Что такое аспекты трудовой деятельности

Обновлено: 16.05.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайлова Людмила Алексеевна

Выявленные в статье на основе анализа произведений зарубежных и отечественных философов подходы осмысления труда позволяют констатировать изменчивость представлений о культурно-исторической наполненности смыслового содержания феномена труда и отношения к трудовой деятельности.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хайлова Людмила Алексеевна

Любая вещь-функция все равно способна сходным образом разделиться пополам, формально противопоставившись сама себе и тем самым еще лучше интегрируясь в целое [2, с. 92].

У каждой вещи две функции: одна - быть используемой, другая - быть обладаемой. Первая функция связана с полем практической тотализа-ции мира субъектом, вторая же - со стремлением к абстрактной самототализации субъекта вне мира. Эти две функции находятся в обратном соотношении. В предельном случае чисто прак-

тическая вещь получает социальный статус. Или наоборот, вещь как таковая, лишенная функции или абстрагированная от своего применения, получает сугубо субъективный статус - становится предметом коллекции [2, с. 96].

На протяжении долгих веков новые и новые поколения людей сменялись в обстановке одних и тех же вещей, которые их переживали, а ныне в пределах жизни одного индивида все быстрее сменяют друг друга поколения вещей. Прежде человек был ритмической мерой вещей, теперь же сами вещи задают человеку свой дискретный ритм - внезапно и дискретно возникают, приходят в негодность или же, еще не успев состариться, уступают место другим. Тем самым вместе со способом существования и потребления бытовых вещей меняется и статус всей цивилизации в целом [2, с. 173].

Теперь вещь - мера культуры и бытия в целом для каждого человека.

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995.

2. БодрийярЖ. Система вещей. - М.: Рудоми-но, 2001.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ФЕНОМЕНА В ОНТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Выявленные в статье на основе анализа произведений зарубежных и отечественных философов подходы осмысления труда позволяют констатировать изменчивость представлений о культурно-исторической наполненности смыслового содержания феномена труда и отношения к трудовой деятельности.

Ключевые слова: отношение к труду, социально-трудовые отношения, подходы к изучению проблемы труда.

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек, рассмотрим, как осмысливался труд по мере его развития. Определенные представления о труде сопутствовали человеку с того времени, когда он начал осознавать себя. Разные эпохи демонстрировали различное ценностное отношение к труду. В античном обществе отношение к труду зачастую носило высокомерный и пренебрежительный характер. Говоря современным языком, оно сводилось исклю-

чительно к потребительству. Так, в философских системах Древней Греции и Древнего Рима вопросы труда рассматривались с позиции экономической целесообразности, когда основной субъект труда - работник с его интересами и потребностями выводился за рамки координат общественных ценностей [8].

зывал на трудовое воспитание, а принцип разделения труда считал основным принципом построения идеального государства.

Аристотель судил о труде не только как малоценном, но и как об унизительном занятии. По его мнению, свободный гражданин должен был отказаться от этого. Мыслитель высказал положение о разделении физического и умственного труда, считая его естественным. Настоящими работниками в Греции были рабы.

В Древнем Риме Лукреций Кар считал, что человек тогда стал отличаться от животных, когда начал производить орудия труда, обеспечившие ему превосходство над природой, это и было началом человеческой цивилизации. Труд, по его мнению, был основой цивилизации. Ручной труд в Риме считался дурным тоном, работник был экономически зависим, и находился в служебных отношениях. Хотя в Израиле так же, как у греков и римлян, существовало рабство, но находящиеся на услужении израильтян рабы должны были быть иностранцами, так как израильтянам было запрещено иметь своих сограждан в качестве рабов. Таким образом, и в Израиле существовала заниженная оценка труда.

С появлением христианства точка зрения относительно труда изменяется. Трудовая деятельность рассматривается как стремление и деятельность людей в качестве работников Бога. Тем самым труд стал религиозным измерением. Христианство предложило кардинально иное - уважительное - отношение к труду, основанное на признании того, что с его помощью можно не только обеспечивать свои жизненные потребности, но и, например, поддерживать слабых членов общества, преодолевая тем самым общественные и личные пороки. Обязанность людей трудиться рассматривается как жизненный императив человека в Священном писании, в посланиях апостолов, в трудах греческих отцов Церкви, представителей католической и протестантской богословской мысли. Христианские установки, связанные с трудом и хозяйственной деятельностью, получили свое религиозное осмысление, развитие и практическое воплощение в процессе формирования культуры средневековой Европы [8].

В эпоху Средневековья меняются социальноэкономические отношения. Применение рабского труда становится не выгодно, потому что желаемый результат достигался принуждением. С усложнением орудий труда и ремесленной тех-

ники в недрах рабовладельческого общества формировались новые феодальные социально-трудовые отношения. Сущность социально-трудовых отношений любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях данного общества о труде, его сущности и целях. В средневековом обществе эти представления во многом формировали деятели церкви [5].

В восприятии схоластов, прежде всего Фомы Аквинского, также продолжала звучать эта положительная оценка труда. В своем признании труда Фома Аквинский отмежевался от своего учителя Аристотеля, который, как было уже упомянуто выше, придерживался еще негативной точки зрения относительно труда. У Фомы Аквинского труд является естественным стремлением, естественной необходимостью каждого человека. Он выступает за разделение физического и умственного труда, отдавая физический труд низшим социальным сословиям.

Эпоха Возрождения вошла в историю человечества как период зарождения капиталистических общественных отношений. Именно Возрождение рассеяло средневековый мрак и по-новому высветило индивидуальность и творческие возможности человека. Гуманистические воззрения, возвышая человека, отдавали должное знаниям и умениям, признавали свободу выбора занятий, меняли взгляды на труд. Речь шла об активном человеке, о творческом характере труда, о человеке-творце своего земного бытия. В гуманистической этике труд резко противопоставлялся праздности и рассматривался как фундаментальная база нравственного совершенствования личности, основа благосостояния.

го общества, где труд будет являться внутренней потребностью человека, и в преобладание коллективного труда.

В период Реформации труд также оценивался положительно. Основоположник Реформации Мартин Лютер призывал к мирскому аскетизму, согласно которому каждый человек должен с максимальной добросовестностью относиться к своему делу - пахать землю, заниматься ремеслом, вести торговлю, учить детей, управлять государством; чем лучше справляются с этим крестьянин, ремесленник, купец, учитель, монарх, тем более их деятельность угодна богу. Иными словами, на первый план выдвигались повседневные заботы, трудовая жизнь, которые выпадали из поля зрения католической церкви [4].

В эпоху Просвещения точки зрения относительно труда секуляризовались. Христианская этика была заменена на утилитарную этику: все, что приносило большую пользу, было лучше. Вместе с тем, религиозное толкование труда превратилось в стремление к все большей производительности. Просветители считали, что труд, приносящий пользу обществу, неизбежная обязанность человека, а всякая праздность обкрадывает и общество, и человека.

Среди мыслителей формировались различные подходы к трактовке труда. Значительный вклад в философское осмысление труда внес Г.В.Ф. Гегель, выдвинувший положение о труде как всеобщей субстанции человеческого бытия. Труд, по мнению Гегеля, является формой реализации духа, поэтому именно в труде самоосуществляется, становится человек. Исходя из по-

нимания абсолютной идеи, Гегель отождествлял труд с любой деятельностью, будь это труд ученого или труд ремесленника, или политическая, художественная, религиозная деятельность [5].

Уже с точки зрения Карла Маркса, труд избавлен от любого религиозного толкования. Согласно Марксу, труд является процессом, когда человек осуществляет свой обмен веществ с природой. По его мнению, при капитализме рабочие имеют ограничение видимости. В этой экономической системе они не имеют видимости того, что они сами создают в процессе труда. Таким образом, возникает самоотчуждение. Рабочие должны освободиться от капиталистической системы посредством классовой борьбы. Для него труд является условием существования людей, вечной, естественной необходимостью. Благодаря труду, возможен обмен веществ между человеком и природой. Кроме того, Маркс дал структурно-содержательный анализ труда, выделив в нем целесообразную деятельность, или сам труд, предметы труда и средства труда.

В научном осмыслении проблема труда рассматривалась различными мыслителями XIX-XX веков. Так, например, с точки зрения Зигмунда Фрейда, труд обеспечивает человека самой прочной связью с реальностью, в то время как чистое свободное время вне осмысленной деятельности является противоположностью самореализации [7].

Мартин Хайдеггер считал, что результатом любого труда является продукт, произведение. Произведение - это не только ремесленное или производственное изготовление, сюда относятся также и художественно-поэтические произведения. Всякое произведение, считал Хайдеггер, -это вывод чего-либо из потаенности в открытость. Всякий труд- это область выведения из потаен-ности, раскрытие истины. Человек, строивший дом или корабль, выковавший жертвенную чашу, выводил производимое из потаенности. Это раскрытие потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома в свете предвидимой законченности готовой вещи и намечает отсюда способ ее изготовления [10].

В зарубежной социально-философской традиции труд очень часто понимают утилитаристски: как практическую, материальную деятельность, которая противостоит духовному. Так, известный французский философ-персоналист Эммануэль Мунье предлагает «отличать труд от

Немецкий философ Э. Финк рассматривал труд как феномен человеческого существования, но основой бытия является игра, которая присуща только человеку. Игра наполняет смысловым мотивом сферу труда. Труд есть выражение са-мозаботы, потому что человек может позаботиться, спланировать, потрудиться, принять на себя теперешние тяготы ради будущего удовольствия. Таким образом, Э. Финк считает игру важнейшим способом реализации человеческой деятельности, труд свидетельствует об отнесенной к будущему самозаботе человеческого бытия.

К. Ясперс считал, что желание работать, если это не просто желание использовать силу своих мускулов или свое умение, обусловлено осознанием того, что мы участвуем в создании своей среды. Трудящийся познает самого себя в зеркале того, что им произведено. Его охватывает радость от ощущения, что он живет общей жизнью с другими людьми в сообща построенном ими мире, участвует в создании чего-то прочно существующего. Труд может быть физическим и умственным. Умственный труд сложнее физического. Делать то, чему человек обучен и что он совершает почти автоматически, значительно легче задач умственного труда. Мы охотно переходим от творческого труда к труду автоматическому, от умственного к физическому. В дни, когда ученый не способен к творчеству, он вполне может писать рецензии и консультировать [11].

Установить единство значения психического труда к значению физического предпринял Георг Зиммель. В труде объединяются психика и физиология человека, его интеллект и воля. Труд - это объединяющий поток, в котором сливаются в нераздельное целое отдельные стороны нашей на-

туры. Никакой труд не является чисто физическим, всякий ручной труд делается целесообразным лишь благодаря содействию сознания, так что и тот труд, который подготовлял внешние условия для высшего психического труда, содержал уже в себе элемент психического труда [3].

Таким образом, для B.C. Соловьева, несмотря на то, что труд ограничен взаимодействием

людей в области материальной, его сущность со стороны высшей причинности состоит в том, чтобы обеспечивать всем и каждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию и в окончательном своем назначении преобразовать и одухотворить материальную природу. Утверждать нравственные основы труда в духе православия.

Так в самом общем виде выглядит эволюция труда, трудовых отношений и подходов к изучению проблемы труда. Выявлено, что с развитием человечества понимание проблем труда прошло сложную эволюцию, принимая всевозможные формы в зависимости от характера обществен-

но-исторического развития и господствующей картины мира. Представление о труде и отношение к трудовой деятельности во многом зависят от конкретной культурно-исторической эпохи и само это отношение, отражаемое в сознании людей, формирует эпоху.

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - 412 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с. - (Социологическая мысль запада).

3. Зиммель Георг. Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - 607 с.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1997. -590 с. - (Библиотечная серия).

5. Михайлова Т.М. Труд: опыт социально-философского изучения. - М.: Аcаdemia, 1999. - 184 с.

6. Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. - 144 с.

8. Роик В. Социальная доктрина христианства: труд и экономика // Человек и труд. - 2004. - №2. -С. 40-45.

9. Соловьев В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев; вступ. ст. А.Н. Голубева, Л.В. Коноваловой. - М.: Республика, 1996. - 478 с. - (Библиотека этической мысли).

10. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления / Сост., пер., вступ. ст., коммент и указ. В.В. Бабихина. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

3. Социальные аспекты трудовой деятельности
Введение. Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

В данном разделе раскрывается сущность труда как широкого социального процесса. Выделяются общественные функции и формы труда, определяется его социальное качество.

Сравнивается социологический аспект трудовых отношений с функциональным подходом. Выделяются виды социально-трудовых отношений в зависимости от содержания, субъектов деятельности, способа общения, объема властных полномочий и по другим основаниям.

Определяются содержание и виды трудовой адаптации, ее основные стадии, условия полноценной адаптации субъекта в трудовом коллективе.

Дается определение социального контроля в сфере труда, выделяются его основные функции. Приводится классификация видов и форм социального контроля в трудовом коллективе, видов социальных норм и санкций.

Объясняются социально-трудовые отношения, используя понятия удовлетворенности трудом, занятости, безработицы, мобильности, миграции.

Данный раздел также знакомит с основными методами разрешения трудовых конфликтов и принципами анализа результатов экономической деятельности.

^ 3.1 Труд как базовый социально-экономический процесс:

социальная сущность труда, классификация

социально-трудовых отношений.

Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда между носителями живого труда возникают трудовые отношения. Их можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и социологическом

Функциональный аспект трудовых отношений предполагает выявление необходимой численности работников, пропорций их профессионального и квалифицированного состава на основе необходимых затрат времени на изготовление определенного продукта труда, трудоемкости изготовления продукции и т.д.

Социологический аспект трудовых отношений означает выявление равенства-неравенства между участниками процесса труда, социального положения отдельных субъектов и групп работников, их интересов, мотивов, трудового поведения и т.п.

Труд выступает не только экономическим, но и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества. Трудом обусловлены экономическая деятельность и социальная структура, важнейшие факторы социализации личности, культура общества, образ жизни людей, уровень их материального благополучия и т.д. Взаимодействуя между собой в процессе труда, люди вступают в широкую сеть социально-трудовых отношений. Благодаря им осуществляется распределение результатов экономической деятельности (экономическая функция трудовых отношений), предоставляется возможность работникам участвовать в делах предприятия (демократическая функция), обеспечиваются условия субъектам для их интеграции в общественную жизнь (социальная функция). Среди многообразия социально-трудовых отношений выделяют их характерные типы и виды.

К основным типам социально-трудовых отношений относят:

1. Патерналистские отношения. Они характеризуются сильно выраженной регламентацией со стороны государства или администрации предприятия.

2. Партнерские отношения основаны на договорном регулировании с учетом интересов всех участвующих сторон.

3. Конкурентные отношения выражают стремление получить односторонние преимущества без учета интересов другой стороны.

4. Солидарные отношения предполагают общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов сторон.

5. Субсидиарные отношения означают стремление субъектов к личной ответственности за свои действия и достижение своих целей.

6. Дискриминационные отношения основаны на произволе, незаконном ограничении прав субъектов социально-трудовых отношений.

7. Конфликтные отношения выражают обострение противоречий субъектов социально-трудовых отношений.

Выделяю также виды социально-трудовых отношений (табл. 3.1.1)

Социальная сущность труда выражается, прежде всего, через общественные функции и формы труда, а также социальное качество труда. Основные общественные функции труда.

1. Создание общественного богатства (материального и духовного).

2. Реализация потенциального общественного богатства (природных полезных ископаемых, интеллектуального потенциала общества).

3. Развитие, самовыражение и самоутверждение личности.

Труд реализуется в таких общественных формах, как обобществленный труд, мелкогрупповой труд, индивидуальный труд.

Социальное качество труда заключается в воздействии трудовой деятельности работника на его социальные роли, социальное положение, интересы, образовательный и профессионально-квалификационный уровень, другие социальные характеристики. Такое воздействие обусловлено влиянием орудий труда, технологии, условий труда, форм организации труда и др.

Характер труда отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленной господствующими в данном обществе отношениями собственности. Так, в рабовладельческом обществе раб – и средство труда соединялись как собственность рабовладельца. И это порождало личную зависимость работника от того, кто присваивал результаты его труда. В капиталистическом обществе работник может соединяться со средствами труда, продавая свою рабочую силу и оставаясь лично свободным. Таким образом, труд по своему характеру может быть рабским, барщинным, наемным (Соколова Г.Н., 2002).

Отношение к труду, согласно Г.Н. Соколовой, – сложное социально-трудовое явление. Это характеристика типа духовной связи индивида с предметом, средствами и продуктом труда, а также с производственной средой. Его основными элементами выступают:

• мотивы и ориентации трудового поведения;

• реальное или фактическое трудовое поведение;

•вербальное трудовое поведение (оценка работниками своей трудовой ситуации).

Среди показателей отношения к труду выделяют объективные показатели (ответственность, добросовестность, инициативность, дисциплинированность и т.д.) и субъективные показатели (общая удовлетворенность работой, частичная удовлетворенность отдельными элементами процесса труда: заработной платой, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе и т.д.).

На отношение к труду влияет ряд факторов: производственных и непроизводственных. К производственным факторам относят: оплату и условия труда; организацию труда; производственную самостоятельность; взаимоотношения в коллективе и др. Среди непроизводственных факторов отношения к труду выделяют: уровень жизни работников; образовательный и профессиональный уровень работников; стаж трудовой деятельности; развитость социальной инфраструктуры; состояние трудовой морали и т.д.

Понятие содержание труда выражает производственно-техническую сторону соединения работника со средствами труда, характеризует процесс труда как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметами труда). Содержание труда представляет собой совокупность выполняемых работником действий и их соотношение, состав конкретных трудовых функций. Различают следующие трудовые функции работника: энергетическая; технологическая; контрольно-регулирующая; управленческая; информационная. Используя ручную технику, человек осуществлял обмен веществ с природой при помощи опосредствующей функции; машинная техника позволила человеку осуществлять обмен веществ с природой при помощи регулирующей функции; современная научно-техническая революция дает ему возможность контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы с помощью контролирующей функции (Соколова Г.Н., 2002).

^ Содержательность труда - это насыщенность его умственной деятельностью, выражение сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций, интеллектуально-психологическая характеристика труда.

Главным фактором, влияющим на изменение структуры трудовых функций, выступает научно-технический прогресс. Под его влиянием изменяются содержание и содержательность труда.

^ Условия труда – это совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических условий, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности трудом, на эффективность производства, уровень жизни и развития личности.

^ Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии.

Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

1. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг, часто занимая в этом рейтинге первую позицию. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации. Вопросы "как живем?" и "как мы трудимся?" во многом совпадают для одних людей в молодости, для других - в зрелом возрасте.

2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность в зависимости от конкретного случая могут положительно и отрицательно влиять на работу.

3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и их финансирование считает нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, рабочих масс или правовых инстанций.

4. Удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда — это важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация лучше, которая способна сделать лучшим их труд.

5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.

6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе и в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).

7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с трудовым коллективом. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных людей, различается также управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.

^ Трудовая адаптация и социальный контроль

в трудовом коллективе

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений трудового коллектива, усваивает новые для него социально-трудовые роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение предписаниям данного предприятия.

Выделяют первичную и вторичную трудовую адаптацию. Первичная имеет место при первоначальном вхождении работника в трудовую среду, вторичная - при смене рабочего места, профессии, должности и т.д.

Трудовая адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

1. Профессиональная адаптация выражается в овладении профессиональными навыками, формировании необходимых профессиональных качеств, приобретении профессионального мастерства и т.д.

2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

3. Общественно-организационная адаптация означает освоение новым субъектом организационной структуры организации, трудового распорядка, режима труда и отдыха, особенностей системы управления.

4. Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения человеком условий и ритма труда, санитарно-гигиенического комфорта, психофизиологических нагрузок труда и т.д..

5. Культурно-бытовая адаптация — это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.

В процессе адаптации работник проходит три основные стадии: 1) ознакомление с трудовой ситуацией; 2) приспособление к трудовой ситуации; 3) объединение с трудовой ситуацией.

Показателями степени адаптированности работника к трудовой среде выступают: • эффективность и качество труда; • усвоение социально-трудовой информации; • трудовая активность; • удовлетворенность трудом и др.

На процесс трудовой адаптации могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы.

К объективным факторам трудовой адаптации относятся условия, не зависящие от работника: уровень организации труда; автоматизация труда; условия труда; масштабы трудового коллектива; его месторасположение и др.

К субъективным (личностным) факторам относятся: социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение); социально-психологические характеристики (уровень притязаний, трудолюбие, самоконтроль, коммуникабельность и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и т.д.)

Одним из условий, способствующих трудовой адаптации, выступает профессиональный отбор персонала. Его целью является выявление пригодности человека выполнять определенную работу.

Профессиональный отбор предполагает описание профессии, составление профессиограммы рабочего места, а также карты личности, отражающей природные данные индивида, его наклонности, социальные, психологические и физиологические особенности.

Другим условием полноценной трудовой адаптации является наличие возможностей для профессионального роста работника, его служебной карьеры. Наличие перспективы продвижения по профессиональной и служебной лестнице способствует скорейшей первичной трудовой адаптации молодых специалистов.

В процессе производственной адаптации важную роль занимает личностный потенциал работника (рис.3.1.2). Это совокупность определенных черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность самоутверждения, уравновешенность и т.д. то есть личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельностную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Исследователи отмечают, что передовым работникам присущи следующие черты: энергичность, умение управлять своими эмоциями, готовность открыто излагать свое мнение, способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

Читайте также: