Профессия евангелист кто это

Обновлено: 25.06.2024

Евангелист — это специалист, эксперт, который имеет хорошие коммуникативные навыки, умеет завоевывать умы и сердца людей, объясняя им прелесть тех технологий, которые любит.

Они нужны там, где выходят новые продукты, они достаточно сложные, в них есть динамика — это не стиральный порошок, где можно за одну минуту в рекламном ролике всем рассказать, чем он лучше других. Если сложный продукт нужно продавать не обывателю, а специалистам, то хорошо бы в штате иметь евангелиста — или как бы он ни назывался, — который будет уметь общаться именно с этим профессиональным покупателем. Я думаю, есть огромное количество евангелистов, которые работают на фармацевтические компании, на поставщиков медицинского оборудования.

Специалист-пропагандист

Для США евангелист — привычное название профессии. У них есть евангелисты мыла, евангелисты жвачки, в IT евангелисты существуют давным-давно. Microsoft — крупная международная компания, у нее есть стандартное штатное расписание на английском языке, там я называюсь руководителем группы евангелистов. Но в России мы работаем по российскому трудовому законодательству и должности называются в соответствии со справочником должностей РФ — так что по-русски я руководитель группы экспертов. У меня в группе 11 человек, и это почти все евангелисты, которые есть у Microsoft в России.

Не специалист по маркетингу, который сегодня продает софт, завтра сигареты, послезавтра автомобили. Это человек, который знает технологии, любит их и умеет рассказывать, почему эти технологии хороши и интересны.

Что должен уметь евангелист

Обычно технологии, про которые рассказывают евангелисты, либо только появились, либо появятся на рынке в ближайшие год-два (технологиями, которым больше года, занимаются уже другие подразделения: маркетинг, продажи). Мы не идем в супермаркет рассказывать простым пользователям, как хорош WindowsLive или HotMail, а работаем на аудиторию разработчиков и IT-профессионалов.

Количество разработчиков в России оценивается по-разному — от 500 000 до 1 млн, так что оценивать воздействие на эту среду не так просто. Ведь это и фрилансер, разрабатывающий веб-сайт, и программист Сбербанка, который создает систему передачи документов из одного отделения в другое, и сотрудник компании, которая делает CRM-систему для западного заказчика, и работник ФСБ… Мы понимаем модель этого мира и умеем его классифицировать.

Евангелист должен быть экспертом и быть в состоянии, грубо говоря, генерировать контент: писать статьи для специалистов или вести блоги, снимать видео про продукты.

Он должен проявлять себя в соцсетях, иметь тысячи читателей. Это человек, который работает с сообществом. У Microsoft в десятках городов России есть юзер-группы — объединения пользователей наших технологий, которые самоорганизовались, потому что им интересно друг с другом общаться. Есть, например, юзер-группа по SQLсерверу (это наша база данных), они раз-два в месяц собираются, общаются, пьют пиво, рассказывают, кто что попробовал или нового прочитал, что получилось. Мы стараемся поддерживать огонь в этих сообществах, сами приезжаем на тусовки, присылаем им какие-нибудь интересные материалы или ссылки.

Безусловно, для того чтобы быть хорошим специалистом, надо хорошо знать предмет. Я считаю, что евангелисты должны иметь опыт участия в реальных проектах — не обязательно в роли разработчика, можно и администратором. Одно дело, если я буду просто расписывать всю прелесть VisualStudio 2010, и другое, если расскажу, как за два месяца завершил такой-то проект и там благодаря этой программе получилось реализовать то-то и то-то. Все евангелисты, которые у нас работают, часто ездят на международные конференции и сами могут выступить с интересным докладом.

Распорядок дня у евангелиста бывает разный. Если вы пишете статью или делаете проект с какой-то компанией, то часто ездите к ним в офис. А можно сидеть дома и писать в блог. У меня есть сотрудник, живущий в Екатеринбурге, у которого 60% времени уходит на создание контента — у него дико популярные блоги, которые читает огромное количество разработчиков, есть свои сайты.

Чего добиваются евангелисты

Microsoft — коммерческая организация, которая зарабатывает деньги. И новые технологии создаются не из любви к прекрасному, как хочется думать техническим людям. Поэтому, естественно, после того, как технология создана, запускается маркетинговая машина, которая будет штамповать message и разносить его во все стороны.

В Microsoft все сотрудники, включая евангелистов, оцениваются по результатам работы за год. Соответственно, в начале года человек со своим руководителем обсуждает, каких результатов за год он хочет достичь, чего хочет от него руководитель. Они формулируют это в письменном виде, а в конце года проверяют, что получилось. Цели чаще спускаются сверху: хотим, чтобы доля веб-серверов на платформе Microsoft в интернете была такой-то или чтобы удовлетворенность наших заказчиков была такой-то. По сути, план на год — это обязательства человека, его контракт с организацией, на основании которого ему платят зарплату.

Как оценить эффективность работы евангелистов? В России корпорация нанимает специальное агентство, которое опрашивает разработчиков и IT-специалистов, довольны ли они тем или иным продуктом Microsoft, используют ли последнюю версию. На основании этого исследования делается вывод о том, хорошо работают евангелисты или нет. Так как исследование проходит каждые полгода в течение многих лет, то получается достаточно ясная картина.

Когда мы говорим о какой-то цели, о том, что какой-то показатель условно должен измениться, то всегда составляется план действий, которые приведут к этому результату, например: завести новый блог, увеличить количество посетителей на страничке и т. д. В конце года, если цель не достигнута, имеет смысл посмотреть, что из обещанного человек сделал и действительно ли он изо всех сил старался или же есть повод задуматься о поиске ему другой работы внутри компании или за ее пределами.

Кого берут в евангелисты

Евангелисты очень разные люди. Я по образованию математик, учился в Томском университете. Всю свою жизнь проработал в IT-индустрии, всегда был руководителем каких-то проектов, департаментов в разных IT-компаниях, которые были партнерами Microsoft.

Большинство людей, которые работают у нас евангелистами, были разработчиками, пришли из программистов, сами писали код. Может быть евангелистом и человек с админским бэкграундом, который был руководителем IT-проекта.

Евангелист должен уметь общаться и сотрудничать с другими людьми. В Microsoft люди постоянно создают временные рабочие группы, виртуальные команды, которые работают над какими-то конкретными проектами. Человек может быть великолепным специалистом, но если он не умеет общаться, то ему будет трудно в этой компании чего-то добиваться. Образование необходимо техническое либо математическое: ВМК МГУ, Бауманка, МФТИ.

В основном это молодые люди. Мало разработчиков, которым по 60 лет, — технологии быстро меняются. Хотя до сих пор есть программисты на Коболе, языке, который использовался для банковского софта в 1970-1980-е годы, на нем удобно было делать строковые операции. Сейчас если вы найдете где-то вакансию программиста на Коболе, ему, скорее всего, будут платить раз в пять больше, чем самому хорошему специалисту по С++, потому что С++ популярный язык и специалистов по нему много.

Сколько получают евангелисты? Обычно мы задаем встречный вопрос: сколько человек хочет денег, чтобы быть счастливым.

Евангелист - одна из модных профессий в IT, введенная еще в восьмидесятых годах компанией Apple. Штат специалистов такого направления может исчисляться сотнями и тысячами для больших компаний. В чем же суть евангелизма в IT и почему он так необходим в современных реалиях - разбираемся в этой статье.

Евангелизм в IT

На просторах Интернета, чаще всего, встречаются два варианта определения IT-евангелизма: энциклопедическое и определение из уст самих евангелистов. Общепринятое определение выглядит так:

Евангелизм — это форма маркетинга из уст в уста (сарафанного радио — по-русски), целью которого является развитие в клиентах веры в исключительные достоинства продуктов компании и развитие такой их увлеченности, при которой они будут советовать покупку продукта своим друзьям и знакомым.

Цели евангелизма

Под конец двадцатого века на рынок стали выходить технологические продукты, направленные на массового покупателя. И маркетологи, как обычно, начали решать задачу, в которой для того чтобы продукт покупали, клиенты должны его захотеть. Но традиционные маркетинговые ходы не давали ощутимых результатов по следующим причинам:

  • Технологическими новинками в то время пользовались исключительно гики и ученые. А они были не самым привлекательным примером для подражания: люди не всегда хотят много думать и быть неухоженными инфантами.
  • Чтобы начать использовать инновационный продукт, в нем, прежде всего, необходимо разобраться. А это, в случае с новыми технолгиями, является не самой тривиальной задачей.
  • Даже интеллигенция не до конца понимала, чем им могли быть полезны новые продукты.

В итоге, у компаний появилась необходимость просвещать людей на тему новых технологических предложений.

Важно заметить, что процесс покупки почти всегда обусловлен эмоциональными факторами. А функции технических новинок, по большей части, апеллируют к логике покупателя.

Средства и методы евангелизма

Евангелизм начинался с кружков любителей техники Apple, где, как в вечерней школе, юзеров обучали работе с персональными компьютерами. За три десятка лет евангелизм перерос в целое ремесло и занятие жизни для некоторых профессионалов.
Какими приемами пользуются евангелисты в наши дни:

  • Выступления на мероприятиях и конференциях, или просто участие в них с позиции наблюдателя — для личного общения с другими участниками;
  • Организация ивентов (как служения у харизматов, совершенно верно);
  • Работа со СМИ — в более узком плане, по сравнению с пиарщиками;
  • Блоггинг, работа в социальных сетях.

Работа евангелистов строится по правилам трех си: Content, Communication, Community. Они генерируют и распространяют эмоционально заряженный контент, общаются с людьми лично или посредством Интернета, работают с сообществами пользователей.

Внутренние и внешние евангелисты

Работа евангелистов не была бы достаточно эффективной и окупающейся, если бы их целью были только продажи и перепродажи продуктов людям, с которыми евангелисты лично взаимодействуют.
Одна из важнейших задач евангелистов — это создание эффекта сарафанного радио вокруг продукта или технологии, создание вирального эффекта. Их стараниями пользователи сами становятся внештатными (конечно же, не оплачиваемыми) евангелистами компании.

В идеале, каждый сотрудник организации должен быть ее евангелистом. И, в обязательном порядке, евангелистами должен быть офицерский состав компании. Ведь евангелист — это не столько профессия, сколько правильное отношение к продуктам и умение его транслировать.

Текущее положение дел

В наши дни у каждой большой технологической компании есть свой штат евангелистов. Как было сказано в предисловии, он может состоять из сотен специалистов. Для оценки эффективности их работы в некоторых компаниях даже осуществляют контроль качества.
У Microsoft, например, в большинстве крупных стран есть локальные сети оплачиваемых евангелистов.
В Apple же на этой должности работает ощутимо меньше сотрудников. Однако, каждый из работников компании натренирован быть ее лучшим проповедником (как минимум, в рабочее время).
Если разобраться, то проблемы, решаемые евангелистами, актуальны для большинства новаторских компаний, в том числе, стартапов. Можно смело утверждать, что такой подход к продвижению продуктов будет еще долгое время востребован на ранке информационных технологий, а методология евангелизма будет и дальше активно развиваться.

В сфере IT евангелизм подразумевает такой вид маркетинга, при котором пользователи вовлекаются в профессиональный дискурс и начинают добровольно продвигать продукт компании из-за своей искренней приверженности к бренду или технологии. Как объяснил координатор академических программ департамента стратегических технологий Microsoft в России, известный IT-евангелист Дмитрий Сошников, главное, что отличает евангелиста от продавца или маркетолога, — это глубокое знание технологий, на уровне своей целевой аудитории или выше. "Именно поэтому чаще всего возникают технологические евангелисты, а не евангелисты в области, скажем, детских игрушек. Здесь важно быть со слушателями "одной крови", искренне верить в то, что ты пропагандируешь. В технологическом евангелисте должны сочетаться любовь к технологиям и любовь к людям", - считает Сошников.

Сошников, за свою карьеру в Microsoft принявший участие в десятках технологических конференций и профессиональных форумов, уверен, что хорошему евангелисту недостаточно одних знаний. "В IT и разработке очень много интровертов. Такова специфика профессии. А для успешного диалога с аудиторией необходимы другие качества — открытость, желание общаться. Конечно, собственный бренд для этого необходим. Но еще важнее быть настоящим, аутентичным, не идти ради построения успешного имиджа на притворство", — уверен эксперт.

Глава департамента инноваций и евангелист компании Sabre Джоаким Эверстин поддержал российского коллегу и тоже отметил, что роль евангелиста сильно отличается от маркетолога или продавца: "Важнейшая задача евангелиста — это органично соединить индустрию, в которой он работает, с новейшими технологическими достижениями. Продукт нужно не просто прорекламировать, а рассказать интересную историю о нем, о компании. Для этого евангелист обязан быть и сам увлечен технологиями, отлично разбираться в своем деле".

Эверстин подчеркнул, что без харизмы и отличных навыков презентации работа IT-евангелиста невозможна: "Как для стартапов, так и для успешных технологических компаний, пытающихся завоевать новые позиции на рынке, важно умение рассказать миру о себе. Всегда нужно задаваться вопросом: насколько ценно наше предложение, что мы можем предложить клиенту? Задача евангелиста как раз и состоит в том, чтобы дать на него четкий, понятный и интересный ответ".

В нашей стране название "IT-евангелист" пока не прижилось, хотя позиции со схожими функциями есть почти во всех крупных технологических компаниях. По мнению руководителя проекта IPEX Global АртемаТовбина, "в России слово "евангелист" носит слишком явный религиозный подтекст. На Западе с этим проще. Когда у Microsoft и Apple стали появляться первые представители этой профессии, они работали в рамках подразделений продаж. В основном это были люди с бэкграундом в разработках — программисты или архитекторы решений, решившие строить карьеру в маркетинге. Они пропагандировали новые технологии, и скоро их стали называть евангелистами. Почему бы и нет? Звучит здорово".

С точки зрения некоторых работодателей, идеальный евангелист — тот, кто лучше всего сможет транслировать ценности и видение бренда. Как рассказали в пресс-службе Avast, для работы в компании специалист должен обладать необходимыми техническими навыками и уметь уверенно рассказывать о предлагаемом продукте. При этом в компании отметили, что они сами выбирают, на каких площадках, на какую тему и в каком стиле будет происходить общение с партнерами и пользователями.

Однако существует и принципиально другая точка зрения насчет того, каким должно быть взаимоотношение между брендом и евангелистом. По словам СЕО Arkell IT-Solution, идеолога и основателя шеринг-сервиса для промоутеров LIMA Владимира Сердюкова, "рынок информационных технологий требует большей ориентации на личность. Люди склонны верить не безликой корпорации, а человеку, особенно человеку компетентному и грамотному. Евангелизм дает отличный шанс донести в массы знание о пользе технологичных разработок, сломать барьер между пользователем и разработчиком. С этой задачей маркетолог не справится. Евангелист — это лицо IT-продукта, именно с ним он и будет ассоциироваться", — пояснил Сердюков.

Как отметил AI-евангелист компании ABBYY Иван Ямщиков, в последнее время популярность этой профессии в России стала расти. Если раньше такая должность была доступна только в филиалах международных технологических гигантов и в крупнейших российских компаниях, то теперь вакансии евангелиста открываются и в стартапах. "Задачу евангелиста все еще выполняют руководители подразделений разработки или даже сами главы компаний. Но ситуация постепенно меняется, и на сегодняшнем рынке это все более востребованная специальность. В современном маркетинге успешность продвижения продукта во многом зависит от эффективного нетворкинга, интересных выступлений на тематических мероприятиях и умения найти общий язык с аудиторией. Думаю, в новых реалиях рынка у евангелизма есть большой потенциал", — заключил Ямщиков.


10430506_10204892855055287_2641462630642576779_n

Это было тем еще приключением, с командировками каждые пару недель, парой сотен встреч, бесконечными звонками, поездкой в главный офис в феврале и заоблачно крутой конференцией GDC 2015. Вообще, если так разобраться, только сейчас появилась возможность остановиться, выдохнуть, осмотреться по сторонам. И это хорошая возможность поделиться впечатлениями от этой работы — Unreal Engine 4 и один из самых невероятных и интересных периодов в моей жизни за последние годы, связанный с ним.

Как я стал евангелистом

Евангелизм и Unreal Engine 4

Существует множество сказок и мифов о том, что движок Unreal Engine — супер-дорогой, тяжелый и сложный в освоении. Мне необходимо объяснять людям на пальцах, как оптимально внедрять технологию в разнообразные бизнес-модели. Последнее вообще важно, потому что мы до сих пор откровенно плохо разбираемся в бизнесе и администрировании как необходимой части разработки, упуская десятки и сотни возможностей. И дело тут не в абстрактной жадности, а в том, что свою независимость разработчикам нужно приобретать посредством получения финансовой свободы.

Как стать разработчиком на Unreal Engine?

Еще одна тема, на которую я традиционно уже трачу много времени — это коммуникации. Пишите, стучитесь, задавайте вопросы. Я познакомлю вас с нужными людьми в компании. Мы хотим быть с вами на связи, потому что мы хотим, чтобы ваши игры выстреливали — ведь наша бизнес-модель основана на выплатах роялти. Мы с вами партнеры, и мы к этому относимся крайне серьезно. Мы поможем вам технической поддержкой, обсудим лимитированное продвижение и, возможно, даже попробуем познакомить вас с издателем, если он вам нужен.

Еще есть гранты. Многие спрашивают: а зачем вы вообще раздаете пять миллионов долларов разработчикам, в чем прикол? Мы обычно отвечаем, что прикола нет, мы хотим больше крутых проектов на UE4 и не любим, когда кто-то делает что-то хорошее, но может застрять в процессе из-за того, что ему не хватает денег.

Как работается в Epic Games?

Перед GDC весь международный штат Epic собрался в главном офисе на неделю, чтобы обсудить стратегию на год и как следует приготовиться к выставке. Было насыщенно, плотно и круто, и вот этот режим в целом определяет и внутреннюю культуру компании. В Epic нет каких-то внешних факторов давления, которые заставят вас идти в определенном направлении. Зато есть свободные часы, неограниченный отпуск, никто никого не заставляет что-то делать, и все зависит только от тебя. Поэтому высокий уровень азарта, целеустремленности и мотивации ожидают от каждого сотрудника.

Что сейчас у Epic в разработке?

У нас сейчас анонсированы две игры: Unreal Tournament и Fortnite. Первая, лично для меня, очень интересная тема — просто потому, что я давно жду быстрый шутер про скилл и дуэли 1 на 1, без лишнего нагромождения функций. Как раз на GDC мы открыли игру для широкой аудитории, ее можно скачать прямо сейчас и написать в комментариях свои мысли о том, как сделать все еще лучше. Команда открыта к сотрудничеству с сообществом; фактически, игроки активно принимают участие в разработке.

И есть Fortnite. Это такой командный кооперативный шутер с элементами Team Fortress, tower defence, Minecraft и толпой зомби. Как фанат Gears of War, я с определенной долей скепсиса подходил к проекту, когда он был анонсирован, но уже сейчас я вижу крайне любопытный результат. Посмотрите превью и трансляции, если не верите на слово, — это будет что-то определенно новое. Еще часто спрашивают: а есть ли у вас в разработке что-то, что пока не анонсировано? Следите за новостями, обычно у нас в рукавах есть несколько карт, которыми мы в состоянии удивить.

Что дальше?

Читайте также: