Что такое медицинское противопоказание к выбору профессии
Обновлено: 19.05.2024
Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом — человек подбирается для профессии, при второй — профессия для человека.
Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обострения болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен вопрос о выборе профессии.
Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических расстройств, заболеваний соматического характера. Такое несоответствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую профориентацию подростков эффективным средством профилактики, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профессии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др.).
Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Часто профессиональные требования приобретают резко выраженный специфический характер и предполагают наличие у работника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на освоение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специфическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).
Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, принимающих участие в трудовой деятельности, в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение требований профессии и адаптацию организма к условиям производства. Успешность формирования такой функциональной системы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).
Определение оптимального исходного уровня физиологических функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обеспечивает качественное выполнение основных требований профессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успешность освоения подростками широкого спектра массовых рабочих профессий являются, прежде всего, такие функции высшей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологических свойств памяти и внимания.
Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретенные человеком качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетически и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.
При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.
В современной производственной сфере встречаются профессии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 функциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, механизатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие — к свойствам высшей нервной деятельности (например, оператор энергоустановки) и т.д.
В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):
1. Двигательные (моторные) — мышечная сила, выносливость, показатели координационных свойств;
2. Сенсорные — анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);
3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);
4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);
5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мышления);
6. Характерологические особенности личности (выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).
Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:
I-я группа профессий — наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;
II-я группа профессий — наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;
III-я группа профессий — наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.
Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляемых к психофизиологическим особенностям работника.
К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, оператор подземного ремонта скважин. Профессии этой группы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.
Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памяти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профессий к организму ниже, чем в первой группе, он все же достаточно высок. При их выборе также желательна психофизиологическая профессиональная консультация.
Третья группа, как правило, включает современные массовые профессии. Нередко в этой группе профессий комплекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость профессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.
Профессиограмма для проведения медико-физиологической профессиональной консультации включает следующие разделы:
2. Тяжесть труда;
3. Напряженность труда;
4. Профессионально значимые функции и качества.
Вибрации, токсичных веществ, пыли
1. Переносимый груз в килограммах;
2. Расстояние переноски груза в метрах;
3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;
4. Статическая нагрузка;
2. Продолжительность смены;
3. Число объектов одновременного наблюдения;
4. Длительность сосредоточенного наблюдения;
5. Характер деятельности;
7. Размер объекта труда;
Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.
Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.
По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.
40. Организация политехнического обучения детей и подростков. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся; способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки. В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984) средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В начальной школе (1—4-е классы) обеспечивается обучение детей чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5—9-е классы) на протяжении всего периода обучения изучаются основы наук, решаются задачи общетрудовой подготовки и профессиональной ориентации подростков. В средней школе (10—11-е классы) обеспечиваются среднее образование молодежи, ее трудовая и профессиональная подготовка.
Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Организация учебного процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособности организма детей. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяется: вначале она повышается (период врабатывания), держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности, или утомления). Отсюда следует, что начало урока, недели должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьников в этот период снижена. Повышенные требования к школьникам должны предъявляться по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигает наивысшей точки. В это время рекомендуется излагать новый и более сложный учебный материал, давать контрольные работы. На середину учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковые работы и т. п. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности.
Правильная организация учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности и отдыха. Это обеспечивает переключение учащихся с одного вида деятельности на другой и создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток головного мозга.
При составлении расписания уроков в школе должны учитываться изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, а также трудность предметов и преобладание статического или динамического компонента во время занятий. Наименее утомительными уроками с преобладанием динамического компонента являются уроки физкультуры, труда, производственной практики и пения. Данные уроки необходимо чередовать с наиболее трудными предметами естественно-математического и гуманитарного характера, что позволит учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Более трудные предметы следует включать в расписание в период наиболее высокой работоспособности учащихся (вторыми или третьими уроками); не рекомендуется сочетание 2—3 трудных предметов подряд (например, математика, физика, иностранный язык), а также сдвоенные уроки. Исключением может быть проведение лабораторных и контрольных работ, уроков труда, занятий в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
На субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов, преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся большого умственного напряжения. Рационально составленное на всю учебную неделю расписание исключает концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам. Равномерным распределением школьных и домашних занятий по отдельным предметам в течение недели исключается возможность чрезмерного утомления учащихся.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса.
Большинство подростков не учитывают отклонения в состоянии своего здоровья при выборе профессии и дальнейшем самостоятельном трудоустройстве. Поэтому сохранение здоровья рабочих кадров в значительной мере зависит от помощи врача в индивидуальном подборе для подростка подходящей профессии, специальности, условий прохождения производственной практики и рациональном трудоустройстве. Работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами, обеспечивающими медицинской помощью подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологами.
Медицинская профессиональная ориентация направлена на обеспечение правильного выбора профессии или специальности, формы обучения, места работы, при этом учитываются отклонения в состоянии здоровья с целью защиты организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.
При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, склонности подростков к гипертоническим или гипотоническим реакциям их следует предостеречь от выбора профессий, связанных с физическим и эмоциональным напряжением, с воздействием повышенных или низких температур, повышенных уровней шума и вибрации, вредных химических веществ, всех видов электромагнитных излучений.
В случаях выраженных нарушений в деятельности эндокринной системы подросткам противопоказаны работы, связанные со значительней тяжестью и напряженностью труда; воздействием шума и вибрации, вредных химических веществ, ионизирующего излучения, работы на высоте.
Подросткам, страдающим функциональными расстройствами нервной системы, показаны работы в спокойной обстановке, не связанные с выраженным эмоциональным напряжением и частым переключением внимания, без воздействия производственного шума и вибрации, токсических веществ и значительных температурных колебаний.
Подросткам с расстройствами поведения не следует рекомендовать работы, связанные с общением с людьми и ответственностью за них (профессии медика, педагога, юриста, продавца), требующие принятия быстрых и ответственных решений.
При наличии двигательных расстройств верхних конечностей невозможен выбор профессий, требующих тонких координационных движений, хорошей силы рук. Поражение функций нижних конечностей исключает выбор профессий, требующих длительного пребывания в позе стоя, нахождения на неустойчивых поверхностях, подъема на высоту, физического напряжения; следует рекомендовать работы, выполняемые сидя.
Основным неблагоприятным фактором при выборе профессии подростками с заболеваниями желудочно-кишечного тракта следует считать невозможность соблюдения режима питания и диеты (частые командировки, ненормированный рабочий день и т.д.), противопоказаны также работы, связанные со значительным эмоциональным напряжением, с токсическими веществами.
Подросткам с нарушением функции позвоночника не следует рекомендовать работы, связанные с длительным фиксированным, особенно согнутым, положением туловища, со статической нагрузкой, подъемом и переноской грузов. Подходящими для них являются профессии, позволяющие сохранять свободное положение тела во время работы, часть времени проводить стоя, сидя, в ходьбе.
При выраженном плоскостопии противопоказаны работы, связанные с длительным стоянием в малоподвижной позе, особенно с одновременным удержанием груза, длительной ходьбой, подъемом и переноской тяжести. Рекомендуются работы, позволяющие в течение рабочего дня часть операций выполнять в положении сидя.
Основными неблагоприятными профессионально-производственными факторами при выраженных функциональных отклонениях со стороны верхних и нижних дыхательных путей и хронических заболеваниях являются охлаждающие температуры воздуха, промышленная пыль и аэрозоли, химические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия. В случае хронических бронхо-легочных заболеваний противопоказаны также выраженные физические нагрузки.
При заболеваниях органа слуха противопоказаны работы, связанные с возможностью переохлаждения, шумом и вибрацией, ограничено управление транспортными средствами.
Ограничения в выборе профессии при миопии зависят от ее степени, возможности корригирования очками и состояния глазного дна. Наиболее ограничены в выборе профессии подростки с высокой степенью миопии (выше 6,0 Д) и с изменениями на глазном дне вне зависимости от степени миопии. Таким подросткам противопоказан профессии, требующие больших физических усилий и резких изменений положения тела.
Вы используете старую версию веб-браузера, и корректная работа сайта на ней не гарантируется.Пожалуйста, обновите Ваш веб-браузер!
Инфоцентр
Проблемные аспекты проведения медицинских осмотров работников предприятий и организаций
Какие правовые коллизии могут возникнуть при установлении профнепригодности работника для осуществления им трудовых функций в допустимых условиях труда? При выявлении у работника медицинских противопоказаний, препятствующих выполнению работ по данной профессии (должности), ему выдается соответствующее заключение по результатам экспертизы профпригодности. В
Выявление медицинских противопоказаний у работника является основанием для вынесения по результатам экспертизы отрицательного заключения по вопросу его профессиональной пригодности.
ВОПРОС:
Какие правовые коллизии могут возникнуть при установлении профнепригодности работника для осуществления им трудовых функций в допустимых условиях труда?
ОТВЕТ:
Неизбежно возникает несколько трудноразрешимых коллизий, как для работодателя, так и для работника.
Во-первых, работодатель теряет квалифицированного работника, у которого безопасные, допустимые условия труда, что официально подтверждено соответствующими специалистами.
Одним из спорных моментов в практике медицины труда является частота направления работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на периодические (повторные) медицинские осмотры.
ВОПРОС:
Кого из работников и как часто следует направлять для проведения медицинского осмотра в центр профпатологии?
Не реже одного раза в пять лет работодатель обеспечивает прохождение периодического медицинского осмотра работников, занятых на работах в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, в центре профессиональной патологии.
Применение данного подхода к проведению медицинских осмотров является не реалистичным в условиях современной России. Потребуется проведение широкомасштабной работы по созданию в стране единой системы профпатологической службы. Всего несколько субъектов Российской Федерации — прежде всего, Ростовская и Кемеровская области, — располагают полноценными многопрофильными центрами профпатологии с хорошей материальной и кадровой базой, включая стационары. В ряде случаев к ним можно приравнять клиники профпатологии гигиенических институтов (Ангарск, Новосибирск, Новокузнецк, Екатеринбург, Уфа, Н. Новгород, Саратов, Санкт- Петербург, Москва). В остальных субъектах территориальные центры профпатологии представляют собой малочисленные коллективы специалистов из 3-5 чел., работающие на базе областных (республиканских) больниц, причем, как правило, сформированные преимущественно совместителями из числа профессорско-преподавательского состава кафедр профессиональной патологии региональных медицинских вузов.
В профессиональной среде ученых-гигиенистов ведется дискуссия о новой концепции пороговости как основного принципа гигиенического нормирования в отношении уровней воздействия на здоровье работников вредных производственных факторов.
В практике медицины труда ведется дискуссия об определении безопасных уровней ПДК и ПДУ вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
В отношении же рабочих мест, оцененных классом 3.2, на практике можно ожидать роста профессионально обусловленных заболеваний. У данных работников могут быть выявлены начальные признаки или легкие формы профессиональных заболеваний, возникшие из-за длительной — часто после 15 и более лет — экспозиции вредных производственных факторов. Обычно такие работники профессиональную трудоспособность не теряют.
Необходимость проведения сплошных медицинских осмотров, в том числе в центрах профпатологии, велика вероятность роста спроса на рынке медицинских услуг.
ВОПРОС:
Кому выгодно введение системы сплошных медицинских осмотров работников предприятий и организаций в специализированных центрах профпатологии?
ОТВЕТ:
Вплотную к вопросу качества проведения медицинских осмотров стоит проблема качества проведения непосредственно самой специальной оценки условий труда. Недобросовестные работодатели будут заинтересованы в занижении классов условий труда на рабочих местах с целью уменьшения контингента работников, подлежащих дорогостоящим медосмотрам высококвалифицированными профпатологами. Здесь традиционно арбитрами выступают территориальные инспекции труда. Также контроль за качеством проведения спецоценки и установления соответствующих гарантий и компенсаций работникам осуществляют профсоюзы (представители работников).
К сожалению, в настоящее время, действующая в стране система специализированных центров профпатологии, пока не готова к введению сплошных медосмотров всех контингентов работников, занятых во вредных условиях труда. Задача медицинских работников — качественно оценить здоровье работника, а задачи профпатологов — своевременно выявить профессиональные заболевания и провести грамотную экспертизу связи заболевания с профессией. Эти задачи не могут быть удовлетворительно решены, если специалистов перегрузить неподъемным объемом работы по осмотру работников, занятых в допустимых условиях труда (не говоря уже об экономической и социальной неэффективности таких осмотров, как для работодателя, так и для работника).
Какие факторы производственной среды и трудового процесса оказали влияние на рост профессиональной заболеваемости, а также способствовали установлению и повсеместному внедрению практики проведения обязательных и периодических медицинских осмотров работников?
ОТВЕТ:
Оглядываясь назад, сейчас уже можно с полной откровенностью констатировать тот факт, что, хотя официальный уровень профессиональной заболеваемости в СССР всегда был значительно ниже соответствующего уровня профпатологии в развитых западных странах, советских врачей-гигиенистов всерьез встревожила ситуация, связанная с заметным ростом статистических показателей профессиональной заболеваемости работников до уровней, примерно вдвое превышающих современные данные.
Примерно 20% от общего количества выявляемых в то время профессиональных заболеваний занимали острые отравления работников химическими веществами. В ряде регионов СССР с активно развивающейся химической и нефтехимической промышленностью удельный вес острых отравлений (интоксикаций) в структуре профессиональной заболеваемости достигал угрожающего уровня — 40%.
В настоящее время роль химических факторов в формировании отечественной статистики профессиональной заболеваемости работников достигла рекордно низкого, по сравнению с советским периодом, уровня.
ВОПРОС:
Каким образом с внедрением технологических изменений в производственные процессы отечественных предприятий эволюционировала процедура оценки состояния здоровья работников?
ОТВЕТ:
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. первый этап модернизации химической и нефтехимической промышленности был в основном завершен. Более высокого уровня достигла автоматизация технологических процессов. Значительное количество основного технологического оборудования было вынесено на наружные установки. Благодаря этому значительную часть рабочей смены аппаратчики и операторы химических производств стали находиться в помещениях с благоприятными условиями труда.
В последние годы предприятия химической и особенно нефтехимической промышленности претерпели еще несколько масштабных модернизаций. Сейчас на большинстве рабочих мест в этих отраслях экономики обнаруживаются лишь следы присутствия вредных химических веществ. Практикующие врачи-гигиенисты стали обращать внимание на то, что в этих видах экономической деятельности были налицо противоречия между удовлетворительными условиями труда по данным гигиенической оценки условий труда и продолжающей действовать системой льгот и компенсаций в связи с вредными условиями труда.
ВОПРОС:
Адекватна ли с точки зрения медицины труда действующая в настоящее время классификация вредных химических веществ современному состоянию структуры статистики профзаболеваемости ?
ОТВЕТ:
Эксперты Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора проанализировали статистику профессиональной заболеваемости работников от воздействия химических факторов. Доля хронических профзаболеваний, связанных с воздействием химических факторов, за последние пять лет в среднем не превышает 5% от общего числа выявленных профзаболеваний. В свою очередь острые отравления на практике составляют не более 1,5-2% от общего количества заболеваний данной группы, то есть встречаются в единичных случаях.
В настоящее время почти не встречаются выраженные, тем более тяжелые формы химических интоксикаций. На практике концентрации химических на рабочих местах, даже если они находятся по условиям труда в пределах класса 3, могут вызывать, как правило, лишь неспецифические изменения в организме работников. Данные патологические изменения в основном будут практически идентичными, независимо от перечня действующих веществ.
С каждой новой версией Порядка проведения медицинских осмотров работников приложение к документу неоправданно утяжеляется требованиями уделять дополнительное внимание именно химическому фактору. Например, в свое время, еще в Приказе №83 (2004 г.), появились выделенные группы вредных веществ со специфическим типом действия. В их перечень входили аллергены, канцерогены, вещества, опасные при воздействии на репродуктивную функцию, аэрозоли преимущественно фиброгенного (АПФД) и смешанного типа воздействия на организм.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса.
Большинство подростков не учитывают отклонения в состоянии своего здоровья при выборе профессии и дальнейшем самостоятельном трудоустройстве. Поэтому сохранение здоровья рабочих кадров в значительной мере зависит от помощи врача в индивидуальном подборе для подростка подходящей профессии, специальности, условий прохождения производственной практики и рациональном трудоустройстве. Работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами, обеспечивающими медицинской помощью подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологами.
Медицинская профессиональная ориентация направлена на обеспечение правильного выбора профессии или специальности, формы обучения, места работы, при этом учитываются отклонения в состоянии здоровья с целью защиты организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.
При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, склонности подростков к гипертоническим или гипотоническим реакциям их следует предостеречь от выбора профессий, связанных с физическим и эмоциональным напряжением, с воздействием повышенных или низких температур, повышенных уровней шума и вибрации, вредных химических веществ, всех видов электромагнитных излучений.
В случаях выраженных нарушений в деятельности эндокринной системы подросткам противопоказаны работы, связанные со значительней тяжестью и напряженностью труда; воздействием шума и вибрации, вредных химических веществ, ионизирующего излучения, работы на высоте.
Подросткам, страдающим функциональными расстройствами нервной системы, показаны работы в спокойной обстановке, не связанные с выраженным эмоциональным напряжением и частым переключением внимания, без воздействия производственного шума и вибрации, токсических веществ и значительных температурных колебаний.
Подросткам с расстройствами поведения не следует рекомендовать работы, связанные с общением с людьми и ответственностью за них (профессии медика, педагога, юриста, продавца), требующие принятия быстрых и ответственных решений.
При наличии двигательных расстройств верхних конечностей невозможен выбор профессий, требующих тонких координационных движений, хорошей силы рук. Поражение функций нижних конечностей исключает выбор профессий, требующих длительного пребывания в позе стоя, нахождения на неустойчивых поверхностях, подъема на высоту, физического напряжения; следует рекомендовать работы, выполняемые сидя.
Основным неблагоприятным фактором при выборе профессии подростками с заболеваниями желудочно-кишечного тракта следует считать невозможность соблюдения режима питания и диеты (частые командировки, ненормированный рабочий день и т.д.), противопоказаны также работы, связанные со значительным эмоциональным напряжением, с токсическими веществами.
Подросткам с нарушением функции позвоночника не следует рекомендовать работы, связанные с длительным фиксированным, особенно согнутым, положением туловища, со статической нагрузкой, подъемом и переноской грузов. Подходящими для них являются профессии, позволяющие сохранять свободное положение тела во время работы, часть времени проводить стоя, сидя, в ходьбе.
При выраженном плоскостопии противопоказаны работы, связанные с длительным стоянием в малоподвижной позе, особенно с одновременным удержанием груза, длительной ходьбой, подъемом и переноской тяжести. Рекомендуются работы, позволяющие в течение рабочего дня часть операций выполнять в положении сидя.
Основными неблагоприятными профессионально-производственными факторами при выраженных функциональных отклонениях со стороны верхних и нижних дыхательных путей и хронических заболеваниях являются охлаждающие температуры воздуха, промышленная пыль и аэрозоли, химические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия. В случае хронических бронхо-легочных заболеваний противопоказаны также выраженные физические нагрузки.
При заболеваниях органа слуха противопоказаны работы, связанные с возможностью переохлаждения, шумом и вибрацией, ограничено управление транспортными средствами.
Ограничения в выборе профессии при миопии зависят от ее степени, возможности корригирования очками и состояния глазного дна. Наиболее ограничены в выборе профессии подростки с высокой степенью миопии (выше 6,0 Д) и с изменениями на глазном дне вне зависимости от степени миопии. Таким подросткам противопоказан профессии, требующие больших физических усилий и резких изменений положения тела.
Читайте также:
- Какая зарплата у плиточника
- Справка подтверждающая факт осуществления работы работником ковид образец заполнения
- После больничного по беременности и родам далее
- Какие документы должен предоставить подрядчик заказчику перед началом работ по охране труда
- Курсовая работа на тему пенсионный фонд рф как субъект социального обеспечения