Что такое биржа труда в беларуси

Обновлено: 04.05.2024

Обеспечение эффективной занятости населения - приоритет в социальной политике белорусского государства. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека закреплено в Конституции Беларуси.

Политика государства в области занятости направлена на:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам и иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики.

Начиная с 2016 года уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, поступательно снижается с 5,8% в 2016 году до 4% в 2020 году.

Одновременно в Беларуси существует устойчивый спрос на рабочую силу. На 1 января 2020 года в общереспубликанском банке вакансий предлагалось более 80 тыс. рабочих мест.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана Государственная служба занятости населения. Все услуги, предоставляемые службой занятости соискателям работы и работодателям, оказываются на безвозмездной основе.

Приоритет в работе службы занятости - содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы.

По итогам 2020 года при содействии службы занятости трудоустроено более 117 тыс. граждан, или почти 70% от нуждавшихся в трудоустройстве.

Обучение безработных является составной частью системы непрерывного профессионального образования, которая дополняет существующую систему профессионального образования и дает возможность получения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности безработных.

Государство гарантирует безработным бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития.

Период обучения безработных по направлению органов государственной службы занятости в дневной форме обучения засчитывается в стаж работы, о чем производится запись в трудовой книжке.

Помимо безработных на обучение могут быть направлены граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет. На период обучения выплачивается стипендия.

Одним из важных направлений политики в области содействия занятости населения является поддержка предпринимательской инициативы граждан - безработным оказывается финансовая поддержка (в размере от 11 до 20 бюджетов прожиточного минимума) на безвозмездной и безвозвратной основе для начала предпринимательской, ремесленной деятельности.

В целях содействия занятости безработным гражданам и обеспечения нанимателей работниками реализуются мероприятия по стимулированию трудовой мобильности граждан.

Службой занятости по желанию безработного осуществляется содействие в переселении безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с выплатой им денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также города-спутники.

Наличие инвалидности или иной трудной жизненной ситуации, отсутствие практического опыта работы, утрата квалификации из-за длительного перерыва в трудовой деятельности ограничивают возможности граждан найти подходящую работу.

Для трудоустройства таких категорий граждан ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите.

Обеспечена адаптация к трудовой деятельности инвалидов, а также финансирование нанимателей, создающих и сохраняющих рабочие места для инвалидов. С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказывается содействие в трудоустройстве безработных на временные рабочие места. Обеспечивается временная трудовая занятость учащихся и студентов в свободное от учебы время. Осуществляется частичная компенсация затрат нанимателей, предоставляющих рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, по оплате труда таких лиц.

Содействие занятости инвалидов

С целью реабилитации и дальнейшего трудоустройства реализуется программа по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, которая направлена на:

  • приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);
  • приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется по имеющейся у них профессии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и может проводиться в зависимости от способностей от шести месяцев до одного года. При проведении мероприятий по адаптации государство компенсирует нанимателям затраты по оплате труда работников с инвалидностью или на приобретение оборудования, материалов, спецодежды.

Приобретение опыта практической работы

Программа приобретения опыта практической работы предполагает прием нанимателями на временную работу безработных, уже владеющих необходимой специальностью, но не имеющих опыта работы. В свою очередь нанимателю компенсируется часть затрат на оплату труда такого работника.

Портал государственной службы занятости

В целях всестороннего информирования граждан и юридических лиц об услугах, предоставляемых органами государственной службы занятости, о правах и обязанностях граждан и нанимателей в области обеспечения занятости населения функционирует Портал государственной службы занятости населения.

  • создавать для каждого клиента службы занятости "личный кабинет";
  • получать сведения о наличии вакансий в любом регионе. Информация о вакансиях обновляется в режиме реального времени специалистами службы занятости и нанимателями;
  • обеспечивать нанимателям доступ к просмотру резюме, заполненных гражданами, ищущими работу на портале, или переданными на портал по желанию безработных органами государственной службы занятости;
  • обеспечивать информирование граждан и организаций о ситуации на рынке труда республики, проводимых мероприятиях, услугах, оказываемых государственной службой занятости;
  • получать доступ к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность государственной службы занятости в области обеспечения занятости населения;
  • нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Электронные ярмарки вакансий

Деятельность агентств по трудоустройству

Предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день - более 170 агентств).

Для агентств определен порядок предоставления услуг, а плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Пособие по безработице – это денежная помощь нетрудоустроенным людям, которые официально зарегистрировались в местной службе занятости. Срок от подачи заявления до вынесения решения составляет до десяти дней. Если решение будет в пользу заявителя, то в течение 26 недель из 12 месяцев с момента постановки на учет он будет получать пособие.

26 недель, фактически это полгода, разбиты на два равных периода. Размеры выплат в эти периоды различаются. Ставка пособия зависит от стажа, продолжительности перерыва в стаже, зарплаты на последнем месте работы и базовой величины. Помощь по безработице выплачивают не реже одного раза в месяц при условии, что получатель является в службу занятости с такой же периодичностью.

Порядок оформления и причины отказа

Чтобы претендовать на пособие, нужно зарегистрироваться на местной бирже труда – в территориальной управлении по труду, занятости и социальной защите. В течение десяти календарных дней с даты регистрации на бирже работники службы занятости должны принять решение: назначить помощь или отказать. Закон предусматривает следующие причины отказа:

  • Увольнение с последней работы по своей инициативе.
  • Прекращение последнего трудового договора по соглашению с работодателем.
  • Увольнение с последней работы за неисполнение обязанностей или несоблюдение трудовой дисциплины. Если вас уволили за появление на работе пьяным, прогулы, воровство на рабочем месте или игнорирование правил безопасности, ставшее причиной смерти или повреждения здоровья коллег – орган соцзащиты имеет право отказать.
  • Судебный приговор, из-за которого работник больше не мог исполнять трудовые обязанности.
  • Нет декларации о доходах.
  • Увольнение из армии или отчисление из учебного заведения за нарушение дисциплины.
  • Потеря источник дохода из-за своих нелегальных действий.
  • Увольнение с последнего места трудоустройства по 47-й статье Трудового кодекса. Например, грубое нарушение начальником своих обязанностей, аморальное поведение в сфере воспитания или отказ госслужащего подписать обязательство соблюдать ограничения для борьбы с коррупцией.

Служба занятости по одной из перечисленных причин может отказать в выплате – тогда безработный может записаться на оплачиваемые общественные работы. Отработав там 22 рабочих дня, фактически календарный месяц, можно снова претендовать на пособие.

Размер пособия по безработице

Если орган труда вынес решение назначить пособие по безработице, то получать его человек будет на протяжении полугода каждый год с момента назначения помощи. То есть по полгода каждый год. Порядок выплат и размер определяются стажем и перерывами в нем. Сроки измеряются в календарных неделях.

  • Для отработавших на условиях полного трудового дня или в пересчете на полные трудовые дни 12 или больше недель за год, предваряющий присвоение статуса безработного, размер пособия определяется его средней заработной платой на последнем месте трудоустройства. В этом случае нужно будет предоставить справку о доходах, и государство будет платить 70% зарплаты в первые 13 недель, 50% – во вторые. При этом выплата не может быть меньше одной базовой величины и больше двух.
  • Если в году, предваряющем постановку на учет, сотрудник отработал меньше 12 недель в пересчете на полный рабочий день, то размер помощи определяется только базовой величиной. Это касается и тех, кто не работал больше года, но имеет хотя бы год трудового стажа. В таких случаях безработный будет получать одну базовую величину в первую половину срока выплат и 75% – в следующую.
  • Для безработных со стажем меньше года и длительным перерывом выплата в начальной части срока составит 85% базовой величины, в завершающей – 70%. Столько же платят тем, кто ищет работу впервые.
  • Соискателям, получающим пособие после отработки 22 дней на общественных работах, в начале срока размер будет составлять одну базовую, в конце – 75%.

Пособие по безработице в Беларуси в 2021 году в месяц составляет:

Дата Мин. размер пособия Макс. размер пособия 70% БВ 75% БВ 85% БВ
01.01.2021 29 руб. 58 руб. 20,3 руб. 21,75 руб. 24,65 руб.
01.01.2020 27 руб. 54 руб. 18,9 руб. 20,25 руб. 22,95 руб.
01.01.2019 25,5 руб. 51 руб. 17,85 руб. 19,12 руб. 21,67 руб.
01.01.2018 24,5 руб. 49 руб. 17,15 руб. 18,38 руб. 20,83 руб.
01.01.2017 23 руб. 46 руб. 16,1 руб. 17,25 руб. 19,55 руб.
01.07.2016 21 руб. 42 руб. 14,7 руб. 15,75 руб. 17,85 руб.
01.01.2015 * 18 руб. 36 руб. 12,6 руб. 13,5 руб. 15,3 руб.
01.04.2014 * 15 руб. 30 руб. 10,5 руб. 11,25 руб. 12,75 руб.
01.10.2013 * 13 руб. 26 руб. 9,1 руб. 9,75 руб. 11,05 руб.

* с учетом деноминации

Одна базовая величина в Беларуси в 2021 году равняется 29 рубля. Это значит, что стандартное пособие по безработице будет составлять не более 58 рубля в месяц. Но есть обстоятельства, при которых размер помощи увеличивают:

  1. На 10% – при наличии у безработного ребенка младше 14 лет.
  2. На 10% – при наличии ребенка младше 18 лет с инвалидностью, ВИЧ или СПИДом.
  3. На 20% – если есть трое и более детей младше 14 лет или двое и больше несовершеннолетних ребенка-инвалида.

У тех, кто получает пенсию или денежную помощь от государства, субсидия будет равна разнице между пенсией или помощью и тем пособием, на которое может, согласно перечисленным правилам, претендовать соискатель.

При наличии выслуги лет, которая дает право на пенсию по возрасту, за каждый отработанный сверх выслуги год срок выплаты пособия увеличивают на две недели. Размер в этом случае будет таким, как во второй половине срока выплат, на которые может по закону претендовать безработный.

Другие нюансы

Если человек имеет право получать пособие на протяжении 52 недель, возможности трудоустройства нет, а до достижения пенсионного возраста остается год или меньше, то управление по труду может предложить досрочно назначить пенсию по возрасту.

Размер пособия индексируют в законном порядке. Выплаты сохраняются во время выполнения общественных работ или временной работы. В последнем случае нужно уведомить службу занятости.

Пособие по безработице в Беларуси небольшое, поэтому рассчитывать на него как на постоянный источник существования нельзя. Но когда больше нет никаких доходов, даже скромные суммы помогут пережить трудные времена.

Алексей Гладкий

Автор: Алексей Гладкий

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.


Если кто не знает, в Республике Беларусь один из самых низких уровней безработицы в мире. Безработных всего меньше одного процента от регулярно работающего населения, это – примерно население небольшого городка вроде Кобрина или 50 тысяч человек. Для сравнения – уровень безработицы в благополучной Франции около 10%, Германии и Великобритании около 6%. Беларусский же показатель уровня безработицы почти не меняется на протяжении 20 лет и на всех графиках выглядит ровненькой линией, которая жмётся к нулю. Выглядит так благополучно, что иногда кажется, что легче поверить в Деда Мороза. Наверное, поэтому местные власти не поверили и решили снять дополнительный налог с неработающего населения – так называемый налог на тунеядство. Налоговики насчитали по стране 400 тысяч неработающих и начали высылать извещения заплатить в казну 360 рублей (около 170$).

Казалось, в социальном государстве должно быть как раз наоборот, если у тебя нет работы, чтобы ты не умер от голода, тебе платят пособие, по крайней мере, так это работает в той же Великобритании, Франции и Германии. Но беларусские власти решили, что если у тебя нет работы, это не значит, что ты – безработный, а значит, что ты скрываешь доход и должен заплатить специальный налог в казну. Выглядит более чем странно. Но чем неработающий гражданин отличается от безработного? И почему неработающие беларусы не спешат становится на биржу труда, чтобы лениво получать своё пособие и ждать, пока государственная служба позаботится о них?

Я решил на собственной шкуре испытать, каково это быть безработным в современной Беларуси. Тем более, такого опыта в моей жизни ещё не было. А жизнь ведь состоит не только из комментов и лайков, иногда ведь хочется чего-то взаправду настоящего и нового.

В общем, закрыл я все активности, которые делали меня занятым человеком, и поехал к ближайшей бирже труда, которая у нас теперь называется Центром занятости населения. Ближайший такой Центр находится в городе Воложин, что в 80 км от Минска. Воложин прекрасный городок, небольшой, с красивым ландшафтом, простыми и открытыми людьми. Даже становиться безработным в нём, в целом, приятно. Тем более, когда понимаешь, что о тебе позаботится наше самое замечательное социальное государство.


Через неделю я возвращаюсь в знакомый кабинет с переводом в руках и теперь я, наконец, могу написать заявление об официальном поступлении на учёт безработных. Я пишу и подписываю около 5 важных бумажек. На одной из них нужно заполнить анкету и отметить некоторые пункты. Там есть вопрос:

Решил поставить галочки везде . Хорошо, наверное, когда за статус, благосостояние, общение и полноценную жизнь может ответить простая работа за 150 баксов в месяц. Когда-то я получал столько за полтора дня работы в Нью-Йорке, но времена и места немного поменялись в моей жизни, да и Воложин – не Нью-Йорк, это я тоже понимаю.

Теперь, когда все документы заполнены, мне торжественно вручают Памятку Безработного, и теперь я официально безработный.


Я потихоньку начал догадываться, почему так мало людей регистрируется безработными. Памятка безработного, конечно, тоже полезная вещь, например ей в крайнем случае можно растопить печь, но сыт ей вряд ли будешь.

Так прошёл месяц, я уже потиху подгрызал уголки своей памятки, хорошо, в этом месяце было празднование нового года и друзья привезли немного еды и святой воды.

Но вот пришло время ехать отмечаться в родной центр занятости. Там меня сразу узнали и обрадовали: ура, мне назначают пособие, но не всё не так просто, как кажется. Работы для меня никакой нет, а чтобы получать пособие и иметь почётное право и дальше числится безработным, мне нужно участвовать в общественных работах. Зимой мне нужно работать минимум 1 день в месяц, а с весны уже 5 дней. Работать нужно рабочим в местном колхозе, не зря ведь я закончил университет, а чтобы всё было официально, мне выписывают направление.


В общем, пока поясок стоит затянуть потуже, ведь деньги на пособие в бюджет всё равно пока не поступили, и когда поступят – неизвестно.

Но это ещё, оказывается, не всё. Что-то изменилось в законе, и теперь безработный сам должен на практике доказать, что он активно занят поиском работы. Для этого мне выдают Карточку самостоятельного поиска работы, да уж, целлюлоза – наше всё. Но зачем, спрашивается, тогда необходим этот центр занятости?


В общем теперь впереди меня ожидает несколько интересных квэстов: работа в местном колхозе и поход по инстанциям и тогда возможно государство меня поддержит, а там и весна скоро.

Читайте также: