друзей и приятелей. Находиться в одиночестве они не слишком любят. Такие люди не смогут часами работать перед монитором компьютера или проводить серии однотипных опытов в лаборатории. Экстраверту подойдет деятельность, связанная с публичными выступлениями, рекламой, прямыми продажами.
  2. Интроверты, напротив, быстро устают от общения и не нуждаются в постоянной смене лиц вокруг себя. Им по душе исследовательская и научная работа, деятельность, связанная с уходом за растениями и животными. Торговля, сфера обслуживания и педагогика (за исключением репетиторства) интровертам категорически не подходят.

Коммуникативные навыки можно и нужно развивать, но радикально поменять тип личности не получится. Лучше подбирать специальность с учетом психологических особенностей.

Выбор профессии: распространенные ошибки

Выбрать специальность, востребованную на рынке труда, и при этом учесть собственные склонности и способности — непростая задача не только для вчерашнего выпускника, но и для взрослого опытного человека. Самые распространенные ошибки при выборе профессии связаны с влиянием социума, неверием в собственные силы и недостаточным знанием жизни.

Тесты и методики, которые помогут сделать правильный выбор

Чтобы избежать ошибок в профориентации и понять, какую профессию выбрать, разработаны специальные методики, опросники и тесты. Психологическая диагностика поможет правильно определиться не только со сферой деятельности, но и с конкретной специальностью, которая подойдет выпускнику.

Большинство исследований легко пройти онлайн, но расшифровку результатов лучше доверить профессиональному психологу.

Карта интересов (авторы — А. Е. Голомшток, О. Г. Филимонова)

На прохождение теста и его расшифровку потребуется не менее 1,5-2 часов: вопросы требуют времени для размышлений и максимальной честности.

Опросник для определения профессиональной готовности (Л. Н. Кабардова)

Пройдя тест, можно понять, к какому типу деятельности склонен человек (конкретных профессиональных рекомендаций автор не дает).

Все профессии подразделяются на несколько групп по направленности на тот или иной объект:

  • человек — художественный образ;
  • человек — природа;
  • человек — человек;
  • человек — знаковая система;
  • человек — техника.

Методика может помочь в профориентации не только подросткам, но и взрослым.

Ориентация (И. Л. Соломин)

Матрица профессии (Г. В. Резапкин)

Профассоциации

Психолог зачитывает слова (например, правила, бумага, посетитель), а испытуемый должен быстро называть профессию, которая ассоциируется для него с этим словом. Ответы записываются на диктофон или в блокнот, а затем обрабатываются, исходя из частоты упоминания профессии и характера ассоциации. Интересный, хотя и спорный способ определения профессиональных предпочтений.

Профессиональные намерения

Развернутый тест, с помощью которого анализируются:

  • склонности и профессиональные намерения;
  • знания о выбранной профессии;
  • жизненные планы;
  • оценка собственной профпригодности.

Это — предварительное исследование для более точной работы с выпускниками после 11 класса. Конкретные профессиональные рекомендации психологи дают после беседы с испытуемым.

Тест проводится как индивидуально, так и в групповой форме.

Нумерология и профориентация

Подходящую профессию можно подобрать и с помощью нумерологии. Для этого анализируются числовые значения имени и фамилии человека. Существуют специальные онлайн-сервисы для определения профессии по дате рождения: в форму на сайте вносят числовые данные (день, месяц, год рождения) и получают конкретные профессиональные рекомендации. Серьезным и научным этот способ не назовешь, но и он имеет право на существование.

Заключение

Для того, чтобы не ошибиться при выборе призвания, стоит за 2-3 года до окончания школы серьезно заняться профориентацией. Это тем более важно, если серьезных профессиональных предпочтений нет. Помочь в выборе профессии могут специальные тесты и методики, от сугубо научных (по типу личности и мышления) до альтернативных (на основе нумерологии). Если же психологические рекомендации кажутся сомнительными, стоит прислушаться к мнению родителей и педагогов.

Читайте также: