Что делать если накопилось много работы

Обновлено: 08.07.2024

Бывают такие периоды жизни, когда все не ладится. Телефон не включается, любимая кошка болеет, на работе аврал, в голове крутятся неприятные подробности последней ссоры с мамой, в ванной протекает труба, деньги на исходе, а ломота в зубах напоминает, что давно пора сходить к стоматологу… Ааааа.

Хочется просто лечь на диван, укрыться одеялком и заплакать. Но, к сожалению, ничего не решится само собой. Чем дольше бездействуешь, тем больше накапливается проблем —- мелких и не очень.

Итак, что же делать? В первую очередь успокойтесь. Паника сейчас ни к чему. Несколько глубоких вдохов и выдохов, короткая прогулка на свежем воздухе или двухминутная медитация помогут вам расслабиться. После этого можно переходить к следующему этапу — классификации проблем.

Решаемые и нерешаемые проблемы

Иногда жизнь ставит препятствия, которые мы просто не способны контролировать. Это, например, смерть близкого человека, потери, трагедии, поведение других людей, увольнение, разрыв отношений.



Не нужно бороться с неизбежным. Источник

Составьте список всех своих проблем и вычеркните из него те пункты, на которые вы никак не можете повлиять. Некоторые обстоятельства надо просто пережить и принять.

Важные и второстепенные проблемы

Способность определять приоритеты — навык, который жизненно необходим современному человеку. Если вы умеете концентрироваться на главном, никакой хаос вам не страшен. Запишите оставшиеся проблемы в порядке уменьшения значимости. Первые три-четыре пункта — то, чем вы должны заняться в ближайшее время.



Постарайтесь приступить к решению самых важных проблем как можно раньше. Источник

Подумайте, что вам нужно предпринять, какие конкретные шаги приблизят вас к намеченным целям. Например, если вы хотите найти новую работу, нужно для начала составить резюме и разместить его на специальном сайте. Если больше всего вас волнует странное поведение электропроводки, необходимо найти телефон мастера. Если беспокоит здоровье — записаться к врачу.

Не забудьте поставить себе четкие сроки. Отлично, теперь у вас есть план действий!

Проблемы, требующие срочного решения, и проблемы, которые можно отложить

Иногда все кажется важным, поэтому непонятно, за что браться в первую очередь. В таком случае вам поможет еще один критерий — уровень срочности.

Если проблема важная и требует срочного решения, ее ни в коем случае нельзя игнорировать. Займитесь ей немедленно!

Если проблема важная, но вполне может подождать до послезавтра или даже до следующего месяца, то у вас есть варианты. Вам необходимо решить, когда именно вы ею займетесь. Лучше, конечно, приступить к делу раньше, чем позже. Однако небольшой запас времени имеется, поэтому торопиться и ВОТПРЯМЩАС бросать все остальные задачи (при условии, что они тоже важны) необязательно.



Перенесите решение проблемы на конкретный день и час. Если вы просто отложите дело на потом, то можете так к нему и не приступить. Источник

А что делать, если проблема не очень важная, но срочная? Подумайте еще раз: вам точно надо ее решать? Никто не может сделать это за вас? Стоит ли тратить на нее силы и время? Допустим, вы решили, что все-таки должны заняться этой проблемой. Оставьте для нее немного места в своем графике, но помните о приоритетах.

Разгребание мелкой фигни

2. По мере появления этой мелкой фигни записывайте ее в чек‑лист.

3. Когда приходит время выполнения этой задачи, вы действуете следующим образом:

А. Готовитесь 30 секунд, просматривая список мелкой фигни, и решаете, что конкретно из этого вы будете делать в следующие 20 (15, 10 — по вкусу) минут.

Б. Ставите таймер на 20 минут. Начинаете решать эти задачи одну за другой.

В. Когда прозвенит таймер — останавливаетесь и наводите порядок в списке фигни: стираете сделанное, дописываете появившееся, переформулируете недоделанное.



Минуты, потраченные на разгребание фигни, сэкономят вам кучу нервов. Источник

Фото: Pexels

Откуда взялась спешка в работе

Фото:Ty Wright / Bloomberg

Чем плохо ускорение

По мнению Оноре, за последние 30 лет укрепились две противоположные тенденции: люди по-прежнему работают много, но объем работы продолжает расти. Например, американец в среднем работает на 350 часов в год больше, чем европеец на подобной должности. По количеству рабочих часов среди развитых стран США превзошла Японию в 1997 году. При этом чтобы успеть за ростом глобальной экономики, европейцы начали работать как американцы.

Миллионы людей работают больше и тяжелее, чем хотелось бы. Каждый четвертый канадец работает более 50 часов в неделю — в 1991 году так жил только один канадец из десяти. Каждый житель Великобритании старше 30 лет работал не менее 60 часов в неделю к 2002 году. Если учесть приготовления, рабочие обеды, дорогу до работы и обратно, почти не останется времени на жизнь. Деньги и бесконтрольное потребление — одна из причин, по которой люди полностью погружаются в работу по мнению Оноре. Развитая экономика дает высокие доходы, а не дополнительные часы отдыха.

Выступление Карла Оноре о том, почему скорость разрушает здоровье, снижает продуктивность и качество повседневной жизни

При этом объем работы увеличился. Компании перестраиваются быстрее, сокращают офисы и сотрудников. Оставшиеся специалисты работают больше, чтобы доказать незаменимость. Люди идут на работу, даже если болеют или слишком устали. Многие не используют отпуск полностью. Такая система вредит здоровью людей и экономике.

Фото:Timothy Fadek / Bloomberg

Компании оплачивают переработки или дают бонусы, но усталость, стресс и недовольство жизнью снижают продуктивность сотрудников. По данным Международной организации труда (МОТ), бельгийские, французские и норвежские рабочие делают больше продукции в час, чем американцы. Англичане проводят на работе больше всего времени, но у них самый низкий уровень продуктивности в Европе. Кто работает меньше, тот работает лучше.

Как замедлиться и найти баланс в работе

Сторонники медленного движения уверены, что от работы можно получать удовольствие, но если она будет поглощать слишком много времени, его не хватит на семью, друзей, хобби и отдых. Самые простые дела — отвести детей в школу или приготовить ужин — превратятся в гонку. Чтобы замедлиться, Оноре предлагает меньше работать и отказаться от графика.

Согласно опросу жителей Великобритании, в два раза больше людей мечтают о сокращении рабочих часов, чем о выигрыше в лотерею. Оноре уверен, что нужно сократить рабочую неделю. Люди не слишком много потеряют в деньгах, если будут меньше работать. Снизятся расходы на транспорт, перекусы, парковку, кофе, детские сады. При этом, сокращая рабочую неделю, перераспределяется объем работы и появляются новые рабочие места. Например, два человека могут работать на одной должности по 20 часов в неделю, а остальное время уделять семье.

Фото:Charles Krupa / AP

Чтобы уменьшить количество рабочих часов, нужно хорошо работать и хорошо отдыхать. Попробуйте сосредоточиться на своей работе. Уделяйте ей столько времени, сколько сами считаете нужным, и не растягивайте рабочий день.

Людям нужно учиться управлять своим временем и самостоятельно решать, когда работать, — считает Оноре. Начиная с промышленной революции работникам платили за время на фабрике, а не за объем выполненной работы. Современная экономика основана на информации. Человеческая работа чаще опирается на креативное мышление, а рутину делают роботы. Но креативные решения не появляются по расписанию, поэтому жесткие границы тут бесполезны.


Спешка и дедлайны фокусируют внимание, организуют и заставляют действовать. Проблема в том, что многие люди живут в режиме дедлайна постоянно: у них нет времени отдохнуть и прийти в себя. Исследование Европейского фонда выявило, что давление на работника в странах Европы выросло. Каждый третий чувствует себя в бесконечной гонке.

Чтобы контролировать рабочее время, сильные специалисты переходят на фриланс или работают на себя. Они сами регулируют нагрузку и устраивают отпуска, когда захотят. Поговорите с начальником и предложите работать из дома один-два раза в неделю. Учитесь управлять своей нагрузкой и временем. Когда научитесь контролировать работу, попробуйте полностью уйти на удаленку и отказаться от графика.

  • Работайте понемногу, но часто

Например, если вам нужно написать отчет или завершить проект, лучше работать регулярно и понемногу, чем устраивать трудовые интенсивы. В таком режиме мозг успевает приспособиться к масштабу задачи и подумать. То же подходит для изучения музыкального инструмента, иностранного языка или работы над своим телом. Лучший способ привести себя в порядок — заниматься понемногу и постоянно. Если вы ничего не делали неделями, а потом пошли на интенсивную тренировку, здоровье лучше не станет.

Попробуйте поработать вечером и отложить часть задачи на следующий день. Утром вы почувствуете, что продвинулись в решении, а задача покажется проще.

Фото:Shutterstock



Форстер рекомендует никогда не брать обязательства, которое вы не сможете выполнить от чистого сердца. Если взять сомнительную задачу, вы будете хуже работать и раздражаться от процесса.

Как замедлиться в работе

  1. Делать свою работу.
  2. Работать часто, но понемногу.
  3. Работать меньше.
  4. Управлять своим временем.
  5. Отдыхать и настраивать жизненные системы.

Приложения, которые помогут выровнять баланс между работой и жизнью

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс.

Иногда появлению стресса или негативных эмоций способствует состояние цейтнота. Множество дел, которые мы хотим успеть сделать, создают состояние суеты, нервозности, беспокойства. Если часто испытывать такие эмоции, то легко можно заработать не только стресс, но и хронический невроз.

Как же разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс?

Начнем с того, что все дела невозможно сделать в одну единицу времени. Значит, задача стоит в том, чтобы эффективно распланировать свой день и успеть самое важное. В то же время не потерять общее направление, не уйти за мелкими ежедневными делами в сторону от своих планов.

В этой статье я поделюсь в вами своим собственным опытом решения этой задачи.

В не таком уж далеком прошлом мне хотелось всего и сразу — успешно работать, вести дом, поддерживать близких, путешествовать, заниматься спортом, создавать авторские изделия, читать книги, посещать тренинги, обучаться новым навыкам, следить за собой, заводить новые знакомства… Это лишь общие направления, в которых я ставила себе множество целей и задач. Поскольку всё успеть невозможно, то я обычно находилась в состоянии неудовлетворённости — ведь так много я ещё не сделала!

Цели и идеи прибавлялись гораздо быстрее, чем их можно было осуществить.
Пришлось с этим что-то делать.

Я пробовала различные способы списков, сортировку по датам, по областям жизни, всевозможные советы от гуру эффективности и менеджмента…
И остановилась на простом способе, который вывела сама. Может быть и вам этот способ окажется полезным.

Как разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс.

Простейшая пошаговая технология выбора дел, которые стоит делать в первую очередь.

1. на одном листе выписываете все дела, которые вы хотите сделать, которые вам нужно сделать, которые от вас ожидают, что вы сделаете, которые вы мечтаете сделать когда-то;

2. разделяете их по 5 пунктов, подводя черту под каждый 5-м делом. У вас получится длинный список, разбитый на короткие списки по 5 пунктов;

3. в каждом из этих 5-строчных списков вам нужно выбрать дело №1. То дело, которое наиболее неотложное, наиболее приятное или наиболее важное для вас. То есть, сделав которое, вы почувствуете удовлетворение. И, главное, которое реально можете сделать в ближайшее время;

4. у вас получится в каждом коротком списке по одному делу, которые хорошо бы сделать как можно раньше. Теперь сравниваете все дела, которые имеют №1 между собой. Вы можете просто выбрать одно из них и приступить к действию. Либо вы можете составить новый список, в который включите только те дела, которые имеют №1. И действовать по этому списку.

Как разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс.

Выписывание дел на лист позволяет освободить наше подсознание от массы информации, которую вы пытаетесь удержать в голове одновременно.
Сортировка дел позволит вам увидеть, что есть очень срочные и важные дела, которые занимают много вашего внимания, а есть те, что можно отложить хотя бы на день. Не думайте о тех, что вы будете делать завтра. Назавтра ситуация может измениться.

5. Большой список будет полезен вам ещё некоторое время. А короткий список вы переписываете каждый день. В течение дня вычеркиваете дела, которые вы делаете как из короткого списка, так и из длинного.
Вычеркнули дело №1 в большом списке. В этой пятерке дел теперь выбирайте другое дело, которое становится новым делом №1.
И составляете новый короткий план из новых дел под номером №1.

Короткий план можно переписывать как один раз в день, так и несколько раз за день, в зависимости от скорости их выполнения. Не считайте, что написание списков — это лишняя работа. Она имеет большую практическую ценность. Записывая ручкой (не на компьютере), вы включаете моторику тела и таким образом уже частично снимаете стресс и перенапряжение от количества дел.
Сортировка и отбор по важности помогают освободить ресурсы внимания от лишней информации и вы яснее и спокойнее относитесь к своим делам.
Если вы возьмете за привычку эту или другую методику составления плана на день, вы вскоре заметите, как стали успевать больше, как стали спокойнее, деловитее, успешнее.

Как разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс.

Несколько дополнений к этой простой технике.

  • В большой список вы добавляете новые дела, которые у вас появляются и также делите их по 5, выбирая из них №1. Включаете новый №1 в короткий список.
  • Если перед вами стоит большое дело, разбейте его на несколько шагов. Запишите эти шаги как отдельные дела, выберите №1 и включите его в короткий ежедневный список.
  • Некоторые дела могут висеть долгое время, оставаясь на позиции далеко от №1. Оцените их снова. Возможно их актуальность уже ушла, или ту же задачу вы можете решить другим способом. Или эта цель должна подождать своего часа и пока не настало время для её осуществления. Если цель вас радует, не убирайте её из списка. Через какое-то время обстоятельства поменяются и ваша цель может оказаться вам доступной.
  • Если дело для вас очень важно, но вы знаете как к нему подступиться, разбейте его на небольшие шаги, которые помогут вам узнать это. Например, спросить у такого-то человека совета, прочитать в интернете, попробовать начать и посмотреть что получится.
  • Встречаются дела, которые делать совсем не хочется, но как будто бы нужно. Определите для себя, почему эти дела есть в вашем списке? Зачем именно вам нужно выполнить это дело? Ради какого вашего состояния? Ради какой вашей идеи? И, если вы нашли, зачем вам это нужно, вы сможете его выполнить. Если вы поняли, что это идея, навязанная извне, смело вычеркивайте её из списка.
  • Включайте в большой список все ваши цели, мечты, желания, из области работы, бизнеса, отдыха, отношений, ухода за собой, домашних дел, планов по изучению нового или других интересов. Так вы раскрываете своё восприятие, вы включаете в свой внутренний мир эти цели, и через некоторое время они станут привычными вам, перестанут пугать своей недостижимостью.

А теперь, узнайте об интересном открытии, которое пришло ко мне случайно, в процессе применения такой сортировки дел.

Как разобраться с накопившимися делами, которые создают стресс.

Я писала свои цели, регулярно их переписывала, устанавливала каждый раз новые сроки. Какие-то цели выполняла, а большинство из них кочевало из списка в список.
Хотя, мне казалось, что так я никогда не выполню и части своих задумок, я просто продолжала их переписывать, чтобы не забыть, не упустить важное под лавиной новых срочных задач.

Регулярно переписывая и перечитывая списки дел, я заметила закономерность — когда все цели находятся перед глазами и каждый день я определяю, что важнее или какие из задач я хочу сделать сегодня, то возникают такие ситуации, которые просто подталкивают к выбору определенной цели. То есть я думаю, что важна цель №1, а обстоятельства такие, что легче и проще выполнить сегодня цель, к примеру, №5. Позднее оказывалось, что не выполненное дело №1 и не надо было делать в тот момент — разные препятствия не позволили бы мне довести его до результата. Через время появляются лучшие обстоятельства и более подходящий срок для его осуществления.

Регулярное просматривание списков создает в подсознании определенное пространство, в которое включены все запланированные дела. Когда эта картина держится целиком, тогда подсознание находит самый прямой и короткий путь к решению задач, причем учитывая и другие планы и идеи. Получается комплексное решение.

Если же держать все задачи в голове, в сознании, не выгружая на бумагу, то получается перегруз. Сознание не в состоянии удержать большой объем информации, да ещё и принять решение о правильном выборе.

Сейчас написание списков у меня в привычке. С просмотра целей на всю жизнь я начинаю каждое утро. Это и мотивация — внимание сразу переключается на глобальные цели, — и конкретные шаги к осуществлению. Учитываются и мелкие ежедневные дела и долгосрочные планы. Имея перед собой карту движения по жизни, точнее выбираешь маршрут.

Чуть больше, чем за полгода мне удалось выполнить годовой план именно благодаря счастливому стечению обстоятельств, которые возникают в результате ежедневного восстановления картины будущего.

Буду рада, если этот способ планирования дней, дел и жизни в целом поможет и вам в эффективном достижении целей.

Три мозга в одной черепной коробке определяют ваши мысли и действия

Головной мозг имеет три различные когнитивные системы, которые определяют наши мысли, решения и действия.

Ваш мыслящий мозг способен концентрироваться всего на одном деле зараз.

2. Рефлекторный мозг. Старейший из всех трех систем. Даже у самых примитивных животных есть рефлексы. Этот мозг анализирует лишь информацию, поступающую от всех наших органов чувств в текущий момент, поэтому для него существует только здесь и сейчас. Для него нет прошлого и нет будущего. То, что не воспринимается нашими органами чувств, для рефлекторного мозга не существует.

Наш мыслящий мозг — уникальный, медленный и сложный

Когда наши далекие предки научились прерывать вызываемые стимулами рефлекторные реакции, чтобы остановиться и подумать, это стало настоящей революцией в эволюции человеческого рода. Самое важное и уникальное качество мыслящего мозга — возможность думать о вещах, которые в реальности не существуют или недоступны для восприятия нашими органами чувств. Мы способны фантазировать, придумывать и изобретать. Это абстрактное мышление лежит в основе речи и нашей способности размышлять в таких сложных и абстрактных областях, как наука и религия. Благодаря языку мы можем учиться друг у друга и постоянно расширять знания посредством общения, чтения и письма. Мыслящий мозг также отвечает за сознательное размышление, логику, аналитическое и синтетическое суждение, творческое мышление, решение проблем, обдумывание прошлого и прогнозирование будущего, а еще — за глубокие философские рассуждения.

Одно из уникальных качеств человека в том, что наш рефлексирующий мозг способен брать верх над рефлекторным. Поэтому его также называют контролирующим или доминирующим мозгом.

Ваш успех зависит от вашей способности думать

Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга. Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.

Но, чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать! Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.

Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ.

Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.

Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности

Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами. Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.

Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может так быстро переключаться между несколькими задачами, что кажется, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы — когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.

Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?

Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?

Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг неспособен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его это делать, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.

Переключение между задачами или Последовательная многозадачность

Но для вашего мозга не все так просто! Ему нужно переместить весь массивный информационный контекст из рабочей памяти в промежуточную (чтобы не произошло путаницы между двумя задачами), извлечь из вашей долгосрочной памяти информацию, необходимую для ответа на электронное письмо, поместить ее в рабочую память и сосредоточиться на составлении письма. Чтобы вернуться к первоначальной задаче, мозгу нужно проделать ту же последовательность операций в обратном порядке.

И это еще не все: чем более различны информационные контексты, между которыми вы переключаетесь, тем больше потери.

Попытка делать два дела одновременно, или параллельная многозадачность

Пытаясь делать два дела одновременно, например участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой, вы постоянно переключаетесь между задачами с разными информационными контекстами. В результате вы больше устаете и испытываете больше стресса, теряете информацию и совершаете больше глупых ошибок.

Решение проблемы: радикально и безжалостно искоренять многозадачность

Наш мыслящий мозг обладает фантастическими возможностями, но есть кое-что, чего он делать не может: работать в многозадачном режиме. Еще раз повторю: наш мыслящий мозг способен сосредоточиваться только на одном деле зараз. Выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы пытаетесь это делать, ваш мозг имитирует многозадачность, постоянно и быстро переключаясь между задачами. Но за такое жонглирование вы расплачиваетесь потерей времени, сил, интел- лектуальной продуктивности, креативности, а также повышенным стрессом: вы заняты, но непродуктивны.

Когда вы перестаете уважать потребности своего рационального мыслящего мозга, ваш примитивный рефлекторный мозг начинает брать над ним верх: он заставляет вас сосредоточивать внимание на том, что важно для него, и зачастую определяет ваши решения и действия.

Три мозга в одной черепной коробке определяют ваши мысли и действия

Головной мозг имеет три различные когнитивные системы, которые определяют наши мысли, решения и действия.

Ваш мыслящий мозг способен концентрироваться всего на одном деле зараз.

2. Рефлекторный мозг. Старейший из всех трех систем. Даже у самых примитивных животных есть рефлексы. Этот мозг анализирует лишь информацию, поступающую от всех наших органов чувств в текущий момент, поэтому для него существует только здесь и сейчас. Для него нет прошлого и нет будущего. То, что не воспринимается нашими органами чувств, для рефлекторного мозга не существует.

Наш мыслящий мозг — уникальный, медленный и сложный

Когда наши далекие предки научились прерывать вызываемые стимулами рефлекторные реакции, чтобы остановиться и подумать, это стало настоящей революцией в эволюции человеческого рода. Самое важное и уникальное качество мыслящего мозга — возможность думать о вещах, которые в реальности не существуют или недоступны для восприятия нашими органами чувств. Мы способны фантазировать, придумывать и изобретать. Это абстрактное мышление лежит в основе речи и нашей способности размышлять в таких сложных и абстрактных областях, как наука и религия. Благодаря языку мы можем учиться друг у друга и постоянно расширять знания посредством общения, чтения и письма. Мыслящий мозг также отвечает за сознательное размышление, логику, аналитическое и синтетическое суждение, творческое мышление, решение проблем, обдумывание прошлого и прогнозирование будущего, а еще — за глубокие философские рассуждения.

Одно из уникальных качеств человека в том, что наш рефлексирующий мозг способен брать верх над рефлекторным. Поэтому его также называют контролирующим или доминирующим мозгом.

Ваш успех зависит от вашей способности думать

Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга. Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.

Но, чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать! Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.

Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ.

Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.

Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности

Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами. Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.

Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может так быстро переключаться между несколькими задачами, что кажется, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы — когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.

Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?

Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?

Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг неспособен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его это делать, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.

Переключение между задачами или Последовательная многозадачность

Но для вашего мозга не все так просто! Ему нужно переместить весь массивный информационный контекст из рабочей памяти в промежуточную (чтобы не произошло путаницы между двумя задачами), извлечь из вашей долгосрочной памяти информацию, необходимую для ответа на электронное письмо, поместить ее в рабочую память и сосредоточиться на составлении письма. Чтобы вернуться к первоначальной задаче, мозгу нужно проделать ту же последовательность операций в обратном порядке.

И это еще не все: чем более различны информационные контексты, между которыми вы переключаетесь, тем больше потери.

Попытка делать два дела одновременно, или параллельная многозадачность

Пытаясь делать два дела одновременно, например участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой, вы постоянно переключаетесь между задачами с разными информационными контекстами. В результате вы больше устаете и испытываете больше стресса, теряете информацию и совершаете больше глупых ошибок.

Решение проблемы: радикально и безжалостно искоренять многозадачность

Наш мыслящий мозг обладает фантастическими возможностями, но есть кое-что, чего он делать не может: работать в многозадачном режиме. Еще раз повторю: наш мыслящий мозг способен сосредоточиваться только на одном деле зараз. Выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы пытаетесь это делать, ваш мозг имитирует многозадачность, постоянно и быстро переключаясь между задачами. Но за такое жонглирование вы расплачиваетесь потерей времени, сил, интел- лектуальной продуктивности, креативности, а также повышенным стрессом: вы заняты, но непродуктивны.

Когда вы перестаете уважать потребности своего рационального мыслящего мозга, ваш примитивный рефлекторный мозг начинает брать над ним верх: он заставляет вас сосредоточивать внимание на том, что важно для него, и зачастую определяет ваши решения и действия.

Читайте также: