Что делать если разочаровался в профессии

Обновлено: 29.04.2024

Если все твои родные, друзья и коллеги серьёзно заняты построением карьеры, а ты всё чаще ловишь себя на мысли, что ненавидишь свою работу, но у тебя не хватает смелости что-то изменить в своей жизни, то необходимо срочно что-то предпринимать. Недовольство тем, на что ты тратишь большую часть своего времени, может привести к разочарованию в себе, низкой самооценке, развитию депрессии и тревожного расстройства и прочим неприятным последствиям, оказывающим негативное влияние на состояние твоего физического и психического здоровья.

Причиной того, что ты отчаянно держишься за ненавистную тебе работу, становятся твои внутренние страхи и переживания. Если ты сможешь вычислить, что именно не даёт тебе изменить свою жизнь к лучшему и начать строить карьеру в области, которая тебе интересна, ты избавишься от установленных тобой же рамок, и будешь использовать все имеющиеся в твоём распоряжении возможности.

Мы собрали несколько причин, почему ты цепляешься за работу, которую ненавидишь, и объяснили, как избавиться от ограничивающих тебя страхов.

1. Ты боишься столкнуться с финансовыми сложностями

Ты можешь бояться самой мысли о том, что тебе придётся менять место работы или профессию, в которой ты развиваешься, и не сможешь быстро найти себе другой источник дохода. Тебе кажется, что походы по собеседованиям будут долгими, и в конечном счёте новая работа не будет стоить того риска, на который нужно будет пойти, уволившись. Ты уверен в том, что работать только ради зарплаты — абсолютно нормально, а все неудобства, с которыми ты сталкиваешься ежедневно, можно и перетерпеть.

Прекрати бояться финансовых сложностей — ты можешь максимально обезопасить себя, создав перед увольнением подушку безопасности. Просто накопи сумму, которой тебе хватит на комфортную жизнь в течении минимум двух месяцев — скорее всего, это будут 2-3 твоих зарплаты. И тогда тебе не придётся чрезмерно переживать о том, на что ты будешь питаться и чем будешь платить за квартиру и коммуналку.

2. Ты потратил слишком много времени на карьеру в этой области/компании

Тебе может быть жалко увольняться с ненавистной работы только потому, что ты вложил слишком много времени и сил в построение карьеры в этой компании или профессиональной сфере. Обидно всего лишь одним решением перечеркнуть несколько лет упорных трудов, переживаний, соперничества. Когда ты начинаешь задумываться о том, скольким ты пожертвовал ради своего нынешнего положения, становится сложно убедить себя в том, что смена работы действительно необходима.

Перестань цепляться за прошлое. Да, ты потратил много времени, сил, физического и психического здоровья, но если в конечном счёте это не оправдалось, и ты получил совсем не то, о чём мечтал, дай себе ещё один шанс. Ты же не будешь оставаться рядом с человеком, которого ты не любишь. Вот и не оставайся на работе, которая вызывает у тебя лишь негативные эмоции.

3. Ты боишься выходить из зоны комфорта

Ты привык выполнять одни и те же обязанности, которые со временем довёл практически до автоматизма. Твоя нынешняя работа создаёт ощущение безопасности: тебе не нужно лишний раз рисковать, решать ситуации, с которыми ранее ты не сталкивался, вливаться в новый коллектив. Но важно помнить о том, что зона комфорта сковывает, лишает тебя новых возможностей, профессионального развития и самое главное, ощущения удовлетворения своей жизнью.

Что делать:

Тебе нужно начать с малого: пробовать что-то новое каждый день. Ходи другим маршрутом на работу, меняй привычный распорядок дня, знакомься с разными людьми, экспериментируй с хобби. Со временем ты поймёшь, что в выходе из зоны комфорта страшны только первые минуты. После ты быстро приспосабливаешься к новым обстоятельствам, и они перестают тебя пугать.

4. Ты боишься неизвестности

Ты бы хотел сменить профессиональную сферу деятельности, открыть своё собственное дело, найти коллектив, в котором тебе будет комфортно работать, но тебя останавливает страх перед неизвестностью. Ты постоянно задаёшься вопросом, не будет ли в новых обстоятельствах тебе ещё хуже, чем сейчас. Никто никогда не может гарантировать тебе, что изменения, которые ты инициируешь в своей жизни, будут стопроцентно положительными или отрицательными. Поэтому ты не торопишься предпринимать никаких активных действий.

Пойми, что ты не можешь контролировать всё. Даже если тебе кажется, что исход ситуации очевиден, это ещё не значит, что результат будет таким, каким ты его представлял. Ты не можешь знать заранее, что тебя ждёт в будущем, но ты можешь приложить все силы для того, чтобы попытаться воплотить свои мечты в жизнь. В любом случае такая позиция гораздо выгоднее, чем бездействие.

5. Ты боишься, что у тебя нет талантов

Твоя работа может не устраивать тебя из-за того, что ты не видишь в ней смысла, не можешь реализовать свой внутренний потенциал, не понимаешь, какие перспективы тебя ждут в будущем. С другой стороны, если ты не считаешь себя талантливым человеком, ты можешь отчаянно держаться за ненавистную работу, веря в то, что это единственное, чего ты заслуживаешь. Ты испытываешь страх, что на новом месте работы или в другой профессиональной сфере ты не сможешь достойно себя показать. И это сильно ударяет по твоей самооценке и мешает тебе принять единственно верное решение.

Прекрати так много внимания уделять таланту — сам по себе он ничего не стоит. Если человек не готов упорно трудиться, тренировать свои умения, развиваться в выбранной сфере, то никакой талант его не спасёт. Прежде всего — дисциплина и нацеленность на результат. Помни об этом, когда в следующий раз тебе захочется сменить работу.

6. Ты боишься разочаровать работодателя

Ты всё время думаешь о том, как будут идти дела компании после твоего увольнения. Ты думаешь в первую очередь о том, что твои обязанности никто не сможет выполнить лучше тебя, о том, что все твои рабочие проекты сорвутся, сделки отменятся, и вообще, в ближайшее время твоя фирма станет банкротом. Конечно, здорово, что ты искренне беспокоишься о положении работодателя и твоих коллег, но не мешало бы немного подумать и о себе.

Признай тот факт, что незаменимых людей не существует. Вместо того, чтобы держаться за ненавистную тебе работу, мучаясь из-за чувства вины и переживая о своих коллегах и работодателе, задумайся о своих перспективах. Если в компании тебя больше ничего не держит — подготовь себе замену, объясни человеку, что к чему, и штурмуй новые карьерные горизонты.

7. Ты боишься потерять стабильность

Если у тебя есть семья, кредиты, ипотека или другие финансовые обязательства, то неудивительно, что смена работы настолько тебя пугает. Ты переживаешь, что потеряешь стабильную заработную плату, и временно — платёжеспособность. Тебя пугает ещё и то, что на новой работе тебе могут платить меньше, твоя зарплата может зависеть от обстоятельств, или тебе придётся проходить долгую стажировку.

Перестань паниковать — все эти подробности можно узнать если не из вакансии, на которую ты откликнулся, то хотя бы на собеседовании. Зная, что тебя ожидает, ты можешь определить, стоит ли тебе тратить время и силы на выполнение тестовых заданий и стажировку, или лучше будет поискать другой, более подходящий вариант. А сформированная заранее подушка безопасности поможет тебе избежать просрочки обязательных платежей и не снизить качество твоей жизни.

8. Ты не знаешь, чего хочешь

Тебя раздражает твоя работа, твой коллектив и твой босс, но ты абсолютно не понимаешь, куда тебе податься после увольнения. Поэтому ты цепляешься за свою должность, и пытаешься смириться со всеми неудобствами. Ты не знаешь, что тебя интересует, какая работа будет приносить тебе удовольствие, в какой сфере ты хотел бы реализовать свой потенциал. Такая потерянность сильно бьёт по твоим нервам, заставляя тебя постоянно испытывать тревогу и стресс.

Начни, наконец, разбираться в себе. То, что ты откладываешь увольнение, объясняя это непониманием своих желаний и потребностей, не оправдание. Ты должен попробовать себя в разных сферах, пройти профессиональное тестирование, вспомнить о том, что тебе удаётся лучше всего. Сделай хоть что-нибудь, прежде чем принимать решение остаться на ненавистной работе.

9. Тебе внушили, что работа не должна нравиться

Возможно, когда-то давно твои родители или родственники внушили тебе, что работа не должна нравиться, и её следует воспринимать только как способ зарабатывания денег. Поэтому сейчас, всякий раз, когда ты испытываешь негативные эмоции, ты пресекаешь свои душевные порывы уволиться и найти что-то другое, думая о том, что так живут абсолютно все. Но заставлять себя выполнять работу, которая тебе не нравится, с каждым днём становится всё сложнее, и ты пребываешь в подавленном состоянии.

Дай себе возможность попробовать свои силы в чём-то другом, хотя бы для того, чтобы посмотреть на свою реакцию. Расспроси своих друзей и коллег о том, нравится ли им их работа, или нет. Вспомни о том, чем тебе всегда было интересно заниматься, и поищи профессии, так или иначе близкие тебе по духу.

Добрый день. Я бакалавр зарубежной филологии (учитель английского и немецкого языков), сейчас студентка-магистр этой же специальности. Еще в школьницей я представляла, как займу место учителя и буду прививать детям любовь к иностранным языкам. Еще привлекало то, что у учителей отпуск всегда летом, а работают они постоянно среди людей. Однако после 4-х лет обучения в институте, я полностью разочаровалась в выбранной профессии. Точнее, я разочаровалась еще на год раньше, когда только начала заниматься репетиторством с детьми. После того, как получила диплом бакалавра - устроилась на работу в школу учителем английского языка. В первый же рабочий день я осознала, что вообще не хочу работать с детьми. Мне не нравилось и раздражало все! Школьный распорядок, учителя-коллеги, бесконечная подготовка к урокам, а к концу второй рабочей недели я поймала себя на том, что меня раздражают дети. У меня даже появилась какая-то неприязнь к ним, к их глупым вопросам и их ребячеству. Тут-то я и поняла, что это не нормально, и что работать с детьми с таким отношением к ним нельзя. Они ведь все чувствуют. Поэтому я ушла со школы. После этого случая я поняла, что не хочу вообще себя как-то связывать с профессией учителя. Я осознала, что это не мое. Сейчас занимаюсь репетиторством, хотя это и не приносит особого удовольствия - это все-таки единственный способ заработка, который у меня есть на сегодняшний день. Устроиться переводчиком не получится, так как живу я в маленьком городе, а переехать не можем потому, что мужа здесь держит работа. Он, кстати, был против чтобы я шла дальше учиться по выбранной специальности, но я посчитала, что оконченное высшее всегда лучше, чем просто бакалавр. Хотя сама понимаю, что по выбранной специальности работать не хочу и что делать после окончания магистратуры - не имею ни малейшего представления. Теперь стою перед выбором: что делать дальше? Получить новую специальность или бороться с собой и работать на нелюбимой работе. Такое ощущение, будто время вернулось вспять и я снова школьница-выпускница, которая не знает, чего она хочет от жизни и на какую специальность идти учиться.

Автор вопроса: Анна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Панина Ирина Николаевна.

Добрый день, Анна.

Мне понятны ваши трудности с профессиональным самоопределением, поскольку, как я знаю, в нашем обществе мало дают информации об этом в школе и выбор профессий происходит почти вслепую.

Вот вы видели "вершки" преподавательской деятельности и ее бонусы. Работа среди людей, белый воротничок, уважение и признание - это, как говорится, только вершина айсберга.

А еще отпуск летом. Во ваши слова о длинном летнем отдыхе подсказывают мне, что вы нес столько ищете работы, сколько благоприятных социальных условий на работе, которая связана с уважением к преподавателю и публичными выступлениями и так далее.

Тяжелый труд подготовки к урокам и факт работы не со взрослыми людьми, а с детьми и подростками вами был проигнорирован.

Давайте вместе подумаем что вы хотите от профессиональной деятельности, включая график работы, возможность работы через интернет, то, с какой категорией ( с какой целевой аудиторией ) вы хотите работать, включая письменные переводы за определенный гонорар.

Хотите ли вы работать вообще и так далее.

Ваши знания языков можно применить во многих профессиях, включая даже сектор продаж.

Иметь языковой навык - не значит работать только педагогом.

Для определения сферы ваших профессиональных интересов предлагаю пройти вам тест по профориентации, раз вы чувствуете себя как девочка после школы.

Еще я предлагаю собрать информацию о том, где вообще нужны специалисты со знанием английского и немецкого.

Для этого можете зарегистрироваться на сайте вакансий (неважно, что вы не будете выезжать из города, вам важно получить информацию о сфере применения ваших навыков, а на многие вакансии требуются люди только со знанием языков). К тому же предлагается зачастую работа удаленная.

На сайте вакансий вы можете найти и информацию о таких профессиях, о которых вы и не знаете сейчас. Возможно, вас что то привлечет.

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Я задумался о смене деятельности.

Сейчас тружусь в сфере текстового контента: есть основная работа и несколько подработок, но планирую попробовать себя в графическом дизайне.

Я выбрал графический дизайн, так как вижу, что мои друзья-дизайнеры за час могут заработать больше, чем я, при этом прикладывая меньше усилий. Плюс мне было бы интересно поработать с визуальным контентом: у меня есть небольшой опыт, который показал, что в процессе создания изображений я скорее релаксирую, чем напрягаюсь. Но, может, я ошибаюсь и на самом деле усилий требуется еще больше, чем в моих текстовых задачах. Если вы работаете дизайнером, расскажите, пожалуйста, как в действительности обстоят дела.

Конечно, можно податься в программисты, но я не могу изучать то, что мне не слишком интересно, даже если это через годы принесет миллионы. Полагаю, лучше не истязать себя и все же выбрать что-то для души, чтобы процесс обучения приносил удовольствие.

Мой план: прокачиваюсь в дизайне и постепенно заменяю свои подработки, связанные с текстом, на подработки, связанные с дизайном. Тем самым повышаю ежемесячный доход. Если все идет гладко, мои работы приносят приличные деньги и я действительно хорошо справляюсь, начинаю искать варианты по смене основной деятельности.

Меня пугает несколько вещей.

Высокая конкуренция. Очевидно, что, даже если я буду уделять дизайну день и ночь, я не достигну уровня профессионалов, которые занимаются этим со студенческих времен. Становиться посредственным работником мне не слишком хочется, но никакой гарантии, что я проявлю себя на полную и стану авторитетным специалистом, конечно же, нет. Понимаю, что нужно много и усердно работать, но вдруг я просто зря потрачу драгоценное время?

Стоит ли вообще пытаться что-то изменить в моем случае? Или лучше продолжать идти к успеху в той сфере, в которой я уже чего-то добился, и не рисковать? Если у вас есть опыт смены профессии — пожалуйста, поделитесь им. Может быть, у вас найдутся советы, которые будут полезны в моей ситуации.

Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу




а почему обязательно необходимость самопиара? вы путаете профессию и способ работы, вам же необязательно становиться фрилансером. можно устроиться на постоянное место работы графическим дизайнером, в чем проблема-то?
высокая конкуренция - вы хотите мировую известность или хорошую интересную работу за вменяемые деньги? я бы определилась.

все остальное - рассуждения из разряда "я женат на человеке, которого больше не люблю, мы раздражаем друг друга, но мы женаты со студенчества, и я боюсь, что никого не найду, а если найду - то он будет недостаточно хорош, и вообще, настоящие семьи - только те, что поженились до диплома, а куда мне в 30/40/50 лет начинать все сначала". у вас есть запасная жизнь где-то на полочке, чтобы, когда кончится эта, развернуть ее бережно и прожить так, как хочется? нет? ну так о чем речь)


Pavla, у меня есть на этот счет небольшая гипотеза: большего добиваются дизайнеры, которые не просто делают картинки по шаблону, а все-таки развивают свой определенный стиль. Они скорее продают свой взгляд на мир, а не просто умение работать в фотошопе, иллюстраторе и так далее. Мне кажется, сложно продавать свой стиль, если ты его не демонстрируешь — в этом и вижу необходимость самопиара. Банально на биханс хоть выкладывать.

Сейчас специально зашел на хэдхантер и посмотрел вакансии. В основном там все же деньги, которые я и так получаю на своей работе, да и у меня даже побольше выходит. Более солидные суммы — у арт-директоров и дизайнеров, которые работают с более сложными задачами, — 3D, VR и так далее. До этого мне еще пахать и пахать (да и не факт, что именно до этого), а устраиваться на постоянную работу ради денег, которые я получал года три назад — ну, тоже такое. Поэтому и хочу начать со смены подработок, чтобы переход был плавным.

Про рассуждения. Ну, я много времени, сил и нервов потратил на то, чтобы достичь того, что имею, — мне банально жалко свои ресурсы. И понимаю, что если буду уделять еще больше времени своей работе — то достигну большего. Но я стремительно теряю интерес, поэтому хочу понять, к чему нужно быть готовым, чтобы не спустить свои достижения в трубу из-за желания перемен.


Костя, если вы собираетесь, например, в UI/UX или рекламу, то на первом месте будет не ваш неповторимый узнаваемый стиль, а то, как внятно вы улавливаете потребности клиентов и перекладываете их в графику. предлагаю для начала определиться, какое направление в графическом дизайне вас интересует.

"стремительно теряю интерес" - это то, что перечеркивает все "банально жалко свои ресурсы". в отношениях все то же самое: вложено до черта, жить по накатанной еще можно, а удовольствия никакого, и дальше будет хуже.

впрочем, я не дизайнер, так что это все общие слова для вас, вероятно. я в свое время работу поменяла и не жалею.


Pavla, а что на что поменяли, если не секрет? и как вы это решили? я понимаю, что хочу "отсюда", но не знаю, как решиться с "куда".


Ольга, я ушла в тестирование из управления. Узнала о существовании профессии, послушала работающих знакомых и начала лежать в эту сторону. У меня тоже было понимание, что хочу "отсюда". С "куда" повезло.


>>Очевидно, что, даже если я буду уделять дизайну день и ночь, я не достигну уровня профессионалов, которые занимаются этим со студенческих времен.


Waddles, спасибо за отрезвляющий комментарий


После учёбы попал в компанию, которая продаёт компьютеры и около того. Повезло с коллективом, меня обучили всем базовым айтишным премудростям. Поработал год, компания оптимизировала сотрудников до 3,5 человек и я решил попытать счастье в поиске работы в Москве. Так совпали звёзды, что меня взяли работать сисадмином. Первый год мне всё нравилось, я очень часто задерживался и работал по выходным. На второй год я понял, что ничего хорошего дальше не получится и оказался в поиске новой работы. Ну и так случилось, что за следующие полтора года я сменил 4 работы. С последнего места работы меня позорно выперли, сославшись на то, что не прошёл испытательный срок.

И тут я понял, что из сисадминов я просто выгорел, а хотелось мне пойти в программирование. Просев в зарплате, я устроился разработчиком, ну и вот, уже шесть лет пишу код. Вспоминая прошлое, решение было правильным. Хотя, тогда казалось, что после 3,5 лет сисадминства что-то менять глупо и лучше разобраться с самим собой и дальше идти настраивать сервера.

С работой учителя связано немало стереотипов. Один из них заключается в том, что в нашем обществе профессия педагога воспринимается как подвижничество. Отсюда вытекает еще один миф: считается, что работать в школу идут исключительно по призванию. Мол, денег в этой сфере особо не заработаешь, а работа нервная. Значит, в школе человека удерживает только любовь к детям. В каком-то смысле так и есть. Проблема в том, что рано или поздно даже самая жертвенная и всепоглощающая любовь к детям если не заканчивается, то ослабевает настолько, что учитель всерьез задумывается о том, чтобы уйти из школы. Что делать в такой ситуации, разбираемся в нашей статье.

Немного статистики

Для начала обратимся к статистике – не только к российской, но и к общемировой.

Сотрудники Высшей школы экономики провели масштабное исследование и подготовили доклад о ситуации в российском образовании (подробности читайте на нашем сайте). Оказалось, что 38 % школьных учителей в РФ находятся в возрастной группе 50 лет и старше. Тогда как доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 14 %. В странах-участницах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учителей старше 50 лет примерно 35 %, а тех, кто моложе 30 лет – в среднем 10 %.

В другом исследовании Высшей школы экономики говорится о том, что средний возраст российских учителей составляет 43 года. Практически каждый четвертый учитель в нашей стране (23 %) считает, что, возможно, лучше было бы выбрать другую профессию. Этот показатель, кстати, не так уж плох по сравнению с другими государствами. В странах, участвовавших в исследовании TALIS, уже каждый третий педагог (31 %) сожалеет о том, что стал педагогом.

Согласно последнему исследованию TALIS, средний возраст российских учителей – 52 года (каждый третий педагог находится в возрасте 50–59 лет). При этом 85 % из них – женщины. Для сравнения: в странах-участницах доля прекрасного пола среди педагогов – 68 %, а в Японии и вовсе 36 %. В исследовании отмечено, что 95 % наших учителей имеют педагогическое образование и ведут только один предмет, тогда как в Европе 53 % учителей преподают сразу несколько предметов. Российским педагогам присуще постоянство: они имеют в среднем больше 20 лет стажа и при этом последние 15–16 лет не меняли место трудоустройства. В то время как их зарубежные коллеги меняют место работы каждые 10 лет. В той же Японии и Сингапуре существует даже особая политика ротации: педагоги обязаны регулярно менять школу, чтобы просто разнообразить свой опыт – этому фактору придается большое значение.

Интересно, что подавляющее большинство студентов педагогических вузов не собирается идти в учителя: согласно соцопросам, только лишь 10 % выпускников хотят работать в школе. Но в последние три года ситуация изменилась: постепенное увеличение зарплат привлекает в школы молодежь. Возникает вопрос: надолго ли?

По статистике, в России 33 % учителей уходят из школы в течение первых трех лет с начала работы, а 46 % – в течение пяти лет. Наиболее распространенной причиной такого решения является низкая заработная плата. Тогда как уход в связи с пенсией занимает долю в 14 %. В США аналогичная ситуация: от 40 до 50 % молодых специалистов покидают школу в течение первых пяти лет работы.

Бизнес-практики вам помогут

О профессиональном выгорании учителей мы подробно рассказывали в этой статье.

Для начала нужно понять, что в самом по себе профессиональном выгорании нет ничего исключительного – это естественное явление. У кого-то оно совпадает с кризисом среднего возраста и тогда проходит вдвойне тяжелее. Кому-то везет больше, и эмоциональная усталость наступает в другом возрасте.

По сути, синдром профессионального выгорания – это недовольство своей работой, когда человек спрашивает себя, на том ли месте он трудится, не ошибся ли с должностью и выбором профессии. Причем это не кратковременный внутренний протест, который, как правило, бывает связан с неожиданно тяжелым рабочим днем/неделей либо с каким-то сложным проектом. При профессиональном выгорании проблема шире и носит более глубинный характер. Невольно возникает ощущение, что жизнь уходит, как песок сквозь пальцы, что свои лучшие годы вы потратили впустую и теперь продолжаете делать не свое дело. От такой эмоциональной усталости и до депрессии недалеко. Лучше всего воспользоваться некоторыми из бизнес-практик и не доводить себя до приема антидепрессантов.

Во-первых, попытайтесь переосмыслить происходящее. Докопайтесь до источника вашей неудовлетворенности: это именно сама работа или это только место вашей работы, то есть одно конкретное учебное заведение? Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что речь идет о втором варианте, постарайтесь принять и тот факт, что просто взять и сменить школу не всегда возможно. Тем более для учителя зрелого возраста: у человека всегда есть обстоятельства, которые его сдерживают. Семья, дети, необходимость выплачивать ипотеку или объективная потребность жить и работать именно в этом городе или районе.

Во-вторых, сами себе организуйте некоторые перемены, пусть и совсем небольшие. Это особенно актуально, если вас устраивает образовательное учреждение, в котором вы трудитесь, но не устраивает ваша работа. Хороший вариант – попытаться изменить микроклимат в коллективе. Например, можно предложить интересный или необычный проект, благодаря которому объединятся педагоги разного возраста, специальности и профессиональных компетенций. А можно присоединиться к уже существующему в вашей школе комитету, методическому объединению или команде, работающей в новом для вас направлении. Новизна прекрасно разбавляет рутину. Речь не о том, чтобы просто взвалить на себя дополнительные обязанности, а о том, чтобы просто сместить вектор. Изменение, реконструирование рабочих обязанностей неизбежно повлияет и на ваше мировоззрение, восприятие собственной работы, и на ваши перспективы в профессиональной деятельности.

В-третьих, сконцентрируйтесь на профессиональном развитии. С одной стороны, в ежедневной работе учителя чему-чему, а уж скуке-то точно места не найдется. Слишком много в течение рабочего дня возникает коллизий, нестандартных ситуаций, найти выход из которых нужно здесь и сейчас. С другой стороны, у педагога со стажем 10–15 лет уже есть определенный опыт, из-за которого может возникнуть ощущение дежавю. А от него до скуки рукой подать: дескать, я все знаю, все могу; ни требованиями программы, ни детьми меня не удивишь; да и ситуации педагогические я еще и не такие разруливал. Чаще всего в таком случае люди задумываются о вертикальной карьере, пытаются дорасти до завуча или директорского поста. Однако выходом в подобной ситуации может стать и горизонтальное развитие. Проанализируйте свои профессиональные компетенции и определите, какие из них – ваш конек. Наверняка есть что-то, с чем вы справляетесь лучше других преподавателей в вашей школе. Тем более что теперь в школах появились новые должности, такие как старший и ведущий учитель – чем не стимул для развития?

В-четвертых, осознайте смысл вашей работы. Невозможно переоценить значение труда учителя. Но случается, что и педагога – особенно уставшего – посещают мысли о том, кому и зачем все это нужно. В эти минуты вспомните о своих учениках, их родителях, о своих коллегах – всех, кому вы помогаете своей работой. Такие мысли позволят осознать всю важность вашего ежедневного педагогического труда и вдохновят вас на дальнейшее преподавание.

В-пятых, все-таки задумайтесь о смене деятельности. Если первые четыре пункта не принесли избавления от эмоциональной усталости, то, возможно, имеет смысл пойти на кардинальные перемены и сменить профессию. Можно изо всех сил цепляться за нынешнее место работы, но такие попытки бесплодны и ведут человека к саморазрушению. Конечно, сменить профессию – это очень непростой шаг, он требует по-настоящему взвешенного подхода. Как правило, от смены рода деятельности людей удерживает страх потерять надежный источник дохода и боязнь перемен. Но если вы профессионал, то совершенно точно обладаете знаниями, умениями и навыками, которые будут востребованы и в других сферах труда. Другой вариант – рассмотреть одно из своих хобби как потенциальную работу. Если, конечно, оно у вас есть.

В-шестых, преодолевайте собственные предрассудки. Иногда эмоциональная усталость связана не с профессиональным выгоранием, а с чувством неудовлетворенности. Это сигнализирует о том, что есть что-то такое в вашей педагогической деятельности, что вас более или менее тяготит, однако не настолько, чтобы поменять работу. Другими словами, вы не считаете преподавание смыслом своей жизни. Казалось бы, что здесь особенного? Проблема вот в чем. В последние годы все более распространенным становится следующее мнение: если работа не является центром вашей вселенной, с вами что-то не так. На самом деле это всего лишь стереотип, предрассудок. Попробуйте от него абстрагироваться, а поддержка близких в этом стремлении будет для вас поистине бесценной.

Метод

Директорская -

-->

Читайте также: