Что нужно для собеседования на работу в первый раз

Обновлено: 14.05.2024

Каждый поиск работы включает в себя такую процедуру, как собеседование. Ваша задача на собеседовании произвести на работодателя благоприятное впечатление и подтвердить свои компетении, заявленные в резюме. Поэтому, отвечая на вопрос о том, "Как пройти собеседование?", самое главное понять, что к собеседованию можно и нужно готовиться.

Место будущей работы

В первую очередь, нужно уточнить, в какую организацию вас приглашают работать и постараться найти максимум информации о ней в интернете. Если вы при разговоре скажете, что много читали о компании и хотите работать именно в ней, это будет большой плюс к вашей кандидатуре. Очень часто я прямо задаю вопрос к соискателю: почему вы выбрали именно нашу компанию? Осведомленность в этом вопросе имеет большое значение.

Внешний вид

Второй пункт подготовки к удачному собеседованию – выбор одежды. Поверьте моему опыту, первое впечатление очень важно. Любая мелочь: как вы одеты, как входите в кабинет, держите ли спину ровно, чувствуете ли себя уверенно – все это влияет на решение кадровика.

Вы должны выглядеть опрятно, представительно, желательно, чтобы это был деловой стиль. Джинсы и кроссовки точно не подойдут.

Примеры удачного внешнего вида:

Особое внимание нужно уделить запахам.

Не курите перед встречей, не пользуйтесь духами с резким запахом. Это очень раздражает.

Перед тем как войти в кабинет, спрячьте все лишнее в сумку, отключите телефон, достаньте необходимые документы, чтобы потом не искать их в сумке. Лишние телодвижения сейчас не к чему.

Список документов, которые обязательно взять с собой

Что касается документов, их необходимо подготовить заранее. Можно сделать ксерокопии, чтобы сэкономить время вам и эйчару:

  • паспорт;
  • резюме (сделайте сразу несколько экземпляров);
  • трудовая книжка (оригинал или копия);
  • документы, подтверждающие ваше образование; если ы заканчивали дополнительно какие-либо курсы, возьмите эти документы тоже;
  • все документы, которые работодатель попросил принести;
  • обязательно ручку и блокнот для себя.

Чаще всего на собеседовании я прошу кандидата рассказать о себе, поэтому подготовьте небольшой рассказ минуты на две-три . Желательно не пересказывать резюме, а сделать упор на своих знаниях и достижениях. Продумайте сильные стороны, покажите себя в самом выгодном свете.

Ни в коем случае не критикуйте свое предыдущее начальство и сотрудников.

Перечень вопросов, которые чаще всего задаются на собеседовании

Постарайтесь продумать ответы на эти вопросы заранее, особенно касательно зарплаты.

  • Почему вы уволились?
  • Какой уровень зарплаты вас устроит?
  • Какие ваши сильные и слабые стороны?
  • Почему мы должны взять именно вас?

Отвечайте максимально искренне, не лгите – ложь чувствуется сразу.

Конечно, тема прохождения собеседования очень обширна. Здесь сказано основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Если Вы хотите более подробно изучить этот вопрос (например, когда вам предстоит очень важное собеседование на высокооплачиваему работу), рекомендуем ознакомиться с подробной статьей о том, как пройти собеседование.

Главный секрет удачного собеседования – уверенность в себе. Вы должны четко понимать, что вы хотите, и выяснить, чего хотят от вас. Не надо нервничать, подлизываться, приносить пирожки (поверьте, такое тоже было).

Будьте собой, и собеседование пройдет на ура.

Спасибо, интересно, а можно подробнее про рассказ о себе на собеседованиИ?

Обязательно готовьтесь к собеседованию! Понимаю, что если вы находитесь в активном поиске работы, то вам приходится ходить на несколько собеседований ежедневно, но к каждому из них следует знакомиться. Почитайте информацию о компании, составьте пару вопросов, чтобы показать, что вы заинтересованы работой именно в этой компании. При подготовке выпишите свои лучшие. Читать далее

Вакансия выбрана, резюме и сопроводительное письмо отправлено и вы уже ждете приглашение на собеседование с потенциальным работодателем. Однако, не стоит забывать и о еще об одном испытании — телефонном интервью. Как сделать так, что телефонный разговор произвел нужное впечатление и обернулся успешным трудоустройством? Просто прислушайтесь к нашим советам. В телефоном. Читать далее

Как пройти собеседование и выиграть его? Основывавясь на личном опыте и знаниям сделала руководство, которое возможно кому-то будет полезным: 1. Поиск работы Приготовьтесь к тому, что поиска работы это тоже работа. 2. Структура собеседования на работу Структура собеседования может быть двух видов - первая, когда вы ведете, вторая - когда вас ведут. Структура собеседов. Читать далее

Главное подготовиться. Узнайте его формат. С кем будете проходить его. И далее составьте план. Подумайте над вашими сильными сторонами. Рассмотрите варианты предложение для компании. Подумайте над перспективами.

​КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СОБЕСЕДОВАНИЮ

✔️ Подготовьте блокнот или ежедневник, который возьмете на собеседование.

✔️ Изучите сайт компании - все разделы; погуглите информацию о компании; почитайте соцсети компании, если они есть. Ищите интересные для себя моменты. Отмечайте в блокнот, если возникают какие-то вопросы о компании.​

✔️ Еще раз изучите описание вакансии, на которую вас пригласили. Сопоставьте каждую графу требований со своим предыдущим опытом, вспомните наглядные примеры, подтверждающие этот опыт. Запишите в блокнот вопросы, которые остались после прочтения вакансии. Например - “почему открыта вакансия?”, “какой состав отдела?” и т.д.

✔️ Позаботьтесь о внешнем виде - в зависимости от сферы работы дресс-код для собеседования может быть разным - почти везде подойдет деловой кэжуал. В любом случае вы должны выглядеть очень опрятно - чистые волосы, аккуратные руки, отглаженная одежда и чистая обувь, для женщин - легкий макияж.​ ​

✔️ Рассчитайте путь до места встречи с запасом в 10-15 минут. Опаздывать неприемлемо. Если вдруг случился форс-мажор, обязательно звоните контактному лицу.

✔️ В день собеседования настройтесь на позитивную волну. Вы идете на переговоры, которые станут для вас новым опытом, независимо от результата. Улыбайтесь!

Как подготовиться к собеседованию

  • Изучаем вакансию и компанию.
  • Готовим презентацию.
  • Особое внимание уделяем причинам увольнения с последнего места работы.
  • Заранее узнаем, будут ли анкеты и тесты.
  • Готовимся отвечать на вопросы рекрутера.
  • Предупреждаем всех рекомендателей, что им могут звонить.
  • Продумываем свой внешний вид.
  • Берем с собой необходимые документы.

Как успешно пройти собеседование

  • Приходим немного заранее.
  • Убираем все лишнее. Отключаем телефон.
  • Обращаемся к рекрутеру по имени.
  • Отвечаем на вопросы рекрутера.
  • Сами задаем вопросы.

Что делать после собеседования

  • Показываем заинтересованность и желание получить работу.
  • Благодарим рекрутера за собеседование.
  • Узнаем следующие шаги (сколько этапов собеседования на эту вакансию, кто кому и когда звонит и т.д.).
  • Если есть желание, пишем рекрутеру письмо, в котором еще раз обозначаем все договоренности и благодарим за предоставленную возможность.

Приготовьтесь отвечать на вопрос: “Почему вы уволились с предыдущего места работы?” При этом не стоит ругать предыдущую компанию и ссылаться на токсичный коллектив и начальника-самодура, даже если это чистая правда. Лучше расскажите о том, что ваше увольнение связано с желанием расти и развиваться.

Обсуждая на собеседовании зарплатные ожидания, будьте честны. Не стоит соглашаться на зарплату намного меньше, чем вы хотели бы получать, надеясь, что очень вы получите прибавку как бесценный сотрудник.

Этот совет часто непросто выполнить, но все же - постарайтесь расслабиться. Воспринимайте собеседование не как страшный экзамен, который ни в коем случае нельзя провалить, а как беседу равных, где вы принимаете решение и оцениваете, насколько компания подходит вам.

Еще больше советов вы найдете в статье в блоге EdMarket “Как отвечать на типовые вопросы на собеседовании"

Изучите компанию и подготовьте свои вопросы работодателю. Составьте небольшой рассказ о себе, можете даже выучить его наизусть как стишок, но расскажите так, словно вы рассказываете в первый раз вот так уверено!

Ведите себя спокойно, постарайтесь не показывать своего волнения, хотя я понимаю, что оно будет. Поймите, что ваше волнение и неуверенность в себе будут выдавать дрожащий голос, руки, бегающий взгляд. И кстати, не отводите взгляд от потенциального руководителя! Не нужно прям без остановки смотреть в глаза, но и взгляд в сторону или в окно при рассказе о себе тоже будет неуместным. Если вы не смотрите в глаза, это показывает вашу неуверенность.

И вообще, просто пусть вас успокаивает то, что это не последнее место работы в вашей жизни, и если вы им не понравитесь, ничего страшного, найдете что-то другое. В общем настройте себя как-то.

Вместе с тем, можно подумать самой о том, какие вопросы могут быть заданы — про опыт работы, цели на этой работы. И, опять же, продумать на них ответы.

Я думаю, что идеально готовым быть к собеседованию, особенно если оно первое в жизни, невозможно. Может быть, возможно, но человеку, который прошёл не одно собеседование и который, например, что-то усвоил из статей о собеседовании и работе в целом.

Для того чтобы успешно пройти собеседование нужно научится себя грамотно "продавать", а для этого нужно знать ряд ключевых моментов ну и немного тренировки перед зеркалом. Ляно я скачал здесь курс и вуаля через две недели у меня новая работа и зарплату дали больше чем я рассчитывал.

Собеседование при трудоустройстве на работу является ключевым промежуточным звеном, выиграв которое потенциальный сотрудник может гарантированно получить вакантное место.

Сегодня мы расскажем о том, как легко выиграть любое собеседование и обойти всех конкурентов.

Как правило, при первом общении, директор или представитель компании пытается узнать общую информацию о потенциальном сотруднике. В большинстве случаев задаются вопросы, которые помогают выяснить, какой характер у кандидата – экстраверт или интроверт. От этого будет зависеть предполагаемая должность. Например, экстраверты больше подходят для общения с людьми, вторые отлично справляются с документами и прочей кропотливой работой.

Вторая уловка работодателя – выяснение развитости чувства собственного достоинства у кандидата. Конечно же, все работодатели хотят, чтобы сотрудники были уверены в своих силах, и способны всегда добиваться поставленной цели. Как правило, подобное качество
проверяется следующими вопросами:

Расскажите обо всех ваших достижениях на прошлой работе или учебе.
• Если человек имеет реальные достижения и чувство достоинства, он сразу же расскажет в подробностях обо всех успехах на прошлой работе.
• Потенциальный сотрудник с низкой самооценкой, будет просто стесняться или рассказывать не о чем.

Выяснив характер и самооценку, работодатель может задать еще несколько каверзных вопросов, направленных на установления реальной работоспособности кандидата. Таким вопросом может стать:
Расскажите обо всех факторах, которые повлияли на выполнение поставленных задач или планов компании:
• Сотрудник с реальным опытом будет говорить, что работал сутками напролет, чтобы выполнить план.
• Кандидат без хорошего опыта, будет рассказывать, что ему просто повезло.

Также директор компании может задать пару вопросов для выяснения степени ответственности кандидата. Это очень важно, особенно в крупных компаниях, где на каждого сотрудника возлагается серьезная ответственность. Таким вопросом может стать:
Вы знаете, почему одни сотрудники получаются большие деньги, а другие имеют маленькую зарплату?
• Уверенный и ответственный кандидат будет говорить, что любая зарплата зависит от опыта самого человека, его желания работать.
• Человек безответственный, просто скажет, что кому-то повезло больше.

Потенциальный кандидат в любую компанию должен четко выражать свои мысли, отвечать на все поставленные вопросы максимально коротко и понятно. Нельзя молчать или делать вид, что вопрос непонятен. Первичное собеседование имеет большое значение, пройдя его на
отлично, можно увеличить шансы на получение работы в разы.

Эту статью мы написали с Ольгой Романовой, карьерным консультантом сервиса Эйч от budu.jobs, руководителем отдела подбора и развития Ozon, а также направления graduate в MarHR. Вот ее фейсбук .

25% опрошенных испытывают страх перед собеседованиями, а 20% респондентов считают, что плохо презентуют себя и свой профессиональный опыт.

Мы расскажем, что делать до, во время и после интервью. Если вы входите в число тех, кто боится этого этапа отбора на работу, то надеемся, что после нашей статьи вы почувствуете себя увереннее.

Время на чтение: 8 минут

Что будет в статье:

Как подготовить рассказ о себе и ответы на вопросы интервьюеров

Как аргументировать увеличение вознаграждения

Как получить обратную связь при отказе

Бонус — промокод на карьерные консультации от Эйч

Что делать до собеседования

На каждую вакансию откликается несколько человек, и нельзя быть уверенным, что вы лучше остальных. Вашими конкурентами могут оказаться кандидаты с более релевантным образованием, большим опытом работы, крутым портфолио. Но у вас есть возможность проявить себя на собеседовании. Для этого нужно к нему подготовиться.

В этом разделе вы узнаете:

как подготовиться к собеседованию

Что следует изучить

Вашим преимуществом будет тот факт, что вы разбираетесь в том, чем занимается компания. Четко аргументируйте, чем вакансия привлекла внимание и что вы хотите получить от этой компании. Наниматели поймут, что вы следите за организацией и попали к ним неслучайно.

Этот блок о том, что следует изучить перед интервью:

что изучить перед собеседованием

Блог будущего руководителя. Если вы устраиваетесь в небольшую компанию, то сможете найти его самостоятельно. Если в крупную, то спросите рекрутера о вашем руководителе.

В блоге можно узнать больше о работе в отделе и ценностях руководителя. Например, если многие сотрудники ставят амбициозные цели и перерабатывают, то, скорее всего, этого будут ждать и от вас.

Агрегаторы статистики, результаты исследований рынка. С их помощью вы узнаете, какие позиции на рынке занимает организация и чем отличается от конкурентов. Это пригодится, если вас спросят о том, что вам известно о компании.

В нашей подборке инструментов для маркетолога вы найдете несколько ресурсов по веб-аналитике для изучения организации и ее конкурентов.

Подборки вопросов. Если вы недавно начали искать работу, то полезно почитать, о чем спрашивают кандидатов на вашу должность. На PMExercises вы найдете вопросы для продактов, а на Glassdoor — для других профессий. Также можете заглянуть в наши подборки вопросов:

Они помогут вам заранее подготовить ответы.

Вы узнали о компании, но и компания захочет узнать о вас. Для этого нужно продумать, что рассказать о себе, а о чем лучше не упоминать.

Как подготовить рассказ о себе

Вы не должны придумывать рассказ о себе, когда интервью уже началось. Так вы рискуете наговорить глупостей, а про важные достижения забыть. Подготовьтесь заранее с помощью наших советов:

как рассказывать о себе на собеседовании

Не дублируйте резюме. Нанимателям интересно услышать новую информацию, а не какой университет вы закончили. Например, вы устраиваетесь проджектом в компанию, которая работает с зарубежными заказчиками. Тогда можно поделиться, что вы ездили в Европу как волонтер и прокачали английский до С1.

Начните с главного. В первую очередь расскажите о последней работе, а историю про подработку на втором курсе университета оставьте на конец. Если этот опыт не соответствует вакансии, то расскажите, что ценного он вам дал и почему вы решили сменить вектор развития. Говорите о причинах вашей заинтересованности, целях, образе мышления и проектах, которыми гордитесь.

Говорите о результатах, а не обязанностях. Если вы — маркетолог, то поделитесь кейсом успешной рекламной кампании, в которой вы привлекли качественных лидов на 20% дешевле, чем обычно. Это интереснее, чем просто сказать об опыте работы с Google Ads.

Мы не рассказали про подготовку портфолио, так как у нас уже есть подробная статья о том, как описывать кейсы, чтобы пройти отбор .

В задании представьте, что вы рассказываете о предыдущей работе.

Задание

Что вы скажете рекрутеру?

Также полезно отрепетировать несколько вариантов рассказа о себе.

3-5 минут. За это время вы сможете рассказать обо всех местах работы: чем вы занимались, что вам дал этот опыт, какие главные достижения. Это обычная версия для разговора с рекрутером.

1 минута. За это время вы успеете рассказать о последнем месте работы и нескольких главных достижениях за все время. Минутная версия нужна для случая, если на собеседование пришел топ-менеджер, у которого мало времени.

В нашем телеграм-канале вы найдете промокод на скидку от h.budu.jobs . Специалисты проконсультируют по карьере, разберут резюме и портфолио, помогут спастись от выгорания.


Еще один бонус — подборка ресурсов, чтобы найти работу или опытного куратора в сфере IT.

После рассказа о себе вам будут задавать вопросы. К ним тоже лучше подготовиться заранее.

Как подготовить ответы на вопросы

В первом случае наниматели чувствуют, что человек не до конца честен. Во втором — сомневаются, а не был ли кандидат виноват? И даже если нет — команда не захочет работать с ворчуном.

как отвечать на вопросы рекрутера

Иногда на интервью кандидата просят поделиться мнением о ситуации или оценить поступок другого человека. Это проективные вопросы, и мы написали статью о том, как на них отвечать.

Не ругайте старую работу. Если у вас не задались отношения с предыдущим руководством, интервьюерам не стоит знать это в подробностях. Они могут решить, что проблема в вас, особенно если вы отзываетесь о старой работе исключительно негативно. Сошлитесь на причины, по которым произошло именно так: изменения в роли, реорганизация, разный взгляд на ваше развитие.

Если не дать отрицательную оценку невозможно, то не забудьте отметить и хорошее. Допустим, вы уволились из-за овертаймов, но при этом работали в классной команде.



В компании вечно был бардак. Но мои попытки объяснить СЕО, как наладить процессы, оказались бесполезны. Как хорошо, что у вас не так!


Накопилась усталость от бесконечных овертаймов. Началось выгорание, от которого не спас даже отпуск. Команда была классная, мне удалось многому научиться, но дальше жить в таком режиме было нельзя.

Бесплатный профориентационный курс

За 5 часов вы определите свою профессию в IT

Не утаивайте факт увольнения. Если так случилось, то лучше ответить о причине поиска новой работы честно. Это способ показать работодателю, что вы исправляете недостатки, из-за которых вас уволили. Также это поможет избежать неловкой ситуации, если правда вскроется.




Теперь понятно, что вы делали три месяца. Да, каждому иногда нужен тайм-аут. Вы не могли бы посоветовать менеджера из старой компании, который даст рекомендацию?



Мне не хватало времени и сил на то, чтобы совмещать работу и написание диплома. Постоянный стресс приводил к куче ошибок, а команде было трудно со мной работать. В результате меня уволили. Понимаю, что справедливо.


Последние три месяца ушли на защиту диплома, отдых и самообразование. Например, курс по юнит-экономике.


Не преувеличивайте свои достижения. Так вы рискуете не пройти испытательный срок из-за неправильных ожиданий и навредить своей репутации. А если будете говорить честно, то менеджер выстроит план, как будет вас учить.


Спасибо за рассказ о себе. Удивительно, у вас всего лишь год опыта, но судя по навыкам, которые перечислили, уровень мидла.





Да, через меня прошли пять новичков. Первый опыт был неудачный, сотрудник ушел через месяц. Оказалось, что ему не хватило поддержки, и он думал, что не справляется. Мне же казалось, что я критикую справедливо.



Не грузите рекрутера терминами. Он — специалист в другой сфере, и может вас не понять. Поэтому отвечайте конкретно и кратко, термины объясняйте простыми словами, а подробности добавляйте если спросят.





Да. В прошлом месяце был успешный кейс. Я тестировал баннер, который должен был увеличить конверсию из триала в оформление подписки. Получился отличный результат — рост конверсии на 25%.



Когда подготовите ответы на вопросы, то порепетируйте с друзьями. Пусть они не только послушают вас, но дадут рекомендации, как можно улучшить ответы. Либо запишите себя на видео и попробуйте оценить со стороны.

В статье Как побеждать на каждом этапе отбора в компанию вы подробнее узнаете, как рассказывать о себе и отвечать на популярные вопросы рекрутеров.

У вас спросят про зарплатные ожидания, поэтому важно знать, сколько на рынке стоят специалисты вашего уровня. В следующем разделе — зарплатные исследования и аналитические ресурсы.

Как сформировать зарплатные ожидания

Чтобы понимать, на что рассчитывать, вам следует оценить, сколько получают специалисты в вашей области.

Для этого необходимо изучить рынок. Мы собрали несколько зарплатных исследований:

Также зарплаты анализируют эти ресурсы:

Далее мы расскажем, как поступить, если вы заболели или опаздываете.

Как действовать, если опаздываете или не можете прийти

Объясняем, как не допустить ошибок, если не успеваете прийти вовремя или заболели.

Вы опаздываете. Если подозреваете, что можете опоздать, то предупредите заранее. При задержке дольше, чем на 15 минут, собеседование могут отменить или перенести. Тогда окажется, что не стоило бежать и нервничать.

Вы не можете прийти. При простуде лучше предложить перенести интервью в онлайн-формат. Предложить организовать в другой день тоже нормально, но есть риск, что за это время возьмут другого человека.

Наихудший вариант — просто пропустить встречу, не предупредив. Рекрутеры ведут базу, и вы рискуете получить комментарий, который навредит вашей репутации.

Многих беспокоит вопрос о том, как выглядеть на интервью. Мы выделили для этого следующий раздел.

Как выглядеть на собеседовании

Если кратко, то деловой костюм — не всегда универсальное решение, а пятно — не повод переносить собеседование.

Что надеть. Бывает, что в компании наличие дресс-кода зависит от отдела. Обычно эта информация есть на сайте компании. Если вы сомневаетесь, то уточните это у рекрутера.

В IT-компаниях обычно свободный стиль, и деловой костюм может выглядеть нелепо. Достаточно опрятной и немятой одежды. Чаще всего используются стили smart casual или просто casual .

Что делать, если на одежде пятно. Если возникла ситуация, что в метро вам посадили пятно на рубашку, то это не повод отменять собеседование. Вы можете попросить у нанимателей несколько минут на то, чтобы привести себя в порядок, либо перевести ситуацию в шутку. Пятно не повлияет на ваши профессиональные навыки, и работодатели это понимают.

Далее мы расскажем, как вести себя на собеседовании и обсуждать зарплату.

Что делать на собеседовании

Чтобы получить хорошую работу, недостаточно рассказать о себе, как о профи. Нужно произвести хорошее впечатление, чтобы с вами хотелось работать. Также важно договориться о достойном вознаграждении. Ведь жаль отказываться от идеального оффера из-за того, что вам назвали невысокую зарплату, а вы не решились ее обсудить.

В этом разделе вы узнаете:

как пройти собеседование

Как себя вести

Вы должны быть не только хорошим специалистом, но и приятным человеком. Нервный или излишне самоуверенный сотрудник может снизить продуктивность всей команды, поэтому важно показать, что с вами сработаются.

Чтобы показать себя с хорошей стороны, следуйте правилам:


Смотрите в глаза или объектив. Когда собеседник опускает взгляд, кажется, что он стесняется или говорит неправду. Однако не стоит уходить в другую крайность. Если сверлить интервьюера взглядом, то ему станет некомфортно.

Говорите вежливо. Некоторые кандидаты слишком стараются продемонстрировать уверенность в себе. Поэтому ведут себя дерзко, а обсуждая условия почти торгуются. Такого человека не хочется брать в команду.

Шутить на интервью обычно можно, но аккуратно и в меру. Но если вы претендуете на топ-менеджерскую позицию, то у собеседников день может быть расписан по минутам. Тогда лучше сосредоточиться на рассказе о достижениях.

Включите веб-камеру. Кому-то спокойнее говорить без нее, но собеседующему важно составить впечатление о новом человеке. Поэтому, даже если о камере ничего не было сказано ранее, наличие изображения подразумевается. Интервью без камеры понизит ваш шанс на оффер.

Не гуглите ответы. Ошибиться страшно, но когда вы печатаете или ищете в смартфоне — это всегда заметно. Лучше признаться, что вы не знаете ответа, но порассуждайте и предложите решение.

Не нервничайте. Здесь может помочь стакан воды. Во-первых, он избавит от сухости в горле, во-вторых — даст 30-секундную фору, чтобы обдумать ответ на вопрос. Это подходит и для офлайн-интервью.

Если вы найдете, чем занять руки, то не только отвлечетесь, но и решите проблему с жестикуляцией. Вы можете вертеть под столом браслет или кольцо, слегка потирать руки. Главное — не переусердствовать.

Некоторым трудно оценить себя в деньгах. Мы дадим несколько источников, которые помогут это сделать.

После того, как вы изучите данные о средней зарплате специалистов вашего уровня, будет легче обсуждать ваши собственные финансовые ожидания.

Как обсуждать зарплату

Кому-то бывает трудно говорить на собеседовании, что он заслуживает более высокого вознаграждения. Кто-то, напротив, использует неподходящие аргументы, и получает отказ.

Поэтому сначала мы дадим советы, как обсуждать зарплату. После этого вы узнате, что при этом говорить не стоит.

как обсуждать зарплату на собеседовании

Проговорите, чем отличаетесь от других кандидатов. У вас может быть специфический опыт, который будет полезен в компании. Например, если вы претендуете на место продакта в компанию, которая работает на скандинавский рынок, то год жизни в Швеции — очевидный плюс. Вы лучше понимаете менталитет, ситуацию в стране и учите шведский язык. Это пригодится при общении с заказчиками.

Попробуйте увеличить вознаграждение за счет бонусов. Некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы английского, фитнес, стол и кресло, или медицинскую страховку. Обсудите такие варианты. Будьте осторожны, чтобы не выглядело так, будто вы торгуетесь.

Читайте лучшие статьи о карьере в IT

Раз в неделю будем отправлять свежий дайджест вам на почту. Наc читает 12000 человек 🚀

При обсуждении зарплаты играют роль ваши навыки и опыт. Выберите аргументы, которыми воспользуетесь.

Задание

Ваше интервью подходит к концу, время обсудить зарплату. Что вы скажете работодателю?

Собеседование – это не просто важный и ответственный шаг, а первая возможность произвести впечатление на будущего работодателя

Даже если вы уже были на подобных встречах десятки раз, от волнения никуда не деться. Чтобы гарантировать успех, готовьтесь к собеседованию заранее. В этой статье мы поговорим о разных сценариях диалога при найме на работу и о том, каких ошибок нужно избегать.

Как подготовиться к собеседованию

деловой костюм

Сбор информации

Как только вы получили приглашение на встречу приступайте к информационной разведке.

1. Вернитесь к тексту объявления с вакансией. Подумайте о том, какого человека ищет работодатель и в каких профессиональных навыках и личных качествах он будет заинтересован.

Составьте список своих достоинств и черт характера. Продумайте реальные примеры того, как вы их проявляли в рабочей сфере.

2. Досконально изучите компанию. Познакомьтесь с будущим работодателем как можно ближе. Вы должны чётко понимать в чём суть проекта.

Обратите внимание на сайт компании, на отзывы в интернете. Просмотрите информационные статьи с её упоминанием. Некоторыми знаниями можно блеснуть на самой встрече (история создания, корпоративные ценности, главные направления в работе).

3. Выясните подробности. Когда и где будет проходить собеседование? Необходим ли дресс-код? Каким маршрутом удобнее добираться? В каком формате оно будет и с кем предстоит общаться?

Любая мелочь, которая придёт в голову, должна быть сформулирована и озвучена. Во-первых, это добавит уверенности. Во-вторых, вы проявите себя действительно как внимательный и заинтересованный во встрече человек.

Самопрезентация

1. Следующий шаг – это самопрезентация и репетиция. Примите тот факт, что вы будете продавать себя на встрече. Составьте короткий рассказ с акцентом на том, чем вы полезны компании.

2. Включите сюда упоминания о профильном образовании, курсах повышения квалификации, рабочих успехах, профессиональных планах. Откажитесь от рассказов про хобби и родных, если вас об этом не спросили.

4. Попрактикуйтесь в умении отвечать на типичные вопросы дома перед семьёй или зеркалом.

Возьмите с собой необходимое

Накануне проверьте список вещей, которые надо взять с собой. Если вход в компанию осуществляется через пропускной пункт, вам нужны документы.

Проведите работу над эмоциями

Если вы очень волнуетесь, проведите работу над эмоциями. Настройтесь на положительный лад и представьте, как изменится жизнь благодаря новой должности.

Вам также помогут простые методы расслабления: массаж, йога, тёплая ванна, любимый фильм. Старайтесь воспринимать собеседование не как экзамен или пытку, а как возможность заявить о себе и получить новые впечатления.

Внешний вид

Постирайте и погладьте одежду. Откажитесь от сильного парфюма, яркого макияжа и избыточных аксессуаров. Выбирайте наряд в нейтральных тонах. Само собой, надо быть выспавшимся, трезвым и не приходить к будущему начальнику со шлейфом перегара.

Как вести себя на собеседовании

бизнес-переговоры

1. Не опаздывайте, чтобы не продемонстрировать пренебрежительное отношение к работе. Не берите с собой группу поддержки. Это покажет вашу психологическую незрелость.

Не бойтесь визуальных контактов. Бегающие глаза или взгляды в пол создают впечатление скрытного и неуверенного человека. Спина должна быть ровной, а поза в кресле – сдержанной, но не закрытой. Не скрещивайте руки и ноги.

4. Следите за речью. Говорите уверенно и по делу, не откровенничая слишком много. Собеседование – это не монолог. Реплики сторон должны соотноситься 1 к 1 или 1 к 2.

Ответ на один вопрос не должен длиться более 2 минут. Говорите грамотно и даже не думайте о сквернословии. Не перебивайте работодателя во время разговора.

5. Помните про обратную связь. Обязательно задайте в конце вопросы, которые подготовили накануне. Так, вы выразите заинтересованность. Уточните про социальный пакет, нет ли задержек с зарплатой, какие перспективы карьерного роста. Если вы что-то не поняли, то спросите об этом напрямую. В конце уточните, как скоро ждать ответа.

Как отвечать на вопросы на собеседовании

ответ на вопрос

Чаще всего работодатели сами просят рассказать вас о себе, поэтому подготовленная самопрезентация будет как нельзя кстати. Однако формат интервьюирования тоже популярен. Все вопросы, которые HR-специалист может задавать на собеседовании, можно поделить на три части.

Вопросы о прежней работе и профессиональном опыте

1. Самый неприятный в этом списке вопрос о том, почему вы ушли с прошлой должности. Сформулируйте ответ корректно. Не вините начальство и не ругайте коллег, но при этом не принижайте самого себя.

Разумнее всего сослаться на сторонние факторы: необходимость переезда, ограничения по карьерному росту, невыплаченные бонусы, задержки зарплаты. О маленьком окладе лучше не упоминать.

Постарайтесь увести беседу в сторону того, чему вы научились на прежнем месте или что изменилось с того момента у вас в жизни в лучшую сторону. Будьте на позитивной ноте. Выскажите умеренное сожаление о расставании с предыдущим работодателем. Делайте акцент не на том, от чего вы бежали, а к чему вы идёте в данный момент.

2. Вас спросят о прошлых обязанностях. Не уменьшайте свою роль и перечислите все задачи, которые ставились перед вами. Упоминайте проекты, где принимали участие и расскажите о достижениях.

Могут спросить о том, сколько денег вы приносили компании. Узнайте точную цифру заранее, чтобы не выдумывать её.

Приведите конкретный пример с выводами о том, чему вы научились в итоге и как бы решили эту ситуацию сейчас.

Вопросы о будущей работе и об интересе к компании

3. Возможно, также спросят, кем вы видите себя в профессиональном плане через некоторое время. Обязательно при ответе упомяните плодотворную работу с этой компанией и назовите более высокую должность в ней (но не пост самого начальника или того, кто проводит встречу). Не нужно говорить о повышении там, где его не предполагается, или придумывать несуществующие должности.

4. Если на собеседовании спросили, что вы знаете о компании вообще, расскажите о её основных продуктах с акцентом на преимущества.

Отличный ход – поделиться своим видением, сразу внести креативные предложения. Высказать мысли о том, каким клиентам может быть полезен продукт. Если попросят описать минусы выпускаемой продукции, не бойтесь проанализировать ситуацию и копнуть глубже очевидных недостатков.

Если у вас запланировано ещё несколько собеседований, и вы сомневаетесь, то говорите, что готовы выйти через неделю. Объясните это тем, что вам нужно документально завершить процесс увольнения в предыдущей компании, и получить расчёт.

Личные вопросы

1. Скорее всего, вас спросят о сильных сторонах характера. Перечисляя положительные, упомяните трудолюбие, ответственность, обучаемость, адекватность. Забудьте о скромности, но при этом не пускайтесь в размышления, не подкреплённые примерами.

2. Обязательно спросят и о слабостях. Никогда не говорите, что у вас нет недостатков – это сочтут проявлением высокомерия. Озвучьте одну из тех личных проблем, которую вам удалось преодолеть или вы в процессе работы над ней.

Назовите минус, который сыграет на руку. К примеру, если вы тревожны, сделайте акцент на том, что это помогает внимательнее подходить к поставленным задачам. Самыми выгодными недостатками являются трудоголизм, перфекционизм, доброта.

3. Вопрос о семейном положении воспринимайте спокойно. Отвечайте на него правдиво, но без подробностей. Обычно такое спрашивают для понимания психологического состояния человека. Работодателю необходимо знать, не будут ли ваши отношения сказываться на вашей деятельности.

Стрессовое собеседование и каверзные вопросы

стрессовые переговоры

Для многих важнее видеть вашу креативность, стрессоустойчивость и умение импровизировать, чем услышать об этом. Нестандартные ситуации и хитрые вопросы используются для наблюдения за реакцией человека.

1. У вас могут спросить, что вы думаете о будущем начальнике, какими чертами должен обладать хороший руководитель и как выглядит идеальная компания в ваших глазах. Здесь не нужно лебезить, но и философские рассуждения не подойдут. Выделите 2-3 значимых фактора, важность которых сможете объяснить.

2. Если на собеседовании хотят проверить самокритичность, могут прозвучать вопросы, чем вы лучше других и когда ждать от вас первых выдающихся результатов. Ответьте, что не можете объективно оценить качества других кандидатов, но зато уверены в своих способностях. Касаемо результатов, скажите, что начнёте работать над ними сразу же после того, как вас возьмут.

3. Иногда рекрутеры используют специальные поведенческие стратегии. Они могут затягивать начало собеседования, чтобы проверить ваши эмоции (или, если вы претендуете на руководящую должность узнать, выясните ли вы причину задержки).

Во время вашего ответа HR-специалист может намеренно переключиться на телефон, канцелярский предмет, встать и подойди к окну. Сделать вид, что не обращает на вас внимание. Оставайтесь спокойным, сделайте паузу в разговоре и после продолжайте.

4. Ещё один вариант проверить на самообладание, и способность выполнить рутинную работу – заставить 3-5 раз переписывать анкету или текст.

5. Иногда собеседование проходит в грубой манере, но вы не должны теряться: сконцентрируйтесь только на вопросах и не обращайте внимания на критику.

Хочешь узнать подробнее о каком-то пункте статьи - переходи по ссылкам

Собрали самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие вопросы тебе могут задать и как на них отвечать. А ещё подскажем, как пройти собеседование онлайн, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф

Поиск работы в среднем занимает у россиян 6 месяцев. Однако эксперты говорят, что самый активный и перспективный период ‒ это первые два-три месяца.

Дальше наступает разочарование, как следствие ‒ выгорание и апатия.

К тому же мало кто может похвастаться финансовой подушкой, которая позволит комфортно жить полгода или больше.

Чтобы найти работу быстро:

  • Задействуй как можно больше каналов для поиска подходящей вакансии. Обращайся к родным и знакомым, подпишись на работные сообщества в соцсетях, обратись в службу занятости, размести резюме на джобсайтах и активно ищи вакансии
  • Составь хорошее резюме ‒ как это сделать, мы рассказывали
  • Пройди собеседование

Мы собрали для тебя самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие каверзные вопросы тебе могут задать и как на них отвечать.

Это ещё не всё. Современные проблемы требуют современных решений ‒ подскажем, как пройти собеседование удалённо, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф.

Почему отказывают соискателям

В 2021 году самой частой причиной отказа в приёме на работу стала зарплата: каждый третий соискатель хочет зарабатывать больше, чем предлагает компания.

Около 20% кандидатов на должность не подходят под требования вакансии.

На третьем месте по частоте ‒ отказы тем, кто не впишется в корпоративную культуру.

1

Бывает и так, что соискатели отказываются от работы сами ‒ например, из-за контроффера. Это происходит, когда приходишь с заявлением на увольнение, и тут-то у босса открываются глаза на твою незаменимость: тебе предлагают повышение зарплаты, карьерный рост и полцарства в придачу.

Около 5% отказов ‒ из-за возраста. В самом невыгодном положении ‒ те, кто младше 25 и те, кто старше 50. Самая востребованная возрастная категория ‒ соискатели от 30 до 35 лет.

Об этих причинах эйчары говорят открыто. Однако и у рекрутеров есть свои секреты. Например, Питер Янг, эйчар с пятнадцатилетним стажем, утверждает, что чаще всего отказывают по одной простой причине:

Да, вот так просто. Не то надел, не то ответил, не так себя вёл.

А теперь закрой соцсети, прогони кота и читай внимательно.

Зачем готовиться к собеседованию и как это сделать

Как показал наш опрос соискателей, 52% из них не считают нужным готовиться к собеседованию. И это большая ошибка.

Первое, что мы советуем сделать, ‒ собрать как можно больше информации о работодателе. Так ты поймёшь, стоит ли тратить на него время.

  • Существует ли компания на самом деле ‒ Госрегистр тебе в помощь
  • Чем занимается компания
  • Какие сложности в этой работе
  • Какие ценности в компании
  • Кто клиенты компании
  • Что изменилось за последнее время
  • Кто управляет компанией
  • Кто проводит собеседование

2

Кстати, эта информация поможет тебе правильно подобрать одежду для собеседования. Запомни, внешний вид ‒ это очень и очень важно.

Если твоя должность не предполагает работы с клиентами ‒ подойдёт любая чистая, незаношенная повседневная одежда. А если предстоит много общаться с клиентами или партнёрами фирмы ‒ постарайся произвести наилучшее впечатление.

Вот что на собеседование надевать нельзя:

А вот это подойдёт точно:

  • Одежда пастельных или нейтральных цветов ‒ чёрного, белого, бежевого, серого
  • Классические брюки или джинсы с джемпером или рубашкой
  • Офисное платье или блузка с юбкой
  • Вещи простого кроя, из натуральных материалов

И помни: одежда должна быть удобной, чтобы ты мог полностью сосредоточиться на разговоре с эйчаром и не отвлекаться на слишком узкие брюки или тесную рубашку.

Не забудь помыть и уложить (хотя бы причесать) волосы и почистить обувь перед выходом. Готово ‒ ты идеален.

О компании узнал, одежду подобрал ‒ самое время сосредоточиться на подготовке к вопросам эйчара. Начни с резюме, чтобы не путаться в собственных навыках или достижениях.

А затем подумай, как ответить на стандартные и не очень вопросы, которые тебе обязательно зададут на собеседовании.

Как вести себя на собеседовании, что говорить, а о чём молчать

Перед собеседованием стоит подготовить ответы хотя бы на эти 10 самых частых вопросов:

  1. Расскажите о себе
  2. Кем видите себя через 3 года (или 5 лет)?
  3. Почему уволились с прежнего места работы?
  4. Какие у вас слабые стороны?
  5. Чем можете гордиться?
  6. Какие ошибки допускали на работе?
  7. Почему хотите у нас работать?
  8. Почему мы должны взять вас на работу?
  9. Сколько хотите получать?
  10. У вас есть вопросы?

Мы не сможем дать готовые ответы на вопросы ‒ у каждого своя ситуация. Вот несколько советов, которые помогут тебе подготовиться.

Ответ на вопрос о зарплате тоже нужно готовить. В этом тебе поможет наша Статистика зарплат ‒ посмотри среднюю зарплату по стране и в твоём регионе.

Если есть опыт работы ‒ прибавляй 10-15%. Определи для себя нижний порог зарплаты.

И, кстати, учти ‒ если в вакансии говорится, что зарплата договорная, переговоры начнут с минимальной суммы. Какие аргументы ты приведёшь в пользу её увеличения?

3

Лучше скажи, что она тебе нравится или идеально подходит

  • Через пять лет я планирую дорасти до директора.

В планы на будущее советуем включать профессиональный, а не карьерный рост

Нет и нет, найди нейтральные причины для увольнения ‒ не было перспектив для роста, например

Это прямо фу. Лучше найди реальный, но несерьёзный недостаток и расскажи, как с ним борешься

Это ты мог и сам выяснить

О премиях спросить можно, но лучше задать вопрос о способах поощрения сотрудников

4

Кстати, задавать вопросы рекрутеру можно и нужно. Обязательно спроси:

  • Как вы оцениваете эффективность сотрудника?
  • Почему уволился предыдущий сотрудник?
  • Какие качества цените в сотрудниках?
  • Как помогаете сотрудникам развиваться?
  • Что могло бы убедить вас взять меня на работу?
  • Когда я узнаю о вашем решении?

5

Важно не только то, что говоришь, но и как себя ведёшь на собеседовании. Обязательно поздоровайся, реагируй на шутки, в конце интервью поблагодари за беседу ‒ это само собой разумеется.

В любом разговоре важны два компонента: речевой и неречевой. Неречевой компонент ‒ это поведение, жесты, мимика. Осознанно или нет, но все мы реагируем на язык тела ‒ иногда даже сильнее, чем на слова.

  • Улыбайся
  • Не скрещивай руки
  • Не прикасайся к лицу и волосам
  • Смотри собеседнику в глаза
  • Держи спину ровно
  • Пожимай руку энергично, но не слишком сильно
  • Не суетись

6

Мы знаем несколько приёмов, которые помогут успокоиться перед ответственным собеседованием.

Собеседование закончено, с тобой попрощались и сказали, когда сообщат о решении. Между прочим, если показали будущее рабочее место ‒ это хороший знак: скорее всего, твоя кандидатура получила плюсик.

Но если чувствуешь, что всё прошло не так, как хотелось ‒ попробуй написать фоллоуап.

Письмо follow-up пишут, чтобы напомнить о себе, задать вопрос, о котором забыли во время собеседования, и ещё раз поблагодарить за встречу. А ещё ‒ скажем честно ‒ такое письмо поможет выделиться среди других кандидатов.

7

А теперь о грустном ‒ что делать, если всё-таки на работу не взяли.

Во-первых, не отчаивайся. Мотивы работодателя могут быть абсолютно непредсказуемыми. Мы знаем случаи, когда соискателям отказывали:

  • Из-за внешности. Соискательница показалась работодателю слишком красивой ‒ будет отвлекать от работы коллег
  • Из-за возраста и пола. Решили, что соискатель ‒ мужчина 26 лет ‒ не найдёт общего языка с коллективом, большую часть которого составляли женщины старше 50 лет
  • Из-за семейного положения. Соискательница была замужем, но пока без детей ‒ решили, что скоро уйдёт в декрет
  • Из-за темперамента. Соискатель показался слишком флегматичным ‒ опасались, что не впишется в активный коллектив

Во-вторых, обязательно спроси, почему тебе отказали. Объясни, что хочешь поработать над собой. Это может оказаться очень полезным ‒ поймёшь, куда развиваться.В-третьих, будь корректен и вежлив с рекрутером. Возможно, он запомнит тебя и порекомендует знакомому.

Может быть и другой случай ‒ твою кандидатуру одобрили, но ты за это время нашёл более выгодное предложение или передумал увольняться.

Не пропадай и не отключай телефон. Спокойно и вежливо скажи рекрутеру правду и обязательно добавь что-то хорошее ‒ как тебе понравилась атмосфера на собеседовании и вообще компания.

Как подготовиться к необычному собеседованию

Пандемия и развитие технологий привели к изменению процедуры собеседования.

Удалёнщики проходят собеседование в Zoom или в скайпе, а то и вообще с роботом. Некоторые работодатели предупреждают, что на собеседовании придётся пройти полиграф (детектор лжи). А если работа предполагает хорошее знание английского, то и собеседование проводят на языке.

Как подготовиться к таким собеседованиям ‒ рассказываем.

Онлайн-собеседование

8

Кроме обычной подготовки к собеседованию по видеосвязи, мы советуем проверить настройки и функционирование компьютера/ноутбука. Обязательно протестируй связь.

Проверь свой ник ‒ подходит ли он для официального случая.

Собеседование с роботом

9

Крупные компании всё чаще используют роботов-рекрутеров. Не пугайся: пока чаще всего речь идёт о том, чтобы пройти автоматизированный тест на первом этапе отбора и ответить на стандартные вопросы ‒ на втором.

От обычного онлайн-собеседования интервью с роботом отличается не сильно. Отвечай на вопросы чётко, уверенно и просто. Хорошо, если в твоих ответах упоминаются ключевые навыки из вакансии.

Важно: собеседование проходи в светлой и тихой комнате. Запись будет просматривать человек, и ролик, где не разобрать ни лица, ни голоса, примут за неудавшийся.

Детектор лжи

10

По данным исследования, в России детектор лжи ‒ полиграф ‒ использует каждая десятая компания. Обычно пройти полиграф просят, если должность связана с деньгами или секретами.

Запомни ‒ обмануть полиграф нельзя. А вот отказаться пройти проверку ‒ можно.

Достаточно сослаться на состояние здоровья. Официально работодатель не может заставить проходить проверку на полиграфе ‒ а значит, твой отказ не должен влиять на результат собеседования.

Если согласился на проверку, отвечай уверенно и мысленно представляй всё, о чём говоришь ‒ это добавит тебе процентов искренности.

Собеседование на английском

11

Сразу скажем ‒ если твой уровень недотягивает до нужного, скорее всего, собеседование ты не пройдёшь.

Допустим, тебе помогут составить резюме и подготовить рассказ о себе на английском ‒ но на вопросы всё равно придётся отвечать самому.

Перед собеседованием можешь обратиться в языковую школу или освежить свои знания самостоятельно:

Читайте также: