Чем оформляется решение о привлечении сотрудников не являющихся сотрудниками полиции

Обновлено: 30.04.2024

Порядок N 867 регулирует временное замещение:

  • сотрудниками полиции - должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях МВД, не входящих в состав полиции, по которым предусмотрено присвоение специальных званий внутренней службы или юстиции;
  • сотрудниками ОВД, имеющими специальные звания внутренней службы или юстиции, - должностей в подразделениях полиции.

Обратите внимание! Денежное довольствие сотрудникам, назначенным на должность в порядке временного замещения, устанавливается по временно замещаемой должности (п. 6 Порядка N 867).

Документальное оформление. Временное замещение должности осуществляется по решению министра внутренних дел, первого заместителя министра, заместителя министра, руководителя подразделения центрального аппарата МВД, территориального органа МВД на окружном, региональном и межрегиональном уровнях, образовательного учреждения, научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД, иной организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Назначение сотрудника на должность в порядке временного замещения оформляется приказом.

Контракт о службе. Основанием для назначения сотрудника ОВД на должность в порядке временного замещения является индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел, заключаемый на срок до 01.01.2013.

Напомним, что форма контракта о службе в ОВД утверждена Приказом МВД России от 19.07.1999 N 526, а особенности его заключения прописаны в ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел . Согласно положениям указанной статьи контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника, которое предусмотрено действующим законодательством. В свою очередь, сотрудник по контракту должен выполнять возложенные на него служебные обязанности, внутренний распорядок, а МВД и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы.

Утверждено Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1. Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на них распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел в части, не противоречащей указанному Закону.

Сотрудник вправе расторгнуть контракт до истечения срока его действия в связи с увольнением из органов внутренних дел по собственной инициативе (п. 12 Порядка N 867).

Не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта сотрудник ставится в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел (п. 13 Порядка N 867).

Должностные обязанности. Согласно п. п. 7, 8 Порядка N 867 сотрудники полиции, назначенные в порядке временного замещения на должности федеральной государственной службы в подразделениях и организациях МВД, не входящих в состав полиции, по которым предусмотрено присвоение специальных званий внутренней службы или юстиции, выполняют служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) по временно замещаемой должности.

Сотрудники ОВД, имеющие специальные звания внутренней службы или юстиции, назначенные в порядке временного замещения на должности в подразделениях полиции, привлекаются к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) по временно замещаемой должности. В этом случае на них распространяются установленные Законом о полиции обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Присвоение специального звания. Сотрудникам, назначенным на должность в порядке временного замещения, сохраняется вид ранее присвоенного специального звания (п. 9 Порядка N 867). Согласно п. 10 Порядка N 867 очередные специальные звания сотрудникам присваиваются в порядке, установленном Положением о службе в органах внутренних дел. Напомним общие условия присвоения специальных званий, прописанные в ст. 22 указанного Положения.

Специальные звания сотрудникам ОВД присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел.

В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями ОВД, которым такое право предоставлено министром внутренних дел.

Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются министром внутренних дел.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел.

Начальник ОВД, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.

Переназначение. В соответствии с п. 11 Порядка N 867 сотрудник, назначенный на должность в порядке временного замещения, по его рапорту в установленном порядке может быть переназначен на эту же должность с присвоением специального звания того вида, который предусмотрен штатным расписанием по замещаемой должности. В этом случае заключенный контракт утрачивает силу.

В случае если до истечения срока действия контракта сотрудник не подал рапорт о переназначении, он подлежит увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел (п. 14 Порядка N 867). Напомним эти основания. Согласно ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудники могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением условий контракта;

е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;

ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности согласно занимаемой должности и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

к) за грубое нарушение служебной дисциплины;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;

м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника ОВД требованиям законодательства РФ в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава ОВД в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Сотрудникам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, а также сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы и юстиции, при увольнении с правом на пенсию разрешается ношение форменной одежды.

К сведению. В части, не урегулированной Порядком N 867, временное замещение должностей в ОВД осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038 (п. 15 Порядка N 867).

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Массовость направления запросов о представлении документации

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Юридическая природа запроса о представлении документации

Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

  • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

Самые частые варианты запросов

Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.

Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

  • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.

До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

После возбуждения уголовного дела

В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

Прокурорская проверка

Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

Ответственность за непредставление документов

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

  • предупреждения,
  • административного штрафа:

— на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

Правоприменительная практика

Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

Практические рекомендации

Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

Получение запроса из полиции может свидетельствовать о том, что в отношении организации проводится доследственная проверка. Цель такой проверки - возбудить уголовное дело. Именно для этого запрашивается такой объем документов и информации.

Если Вы получили запрос из полиции о предоставлении информации и документации, но не можете самостоятельно определить является ли он законным и обоснованным, не торопитесь предоставлять документы!

По нашему опыту в 9 из 10 случаев после получения аргументированного отказа на запрос, интерес к компании со стороны правоохранителей пропадает.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Мой родственник работал стажером в органах мвд, при допросе подозреваемого, 2 оперативника ударили подозреваемого, мой родственник также ударил по ногам один раз. Через 3 месяца пострадавший подал заявление на оперативников и моего родственника. Сейчас все трое сидят в сизо. Мой родственник при поступлении на работу не подписывал должностные инструкции, но на неготследователь вешает подсобничество с применением 286 статьи. В комнате, где они допрашивали подозреваемого, велась скрытая аудио-видео запись, нацеленная на их начальника. Правомерны ли статьи вменяемые моему родственнику? На следующий день после допроса проводилось медицинское освидетельствование и побои установлены не были.

Ответы на вопрос:

Нанимайте адвоката ст 421 ГК РФ, аудио запись не запрещена при следственных действиях

сичтаю, что ст 286 ук рф неприменима

УК РФ, Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Тут вопрос в том что он работал стажером, таким образом контракт с ним заключен не был, поэтому рассмотри сам состав преступления

УК РФ, Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

В данном случае считаю, что не совсем есть субъект преступления в данном случае. Конечно здесь нужно смотреть должностную и материалы дела, что бы понять как именно вменяют статью.

Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 33 ФЗ "О полиции).

Пока родственник сидит в СИЗО. найдите ему хорошего адвоката и пусть он всеми силами и с редствами защищаете его. А прав у родственника для этого достаточно. Ознакомьтесь Вируально вашему делу не поможешь. Не зная дела, можно только рассуждать и философствовать или петь вам сладкие песни. А положение серьезное.Статья 47. Обвиняемый

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 47]

1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт;

3) составлено обвинительное постановление.

2. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.

3. Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.

4. Обвиняемый вправе:

1) знать, в чем он обвиняется, и получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, по которому он привлечен в качестве обвиняемого, если копию такого постановления он не получил в соответствии с пунктом 1 части четвертой статьи 46 настоящего Кодекса;

2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;

3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;

9.1) с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности. При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

13) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

15) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 27 настоящего Кодекса;

16) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 10 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

19) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

20) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

21) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.

5. Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

6. При первом допросе обвиняемого следователь, дознаватель разъясняет ему права, предусмотренные настоящей статьей. При последующих допросах обвиняемому повторно разъясняются его права, предусмотренные пунктами 3, 4, 7 и 8 части четвертой настоящей статьи, если допрос проводится без участия защитника.

Актуальный текст УПК РФ на сайте «Консуль.

Пусть нанимает адвоката родственник. Ему возможно применят ст.286 УК РФ.То,что не было должностной инструкции не спасет его. Возможно отделается штрафом или условным сроком. Будет зависеть от конкретных обстоятельств. В частности, действовал ли он по принуждению оперативных сотрудников. Если будетустановлено, что от его удара нанесен вред здоровью, то возможно привлечение его и по другой статье УК РФ.

Дело в том, что допрашиваемый воспринимал вашего родственника как сотрудника ОВД и в действиях вашего родственника усматривается состав преступления именно ст. 286 УК РФ.Он же при допросе подозреваемому не говорил, что он не сотрудник полиции.

УК РФ, Статья 286. Превышение должностных полномочий

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Возможно, что действия вашего родственника не правильно квалифицированы как пособничество в превышении должностных полномочий (ст. 33 - 286 ч.3 УК РФ).

Ваш родственник не был пособником в должностном преступлении, он вместе с оперативниками принимал участие в избиении подозреваемого, а следовательно его следует считать соисполнителем. Вместе с тем, соисполнителем должностного преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, может быть только должностное лицо. А у меня имеются очень большие сомнения, что стажер полиции является таким должностным лицом.

Во-первых, как вы правильно написали, для стажеров не существуют должностные инструкции.

Во-вторых, стажеры проходят испытательный срок, только после этого они назначаются на должность. Поэтому, на мой взгляд, действия стажера нельзя квалифицировать как должностное преступление.

В-третьих, стажер не обладает властными распорядительными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, так как должен работать только с наставником.

В-четвертых, стажер только знакомиться с работой полицейского и изучает нормативно-правовые акты, при этом он не вправе выносить какие-либо процессуальные решения или проводить юридически значимые действия.

Таким образом, для привлечения стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, необходимо издание отдельного правового акта, а также предварительное проведение проверки знаний стажером нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Я очень сильно сомневаюсь, что такой приказ, а в особенности проверка знаний оформленная письменным документом, например, экзаменационным листом, имели место быть.

Поэтому еще раз выскажу свое мнение, что у меня имеются большие сомнения в правильности квалификации содеянного вашим родственником. Вполне возможно, что в конечном итоге его действия будут квалифицированы не как соучастие в должностном преступлении, а просто как побои (ст. 116 УК РФ).

Пусть адвокат вашего родственника попытается использовать данные доводы на предварительном следствии, возможно следователь прислушается к ним и, хотя бы, поменяет меру пресечения вашему родственнику.

В соответствии со ст 286 УК РФ субъектом данного преступления могут быть только должностные лица. Однако в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации стажёр в полиции не является должностным лицом.

Так в статье 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

" закреплено, что для поступающего на службу в полицию устанавливается испытательный срок от 2 до 6 месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает (но ещё не поступил!) . В период испытательного срока указанное лицо является стажёром по должности (а не состоит в должности стажёра!

В части 2 ст 24 данного федерального закона указано: На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.. Если специальное звание не присвоено, то исходя из части 1 ст 10 указанного федерального закона стажер на период испытания не является сотрудником полиции. А поэтому не может быть должностным лицом.

В данной ситуации нужно нанимать адвоката, который бы добился того. Чтобы вашему родственнику не вменяли пособничество по ст 286 УК РФ.ваш родственник не является субъектом ответственности по ст 286 УК РФ.так как не является должностным лицом

Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел

1. Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

2. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Второго апреля 2014 г. президентом был утвержден закон №44. Этот нормативный акт регламентирует порядок и условия участия населения в обеспечении общественного порядка. Закон ориентирован на формирование четкого механизма привлечения граждан к правоохранительной деятельности.

внештатные сотрудники полиции

Актуальность вопроса

До принятия закона указанная сфера регулировалась преимущественно региональными нормативными актами. При этом на территории страны насчитывалось более 45 000 общественных объединений правоохранительной направленности, в составе которых находилось более 450 тыс. человек. Например, в городской дружине г. Москвы присутствует порядка 20 000 человек. С их помощью было пресечено более 60 тысяч нарушений, а 313 человек было задержано по подозрению в преступной деятельности. Авторы закона рассчитывали, что его принятие обеспечит привлечение к правоохранительной деятельности максимальное количество заинтересованных лиц. Нормативным актом определяются не только формы участия субъектов в охране порядка. Его положениями регламентируются вопросы, касающиеся социальной и юридической защиты таких граждан.

Формы участия

Граждане могут осуществлять содействие правоохранительным органам. В рамках этой деятельности лица вправе сообщать в полицию обо всех преступлениях и угрозах их совершения. По приглашению сотрудников ОВД лица могут принимать непосредственное участие в мероприятиях по охране порядка. Речь идет в том числе об обеспечении общественной безопасности в ходе культурно-зрелищных, спортивных и прочих мероприятий. Граждане могут участвовать в розыске субъектов, безвестно пропавших.

Каким образом осуществлять поиск, в каких местах – решают сами привлекаемые лица. Единственное требование, которое устанавливает закон, - граждане не должны создавать своими действиями препятствий для выполнения правоохранительными органами их функций. Вместе с этим лицам вменяется в обязанность сообщать сотрудникам ОВД о фактах, ставших им известными в ходе розыска и имеющих значение для его продолжения. При наличии соответствующей подготовки граждане должны оказывать первую помощь пострадавшим в несчастных случаях, при отравлениях и пр.

Кроме этого, законодательство предусматривает возможность субъектов участвовать в работе общественных объединений соответствующей (правоохранительной) направленности. Решение о формировании таких групп принимается на общем собрании (сходе). Общественные объединения образуются по месту проживания, расположения имущества, работы/учебы без создания юрлица. Об их формировании граждане обязаны проинформировать местный орган власти и территориальное подразделение МВД.

внештатные сотрудники полиции организация работы

Дополнительно

Кроме содействия сотрудникам правоохранительных структур в охране порядка, участия в выявлении и пресечении преступных действий, граждане могут осуществлять разъяснительную работу. В частности, они вправе заниматься распространением юридических знаний, объяснением норм и правил поведения в публичных местах. В качестве участников и учредителей общественных правоохранительных объединений могут выступать субъекты, соответствующие требованиям, предусмотренным нормативными актами.

Организация деятельности внештатных сотрудников полиции

Лица могут привлекаться к мероприятиям по оказанию помощи правоохранительным органам на добровольной, безвозмездной, гласной основе. Порядок и принципы задействования субъектов устанавливает Инструкция организации деятельности внештатных сотрудников полиции. Нормативную основу мероприятий по привлечению населения составляют Конституция, ФЗ №3, а также другие акты.

Направления

Деятельность внештатных сотрудников полиции включает в себя:

  1. Предотвращение и пресечение преступлений, административных нарушений.
  2. Розыск пропавших.
  3. Обеспечение порядка в публичных местах.
  4. Экспертно-криминалистические мероприятия.
  5. Обеспечение безопасности на дорогах.
  6. Защиту государства, личности и общества от незаконных посягательств.

организация деятельности внештатных сотрудников полиции

Специфика

Перед тем как стать внештатным сотрудником полиции, необходимо пройти соответствующий инструктаж и медосвидетельствование. При привлечении к правоохранительным мероприятиям учитываются ограничения, касающиеся службы в ОВД. Внештатные сотрудники полиции не обладают статусом должностных лиц. Они выполняют задания под непосредственным руководством служащего, закрепленного за ними в установленном порядке. Лицам выдается соответствующий документ. Образец удостоверения внештатного сотрудника полиции содержит ФИО субъекта и указывает на его статус. В нем должна стоять подпись руководителя подразделения и гербовая печать.

Документы

Как стать внештатным сотрудником полиции? Чтобы быть привлеченным к правоохранительным мероприятиям, субъект должен предоставить:

  1. Заявление на имя руководителя ОВД. В нем указывается непосредственно просьба о рассмотрении вопроса, касающегося зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.
  2. Согласие на обработку личных данных.
  3. Анкету.
  4. Фотографии 4Х6 без уголка.
  5. Экземпляры заполненных страниц документа, удостоверяющего личность.

В анкете лицо указывает:

  1. ФИО. Если они изменялись, приводятся также и прежние сведения.
  2. Место и дату рождения.
  3. Семейное положение.
  4. Гражданство.
  5. Информацию о паспорте РФ.
  6. Образование с указанием учебного заведения.
  7. Данные о привлечении к административной и уголовной ответственности.
  8. Сведения о месте учебы/работы.
  9. Адрес проживания.
  10. Место регистрации.
  11. Контактные сведения.

деятельность внештатных сотрудников полиции

Правила подбора лиц

Выбор кандидатов во внештатные сотрудники полиции производится служащими подразделений центрального УМВД, территориальных органов, организаций, сформированных для реализации полномочий и выполнения задач, возложенных на структуры правопорядка. Деловые и личные качества лиц изучаются и проходят проверку. Ее результаты оформляются рапортом ответственного служащего. В документе указывается вывод о возможности/невозможности зачисления субъекта во внештатные сотрудники полиции.

Утверждение кандидатуры

Документы, перечисленные выше, предоставляются служащим, осуществлявшим изучение и проверку информации, руководителю ОВД. Начальник принимает решение о возможности зачисления лица во внештатные сотрудники полиции. При удовлетворении заявления материалы направляются в отдел кадров для подготовки проекта соответствующего распоряжения. В приказе должен быть указан служащий, который будет координировать работу внештатного сотрудника. При переводе, увольнении или возникновении иных обстоятельств служащий может быть заменен другим ответственным лицом.

Удостоверение

Оно выдается под подпись после утверждения приказа о зачислении. Документы, выступающие основанием для оформления удостоверения, хранятся по установленным правилам. Учет выданных бланков осуществляется в журнале регистрации. Оформленные внештатными сотрудниками полиции граждане обязаны обеспечивать сохранность предоставленных им документов. В случае порчи бланка, истечении срока действия либо при изменении личных данных лица он подлежит замене.

Освобождение от обязанностей

Полномочия внештатного сотрудника полиции могут прекращаться:

  1. По инициативе субъекта на основании заявления.
  2. При совершении им проступка, порочащего достоинство, честь внештатного сотрудника. Им, в том числе, будет считаться использование выданного документа в корыстных целях, неисполнение либо ненадлежащее выполнение поручений, полученных от ответственного служащего, прикрепленного к нему.
  3. В случае получения достоверной информации о:
  • возбуждении в отношении лица уголовного производства;
  • привлечении к административной ответственности за посягательство на порядок управления или безопасность в обществе;
  • выходе лица из гражданства РФ, приобретении/наличии подданства другой страны;
  • предоставлении заведомо ложных данных при зачислении в ОВД.

права внештатного сотрудника полиции

Прекращение полномочий оформляется соответствующим приказом руководителя ОВД. Выданный документ при этом изымается для последующего уничтожения в порядке, установленном отделом кадров. Учетная карточка на выбывшего сотрудника подлежит хранению в течение 3 лет. По окончании этого периода она уничтожается.

Обязанности ответственного служащего

Внештатные сотрудники полиции, организация работы которых осуществляется координирующими должностными лицами, обязаны добросовестно выполнять полученные поручения. Ответственный служащий при этом:

  1. Дает конкретные задания, инструктирует субъекта о способах их выполнения, обеспечивает контроль исполнения.
  2. Участвует в проведении обучающих занятий по методам и формам охраны правопорядка и предупреждения правонарушений.
  3. Повышает юридическую грамотность подконтрольного лица.
  4. Распространяет положительный опыт работы внештатных сотрудников, вносит руководству ОВД предложения по ее совершенствованию.

Запреты

Ответственный сотрудник не имеет права:

образец удостоверения внештатного сотрудника полиции

Оценка эффективности

Результативность работы внештатных сотрудников анализируется не реже раза в год. Итоги изучения эффективности оформляются рапортом. Его составляет служащий, координирующий деятельность прикрепленного к нему внештатного сотрудника. Ответственное должностное лицо обязано докладывать руководителю ОВД о проведенной проверке. При этом служащий представляет свои выводы о целесообразности продолжении сотрудничества с гражданином. За проявленную активность, повышение престижа правоохранительных органов лица могут поощряться. Выражение благодарности оформляется соответствующими распоряжениями руководителя подразделения.

Юридические возможности

Права внештатного сотрудника полиции имеют ряд ограничений. При исполнении поручений и заданий лица не могут самостоятельно принимать решения. Граждане вправе принимать участие в оперативно-розыскных и следственных действиях с согласия и под руководством ответственных сотрудников. При оформлении должностные лица, координирующие их, обязаны разъяснить круг возможностей и правила поведения.

 инструкция организации деятельности внештатных сотрудников полиции

Заключение

Сотрудничество населения с полицией имеет большое практическое значение. Лица, привлекаемые на добровольной и безвозмездной основе, оказывают существенную помощь ОВД. Как показывает статистика, раскрытие преступлений, предупреждение незаконных деяний более эффективно при участии населения. Результативность обуславливается различными факторами. В первую очередь граждане, выступающие как внештатные сотрудники, не имеют, кроме удостоверения, каких-либо признаков, указывающих на их связь с полицией. Это, в свою очередь, позволяет без подозрений проникать в те или иные группировки, устанавливать слежку, добывать доказательства по совершенным или готовящимся преступлениям. Зачастую именно своевременно переданные сведения от внештатных сотрудников позволяют в кратчайшие сроки установить виновных, выяснить важные обстоятельства происшествия, раскрыть сопутствующие противоправные деяния. Руководитель ОВД может объявлять поощрения особо отличившимся лицам.

Читайте также: