Что такое гит в трудовом законодательстве

Обновлено: 19.05.2024

В июле 2021 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

shutterstock_1026849703.jpg

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.


Контроль и надзор за соблюдением работодателями требований трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Федеральная инспекция труда ‒ единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), и его территориальных органов (государственных инспекций труда, далее ‒ ГИТ).

С помощью справочно-правовой системы КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Плановые проверки

Проверки ГИТ могут быть как плановыми, так и внеплановыми. ГИТ осуществляет трудовой надзор в виде следующих контрольных мероприятий:

  • выездная проверка;
  • документарная проверка;
  • инспекционный визит или рейдовый осмотр.

Плановый контроль, то есть плановая трудовая проверка, проводится только в виде выездной проверки. Основанием для проведения плановой трудовой проверки является включение работодателя в план проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованный с органами прокуратуры. План размещается на официальном сайте Роструда в течение декабря года, предшествующего проверке.

Периодичность, с которой инспекторы ГИТ могут приходить с плановой проверкой к работодателю, а равно периодичность, с которой работодателя могут включать в план проведения проверок, зависит от категории риска, которую работодателю присвоил Роструд. Данный подход назвали риск-ориентированным. Работодателю присваивается одна из пяти категорий риска:

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.

Отнесение работодателей к определённой категории риска осуществляется на основании критериев, закреплённых приложением к Положению № 1230. Критерии представляют собой несколько показателей, которые рассчитываются по формулам. Одними из факторов, влияющих на расчёт категории риска, являются:

  • среднесписочная численность работников;
  • вид деятельности работодателя;
  • случаи привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства за предшествующие три года;
  • сведения о травматизме и его тяжести за предшествующие три года;
  • сведения о задолженности по заработной плате за последний год.

Сведения о работодателях с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и официальных сайтах её территориальных органов в лице ГИТ (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска). Если же работодатель не отнесён к определённой категории риска, он считается отнесённым к категории низкого риска.


При отсутствии несчастных случаев с летальным исходом (за три года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1 ‒ 4 ст. 5.27.1 КоАП, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска. Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.

О проведении плановой выездной проверки ГИТ обязана уведомить работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала.

Предметом плановой проверки является соблюдение работодателями требований трудового законодательства. Период, который может быть охвачен трудовой проверкой, законодательством не ограничен. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.

Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Однако в отношении субъектов малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок выездной проверки в отношении работодателя, осуществляющего деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

Внеплановый контроль

Внеплановый контроль может проводиться как в виде выездной проверки, так и документарной, а также в виде инспекционного визита или рейдового осмотра. Важно отметить, что такие мероприятия документарная проверка, рейдовый осмотр и инспекционный визит могут осуществлять только в рамках внепланового контроля.

Основания для проведения внеплановой проверки ГИТ следующие:

Порядок проведения внеплановой проверки ГИТ зависит от того, в виде какого контрольного мероприятия проводится проверка.


Документарная проверка

  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Документарная проверка проводится с учётом требований законодательства об охраняемой законом тайне.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Федеральной службой по труду и занятости или её территориальным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления работодателю информации ГИТ о выявлении ошибок или противоречий в представленных работодателем документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в ГИТ документах, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в ГИТ.

Инспекционный визит

Под инспекционным визитом понимается мероприятие, проводимое путём взаимодействия ГИТ с конкретным работодателем по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.

В ходе инспекционного визита инспекторы могут совершать следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны быть в наличии у работодателя.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.


Рейдовый осмотр

Срок взаимодействия с одним работодателем в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

По окончании проведения любого контрольного мероприятия составляется акт. Решения, принятые по результатам контрольного мероприятия, проведённого с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, подлежат отмене контрольным органом, проводившим проверку, либо вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению прокурора.

Грубыми нарушениями требований к порядку проведения проверки являются:

Ранее мы рассказывали, можно ли контролировать работников с помощью видеокамер и программного обеспечения.

Таким образом, порядок проведения трудовой проверки ГИТ зависит от вида контрольного мероприятия, посредством которого проводится проверка.

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций.

Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

О реформе в сфере надзора и контроля трудовых отношений, а также другие актуальные темы – на семинаре эксперта В. И. Андреевой.

Что учесть перед проверкой ГИТ.

Проверки бывают плановые и внеплановые. Плановые проводят не чаще одного раза в три года. Включена ли компания в план проверок на текущий год, можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры России. Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 Трудового кодекса, самое распространенное – жалоба работника.

Проверки проводят в одной из двух форм: документарной или выездной. В первом случае инспектор направит в компанию распоряжение о проведении проверки и запрос на представление документов. Во втором направит извещение и приедет с проверкой лично. Продолжительность проверок строго регламентирована законодательством.

Главная цель проверок трудинспекции – контроль за соблюдением должностными лицами, предпринимателями и организациями норм и требований трудового законодательства (ст. 356 и 357 ТК).

Размеры штрафов, предусмотренных статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в каждом конкретном случае определяет инспектор. При этом он учитывает:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность нарушителя;
  • степень вины;
  • имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Если работодателя привлекают к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. На штраф по частям 1, 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях количество работников, чьи трудовые права были нарушены, не влияет.

СИТУАЦИЯ

Может ли трудовой инспектор проводить проверку в организации после окончания рабочего дня большинства сотрудников организации

Да, может, если есть обоснованная причина.

Сотрудники трудовой инспекции вправе посещать работодателей для проверки беспрепятственно и в любое время (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК). Это значит, что инспектор вправе проводить проверку и в нерабочее для большинства сотрудников организации время. При этом работодателя уведомляют о проверке. Исключение – случаи, которые указаны в части 17 статьи 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Проверка в нерабочее для административного персонала время должна быть обоснованной (подпадать под перечень исключений), иначе такое решение могут расценить как злоупотребление правом. В частности, инспектор по охране труда может проверять рабочие места сотрудников, которые работают в ночное время, безопасность условий труда в отсутствие руководителей отделов, директора и т. д.

Как подготовиться к внеплановой проверке

Как правило, о выездной внеплановой проверке работодателя уведомляют не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Но есть и исключения. Например, о выездной проверке по жалобе работника инспекторы не предупреждают (ч. 9 ст. 360 ТК).

Основания для внеплановой проверки перечислены в пункте 2 статьи 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Во время внеплановой проверки трудовые инспекторы проверяют:

  • соблюдение организацией требований трудового законодательства;
  • выполнение предписаний трудовой инспекции;
  • принятые меры для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

Инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12, п. 8 ч.2 ст. 14 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

СИТУАЦИЯ

Как узнать основание внеплановой проверки

Цель проверки можно узнать в пункте 5 распоряжения о проведении проверки юридического лица. Там же можно найти:

  • реквизиты ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек;
  • реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поступивших в органы государственного контроля, органы муниципального контроля;
  • реквизиты приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;
  • реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов и реквизиты прилагаемых к требованию материалов и обращений.

СОВЕТ

В тексте отзыва обязательно должно быть указано, что все вопросы решены и работник претензий к компании не имеет. В документе указывают Ф. И. О. работника, его адрес с индексом и подпись. Анонимные отзывы, как и обращения, инспекция не рассматривает. Для себя сохраните дату и регистрационный номер обращения. Эти данные можно узнать в канцелярии ведомства.

Как подготовиться к плановой проверке

При плановых проверках инспекторы запросят документы по всем направлениям трудового законодательства.Чтобы подготовиться, проверьте ключевые моменты по списку.

1. Лица, ответственные за обеспечение охраны труда

Если в компании работает больше 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда (ст. 217 ТК). Если сотрудников меньше, работодатель вправе возложить функции по охране труда на себя или кого-то из подчиненных.

Для придания службе охраны труда правового статуса и наделения ее полномочиями работодатель издает приказ. Работодатель и уполномоченное им лицо должны пройти обучение по охране труда и иметь удостоверение.

Также разрабатывают Положение о службе охраны труда. В нем распределяют функциональные обязанности между сотрудниками службы охраны труда и прописывают:

  • цели, задачи, функции службы охраны труда;
  • права и обязанности работников службы;
  • порядок взаимодействия с другими подразделениями организации.

2. Обучение и инструктажи по охране труда

Больше всего проблем возникает с обучением и инструктажами по охране труда. Наличие журналов регистрации инструктажей и учета обучения – обязательное требование по охране труда. Журналы должны быть аккуратно и вовремя заполнены. Проверьте, возможно, некоторым работникам нужно провести очередной инструктаж или проверку знаний по охране труда.

Инструктажи по охране труда бывают разные – вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Кроме инструктажей, работодатель обязан организовать обучение работников по охране труда. После обучения работодатель должен периодически проверять знания работников в области охраны труда.

Типичные ошибки, которые выявляют инспекторы:

  • нет журнала регистрации вводного инструктажа;
  • инструктаж проходят работники только производственных подразделений;
  • нет программ инструктажей;
  • в организации не ведут журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • работников не обучают охране труда перед началом работы;
  • не ведут перечень работников, которые освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте;
  • проводят только целевой инструктаж, когда необходимо полное обучение новым правилам охраны труда;
  • не создали комиссию по проверке знаний работников требований охраны труда;
  • руководители и специалисты не проходят проверку знаний требований охраны труда;
  • повторный инструктаж проводят с нарушением сроков;
  • нет приказов, которые регламентируют обучение и проверку знаний требований охраны труда.

3. Медицинские осмотры

В предусмотренных законом случаях работников нужно направлять на медосмотры.

Например, предварительные и периодические медосмотры обязательны для работников вредных производств, работников пищевой промышленности, работников в возрасте до 18 лет и иного контингента (ст. 69, 213, 328 ТК). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры положены водителям транспортных средств (ст. 328 ТК). Психиатрические освидетельствования не реже чем раз в пять лет потребуется проходить работникам, которые работают с источниками повышенной опасности (ст. 213 ТК).

Обратите внимание, что офисных работников, которые трудятся за компьютерами более 50 процентов рабочего времени, также нужно направлять на предварительный и периодический медицинские осмотры. Такое требование установлено пунктом 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 03.06.2003 № 118. Часто инспекторы ГИТ штрафуют именно за отсутствие медосмотров у таких работников.

Если при проверке инспектор установит, что не все работники прошли медосмотры или психиатрические освидетельствования, он не только оштрафует компанию по части 3 статьи 5.27.1 КоАП, но и отстранит таких работников от работы (ч. 1 ст. 357 ТК). Причем штрафы назначат за каждого работника. Факт прохождения работниками медосмотров можно подтвердить копиями заключений медицинских организаций о состоянии здоровья работников, заключительными актами по итогам медосмотров, журналами учета прохождения медосмотров, а также справками о прохождении работниками психиатрических освидетельствований.

Инспектор может попросить представить:

  • договор с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • направления работников на медосмотры;
  • календарный план прохождения работниками медосмотров;
  • список контингента и поименный список лиц, подлежащих медосмотрам.

4. Средства индивидуальной защиты

  • с вредными или опасными условиями труда;
  • в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Просто наличия СИЗ недостаточно, они должны учитывать специфику выполняемых работ, а также иметь:

Проверьте, чтобы все эти условия были соблюдены.

Работодатель несет ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам СИЗ согласно типовым нормам, в том числе по результатам СОУТ, а также за хранение и уход за СИЗ.

5. Специальная оценка условий труда

Инспектор обязательно запросит документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда. Чтобы подтвердить, что все мероприятия завершены, представьте инспектору копию отчета о проведении спецоценки (ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

С картой СОУТ рабочего места все работники должны быть ознакомлены под подпись, в том числе и вновь принятые. Это довольно распространенное нарушение.

Иногда по результатам спецоценки комиссия выявляет вредные производственные факторы на некоторых рабочих местах. С такими работниками заключите дополнительные соглашения к трудовым договорам. В соглашениях пропишите класс и степень вредности условий труда на рабочих местах, а также полагающиеся гарантии. Если этого не сделать, проверяющий оштрафует директора и компанию.

Инспектор может проверить, направили ли вы в течение 30 дней после спецоценки декларацию соответствия условий труда на ваших рабочих местах (Порядок, утвержденный приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н). Представьте инспектору копию сопроводительного письма с отметкой о получении или копию почтового уведомления о получении письма.

Распространено ошибочное мнение о том, что спецоценку не нужно проводить для офисных сотрудников, работающих исключительно за компьютером. Это не так – спецоценку проводят на всех рабочих местах, кроме дистанционных и надомников. После спецоценки проверьте, все ли указанные мероприятия по улучшению условий труда были реализованы.

6. Несчастные случаи

Инспектор может запросить журнал регистрации несчастных случаев на производстве. По записям в журнале он проанализирует происшествия по причинам и видам, повлекшим причинение вреда здоровью работников. В материалах о несчастных случаях инспектор проверит сведения о проведении обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей пострадавших работников по охране труда, проведении СОУТ на рабочем месте пострадавших, проведении медицинского осмотра, выдаче специальной одежды и обуви.

Отдельно инспектор изучит мероприятия по устранению причин несчастного случая и сроки их реализации. Самое важное мероприятие по результатам расследования – проведение внеочередной проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов.

СИТУАЦИЯ

За какой период инспектор запросит документы по охране труда при проведении проверки

В законодательстве нет конкретного ограниченного периода, за который инспектор может запросить и проверить документы по охране труда.

При проведении проверки гострудинспектор вправе проверять документы по охране труда без учета установленного срока исковой давности в отношении фактов нарушения (ст. 4.5 КоАП). Поэтому инспекторы могут проверять как актуальные документы, так и документы за прошедшие год, два, три.

новое в проверках ГИТ

Приказ Минтруда № 160 от 13.06.2019 ввёл новые требования для инспекторов Государственной инспекции труда. Правила проведения проверок стали более прозрачны для работодателя. Теперь не только инспектор может проверять вашу документацию, но и вы можете контролировать правильность и обоснованность его действий. В статье разберём основные нововведения.

Плановые проверки

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры . Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

Внеплановые проверки ГИТ

Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.

  • вовремя проводить спецоценку условий труда;
  • предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
  • перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
  • следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
  • обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
  • оформлять должным образом трудовые отношения;
  • допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
  • обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.

Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента).

Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.

Надзорные каникулы для МСБ

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

Условия прекращения проверки ГИТ

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Документы для проверки ГИТ

Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

  • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
  • организация специальной оценки условий труда;
  • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
  • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании.

Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

Длительность проведения проверок

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Оформление акта проверки

Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений.

Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента).

Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на "отлично":)

Е сли статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на "звездной" шкале внизу, где 5 звезд - очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Читайте также: