Что главное в профессии врача приведите убедительные доводы в защиту своей позиции

Обновлено: 15.05.2024

Статья посвящена взаимоотнощениям професии врача в обществе.

Ключевые слова

Статья

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В настоящее время популярность и престижность профессий зависит от многих факторов. Особое значение при этом имеют средства массовой информации, которые влияют на сознание нашего общества и изменяют представления о многих важных вещах. Удивительно, что иногда люди доверяют провокационным слухам. Врач – это не просто профессия, а призвание. Для подобной профессии не достаточно одного образования, необходимы ещё и внутренние качества человека [1, 4].

Профессия врача весьма престижна, но не совсем прибыльна, зачастую бывает так, что денег хватает только на пропитаете. Большинство студентов поступают в медицинские вузы, с намерением помогать людям, а так же понимая, что профессия врача будет востребована всегда и везде. Отношение к отечественной медицине и нашим врачам в обществе оставляет желать лучшего, чего не скажешь о зарубежных коллегах. На западе да и в других странах сложился нерушимый образ гуманного, порядочного, профессионала своего дела. К сожалению, большинство людей считает, что в России врачи не делают абсолютно ничего, а только обманывают и вымогают деньги. Есть также немало людей, которые понимают, что тяжкий труд, который отнимает много физического и морального здоровья. Наличие больших знаний и опыта, нравственная позиция, предполагающая требовательное отношение к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие серьезных и важных решений [2, 6, 8].

Главная цель профессиональной деятельности врача - сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания неотложной, плановой и профилактической медицинской помощи. Врач должен быть готов оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, материального положения, а также иных факторов [3, 5, 7].

В настоящее время изменяется характер социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формируются новые нормативные и этико-правовые положения.

Целью исследования стало изучение отношения к профессии врача в современном обществе.

Было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов Саратовского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет (N=81).

Для 51% опрошенных возможность помогать людям стала определяющей при выборе будущей профессии. 35% опрошенных при выборе своей профессии осуществили свою детскую мечту, для них образ врача остается идеалом и 14% опрошенных ориентировалось на выбор родителей и престижность профессии в обществе.

При это 76% респондентов уже к 15 годам определились со своей будущей профессией, 14% знали уже в 10 лет, что обязательно станут врачами, 10% опрошенных выбрал свою профессию к окончанию обучения в школе.

95% опрошенных подтвердили престижность профессии медицинского работника, а возможными причинами падения престижа врачей считают негативное отношение СМИ к врачам, недостаточное финансирование здравоохранения в целом, низкий уровень заработной платы. Среди профессиональных качеств, которыми должен обладать врач, были отмечены ответственность перед больным, требовательность к себе, исполнительность и аккуратность. Личными качествами, которыми должен обладать врач, по мнению респондентов, являются отзывчивость, сострадание и обаяние.

60% опрошенных полагают, что люди доверяют врачам и 40% считают, что общество нейтрально относится к профессии в целом, но испытывает чувство признательности или, наоборот, негатив к конкретным докторам.

Профессия врача остается самой важной в обществе, врач должен быть верен своим нравственным идеалам, своему делу, непоколебимо отстаивать своими действиями образ сострадательного, отзывчивого и ответственного профессионала несмотря ни на что.

Литература

1. Андриянова Е.А. Современная медицина: социально-профессиональные основания науки и практики. Саратов, 2005.

2. Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Волгоград, 2006.

3. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.

4. Баранова М.С., Ермолаева Е.В. Роль медицинского образования в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 158.

5. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. 2013. С. 369-375.

6. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Профессиональная деятельность медицинской сестры как основа формирования ее социального портрета // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2015. № 11 (39). С. 37-41.

7. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.

8. Сильвеструк С.В., Ермолаева Е.В. Формирование имиджа современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 213.

9. Толстова Е., Руфина Ю., Ермолаева Е.В. Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 205.

ч еловек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда любит свою специальность,
увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу
и его труд приносит пользу людям.

Ни несомненные достижения мировой медицинской науки, ни феноменальные технические новшества никогда не снизят значения нравственно-этических качеств врача, не заменят его чуткого сердца и доброй души [3, 6, 8—11]. Об этом, конечно, в первую очередь надо знать юношам и девушкам, решившим посвятить себя медицине. Но этот вопрос интересен, несомненно, и тем, у кого за плечами солидная врачебная практика. А встречающиеся нарушения (порой и грубые) медиками этико-деонтологических требований диктуют необходимость серьезного разговора о них. В настоящей статье будут освещены вопросы самовоспитания и самообразования врача как личности и профессионала.

ВРАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ

Если суммировать все требования, предъявляемые к врачу,
то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий.

Для истинного врача характерно умение сострадать и сопереживать. Чувство искренней жалости, вызываемой чужим горем, и стремление разделить его — могучий двигатель, действенный механизм врачевания, его моральная основа. Важно помнить, что сопереживание, сострадание — не просто тревога за чью-то судьбу, это стремление к активному действию, страстное желание помочь больному. Постоянную готовность помочь, умение сопереживать людям в постигшем их несчастье справедливо считают пропуском в медицину: без этого врач не может состояться.

Врачу очень нужны трудолюбие, привычка к систематической работе, умение трудиться и организовать свой труд. Врачебная работа весьма трудоемка, и чтобы добиться успеха, необходимо не считаться со временем и отдыхом. Жизнь лучших представителей нашей профессии — Н. Н. Бурденко, А. А. Богомольца, Н. И. Пирогова, К. И. Скрябина,
А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др. — являет нам пример самозабвенного трудолюбия. Никогда не следует забывать, что даже талант без труда — ничто. Как часто труженик средних способностей в медицине приносит больше пользы, чем талантливый лентяй. Врачу вверяется самое драгоценное — жизнь, здоровье и благополучие людей. Он несет ответственность не только перед больным и его близкими, но и перед обществом в целом.

Поэтому врач, естественно, не имеет права быть безответственным. Для врача ответственность — не просто качество личности, а основа врачебного характера. А между тем до сих пор встречаются случаи небрежного отношения к своим обязанностям, стремление снять с себя ответственность за тяжелобольного, непризнание собственных ошибок. Все это несовместимо с высоким званием врача.

К бесспорным и важным врачебным качествам относят и наблюдательность, умение вести наблюдение за состоянием больного. Наблюдение — процесс творческий, и он всегда будет оставаться ценнейшим методом медицины.

Скромность и простота — это также отличительные качества врача. Только честная, непредвзятая самооценка способна защитить его от зазнайства, спеси, гипертрофированного самомнения о своих способностях и умениях, преувеличения своих заслуг. Врачу важно с первых шагов своей деятельности научиться работать не напоказ, не на себя, не в интересах саморекламы и личной карьеры, а для пользы дела, в интересах пациента, общества и здравоохранения.

О САМОВОСПИТАНИИ ВРАЧА

Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент…

В. А. Сухомлинский

Совершенно очевидно, что далеко не у каждого начинающего врача имеются все необходимые для врачебной профессии качества. Они, несомненно, должны самостоятельно воспитываться годами работы. Врачевание требует постоянной работы, работы над собой как личностью. Самовоспитание — процесс трудный и длительный. Но без него не обойтись тому, кто хочет стать достойным своей эпохи и врачебной профессии. И каждый врач должен быть готов не жалеть для этого сил, труда, всей своей жизни. Если нет такой готовности, то лучше искать другой род занятий. Мы остановимся в основном на воспитании качеств, необходимых врачам всех специальностей.

Очень важным качеством, которое врач должен воспитывать в себе постоянно, является наблюдательность (профессионально-врачебная наблюдательность), позволяющая увидеть, запомнить и по-медицински оценить малейшие изменения в физическом и психическом состоянии человека. Никакие технические достижения медицины не должны заменять внимательного осмотра больного, наблюдения за его мимикой, манерой держаться, особенностями походки, речи, психическим статусом и т. д.

Какими бы совершенными техническими средствами врач ни располагал, он должен развивать в себе воспринимающие способности органов чувств. С помощью органов чувств начинается для врача процесс проникновения в сущность заболевания, установления характерных симптомов. Прежде всего врачу необходимо учиться видеть, чувственно воспринимать анатомический субстрат глазами живописца, что весьма важно для совершенствования профессионального мастерства клинициста [10, 14].

Любовь к человеку должна быть свойственна врачу не просто как общечеловеческое чувство. Врач должен обладать профессионально развитым, глубоким гуманизмом. Именно воспитание и развитие этого чувства — одна из важнейших и наиболее трудных задач совершенствования и самовоспитания врача.

Необходимость воспитания и развития у врачей клинического мышления ни у кого не вызывает сомнения. Совершенно справедливо утверждают: клиническое мышление — основа лечебной деятельности врача. Можно сказать, что клиническое мышление — эта та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности (признаки), характерные для определенного патологического процесса у конкретного человека. Клиническое мышление необходимо не только для постановки диагноза, но и для обоснования прогноза, назначения лечения, реабилитации и профилактики. Для этого требуется основательный запас знаний, хорошая память, тонкая наблюдательность и большой, осознанный и тщательно проработанный опыт [1, 8, 14, 17]. Обсуждая вопросы клинического мышления, большинство авторов единодушны в том, что особенности объекта познания и специфичность задач врача предъявляют к его интеллектуальной деятельности ряд достаточно определенных требований. Чаще других называют следующие: творческий подход к каждому конкретному больному, целенаправленность врачебной мысли, концентрированность и гибкость мышления, объективность мышления, решительность и самостоятельность действий, соответствие мышления современному уровню медицинской науки, диалектический характер мышления и др.

Особо хотелось бы подчеркнуть важность воспитания в себе чувства нового, инициативности во внедрении достижений медицины в практику, в деятельность своего подразделения и учреждения. Эти качества не только способствуют повышению уровня лечебно-диагностического процесса и росту авторитета лечебно-профилактического учреждения, но и делают врачевание творческим процессом, интересной работой. Чувство нового, инициатива во внедрении передового опыта и в полезной реорганизации работы — ценнейшее и, вероятно, ничем не заменимое качество врача. Его нужно постоянно воспитывать в себе, взращивать, не давать ему ослабеть, притупиться.

Надо констатировать, что из-за недостаточно развитого чувства нового и пассивности основной массы врачей передовые медицинские технологии находят слабое применение в лечебно-профилактических учреждениях, а сотрудники научно-исследовательских институтов испытывают большие трудности при внедрении своих разработок в практическое здравоохранение. Невосприимчивость новшеств чаще всего является следствием недостаточной подготовки врачей, отставания их знаний от уровня развития медицинской науки, нежелания обновлять и совершенствовать знания, а также равнодушия и низкой информационной культуры.

Врачу надо постоянно воспитывать и развивать в себе исполнительность, обязательность, педантизм во всем, что касается лечебно-диагностического процесса и больного, и его родственников и близких. Эти качества не только делают работу врача более плодотворной, организованной, эффективной, но и быстро формируют авторитет врача среди больных и коллег.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ

Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку.
М. Я. Мудров

Важнейшим принципом в приобретении знаний является их непрерывное совершенствование и обновление. Реализации этого принципа как нельзя лучше отвечает периодическое (не реже одного раза в пять лет) обучение на различных циклах в институтах усовершенствования врачей (на факультетах усовершенствования мединститутов). Как правило, здесь созданы оптимальные условия не только для теоретической подготовки, но и для совершенствования практических умений. На таких циклах врачей также надо учить мыслить, прививать интерес к систематической работе над собой, обновлению знаний и чтению медицинской литературы. К сожалению, эти задачи на кафедрах решаются хуже, чем следовало бы.

Конечно, в чтении и собирании литературы должна быть система. Однако, как показывает наш педагогический опыт, врачи не всегда знают, что следует читать обязательно, а без чего можно обойтись. В этом плане следует вспомнить опыт некоторых отечественных и зарубежных клиницистов, которые в своих руководствах приводят советы-списки по обязательному чтению литературы и по комплектованию домашней медицинской библиотеки [16, 17].

Важный и эффективный путь повышения своей квалификации — приобщение к научно-
исследовательской работе. В нашу задачу не входит рассмотрение сущности и особенностей научных исследований в области медицины и здравоохранения, и заинтересованных читателей мы отсылаем к соответствующим руководствам и монографиям [2, 5, 12, 17]. Нам же хотелось бы в контексте статьи подчеркнуть лишь несколько моментов.

Во-первых, виды научно-исследовательских работ и формы научных исследований в медицине столь разнообразны, а нерешенных проблем еще так много, что каждый врач всегда может выбрать для себя тему, соответствующую его интересам и подготовке.

Научные исследования, в каком бы виде они ни выполнялись, дисциплинируют врача, приучают к постоянной работе с медицинской литературой, развивают клиническое мышление, повышают интеллект, эрудицию и культуру, дают навык свободно и убедительно излагать свои мысли. Все это имеет исключительное значение для выполнения его важнейшей функции — врачевания. Научно-исследовательская работа врача способствует не только повышению его квалификации, но и самоутверждению как специалиста.

Таким образом, для того чтобы стать высокообразованным специалистом, необходимо использовать самые различные способы повышения квалификации и самосовершенствования. Каждый врач должен выбрать для своего профессионального становления те пути, которые доступны и наиболее приемлемы для него, а также соответствуют его интересам, возможностям и способностям. Назрела, очевидно, необходимость в разработке и внедрении тестового контроля для определения уровня профессиональной подготовленности врачей различных специальностей. Это могло бы служить существенным фактором для их постоянного самоусовершенствования.

Итак, настоящий врач должен обладать высокими не только профессиональными, но и нравственно-этическими качествами, стремиться к их постоянному воспитанию в себе. Это сложно и трудно, но обязательно. Этого требует присяга врача, естественное стремление каждого здравого человека к идеалу. Мы попытались охарактеризовать важнейшие черты Врача. Естественно, что не все изложенное в статье будет безоговорочно принято. Такая цель нами и не ставилась. Наоборот, более полезны для решения сложных проблем разночтения и разногласия, ибо в столкновении различных мнений чаще всего и рождается истина. Хорошо, если бы по поднятым вопросам высказались руководящие работники Минздрава и управлений здравоохранения, сотрудники НИИ и преподаватели вузов, опытные врачи. Свою задачу автор видел в том, чтобы вызвать дискуссию по этим важнейшим вопросам медицинской этики и деонтологии, а главное призвать каждого врача критически анализировать свою деятельность, полнее осознать всю благородность и ответственность врачебной профессии и побудить к самовоспитанию и самообразованию — элементам формирования истинной врачебной индивидуальности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Билибин А. Ф., Царегородцев Г. И. О клиническом мышлении.— М.: Медицина, 1973.— 168 с.
  2. Вагнер Е. А. Раздумья о врачебном долге.— Пермское кн. изд-во, 1986.— 221 с.
  3. Вагнер Е. А., Росновский А. А., Ягупов П. Д. О самовоспитании врача.— М.: Медицина, 1971.— 151 с.
  4. Василенко В. X. Врачебный прогноз.— Душанбе: Дониш, 1982.— 108 с.
  5. Георгиевский А. С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине.— Л.: Медицина, 1981.— 256 с.
  6. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология.— Киев: Вища школа, 1988.— 192 с.
  7. Келановски Т. Пропедевтика медицины.— М.: Медицина, 1968.— 168 с.
  8. Комаров Ф. И., Петленко В. П., Шамов И. А. Философия и нравственная культура врачевания.— Киев: Здоров’я, 1988.— 160 с.
  9. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта.— М.: Медицина, 1989.— 208 с.
  10. Матюшин И. Ф., Изуткин А. М. Становление личности врача.— Горький, 1979.— 172 с.
  11. Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом?— Ташкент: Медицина, 1983.— 464 с.
  12. Носов С. Д. Вопросы деонтологии в научно-исследовательской работе врача.— М.: Медицина, 1975.— 71 с.
  13. Петленко В. П., Шамов И. А., Сахно А. В. Логика и врачебное искусство.— Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1988.— 207 с.
  14. Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления.— Л.: Медицина, 1972.— 183 с.
  15. Сук И. С. Врач как личность.— М.: Медицина, 1984.— 64 с.
  16. Эльштейн Н. В. Диалог о медицине.— Таллин: Валгус, 1983.— 224 с.
  17. Эльштейн Н. Б. Общемедицинские проблемы терапевтической практики.— Таллин: Валгус, 1983.— 248 с.


Автор(ы): В. С. УЛАЩИК
Медучреждение: Белорусский институт усовершенствования врачей

Призвание врача

Трудно переоценить значение медицины в жизни человека и человечества в целом. Неудивительно, что от представителей самой гуманной профессии ежедневно, ежечасно требуются верность профессиональному долгу, человеческая и нравственная стойкость. Всеми этими качествами, безусловно, обладают медицинские работники. Своим бескорыстным трудом, высоким профессионализмом, удивительной способностью сострадать людям они нашли искреннюю любовь всего населения. И, несмотря на сложности нашего времени, на нелегкое материальное положение многих работников медицинской отрасли они продолжают самоотверженно выполнять взятый на себя профессиональный долг - возвращать людям здоровье, а порой и жизнь.

История медицины начинается еще в древние времена, и с тех пор медицинская наука постоянно развивается: врачи и ученые постигают новые тайны человеческого организма появляются новые методы диагностики и способы лечения, разрабатываются новые лекарства. Пожалуй, именно медицину можно считать одним из основных достижений человечества.

О важности этой профессии говорить не приходится, ведь по-настоящему важной и значимой является только жизнь человека. Поэтому, оказавшись на краю жизни, понимаешь, что все другие проблемы не важны, что не волнует ни низкая заработная плата, ни повышение цен, ни самодур-начальник, просто очень хочется жить. А часто именно от профессионализма медиков зависит, встретим ли мы следующий день.

Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше. Разумеется, нужны все профессии, они должны равномерно и целесообразно распределятся в обществе.

Врач – одна из самых благородных профессий. Профессия врача, как говорил А.П. Чехов, - это подвиг. "Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". Врач должен всегда быть добрым и милосердным, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного и спасает его от смерти. К врачам люди относятся всегда особо, они их ценят и уважают. В руках врача находится человеческая жизнь. Легче стать врачом, чем быть им. Врач – это не просто профессионал, это творец.

Врач – это человек, готовый посвятить себя служению людям. Он берет на себя ответственность за самое прекрасное на свете – жизнь человека. Профессия врача – одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий на земле.

Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача? Врач должен любить людей. Можно иметь прекрасные знания, быть готовыми к самым трудным ситуациям, но без любви и сострадания нет хорошего врача. Потому что дело врача – облегчать страдания и спасать от смерти больных.

Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики.

Нужно, что бы врач всегда оставался спокойным. Врач должен быть спокойным и уверенным внешне и при любых обстоятельствах сохранять внутреннее спокойствие. В личной жизни могут быть различные события, но, когда врач подходит больному, то необходимо думать только о нем, болеть его страданием, жить мыслью, как быстро и правильно помочь ему. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь.

Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.

Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность за это решение на себя.

Врач должен быть самоотверженным, быть всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, или больны его родственники. Также врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные методы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины.

И, главное, врач должен одинаково душевно и трепетно относиться ко всем больным, независимо от настроения больного, его социального статуса, от тяжести его заболевания. Врач должен быть милосердным.

Труд людей в белых халатах - это высокое служение на благо народа. Верность своему делу, самоотверженность, высокий профессионализм и милосердие – отличительные черты медицинских работников. Нелегким повседневным трудом они охраняют величайшие ценности, дарованные человеку, - его жизнь и здоровье.


Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач - также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема.


Профессиональный долг Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных. Исполняя профессиональный долг, мы возлагаем на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения. В понятие профессионального долга врача входит, в первую очередь, оказание своевременной, качественной медицинской помощи, поддержка пациента, сохранение врачебной тайны, гуманность, доброжелательность и уважение личных прав и свобод пациента.

Профессиональный долг

Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных. Исполняя профессиональный долг, мы возлагаем на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения.

В понятие профессионального долга врача входит, в первую очередь, оказание своевременной, качественной медицинской помощи, поддержка пациента, сохранение врачебной тайны, гуманность, доброжелательность и уважение личных прав и свобод пациента.

Образованность Терпимость Профессиональная компетентность Приветливость Наличие эмпатии Умение слушать Доброжелательность Умение доступно объяснять Внимательное отношение к пациенту

Умение доступно объяснять

Внимательное отношение к пациенту



" честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Каждый врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы , национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

Еще в древности Абу али ибн Сина в записках врача писал:

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни.

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни.

Ответственность и обязанности врача удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (диплом, звание, лицензия); Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины: · добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества); · соблюдение врачебной тайны · дисциплинарную, · административную, · уголовную ответственность.

Ответственность и обязанности врача

удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (диплом, звание, лицензия);

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

· добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

· соблюдение врачебной тайны

· дисциплинарную,

· административную,

· уголовную ответственность.

Врачебная ошибка незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность

Врачебная ошибка

незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть.

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.

Список использованной литературы Шилина С.В. Социально-психологические факторы взаимоотношений врача и пациента в современной медицинской практике: Дис. канд. мед. наук / С.В. Шилина; ВолГМУ. Волгоград, 2004 http://www.pravo-med.ru/articles/med_business/3597/?PAGEN_1=3 http://www.dissercat.com/content/strakhovanie-professionalnoi-otvetstvennosti-vrachei-kak-forma-sotsialnoi-zashchity http://h.ua/story/273116/

Список использованной литературы


-75%

Читайте также: