Что нужно учителю для работы

Обновлено: 19.05.2024

Меня зовут Елена Фомина, и я — молодой учитель английского языка в государственной школе. В профессию пришла сразу после окончания вуза и влилась, как говорится, по полной. 33 часа в неделю — это вам не шутки. Услышав о такой нагрузке, знакомые учителя cочувственно качают головой. Я же нервно улыбаюсь, радуюсь отсутствию классного руководства и тихо мечтаю об отпуске.

Денежный вопрос

Моя заработная плата составляет ₽ 21 514. Это без вычета подоходного налога. Обещали прибавить ежемесячную выплату в размере ₽ 900 — за то, что я молодой специалист. Но пока я даже понять не успела, получаю ли я ее. Спасает небольшое репетиторство — моя отдушина, то, что не дает окончательно выгореть. И конечно, помощь близких. Иначе преподавание — настоящая игра на выживание.

О том, как дорого собрать в школу ребенка, особенно первоклассника, знают все. А вот то, что касается молодого учителя

Канцелярия. На канцелярию мне не пришлось сильно тратиться, так как на конференции молодым специалистам подарили ежедневники и ручки. Но пришлось приобрести и другие канцелярские принадлежности, которые обошлись мне в ₽ 665. Классный журнал был приобретен исключительно для своего удобства: в школе давно перешли на электронный.

Принтер. То дополнительный материал распечатать, то рабочие программы. Заправка такого принтера достаточно бюджетная — ₽ 300. Но обошелся он мне в ₽ 10 835.

Учебники. В школьной библиотеке я получила лишь часть из них, а о рабочих тетрадях и книгах для учителя вообще молчу. Так как работать с электронными вариантами мне неудобно, я за свой счет приобрела часть учебников и рабочих тетрадей на сумму ₽ 4 460. Сюда также необходимо прибавить еще 4 тетради, заказанные в других местах, — ₽ 576 и ₽ 700.

Одежда. Юбка, лонгслив и брюки обошлись мне в ₽ 6 606. Больше ничего покупать не стала, так как в целом мой гардероб подходит для школы.

Итого вышло ₽ 23 832. Можно сказать, что первую свою зарплату я уже потратила и от второй тоже кусочек отщипнула.

Дети в школе не знают практически ничего, что хоть как-то связано с английским языком

Да что уж там: читать не умеют. Помнится, это открытие повергло меня в шок. Вот я-то приду и как научу! Только на практике все оказалось совсем иначе. 33 часа в неделю, огромные классы, откровенно слабые дети. 25 второклассников. За эти 4 месяца работы я разве что с бубном не плясала: то домашнее задание стабильно не выполнено, то на уроке ворон считаем и упорно занимаемся своими делами. Так и не научившийся толком читать ребенок переходит из класса в класс.

На выходе его знания равны нулю, потому что английский — это не география, которую в принципе можно начать учить с середины и хорошо справляться. Если нет базы, то и дальше, к сожалению, ничего не выйдет. Лично я пришла к такому выводу: школьное обучение языкам носит ознакомительный характер. Вижу только один выход: найти хорошего репетитора или частную языковую школу для регулярных занятий.

Почему воспитанием лучше заниматься родителям

Контингент в моей школе самый разнообразный: бывшие воспитанники детских домов, дети из неблагополучных семей, просто сложные и педагогически запущенные. Не обошлось и без главного нарушителя спокойствия. Прирожденный манипулятор, прекрасно чувствующий слабые места окружающих и умело играющий на нервах. Недаром почти весь класс вожделенно заглядывает ему в рот.

Когда в сентябре мы решили вызвать в школу бабушку, с которой он живет и воспитывается, стало понятно все. Бабушка краснела и показательно ругала внука, а тот лишь нагло ухмылялся и умудрялся нахамить еще и ей. И это при всем коллективе педагогов! Бабушка нервно повышала голос, краснела еще сильнее, но сделать ничего не могла. В сторону матери и вовсе реакция чаще нецензурная. Но и маме до него дела нет: она родила шестого.

Я плохо помню, что такого он мне наговорил в очередной раз, пока я объясняла тему. Но зато темноту в глазах и ощущение, что я себя уже не контролирую, помню хорошо. От испуга я вылетела из кабинета и долго плакала в подсобке, искренне не понимая, что я успела ему сделать. Зато в тот момент осознала, что движет учителями из множества скандальных интернет-историй: постоянные издевки способны извести любого. Это и стало последней каплей. Решился вопрос банально: мальчика поставили на внутришкольный учет, обязали посещать психолога и семейные курсы.

Поведение по большому счету осталось прежним, но, немного осознав серьезность ситуации, он поутих. Но особого эффекта, я думаю, ждать не стоит. Ведь если у парня нет мужского воспитания, нет маминой любви и заботы, осознания, что такое семья, отсутствуют базовые ценности, нормы поведения и общения, то что можем сделать мы, простые учителя?

Бабуля решает, а Вася сдает

Пришел на урок мальчик Вася — и снова у него нет учебника. В другой раз премило беседует с соседом по парте. В ответ на замечания получаю ухмылку и пустой взгляд в никуда. Иду к завучу, чтобы выяснить причину поведения. И тут выясняется, что еще с начальной школы домашние задания за мальчика делала его бабуля. Он приходил со школы, ел и ложился спать: устало ведь дитятко! А бабушка тихонько открывала ранец и вспоминала школьную программу, старательно копируя почерк внука.

Учитель, который орет

Проходила практику в популярной гимназии. Раннее утро. Обычный 7-й класс: активные, непоседливые дети. Учитель любезно усадила меня за последнюю парту, и урок начался. С крика. Еще не успев переступить порог кабинета, она рявкнула так, что я подпрыгнула. Ощущения, конечно, не из приятных. Эти бесконечные 40 минут я не могла отделаться от чувства, что это я в чем-то виновата. На месте этих детей я уже просто от страха не смогла бы выдать ничего связного, что уж говорить о тех, кто вдобавок ничего не выучил.

Следующим уроком была физика. Оказалось, что у детей по плану была лабораторная работа. Тут я вздрогнула еще раз, потому что помню, как это шумно. Встретила нас преподаватель — очень миловидная молодая дама. Она принялась объяснять, как выполнять работу, а дети тихонько слушали. Затем принесла необходимый инвентарь: металлические шарики, какие-то неизвестные мне приборы. Дети буквально преобразились: работу выполняли тихо, шепотом обсуждали что-то с напарниками. А если нужно было задать вопрос, то они спокойно поднимали руку, и преподаватель подходила к ним. Вдобавок она не повысила голос ни единого раза за весь урок. Я собственными глазами увидела любовь к детям и взаимное уважение.

Была на маникюре и никак не могла определиться с цветом

Неочевидные, но существующие права учителя

Педагог имеет право не отпускать ученика в туалет, так как несет за него ответственность. Если со школьником что-то произойдет, учитель будет отвечать.

Учитель имеет право не исправлять оценки ученика, даже если тот очень просит и принес сочинение, доказанную теорему или реферат на 20 страниц.

Учитель может повышать голос на класс, если при этом никого не оскорбляет и не переходит на личности. Другой вопрос — надо ли?

Может писать докладную как на отдельного ученика, так и на весь класс в целом.

Имеет право прервать занятие ради приглашения директора.

Если в образовательном учреждении не соблюдается закон, учитель может обратиться за помощью в соответствующий орган и получить моральную или материальную компенсацию.

Педагог сам выбирает день для консультаций родителей и учеников и имеет право отказать в разговоре, экономя свое время.

Имеет право еще и на написание жалобы как на руководство школы, так и на родителей, если на то есть обоснованные причины (оскорбление, шантаж, угрозы).

Как я признала свою ошибку

Конечно, на следующий день я ребятам сказала, что оценки выставила только тем, кто не сделал задание. Но, думаю, у ребят впечатление осталось. Поэтому после слов родителя мне стало очень стыдно. Я извинилась и объяснила ситуацию. Мы проговорили, что это было один раз и больше не повторится.

Как мы превращаем детей в роботов

Самая большая ошибка, которую родители совершают в воспитании

Как правильно проявлять любовь к ребенку

Но порой мы во всех этих стараниях забываем тратить на ребенка свое время и, главное, проявлять любовь. Мы делаем с ним уроки, вдалбливая материал, который он пропустил по невнимательности. Готовим ужин, помогаем собирать портфель, едем на выходных в загородный комплекс, чтобы показать ребенку лошадей или хаски.

Но важно еще говорить ребенку о любви и проявлять ее и мелочами, действиями. Ребенку минимум 3 раза в день нужно говорить, как вы его любите, чтобы он рос уверенным в себе и не забитым. Особенно часто сложности с этим бывают обычно у пап, которые считают, что мужчина не должен проявлять ласку. Так отец отдаляет от себя ребенка, а если он хочет стать авторитетом, то и любовь тоже проявлять нужно. Рассказывать, что вы любите его не за что-то, а просто так.

Бонус: изнанка работы учителем — дневник моей подписчицы

1 сентября. Жуть как страшно! Переезд, новая школа, новые дети, новый коллектив. Ноги подкашиваются.

2 сентября. Вчерашний день прошел хорошо. Детки хорошие, только больно уж шумные. Начальство хорошее. Отвечает на все мои вопросы, во всем помогает. Спасибо.

10 сентября. Первые проблемы. И главное, кто? Поварихи! Истеричные поварихи, которые старше меня всего на пару лет, орут на меня ультразвуком за то, что я что-то там не дописала в электронном журнале! Пойду спрашивать у начальства, как и что заполнять.

5 октября. День учителя. А по совместительству еще и мой день рождения. Нет, все-таки хороший у меня класс, замечательный. Поздравляют с днем рождения еще с утра, по телефону. День прошел отлично. Пожаловалась молодой коллеге на неразделенную любовь с физруком, который первым начал подкатывать, а сейчас дает старт назад. Секретничаем.

6 октября. Физрук опять проявляет знаки внимания. А можно немножко определенности?

8 октября. Физрук затих. Ну все, нет так нет.

4 ноября. КОК провалился. Директриса в очередной раз наорала на всех ультразвуком. Неправильно сделали КОК. Ничего не нужно было в интернете искать, завучи должны были доходчиво объяснить, что это такое и как это делать. Завучи получили сполна. Мы тоже. Предыдущие учителя наших классов — тоже. Им-то за что? Всем урезали зарплату на ₽ 15 000. Нам — потому что неправильно сделали КОК. Завучам — потому что не объяснили. Бывшим учителям наших классов — да просто так.

15 ноября. Впервые в жизни заболело сердце. Заболело сильно. Пошла в медпункт, накапали корвалол. Полегчало.

22 ноября. Вышла на больничный. Слава богу, хоть отосплюсь, восстановлю нервы.

1 декабря. Многое обдумала. Иду увольняться. Боюсь сама не знаю чего. Жутко устала от всего. Часовой разговор с директором. Не так страшно, как я ожидала. Но теперь я свободна. Господи, иду домой, нет, несусь вприпрыжку, сияя счастьем. Больше меня никто не посмеет унизить. На мое счастье, директор попросила не выходить на 2 недели отработки после увольнения. Это же счастье!

10 декабря. Узнала от бывшей коллеги, что КОК состоялся во второй раз. Наорали на всех пуще прежнего. Будет еще один. Бог отвел меня от еще одного унижения. Слава тебе, Всевышний!

2 ноября 2020 года. Я — репетитор по английскому языку. Никаких подобных проблем у меня и в помине нет. Неадекватные родители, начальство, поварихи, физрук, дети, головные боли, срыв голоса, болезни сердца остались далеко в прошлом. Никаких сбоев в электронной системе, никому никаких денег не должна, никто не обвиняет в кражах, не орет ультразвуком, не унижает. Ни единого разочка не пожалела о том, что уволилась. Скучаю ли я по детям? Да, очень. Хотелось бы вернуться? Ни за что.

А ваши дети ходят в школу? Вас устраивает качество современного образования?

Что собой представляет профессия учителя начальных классов

У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.

Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.

Чем занимается учитель начальных классов

Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.

Обязанности

Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:

проведение уроков в соответствии с принятыми программами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);

разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;

составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;

проверка усвоенных учениками знаний;

индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);

беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;

охрана жизни и здоровья детей во время обучения;

оказание доврачебной помощи;

ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);

обеспечение хранения тетрадей;

контроль посещаемости и успеваемости;

ведение установленной документации;

подготовка и сдача отчетов руководству;

проведение родительских собраний;

участие в педсоветах, семинарах;

регулярное повышение квалификации;

соблюдение локальных нормативных актов.

Что преподает учитель начальных классов

В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.

В младших классах изучают:

В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.

Где может работать

Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.

Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.

Личностные и профессиональные качества

Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.

Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:

терпение и уравновешенность;

умение урегулировать конфликт;

способность быстро принимать решения;

Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:

знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;

уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;

изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;

овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;

обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

нормативные акты о воспитании ребенка;

конвенция о правах ребенка;

основы профессиональной этики;

узкоспециализированные знания по предмету;

приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Какое образование должно быть у учителя начальных классов

Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.

Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Где получить образование учителя младших классов

Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.

Высшее учебное заведение

Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).

Колледж

Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.

Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.

Курсы

Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.

В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

работа учителем без педагогического образования

Как стать педагогом? Варианты

Как стать учителем

Designed by gpointstudio/Freepik

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Все самое важное о профессии учителя: куда пойти учиться, специальности, плюсы и минусы

Пусть это прозвучит банально, но профессия учителя — действительно не про род деятельности, а про призвание. Если человек терпелив, тактичен, лоялен к чужому мнению, даже если оно не совпадает с его собственным, умеет находить подход к другим людям, особенно детям, способен без раздражения и лишних эмоций повторять одну и ту же информацию несколько раз и при этом сам любит и умеет учиться, то у него есть все шансы стать отличным педагогом и добиться хороших результатов в данной сфере.

Тем не менее одних только выдающихся личностных качеств недостаточно. Чтобы нести знания другим, необходимо и самому многое знать и уметь, а для этого важно получить фундаментальное образование. Куда поступать на учителя? Какие специальности подразумевает эта профессия? Какие в ней есть плюсы и минусы? Ответы на эти и другие вопросы ищите в этой статье ФАН.

Тяга к знаниям была у человека всегда. Так, у первобытных людей она носила сугубо практический характер и помогала выжить в непростых условиях дикой природы — старшие члены общины передавали младшим свой бесценный опыт, рассказывая, как правильно использовать палку-копалку, обрабатывать шкуры, строить и утеплять жилище, пользоваться огнем, охотиться на мамонта в конце концов.

Сегодня учитель — уважаемая профессия, престиж которой, к счастью, потихоньку начинает возрождаться. Ее важность осознается не только родителями и детьми, но и признается на самом высоком государственном уровне. К сожалению, в большинстве регионов средняя зарплата остается удручающе низкой, и учителя продолжают зарабатывать непозволительно мало, из-за чего специалисты стараются перебираться поближе к столице, где есть возможность получать ощутимо больше. Однако в последнее время наметилась явная тенденция к улучшению ситуации, и в силу вступают различные государственные программы поддержки, призванные привлечь квалифицированные кадры в регионы и повысить привлекательность профессии в глазах выпускников школ. Льготная ипотека, гранты и премии за разработку собственных образовательных методик, дополнительный отпуск сроком до одного года для учителей, проработавших более десяти лет — вот лишь неполный перечень мер поддержки специалистов в области образования.

Невысокие зарплаты — один из минусов профессии учителя

Описание профессии, требования к кандидатам

Учитель — это человек, обладающий глубокими познаниями в области педагогики, владеющий методиками преподавания, разбирающийся в своем предмете и в детской психологии. Однако педагог это не только наставник, но и пример для подражания, непререкаемый авторитет и друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и быть уверенным, что он выслушает, поймет, поддержит и не отвернется в трудную минуту.

Какими же еще важными качествами должен обладать настоящий Учитель с большой буквы?

  • стрессоустойчивость;
  • умение слушать и слышать;
  • безусловная любовь к детям;
  • коммуникабельность;
  • эрудированность;
  • подкованность в сфере современных технологий;
  • умение преподносить информацию интересно и в доступной форме;
  • самодисциплина и высокий уровень ответственности;
  • наблюдательность;
  • любознательность и стремление узнавать новое;
  • способность находить оптимальный выход из трудных и конфликтных ситуаций.

Что же касается обязанностей учителя, то они прописаны в должностной инструкции, разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

К основным относят:

  • обучение и воспитание детей в рамках существующего образовательного стандарта;
  • разработка и подбор учебных и методических пособий;
  • достижение учениками хороших результатов в ходе образовательного процесса;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья подопечных во время их нахождения в стенах учебного заведения;
  • оценка эффективности обучения и контроль успеваемости;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • постоянный контакт с родителями или законными представителями ребенка.

Учитель — профессия ответственная

Учитель — понятие довольно общее, а между тем эта профессия предусматривает несколько специальностей, с которыми нужно ознакомиться, чтобы выбрать ту, что действительно по душе и может стать настоящим призванием. Итак, разберем каждую немного подробнее.

Педагог-предметник работает с учениками средней школы

Как стать учителем

Многих родителей и будущих абитуриентов волнует вопрос, куда поступать на учителя и возможно ли начать получение профессии уже после 9 класса. Здесь все зависит от выбранной специальности. Если человек имеет желание работать с детьми младшего школьного возраста, то для того, чтобы стать учителем начальных классов, ему будет достаточно среднего специального образования.

Если же будущего педагога интересует одна из других перечисленных выше специальностей, придется дождаться окончания 11 класса, сдать ЕГЭ и только потом поступать в высшее учебное заведение. Можно сразу пойти в профильный педагогический вуз или на соответствующий факультет вуза по интересующей специальности. Например, Московский государственный университет готовит преподавателей-лингвистов, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма выпускает квалифицированных учителей физкультуры, выпускники медицинских вузов успешно преподают биологию, а инженеры — математику и т. д.

Если вы не имеете высшего педагогического образования, но решили сменить сферу деятельности и посвятить себя педагогике — такой шанс у вас есть. Достаточно будет пройти и успешно окончить курсы профессиональной переподготовки кадров, и вперед — дарить знания молодежи.

Профессия учителя: плюсы и минусы

Быть педагогом — здорово, очень ответственно и непросто. Пришла пора поговорить о сильных и слабых сторонах этой замечательной профессии.

К неоспоримым преимуществам можно отнести:

Недостатки в профессии, конечно, тоже есть, и их обязательно нужно принимать в расчет, решая стать учителем:

Читайте также: