Плюсы и минусы профессии учитель истории и обществознания

Обновлено: 13.05.2024

- Здравствуйте. Да, рада буду ответить на Ваши вопросы.

Расскажите о себе: кем работаете и как долго работаете по этой профессии?

- Моя профессия - учитель истории и обществознания в школе. После окончания университета я не сразу пришла в школу, на моем пути сначала была коммерческая организация, затем – техникум. Мой педагогический стаж – 2 года.

Почему Вы выбрали эту профессию?

- По двум причинам: любовь к предмету и любовь к детям. Всегда нравилось разбираться в исторических фактах, анализировать события. Не меньше привлекала работа с детьми. В работе учителя прекрасно сочетаю два любимых дела.

Чем Вас привлекает эта профессия?

- В руках педагога – огромная сила. От нас зависит будущее каждого ребенка, а в целом, получается, и будущее страны! А ещё работа учителя – очень творческая, здесь множество возможностей реализовать свои идеи.

Что является самым сложным в Вашей работе?

Довольны ли Вы своим выбором?

- Безусловно! В профессию я пришла не сразу, но ни разу не пожалела. Мне есть с чем сравнить – работа в коммерческой организации. Моя профессия дает мне возможность развиваться, общаться, приносить пользу людям.

Кому бы Вы порекомендовали свою профессию?

- Людям умным, энергичным, а главное – неравнодушным к детям и предмету, который они будут преподавать. Еще очень важно желание развиваться. Человек должен быть нацелен на саморазвитие и самосовершенствование.

О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

- К нашей работе нельзя относиться халатно. Нельзя прийти и тихо отсидеть свои положенные часы, как делают работники некоторых офисов. В руках учителя – дети, их настоящее и будущее. Нужно об этом помнить каждый урок.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

- Освоить профессию учителя достаточно сложно. Необходимо получить педагогическое образование (высшее или среднее специальное). Учеба в вузе идет по двум направлениям: предметное и психолого – педагогическое.

Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Сбылась ли Ваша детская мечта о будущей профессии?

Позволяет ли Ваша профессия творческие возможности, проявить себя?

- Хороший учитель реализовывает свои и не только свои творческие способности каждый урок.

Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

- В последние годы власть повернулась лицом к учителям, повысила зарплаты. Но наша работа должна цениться выше. Чтобы получить достойную зарплату, необходимо иметь большую нагрузку. Для женщины доход вполне приемлемый.

Хотели бы Вы, чтобы ваши дети получили ту же профессию?

- Я сама – дочь учителя. С детства видела, сколько сил мама отдает работе, но меня никогда это не пугало, наоборот, формировало представление о том, как надо работать. Буду только рада, если дети выберут профессию учителя.

Сейчас много говорят о необходимости работать по диплому. Нужны ли специальные знания для работы по Вашей профессии?

- Конечно. Нужно не только блестящее знание предмета, но и знание методик его преподавания. Также важно знать особенности развития ребенка, разные подходы к воспитанию. Для этого нужно изучать педагогику и психологию.

Как в обществе относятся к Вашей профессии, насколько она важна?

Насколько важно постоянное развитие в Вашей профессии?

- Очень важно. Меняется мир, меняются дети. К каждому поколению нужно уметь найти подход. Один и тот же материал нельзя давать каждый год одинаково. Нужно искать, изучать, применять новые приемы, новые формы работы.

Как может развиваться Ваша профессия, каковы ее перспективы в будущем?

- Будут придумываться новые формы, новые методики работы с детьми в условиях информационного общества. И что бы не говорили, учителя никогда не заменит машина. Чтобы воспитывать Человека, нужен Человек!

Свойкировский запускает новый блог, где мы даём возможность кировчанам рассказать о своей работе начистоту - так, как если бы разговор был не с журналистом, а дома на кухне. Мы не будем называть имён и мест, где работают наши герои, потому что, во-первых, их опыт не уникален, а во-вторых - чтобы защитить их от нападок со стороны начальства и коллег. Первой рассказать о своей работе согласилась учитель истории одной из кировских школ. Вот её монолог.

Отцы и дети

Что касается детей, то тут, увы, я не скажу ничего нового. Это проблема всех преподавателей, будь ты молодой учитель или стажист. Я работаю со старшеклассниками и могу констатировать: большинство нынешних детей ничего не интересует. Смартфон им заменяет всё. Нам говорят – заинтересуйте! Используйте современные технологии: играйте с ними в ролевые игры, решайте кейсы, внедряйте проектный подход, используйте проекторы и интерактивные доски. То есть, ты должен быть уже не учителем истории, а таким массовиком-затейником. Но, во-первых, когда у педагога по 5-7 уроков в день, на каждое занятие суперсценарий не придумаешь, иначе даже спать будет некогда. Во-вторых, все эти проекторы и доски есть далеко не во всех школах, а если и есть, то не каждая ещё работает. И, наконец, в-третьих, даже современные технологии, если их слишком много, со временем приедаются. Шоу не может продолжаться вечно.

Я понимаю, что тому же Пушкину учителя многое прощали, потому что он писал гениальные стихи. Но тут ничего похожего и близко нет. Обычно в классе из 30 учеников действительно интересуются учёбой человек пять. Но они, как правило, и в спорте активны, и в школьной жизни. Если родители не воспитали интерес к учёбе, школа это уже не исправит. Она сегодня не для того, чтобы воспитывать ребёнка. Она ради высоких показателей ЕГЭ.

И это замкнутый круг, потому что родители тоже не занимаются детьми. Они работают с утра до ночи. Вечером пришли домой без задних ног, а на ребёнка сил уже не остаётся. Очень много неполных семей или детей-сирот при живых родителях.

Общаться с родителями иногда ещё тяжелее, чем с детьми. Почему? Как правило, они встают на сторону ребёнка. Авторитета у учителя, особенно молодого, вообще нет. Да что он там понимает, у него своих детей нет, чему он моего ребёнка научит. У меня был случай, когда мальчик перестал ходить на занятия, а мама выгораживала его и отрицала, что её сын прогуливает школу. Она верила не мне, а ему. Или просто не хотела вникать.

Многие родители отстраняются от школьной жизни вообще. Как будто сдают ребёнка в камеру хранения и перестают им интересоваться. Не расписываются в дневниках, не ходят на родительские собрания, потому что знают, что их будут учить жизни или отчитывать. Поэтому сейчас уже идут разговоры о том, что надо менять формат родительских собраний. И посвящать их не разбору полётов, а приглашать психологов, сексологов, которые бы могли помочь в решении типичных проблем. А об успеваемости ребёнка разговаривать в индивидуальном порядке.

Предмет

Что изучают на уроках истории России в старших классах? К этому времени основной курс отечественной истории уже пройден. Задача 10-11 класса – ускоренно повторить, углубить знания, изучить новые трактовки и точки зрения. Но, как правило, к этому времени дети уже мало что помнят из предыдущего курса, и приходится фактически изучать историю заново.

Преподавать этот предмет сам по себе мне не сложно. Пока нет идеологического контроля и установок сверху. Знакомая учительница русского языка и литературы рассказывала, что им были как-то указания из министерства образования расширить в программе Солженицына и сократить кого-то из классиков. У нас такого нет. Задана краткая программа, и ты сам решаешь, чем её наполнить, как преподнести события, какую литературу порекомендовать. Я стараюсь давать разные точки зрения. Если спрашивают, что лично я думаю о том или ином историческом факте, я озвучиваю своё мнение. Но не навязываю.

Сейчас много обсуждается, что скоро будет введён новый историко-культурный стандарт. Это значит, что большое внимание будет уделяться культуре и всему, что с ней связано. Это хорошо. Но минус в том, что количество часов при этом не увеличивается. В школьной программе по истории на культуру всегда выделяется минимум времени. Потому что предмет объёмный, а уроков мало. Нам возражают, что проблема не в часах, а в подаче материала, в умении его скомпоновать. Но у меня, например, на Отечественную войну 1812 года и так уже выделен всего один час. На огромную, суперзначимую и такую противоречивую Великую Отечественную войну – всего шесть часов. Чем я должна пожертвовать ради культуры?

Бумажки

Как вы, наверное, знаете, школа теперь работает по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Основная их суть в том, чтобы учитель меньше говорил и как можно больше задействовал самих учащихся. То есть детям надо не разжевывать информацию и в рот класть, а учить их добывать знания. На бумаге это всё выглядит очень правильно и хорошо, но практика далека от теории. По факту всех интересует только то, что написано в отчётах. Учителя стонут от того количества бумаг, которое им приходится регулярно заполнять: рабочие программы, электронные журналы, справки и характеристики на детей, если у педагога ещё есть классное руководство. Плюс разработка учебно-методического комплекса по каждому предмету и параллели. Даже без классного руководства около 40 процентов моего рабочего времени уходит на всю эту волокиту.

Многие бумаги составляются учителями только ради проверки и потом забрасываются в дальний угол, потому что в реальной работе педагогам они не нужны.

Аттестация

Говорят, экспертам, составлявшим эти таблицы, изначально поставили задачу по максимуму затруднить процесс аттестации. Что ужасного в новых критериях? Во-первых, это динамика результатов ЕГЭ твоих учеников за три года. Она должна быть положительная. Плюс идет сравнение со средним баллом по региону. Твой балл должен быть как минимум не ниже этого уровня. Если у тебя в этом году был сильный класс, а в следующем году придет слабый, и ЕГЭ они напишут хуже, ты опять же не доберёшь баллы.

Что делать в этом случае учителю? Некоторые берут репетиторство. И возникает явный конфликт интересов. Если ты занимаешься с чужим ребёнком, тогда его результат ЕГЭ будет засчитываться в копилку другому учителю. Если ты ведёшь своего, то тут вообще коллизия: получается, что ты берёшь с родителей деньги за ту работу, которую ты уже должен был выполнить в школе за свою зарплату. Для меня это неприемлемо.

Ещё для аттестации нужны публикации в различных сборниках. Это стоит от 500 рублей. Как это работает? Тебе надо опубликоваться, ты отправляешь в редакцию свою статью, платишь деньги, они группируют материал по темам и публикуют. Никто не читает и не оценивает то, что ты пишешь. Многие преподаватели это знают и особо не заморачиваются. Копипаст рулит. Это легко проверяется через гугл.

Можно опубликовать статью на каком-нибудь сайте. Это стоит дешевле – 200-300 рублей. Просто отправляешь им материал, платишь, и они присылают сертификат, что якобы разместили твою статью. При аттестации это тоже не похоже, что проверяется.

Для получения категории не реже одного раза в три года ты должен проходить курсы повышения квалификации. Чаще всего они тоже платные, ценник колеблется от полутора до семи тысяч рублей. Это не считая расходов на дорогу, питание, а для иногородних – ещё и на проживание. То есть для учителей из области это выходит очень накладно. По идее, за тебя должно платить твоё учебное заведение, но так как финансирование на это заложено минимальное, платишь ты, как правило, из своего кармана. О качестве этих курсов тоже можно говорить долго. Например, номинально курс длится 108 часов, из них ты присутствуешь часов сорок максимум, после чего тебе выдаётся сертификат, распечатки, и на оставшуюся часть можно не ходить.

Получается парадоксальная ситуация. В Ярославле, например, учителя давно имеют за высшие категории доплату примерно в 50% от ставки. А в Кировской области педагоги получают за категории копейки. Если бы это зависело от учителей, многие просто бы не стали напрягаться ради доплаты в 500-1000 рублей. Больше на все эти так называемые конкурсы и курсы потратишь. Но директора требуют с педагогов, чтобы те получали категории, потому что им нужно держать престиж школы и отчитываться перед министерством образования. А минобр не заинтересован, чтобы учителей с категориями становилось больше, иначе придётся больше платить.

Зарплата

Ставка учителя сегодня составляет чуть более 6 тысяч рублей. Дальше идут проценты за заведование кабинетом, за проверку тетрадей, за классное руководство – это копейки. Есть ещё стимулирующие выплаты – за выигранные конкурсы, за почётные грамоты различного уровня. Их много, и они рассчитываются по общей для всех методике. И ещё есть персональный повышающий коэффициент за твои личные заслуги, которые оцениваются руководителем, причём по весьма субъективным критериям. Кому-то может триста рублей перепасть, а кому-то и пять тысяч. А как проверить, кто из педагогов лучше работает? Никак. Поэтому тут определяющую роль играет не твое трудолюбие, а лояльность и хорошие отношения с директором.

Помните, был скандал в этом году, когда зарплату учителям вроде как официально не снижали, но, тем не менее, она у всех снизилась. Как так получилось? Просто директорам школ на выплату зарплаты на год дали меньше денег. Естественно, они стали урезать там, где могут, потому что надо растянуть на 12 месяцев то, что раньше выплачивалось за 10. Количество часов не уберешь. Стали резать те самые персональные повышающие коэффициенты.

У нас в учреждении, например, ещё хорошо. Директор как-то растянул деньги на год. Но нас уже предупредили, что в следующем году мы можем и этого не получить. А в некоторых школах педагоги уже потеряли в зарплате по 20-30%. Всё срезано до такой степени, что снижать уже некуда.

При этом никто из учителей самостоятельно никогда не разберется в тех квиточках, которые ему выдают. Это дебри. А если и пойдешь в бухгалтерию, то они так объяснят, что ещё больше запутаешься. Максимум, для чего нужны эти квитки – сравнить зарплату с предыдущим месяцем. Ага, в этом месяце побольше, потому что замещала другого педагога, ну и хорошо, что больше. Разобраться до каждого рубля невозможно.

описание профессии учитель

История и эволюция учительства

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели, выполняющие те же функции, которые сейчас берут на себя воспитатели детского сада.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.
  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Редактор портала Info-Profi, преподаватель истории и обществознания со стажем 22 года. По второму образованию юрист.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

о деятельности учителя истории и обществознания

Тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье - быть полезным людям,

Учить его Величество народ!

Нести ему дар мудрости и знания

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

Моей педагогической деятельности почти 25 лет. Я с детства мечтала быть учителем. Все мои школьные годы меня окружали талантливые учителя, на которых хотелось быть похожей. Это моя первая учительница – Митрошина Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы – Гришинева Евгения Владимировна, учитель математики – Минаева Мария Александровна, учитель истории, ветеран Великой Отечественной войны Реутов Иван Андреевич и другие учителя. Их уроки были мне интересны. Они учили нас любить свою Родину, быть отважными, ответственными, добрыми. Все они вкладывали в нас самое лучшее, что было в них, оказывали помощь, давали знания. Ведь быть учителем непросто: сколько труда и терпения нужно для того , чтобы из маленьких непослушных ребят выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.

Я учитель. Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, учеником. Учитель занимается не только воспитанием и образованием детей, он обязан совершенствоваться сам, чтобы быть идеалом для своих ребят. А идеалы нужны каждому поколению, они указывают нужное направление в жизни. Быть учителем – ответственный, сложный, ежедневный труд. Учить нужно не только детей, но и прежде всего себя. Сколько помню, мне всегда нравилось учиться, узнавать что-то новое, интересное. Моя работа постоянно заставляет меня двигаться вперед, самосовершенствоваться, чувствовать, что жизнь не стоит на месте. Я постоянно ищу, пробую, создаю, творю. Я уверена, что любовь и доверие к детям невозможно завоевать только с помощью современных методик. Нужен нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

В своей работе я опираюсь на следующие педагогические принципы:

Первый принцип - быть честной, искренней. Дети остро чувствуют фальшь, которая способна разочаровать их. Ниточки доверия будут обрезаны.

Второй принцип - сотрудничество. Учителю необходимо находиться рядом с учеником, а не над ним. Самое главное здесь - уважение.

Третий принцип – творчество. Желание творить, что – то придумывать, сочинять. Это естественное желание ребенка. Учитель лишь правильно направляет его идеи.

Четвертый принцип – нравственность. Творить добро, быть свободными, любить семью, свой край, государство.

Каждый из этих принципов составляет единую систему моего воспитания.

Задача учителя, на мой взгляд, научить ребенка лучше ориентироваться в межличностных отношениях, развивать социальный интеллект, эмоциональную сферу, вырабатывать умение адаптироваться в новых условиях, формировать и развивать толерантность. В своей педагогической деятельности я применяю личностно ориентированный подход . Цель его состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала. Актуальность этого подхода не вызывает сомнений. Обучение всех детей в классе по единым требованиям не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне своих возможностей. Личностно ориентированный подход и игровые технологии способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Игра – это среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Опираясь на принцип индивидуализации в своей педагогической деятельности, я стремлюсь так организовать уроки, чтобы ребенок смог познавать самого себя, пробовать свои силы, учиться взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности, приобретая бесценный жизненный опыт.

Я учитель истории и обществознания. Передо мной стоит трудная задача: я должна подготовить учеников к жизни в современном обществе. Я очень люблю свой предмет и считаю, что преподавание истории в школе должно вестись на самом высоком уровне. Так скажет любой учитель - предметник в школе, и будет прав. Но я считаю, что именно история, обществознание – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь.

Учитель истории - это экскурсовод, ведущий в мир науки, а история – это путеводитель по сложным дорогам жизни. Учитель показывает им все многообразие окружающего мира. Изучение истории дает необходимую основу для освоения других предметов: литературы, географии, обществознания. Изучение истории помогает не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития. Моя задача как учителя - научить ученика быть не созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом. Чтобы мой ученик знал ответ на вопрос: кто он сам – песчинка, гонимая ветром в пыльном вихре, или участник дел страны, мира?

Я ставлю перед собой вопрос , каким должен быть современный человек? И ответ на этот вопрос стал смыслом моей педагогической деятельности. Современный человек должен быть юридически грамотным, компетентным во всех сферах общественной жизни, интеллектуальным. Выпускник школы должен смело шагать по жизни, быть самостоятельным и уверенным в себе. Я знаю, что изучение моих предметов делает моих учеников именно такими людьми. Поэтому люблю свою профессию, и благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность быть полезной людям. И до сих пор я ни разу не пожалела о выбранной профессии.

Мы, учителя, растим новое поколение России. От наших учеников зависит судьба Отечества. Мой педагогический опыт учителя истории и обществознания в большей степени направлен на поиск путей формирования гражданина, условий, побуждающих школьников к осознанному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Часто, проводя с ребятами задушевные беседы, выясняю, что многие на первое место в шкале ценностей ставят материальное благополучие, большинство хотят жить в крупных городах, есть ребята, которые мечтают о переезде в другую страну, и, мало, кто из них желает жить и работать в родном селе. Нельзя заставить любить Отечество, любовь надо воспитывать.

С внедрением нового образовательного Стандарта у учителя и учеников появилось больше возможностей раскрывать свой потенциал и постоянно развиваться. Стезя учителя и состоит в том, чтобы учиться самому и учить других, открывая путь вместе со своими учениками.

Например, интерес детей к компьютерам я использую на своих уроках истории и обществознания. С помощью Интернета учу детей искать полезную и нужную информацию, использовать данный материал в жизни, в учёбе. Ребята с удовольствием готовят презентации, проекты. Компьютер для нас с ребятами стал другом, который делает уроки интересными, увлекательными и полезными.

С каждым годом в мире, стране происходит множество изменений, за которыми порой сложно угнаться. Дети, в отличие от нас, взрослых, способны реагировать на изменения очень быстро. Поэтому считаю, просто необходимо учиться этому у детей, так же мгновенно реагировать на эти изменения и меняться самому, тогда учитель всегда сможет соответствовать всё новым требованиям, которые предъявляет ему общество. Не перестаю учиться у своих учеников умению радоваться жизни, несмотря ни на что, преодолевать себя, любить всё живое и удивляться новому и прекрасному.

Чтобы детям было со мной интересно, мне постоянно приходится самосовершенствоваться, находиться в поиске новых идей. Я не питаю иллюзий по поводу того, что все мои ученики запомнят даты, понятия и исторических деятелей, но они обязательно запомнят каким был их учитель истории, как относился к каждому из них, какие качества воспитывал. Уверена, мои ученики пойдут дальше меня, но показать возможные пути им должна я.

Счастье для каждого педагога – увидеть плоды своего труда. Ведь дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения .Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Моя работа приносит мне огромную радость. Мне комфортно от того, что дети общаются со мной, я им нужна и как педагог, и как человек. Я счастлива, потому что могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека. Моя заветная мечта - сделать так, чтобы дети, которых я учу, стали Людьми, чтобы они выросли не просто грамотными, разносторонне развитыми личностями, но и не утратили нравственные принципы, на которых базируется жизнь в нашем обществе. Я хочу, чтобы для них слова патриотизм, честь, достоинство, порядок, совесть, любовь, дружба не превратились в пустое сочетание букв, а имели высший духовный смысл, так как эти общечеловеческие ценности востребованы людьми любого поколения. Тогда я смогу сказать о себе, что состоялась как УЧИТЕЛЬ!

Жить среди детей и всё про них узнать,

Уметь прочесть и рассказать, и слушать,

И жизнь любить, и не желать другой.

Благословлять своё предназначенье.

Из лучших книг живую мудрость пить.

Жить не во лжи, смотреть светло и ясно
Друзей не растерять, детей растить

Читайте также: