Что самое важное в работе подопечного

Обновлено: 28.04.2024

Эффективный подход с вековой историей

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Принципы наставничества в педагогическом коллективе

Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).

Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:

На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще организует практику. Специалисты выделяют три модели общения между наставником и подопечными: общение-коррекция, общение-поддержка и общение-снятие психологических барьеров.

Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:

  1. Назначьте координатора.
  2. Создайте документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).

  • Введение в школьные будни (передача рабочего места, знакомство с пространством школы).
  • Включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении).
  • Испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках).
  • Самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).

Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:

  • Высокий уровень лояльности к организации.
  • Понимание всех внутренних систем работы.
  • Большой профессиональный опыт.
  • Желание быть наставником(!).
  • Готовность инвестировать свое время в развитие коллег.
  • Умение давать обратную связь и конструктивную критику.
  • Способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту.
  • Умение находить общий язык с коллегами.
  • Проявление лидерства.
  • Бесконфликтность.

Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса.

Материальное поощрение может предусматривать, например, единовременную выплату в размере 10-15% к окладу за каждого подопечного, регулярные выплаты в размере 5% к окладу, ежеквартальные премии. Все это, разумеется, в случае демонстрации подопечным высоких результатов. Вариантов нематериального поощрения — множество: повышение авторитета, должностные повышения, дополнительные отпускные дни и многое другое. В идеале создается такая корпоративная культура, в которой наставничество воспринимается не как обременение, а как почетная миссия.

Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.

Большой потенциал. Как добиваться успеха вместе с теми, кто рядом

Стремление быть первым опустошает и приводит к депрессии. Профессор Шон Эйкор предлагает решение этой проблемы — аккумулировать Большой потенциал (свой и тех, кто рядом). Хвалить других и приходить им на помощь, чтобы вместе достигать больше.

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Рыбой вас не накормят, но расскажут, где раздобыть удочку и как её использовать, чтобы не остаться голодным.

Кто такой ментор

Ментор — это человек, который уже достиг успеха, набил на своём пути некоторое количество шишек и благодаря полученным знаниям способен помочь менее опытным людям выбрать более простую дорогу.

Ментор, напротив, не говорит, как надо делать. Он не даёт готовых решений, не берёт на себя проблемы подопечного, если тот не справляется, не работает с ним над всеми задачами. Он должен подталкивать и вдохновлять, смотреть на ситуацию со стороны и делиться мнением, задавать вопросы, подсказывать, как избежать распространённых проблем и подстелить соломки в уязвимых местах.

Ментор — это больше, чем коуч. Они оба используют похожие инструменты: работают без директивных указаний и помогают подопечному найти нужные ответы с помощью правильных вопросов. Дают удочку, а не рыбу. Но коуч объясняет, как достигнуть конкретных целей. А ментор помогает видеть точки роста и развиваться разносторонне, это более масштабный процесс.

Другое важное отличие ментора от коуча в том, что последний не обязательно должен быть экспертом в одной отрасли с клиентом.

Зачем нужен ментор

Чтобы что‑то уметь, этому надо учиться — очевидная мысль. Овладевать теми или иными навыками можно по‑разному. Например, окончить вуз. Или устроиться на работу и просить помощи у старших коллег. В отдельных крупных компаниях даже существуют системы наставничества, в рамках которых опытные специалисты подтягивают молодых.

Но есть сферы, где практически любой человек может чувствовать себя так, как будто его бросили в середину озера и не объяснили, как плыть. Например, бизнес. Там требуются знания и умения во множестве областей. Даже если у человека есть возможность делегировать, всё равно надо разбираться в бухгалтерии, отчётности и других вещах, помимо профильных, чтобы перепроверять работников. Всё осложняется тем, что начальников над предпринимателем нет, так что никто не подскажет, что делать дальше.

Ситуации, когда бизнесмен будет упираться в стену, которую непонятно как обойти, начнут повторяться. И здесь очень пригодится совет человека, который уже имел дело с препятствиями на собственном пути. Ментор приносит свои знания и помогает более объёмно взглянуть на происходящее, чтобы найти решение.

Такой обмен опытом будет особенно полезен начинающим бизнесменам, которые только тестируют идеи и не имеют больших средств. Ментор убережёт от потери денег и необоснованных вложений. Он уже через всё это проходил, да и рынок знает глубже.

Но даже если бизнес существует не первый день и развивается успешно, всё равно неплохо иметь рядом человека, который стимулирует рост, а иногда просто даёт ту поддержку, которая помогает взять себя в руки и не свернуть с намеченного пути. В конце концов, перед глазами постоянно будет ролевая модель, кто‑то, у кого всё получилось.

При этом важно, что подопечный, или менти, как его ещё называют, — это активная позиция. Это не просто получатель жизненной мудрости. Напротив, именно на его плечи ложится основная работа. Ментор даёт компас и карту. Менти намечает маршрут и идёт по нему.

Зачем ментору помогать кому‑то стать успешнее

У ментора может быть финансовая заинтересованность. Например, он берёт с подопечного деньги за встречу, предлагает фиксированную ставку за месяц или претендует на долю в компании.

Однако материальная сторона вопроса далеко не главное. Менторы нередко помогают бесплатно. Но выгоду при этом всё равно получают:

На что обратить внимание при поиске ментора

Есть несколько важных критериев.

Ментор должен быть хотя бы на пару шагов впереди подопечного, чтобы ему было что передать. В идеале у него должны быть хорошо прокачаны те навыки, которых не хватает менти. Тогда его экспертность будет закрывать те пустоты, которые пока нечем заполнить подопечному.

Точки пересечения

Ментор и менти не должны быть копиями друг друга. Иначе их работа не получится плодотворной: всё-таки сумма двух мировоззрений лучше, чем одно на двоих. Однако в ключевых вопросах неплохо смотреть, что называется, в одном направлении. Скажем, если подопечный хочет выстраивать экологичный бизнес, а для ментора выгода важнее, чем охрана природы, они будут спорить и стоять на месте. Хотя при схожих взглядах могли бы быстро прийти к консенсусу и уже мчаться к цели.

Практика

Энергичность

Одна из задач ментора — вдохновлять и вселять уверенность, что всё получится. Если он выгорел, то эффекта от такого сотрудничества будет немного. Но этот критерий очень субъективный, так что придётся полагаться на собственные ощущения.

Вовлечённость

Хороший ментор слушает гораздо больше, чем говорит. Он должен не упиваться звуком своего голоса, а задавать вопросы, помогая менти найти ответы. А ещё бывают ситуации, где нет очевидных решений. И важно, чтобы в подобных случаях ментор не умывал руки, а анализировал, что пошло не так и как всё починить.

Где искать ментора

Есть разные способы.

По знакомым

Скорее всего, подходящего кандидата можно найти в вашем окружении или среди знакомых знакомых. Достаточно поспрашивать, чтобы понять, есть ли рядом человек, который мог бы вам помочь.

На профильных мероприятиях

Одна из основных функций разных конференций, круглых столов и прочих сборищ — установление контактов. По содержанию докладов можно оценить экспертность выступающих, их взгляд на мир и энергию. Здесь же удобно подойти к выбранным людям и побеседовать с ними.

В тематических сообществах и соцсетях

На специальных площадках

Есть сервисы, созданные для поиска ментора, — этакие тематические Tinder. В их числе, например, United Mentors, Experum или Emergentum. Плюсы такого подхода очевидны: на площадке участники сразу заявляют о намерениях — одни хотят делиться опытом, другим требуется ментор. Но это уже точно сотрудничество на коммерческой основе.

Что запомнить

  1. Ментор — человек с опытом, который ничего не будет делать за вас. Зато он поможет вам пройти свой путь пусть и самостоятельно, но гораздо быстрее, чем в одиночестве.
  2. Менторство может пригодиться на любом этапе развития бизнеса, потому что трудности и новые вызовы встречаются постоянно.
  3. Ментор помогает не только и не столько за деньги.
  4. Чтобы менторство имело эффект, менти должен очень много трудиться. Возможно, даже больше, чем если бы работал в одиночку.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Воспитывали в уважении

По словам своих подопечных, Евгения Викторовна стала им родной. Всегда помогает в трудную минуту, найдёт слово поддержки, выручит даже в неурочный час.

- Судя по тому, что ваши клиенты так довольны обслуживанием, можно сделать вывод, что Вы не случайно выбрали профессию…

- Но ведь это же такие разные области!

- Ну почему же? В принципе, я тоже училась и психологии и педагогике, правда приходилось общаться с подростками. Но меня с детства воспитывали в уважении к пожилым людям. Мама всегда приучала по-особенному уважать бабушку. Я и в нынешней работе воспринимаю своих клиентов как своих бабушек, которые нуждаются в моей помощи и поддержке. Когда начала работать, то сразу поняла, что это по мне. Не люблю конторскую писанину, да и на одном месте сидеть не привыкла. А тут свежий воздух, постоянно в движении, позитивное общение с людьми. Даже с тяжёлыми клиентами могу найти общий язык.

Работа от души

- Действительно, не секрет, что у пожилых людей с годами может портиться характер, и с ними становится очень трудно. Расскажите, как можно обходиться без конфликтов со старшим поколением?

- Секретов, наверное, нет. Я работаю от души. За годы работы я уже вижу, кто и в каком настроении меня встречает. Если вижу, что бабушки не в духе, то лучше не разговаривать много. Сделать дела и уйти. Но когда до самого лифта провожают и не могут наговориться, то я понимаю, что с человеком нужно посидеть, выслушать. Да и на грубость, которая иногда бывает, обижаться не нужно. Я всегда про себя думаю, а вдруг я потом ещё хуже буду. Кто же знает, что нас ждёт в старости! Вот недавно случай был. Прихожу к одной моей подопечной, а она сидит, плачет. Оказывается, про конец света узнала. Пришлось её убеждать, что не стоит беспокоиться, и еще поживём на земле. Так что по ситуации действую.

На участке Евгении Викторовны живёт 11 пожилых людей, непосредственно нуждающихся в помощи. К каждому соцработник приходит по графику или по необходимости: кому-то потребовалось молоко или хлеб, кто-то заболел и нужно взять талон к врачу, а некоторых нужно сопровождать на приём в различные учреждения.

- От домашних хлопот многие устают. Но получается, что у вас таких хлопот в 11 раз больше. Не тяжело?

- Тяжело, конечно, но всё равно тянет на работу. Я сейчас высшее образование получаю, и месяц была на сессии. Так мои бабушки и во время сессии звонили, переживали и ждали, когда я к ним приду. Конечно, у нас не приветствуется всем давать номера телефона. Но как говорит, наша заведующая, нужно ориентироваться на конкретного человека. Кому-то можно давать свои контакты, кому-то не следует. За себя могу сказать, что мне везёт с клиентами: они мне звонят только в исключительных случаях.

- У вас уже накопился определённый опыт работы. Неужели в институте могут что-нибудь новое вам как практику рассказать?

Кстати, нам психологи рассказывали, что если утром встаёшь и не хочется идти на работу – то это не ваша работа. А у меня такого нет. Я всегда с удовольствием иду к своим подопечным.

Тяжело когда уходят

- Но ведь это очень тяжело. Одинокие, пожилые люди…

- Наверное, ещё тяжелее, когда подопечные уходят…

- Мне говорят, что надо не слишком близко к сердцу всё принимать. Профессия обязывает. Но я не могу. И когда умирает человек, которого я знаю, мне очень тяжело. Я ко всем иду прощаться. А потом, когда мимо дома прохожу, каждый раз вспоминаю. Все мои бабушки для меня как родные. Бывает, что и реву после их смерти, и записи их храню, не выбрасываю.

Стихи на заказ

- Насколько нам известно, Вы ещё и стихи пишете?

- Это моё хобби. Начала недавно. Мне вот только стоит задание дать, и у меня в голове уже фразы начнут крутиться. Закончил ребёнок начальную школу – написала благодарность учителю, на юбилеи пишу, сейчас к празднику соцработников уже написала. А когда в прошлом году участвовала в конкурсе лучшего по профессии, так вообще песню сочинила и исполнила. Кстати, в том конкурсе до финала дошла.

А однажды для интереса решила как-то про что-то неожиданное написать. Решила про камень, и получилось. Бабушкам своим тоже читаю, потом обсуждаем с ними. Им нравится, советуют издать стихи. Но я даже черновики не храню. Написала и отдала. Рукописей не собираю, видно нет потребности.

- С подопечными приходиться часто разговаривать. От них можно много интересного почерпнуть?

-Я многим пользуюсь из того, что они советуют. Когда у меня давление, я не люблю к врачам ходить. Так мне бабушки советы дают. Кто газеты выписывает соответствующие, кто лекарства советует. Они же этим интересуются. Или, например, научила меня одна подопечная в дождливую погоду на ноги целлофановый пакет надевать. Тогда не простудишься, и мокро ногам не будет. Да и я им кулинарные рецепты приношу. Потом рассказывают, что приготовили по моему совету. А одна бабушка, когда узнала, что у меня муж татарин, даже научила по по-татарски мужу комплименты говорить. Ну и потом, каждая из них рассказывает о прошлом. У меня две клиентки - дети войны. Я слушаю их с большим интересом. Многое узнаю. Фотографии показывают. Иногда в таких разговорах выясняется, что человек имеет право на льготу, а не знает об этом.

- Даже так бывает?

- Ну вот в юбилейном году ко Дню Победы узнала у подопечной, что с 14 лет во время войны работала и является труженикам тыла. А при переезде в наш город не зафиксировала этого. Не посчитала нужным. Пришлось объяснять, что это нужно. И успели в прошлом году ко Дню Победы всё оформить.

Опекунов назначают, если нужно позаботиться о ребенке, который остался без родителей, инвалиде или пожилом человеке.

Опекун — это человек, который решит бытовые вопросы подопечного, разберется с госорганами и защитит деньги и имущество от мошенников.

Опекун может получать деньги за свою работу, а может выполнять ее бесплатно — например, если это родственник ребенка. Опекуны детей могут уходить в декрет, тратить маткапитал и применять налоговые вычеты.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сделали табличку с правами опекунов и карточки со ссылками на законы: они могут пригодиться вам или вашим близким. Можно сохранить статью в закладки, чтобы вернуться к ней при случае.

Взять под опеку ребенка или взрослого человека

Как это работает. Опеку можно установить над:

  1. ребенком младше 14 лет, если у него нет родителей или они не заботятся о нем;
  2. ребенком, родителям которого еще нет 16 лет;
  3. взрослым человеком, если он из-за возраста или заболевания не понимает, что делает.

Детей можно взять под опеку, если они остались без попечения родителей — то есть родители умерли, лишены родительских прав, попали в тюрьму, пропали без вести или вообще неизвестны. Решение принимает орган опеки. Опекун берет ребенка в свою семью, приемных родителей дети могут звать мамой и папой, но это отличается от усыновления. Ребенок не меняет фамилию, у него остается статус ребенка-сироты и право на государственные льготы.

Опеку над пожилыми родственниками устанавливают, когда они теряют дееспособность: перестают узнавать близких, забывают, где находятся и какой сейчас день. Такие люди, как и малолетние дети, считаются недееспособными. Для важных решений и юридических действий им нужен опекун. Недееспособных родственников можно взять под опеку только после решения суда. Обычно родственники сначала обращаются в органы опеки, там им рассказывают о порядке действий и дают нужные бланки. Суд выносит решение, изучив заключение психиатра, — без его участия опеку не установить.

С опекой схоже попечительство. Его устанавливают, когда человек может сам принимать важные юридические решения, но кто-то должен это проконтролировать. Попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Можно стать попечителем для взрослого с психическим расстройством. Что предпочтительнее — опека или попечительство, — оценивают психиатр и суд. В семейных отношениях и опекуны, и попечители в основном имеют одни и те же права. Но если речь идет о договорах, правила меняются: опекуны сами подписывают все от лица подопечных, а попечители только дают на это свое согласие.

См. также:

Отказаться от опеки

Как это работает. Взять кого-то под опеку можно только по доброй воле, поэтому отказаться от нее можно в любой момент. Даже если подопечный — родственник, можно передумать и перестать быть опекуном. Достаточно обратиться с заявлением в орган опеки. Заявление должны принять: если опекун не хочет исполнять свои обязанности, заставить его никто не сможет. Орган опеки будет искать нового опекуна.

Орган опеки — это условное название. В разных субъектах РФ эти полномочия принадлежат разным органам. Где-то это государственные органы, где-то — муниципальные. Куда обращаться, можно уточнить в ближайшей администрации. Может быть так, что опеку над детьми будет курировать один орган, а над взрослыми — другой.

Пройти бесплатную психологическую подготовку

Как это работает. Всем, кто хочет стать опекуном, органы опеки обязаны предоставить психологическую поддержку и возможность пройти специальную подготовку. Это касается и тех, кто берет в семью детей, и тех, кто готовится опекать человека с психическим расстройством. Психологические курсы должны быть бесплатными.

Для тех, кто готовится взять ребенка в семью, это обязательное требование — они проходят школу приемных родителей. Отказаться могут только близкие родственники ребенка, которые оформляют над ним опеку, и те, кто уже имеет опыт усыновления или опеки над детьми. Близкие родственники — это бабушки, дедушки, родные братья и сестры. Однако и они могут бесплатно посещать школу приемных родителей, если чувствуют необходимость. В программу входят блоки не только по психологии, но и по юриспруденции, медицине. Можно выбрать любую школу независимо от прописки, например в Москве. Сертификат о прохождении школы прикладывается к заявлению в орган опеки вместе с другими документами.

Те, кто готовится оформить опеку над взрослым человеком, тоже могут пройти обучающие семинары и тренинговые занятия. Сертификат о прохождении подготовки можно подать в орган опеки вместе с заявлением. В правилах сказано, что он прикладывается при наличии.

Обращаться от лица подопечного в суд и другие госорганы

Как это работает. Опекуны считаются законными представителями подопечных. Это значит, что они вместо подопечных участвуют в различных юридических процедурах. Никакие доверенности им для этого не нужны. Полномочия подтверждает акт о назначении опекуна.

Например, затопило квартиру, которая записана на престарелого дедушку. Его сын, который оформил опеку над пожилым отцом, может сам подать в суд документы для возмещения ущерба. Или ребенок получил наследство — его приемная мама может сама пойти к нотариусу, чтобы ребенок это наследство принял.

Если ребенку нет 14 лет или гражданин признан полностью недееспособным, суд может на свое усмотрение привлечь их к рассмотрению дела. Если же ребенку уже есть 14 лет либо дееспособность ограничена частично, суд уже не может, а обязан это сделать. Это дополнительная форма контроля за тем, чтобы соблюдались интересы подопечных.

Некоторые действия в суде опекуны могут совершать только с разрешения опеки. Речь идет об отказе от иска, признании иска, заключении мирового соглашения, если при этом стоимость имущества подопечного может уменьшиться. Например, опекун хочет признать иск об отмене договора дарения, по которому подопечному подарили квартиру. Для такой процедуры понадобится участие опеки, потому что могут пострадать интересы подопечного.

Если другой стороной по делу является супруг опекуна или его близкий родственник, придется выписать доверенность на какого-то представителя. В этом случае опекун не может представлять в суде своего подопечного.

См. также:

Заключать договоры от имени подопечного

Как это работает. Опекуну не нужны доверенности, чтобы представлять интересы человека, которого он опекает: он и так его законный представитель. В отличие от попечителя, договоры опекун заключает сам. Попечитель только дает согласие на то, чтобы договор подписал его подопечный.

Например, мужчина оформил опеку над престарелой мамой и хочет оплатить ее лечение в платной клинике. Договор с клиникой он подпишет сам и от своего имени, указав, что действует в интересах мамы, потому что он ее опекун.

Тот же мужчина оформил попечительство над племянником, ему 15 лет. Договор с образовательным центром на платные курсы подготовки к ЕГЭ подпишет племянник, а попечитель даст на это свое согласие в письменном виде.

Опекунам и попечителям не нужна доверенность для подтверждения полномочий, только акт о назначении.

Закон установил ограничения: опекун не может, представляя подопечного, совершить сделку сам с собой, своим супругом или близким родственником. На дарение и передачу имущества в безвозмездное пользование это не распространяется, если дарит или разрешает пользоваться опекун. Дарить подопечному можно и квартиры, и машины, и книжки с игрушками.

См. также:

Распоряжаться деньгами подопечного

Как это работает. Опекун может тратить деньги подопечного в его интересах или как-то иначе ими распоряжаться — например инвестировать. Как это будет организовано и нужно ли договариваться с органом опеки, зависит от того, откуда деньги.

Пенсии, пособия, алименты, какие-то другие социальные выплаты, которые платят на содержание ребенка, опекун может тратить на эти цели свободно. Разрешение от органов опеки получать не нужно, хотя потом об этих расходах нужно будет отчитаться.

Опекун открывает для выплат на содержание подопечного специальный номинальный счет на свое имя. Никакие другие выплаты туда зачисляться не будут. Чтобы открыть счет, банку понадобится акт о назначении опекуна и информация о подопечном, разрешение опеки для этого получать не нужно.

Ограничений по сумме, которую можно снимать, нет, но раз в год до 1 февраля опекун должен отчитаться перед органом опеки о том, как потратил деньги:

К отчету прикладывают подтверждающие документы: квитанции, чеки. Расходы на еду, предметы первой необходимости и мелкие бытовые нужды подтверждать не надо, требовать таких подтверждений не имеют права.

Если у подопечного появляются доходы, например от сдачи в аренду записанной на него квартиры, такими доходами опекун тоже может распоряжаться, но с двумя условиями:

  1. Исключительно в интересах подопечного.
  2. С предварительного разрешения органа опеки.

Получается, даже если опекун хочет купить на эти деньги что-то полезное или организовать поездку ребенка в санаторий, сначала нужно будет получить от органа опеки письменное разрешение.

См. также:

Продать квартиру подопечного с разрешения опеки

Как это работает. Если у подопечного есть недвижимость, опекун может ее продать или обменять. Однако для этого необходимо получить разрешение органа опеки. Такое разрешение орган выдаст, только если убедится, что интересы подопечного не пострадали и его имущество не уменьшилось. Например, если квартиру поменяли на другую, с большей площадью, и подопечный стал ее собственником.

Случаи, когда такие разрешения выдают, а когда нет, меняются от органа к органу, поэтому лучше заранее узнавать, какая практика сложилась по вашему месту жительства.

Точно так же разрешение нужно получить, чтобы сдать в аренду или внаем квартиру или другое помещение, принадлежащее подопечному, оформить залог.

См. также:

Получать деньги за опеку каждый месяц

Как это работает. По умолчанию опека безвозмездная. Например, если сын берет под опеку пожилого отца или бабушка — внучку, которая осталась без родителей. Чтобы за опеку платили, нужно заключить с органом опеки договор. Заявление может подать любой человек, который может быть опекуном, но договоры заключают не со всеми. В субъектах РФ могут быть ограничения на то, кому опека оплачивается. Например, с родственниками могут не заключать договор о возмездной опеке — см. Кодекс Омской области о социальной защите, ст. 42. Хотя федеральный закон такого запрета не содержит.

Основная форма оплачиваемой опеки — приемная семья. В ней может быть не больше восьми человек, включая родных детей. Еще бывают патронатные семьи и другие виды возмездной опеки, для которых нет специального названия. На практике нередко опекой называют безвозмездную форму, а приемной семьей — возмездную.

Обычно оплачивают опеку над детьми, но закон не запрещает оформить ее, если подопечный — взрослый. Уточняйте требования в органе опеки: подайте письменное заявление, чтобы получить подробный ответ со ссылками на законы.

Сначала орган опеки должен вынести решение о том, что кандидат назначен опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно. Это указывается в акте о назначении опекуна. На его основании через 10 дней должен быть заключен договор о возмездной опеке, обычно — о приемной семье. Если орган опеки отказывается заключить договор и платить деньги, можно обратиться в суд — и получить компенсацию за то время, пока выплат не было.

Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и дополнительные выплаты, размеры определяют региональные законы. Например, в Саратовской области платят 5404 Р в месяц, если детей меньше трех, и 10 808 Р в месяц, если детей трое или больше. На каждого ребенка доплачивают по 1601 Р в месяц. Еще есть льготы на коммунальные услуги, медикаменты, оплату сотового телефона — компенсации приемный родитель получает на свой счет. Есть и другие доплаты.

Даже если опека обычная, а не возмездная, есть возможность получать каждый месяц деньги от государства — за счет региональных пособий. Их платят в зависимости от политики и обеспеченности субъекта РФ.

В Москве на одного ребенка до 12 лет платят 17 424 Р в месяц, а от 12 до 18 лет — 23 232 Р . Если в семье много детей или ребенок с инвалидностью, выплаты выше.

Бесплатно жить в квартире подопечного

Как это работает. Опекун ребенка должен жить вместе со своим подопечным. Если под опекой взрослый человек, строгого требования нет, но совместное проживание приветствуется. Так опекун может ухаживать за подопечным, следить за его повседневными делами и помогать.

Опекун может забрать подопечного к себе, а может и переехать к нему, если у того есть квартира или жилой дом. Это должен разрешить орган опеки — и вписать в договор.

Действуют два правила:

  1. Право бесплатно жить в квартире подопечного опекун получает вместо вознаграждения по договору опеки.
  2. Для этого должна быть причина. Например, опекун живет далеко от подопечного.

Опекуны не получают прав члена семьи, когда переезжают к подопечному и прописываются у него. То есть у них не появляется право участвовать в приватизации квартиры. Одна опекунша так сделала, а потом суд признал договор приватизации недействительным.

Получать пособие по уходу за подопечным — инвалидом или престарелым

Как это работает. Пенсионный фонд платит пособие тем, кто ухаживает за инвалидами и престарелыми людьми. Оно приходит вместе с пенсией по инвалидности или по старости. Дальше пенсионер сам передает пособие тому, кто за ним ухаживает. Или не передает — как захочет.

Читайте также: