Какие средства труда использует врач в своей профессии

Обновлено: 05.05.2024

ч еловек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда любит свою специальность,
увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу
и его труд приносит пользу людям.

Ни несомненные достижения мировой медицинской науки, ни феноменальные технические новшества никогда не снизят значения нравственно-этических качеств врача, не заменят его чуткого сердца и доброй души [3, 6, 8—11]. Об этом, конечно, в первую очередь надо знать юношам и девушкам, решившим посвятить себя медицине. Но этот вопрос интересен, несомненно, и тем, у кого за плечами солидная врачебная практика. А встречающиеся нарушения (порой и грубые) медиками этико-деонтологических требований диктуют необходимость серьезного разговора о них. В настоящей статье будут освещены вопросы самовоспитания и самообразования врача как личности и профессионала.

ВРАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ

Если суммировать все требования, предъявляемые к врачу,
то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий.

Для истинного врача характерно умение сострадать и сопереживать. Чувство искренней жалости, вызываемой чужим горем, и стремление разделить его — могучий двигатель, действенный механизм врачевания, его моральная основа. Важно помнить, что сопереживание, сострадание — не просто тревога за чью-то судьбу, это стремление к активному действию, страстное желание помочь больному. Постоянную готовность помочь, умение сопереживать людям в постигшем их несчастье справедливо считают пропуском в медицину: без этого врач не может состояться.

Врачу очень нужны трудолюбие, привычка к систематической работе, умение трудиться и организовать свой труд. Врачебная работа весьма трудоемка, и чтобы добиться успеха, необходимо не считаться со временем и отдыхом. Жизнь лучших представителей нашей профессии — Н. Н. Бурденко, А. А. Богомольца, Н. И. Пирогова, К. И. Скрябина,
А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др. — являет нам пример самозабвенного трудолюбия. Никогда не следует забывать, что даже талант без труда — ничто. Как часто труженик средних способностей в медицине приносит больше пользы, чем талантливый лентяй. Врачу вверяется самое драгоценное — жизнь, здоровье и благополучие людей. Он несет ответственность не только перед больным и его близкими, но и перед обществом в целом.

Поэтому врач, естественно, не имеет права быть безответственным. Для врача ответственность — не просто качество личности, а основа врачебного характера. А между тем до сих пор встречаются случаи небрежного отношения к своим обязанностям, стремление снять с себя ответственность за тяжелобольного, непризнание собственных ошибок. Все это несовместимо с высоким званием врача.

К бесспорным и важным врачебным качествам относят и наблюдательность, умение вести наблюдение за состоянием больного. Наблюдение — процесс творческий, и он всегда будет оставаться ценнейшим методом медицины.

Скромность и простота — это также отличительные качества врача. Только честная, непредвзятая самооценка способна защитить его от зазнайства, спеси, гипертрофированного самомнения о своих способностях и умениях, преувеличения своих заслуг. Врачу важно с первых шагов своей деятельности научиться работать не напоказ, не на себя, не в интересах саморекламы и личной карьеры, а для пользы дела, в интересах пациента, общества и здравоохранения.

О САМОВОСПИТАНИИ ВРАЧА

Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент…

В. А. Сухомлинский

Совершенно очевидно, что далеко не у каждого начинающего врача имеются все необходимые для врачебной профессии качества. Они, несомненно, должны самостоятельно воспитываться годами работы. Врачевание требует постоянной работы, работы над собой как личностью. Самовоспитание — процесс трудный и длительный. Но без него не обойтись тому, кто хочет стать достойным своей эпохи и врачебной профессии. И каждый врач должен быть готов не жалеть для этого сил, труда, всей своей жизни. Если нет такой готовности, то лучше искать другой род занятий. Мы остановимся в основном на воспитании качеств, необходимых врачам всех специальностей.

Очень важным качеством, которое врач должен воспитывать в себе постоянно, является наблюдательность (профессионально-врачебная наблюдательность), позволяющая увидеть, запомнить и по-медицински оценить малейшие изменения в физическом и психическом состоянии человека. Никакие технические достижения медицины не должны заменять внимательного осмотра больного, наблюдения за его мимикой, манерой держаться, особенностями походки, речи, психическим статусом и т. д.

Какими бы совершенными техническими средствами врач ни располагал, он должен развивать в себе воспринимающие способности органов чувств. С помощью органов чувств начинается для врача процесс проникновения в сущность заболевания, установления характерных симптомов. Прежде всего врачу необходимо учиться видеть, чувственно воспринимать анатомический субстрат глазами живописца, что весьма важно для совершенствования профессионального мастерства клинициста [10, 14].

Любовь к человеку должна быть свойственна врачу не просто как общечеловеческое чувство. Врач должен обладать профессионально развитым, глубоким гуманизмом. Именно воспитание и развитие этого чувства — одна из важнейших и наиболее трудных задач совершенствования и самовоспитания врача.

Необходимость воспитания и развития у врачей клинического мышления ни у кого не вызывает сомнения. Совершенно справедливо утверждают: клиническое мышление — основа лечебной деятельности врача. Можно сказать, что клиническое мышление — эта та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности (признаки), характерные для определенного патологического процесса у конкретного человека. Клиническое мышление необходимо не только для постановки диагноза, но и для обоснования прогноза, назначения лечения, реабилитации и профилактики. Для этого требуется основательный запас знаний, хорошая память, тонкая наблюдательность и большой, осознанный и тщательно проработанный опыт [1, 8, 14, 17]. Обсуждая вопросы клинического мышления, большинство авторов единодушны в том, что особенности объекта познания и специфичность задач врача предъявляют к его интеллектуальной деятельности ряд достаточно определенных требований. Чаще других называют следующие: творческий подход к каждому конкретному больному, целенаправленность врачебной мысли, концентрированность и гибкость мышления, объективность мышления, решительность и самостоятельность действий, соответствие мышления современному уровню медицинской науки, диалектический характер мышления и др.

Особо хотелось бы подчеркнуть важность воспитания в себе чувства нового, инициативности во внедрении достижений медицины в практику, в деятельность своего подразделения и учреждения. Эти качества не только способствуют повышению уровня лечебно-диагностического процесса и росту авторитета лечебно-профилактического учреждения, но и делают врачевание творческим процессом, интересной работой. Чувство нового, инициатива во внедрении передового опыта и в полезной реорганизации работы — ценнейшее и, вероятно, ничем не заменимое качество врача. Его нужно постоянно воспитывать в себе, взращивать, не давать ему ослабеть, притупиться.

Надо констатировать, что из-за недостаточно развитого чувства нового и пассивности основной массы врачей передовые медицинские технологии находят слабое применение в лечебно-профилактических учреждениях, а сотрудники научно-исследовательских институтов испытывают большие трудности при внедрении своих разработок в практическое здравоохранение. Невосприимчивость новшеств чаще всего является следствием недостаточной подготовки врачей, отставания их знаний от уровня развития медицинской науки, нежелания обновлять и совершенствовать знания, а также равнодушия и низкой информационной культуры.

Врачу надо постоянно воспитывать и развивать в себе исполнительность, обязательность, педантизм во всем, что касается лечебно-диагностического процесса и больного, и его родственников и близких. Эти качества не только делают работу врача более плодотворной, организованной, эффективной, но и быстро формируют авторитет врача среди больных и коллег.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ

Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.
М. Я. Мудров

Важнейшим принципом в приобретении знаний является их непрерывное совершенствование и обновление. Реализации этого принципа как нельзя лучше отвечает периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение на различных циклах в институтах усовершенствования врачей (на факультетах усовершенствования мединститутов). Как правило, здесь созданы оптимальные условия не только для теоретической подготовки, но и для совершенствования практических умений. На таких циклах врачей также надо учить мыслить, прививать интерес к систематической работе над собой, обновлению знаний и чтению медицинской литературы. К сожалению, эти задачи на кафедрах решаются хуже, чем следовало бы.

Конечно, в чтении и собирании литературы должна быть система. Однако, как показывает наш педагогический опыт, врачи не всегда знают, что следует читать обязательно, а без чего можно обойтись. В этом плане следует вспомнить опыт некоторых отечественных и зарубежных клиницистов, которые в своих руководствах приводят советы-списки по обязательному чтению литературы и по комплектованию домашней медицинской библиотеки [16, 17].

Важный и эффективный путь повышения своей квалификации — приобщение к научно-
исследовательской работе. В нашу задачу не входит рассмотрение сущности и особенностей научных исследований в области медицины и здравоохранения, и заинтересованных читателей мы отсылаем к соответствующим руководствам и монографиям [2, 5, 12, 17]. Нам же хотелось бы в контексте статьи подчеркнуть лишь несколько моментов.

Во-первых, виды научно-исследовательских работ и формы научных исследований в медицине столь разнообразны, а нерешенных проблем еще так много, что каждый врач всегда может выбрать для себя тему, соответствующую его интересам и подготовке.

Научные исследования, в каком бы виде они ни выполнялись, дисциплинируют врача, приучают к постоянной работе с медицинской литературой, развивают клиническое мышление, повышают интеллект, эрудицию и культуру, дают навык свободно и убедительно излагать свои мысли. Все это имеет исключительное значение для выполнения его важнейшей функции — врачевания. Научно-исследовательская работа врача способствует не только повышению его квалификации, но и самоутверждению как специалиста.

Таким образом, для того чтобы стать высокообразованным специалистом, необходимо использовать самые различные способы повышения квалификации и самосовершенствования. Каждый врач должен выбрать для своего профессионального становления те пути, которые доступны и наиболее приемлемы для него, а также соответствуют его интересам, возможностям и способностям. Назрела, очевидно, необходимость в разработке и внедрении тестового контроля для определения уровня профессиональной подготовленности врачей различных специальностей. Это могло бы служить существенным фактором для их постоянного самоусовершенствования.

Итак, настоящий врач должен обладать высокими не только профессиональными, но и нравственно-этическими качествами, стремиться к их постоянному воспитанию в себе. Это сложно и трудно, но обязательно. Этого требует присяга врача, естественное стремление каждого здравого человека к идеалу. Мы попытались охарактеризовать важнейшие черты Врача. Естественно, что не все изложенное в статье будет безоговорочно принято. Такая цель нами и не ставилась. Наоборот, более полезны для решения сложных проблем разночтения и разногласия, ибо в столкновении различных мнений чаще всего и рождается истина. Хорошо, если бы по поднятым вопросам высказались руководящие работники Минздрава и управлений здравоохранения, сотрудники НИИ и преподаватели вузов, опытные врачи. Свою задачу автор видел в том, чтобы вызвать дискуссию по этим важнейшим вопросам медицинской этики и деонтологии, а главное призвать каждого врача критически анализировать свою деятельность, полнее осознать всю благородность и ответственность врачебной профессии и побудить к самовоспитанию и самообразованию — элементам формирования истинной врачебной индивидуальности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Билибин А. Ф., Царегородцев Г. И. О клиническом мышлении.— М.: Медицина, 1973.— 168 с.
  2. Вагнер Е. А. Раздумья о врачебном долге.— Пермское кн. изд-во, 1986.— 221 с.
  3. Вагнер Е. А., Росновский А. А., Ягупов П. Д. О самовоспитании врача.— М.: Медицина, 1971.— 151 с.
  4. Василенко В. X. Врачебный прогноз.— Душанбе: Дониш, 1982.— 108 с.
  5. Георгиевский А. С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине.— Л.: Медицина, 1981.— 256 с.
  6. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология.— Киев: Вища школа, 1988.— 192 с.
  7. Келановски Т. Пропедевтика медицины.— М.: Медицина, 1968.— 168 с.
  8. Комаров Ф. И., Петленко В. П., Шамов И. А. Философия и нравственная культура врачевания.— Киев: Здоров’я, 1988.— 160 с.
  9. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта.— М.: Медицина, 1989.— 208 с.
  10. Матюшин И. Ф., Изуткин А. М. Становление личности врача.— Горький, 1979.— 172 с.
  11. Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом?— Ташкент: Медицина, 1983.— 464 с.
  12. Носов С. Д. Вопросы деонтологии в научно-исследовательской работе врача.— М.: Медицина, 1975.— 71 с.
  13. Петленко В. П., Шамов И. А., Сахно А. В. Логика и врачебное искусство.— Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1988.— 207 с.
  14. Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления.— Л.: Медицина, 1972.— 183 с.
  15. Сук И. С. Врач как личность.— М.: Медицина, 1984.— 64 с.
  16. Эльштейн Н. В. Диалог о медицине.— Таллин: Валгус, 1983.— 224 с.
  17. Эльштейн Н. Б. Общемедицинские проблемы терапевтической практики.— Таллин: Валгус, 1983.— 248 с.


Автор(ы): В. С. УЛАЩИК
Медучреждение: Белорусский институт усовершенствования врачей

Врач

Врачом называется специально обученный человек, способный распознать заболевание, подобрать и выполнить действия, нацеленные на его устранение. Направление всегда считалось одним из самых уважаемых, престижных, сложных и интересных. В последние годы оно еще и стало хорошо оплачиваться. Теперь у медработников высшей квалификации существует несколько вариантов развития карьеры, получения доходов. При этом нельзя забывать, что врач – профессия, требующая сочетания ряда личных качеств, приобретенных навыков и опыта. Для реализации в выбранной области нужно приложить немало усилий, только на обучение потратив не менее 8 лет.

Разновидности

Триста лет назад каждый доктор обладал универсальными характеристиками и брался за лечение любых болезней. Сто лет назад началось деление медицинских работников высшей квалификации по направлениям, но и тогда разновидностей профессии насчитывалось не более десятка. Сегодня описание профессии врача напрямую зависит от его специализации. Количество таковых перевалило уже за сотню и постепенно растет.


Базовый неофициальный перечень современных типов врачей:

Разделение условное, в отношении некоторых специалистов сложно определить точную принадлежность. Базовые профессии могут делиться на вспомогательные направления. Сегодня все чаще в клиниках появляются такие сотрудники, как подростковый гинеколог, микрохирург, гирудотерапевт, СКЭНАР-терапевт, гомеопат, репродуктолог, генетик и многие другие.

История профессии врач

Проведенные раскопки показали, что врачевание, как отдельный вид деятельности, появилось вскоре после того, как древние люди стали собираться в общины. Тогда медицина была тесно связана с духовной жизнью членов племен, поэтому обычно целитель брал на себя еще и функции жреца.

Официально профессия врач существовала уже в Древнем Китае, Риме, Греции. Гиппократ начал одним из первых классифицировать болезни, обратил внимание на их профилактику, выдвинул базовые принципы здорового образа жизни.


Во времена стремительного роста популярности различных религий в Европе деятельность врачей преследовалась и запрещалась. Даже в такие периоды направление активно развивалось в странах Востока. Активная врачебная практика вернулась в Европу в эпоху Возрождения. В последующие семь столетий объем медицинских знаний увеличивался и продолжает делать это сегодня. На начало XXI века медицина насчитывала несколько десятков независимых направлений, а количество видов врачей превысило сотню.

Плюсы и минусы

Споры по поводу плюсов и минусов профессии врач не утихают. Это объясняется тем, что большинство из них субъективны и даже индивидуальны. При наличии четко поставленных целей, продуманном подходе к получению образования и ответственном отношении к работе негативные моменты можно минимизировать, а позитивные – преумножить.


Положительные стороны профессии:

  • востребованность – дипломированные специалисты без труда могут устроиться на работу по направлению. Чем выше квалификация и внушительнее опыт, тем лучше место может себе подобрать доктор. Медицина – одна из немногих областей, в которых можно работать практически в любом возрасте;
  • моральное удовлетворение – помощь людям, спасение жизней и благодарность пациентов для многих соискателей становятся определяющим моментом;
  • возможности карьерного роста – при наличии знаний, трудолюбия и амбиций врач способен достичь значительных высот, причем, варианты развития карьеры есть разные;
  • шансы на высокий доход – оклады врачей в государственных учреждениях постоянно растут и регулярно индексируются. Зарплаты сотрудников коммерческих клиник обычно превышают 100 тыс. рублей. При желании у специалиста высокого уровня есть возможность получить работу заграницей;
  • социальные льготы – медики выходят на пенсию раньше, получают ее в увеличенном объеме;
  • польза знаний и навыков в обычной жизни – медицинские знания в любой момент могут пригодиться каждому человеку;
  • престиж должности, уважение окружающих.

Еще медработнику высшего звена стоит подготовиться к ненормированному рабочему дню, необходимости постоянно повышать и подтверждать свою квалификацию. Медицина не стоит на месте, поэтому врачам приходится постоянно изучать новые материалы, посещать семинары. Для некоторых докторов сложности представляет само общение с пациентами, которые нередко утаивают важную информацию, не соблюдают назначения.

Противопоказания

Врач – не лучший выбор профессии для эмоционально неустойчивых, неуверенных в себе личностей. Доктор должен быть спокойным, даже немного отстраненным и эгоцентричным. Такие черты характера позволяют работникам заниматься медицинской проблемой, не тратя времени впустую.

Не рекомендуется рассматривать медицину только из жажды наживы. Отсутствие интереса к самой профессии не позволяет таким людям приносить пользу обществу и достигать успехов. Наличие хронических заболеваний или вредных привычек – еще одно потенциальное противопоказание.

Требования к профессии

Чтобы овладеть профессией доктора, мало получить базовые теоретические знания. У врача должны быть: хорошая память, умение быстро принимать решения, аналитический ум. Хорошо, если их дополнят устойчивость к стрессу, умение ладить с людьми. Медработник должен быть терпеливым и тактичным, чтобы не усугублять и без того сложное положение больного человека.

Должностные обязанности

Перечень манипуляций, входящих в должностную инструкцию доктора, зависит от его специализации. В одних случаях работник ведет прием больных, ставит диагнозы, назначает медикаменты или процедуры. В других, он проводит нужные манипуляции или операции. В последние годы работа медика в значительной мере состоит из заполнения обязательной документации, к чему также нужно заранее подготовиться. Количество выполняемых обязанностей влияет на уровень заработной платы сотрудника, его график.

Ответственность врача

Перечисляя минусы профессии врача, в список можно внести высокую степень ответственности. Ошибка, допущенная медработником, может стоит пациенту здоровья или жизни. Нередко решения приходится принимать настолько быстро, что нет возможности проанализировать всю имеющуюся информацию. Халатность работника, нарушение им этических норм могут стать причиной административного или уголовного преследования.

Полномочия врача

Объем полномочий доктора обусловлен его должностью, местом работы, инструкцией. Обычно в этот перечень входит право использовать ресурсы больницы, поликлиники, другого лечебного заведения с целью оказания помощи больным.


Врачи имеют право выписывать пациентам лекарственные препараты, назначать манипуляции, подбирать диетическое питание, режим дня. Официально все эти положения не закреплены, поэтому могут меняться в соответствии со спецификой ситуации.

Особенности профессии

Врач – высокоинтеллектуальная и интеллигентная профессия, что наделяет ее рядом особенностей. Именно наличие у ее представителей обязательных личных качеств, умений и строгое соблюдение этических норм стали причиной уважения к докторам. Отдельно стоят социальные и моральные требования к медработникам, выполнение которых считается обязательным.

Этикет практикующего врача

Основы требований к докторам изложены в клятве Гиппократа, которую дает каждый выпускник профильного ВУЗа. Она упоминает сохранение врачебной тайны, обещание не навредить пациенту, не помогать больным в попытках совершить суицид.


Практикующий врач берет на себя обязательства по распространению опыта, обучению начинающих докторов, проявлению уважения по отношению к коллегам. Основы врачебной этики закреплены законодательно и содержат требования к внешнему виду, поведению, общему описанию медработника.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Личные качества врача

Успешный доктор должен быть любознательным, жадным до знаний, склонным к постоянному развитию в личностном и профессиональном плане. Хороший медработник имеет высокий уровень интеллекта, он внимателен до педантичности, умеет быстро запоминать и анализировать информацию. Большинству врачей приходится отдавать предпочтение карьере, а не личной жизни, поэтому обычно это не самые эмоционально зависимые от семьи люди. Представителю профессии стоит подготовиться к постоянному стрессу, необходимости терпеливо выслушивать пациентов, объяснять им сложные понятия доступными словами.

Карьера врача

Сложно однозначно сказать, какие медицинские специалисты более востребованные. Для профессионала в конкретной области всегда найдется престижное и высокооплачиваемое место. Традиционно первенство в этом плане отдается общим и пластическим хирургам, врачам эстетической медицины, стоматологам, спортивным травматологам. Сегодня все активнее растет спрос на диетологов, аллергологов, психотерапевтов, трансплантологов, специалистов по протезированию.


Карьера начинающего медика может развиваться по разным сценариям. Одни устраиваются в государственные учреждения и поднимаются от рядового сотрудника до заведующего отделением, заместителя главного врача, руководителя организации. Другие при первой же возможности переходят в платную клинику, где зарабатывают имя и дальше могут выбирать среди наиболее выгодных предложений.

Места работы

Государственная больница или поликлиника – не единственное место работы доктора. Сегодня все активнее развивается коммерческая медицина, открываются частные клиники, реабилитационные и диагностические центры. При наличии хороших познаний в профильной области можно рассчитывать на завидную должность не только в России, но и в зарубежной стране.

Медработники высшей квалификации с многолетним опытом нередко совмещают свои прямые обязанности с преподавательской или исследовательской деятельностью. Они пишут научные труды, выпускают книги, представляют авторские методики, участвуют в разработке медицинских препаратов, инструментов, оборудования. Любой врач может начать ведение частной практики. Для этого достаточно получить лицензию.

Сколько получает врач

Размах зарплат врачей внушителен и зависит только от амбиций самого работника. На начальном этапе дипломированному медработнику стоит рассчитывать на 20-30 тыс. рублей. Средняя зарплата доктора государственной больницы или поликлиники составляет 50-100 тыс. рублей. Эти цифры зависят от специализации профессионала, его опыта, количества отработанных смен. Врачи с учеными степенями могут получать по 150-200 тыс. в месяц и больше, работая в бюджетной организации. Их научные достижения оцениваются отдельно. Сотрудник частной клиники зарабатывает на порядок больше бюджетника, размер его оклада обычно начинается с 80-120 тыс. рублей.

Самые высокооплачиваемые медицинские профессии

В коммерческих клиниках на высокие зарплаты могут рассчитывать представители всех существующих областей. При этом существует несколько направлений, которые традиционно считаются прибыльными. По статистике, самые высокооплачиваемые профессии в медицине это: пластический хирург, спортивный врач, стоматолог, психотерапевт, акушер частной клиники, нейрохирург, кардиолог, дерматолог-венеролог.

Как стать врачом

Для получения диплома врача обязательным является окончание высшего учебного заведения. Для поступления в большинство из подобных ВУЗов требуются высокие баллы по русскому языку, обществознанию, биологии и химии. Изначально не обязательно определяться с дальнейшим направлением. В ходе учебы студенту подробно объяснят, какие бывают врачи. Узкая специализация приобретается на последних курсах, во время интернатуры и ординатуры. Перед тем, как подавать документы в профильный ВУЗ, рекомендуется пройти профориентацию. Тесты подскажут, каковы шансы соискателя на успех в выбранной области.

Медицинские профессии после 9 класса

Поступая в медицинское училище или колледж, можно оценить свое отношение к интересующей области и даже сэкономить 1 год на учебе. Поступив в него после 9 класса, и отучившись год, студенты получают диплом о законченном среднем образовании. Это дает им возможность подать документы в институт. Тот, кто решает окончить среднее профессиональное учебное заведение, получает диплом медсестры или медбрата, фельдшера, фармацевта (в соответствии с направлением).

Выбор в пользу профессии врач дает человеку возможность получить образование в области, которая всегда будет востребована. Медицина – это гарантия морального удовлетворения от работы в сочетании с высокими шансами на карьерный рост, признание, хороший доход.

Как известно, профессия играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни. Процесс профессионального самоопределения вносит вклад в развитие личности на каждом этапе её становления и является составной частью личностного самоопределения в целом.

В настоящее время существует почти 40 тысяч профессий. К числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека принадлежит труд медицинских работников, характеризующийся большой умственной нагрузкой, а в отдельных случаях – и частыми физическими нагрузками и выносливостью. К специалистам присваивают повышенные требования: стрессоустойчивость, выносливость, внимательность, тактичность, терпение и др.

ВложениеРазмер
statya_meteleva.docx 27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, профессия играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни. Процесс профессионального самоопределения вносит вклад в развитие личности на каждом этапе её становления и является составной частью личностного самоопределения в целом.

В настоящее время существует почти 40 тысяч профессий. К числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека принадлежит труд медицинских работников, характеризующийся большой умственной нагрузкой, а в отдельных случаях – и частыми физическими нагрузками и выносливостью. К специалистам присваивают повышенные требования: стрессоустойчивость, выносливость, внимательность, тактичность, терпение и др.

Одна из древнейших профессий – это врач. Современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, творя чудеса для рядовых пациентов, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров. Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать огромным интеллектом и большим желанием спасать людей. [1]

Люди лечили друг друга с древних времён, но как наука, медицина сформировалась в Древнем Риме и Древней Греции. Серьёзный вклад в развитие врачебной мысли внесли: Гиппократ, Гален и Везалий, которые утверждали, что болезнь – это не наказание за грехи, а сбой в работе организма, вызванный вполне земными, а не мистическими причинами. Праотцом профессии врача безоговорочно признаётся великий древнегреческий медик - Гиппократ. Именно он начал классифицировать заболевания, основываясь не только на их локализации, но и на причинах возникновения. Древнеримский доктор и философ Гален, внёс значительный вклад в развитие физиологии как науки, и теперь считается основоположником экспериментальной медицины. Бельгиец, а по большому счёту гражданин средневековой Европы – Везалий, вошёл в историю медицины как отец современной анатомии. [2]

Доктора давным-давно уже не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьём бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Дать в двух словах характеристику современной профессии врача крайне затруднительно хотя бы потому, что на сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций. Несмотря на огромное разнообразие профилей, любая из специализаций врачей относится к одному из четырёх основных направлений:

Терапевтическое. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках и лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого проводят осмотр, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют на анализы. После постановки диагноза назначают терапию, а при необходимости рекомендуют оперативное лечение.

Хирургическое. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.

Психологическое и психиатрическое . Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.

Патологоанатомическое. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику на основании исследований биоматериалов, которые предоставляют для анализа все оперирующие клиницисты – хирурги, эндоскописты и другие врачи.[3]

Круг профессиональных обязанностей врача зависит от выбранной специальности, но и терапевты, и хирурги должны:

  • Проводить осмотр и опрос больного.
  • Устанавливать предварительный диагноз.
  • Направлять пациента на необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
  • Ставить окончательный диагноз.
  • Назначать лечение или передавать пациента узкому специалисту.
  • Следить за ходом терапии или проводить оперативное лечение. Курировать больного все время его нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении.
  • Фиксировать все наблюдения в медкарте, выдавать больничные листы.
  • При выписке давать рекомендации о дальнейшем лечении и по профилактике осложнений.
  • Брать на учет пациента при наличии у него хронического заболевания или отслеживать его состояние, если он входит в группу риска. [3]

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Плюсы и минусы данной профессии

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у неё есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

Какие ресурсы карьерного развития врачей в нашим округе существуют?

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум, за несколько лет до окончания школы, потому уже в 7-8 классе многие из желающих в будущем стать врачами переходят учиться в медицинские классы специальных школ, где уже начинают усиленно готовиться к поступлению. [5]

В ХМАО-Югре довольно много возможностей для развития профессии врача. Это ВУЗы, профильные медицинские классы, библиотеки с научными публикациями и др.

Что делает труд врачей одним из наиболее сложных и опасных?

По статистике каждый год около 320 тысяч медиков не выходят на работу из-за болезней. Зачастую это инфекционные и аллергические заболевания. К факторам, из-за которых труд сотрудников лечебных учреждений можно отнести такие как:

Возможность заражения инфекциями, передающимися через кровь и другие биологические жидкости. В частности, при работе с кровью существует возможность передачи свыше 20 инфекций, в том числе ВИЧ, гепатитов В, С, D.

Работа с токсичными лекарственными средствами. К ним относятся препараты, используемые при проведении наркоза и химиотерапии злокачественных заболеваний. К широкому распространению гиперчувствительности и аллергическим реакциям у персонала больниц и поликлиник, приводят врачебные материалы, медикаменты, среди которых много аллергенов (новокаин, антибиотики, биостимуляторы, вакцины и сыворотки).

Контакт с опасными инфекциями, в том числе – внутрибольничными. Ростом числа пациентов с нарушениями иммунитета и широким использованием препаратов, его снижающих, вызвано увеличение числа госпитальной пневмонии, раневых, послеоперационных инфекций, а также инфекций мочевыводящих путей. Этому так же способствует несоблюдение установленных санитарных норм и противоэпидемических правил, нарушениями правил асептики и антисептики, дефектами в проведении антибиотикотерапии, запоздалым выявлением больных с инфекционным носительством и несвоевременной их изоляцией.

Нервно-эмоциональное напряжение. Ночные дежурства, экстренные ситуации, постоянная ответственность за жизнь больного, контакт с психически больными пациентами вызывают повышенное психоэмоциональное напряжение и физическое утомление медицинского персонала. Многие из них работают на полторы ставки. Приблизительно треть врачей призналась, что их фактическое время работы превышает установленное до 10 часов. Еще треть врачей работают с превышением установленного времени более чем на 4 часа. [7]

Все медицинские работники выполняют свой долг, стараются не оставить ни одного пациента наедине со своей болезнью и ни у кого не возникает мысли поменять свою работу, не смотря на все риски данной профессии

Дмитрий Иванов

– Дмитрий, почему выбор пал именно на профессию врача?

– Почему именно терапевт?

– Это не мой естественный выбор. Скорее, терапия выбрала меня. Вообще, весь период обучения я мечтал стать хирургом. В принципе, наверное, каждый студент-медик желает стать специалистом именно в этой области. Но хирургия – это очень тяжелый труд, работать приходится постоянно на ногах, оперировать по десять часов. Не скажу, что я жалею, что не стал хирургом. Да и сейчас для меня нет какой-либо специализации, о которой я бы мечтал. Есть профессия – врач.

– Учиться в медицинском университете очень сложно. Что для вас было труднее всего в то время?

– Обучение не только сложное, но и долгое. Шесть лет в университете и 7-й год – интернатура. Однако учиться было интересно. Основное в медицинском университете – постоянная зубрежка, без которой никуда. Но здесь есть важный момент: нужно учить до того момента, пока не включится такая замечательная лампочка, которая называется клиническим мышлением. А когда оно появится, все становится легко и просто, уже можно будет говорить об ответственности и осознанности.

– Некоторые в процессе учебы понимают, что медицина – это не для них. У вас никогда не появлялось желания свернуть с пути?

– Многие разочаровываются даже после первого посещения морга в университете. У меня никогда не было такого желания. Я не мог себе позволить перечеркнуть все те труды, что предполагает подготовка к поступлению. Начало было положено, оно было достаточно тяжелым. Да и сейчас не существует никаких факторов, которые бы заставили меня бросить начатое.

Дмитрий Иванов

– Что входит в ваши основные обязанности?

– Я занимаюсь организацией лечебного процесса, который связан непосредственно с оказанием медицинской помощи населению. Это очень тонкая вещь, ведь иногда счет идет ни на часы, ни на минуты, а буквально на секунды. Надо уметь организовать всех и себя так, чтобы ты за считанные секунды смог принять правильное решение и действовать.

– Каким должен быть настоящий врач?

– Самое основное – иметь внутреннее спокойствие и хладнокровность. Все решения медик должен принимать без лишних эмоций и мыслей. Врач – это уверенный в себе и морально сильный человек, которого никакой случай не сможет выбить из колеи. Ему нужна сильная воля, начиная от первого посещения морга в университете и заканчивая экстренными ситуациями в ежедневной работе.

Чтобы стать хорошим врачом, нужен высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость и, конечно, ответственность. Эта профессия подразумевает необходимость проявления чуткости и особого внимания к пациентам. Именно в этом случае врач сможет заметить даже незначительную симптоматику заболевания.

– Каковы плюсы профессии?

– Каждая профессия занимает определенную социальную нишу. Врач – это профессия, которая традиционно на особом счету, она заслуженно пользуется особым уважением и почетом в обществе. Несмотря ни на что, она всегда будет востребована. Думаю, это основной плюс.

– Каковы минусы?

– Чтобы быть врачом, нужно быть хладнокровным. Это качество накладывает отпечаток на твой характер, на то, как ты ведешь себя вне рабочего места. И часто грань между профессией и жизнью стирается.

Я работаю с людьми, и чаще всего общаюсь с ними именно об их проблемах со здоровьем. Очень часто бывает, что не остается ни времени, ни сил даже на короткие беседы и встречи с друзьями.

– Медицинская сфера сегодня быстро развивается в Беларуси. На ваш взгляд, чего не хватает для того, чтобы стать профессионалом своего дела в нашей стране?

– Как мне кажется, будущим врачам не хватает практики в университете. Поэтому многие студенты, начиная с 3-4 курса, стараются подрабатывать по специальности. И здесь дело далеко не в деньгах, а в опыте. Я с 4 курса работал фельдшером в скорой помощи, поэтому когда я полностью пришел в профессию, у меня не было чувства тревоги или страха, ведь за плечами уже был багаж знаний и навыков.

– Что вас заставляет развиваться в профессии?

– В больницу я пришел 4 года назад. Так вышло, что уже спустя месяц я стал заведующим приемным отделением. У меня не было права на ошибку, так как мне доверили руководство самым сложным и непредсказуемым отделением клиники. Я был обязан доказать, что у меня все получится, что даже молодой врач сможет внести что-то полезное и новое. Хотелось, чтобы мои действия в совокупности положительно сказались на медицинской помощи пациентам. Поэтому сейчас те амбиции, которые у меня были, потихоньку превратились в стремление: я самосовершенствуюсь, хочется карьерного роста.

– Наверное, врач – это одна из профессий, где приходится учиться и самосовершенствоваться изо дня в день. Так ли это?

– Профессия врача чем-то похожа на копилку, копилку опыта и знаний. Нет какого-то четкого плана, которым следовало бы руководствоваться. Каждый случай индивидуален. Поэтому профессия заставляет изо дня в день совершенствоваться, что-то изучать, читать, проходить курсы повышения квалификации.

Не зря говорят, что врач после вуза только начинает учиться и будет учиться всю свою врачебную деятельность. Нет предела, где ты мог бы остановить свою научную деятельность. Вся профессиональная жизнь врача – это учеба.

– Как удавалось совмещать учебу с работой фельд­шером?

– Ничего легко не дается. Спал там, где получалось. Спал между визитами. Ложился в машине скорой помощи по пути на вызов, на парах спал бывало.

Но эта работа – огромная школа, которая многому меня научила.

– Что самое сложное в вашей профессии?

– Самое сложное – отучить себя ложиться спать с мыслью о пациентах. Вернувшись домой, нужно стать обычным человеком, семьянином. Аритмия медицинской профессии – это когда врач сгорает на работе. Важно, чтобы этого никогда не произошло. Поэтому нужно уметь разграничивать работу и жизнь.

– Вызываете ли вы врача, когда болеете?

– Нет, не вызываю. Я предполагаю, чем я могу болеть. Если это простуда, то прописываю себе постельный режим, обильное питье и так далее. Не было у меня такой ситуации, чтобы я обращался за помощью к врачам. Не помню, чтобы я сам не справился с недугом. Конечно, если мне был необходим больничный лист, то обратиться к врачу приходилось.

– Дмитрий, есть ли какие-то приметы среди врачей?

– Считается, что врачу нельзя желать спокойного дежурства или спокойной работы. Об этом, наверное, многие слышали, но насколько работает эта примета, просто не передать… После того, как это словосочетание из чьих-то уст прозвучит, есть стопроцентная вероятность, что не будет спокойной смены. Поэтому у врачей есть привычка молча жать друг другу руку, когда прощаемся.

Есть еще одна: закон парных случаев. Если произошла непредвиденная ситуация, то ожидай, что в ближайшее время будет очень похожая на нее. В этот закон мы тоже верим, практически на 100 % работает.

– Если человек до конца не уверен в том, что хочет стать врачом, стоит ли ему пытаться связать с этим свою жизнь?

– Стоит, даже если ты не уверен, но мысль стать врачом постоянно крутится в голове, если есть желание и способности.

Я бы сказал, что врач – это не просто профессия, а воспитание и отличная школа жизни. Получив диплом медика, можно работать в разных сферах деятельности. А если вдруг работа будет связана не только с медициной, то достаточно пройти короткие курсы – и можно с легкостью заниматься тем, что нравится.

– Какое напутствие вы можете дать молодым людям, которые желают связать свою жизнь с медициной?

– Еще раз подумайте, готовы ли вы всю свою жизнь посвятить оказанию медицинской помощи людям. Эта работа очень тяжелая как физически, так и морально. Не каждый человек выдержит такой ритм.

Читайте также: