Что такое медиативные технологии в работе с несовершеннолетними

Обновлено: 02.05.2024

Отметим лишь две, из множества проблем в этой сфере.

Проведенный мониторинг показал, что большинство сотрудников субъектов системы профилактики обладают достаточно высоким уровнем знаний в сфере правового обеспечения своей деятельности (иными словами, знают нормативно-правовую базу своей деятельности), обладают достаточным интеллектуальным уровнем [4]. Вместе с тем, вопросы непосредственной (так называемой контактной) работы с несовершеннолетним правонарушителем, его семьей и окружением зачастую сводятся к диагностике ситуации (провели обследование по месту проживания; собрали характеристики; провели тестирование), заполнению необходимых документов, а также проведению профилактических бесед. Многие проводимые мероприятия (по трудоустройству, организации досуга и др.) сводятся к формальным действиям (для отчетности, а не для достижения результата).

Современная система профилактики преступности несовершеннолетних отличается крайней инертностью.

Центральным звеном всей системы профилактики остается Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), которая представляет собой постоянно сменяемый коллектив представителей разных структур. На постоянной основе в КДНиЗП работает ответственный секретарь, а в некоторых комиссиях еще один специалист. Возложенная функция координации всей системы профилактики на соответствующей территории институционально не может осуществляться при такой ее организации в виду невозможности требовать от кого-либо выполнения каких-то определенных действий/мероприятий. Скоординированно и эффективно работают те КДНиЗП, в которых при авторитете председателя каждый член относится к своей деятельности ответственно и стремится к позитивному результату. Однако это происходит не благодаря сложившейся форме деятельности КДНиЗП, а зачастую вопреки ей.

По нашему мнению, сложившаяся практика работы КДНиЗП – это выполнение того, что НЕ делать нельзя. На сегодняшний день – это составление протоколов по административным правонарушениям. Остальные функции, несмотря на их действительную значимость, требующуюся оперативность реагирования, становятся второстепенными, в том числе и вопросы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Загруженность КДНиЗП работой по составлению протоколов по административным правонарушениям лишь отчасти можно отнести к профилактической деятельности. На практике ее цель состоит не в том, чтобы ребенок сделал определенные выводы и в дальнейшем не повторял подобный действий, а зачастую в том, чтобы как можно быстрее оформить протокол.

По нашему мнению, основная сложность и, как следствие, пассивность в профилактической деятельности КДНиЗП, а также всех структур по отдельности заключается в том, что деятельность КДНиЗП по профилактике правонарушений несовершеннолетних не представляется эффективной самим специалистам. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями воспринимается как еще большая сложность. Изучение документов КДНиЗП, ПДН и УИИ по проведению индивидуальной профилактической работы показывает, что осуществляется лишь диагностика ситуации неблагополучия (характеристики, изучение ситуации бытового окружения), проводятся профилактические беседы и некоторые отдельные мероприятия.

Отсутствие видения результативности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем, ее эффективности, понимания основных методик, технологий, ориентированных на устранение причин и условий низкой результативности этой работы и достижение четко видимых результатов, делают ее бесперспективной.

Суть проблемы кроется не в отсутствии специалистов, а в отсутствии необходимых технологий, которые могли бы применять специалисты (независимо от их профессии), работающие с детьми. Универсальность технологий, которые можно применять в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в том числе и правонарушителями), гарантирует возможность их применения и юристом, и педагогом, и психологом. Наличие универсальных технологий не умаляет значимости той же психологической или социальной работы, а служит лишь общей оболочкой для применения более узких направлений деятельности. Бесспорно, что применение технологии требует профессионализма, а значит обучения ее применению.

Процесс технологизации основных направлений государственной политики в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, по нашему мнению, делает возможным переход к действительно эффективной работе с несовершеннолетним, его семьей и окружением каждого специалиста системы профилактики.

Проблемами технологизации социальных процессов занимаются исследователи различных отраслей научного знания.

Чтобы понять, что такое социальная технология и какую роль она выполняет в современных социальных практиках и уяснить возможности технологизации в сфере профилактики преступности несовершеннолетних в целом и при формировании дружественного к ребенку правосудия, в частности, необходимо обратиться к вопросу о сущности технологии и технологизации.

Выводы автора позволяют утверждать, что социальные процессы, связанные с реализацией государственной политики в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, можно отнести к разновидностям социальной деятельности, сознательно и планомерно расчлененной на элементы, реализующиеся в определенной последовательности, в результате которой достигается поставленная цель (в самом общем виде – исправление несовершеннолетних и предупреждение совершения ими повторных преступлений) и изменяется объект деятельности.

Иванов В.Н. и Пахрушев В.И. выделяют три основных концепта, в которых можно рассматривать социальную технологию.

Социальная технология это:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объема, целостности деятельности и т. п.

Обобщив приведенные выше определения, скажем, что если говорить о социальной технологии, как о некой деятельности или методе управления социальными процессами, мы можем утверждать, что эта деятельность должна иметь под собой научную основу, отражая связь науки и практики.

Вместе с тем, не претендуя на однозначность, попробуем в упрощенном варианте представить сущность технологизации, затем уже определив ее дефиницию.

Технологизация – продукт развития человечества, цивилизации, когда на фоне существующих социальных проблем, зачастую в отрыве от них вырабатываются глобальные и масштабные модели, программы, подходы, которые не могут быть реализованы на практике без их превращения в инструмент социальной организации транзакций посредством технологизации. Так, инженерное сознание игнорирует первичность социального целеполагания и акцентирует внимание на изобретении. Науковедение акцентирует внимание на открытии и создании теории. Методология – на мыследеятельности [3]. Ни одно, ни другое, ни третье не может быть реализовано в практической деятельности при отсутствии абсолютно ясного и четкого алгоритма социальной деятельности для достижения ясного результата.

Сущность технологизации в том, что она мыслима и осуществима только тогда, когда целеполагание (в нашем контексте – снижение показателей преступности несовершеннолетних и высокая степень эффективности профилактической работы с несовершеннолетними разных возрастов) и проблематизация (рост повторной преступности несовершеннолетних; недостаточный уровень практических навыков и эффективных технологий работы с несовершеннолетним, его семьей и окружением у сотрудников системы профилактики) выявлены, когда имеет место быть определенный концепт, который должен быть реализован в практической деятельности.

По нашему мнению, в работе с несовершеннолетними правонарушителями должны внедряться универсальные (с точки зрения субъектной деятельности) социальные технологии профилактической деятельности (индивидуальной и общей), которые разрабатываются, исходя из определяемой государством политики в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

Государственная политика в сфере профилактики преступности несовершеннолетних определяет ее основные составляющие – направления, являющиеся основами для деятельности субъектов системы профилактики.

Реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, предусмотрено осуществлять по основным направлениям, среди которых – создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:

законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления;

принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов;

обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;

проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;

проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

Таким образом, государственная политика в сфере профилактики преступности несовершеннолетних до 2017 г. среди своих основных направлений закрепляет внедрение Концепции дружественного к ребенку правосудия.

Планы реализации важнейших положений Национальной стратегии раскрывают посредством мероприятий реализацию основных направлений, в том числе и дружественного к ребенку правосудия. Так, Распоряжением правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 167-р утвержден План на 2015–2017 годы, который содержит мероприятия, направленные: а) на разработку нормативно-правовых актов (в частности, п. 58 о системе пробации); б) проведение мониторинга (в частности. п. 66 по проведению мониторинга правоприменения в Российской Федерации в сфере противодействия насилию и жестокому обращению с детьми); в) проведение национальных информационных кампаний (в частности, п. 57 по проведению общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми). Важно отметить, что обозначенные мероприятия не являются технологиями. Вместе с тем, именно процесс технологизации и их трансформации в технологию, позволит эффективно применять их на практике.

Возвращаясь к вопросу о внедрении восстановительно-медиативных технологий в рамках формирования дружественного к ребенку правосудия, важно изначально определить правовые рамки данного концепта.

Под медиативными технологиями в работе с несовершеннолетними правонарушителями понимается использование совокупности методов (инструментов) профессиональной медиации в работе с несовершеннолетними для предупреждения и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения, а также с целью сохранения/восстановления отношений с окружающими.

Согласно Концепции, использование медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов в работе с несовершеннолетними позволяют:

вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом;

обеспечить реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;

содействовать образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

Работа с несовершеннолетними в Ангарской воспитательной колонии доказывает, что в большинстве ситуаций совершенные осужденными подростками преступления связаны с конфликтами. И большинству из осужденных подростков присущ деструктивный вариант поведения в конфликтах. Поэтому обучение детей-правонарушителей конструктивному взаимодействию с окружающими способно предупредить их дальнейшее противоправное поведение.

[1] Ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности

[2] По результатам мониторинга деятельности, проводимого в 2010–2015 гг. в Иркутской области., Республике Бурятия, Забайкальском крае и др.

Медиативные технологии в работе классного руководителя

Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

В работе педагога или классного руководителя можно урегулировать конфликт не только с помощью проведения медиации как таковой (на профессиональной основе), но и разрешать конфликты и споры с помощью средств медиации, бесед, имеющих целью восстановление нарушенных взаимоотношений.

Причины и типы школьных конфликтов.

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)
  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Преимущества медиативных технологий.

Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ. Медиация гарантирует отсутствие публичности, снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, а также способствует вынесению справедливого решения основанного на интересах сторон.

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник

Этапы (фазы) урегулирования конфликта:

Фаза 2. Совместная беседа со сторонами конфликта.

Порядок и особенности проведении индивидуальных встреч. Фаза 1.

Фаза №1 (индивидуальная встреча с каждой стороной)

ü Дать сторонам возможность сформулировать претензии друг к другу, понять и осмыслить истинную причину конфликта

ü Мотивировать на совместную встречу

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Представиться (ВЫ не только учитель, но и человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

Цели, порядок действий

Цель – показать, что Вы не только учитель в привычной для учеников роли, но и человек, обладающий особыми умениями. Тот, кто может помочь быстро, без огласки решить проблему здесь и сейчас. Расположить к себе.

Примерные варианты фраз:

Я помогу вам договориться, как разрешить спор (неприятную ситуацию) в интересах каждого из вас. Я не буду и не вправе осуждать вас,выяснять, кто первый начать, выносить решения, наказывать вас. Моя цель – помочь вам договориться,…. Все, что мы друг другу скажем останется конфиденциальной информацией.

Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем. Наш разговор позволит решить проблему быстро, без огласки и решение устроит вас обоих.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Сказать вступительное слово (причину встречи, цель встречи)

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Мы встретились, потому что между тобой и Сашей вчера произошла драка (конфликт, ссора). Моя цель – помочь вам договориться, как быть в будущем, чтобы подобное не повторилось и вы смогли бы дальше общаться без обид и претензий. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше, и если есть взаимные претензии, то как их разрешить без огласки, быстро.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Дать выговориться и прояснить позицию

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Что случилось? (и активное слушание в процессе рассказа – А дальше? А потом? Как ты к этому отнесся? Что тебя особенно разозлило, обидело, возмутило? Как думаешь, он (она тоже) обижен(а)? Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация скорее разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?)

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Задать дополнительные вопросы (если человек не прав, дать понять это, задав вопросы)

Цели, порядок действий

Цель – дать сторонам понять истинную причину конфликта:

- без присутствия второй стороны показать, что человек не прав и в этом причина конфликта (иногда стороны только в разговоре с медиатором понимают это)

- помочь сторонам увидеть перспективы решения проблемы

- медиатору понять истинное положение дел (если информации было не достаточно), это позволит медиатору направлять разговор в русло решения проблемы.

Примерные варианты фраз:

Как думаешь, это законно? Ты сказал, что сделал запись тайно, а мы вправе это делать?Предположим…, а это не спровоцирует новый конфликт? А Вам, умному человеку, это человеку, это зачем?А имеет смысл договориться и не придавать огласке неприятные подробности?

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Мотивировать на встречу со второй стороной (показать преимущества разрешения спора договорившись)

Цели, порядок действий

Алгоритм эффективного убеждения

- Предложить встретиться со второй стороной. Показать преимущества предлагаемого Вами пути перед другими способами решения

- Спросить, чем выгодно оставить ситуацию как есть, не решенной.

Примерные варианты фраз:

1. Я предлагаю Вам встретиться с…. и мы вместе решить , как быть дальше, чтоб спор не повторился в будущем и решение устроило вас обоих

2. А чем лично Вам выгодно оставить проблему как есть, не решенной

3. Вы хотите, чтобы конфликт разрешился быстро и без огласки? Вы хотите, чтобы …., Вы хотите, чтобы….

1. Первая фаза разговора – встреча сторон наедине с Вами. Вам важно помнить о целях встречи. Как только цели достигнуты, можно завершать встречу. Если хоть одна цель не достигнута – встречу необходимо либо продолжать, либо переносить на другое время, либо назначить дополнительную индивидуальную встречу. Не достигнув цели в 1й фазе, начинать 2ю опасно (например, если эмоции не выговорены, возможен новый конфликт) или бессмысленно, (например, если у сторон нет понимания об истинных причинах спора, найти решение не удастся).

2. Дополнительные вопросы – факультативны. Если причина проблемы понятна и Вам и спорщику, если претензии сторон оправданы, дополнительные вопросы не нужны.

3. Мотивирование на встречу – обязательно. Сторона может общаться с Вами и быть категорически против совместной встречи со второй стороной.

4. При мотивировании на встречу соблюдать правило 3х ДА и 3х НЕТ. Это значит. Задавать вопросы таким образом, чтобы человек ответил ДА 3 раза подряд, ответил НЕТ тоже 3 раза подряд. Это важно. Это влияет на результат.

Порядок и особенности проведения совместной встречи. Фаза 2.

Фаза №2 (открытый диалог обеих сторон при Вашем участии)

1. Представиться (ВЫ не только учитель, но и, человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

2. Сказать вступительное слово (цель встречи, ход встречи, правила поведения на встрече)

3. Помочь проговорить претензии сторон друг к другу (дать возможность сторонам по очереди сказать друг другу, что их обижает, раздражает, вызывает недовольство) Из-за чего ты обижен на ….? Что Вас рассердило?

5. Помочь сторонам сформировать договоренность (проговорить с каждой стороной сомнения, договориться, как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон) Итак, вы пришли к соглашению о том, что ….. (проговорить все, о чем стороны договорились)

Заключение соглашения. Фаза 3.

Фаза №3 (определение и утверждение договоренностей)

1. Записать или устно обозначить договоренности (если стороны считают необходимым письменное, однако, устного также достаточно) Ваши договоренности можно оформить письменно

2. Устно прояснить вопросы (эти шаги нужно предпринять вне зависимости от того, нуждаются спорщики в письменном оформлении договоренностей или нет)

Обязательно задайте сторонам вопросы: действительно ли будут решены все проблемы, если стороны выполнять свои обещания? насколько выполнимы пункты соглашения в реальности? как именно поступит каждая из сторон в случае нарушения другой стороной своих обязательств по соглашению

3. Четко определить сроки выполнения. Мы договорились, что Данил (делает то-то к … числу), а Саша ….. к такому-то числу

4. Сформулировать конкретно, что, когда делает каждая сторона. Вы решили, что Данил…. Саша ….

5. Определить срок контрольной встречи. (Возможно, некоторые пункты нужно скорректировать или узнать, что контрольные встречи больше не нужны). Когда мы сможем встретиться еще раз, чтобы убедиться, что проблемы уже нет?

Рекомендации педагогам, разрешающих конфликт с помощью медиативных техник.

Чтобы беседа прошла эффективно и не было угрозы нового конфликта в процессе договоренностей, важно в процессе беседы быть максимально непредвзятым и беспристрастным (не выражать своих чувств и эмоций, не высказывать своих соображений по поводу произошедшего), а также:

· Не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон участников конфликта, сохраняйте беспристрастность и независимость

· Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта

· Разъясните сторонам, что уже после разговора проблема разрешится, Вы поможете договориться. Покажите преимущества разрешения проблемы в процессе простого разговора с Вашим участием, перед разбирательствами у директора, в суде, в департаменте и т.д.

Помните, что использование медиативных технологий поможет при урегулировании конфликта между детьми, возможно между ребенком и родителем (конфликта, не осложненного участием множества сторон, наличием множества проблем и претензий). В противном случае, правильнее обратиться за помощью к медиатору, который изучал технологию медиации и владеет навыками поведения в сложных ситуациях, большим арсеналом приемов, несет ответственность.


РЕАЛИЗАЦИЯ МЕДИАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день институт медиации, заработавший значительную репутацию в ходе применения в западных странах, вызывает огромный интерес в России. Этот актуальный метод альтернативного разрешения споров воспринимается российскими специалистами в области права, психологии, педагогики, социологии и социальной педагогики.

Так же, медиативные технологии используются в общеобразовательных учреждениях в целях разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся. Безусловно, конфликтные ситуации могут возникнуть самые разные, однако, зачастую они сопряжены с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому. Чаще всего проблемные ситуации возникают в период переходного возраста в старших классах. Повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость дают о себе знать.

Под медиацией понимается процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора [3].

Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере [1] с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения [4].

Данная технология может быть использована специалистами, работающими с несовершеннолетними, с целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т. д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем в случае скоротечного конфликта.

Разрешение конфликтных ситуаций видится более эффективным при участии третьей стороны, будь это педагог, школьный психолог, представитель администрации образовательной организации, родители. Однако продуктивность вмешательства возможна только в том случае, если третья сторона будет нейтральной, беспристрастной, авторитетной для конфликтующих сторон, владеющей необходимыми знаниями и навыками [2, c. 51].

Одним из активных участников реализации медиативаной технологии выступает не только психолог, но и социальный педагог, который организует безконфликтную среду среди учащихся образовательных учреждений. Деятельность социального педагога по реализации медиативной технологии заключается в оказании помощи детям в освоении навыков коммуникации, в профилактике межличностных конфликтов, в установлении доверительных отношений между детьми. В то же время, анализируя теоретическую литературу мною было выявлено, что в недостаточной степени раскрыто содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы в реализации медиативной технологии.

Реализация медиативной технологии в общеобразовательной школе включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества и социального партнерства. Метод медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Литература

Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст]: Учебное пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 304 с.

Мариносян, Т. Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях [Текст]: журнал / Т. Э. Мариносян. – 2012. № 1. С. 50—55.

Панова, И. А. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Текст] / И. А. Панова. – 2011. – № 10 (227). – С. 73.

Ташевский, С. Азбука медиации [Текст]: Науч.- метод. центр медиации и права / С. Ташевский. – Москва.: Межрегион. центр управлен. и полит. консультирования, 2011. – С. 23.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьной среде как и в любой другой конфликты неизбежны.

Конфликт – столкновение противоположно- направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Те способы решения конфликтов, которые считаются общепринятыми, не всегда формируют у обучающихся навыки конструктивного решения проблемы. Как правило, такими формами становятся: классные часы, педсоветы, советы профилактики, вызов родителей в школу.

Еще одной современной тенденцией увеличения конфликтов является снижение возраста употребления табака, алкоголя, наркотиков. Есть дети, которые могут принести с собой в школу наркотические вещества, курительные смеси, таблетки и т. д.

Применение медиативных технологий в работе классного руководителя может помочь не установить контакт между учащмися класса, а также между классом и преподавателем.

2.Круг сообщества

Одна из таких форм работы это круги сообщества.

1) История происхождения

Традиционно Круги развивались в Северной Америке, поскольку коренные народы этой территории американские индейцы решали свои споры и проблемы, садясь в круг для открытой и равной беседы. В современной цивилизации, особенно в крупных городах, все меньше остается возможностей для подобного взаимодействия людей. мы не можем перенести в города опыт общин, но мы можем на их основе поддерживать и развивать круги как форму укрепления сообществ в современных условиях.

Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних и пр. В Круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения. Круг поддержки сообщества проводят по проблемной ситуации, которую признают важной для себя все его участники. Заявить проблему может какой-то конкретный человек или группа, и на ее обсуждение приглашаются те, кого так или иначе затронула эта проблема, и те, кто заинтересован в ее решении. Со всеми приглашенными обязательно проводится предварительная встреча, где рассказывается смысл и цели Круга сообщества, его правила, тема обсуждения. Участие в Круге только добровольное. Без подготовки участников на таких предварительных встречах, без признания актуальности обсуждаемой проблемы всеми участниками Круга и соблюдении принципа добровольности повышается риск, что обсуждаемый конфликт вспыхнет на Кругу с новой силой.

3.Этапы проведения круга

Подготовка к Кругу

Круг готовит и проводит Совет Круга, в который входит Хранитель Круга вместе с командой помощников - волонтеров, прошедших обучение проведению Кругов сообщества. Совет Круга - достаточно постоянная и сплоченная команда, понимающая какие принципы они поддерживают и как они могут их транслировать на Кругах. Еще до приглашения участников Совет Круга обсуждает:

• в чем состоит важная для всех участников ситуация и насколько она подходит для проведения Круга.

• какие вопросы и темы будут поставлены на обсуждение

• как создать условия для актуализации и осмысления ценностей участников

• как организовать конструктивное обсуждение на Круге, чтобы участники сами нашли выход из сложившейся ситуации.

Первая фаза Круга. Создание основы для диалога.

Вторая фаза Круга: обсуждение проблемной ситуации

Третья фаза Круга: рассмотрение возможных вариантов решения.

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных способах решения проблемы. Обычно походит несколько раундов обсуждения. Хранителю и волонтерам важно направлять разговор на принятие ответственности за поиск выхода ситуации самим участникам Круга. Если какое-то решение находится вне зоны компетенции участников обсуждения (например, зависят от администрации), то тогда важно обсудить, как участники Круга будут способствовать его реализации. Когда символ слова обошел Круг и вернулся к Хранителю, он может запустить еще один раунд обсуждения, подвести итог сказанного, поднять другие вопросы о которых говорили участники, передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга, либо поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который захочет высказаться.

Четвертая фаза Круга: достижение взаимопонимания и договоренности.

В Круге определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации. Решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках Круга, хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения. В процессе Круга его участникам делегируется ответственность за решение проблемной ситуации, поэтому Круги способствуют формированию активного школьного сообщества. Не всегда в Круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание

Пятая фаза Круга: закрытие.

Все мы живем в обществе, общаемся, взаимодействуем, и при этом не редко возникают конфликты и разногласия. Способов решения конфликтных ситуаций существует достаточно много. В нашей работе мы предлагаем еще один способ решения конфликтных ситуаций – медиативную технологию (круги-сообщества) Можно сказать, что этот способ решения конфликтов может быть универсальным и применимым во всех областях жизнедеятельности человека. В педагогической деятельности мы можем применять медиацию, решая достаточно большой круг вопросов, это улучшение взаимоотношения между всеми субъектами образования, семейные отношения, вопросы профилактики насилия и преступности среди несовершеннолетних, развитие коммуникативных умений, приобщение детей к конструктивным формам взаимодействия, ненасильственное решение конфликтов. Главное на Кругах – та атмосфера, которая и позволяет перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни. Закончить теоритическую часть нашего семинара хотелось бы цитатой из книги Прайнис К, Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу

Читайте также: