Что делать если нагружают дополнительной работой

Обновлено: 16.05.2024

Очень часто ответственный сотрудник взваливает на себя объем работы, гораздо больший необходимого, желая показать себя с лучшей стороны, и формируя тем самым завышенные ожидания начальника. Но всему наступает предел – в какой-то момент сотрудник с ужасом осознает, что у него не хватает ни времени, ни сил, чтобы выполнить такое количество распоряжений начальника. Узнаете себя? Не знаете, каким образом можно скинуть с собственных плеч лишнюю работу и при этом сохранить доброе имя в глазах начальника?

Предлагаем полезный инструментарий, при помощи которого можно будет корректно и ненавязчиво ограничить начальника, если тот пытается взвалить на вас неподъемный объем работы.

Инструмент первый. Четко прописанные должностные обязанности.

Зачастую объективно определить, насколько сотрудник перерабатывает, очень сложно. Тем более в том случае, если он добросовестно и безропотно выполняет все без исключения распоряжения начальника. И здесь может помочь конкретный список должностных обязанностей сотрудника, прописанных в трудовом договоре. В любой момент, если сотруднику покажется, что ему поручили лишнюю работу, он может проконсультироваться с таким документом и даже предъявить этот документ своему начальнику для обсуждения вопроса о том, что он должен и что не должен делать.

К сожалению, во многих компаниях Екатеринбурга начальники сознательно рассчитывают на неграмотность сотрудника и не указывают в трудовом договоре должностные обязанности, либо указывают их достаточно размыто, чтобы потом при случае можно было заставить своего сотрудника делать любую работу в неограниченном объеме. Однако мало кто из руководителей компаний Екатеринбурга понимает, что такой подход в равной степени отражается и на эффективности работы компании в целом. Полномочия сотрудников начинают пересекаться, возникает дублирование обязанностей, неразбериха, что, как правило, приводит к конфликтам между сотрудниками и их начальством.

Поэтому при трудоустройстве будьте внимательны и обязательно письменно оговаривайте свои должностные обязанности со своим начальником – это самый первый инструмент формирования ожиданий вашего начальника относительно объемов работы, которую вы должны выполнять.

Инструмент второй. Признание в перегрузке.

Не думайте, что единственная цель вашего начальника – сжить вас со свету, обязав вас выполнять непосильные задачи. Вполне возможно, что начальник не осведомлен о том, насколько действительно перерабатывают его сотрудники. Спокойно объясните своему начальнику, насколько именно вы перегружены, и аргументировано изложите какое время займет выполнение такого объема работы. Можете для убедительности обозначить негативные последствия, которые могут возникнуть в результате перегрузки работой – ошибки в результате спешки, или задержка с выполнением другой важной работы.

Инструмент третий. Согласие подождет.

Если начальник дает вам поручение, не нужно сразу соглашаться. Оцените свой объем работ, сошлитесь на то, что в данный момент вы как раз выполняете срочную работу, и предложите рассмотреть поручение начальника через 2-3 часа. Такой ответ только продемонстрирует начальнику, как его сотрудник системно и серьезно подходит к своей работе.

Инструмент четвертый. Другие претенденты.

Инструмент пятый. Торг.

Если вы убедились в неизбежности выполнения ряда работ, настаивайте на компенсации. Сотрудник, перегруженный рабочими обязанностями, чтобы вовремя успеть выполнить работу, должен оставаться на рабочем месте после окончания рабочего времени – это аргумент для требования с начальника некоторых послаблений в дальнейшем. Причем вовсе не обязательно останавливаться в качестве компенсации на премиальных или отгулах, может вы бы хотели попасть на какой-нибудь семинар или тренинг, получить какую-то определенную работу, либо командировку. Предложите свои условия начальнику взамен затраченных вами усилий и времени.

Инструмент шестой. Приоритеты.

Многие начальники Екатеринбурга твердо нацелены на то, чтобы их сотрудники выполняли объем работ за двоих, а то и за троих. Если ваши аргументы не работают, и начальник не принимает во внимание вашу загруженность работой, а продолжает нагружать вас объемными заданиями, прибегните к расстановке приоритетов. Обратитесь к начальнику с просьбой выделить ту задачу, которую он считает первостепенной, какую нужно выполнить во вторую очередь и так далее. После расстановки приоритетности рабочих задач вам будет проще выполнять требования начальника в удобном для вас темпе и в соответствии с их первоочередностью.

Итак, если ваш начальник перегружает вас работой, значит, его ожидания в отношении вашей работоспособности являются завышенными. Очень часто сами сотрудники своей добросовестностью и беспрекословностью формируют такую завышенность ожиданий со стороны работодателя. Умейте управлять ожиданиями начальника, используя вышеперечисленные инструменты. Профессиональных вам успехов!

Ситуация, при которой Вы регулярно берете на себя лишние обязанности на рабочем месте и Вам трудно отказать, когда просят или требуют делать то, что Вы делать не должны, является достаточно распространенной в психологической практике. Она существенно усложняет рабочий процесс, так как Вам приходится заниматься не запланированными делами, увеличивается нагрузка, растет усталость, падает производительность и интерес к работе. И вдобавок появляется хроническое раздражение на коллег и себя и ощущение, что Вас используют. В этой связи научиться отказываться коллегам или начальству – вопрос личностной и профессиональной важности.

— отсутствием четкого и конкретного понимания своих должностных обязанностей .

— страхом прослыть плохим работником.

Однако работника всегда оценивают по нескольким показателям, и навыки и умения не всегда являются главным критерием, по которому сотрудника продвигают по карьерной лестнице, повышают зарплату, начисляют премию, уважают, любят и ценят. Наверняка Вам известны примеры, когда профессионал годами сидит на одном и том же месте и именно потому, что он слишком удобен здесь руководству и всему коллективу. В этой связи важно понимать, что есть хороший работник и есть удобный работник. Поддерживая своим поведением вторую позицию, вы рискуете никогда не оказаться в первой.

— страхом прослыть плохим человеком.

Этот страх может быть связан с двумя побудительными причинами:

2) отказ Вами воспринимается как отвержение, грубость.

Если просьба коллеги является, на Ваш взгляд, манипулятивной, то тем более отказ должен быть лаконичным, так как манипуляторы вынуждают нас объяснять и выискивают в объяснениях брешь, куда Вы непременно попадете. Так может выясниться, что дела у Вас не настолько важные, что время еще терпит, а Вы еще не так устали, как он.

— Маша, помоги мне, пожалуйста, составить отчет!

— К сожалению, не могу, занята.

— Но у меня очень много работы. Я непременно все провалю!

— Я слышу, что ты очень переживаешь, но не могу тебе сейчас помочь.

— Но мне так нужно!!

— Понимаю, что если бы это не было так важно, то ты бы не обратилась ко мне. Мне очень жаль, что я не могу тебе сейчас помочь.

Эта методика хороша тем, что Вы не просто отказываете собеседнику, но даете ему понять каждый раз, что слышите его и что Вам не безразлична его просьба. Однако Ваша позиция при этом остается неизменной.

Если лишние обязанности предлагает выполнить начальник, вы имеете право уточнить, оплачивается ли эта работа дополнительно, как учитывается и поощряется работа, которая не входит в круг Ваших обязанностей. Отказ может быть аргументирован тем, что выполняя столько дел, вы теряете работоспособность, так как есть предел сил и возможностей. Если вы переключитесь сейчас на новую работу, то не сможете выполнить текущую. Предлагайте разобраться, апеллируя к трудовому контракту и должностным инструкциям, в которых должны быть прописаны Ваши функциональные обязанности.

Если, несмотря на обоснованность, Ваш отказ не принимается, и Вас заставляют делать то, что к Вашим функциям не относится и никак не поощряется, то это уже насилие.

Вспомните последний случай, когда Вас о чем-либо просили. Что Вам лучше всего вспоминается: какие-то определенные слова, тембр голоса, интонации, вид, взгляд коллеги/начальника? Что для Вас это значит? Как Вы на это реагируете — беспокоитесь, тревожитесь, вдохновляетесь, успокаиваетесь, раздражаетесь, гневаетесь, обижаетесь и т.д.? Кем Вы себя в этот момент чувствуете — спасателем, важной персоной, слугой, жертвой, ребенком и т.д.? А кем является тогда Ваш коллега? Какое его качество вы замечаете — несчастный, слабый, бедный, властный, бескомпромиссный, хитрый, добрый, доверяющий, авторитетный и т.д.?

Кто себя так вел, так говорил с Вами еще когда-либо? Кого Вам это напоминает из Вашей жизни?

(с) Султанова Елена, психолог, процессуальный терапевт, тренер.

Как не брать на себя лишнее и уметь отказать на работе : 12 комментариев

Елена Султанова :

Надеюсь, что мой ответ даст Вам некоторую пищу для размышления, чтобы разобраться в текущей ситуации.

С уважением, Елена

Елена Султанова :

Если, несмотря на обоснованность, Ваш отказ не принимается, и Вас заставляют делать то, что к Вашим функциям не относится и никак не поощряется, то это уже насилие. Я оказалась в такой ситуации.И как же справляться с насилием?.

Елена Султанова :

С насилием можно бороться, если Вы сильнее. Если нет, то ищите пути отступления. Не каждую битву можно выиграть. Если рычаги воздействия у Вас есть, то используйте их и ориентируйтесь по обстоятельствам.

Елена, доброй ночи!
Я уже три года работаю в должности производственного кладовщика в одной фармацевтической компании. У нас в компании приветствуются бесплатные переработки-
приезды пораньше и уезда попозже. А получается так, что чем выше квалификация и шире функционал, то тем больше и больше на Тебя накидывают задач, входят они в круг Твоих обязанностей или нет- никого это не волнует. Если кто-то заболел или ушёл в отпуск его работу вешают на Тебя, при условии, что Ты обладаешь опытом её выполнения. Получается так, что оклад у сотрудников примерно одинаковый, а из-за большого стажа за спиной Я делаю в разы больше коллег. Начальник приназначении новой задачи руководствуется тем что ему нужен результат, вот он и выбирает того кто сможет его обеспечить. Моя проблема в том, что из-за повышенной ответственности и хороших отношений с коллегами с пр-ва, Я не могу их подвести и сорвать обеспечение. Вот у меня и получается, выполняю чужую работу, а потом задерживаюсь чтобы хоть как-то вытянуть свою. В последнее время Я уже нестесняясь отказываю руководителю в его просьбах ко мне сделать ту или иную работу, аргументируя это тем, что основной функционал итак уже сильно пострадал от этих внеплановых задач и есть риски остановки производства. Елена, что Вы мне посоветуете, Я уже морально истощён от всего этого бардака? В коллективе процветает пинг-понг задачами, каждый пытается скинуть свою работу на другого, все дико перегружены, но лишь единицы, включая меня, задерживаются чтобы зазгребать завалы. Я пытаюсь отучить себя от этих задержек, но не могу просто в стать и уйти вовремя недоделав свой минимум. Заранее спасибо за совет!

Елена Султанова :

Похоже, что перегруженность работой – это проблема всей Вашей организации, особенность ее функционирования, а Вы столкнулись с внутренним моральным конфликтом – позаботиться о себе или сделать работу и не подвести коллег. Если Вы будете вставать и уходить, не доделав работу, то Вы таким образом позаботитесь о себе, не будете уставать. Однако тогда Вы столкнетесь с другой проблемой: Вы как бы подведете коллег и не выполните то, что нужно сделать. И игра в пинг-понг и переброс обязанностей, очевидно, Вам неприятны. Я сочувствую тому, что Вам приходится делать этот моральный выбор и часто не в свою пользу; похоже, что в данный момент Вы выбираете наименьшее из зол. Но хотела бы напомнить о следующем:

— Профессионализм – это не только забота о деятельности, это забота о себе. Забота о себе – это не личное, это профессиональное. Делая больше того, что Вы в состоянии сделать, Вы делаете вклад в профессиональное выгорание и, соответственно, в не профессиональность.

— Одно и то же решение может быть продиктовано отчаянием и безысходностью, а может быть основано на твердом внутреннем выборе и глубинном чувстве того, что правильно.

— Иногда страшась подвести других людей, мы подводим и предаем самих себя, свое внутреннее ощущение того, как должно быть.

— В чьих-то глазах мы можем выглядеть заразой, и кто-то в нас разочаруется. Это нормально.

— Мы не титаны, а обычные люди. Наши силы и возможности ограничены.

— Понимая, что это политика компании регулярно приводит к потенциальному срыву обеспечения, а не некомпетентность сотрудников и невыполнение минимума, но в то же время соглашаясь, что раз задача поставлена конкретному человеку, то он и отвечает за последствия невыполненной работы и срыв обеспечения, Вы наносите урон не только себе, но и остальным коллегам, которые тянут ту же лямку, что и Вы.

Здравствуйте, у меня на работе такая ситуация, я работаю подснежником(числюсь сотрудником в одном месте, а сижу и работаю в другом)
Моя должность предусматривает своевременную отработку документов и занесение их в программу.
Меня очень часто нагружают работой которая не положена мне по должностной инструкции.
Приказы, протоколы, факсограммы, письма и телеграммы я не должна писать, их должны писать экономисты, но начальница нашего отдела, которая так же является заместителем начальника нашей дирекции поручает в приказаном тоне их писать (при этом слов благодарности и просьб не наблюдается)
Был однажды момент когда финансист уходила в отпуск, и меня поставили перед фактом что я буду её замещать (не полностью а лишь делать малую часть работы) но при этом речи о том будут ли мне за это дополнительно платить не было (естественно я задала вопрос начальнице, а позже от коллег узнала что она очень разочаровалась во мне) и не важно что в этот момент была такая загруженность, что я даже свою работу не успевала выполнять при таком огромном потоке документов, но мне повезло что нашли другого человека который согласился на этот кошмар)
На сессию отпускают с неохотой, аргументируя тем, что работать некому, постоянные задержки на работе, постоянные нервы, и на работу каждый день ездию как на расстрел, ни благодарности ни просьбы от начальника не услышать…
К сожалению не могу уйти с данной работы, т. к. это гос структура, но и терпеть это уже нет сил. Подскажите пожалуйста, как быть в такой ситуации?

Елена Султанова :

Возможно, Ваша ситуация не предполагает дальнейшего движения, и вы просто дружно друг друга терпите – организация терпит ваши уходы на сессию, необходимость перепоручать вашу работу другим, которым, возможно, тоже не платят за это, ваше недовольство, а вы терпите объем работы и дополнительные обязанности (которыми, может быть, организация пытается компенсировать ваши уходы на сессию). Пробуйте спокойно, вежливо и корректно обсуждать ситуацию со своей начальницей. Делайте акцент не только на проблеме, но и на решении; не просто реагируйте, а давайте обратную связь и предлагайте конструктивные варианты. Подготовьтесь к разговору с начальницей. Если у вас нет времени на выполнение дополнительных поручений, сделайте, например, таблицу, в которую занесите список задач, которые вы решаете, а также время, которое требуется на решение этих задач. Наглядно продемонстрируйте, что вам некуда вставить дополнительные обязанности. Сделайте начальницу частью решения вопроса: спросите ее, какие основные задачи она предлагает вам вычеркнуть из списка, чтобы решить дополнительные? Как она видит решение этого вопроса? Обоснуйте, как снижается ваша эффективность, когда вы выполняете такой объем задач. А еще имеет смысл как-нибудь, когда не будет никакого аврала, поинтересоваться у начальницы, как она оценивает вас как работника, довольна ли работой, есть ли замечания или пожелания.

Елена Султанова :

То, что Вы идете на аналогичную или почти аналогичную должность, нормально. Вы идете работать туда, куда Вас берут или с большой вероятностью возьмут. Это как раз естественно отправлять резюме на те вакансии, которые соответствуют Вашим возможностям, навыкам и опыту. И хорошо, что в данный момент Ваших навыков и опыта достаточно для того, чтобы легко устроиться на аналогичные позиции. Однако, похоже, их пока не хватает для того, чтобы устроиться на что-то другое. Вы пишите, что эта работа Вам не по душе. А Вы знаете, что именно Вам по душе, чем Вы хотели бы заниматься? Думаю, что следующий шаг для Вас – это перестать увольняться и менять одну похожу работу на другую, а сфокусироваться на том, какая профессия или сфера Вас интересует. А далее — смотреть, как войти в эту сферу, какие существуют требования для тех вакансий, которые Вам нравятся, и делать соответствующие шаги, чтобы устроиться туда. Если есть возможность уже сейчас попробовать туда устроиться, то попробуйте сначала порассылать резюме и посмотреть, будут ли на них откликаться. Если сразу устраиваться на них возможности нет, то начните потихоньку учиться и приобретать новые знания, оставаясь пока на своей текущей позиции.

Удивительно, но переработки не только распространены, но и считаются чем-то вроде нормы. Они никому не нравятся, но остановиться как будто не представляется возможным. Как перестать перерабатывать и начать жить?

На самом деле постоянные переработки способны только навредить карьере, так как они ведут к чрезмерному утомлению. Согласно психологии труда, утомляться — это совершенно нормально, если вы компенсируете усталость отдыхом, сном, ресурсным времяпровождением. Но если отдыха недостаточно, то утомление накапливается, становится хроническим, что приводит уже к переутомлению. Тут-то даже длительный отдых не спасет, может потребоваться лечение. Утомленный человек не может эффективно справляться с деятельностью, к тому же вынужден постоянно брать больничный.

Поэтому гораздо лучше заниматься профилактикой переработок. Поговорим о том, что чаще всего их вызывает.

1. Вы не успеваете закончить работу в срок

Чего уж точно не стоит делать, если вы обнаружили в себе прокрастинатора, так это ругать себя. Некоторые исследователи считают, что откладывание задач на потом оправдывается снижением отрицательных эмоций, которые могут сопровождать работу над этими задачами. Поэтому прежде всего стоит обратиться к своим чувствам и желаниям, чтобы понять, в чем кроется главная причина вашей прокрастинации.

Возможно, вам банально не подходит ваша работа, должность; вы очень устали и поэтому не можете заставить себя совершить очередной трудовой подвиг; у вас есть страх неудачи или несовершенства. Конечно, можно заставить себя делить слонов на лягушек, чтобы справляться с работой, тем более что информации о тайм-менеджменте в свободном доступе довольно много. Только если причины психологические, наверняка сложности распространяются не только на работу, но и на другие дела (домашние или учебные). Стоит задуматься об изменении привычек, образа жизни: с этим больше поможет профессиональный психолог, чем статьи от гуру тайм-менеджмента.

2. Вам трудно сказать нет

Американский психолог Тара Бейтс-Дюфорт считает, что в неумении отказывать кроется убеждение в готовности всех людей служить общему делу в ущерб собственным интересам. На самом деле такой нормы не существует. Поэтому самое время обратиться к себе и начать выбирать себя и свою жизнь, отстаивать свою точку зрения. Если вы на самом деле не хотите помогать коллегам с их работой, вы легко можете этого не делать — у вас есть на это полное право. Точно так же у коллег есть полное право обижаться на вас, злиться или расстраиваться на ваш отказ, но за эти реакции вы все равно не можете нести ответственность. А свободные вечера, которые можно посвятить себе самому и близким вместо просиживания офисного стула, бесценны!

3. Работодатель вами манипулирует

Неготовность сменить рабочую обстановку на более благополучную говорит о неуверенности в себе. При этом руководитель, привыкший манипулировать на страхе подчиненных, чувствует собственное превосходство и активно пользуется своей властью. Как считает профессор психологии Юрий Щербатых, посвятивший ряд трудов страхам, страх перед шефом — типичный вид социального страха, и важно найти способ с этим страхом справляться.

В этой ситуации может помочь понимание, что руководитель — тоже человек со своими проблемами. И если он позволяет себе идти на манипуляции и давление, то ему можно только посочувствовать. Когда вам удастся хотя бы пару раз спокойно аргументировать отказ от неоплачиваемой переработки, то, скорее всего, вас перестанут просить о сверхурочной работе.

Как по закону?

Еще важно помнить: вы защищены от бесплатных переработок Трудовым кодексом РФ. Но только в случае, если сверхурочная работа инициирована руководством. Имейте в виду, что вы не сможете получить деньги, просто засиживаясь за задачами допоздна, даже если у вас есть свидетели, но нет регламентированного документального подтверждения отработанных сверх нормы часов. Мы расспросили о переработках юриста, чтобы вы чувствовали уверенность в своих правах, отказываясь от навязываемой сверхурочной работы, оплачивать которую вам вряд ли собираются.

Чтобы получить выплаты за сверхурочную работу, крайне важно, чтобы факт работы сверх нормы был подтвержден документально. И в интересах работника — проконтролировать, чтобы работодатель правильно оформил все необходимые документы. Основным документом является табель учета рабочего времени, который отражает фактические часы, отработанные сотрудником. Данный табель является первичным документом по расчету заработной платы, поэтому от его содержания зависит то, сколько в итоге получит работник.

При этом статьей 99 Трудового кодекса РФ установлены ограничения для сверхурочной работы, продолжительность которой не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

А оплата переработок в выходные и праздничные дни зависит от того, какая система оплаты труда установлена в организации. Согласно статье 153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Выражение "гореть на работе" сегодня стало не синонимом чрезмерности и чего-то плохого, а наоборот - похвалой, которой отмечают особо усердных и ценных сотрудников. Бесконечная череда рабочих часов часто становится уделом увлеченных и ответственных людей. Все начинается вполне невинно: сначала начинаешь ненадолго задерживаться на работе, чтобы закончить начатое, затем - приходить по утрам в выходные дни, чтобы не переносить дела на другую неделю, а потом, чтобы избежать занятости в уикенд, приходится в будни возвращаться домой за несколько часов до начала нового рабочего дня. И ведь кажется, что это ненадолго - только до конца месяца/года/проекта, но границы сроков все отодвигаются, и в один прекрасный день обнаруживаешь, что в жизни нет ничего, кроме работы.

Перенапряжения не выдерживают даже стальные канаты – что уж говорить о человеческих нервах и психике. Если работы стало слишком много и о ней уже не забыть ни на минуту, срочно нужно разрабатывать план побега из этого замкнутого круга.

Тревожные звоночки

Если в погоне за увеличением заработка или поощрением начальства вы взяли на себя работы больше, чем можете себе позволить, и никакой тайм-менеджмент уже не спасает, нужно смириться с тем, что ваши возможности имеют границы.

Так, рабочий день врача-реаниматолога Нины С. незаметно для нее самой достиг 11 часов, без обеда и возможности опоздать или уйти раньше, шесть дней в неделю. При этом дома, прежде чем лечь спать, нужно было еще заполнить документы.

Если жизнь становится не в радость, стоит четко решить для себя: стоит ли это того, чтобы в недалеком будущем заиметь проблемы со здоровьем?

На начальном этапе можно выделить следующие физические симптомы:

  • резкое повышение утомляемости;
  • ограничение движений в шее, боли в спине;
  • нарушения сна;
  • отсутствие жизненных сил.

Снизить обороты

Если жизнь становится не в радость, стоит четко решить для себя: стоит ли это того, чтобы в недалеком будущем заиметь проблемы со здоровьем? Если вы находитесь на финишной прямой и нужно потерпеть совсем немного (до конца проекта/повышения и пр.), чтобы минимизировать потери, нужно взять под контроль стресс. Ринат Шамильевич предлагает сделать это с помощью простых упражнений: «При очень интенсивной работе, которая сама по себе является источником профессионального стресса, можно порекомендовать применять несложные приемы, которые помогут если уж не избежать стресса, то по крайне мере снизить степень его разрушительного воздействия на организм.

  • Делайте десятиминутные перерывы через каждые 40 минут, не позволяйте работе управлять вами. Эти "перекуры" (курить – вредно!) позволят вам работать продуктивнее в оставшееся время. Отдыхать надо до появления первых признаков усталости.
  • Переводите взгляд от экрана компьютера вдаль, на зеленое (если есть зелень перед окном) – это полезно для глаз.
  • Планируйте свое рабочее время, распределяйте нагрузку, делегируйте полномочия, если есть такая возможность.
  • Если вы видите, что у вас больше обязанностей, чем вы можете охватить без ущерба для здоровья и дела, то поход к начальнику просто необходим. Главное, чтобы это не выглядело жалобой или претензией. Это должен быть аргументированный, конструктивный подход с мотивацией о возможном и серьезном вреде общему делу в том случае, если вы сойдете с дистанции раньше времени, и о большой пользе для компании, если вы продолжите работу в несколько меньшем объеме, но с более качественным выполнением, согласно ленинскому тезису "Лучше меньше, да лучше!".
  • По возможности ведите здоровый образ жизни: выезжайте на природу и дышите свежим воздухом, будьте активны физически, расслабляйтесь с помощью специальных упражнений.

Ультиматум

Объясните начальству, что вы физически не справляетесь. Предложить варианты решения проблемы: возможно, стоит нанять кого-то вам в помощь или определиться со второстепенными задачами и отказаться от них. Нина предложила как вариант заменить ежедневные отчеты большим отчетом раз в две недели, а также работать посменно, чтобы хоть через день иметь возможность выспаться.

Внимание – опасность!

  • Каро́си – внезапная смерть на рабочем месте, вызванная усталостью и переутомлением. В Японии после Второй мировой войны работодатели оплачивали своим сотрудникам только время, проведенное на рабочем месте. Результатом этого стала вынужденная сверхурочная работа без выходных дней, что не могло не привести к повышенной утомляемости и болезням. В 1980-х годах, когда от этого скончались несколько высокопоставленных японских чиновников, СМИ стали регулярно сообщать о подобных случаях, а с 1987 года Министерство труда Японии стало вести статистику смертей, вызванных данным феноменом. В частности, в 2000 году кароси стал причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути, который за 20 месяцев пребывания на своем посту имел всего три выходных дня и трудился минимум 12 часов в сутки.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Екатерина Захарова

Вы давно работаете бухгалтером в небольшой компании, чувствуете себя правой рукой босса. И вдруг осознаете, что все чаще выполняете его или чужую работу, посвящая прямым обязанностям меньше времени. Не чреват ли ваш отказ ссорой с начальством? Мы расскажем, как научиться отказывать и стоит ли вообще это делать.

Что вы обязаны делать, а что — нет?

Если вы трудитесь без одного из этих документов, исправьте ситуацию в ближайшее время.

Почему именно вы?

Чтобы разработать стратегию поведения, подумайте, почему руководитель выбрал ответственным за решение многих вопросов именно вас.

Может быть, вы сотрудник, на которого можно положиться? Поэтому для своевременной реализации важной задачи руководитель решил привлечь именно вас.

Как построить общение с руководителем?

  • Начальник делится обязанностями по-дружески
  • Руководитель заставляет выполнять работу

Здесь придется возвысить себя в глазах директора, подчёркивая свои достоинства. Покажите, что вы можете сами принимать решения и отвечать за результаты своих действий. Отсеките мелочёвку, которую вполне могут исполнять другие сотрудники с меньшей степенью ответственности.

Если не удается договориться

Не расстраивайтесь, а подумайте над тем, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Это опыт работы с новыми задачами, которые вполне могут пригодиться вам в будущем и помогут достичь карьерного роста.

К тому же, решение дополнительных задач в неурочное время работодатель, как правило, готов компенсировать. Обговорите условия оплаты заранее. Одни руководители предпочитают выплатить премию, другие — предоставить отгул. Договоритесь заранее на те условия, которые будут выгодны и вам, и руководству.

Дорогие бухгалтеры, а сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как вам удалось их решить.

Был у меня в жизни такой опыт. Я в подобной ситуации сначала возмущалась, а потом набралась знаний бесплатно и благополучно ушла в другое место со значительным повышением и в зарплате, и в должности. Но это не правило в нашей стране, а скорее исключение. Есть сейчас у меня три приятельницы, которые всё время жалуются на произвол руководителя, бессовестно нагружающего работой сверх служебных обязанностей, за которую не платит. Вот уже несколько лет они мне регулярно на это жалуются, но ничего не меняют. Так что есть два варианта: оставаться в роли жертвы и наслаждаться возможностью поныть и сорвать слова сочувствия. Имеете право!)) А второй вариант - поступить по-взрослому, в рамках трудового законодательства оформить должностную инструкцию и свято ей следовать. Если ваш работодатель не захочет соблюдать трудовой договор, частью которого эта инструкция является, то конфликта не избежать. Не согласна с автором статьи, что его стоит избегать. Без конфликта ничего не развивается. Другое дело, что конфликтовать можно по-разному. Продуктивнее, конечно, сделать это цивилизованно (сейчас есть очень толковая литература на эту тему, не грех и подучиться). Если достигнуть договоренности не удается, смело пускайтесь в плавание. Самоуважение гораздо полезнее для здоровья, чем постоянный стресс от того, что тебя используют бесплатно. Т.е. по сути - насилуют. Всем успеха!

Бухгалтер с 36-летним стажем явно не знакома с работой бухгалтера в небольшой фирме. Многофункциональность - это неизбежно в малом бизнесе. Небольшое предприятие никогда не разворачивает полные штаты под каждую вновь образовываемую функцию. Там всегда все: "И жнец и щвец и на дуде игрец" И почти всегда бухгалтер там и бух и кадровик и секретарь и юрист - одновременно. А все эти прекраснозвучащие: "трудовой договор, должностная инструкция, коллективный договор, Положение по оплате труда, "Положение о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ" (последнее меня совсем развеселило!) - все это если и присутствует, то только формально, для возможных проверок.
Есть неизменный принцип: "Кто работает на том и пашут!" Вот им все и определяется. До тех пор пока человек берется за допобязанности, до тех пор его и грузить будут. А находить иные способы решения ситуации руководители будут только тогда, когда услышат твердое "нет!" Нанимать дополнительный штат без нужды не будет никто.
Другой вопрос, что и право руководителя сменить специалиста, на более сговорчивого, никто не отменял.

@Сотник Юрий. Я полностью с Вами согласна, сейчас действует правило "Кто не желает работать, тот не нужен" найдут другого, правда не факт, что другой будет лучше и будет делать все, что ни скажут. Законы только на бумаге, хоть их никто и не отменял. А руководитель хоть и "не прав", все равно "прав".

Главбух_н. Ну и не так однозначно тоже "найдут другого!" Да, но не всегда. Периодически мне приходилось устраивать твердые разговоры на тему: "Это просто выходит за рамки моей трудоспособности, да и желания "живот положить" на алтарь бизнеса. И дело тут не в размере или отсутствии доплаты, а просто в чрезмерной перегрузке и отсутствии компетенции в данном вопросе!" Во всех случаях - вполне мирно расходились. Просто иногда руководитель не понимает фактического объема до возлагаемой работы. Ему кажется там на полчасика, а реально на это дни уходят. Объяснять нужно. И только один раз дело пошло на принцип - уволился. Просто, что бы человек не воображал, что его личный круглосуточный труд на собственный бизнес должен быть таким же у наемных работников. Личный пример, в данном случае, далеко не образец для других.

@Сотник Юрий. Наша дискуссия напомнила мне об "орлах" и "утках" Бодо Шефера. Очень мне понравилась его классификация! Так вот у нас здесь как раз диалог в духе этих двух типов работников. Если твоя профессиональная самооценка тверда и высока, если брать ответственность и принимать решения тебе в кайф, если развиваться в своей и смежных профессиях тебе интересно, то темы "много навалили" просто не возникает. Идёшь и спокойно разговариваешь о введении новых штатных единиц, о разделении обязанностей. Ни одному адекватному работодателю не интересно терять квалифицированные кадры, тем более с таких ключевых позиций, как главбух. А если владелец бизнеса мыслит категориями "придорожной палатки" и готов шантажировать вас увольнением, то зачем вам, профессионалу, там дальше оставаться?
У вас в руках прекрасная востребованная профессия, которая, в отличие от профессии "ИП Тютькин")) нужна всегда,

Ольга. Ольга, браво! Все - по полочкам, все точно! Только я не совсем согласен в классификации "утка". Преподносится, как, типа, это II сорт работника, нежелательный работодателю. Не согласен. Полжизни руководил таковыми в роли рядовых бухгалтеров. Да, это женщины (в основном, но попадался таковой и мужчина) у которых в жизни ИНЫЕ приоритеты, нежели работа и карьера. Допустим: дети, семья, какие-то хобби, все то, что лежит вне работы. При этом они отличные работники! Внимательные, компетентные в рамках своих обязанностей, не пренебрегают работать и сверх раб. времени, но только в том, что касается их участка или добровольно взятой подмены отсутствующего, готовые помочь, когда их разово попросишь. Т.е. весь набор образцового работника! Но только поступая на работу такой человек и не имел виду строить карьеру, не интересует его она. Другие приоритеты. Это не исключает добросовестности, дисциплинированности, трудолюбия.

@Сотник Юрий. Юрий, утки - это, по Шеферу, не второй сорт, а сотрудники, которые эффективны только в тех видах работ, где нужно монотонно и однообразно выполнять очень ограниченный спектр операций. Мы же обсуждаем главбухов. А на этом месте, да и вообще в бухгалтерии, утки - настоящий бич! Помните то бешенство, которое вызывает банковский служащий, не способный решить элементарный вопрос, а у вас от этого, например, рушатся сроки сделки? И всё потому, что видите ли "они так не делают". Или звонишь контрагенту, чтоб исправили идиотскую ошибку, а на том конце провода - "мы всем так делаем". Знакомо? И именно они больше всего "страдают" от "несправедливости и тяжелого труда". Вот если такой попадется в твоем подчинении, то постоянно ждешь какой-то подставы. Он же ничего решить не может, чуть как-то задача поменялась - ступор. А в таком живом и творческом деле, как финансы и бухгалтерия - это почти ежедневная ситуация. Причем, на руководящей должности может быть "утка" - это не от должности зависит. И на месте рядового бухгалтера вполне может быть "орел" - вот у меня как раз такие, специально отбирала и, конечно, держусь за них двумя руками)) Да и Вы, судя по описанию, как раз такими и руководили. "Утки", в отличие от Ваших сотрудников, не бывают компетентными, т.к. это предполагает ответственность. В том числе и за собственную жизнь (к вопросу о жертвах плохих дяденек-начальников))

Гость. Выстраивания взаимоотношений между двумя людьми это не шаблон. Никогда не шаблон. Тут не бывает универсальных рецептов и "волшебных" слов, произнеся которые ты решишь все проблемы и освободишься от нежелательного в отношениях. Каждый раз это решается по разному и далеко не каждый раз - в свою пользу. Мне приходилось и принимать решения о увольнении, если я не мог или не считал нужным убедить. Не все руководители проникнуты чувством справедливости. Очень многие сами по себе эгоцентричны и самоуверены, до пренебрежения другими.
Иногда бывает и так, что и человек сам по себе неплохой, но "вырос" по карьерной лестнице из низов и там, внизу лестницы ему успели привить, например, отношение к бухгалтерии, как к чему-то ненужному (непонятное всегда ненужно, да?)и прибежищу бездельниц (чаще там все же женщины сидят). И вот он вырос до руководителя с таким штампом в голове. Нет он уже понимает, что бухгалтерия - это неизбежно, что информацию, часто можно получить только там, но "штамп" есть штамп и избавится от него он не может. Ну и в чем ты его убедишь? Только через время, понабив шишек он что-то поймет, но только так, слова "сейчас" его не убеждают.
Но в большинстве случаев, через компромиссы, договариваться все же получается, большинство руководителей, даже упрямые, но не дураки и поддаются здравым убеждениям.

@Сотник Юрий. Спасибо Юрий за Ваш ответ. Учту. Так хочется понимания, но не все люди идут на компромиссы. Буду стараться искать подход к своему работодателю.

У нас тоже вышел из-за этого конфликт директора с гл. бухом. В итоге отдали функцию главного бухгалтера на аутсорсинг в Интеркомп.

И что? Уж аутсорсер точно не станет мальчиком (девочкой) на побегушках и не станет исполнять не предусмотренное договором. Аутсорсинг становится модным, он имеет и свои преимущества, конечно: экономию средств, четкость взаимоотношений, ответ ответственность директора за предоставление первички и некоторые другие, но имеет и недостатки. С ним дела не обсудишь за чашечкой чая. По своему опыту хорошо это понял. В "родном" предприятии главбух знает все: и технологию и особенности многих сотрудников и специфику процедур на предприятии, не говоря уж о том, что "лежа, стоя и с колена" готов доложить об основных экономических показателях и слабых местах. Аутсорсер - отнюдь не так. Доставили документы, "заколотил" их в Эврику или 1С, оформил свои документы, закрыл месяц - сдал. Все! Все выполнено на отлично! Акт закрыт! Спроси меня среднемесячный объем продаж, какой продукт является определяющим в продажах, почему сложилась такая его цена, какие "тонкие" места в его себестоимости - не отвечу. Мне это не нужно! Я не работаю на предприятии! Я только обязан провести ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ документы, а не выклянчивать недостающие и сформировать результат, не анализируя его.

Добавлю: Мне, аутсортеру, важен свой бизнес, а не клиентский. Это не исключает моей профессиональной добросовестности, но и переживать за трудности клиента я не стану. А будучи штатным главбухом - почти всегда переживаешь и готов приложить все силы и труд, в том числе и те, которые никто не оплатит и даже не оценит. Воспримут, как должное. .

Юрий, я с Вами полностью согласен. Аутсорсер никогда не будет спорить с директором. Он просто выполняет свою работу. Да и не факт, что штатный бухгалтер будет опытнее чем бухгалтер из того же Интеркомп.

Я побывала в 2-х шкурах: и шкуре работника и в шкуре работодателя. Так вот хочу сказать, что это постоянно конфронтующие между собой позиции.
Когда ты в роли работника, ты свою работу оцениваешь на определенный уровень зарплаты и любое дополнительное задание вызывает в тебе противоречивые чувства - ведь мне за это не платят. И даже если есть четко описанная инструкция, и бывают дни застоя, когда ты не выполняешь все задачи, прописанные в инструкции (а сама зарплата изначально предусматривает максимальный объем денег, который работодатель готов заплатить за выполнение всего объема задач, указанных в инструкции). И вот есть такие моменты, когда работник не полностью загружен даже своими текущими задачами, он ведь не компенсирует с своей зарплаты те периоды своей неполной загруженности.
Также сталкивалась с тем, что сначала работники соглашаются на описанный им функционал и ту зарплату, которую работодатель предлагает за этот функционал, тем самым лишает других потенциальных работников занять это место, а через какое-то время начинают ныть, что это в других фирмах стоит больше, что это большой объем и т.д. Но изначально, на этапах прохождения собеседования, они же соглашаются с озвученными условиями (совмещать например функции еще какого-то специалиста).
Еще есть категория сотрудников, которая считает что на свою зарплату надо работать только для галочки, пришел на работу, отметился, сделал абы как. А за ответственность ему должны доплачивать. Они даже свою работу не хотят делать ответственно (даже если это четко прописано в инструкции), делают ошибки, абсолютно не хотят думать. Таким иногда нужно четко указывать, что это его обязанность! Это воспринимается тоже так, что он не должен, а его заставляют.
Те, кто жалуются, что они выполняют часто не свою работу порой могут не замечать, что работодатель также в свою очередь может где-то это компенсировать или закрывать глаза на многие моменты: например премировать, или предоставить свободный график работы, или закрывать глаза на частые опоздания, разговоры по телефону часами, частые больничные, отпрашивания и т.д. А может и просто закрывать глаза на несносный характер работника, от которого уже стонет весь офис, потому что его ценность для компании выше чем его выходки.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
  • Центр поддержки
  • Заказать звонок
  • Написать в чат
  • Помощь

Попробовать бесплатно 14 дней

Читайте также: