Что считается самовоспитанием социального работника

Обновлено: 05.05.2024

1. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интере­сов социального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующих задач:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии;

- формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

- формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации.

Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:

- чего он хочет в своей профессии;

- что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;

- что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных. Обучая людей само­стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­ми общества и окружающих.

Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типам общения.

Поэто­му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человека столь важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных работников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

- создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;

- усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

- создание условий для обучения методам саморегуляция, самоменеджмента, самоорганизации;

- создание условий для поощрения уникальности и непо­вторимости личности будущего социального работника как ос-

новы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

- организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Далее в профессиональ­ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессионального образования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания труда как ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работки жизненной стратегии личности на основе ценностносмыслового самоопределения; реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта.

Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель­ности.

Это определяет личностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

- профессиональное становление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­пает как средство, обеспечивающее это единство;

- главной проблемой обучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гической ниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

- задача возрождения России, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

- учебный процесс должен строиться на основе согласован­ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных мето­дов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

- сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

— осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование ;

- распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самопознания:

- ориентация на рефлексивное мышление;

— осознание своих сильных и слабых качеств;

- опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними;

- использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

- анализ причины своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

- признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

- практическая реализация своих идей;

- изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

- проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности;

- решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

5. Принцип историзма:

- изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;

- анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время.

Профессиональные особенности социальной работы (Н.С.Данакин).

1. Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

2. ее посреднический характер, что явля­ется следствием ее ориентации на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

— между клиентом и различными социальными институтами; - между клиентом и другими специалистами;

— между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области социальной работы.

Таким образом, эффективность самообразования связана с определением каждым специалистом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в практическую деятельность

Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе

Творчество начинается с самой постановки задачи. Для того, чтобы ее правильно поставить, специалисту надо хорошо знать своих клиентов и их окружение, постоянно изучать их, уметь определять, чего он может и должен добиться в работе с каждым клиентом, т.е. конкретную цель своей деятельности.

Как только задача поставлена, начинается этап проектирования способа деятельности, ее методов, т.е. планируется предстоящая практическая работа с клиентами. Здесь главные помощники специалиста – те теоретические знания, практические навыки и умения, которые он получил в процессе учебы и самообразования. Творчески работающий специалист стремится найти оптимальное решение проблемы, наиболее полно учесть все обстоятельства деятельности, принимая во внимание возможности и потребности клиента. Разработка такого плана – всегда творчество, всегда поиск, ибо, сколько клиентов, столько задач, столько путей их решения.

Все множество задач такого плана можно разделить на три большие группы: стратегические, тактические, оперативные.

Стратегические – самые крупные, большие задачи, решение которых может вызвать значительные изменения в жизни и личности клиентов, в их отношении к жизни, к труду, к окружающим людям. Решение их, как правило, требует продолжительного времени.

Стратегическая задача конкретизируется через систему тактических задач, последовательное решение которых должно обеспечить достижение поставленной стратегической цели.

Переход от планирования деятельности к ее непосредственному выполнению – это переход от тактических задач к оперативным, т.е. таким, которые надо решать сразу, при самом активном участии клиента. Именно здесь могут возникнуть различные неожиданности и трудности, к которым специалист должен быть всегда готов. Психологическая готовность специалиста по социальной работе к таким трудностям и неожиданностям – важнейшее его профессиональное качество, которое является результатом настойчивого и целеустремленного самовоспитания.

Важным завершающим этапом является анализ достигнутых результатов. Подводя итоги проведенной работы, специалист определяет, насколько точно были поставлены цели, правильно ли была спроектирована практическая деятельность, что удалось или не удалось из намеченного плана и почему?

Можно ли развить в себе способность к творчеству, потребность в творческой деятельности? Творчество в избранной профессии требует, прежде всего, глубоких и прочных знаний. Такие знания не могут быть получены (при всей их важности) только из учебников и лекций. Решающая роль в развитии творческих способностей принадлежит активной самостоятельной работе, а также освоению методов и навыков, умений, полученных в процессе практической деятельности. Творчество рождается там, где образуется сплав глубоких и прочных знаний с опытом практической работы, сложившимся в самостоятельной деятельности и почерпнутым из опыта коллег.

Изучение отношения работников к процессу самоусовершенствования на примере ГУ КЦСОН по Притобольному району

Юридический адрес: Курганская область, Притобольный район, с. Глядянское, ул. Гагарина 118.

В ходе проведения исследовательской работы проведено анкетирование работников по вопросам их отношения к своей деятельности, отношения к необходимости повышать уровень своей квалификации в профессиональной деятельности.

Результаты, полученные в ходе анкетирования, показывают, что 82 % опрошенных нравиться их профессия, и они не хотели бы ее менять; 10 % сказали, что их представление о профессии изменилось в худшую сторону, но они не хотели бы ее менять; 8 % опрошенных хотели бы работать по другой специальности, не связанной с их настоящей работой.

По результатам анкетирования также выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных работников социальной сферы не имеют специального профильного образования в сфере социальной работы. Большое число из них имеют высшее или среднее - профессиональное экономическое, педагогическое или юридическое образование. В связи с этим многие из респондентов видят необходимость в повышении уровня своего профессионализма в сфере социальной работы. Так 89 % опрошенных респондентов отвечали, что использовали бы возможность повысить свою квалификацию по избранной специальности.

В плане самосовершенствования среди работников социальной сферы наиболее активно идет работа по следующим направлениям:

Развитие профессиональной компетентности (39%)

Формирование высоких духовных и нравственных качеств ( 25 %)

Совершенствование культуры и стиля общения (12 %)

Повышение своего культурного кругозора (10 %)

Укрепление психического здоровья, характера и воли (6 %)

Расширение общенаучного кругозора (4 %)

Формирование научного мировоззрения (3 %)

Физическое развитие и закалка (15 %)

Следует отметить, что основная масса опрошенных респондентов склоняются к мнению о необходимости развивать свою профессиональную компетентность. Вместе с тем повышение уровня своего профессионализма большинство из респондентов (до 45 %) видят в приобретении новых знаний; возможности карьерного роста – 22 %; в повышении престижа – 4 %. Важно также заметить, что подавляющее большинство опрошенных (89%) согласны с утверждением о необходимости повышать уровень своего профессионализма как условие успешности их деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что основная масса респондентов ориентирована на совершенствование своих профессиональных качеств и навыков, стремится к повышению профессионального мастерства и обогащению новыми знаниями, что подтверждается результатами анкетирования.

2.6 Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника

Процесс самовоспитания и самообразования специалиста по социальной работе будет достаточно эффективным только в том случае, если сам работник будет стремиться к своему дальнейшему развитию. Становление профессионально значимых качеств может опираться только на желание самого работника, его желание быть профессионалом в своей работе. Данный аспект будет положительно сказываться и на работе учреждения в целом. Так как специалист, который развивается сам, как профессионал, использует новые источники в формах своей работы. Что может раскрыть ряд инновационных форм работы в социальной сфере. Спектр работы настолько широк в своем понимании, что возможность для реализации своих потребностей работник может использовать в разных направлениях.

Но наиболее важным для развития профессионально важных качеств социального работника является стимулирование его желаний. В данном случае это могут быть разные факторы:

Личное удовлетворение от выполненной работы

Оценочная деятельность учреждения (руководителя), которая может выражаться в премировании работника, награждении почетными грамотами, переводе на другую более значимую должность, увеличении оплаты труда

Поддержка и понимание со стороны коллег

В повышении престижа в обществе

Наиболее значимое место в стимулировании работника в самоусовершенствовании играет роль учреждения в целом. Правильно поставленная работа в учреждении, организация способов, средств и методов повышения профессионального уровня социального работника способствуют личному росту и желанию быть профессионалом в своей деятельности.

При организации работы по стимулированию работников в повышении своего профессионального мастерства можно выделить несколько приемов:

Оформление наглядной агитации и методических уголков

Где могут быть отражены изменения в законодательных актах социальной политики Российской Федерации. Социальная политика в отношении слабо защищенных слоев населения постоянно совершенствуется. Задача социального работника своевременно изучать все изменения, которые ему необходимы для работы с клиентами. Разъяснительную работу, консультирование клиентов может провести только грамотный специалист, который владеет знанием законодательства и его изменениями. Организация методических уголков позволяет работникам учреждения повышать свое самообразование при изучении методических рекомендаций социальной службы и органов социальной защиты в работе с клиентами, изучение новых форм и методов работы, повышение творческого потенциала. Также одним из средств наглядной агитации являются издания периодической печати по вопросам социальной службы ( журналы, газеты, учебные пособия). В данных изданиях социальный работник может изучать советы психологов для возможности решать трудные жизненные ситуации клиентов. Изучать и применять на практике опыт других служб социальной сферы.

Похожие страницы:

Профессиональное воспитание социального работника

. развитие личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой профессиональной подготовки Профессиональное становление специалиста – . самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального само-воспитания социального работника .

Выгорание у социальных работников

. — Ассоциа­ции работников социальных служб. Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников, Ассоциации социальных ра­ботников — в становлении профессиональной социальной рабо­ты, сохранении социального здоровья всех работников соци­альных служб .

Социальная среда закрытого интернатного учреждения – приюта для детей

. различных аспектов профессиональной деятельности социальных работников; создание и оборудование воспитательской комнаты (как зоны отдыха) Недостаточность .

Социально-культурная деятельность (2)

. ходе профессионального обучения и в процессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная . любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, .

Структура профессиональной деятельности социального педагога


НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, где на первый план выходят личностные качества специалиста, которые определяют уровень эффективности работы, а профессиональные знания и навыки являются содействующим звеном.

Человеку, не готовому работать в данной профессии будет морально достаточно сложно. Но если человек выбрал данную профессию абсолютно осознанно, где основой для выбора явилось призвание, то несмотря на все встречающиеся трудности, работа принесет пользу, в конечном итоге, и всему обществу [4].

Нравственность, в данном случае, является фундаментом для становления личностных качеств социального работника. Ведь только высокоморальный человек в силах адекватно понять проблемы другого человека и оказать необходимую помощь тактично. Нравственность раскрывается в таких понятиях как добро и справедливость.

Первостепенной характеристикой личности социального работника является степень нравственности, которая проявляется в его нравственном поведении.

Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Нравственные знания социальные работники получают в средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Там они овладевают той базой знаний об этике и морали работы в социальной сфере, которая помогает им лучше понимать общественные проблемы и трудности [5]. На данном уровне социальный работник сопоставляет полученные профессиональные знания о нравственности с личными нормами, формулирует собственную нравственную позицию, а также вырабатывает нравственные навыки поведения в профессиональной деятельности.

База знаний, этическая подготовка специалистам социальной службы необходима, иначе, имея лишь практическую деятельность, специалист будет решать поставленные задачи, основываясь лишь на собственном понимании нравственных поступков и на общественных ценностях. А в данном случае возможны несовпадения личных и профессиональных моральных установок.

Вместе с тем, существуют и такие сложности в профессиональной деятельности социального работника, как игнорирование нравственных знаний на практике. То есть, теоретически зная нормы профессиональной морали, работник не применяет их на практике. Следует заметить, что только человек, который постоянно занимается саморазвитием, повышает свой уровень нравственной культуры на постоянной основе способен органично применять свои нравственные знания в работе.

Нравственные убеждения – это система взглядов специалиста социальной работы на нормы морали. Такая система формируется на основе жизненной и профессиональной деятельности. Социальный работник рассматривает собственные нравственные убеждения, в данном случае, в качестве единственно верных и составляют основу его профессиональной деятельности. Так же как и нравственные знания, нравственные убеждения носят относительно самостоятельный характер, поскольку социальный работник, в силу различных обстоятельств, поступает в соответствии с личными убеждениями.

Наивысшим уровнем нравственного сознания социального работника является нравственная потребность. Следуя нормам морали, социальный работник организует свое поведение и деятельность так, что данные нормы морали перерастают не просто в соблюдение нравственных требований, а в потребность поступать именно таким образом. Происходит постоянное стремление специалиста по социальной работе преднамеренно и бескорыстно выполнять свою работу, соблюдая требования. Чем выше характер нравственных потребностей, тем выше уровень нравственных качеств профессионала.

Поведение и профессиональная деятельность профессионала, предопределенная его нравственной потребностью, как правило, не зависит от ситуативных случайностей и отличается стремлением к гуманизму, уважению, добру и справедливости.

В основе этики социального работника лежат следующие ключевые принципы и нормы морали:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность и вежливость, толерантность;

честность и порядочность [1].

Выделяют следующие направления деятельности социального работника:

прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические, культурные и пр.) во избежание возможных проблем у клиентов;

оказывает разного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

оказывает, выявляя интересы клиентов, психолого-педагогическую и организационную помощь в их реализации;

способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации [2].

Социальный работник должен быть:

эрудированным человеком в области культуры, политики, экономики и социального развития общества;

твердо стоящим на ценностных позициях и умело проводящим их в жизнь;

прозорливым человеком, умеющим предвидеть последствия своих действий;

общительным человеком, имеющим навыки коммуникативного общения;

тактичным человеком, соблюдающим конфиденциальность, деликатным в вопросах, затрагивающих личные стороны жизни;

решительным человеком, способным быстро принимать правильные решения в трудных ситуациях;

эмоционально устойчивым человеком, готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания [1].

Все эти требования, предъявляемые к социальному работнику, свидетельствуют о профессиональной пригодности, выделяя при этом особый моральный тип личности.

Профессия социальный работник считается одной из наиболее трудных. Это связано с тем, что во время выполнения своих обязанностей сотрудник должен найти индивидуальный подход к каждому человеку и суметь решить все его проблемы. Такая должность требует наличия знаний в разных областях и желания помогать людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Особенности и основные характеристики

Плюсы и минусы

Перед тем как выбрать тот или иной род деятельности, необходимо изучить его положительные и отрицательные стороны. Это даст возможность заранее подготовиться ко всем трудностям и максимально использовать доступные преимущества.

В список достоинств профессии включены следующие характеристики:

Преимущества и недостатки должности

  • официальное трудоустройство;
  • большое количество доступных направлений деятельности;
  • востребованность на рынке труда;
  • возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • есть шанс реализовать себя и помочь улучшить качество жизни других людей;
  • для обучения профессии не нужен высокий уровень знаний в области точных наук (физика, математика и другие);
  • большое количество бюджетных мест в вузах.

Все преимущества могут быть перечёркнуты значительным количеством недостатков. Именно из-за них должность соцработника часто остаётся вакантной.

К минусам такого вида занятости относится:

  • сравнительно низкая заработная плата;
  • общение с неприветливыми людьми;
  • необходимость делать большой объём работы;
  • частый контакт с больными людьми и риск заразиться какой-либо инфекцией;
  • ненормированный рабочий день;
  • частые нервные потрясения.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Описание профессии

Перед тем как определить, чем занимается социальный работник, необходимо изучить краткое описание профессии. Эта информация поможет людям, желающим занять вакантную должность в Центре социального обслуживания населения.

Процесс обучения

Желающий устроиться представителем социальной службы должен иметь соответствующее образование. Получать его может любой выпускник школы, окончивший 9 или 11 классов. Курс обучения проходят в следующих образовательных учреждениях:

Обучение на профессию социальный работник

Мест, где можно получить профессию соцработника, довольно мало. Большая часть подходящих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы иметь возможность трудоустроиться в социальной сфере, необходимо получить диплом одного из следующих учебных заведений страны:

 Требования к кандидатам

  • РГСУ (Москва);
  • МСЭИ (Москва);
  • МПГУ (Москва);
  • СПбГУ (Санкт-Петербург);
  • СПб ГУ промышленный технологий и дизайна (Санкт-Петербург);
  • ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец);
  • ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула);
  • Колледж № 16 (Москва);
  • Политехнический колледж городского хозяйства (Санкт-Петербург).

Основные требования

Соцработником имеет право называться тот человек, который соответствует все требованиям этой профессии. Он должен уметь находить общий язык не только с пожилыми людьми, но и с подростками или детьми.

Работа специалиста заключается в определении степени проблемы и поиске способа её решения. Согласно установленным правилам, соцработник может оказать помощь следующим категориям граждан:

 права сотрудников соц работников

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • люди, страдающие от врождённых заболеваний;
  • дети и подростки, пострадавшие от семейного насилия;
  • граждане с какой-либо зависимостью (алкогольной, наркотической и др.);
  • женщины, подвергшиеся любому виду насилия;
  • люди, которым была нанесена серьёзная психологическая травма;
  • многодетные семьи.

В большинстве случаев за каждой из перечисленных категорий закреплён определённый работник Центре социального обслуживания населения. Однако из-за нехватки кадров один сотрудник может заниматься проблемами сразу нескольких групп граждан.

К претендентам на должность соцработника предъявляют следующие требования:

Что требуется от соц работника

  • отсутствие медицинских противопоказаний (нет психических или каких-либо опасных заболеваний);
  • наличие диплома об окончании профильного вуза или колледжа;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности;
  • знание основных разделов инструкции работника (правила введение и вступления в должность, обязанности, права и ответственность за нарушения).

Профессия социальный работник

Согласно должностной инструкции, все социальные работники должны обладать знаниями в различных областях и сферах деятельности. Это нужно для того, чтобы лучше понять проблему человека и подсказать ему правильный выход из сложившейся ситуации.

Обязательные знания:

Права и обязанности соцработников

  • основы российского законодательства;
  • государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • способы оказания психологической и первой медицинской помощи;
  • санитарно-гигиенические нормы по уходу за людьми;
  • методы ведения домашнего хозяйства;
  • основы психологии;
  • нормы охраны труда и правила противопожарной безопасности;
  • умение работать с ПК и всеми современными средствами связи.

Обязанности работников

В обязанности социального работника входит не только забота о состоянии подопечного, но и много другой работы. Без умения качественно выполнять её не рекомендуется подавать заявку на получение вакантной должности.

Перечень обязанностей:

Требования к соцработникам

  • оформление всех документов на получение финансовой помощи от государства (например, пенсия по инвалидности);
  • приобретение продуктов и предоставление подопечному (или его родственникам) чеков из магазина;
  • получение рецептов от врача и покупка необходимых медикаментов;
  • наблюдение за состоянием здоровья подопечного;
  • приготовление пищи (если нужно);
  • контроль за работоспособностью водопровода, а также систем электро-, тепло- и газоснабжения;
  • сдача вещей в химчистку и забор их обратно;
  • оплата коммунальных счетов;
  • слежение за чистотой в доме или квартире;
  • сопровождение подопечного на различные мероприятия.

Зарплата и карьерный рост

Сотрудники соцработники и их обязанности и заработная плата

Зарплата у социального работника довольно маленькая. В среднем по России она составляет 29 тыс. рублей. Наиболее прибыльной эта профессия считается в Москве, где соцработнику могут платить до 50 тыс. рублей. В небольших городах страны заработная плата редко превышает 20 тыс. в российской валюте.

Все сотрудники Центра социального обслуживания населения равноправны. Исключением является лишь директор и его заместители. Из-за этого практически невозможно подняться по карьерной лестнице. Прогрессировать можно только в плане повышения квалификации социальных работников, которая влияет на размер заработной платы. Для этого нужно регулярно посещать специальные курсы и знакомиться со всеми нововведениями.

Права сотрудников

Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.

Соцработник имеет право на следующее:

Обязанности соцработников

  • получать у руководства информацию, касающуюся трудовой деятельности в организации;
  • проходить переподготовку и повышать квалификацию;
  • предлагать директору способы совершенствования работы;
  • обращаться с суд и органы местного самоуправления для разрешения споров, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • запрашивать материалы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  • привлекать других сотрудников Центра соцобслуживания населения для выполнения определённой работы (с разрешения руководства).

Ответственность за нарушения

Недостаточная квалификация или недобросовестное выполнение соцработником его обязанностей может привести к серьёзным негативным последствиям. Согласно инструкции, ответственность за нарушения может наступить только в 7 случаях. Среди них есть такие:

Как стать соцработником

  • отказ выполнять свои трудовые обязанности;
  • ненадлежащее выполнение возложенных на сотрудника обязанностей;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
  • игнорирование приказов и распоряжений руководства;
  • ошибки в отчётной документации;
  • причинение материального ущерба организации или подопечному;
  • разглашение секретных сведений, полученных в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В зависимости от степени тяжести проступка соцработник может быть привлечён к дисциплинарной, административной, материальной, гражданской или уголовной ответственности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь незащищённым слоям населения. У него широкий спектр обязанностей и большая ответственность за конечный результат. Занимающий эту должность человек должен обладать особыми индивидуальными качествами и уметь работать с людьми.

Читайте также: