Можно ли проводить служебную проверку если сотрудник на больничном

Обновлено: 16.05.2024

Ситуация такая, сотрудник сообщает о том, что он открыл больничный лист, обычно это дней 7-10, банальная ситуация. А дальше начинается. Периодические смс и звонки от начальника с вопросом "когда ты выйдешь на работу? что там у тебя? сколько еще?" Правомерно ли это со стороны начальства? Ведь было сообщено день в день, что открыт больничный. С какой целью можно задавать такие вопросы? И как можно грамотно пресечь такое поведение?

Поделитесь опытом, это вообще нормальная ситуация или нет? Лично я с таким поведением в своей рабочей практике столкнулась впервые.

Спасибо за ваши мнения! Я вижу, что большинство все-таки за то, что это ненормальная ситуация. Я тоже склоняюсь к этому. Все-таки ответственный взрослый человек в состоянии сам вовремя выйти на работу, без лишних напоминаний. Ведь речь идет о периоде 7-10 дней, это не так уж и много, чтобы контролировать человека!

А что ненормального в поведении руководителя? Что значит с какой целью задавать вопросы? Он руководитель. Его основная обязанность - держать под контролем своих подчиненных и ситуацию в отделе, или что там у Вас. Все правильно делает, раз интересуется текущей ситуацией. И если вы не в коме лежите, что мешает нормально ответить, как вы себя чувствуете и каков прогноз? Может, Ваш руководитель не совсем корректно свои вопросы формулирует, но это уже не вопрос воспитания.

Я тоже однажды на месяц в больницу попала, и мой шеф каждый день звонил и ныл, как ему без меня тяжело и когда же я выпишусь. При этом раз в неделю приезжал навестить с бананами-апельсинами.

Если Вы считаете что, это нормально, значит и контора у Вас ОЧЕНЬ "НОРМАЛЬНАЯ".
Держать под контролем сотрудников в момент лежания в постели. чето попахивает нездоровыми сексуальными влечениями.
Показатель уровня воспитанности руководителя, как в прочем и его визави.

Мы с Вами о разных вещах подумали. Держать под контролем - задача руководителя. Ему приходится перекладывать обязанности болеющего сотрудника на других, и они тоже вправе хотя бы примерно представлять, сколько это будет длиться. Договориться с болеющим сотрудником время от времени созваниваться для понимания текущей ситуации - это правильно. Звонить каждый день и орать "сколько можно болеть" - неправильно.

Кстати та контора, о которой я написала, была меганормальной. Мне выплатили не только больничный, до и за часть дней доплатили до оклада за счет компании. Плюс получила выплату от страховой компании по страховке, которую так же оплачивала компания (у меня была травма). Не говоря уже о бесконечном паломничестве коллег, желающих проведать.

Но, конечно, если вы свою работу ненавидите, начальник козел, а коллеги придурки, то ясное дело неприятно с ними вообще общаться, тем более болеючи. Только хорошие специалисты в таких конторах не работают.

Меня бы напрягло, мягко говоря, если бы мне начальник каждый день названивал пока я на больничным и задавал одни и те же вопросы. когда выйдешь. когда выпишут, тогда и выйду.
По поводу правомерности не могу однозначно ответить, по-моему в ТК такой статьи нет))

Я считаю, что ситуация ненормальная. Ваш руководитель предпочитает названивать Вам вместо того, чтобы найти ресурсы внутри компании для временного выполнения Ваших функций. (Если конечно в Вашей компании не 10 человек в штате).
Терпите и будьте вежливы.

Бред , да и только.
Считаю, когда названивают,с вопросом о выходе на работу, без вопросов о самочуствии и предложения помочь лекарствами и прочее. нужно просто не отвечать на звонки.

А что особенного в том, что руководитель переодически звонит и задает такие вопросы? Причин для этого масса:
1. Чисто по-человечески поинтересоваться здоровьем заболевшего сотрудника
2. Быть в курсе, что происходит с его подчиненными
3. Чтобы правильно спланировать работу отдела. Если Вы выйдете через несколько дней, то можете сами сделать свою работу, если планируете болеть 2-3 недели, значит, Вашу работу нужно переложить на других сотрудников.
4. Если у сотрудника заболевание, которое требует длительного лечения, возможно, нужно нанять работника на время его болезни по срочному договору.
Так что интерес руководителя вполне оправдан. Если, конечно, все это в корректной форме, а не "Выходи быстрее, а то уволим".

Каждый день названивать-это ненормально. Была такая ситуация. Начальница названивала каждый день, причём с претензиями, почему я ей сама не звоню, хотя я предупредила, что больничный мне выписали до 10 числа. А мне, лёжа с температурой под 40 так хочется с начальницей поговорить, прямо хлебом не корми. Так на меня после выхода на работу ещё и собак спустили при всём коллективе.

Будучи руководителем, скажу, как делаю я. Сотрудник звонит мне и говорит, что заболел, открыл Б/Л. Я спрашиваю, когда к врачу и прошу в это день позвонить и рассказать, выписали или нет. Дальше спрашиваю, не нужно ли чего. Прошу не беспокоиться за текущие дела и, пожелав скорейшего выздоровления, прощаюсь. В назначенный день, если вдруг человек мне не позвонил, звоню, интересуюсь. Если позвонил и сказал, что не выписали, очень аккуратно спрашиваю:"У тебя что-то серьезное, это надолго? Мне просто понять, как коллег настроить" Если банальные осложнения после гриппа - фигня вопрос. Поработаем еще недельку в уменьшенном составе. А вот когда парню спину оперировали, брали на его место человека по временному ТД. Это полгода длилось. Ездили к нему, веселили, еду возили - он один жил, родители в Новгороде - молодые, работают.
Еще я всегда пресекаю заявления "Может, я выйду. Температуру уже сбила" Я весело отвечаю "А все вирусы нам оставишь, да? Нет уж, долечись и приходи!"
Мне кажется все просто, если думать не только о себе.

ну это от организации.

если бухгалтерия ата-та, хочешь не хочешь будешь контролировать.

Вообще - чисто по-человечески - сообщить об уходе на больничный нужно (в некот. организациях это даже в пвтр-ах прописано) и примерный срок болезни - тоже сообщить нужно, и далее - по мере необходимости (если болезнь затянулась, к примеру) сообщать.

Самому РД - названивать работнику во время нахождения последнего на больничном , требовать от работника отчетов о диагнозе, самочувствии и т.д. в период временной нетрудоспособности (кот. в итоге будет оплачен фсс - это НЕ рабочее время) - вот с этим со всем, друзья мои - Работодатели - можно очень даже доиграться.

1) в соответствии с п. 8 ст. 9 "Закона об информации" ЗАПРЕЩАЕТСЯ требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в т. ч информации, составляющей ЛИЧНУЮ и семейную тайны, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2) согласно п. 9 ст. 86 ТК РФ работники имеют право на сохранение и защиту тайны.

3) в соответствии со ст. 10 "Закона о персональных данных", работодателю ЗАПРЕЩЕНО обрабатывать данные о состоянии здоровья работника, за исключением обработки персональных данных для защиты жизни работника, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, когда получение согласия субъекта персональных данных невозможно (подп. 3 п. 2 ст. 10 Закона).

Т.е., если это не травма на производстве, заболевание работника не повлечет за собой угрозу жизни работника, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и работник самостоятельно не изъявлял желания отчитываться о своем здоровье перед РД каждый Божий день - такие "проверочки" неправомерны, априори.

Обязан ли работник сообщать работодателю о больничном — ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение ряда примечательных нюансов, отражающих специфику законодательного регулирования трудовых отношений. Посмотрим, что по данному поводу говорит ТК РФ.

Нужно ли предупреждать работодателя и сообщать о выходе на больничный?

Такой обязанности законодательство России не предусматривает. Более того, работодатель не вправе принуждать работников, в том числе и посредством издания локальных распорядительных норм, предупреждать о больничном. Не предусмотрены законодательством и юридические механизмы подобных предупреждений.

Однако если фирма-работодатель не будет знать о выходе сотрудника на больничный, то ей может оказаться крайне сложно запланировать и организовать бизнес-процессы. Однако работодатель вправе рассчитывать на добросовестный подход сотрудника к выстраиванию взаимоотношений с коллегами и руководством. В частности, на осуществление им необходимых действий по своевременному информированию коллег о выходе на больничный.

Кому и как на работе отдавать предупреждение о болезни и куда сдавать больничный лист?

Предупреждение о больничном может быть передано работодателю в устной форме. Но лучше всё же прописать в локальных документах организации обязательство по составлению письменного варианта.

Работник не вышел на работу в первый рабочий день по причине болезни, о чем сообщил работодателю по телефону. Работодатель аннулировал трудовой договор. Надо ли восстановить работника на работе или заключить с ним новый трудовой договор, если через неделю работник принес больничный? Ответ на этот вопрос разъяснил советник государственной гражданской службы РФ 1 класса И. И. Дудоладов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Рассматриваемый документ сотрудники — любым доступным способом (через e-mail, соцсети, по факсу, через MMS) и на добровольной основе — могут направлять ответственному работнику кадровой службы или самому руководителю. В документе может указываться то, чем заболел работник и в течение какого периода он, предположительно, будет отсутствовать.

Предупреждение также может быть адресовано сотруднику, отвечающему за прием больничных листов. Это может быть работник бухгалтерии или кадровой службы.

Когда именно работник должен предоставить предупреждение о больничном листе?

Если правилами распорядка внутри организации закреплена необходимость предупреждения о выходе на больничный, соблюдение этого требования — обязанность работника. Желательно это сделать сразу после получения от врача информации о диагнозе и предполагаемых сроках лечения. Или в сроки, зафиксированные в локальном акте работодателя.

ВАЖНО! В судебной практике есть примеры, когда неисполнение сотрудником требования об уведомлении о невыходе на работу (если оно закреплено корпоративными документами) расценивалось как нарушение трудовой дисциплины (определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2014 № 33-827/2014).

Работодателю также следует допустить возможность отправки работником уточняющего уведомления об изменении сроков выхода с больничного (например, если диагноз, установленный врачом, изменится). При этом данные уточнения могут направляться неоднократно, особенно если лечение предполагается достаточно длительным.

Обязательно ли предоставление больничного и что будет, если его не отдавать?

Если больничный не будет предоставлен без уважительных причин в течение 6 месяцев после выписки, работодатель вправе не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности.

Узнать больше о сроках предоставления больничного работодателю вы можете в этой статье.

Если же выплата будет произведена по собственной инициативе работодателя на основании предварительного расчета за первые 3 дня болезни , то остальную часть пособия ФСС работнику не выплатит ( с 2021 года вся страна перешла на прямые выплаты из ФСС).

Кроме того, без оправдательного медицинского документа работник не сможет обосновать уважительность причины отсутствия на работе.

Итоги

Работодатель не вправе обязывать сотрудников сообщать о выходе на больничный. Но в его силах организовать систему добровольного информирования через любой доступный канал коммуникации.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Нетрудоспособность является одним из самых распространенных случаев злоупотребления правом отдельными категориями работников. Такие работники, имея в анамнезе стабильное заболевание, хорошо изучают все признаки его обострения и обращаются в различные медицинские учреждения, бесконечно предоставляя работодателю множество листов нетрудоспособности. После получения очередного больничного листка работодатель задается вопросами: может ли работник фактически выполнять трудовые обязанности, как прекратить череду больничных, обоснованно ли выдаются эти документы…

На что работодатель не может повлиять

Зачастую здоровье работника позволяет выполнять трудовую функцию, ибо наличие продолжительных ограничений здоровья свидетельствует о значительных ограничениях жизнедеятельности и влечет установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. признание работника инвалидом.

Гражданин при необходимости вправе обратиться за медицинской помощью в любое удобное ему учреждение, к любому врачу, которые при наличии показаний оформляют соответствующие документы, в том числе и больничный лист.

Сам факт обращения гражданина в медицинское учреждение, не говоря о сведениях о заболевании, относится к врачебной тайне. Соответственно, ни медицинская организация, ни любой работник этой организации не может предоставлять законом защищаемые сведения ненадлежащему лицу, к которым. в данной ситуации относится сам работодатель.

Именно законом защищаемые сведения не позволяют работодателю обратиться с запросом о нетрудоспособности работника в медицинскую организацию, а медицинской организации предоставить работодателю данные о заболевании гражданина.

Что работодатель может сделать

Предоставленный работником листок нетрудоспособности обязывает работодателя не только учесть уважительность причины отсутствия работника на рабочем месте, но и предоставить пособие.

Злоупотребление работником своим правом на страховое покрытие, на отсутствие на работе создает значительные сложности работодателю, вынужденному искать внутренние ресурсы по выполнению работы и нести дополнительную финансовую нагрузку. В такой ситуации возникают подозрения о наличии сговора работника с представителем медицинской организации, но доказать это достаточно затруднительно.

Учитывая, что листок нетрудоспособности выдается полномочной организацией на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, угроза лишиться этой лицензии обязывает руководителя медицинского учреждения реагировать на любую информацию, предупреждающую отзыв лицензии.

Соответственно, уточнение работодателем факта многократной выдачи больничных листов не нарушит требований о защите информации, но обратит внимание руководителя медицинской организации о возможном правонарушении.

Следующей возможностью работодателя прекратить злоупотребление правом работником является закрепленные за Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") полномочия проверки соблюдения установленного порядка выдачи, соблюдения сроков выдачи и продления, оформления листков нетрудоспособности, а также проверки ведения документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности (п. 5 Приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н "Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности").

Проведение проверок может осуществляться на основании обращения (жалобы) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (п. 8 названного выше Приказа).

Обращение в ФСС не только инициирует внеплановую проверку, но и обязывает ФСС предоставить страхователю информацию по существу обращения (жалобы), тем самым практически прекращая поток листков нетрудоспособности определенного гражданина.

Электронные больничные

В настоящее время практически завершается переход от бумажных листков нетрудоспособности к электронным документам (Приказ Минздрава России от 01.09.2020 N 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа"), что тоже значительно ограничивает работника в количестве обращений за листками нетрудоспособности.

Принципиально изменен подход к документированию: ранее документировался факт заболевания, а сейчас документируется собственно нетрудоспособность определенного человека, который подлежит социальному страхованию.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что эпоха нескончаемых больничных листов работников, злоупотребляющих своим правом нетрудоспособности, завершается. А это значит, работодателю придется меньше времени тратить на объяснения с работником, на обращения в медицинское учреждение, в фонд социального страхования, предоставляя все социальные гарантии только действительно нуждающимся сотрудникам.

Работник постоянно болеет: что делать работодателю

Проверьте свои действия с помощью КонсультантПлюс. Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.



Возможно, вам будут интересны эти темы:

Начал действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Теперь ряд сроков нужно измерять в рабочих днях, а от сотрудников требовать меньше подписей.

Новые требования к аптечкам первой помощи действуют с 1 сентября в течение 6 лет.

Так, разработали форму заявления о назначении пособия по уходу за ребенком. Сейчас его составляют произвольно, но указывают обязательные реквизиты.

Ряд временных мер, которые приняли в отношении иностранцев из-за пандемии, действует до конца года.

Подавать документы можно будет по ТКС или на электронном носителе.

Подготовлены поправки в Трудовой кодекс, который расширит допустимые виды дисциплинарных взысканий.

Работника можно уволить в случае прогула. Чек-лист поможет вам соблюсти все процедуры.

Установили квоты для иностранных работников по видам деятельности на 2022 год. Интересные решения высших судов. Утвержден сертификат о.

Алгоритм действий работодателя при заболевании сотрудника различается в зависимости от режима работы заболевшего сотрудника.

Как узнать, что работник болен?

В первую очередь, у работодателя возникает вопрос: а как узнать, что работник заболел коронавирусом?

Вариантов может быть несколько.

Работник заболел и врачи подтвердили у него COVID-19. В случае если работник останется дома, то ему выдадут постановление главного санитарного врача об обязательной самоизоляции на 14 дней и листок временной нетрудоспособности по болезни. В том случае, если у работника болезнь протекает в легкой форме и он отказался оформлять больничный лист, то по соглашению с работодателем он может работать дистанционно.

Работодатель может узнать о подтвержденном заболевании как от самого сотрудника, так и из полученного постановления Роспотребнадзора РФ.

Но, как показывают медицинские исследования, часть людей бессимптомно переносит заболевание, т.е. наличие инфекции можно определить только с помощью лабораторной диагностики, поэтому работник может и не догадываться о своем заболевании.

На сегодняшний день частные лаборатории предлагают тестирование для людей на добровольной основе.

В том случае, если у работника внешне никаких признаков заболеваний нет, а работник добровольно не проходил тестирование, то работодатель не сможет распознать у него наличие заболевания.

Между тем, работодатель может за счет собственных средств оплатить тестирование сотрудников на COVID-19 и учесть их в налоговых расходах (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 г. №03-03-10/54288).

В ряде регионов такое требование обязательно.

В г. Москве в период с 12 по 31 мая 2020 было предусмотрено обеспечение проведения исследований на предмет выявления инфекции в компаниях в отношении не менее 10% работников.

!Кадры
!Кадры


А с 1 июня 2020 г. работодатели (речь идет о работающих в период пандемии компаниях и ИП) должны обеспечить в течение каждых 15 календарных дней проведение исследований в отношении не менее 10% работников (п. 2.4 - 2.5 Требований, приведенных в Приложении №6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 г. №12-УМ).

Действия работодателя, если работник заболел

Алгоритм действий работодателя зависит от того, где находился заболевший сотрудник. В связи с пандемией коронавируса многие работодатели разрешили своим сотрудникам работать дистанционно (оформив необходимые кадровые документы). Поэтому если заболел дистанционный работник, который не контактировал с другими сотрудниками компании в последние 14 дней, то работодатель никаких действий не предпринимает.

Работодатель также не обязан сообщать ни в какие инстанции о заболевшем сотруднике. Только при поступлении запроса Роспотребнадзора РФ работодатель незамедлительно должен представлять информацию о всех контактах заболевшего COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора РФ от 10.03.2020 г. №02/3853-2020-27).

В том случае, если заболевший сотрудник работал в офисе либо приезжал в офис (например, при дистанционной форме работы), работодатель должен выявить круг контактировавших с заболевшим сотрудников.

Кто является контактным? Должен ли работодатель отправлять всех сотрудников компании на самоизоляцию?

Министерство здравоохранения РФ установило критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня с лицами, у которых выявлена инфекция COVID-19 (Постановление от 10.04.2020 г. №36). Сотрудники, работающие в одном помещении, относятся к контактам первого уровня.

По информации ВОЗ от 17.03.2020 г. №б/н контактным лицом является сотрудник, который до 14 дней после появления симптомов у больного:

контактировал лицом к лицу с больным в пределах 1 метра и в течение больше 15 минут;

находился с ним в закрытой среде, в том числе совместно использовал рабочее место.

По договоренности с работодателем такие сотрудники могут продолжать работу в дистанционном режиме, не оформляя больничный лист. При поступлении запроса Роспотребнадзора РФ работодатель должен представить информацию о всех контактах заболевшего COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора РФ от 10.03.2020 г. №02/3853-2020-27).

ежедневно перед началом рабочей смены организует бесконтактный контроль температуры тела работника;

обязательно отстраняет от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания;

организует при входе в компанию места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;

прекращает проведение любых массовых мероприятий в компании.

Нередко бывает, что у сотрудника на рабочем месте появились симптомы простудного заболевания (возможно вирусная инфекция, но теста на COVID-19 не было).

В этом случае работодатель должен изолировать сотрудника в отдельное помещение и вызвать врача либо сотрудник самостоятельно из дома вызывает медицинских работников.

Не лишним будет напомнить такому строптивому работнику о привлечении к уголовной ответственности по ст.236 УК РФ, если в результате подтверждения коронавирусной инфекции, он заразит других сотрудников (у которых болезнь может протекать с тяжелыми последствиями).

Работодатель имеет право отстранить работника от работы в случаях, указанных в ст.76 ТК РФ.

Далее нужно издать приказ об отстранении работника с указанием причин.

В условиях пандемии, работодателю нужно иметь локальный нормативный документ, в котором четко должны быть прописаны действия работников и работодателя по предотвращению распространения любых вирусных инфекций.

После отстранения работника работодатель должен соблюсти все меры безопасности (проветривание помещений, использование СИЗ, антисептиков, дезинфекция помещения и офисной техники и т.п.).

Ответственность работодателя за допуск больного COVID-19 к работе

Должностному лицу, виновному в допуске работника с COVID-19 к работе, может грозить штраф по п.2 ст.6.3 КоАП РФ в размере от 50 тыс. до 150 тыс. рублей (если никто не пострадал) либо в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (если такие действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или привели к смерти человека и не содержат уголовно наказуемого деяния).

Компанию могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или приостановить деятельность до 90 суток.

Отметим, что такой же штраф грозит за несоблюдение работодателем санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований (например, за отсутствие дезинфекции помещения и т.п.).

Когда возникла угроза массового заболевания в результате вовремя принятых мер, направленных на их предотвращение, наступает уголовная ответственность.

!Аттестация работников
!Аттестация работников

штрафом в размере от 500 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет;

ограничением свободы на срок до 2 лет;

принудительными работами на срок до 2 лет;

лишением свободы до 2 лет.

Наказание ужесточится, если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло за собой по неосторожности смерть человека.

В этом случае виновнику грозит (п.2 ст.236 УК РФ):

штраф в размере от 1 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

Читайте также: