Что должен знать работник музея

Обновлено: 28.04.2024

1. Общие положения

2. Трудовые функции

2.1. Оформление приема музейных предметов на временное, постоянное и ответственное хранение, оформление их выдачи:
1) оформление учетных документов для приема и выдачи музейных предметов внутри музея;
2) оформление учетных документов для приема предметов на временное хранение;
3) организация и ведение делопроизводства ФЗК;
4) оформление проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы;
5) оформление учетных документов для приема предметов на постоянное хранение;
6) регистрация предметов, принятых на постоянное хранение, в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) и книгах поступлений;
7) оформление учетных документов для приема предметов на ответственное хранение;
8) подготовка, учет и хранение учетных документов.
2.2. …………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по учету музейных предметов исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет акты внутримузейной передачи музейных предметов;
2) осуществляет регистрацию актов внутримузейной передачи музейных предметов в соответствующей книге регистрации актов;
3) осуществляет контроль составления топографической описи при экспонировании;
4) составляет акты возврата музейных предметов в хранилище (депозитарий) музея (хранилище);
5) регистрирует акты возврата музейных предметов в хранилище в соответствующей книге регистрации актов;
6) осуществляет контроль соблюдения условий сроков выдачи и своевременного возврата, касающихся внутримузейного движения предметов.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на временное хранение на основании письменного заявления собственника (владельца);
2) оформляет комплект документов для экспертизы ФЗК на основании полевой описи;
3) фиксирует краткое описание предмета с указанием названия, визуальных и физических характеристик, состояния сохранности в актах приема предметов на временное хранение;
4) регистрирует акты приема на временное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
5) регистрирует предметы в книге поступлений временного хранения;
6) оформляет акты приема на ответственное хранение предметов, поступивших на экспертизу ФЗК;
7) регистрирует акты приема на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
8) осуществляет координацию подготовки совместно с ответственными хранителями музейных предметов проектов заключений об историко-культурном, художественном, научном и музейном значении предметов, принятых на рассмотрение ФЗК;
9) осуществляет подготовку документов для проведения заседания ФЗК.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) составляет повестку дня заседания ФЗК;
2) составляет и оформляет протоколы ФЗК и выписки из них;
3) осуществляет регистрацию протоколов ФЗК в соответствующей книге (журнале) регистрации;
4) осуществляет контроль своевременного возврата предметов, не рекомендованных ФЗК к приобретению в состав фондов музея;
5) составляет ежеквартальный отчет о движении музейных предметов на экспертизу ФЗК;
6) передает предметы, включенные в книгу поступлений временного хранения, на экспертизу ФЗК;
7) передает документацию, относящуюся к работе ФЗК;
8) осуществляет архивацию и систематизацию делопроизводства ФЗК.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет проект договора:
— дарения на предметы в установленном порядке;
— купли-продажи на предметы в установленном порядке;
— мены на предметы в установленном порядке;
2) осуществляет координацию оформления проекта договора дарения, купли-продажи, мены на предметы между участниками сделки;
3) передает необходимое количество экземпляров договора купли-продажи в бухгалтерию учреждения.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на постоянное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
3) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и фиксирует его в актах приема предметов на постоянное хранение;
4) осуществляет фиксацию состояния сохранности предмета в актах приема предметов на постоянное хранение;
5) указывает в акте приема предметов на постоянное хранение учетные обозначения предметов;
6) регистрирует акты приема предметов на постоянное хранение в соответствующей книге регистрации актов.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет первичную регистрацию музейных предметов путем внесения записей в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) основного фонда;
2) вносит записи в книгу поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) вносит записи в книгу поступлений фонда сырьевых материалов;
4) согласовывает с ответственными хранителями музейных предметов описание предмета и состояние его сохранности и фиксирует их в главной инвентарной книге (книге поступлений) и других книгах поступлений;
5) координирует работу с ответственными хранителями музейных предметов по составлению коллекционной описи;
6) регистрирует коллекционную опись в соответствующей книге (журнале) регистрации;
7) регистрирует музейные предметы в генеральной картотеке;
8) взаимодействует с ответственными хранителями музейных предметов для обеспечения маркировки музейных предметов.
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оформляет акты приема предметов на ответственное хранение;
2) фиксирует основные внешние признаки предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
3) фиксирует состояние сохранности предмета в актах приема предметов на ответственное хранение;
4) указывает соответствующие учетные обозначения предметов в актах приема предметов на ответственное хранение;
5) осуществляет регистрацию актов приема предметов на ответственное хранение в соответствующей книге регистрации актов;
6) передает предметы ответственному хранителю музейных предметов по актам приема предметов на ответственное хранение.
3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет нумерацию томов главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда, инвентарных книг;
2) осуществляет прошивание (шнурование), подписывание и заверение печатью в установленном порядке главной инвентарной книги (книги поступлений) основного фонда, книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
3) оформляет заверительный акт к завершенному тому книги учета;
4) осуществляет погашение переписанных книг учета;
5) формирует страховые копии томов главной инвентарной книги (книги поступлений), книги поступлений научно-вспомогательного фонда;
6) вносит в опись сведения о новых томах учетных книг и подшивках актов;
7) определяет текущую нумерацию (валовую или ежегодную) для томов учетных документов;
8) выполняет нумерацию листов актов текущего года в порядке увеличения;
9) составляет описи на каждый вид учетных документов;
10) составляет итоговые записи на каждый том актов;
11) осуществляет хранение всех учетных документов в сейфах или несгораемых шкафах;
12) опечатывает сейфы и шкафы с учетными документами.
3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.10. …………… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей специалист по учету музейных предметов соблюдает необходимые этические нормы:
1) бережно относится к сохранности музейного предмета;
2) соблюдает конфиденциальность служебной информации;
3) избегает любой деятельности или обстоятельств, которые могут привести к утечке служебной информации;
4) содействует органам государственной власти в обнаружении находящихся в розыске культурных ценностей;
5) соблюдает этику делового общения;
6) соблюдает законодательство, принятые этические нормы и поддерживает достоинство и честь своей профессии;
7) следует методам управления и деятельности учреждения;
8) соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка учреждения и должностные инструкции;
9) выполняет профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне;
10) консультирует по вопросам, касающимся профессиональной деятельности;
11) оформляет учетные документы для приема и выдачи музейных предметов внутри музея.
3.3. …………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по учету музейных предметов имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. …………… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по учету музейных предметов привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. …………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции смотрителя музея

1. Общие положения

  1. Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
  2. Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
  3. Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
  4. Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
  5. При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
  6. Смотритель музея должен разбираться в:
    • нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
    • значимости и роли музея и его фонда;
    • нормах взаимоотношений с посетителями музея;
    • правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
    • правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
    • кадровом составе персонала музея;
    • порядке действий при возникновении ЧС;
    • нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
    • графике работы музея.
  7. Смотритель музея руководствуется:
    • соответствующей документацией музея;
    • профильными нормами и законами;
    • сведениями из должностной инструкции.

2. Функции

Смотритель музея отвечает за следующие задачи:

  1. Общий контроль поведения посетителей музея.
  2. Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
  3. Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
  4. Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
  5. Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
  6. Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
  7. Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
  8. Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
  9. Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
  10. Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.

3. Ответственность

Смотритель музея отвечает за следующие проступки:

  1. Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
  2. Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
  3. Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.

4. Права

Смотритель музея обладает правами:

  1. Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
  2. Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
  3. Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  4. Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
  5. Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.

Особенности создания должностной инструкции

В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.

Стандартная инструкция включает 4 раздела:

  • Общие положения.
  • Трудовые функции работника.
  • Вероятную ответственность за нарушения.
  • Должностные права.

Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:

  • Особенности труда.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Принципы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила, регулирующие изменения инструкции.
  • Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.

Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.

Общие положения

Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:

  • Кто руководит работником.
  • Каков процесс его найма и увольнения.
  • Какие положения регулируют его действия.
  • Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
  • Прочие параметры общего характера.

Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.

Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.

Функции

Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:

  • Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
  • Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.

Ответственность

Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.

Права

Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров. Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел. Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).

Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:

  • Составление чернового варианта с опорой на типовые инструкции, справочники профессий и отраслевые стандарты.
  • Его обсуждение с юрисконсультом, секретарем-делопроизводителем и кадровиком на предмет соответствия законодательству и внутренним правилам организации-работодателя.
  • Составление чистового варианта и его печать на бланке организации, с учетом правил оформления деловой документации.
  • Подписание чистовика руководителем организации-работодателя и лицами, которые согласовывали составление инструкции.
  • Проставление подписи работником, который, таким образом, соглашается с параметрами документа.

Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.

Главная картинка статьи Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Кто такой музейный работник

Для них разработаны данные рекомендации.

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Смотрители

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Особенности работы

Миссия лаборанта в любом отделе — снимать рутинные обязанности с научных сотрудников, чтобы они занимались научной работой, подготовкой к выставкам и конференциям. Я общался с коллегами из разных научных отделов, и у меня сложилось впечатление, что мы делаем одни и те же вещи, просто иногда они различаются за счет специфики отдела: где-то хранятся картины, где-то — археология. Лаборант — это такая смесь секретаря, курьера, такелажника и разнорабочего. Часто нам звонят по телефону, чтобы получить какую-то информацию о картинах, мероприятиях, и я отвечаю на такие звонки. Если в отдел приходят сотрудники другого отдела, их сопровождаю тоже я. Государственный музей — это всегда бюрократия, здесь мы зависим от огромного количества бумаг, подписей, печатей.

Особенно много бумажной работы появляется во время подготовки к выставке, если экспонаты не из российских собраний, а из-за рубежа. Составлять служебные записки, проверять акты, собирать подписи и печати — это тоже работа лаборанта. Когда к нам приезжают коллеги, например из Лувра или Британского музея, нужно встретить их в аэропорту, сопроводить в Петергоф и Гатчину — этим, опять же, занимается лаборант. В качестве курьера, бывает, нужно сходить в канцелярию, получить посылки и письма. Иногда приходишь ни свет ни заря и проверяешь, все ли готово к конференции, работает ли проектор. У каждого научного отдела в музее есть библиотека, и по большей части работают там девушки. Книг много, они тяжелые и пыльные, и лаборанты всегда готовы помочь отнести эти книги куда нужно.

Вообще, за все перемещения пыльных и тяжелых предметов — стопок книг, коробок, свертков — отвечают лаборанты. Не будут же этим заниматься старшие научные сотрудники, почтенные мэтры и дамы в шалях. Лаборанты — это в основном молодые люди, только что окончившие высшее учебное заведение или еще получающие образование заочно, им от 20 до 30 лет. Это как раз тот самый возраст, когда ты можешь выполнять такую работу наилучшим образом. Если нужно очень быстро получить подпись в другой части здания, ты можешь буквально сбегать туда, параллельно вспоминая все известные тебе фильмы, где герои бегали по музеям.

Следующая ступень после лаборанта — должность младшего научного сотрудника, потом идет научный сотрудник, ведущий, старший научный сотрудник и хранитель. Научные сотрудники — это уже люди, которым 30–35 лет, ведущие и старшие, соответственно, еще старше. Но эти повышения идут не только за счет стажа, но и за счет публикаций и других достижений. При этом нужно постоянно развиваться, следить за тем, что происходит с областью твоего исследования во всем мире. А для этого необходимо постоянно ходить в библиотеку, посещать другие музеи, сравнивать вещи, общаться на международных конференциях со своими коллегами.

Я работаю пять дней в неделю с 09:00 до 18:00, но для сотрудника музея работа не заканчивается с завершением трудового дня, а продолжается еще и в свободное время. После работы я часто хожу на выставки, читаю книги по искусству. У работников музеев есть важная привилегия: они имеют право бесплатного входа в музеи России и некоторых других стран по специальной карте ИКОМ. Среди моих знакомых очень популярен такой вид досуга в выходные: ты приобретаешь самый дешевый билет в плацкарт на поезд, который приходит в Москву с утра. С вокзала бежишь в Третьяковку, Пушкинский, Музей архитектуры, смотришь выставки, и так до шести часов. Вечером идешь в галерею, которая может работать до восьми, потом встречаешься со своими московскими знакомыми, тоже работниками музеев или других культурных институций, а затем ночным поездом уезжаешь назад.

Люди из Петербурга гораздо чаще ездят в Москву на выставки, чем наоборот. Все же Москва — очень крутой город в плане выставочной политики. У нас тоже много музеев, но далеко не у всех есть свои программы, интересные проекты. Музейные практики, которые используются в Москве, приходят к нам только через несколько лет и то не всегда в правильном виде. Зачастую это происходит за счет петербургского снобизма и стереотипа о культурной столице.

Документовед, библиотекарь, историк, историк-архивист, искусствовед.

Сфера профессиональной деятельности

Классификация профессии

Тип профессии по признаку цели: гностический.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия музейного хранителя предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Описание профессии

Музейный хранитель – специалист музея, который обеспечивает достойное хранение, учет, документирование и экспонирование фондов музея.

Основная деятельность музейного хранителя связана с выполнением организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования музейных фондов.

К основным обязанностям музейного хранителя относятся:

— прием предметов для их временного хранения до проведения экспертизы фондово-закупочной комиссией;

— прием на ответственное хранение музейных предметов, принятых на постоянное хранение;

— регистрация, маркировка, хранение и учет музейных предметов;

— систематизация музейных предметов по местам хранения и шифровка мест хранения;

— соблюдение режимов хранения музейных предметов;

— упаковка и транспортировка музейных предметов;

— выявление музейных предметов, нуждающихся в консервации и реставрации;

— изучение музейных предметов, принятых на ответственное хранение;

— ведение научно-исследовательской работы;

— оформление заключений об историко-культурном значении культурных ценностей.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Музейный хранитель должен обладать такими личностными качествами, как:

К профессионально важным качествам музейного хранителя относятся:

— хорошая долговременная и оперативная память;

— развитое внимание к деталям, цифрам, символам, знакам и пр.;

— системный тип мышления, направленный на запоминание и анализ большого массива информации;

— склонность к работе с документацией;

— развитая тонкая моторика;

— способность заниматься длительное время монотонной работой, требующей повышенной концентрации внимания;

— тщательное выполнение формализованных требований;

— организованность, аккуратность, пунктуальность.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
  • Аллергические заболевания верхних дыхательных путей.

Требования к профессиональной подготовке

Музейный хранитель должен знать:

— законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие правила и условия выявления, учета, режима хранения и использования музейных коллекций;

— условия формирования музейных фондов;

— стандарты, научно-методические разработки в области учетной деятельности, инструкции, правила хранения учетных документов;

— методики научного описания и комплексной атрибуции музейных предметов;

— основы документоведения и архивоведения.

Музейный хранитель должен уметь:

— понимать, изучать, анализировать научную информацию по тематике исследования;

— применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности;

— использовать современное знание о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе;

— осуществлять деятельность по текущему и перспективному комплектованию музея;

— выполнять все виды работ, связанных с учетом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия;

— разрабатывать выставочные и экспозиционные проекты.

Область применения

Музейные хранители могут работать в государственных музеях различного уровня (центральных, краевых, областных, муниципальных), музеях предприятий и организаций, в частных музеях и галереях.

Условия труда

Музейные хранители могут работать самостоятельно (хранитель небольшого отраслевого музея) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.

Музейные хранители проводят весь день в помещении: специальные кабинеты, хранилища, архивы, библиотеки и т. п.

Рабочая поза — преимущественно сидя, изредка стоя.

В работе музейный хранитель использует ручные средства труда и современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено, должно иметь возможность для регулярного проветривания и обеспыливания.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальная одежда музейного хранителя: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники и пр.

muzejnye-professii

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности. Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов.

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников — проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник — это, прежде всего, призвание, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы новые профессии:

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования; работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников — авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

Читайте также: