Чем отличается трудовое обучение от технологии

Обновлено: 18.05.2024

ФГОС среднего полного образования, опрделяющий вектор и содержание образования, включает портрет выпускника школы как идеальный образ учащегося к окончанию школы. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации.

В соответствии с требованиями стандарта по технологии система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий – универсальных и специфических для технологии

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.

В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация Анатолий Викторович
Мудрик, он выделяет следующие её виды:
– семейно-бытовая;
– профессионально-трудовая;
– гражданская;
– поло-ролевая.
Все они находят отражение в изучении технологии.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.

На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.
Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.

Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда (декадники), выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.

Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в
порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.

При организации для учащихся школы встреч с представителями профессиональных училищ города, во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении. Могут задать все интересующие их вопросы, получить исчерпывающую информацию из первых уст.

В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Образовательная область "Технология" значительно отличается от существовав­шего в учебном плане трудового обучения. Цели и задачи технологического образова­ния состоят в фор­мировании мировоззрения школьников о многообразной технологи­ческой преобразующей дея­тельности человека и общества в современном мире, в фор­мировании не только знаний, умений и навыков, но и собственных представлений, су­ждений и умозаключений об устройстве мира и о трудовой деятельности, ее результа­тах и их влиянии на все сферы человеческой и общественной жизни. Это связано с реализацией объективной тенденции к глобализации человеческого сообще­ства, к соз­данию на планете единой цивилизации, обладающей не только общими культурными ценностями, нормами морали и стратегией жизнедеятельности, но также и с углубле­нием и усу­гублением проблем существования и развития людей.

Однако учитель технологии в школе, как, впрочем, и система подготовки и по­вышения квалификации учительских кадров, по-прежнему ориентированы, главным образом, на решение локальной задачи трудовой подготовки - обучению и воспитанию школьников в рамках сложив­шейся в ходе многолетней практики ограниченной сово­купности знаний, умений и навыков, кото­рые призваны были обеспечивать подготовку школьников к будущей деятельности на своем рабо­чем месте.

Изменение ориентиров в технологическом образовании возможно путем преоб­разования структуры педагогической системы. Одним из основных элементов этой структуры является со­держание технологического образования и его связи с другими сферами человеческих интересов. Технология в этой новой педагогической структуре должна рассматриваться как наука о техно­сфере, как совокупность преобразователь­ных систем и как целенаправленная деятельность людей, влияющая на природу, обще­ство и человека. Технология в таком виде может рассматриваться че­рез раскрытие сущности глобального технологического мира, взаимосвязи с ноосферой, биосфе­рой, геосферой, а также через изучение основных закономерностей его формирования, су­щество­вания и развития.

Общая технология построена на многовековом опыте практической преобра­зующей дея­тельности людей и отражает общие вопросы всех видов преобразования материалов (вещества), энергии и информации. Изучение принципов и закономерно­стей технологической деятельности, последовательности проектирования и осуществ­ления преобразований, факторов и условий пере­хода на новые ступени развития - все это позволит учителю технологии осуществлять подготовку школьников к оптималь­ной деятельности и поиску решений в направлении гармоничного разви­тия не только, собственно, в области совершенствования преобразовательных систем, но и в раз­витии уровня их общей культуры.

Настоящий учебник основан на анализе накопленного научного и эмпирического опыта преобразующей деятельности, обобщения отдельных явлений и закономерно­стей, изучения неко­торых теоретических основ технологического развития, что, по существу, определяет подходы к формированию субъекта такого развития.

Учебник представляет собой первую попытку обобщения закономерностей по­строения и действия преобразовательных систем. Поэтому, вполне естественно, учеб­ник нельзя считать со­вершенным, он имеет недостатки.

При этом авторы отдают себе отчет в том, что они еще не сумели преодолеть технократи­ческий подход к развитию технологических систем, хотя и понимают, что основой технологиче­ского образования и развития технологии должен быть культуро­логический подход. Это диамет­рально противоположные взгляды: технократический - техника как самоцель, власть, главенство техники над всем, в том числе и человеком; технологический на основе культурологического под­хода - техника как средство само­реализации личности, технологии - как условие гармонии триады: природа - техносфе­ра - общество. Потребуется время, чтобы произошли перманентные изменения в фило­софских, психологических, научно-технологических взглядах на эту весьма важную про­блему.

Авторы будут признательны читателю за все предложения и замечания по струк­туре и со­держанию учебника.


В настоящее время поменялась роль учителя, из основного источника знаний и контролера знаний он превратился в консультанта, организатора учебной деятельности обучающихся воспитанников, т.е. в менеджера образования.

Задачи современного учителя технологии:

Вторая задача: установить пробелы в предварительной подготовке, серьезно заняться их устранением.

Обычно считается, что учитель преподает, ученики учатся. На самом деле дела обстоят гораздо сложнее: учитель не только учит, ученики не просто запоминают его слова. В учебном процессе мы учителя выступаем, прежде всего как организаторы и руководители познавательной деятельности детей. Мы создаём условия, при которых обучающиеся воспитанники могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации работы на уроке, и нормальной психологической обстановке на уроке, и правильного чередования занятий, и обеспечения связи с другими предметами и много другого. Главное условие-постановка перед обучающимися воспитанниками таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности, активной переработки (как правило, мысленной) учебного материала. При отсутствии этих условий нормального учебного процесса быть не может.

В целом, наша роль, как учителей в учебном процессе настолько велика, что без него целенаправленное, организованное, планомерное, рационально поставленное обучение вообще невозможно.

Сложность заключается еще и в том, что в отличие от теоремы Пифагора или правописания безударных гласных, умение рассуждать закладываются не специально, а попутно, вместе с изучением конкретных предметов, тем и разделов. И даже умение сравнивать или умение выделять главное тоже приобретаются попутно и тоже в значительной степени до и вне школы, до и вне уроков, хотя школа, урок предъявляют требования в этом отношении.

Задумываясь о месте своего урока в системе знаний мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников.

Урок технологии во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам.

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

Знание многообразия методов и приемов помогают нам применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей обучающихся.

Большое внимание мы уделяем проведению инструктажа (устного или письменного).

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы обучающихся. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено экраном, необходимым оборудованием, классной доской, стеллажами для наглядных пособий.

Ценность устного инструктажа заключается, во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывает перед обучающимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывает на наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.

Лично показывая приемы работы, мы требуем от обучающихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил техники безопасности, объясняем, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучаем связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указываем на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждаем их появление.

Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.

Из практики своей работы считаю, что полный инструктаж нужен только тогда, когда обучающиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно повторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного времени, но и к тому, что ученики привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом, степень полноты инструктажа мы определяем в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности обучающихся данного класса (группы).

Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, мы стремимся создавать проблемные ситуации, побуждающие обучающихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания учеников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется. Практика показывает, что вводный инструктаж, еще не гарантирует правильного выполнения учениками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.

Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте обучающегося воспитанника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.

Текущий инструктаж включает в себя:

- установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;

- контроль интенсивности и качественных показателей работы школьников, предупреждению возможного брака;

- разъяснения опасности нарушений правил техники безопасности.

Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой обучающихся, мы при необходимости даём дополнительные объяснения, показываем приемы работы, корректируем действия школьников, побуждаем их к самостоятельным действиям, предупреждаем или исправляем допускаемые ими ошибки.

Перед окончанием урока мы проверяем работу каждого школьника, устанавливаем процент выполнения или нормы выработки и даём оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и самостоятельность. Затем приступаем к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное!). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.

Отмечаем, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.

Практика показала, что при изучении новых приемов после вводного группового инструктажа некоторые школьники нуждаются сразу же в дополнительном индивидуальном инструктаже. Не всегда у нас есть возможность быстро оказать помощь учащимся, и они понапрасну теряют учебное время. Здесь нам приходит на помощь применение письменных инструктажей, которые позволяют всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию разрабатываем таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассуждения. Расположение материала в ней должно быть строго последовательным. В трудовой подготовке школьников мы часто применяем следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная операционная карта; учебная карта-задание.

Учебную инструкционную карту составляем с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса. При составлении учебных инструкционных карт мы исходим из принципов последовательного усложнения работ и включения в каждую очередную работу не только новых, но и прежде всего освоенных трудовых приемов, для закрепления которых требуется частое их повторение.

На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;
  • Применение теоретических знаний на практике;
  • Самостоятельность выполнения операций;
  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
  • Качество выполненной работы (операции);
  • Соблюдение последовательности выполнения операций;
  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Мы считаем, что в трудовом обучении, в отличие от других предметов, главным методом контроля является наблюдение. Иначе мы не сможем оценить все вышеперечисленные требования к учащимся. Особенно соблюдение техники безопасности при выполнении операций, за несоблюдение которого можно сразу снять несколько баллов. Так же как и на уроках других предметов можно использовать следующие формы контроля: обзорный, предварительный, тематический, фронтальный.

Необходимо на практике использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Наша задача заинтересовать обучающихся воспитанников проектной деятельностью. Метод проектов рассматривается нами, как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся воспитанников. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектная деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Многое в жизни человека пре­допределяет школа. Если мы - учителя восторга­лись ответами, деловыми предложениями, успехами ребенка - значит, будет нести он эту роль благополучного ученика через всю жизнь, будет эта любовь поддерживать его в трудные минуты.

Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.

За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.

Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.

Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.

В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.

Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.

Современный этап научно - технического прогресса связан с автоматизацией производства. Автомат замещает человека в функции управления всеми процессами и орудиями труда. В этом основная черта научно-технического прогресса.

В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.

Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными. Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.

Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.

В Германии, например, в последнем десятилетии был принят ряд постановлений, в которых назывались основные целевые установки информационно - технической подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни. К ним отнесены: формирование технического мышления, необходимого для решения различных производственных задач, формирование умения получения и переработки информации, умения сформулировать проблему, систематическое накопление опыта решения жизненных ситуаций в различных сферах деятельности.

Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.

Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.

Муравьев Е.М. технические знания в области технологии подает на практические, технологические, конструктивно - технические и материаловедческие. При этом выделяется проблема систематизации различных форм технологических знаний в единый целостный учебный курс технологии обработки материалов. Педагогические требования в данном случае выражаются в соблюдении известных дидактических принципов и правил обучения.

Ведущим методом обучения должен стать метод систематизированных проектов. Проектность - одно из измерений культуры ХХ века, это особый тип мышления, пронизывающий все сферы нашей жизни. Темы для проектов дает нам окружающая среда, их осуществление должно быть последовательным, системным.

Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.

Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.

Роботы-помощники, нейропротезы, "умный дом", 3D-дизайн и лазерная резка. Все это в ближайшем будущем может "прописаться" на уроках технологии в школах: министерство просвещения утвердило инновационную концепцию преподавания этого предмета.

Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. "Трогать их" на практике.

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением - и вперед к табуретке!

Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей". Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.

- Хорошо, если ребенок может сколотить табуретку или сварить борщ. Но почему это должно быть частью учебной программы? Предмет "Технология" не похож на другие: знания в математике и физике обновляются десятилетиями, а в сфере производства целая "пачка" новых технологий выходит каждый год. Поэтому предмет должен быть очень гибким,- говорит один из авторов предметной концепции, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia и ответственный секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев. - Сегодня многие школьники выбирают профессию практически вслепую: у них нет возможности увидеть, что их реально ждет. Поэтому очень важно, чтобы в средних и старших классах предмет "технология" был связан с современным профессиональным обучением. Нужно развивать сетевое взаимодействие.

Как это должно работать в идеале? Допустим, в обычной школе нет оборудования для обработки металла. Зато в соседнем приборостроительном колледже - мастерская "cварочные технологии" по стандартам WorldSkills. Ребята приходят в колледж на урок, пробуют "на зуб" современные станки. Не заинтересовало? Следующий урок уже по другой теме. Зацепило? Можешь приходить в колледж и дальше. Заниматься с преподавателем, изучать разные виды сварки и получить за это оценку в школьный аттестат.

В планах минпросвещения - создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских. В каждом крупном городе через шесть лет откроется детский "Кванториум". Всего - 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания в режиме нон-стоп: паять первую плату, изучать цифровую печать. Где будет разное оборудование: от компьютеров до вибростендов. Где занятия будут идти по направлениям-квантумам: робо, космо, нано, био, IT и другим.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных "Кванториумов". Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.

Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта "Образование" на "Современную школу" планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет "Технология".

- От фартуков и табуреток мы отказались уже пять лет назад. Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком, - рассказывает учитель физики и технологии Второй гимназии Новосибирска Павел Оконечников.

Кстати, в этой гимназии сразу пять учителей технологии. Среди них и инженеры-профессионалы, и студенты-магистранты. Классы делят на пять групп по 12 человек. Дети работают в одном направлении в течение семи недель - 14 учебных часов. Затем меняются. И так в течение учебного года знакомятся с самыми разными направлениями: от роботов до кулинарии. Потом все повторяется. Но на более высоком и технологичном уровне. Скажем, восьмиклассники уже рассчитывают оптимальное расположение электропроводки и систему освещения в "умном доме", делают нейропротезы, которые управляются силой мысли, занимаются лазерной резкой - причем и мальчики, и девочки. В фокусе принцип: соберем робота, и он будет работать за нас. Даже модуль "кулинария" - это не просто борщ и винегрет. Вся учебная техника для приготовления блюд оборудована под стандарты WorldSkills: пароконвектомат, конвекционная печь, индукционная плита.

- Мы решились на такое новаторство, и нас поддержали. Сегодня наша гимназия - это стажировочная площадка для еще 17 школ, - делится Павел Оконечников. - Программа полностью соответствует ФГОС и реализует все заложенные туда компетенции. Технология - это полигон для практического применения разных предметов. Физику здесь можно рассмотреть с позиции электрического тока в электромонтаже или механической прочности в робототехнике. Химию - в процессах приготовления и хранения пищи. Инженерный дизайн - это вообще сплошная геометрия.

Фото: Пресс-служба Финансового университета

Впрочем, урок технологии - все-таки про будущую профессию, а не про то, что ты будешь делать дома, уверены эксперты. Главное - научить ребенка работать в команде, создавать собственные проекты. Предметы "Информатика" и "Технология", скорее всего, будут разведены по темам. Возможно, первый станет больше теоретическим, фундаментальным, а второй - скорее прикладным. Все должны расставить по местам обновленные образовательные стандарты, которые обсуждаются на самом высоком уровне.

Пока же ситуация даже в пределах одного города очень разная. Где-то еще сколачивают табуретки, а где-то собирают роботов. Школа выбирает сама, что ей ближе - закон это позволяет.

- У нас сейчас нет труда в его традиционном понимании - только информатика, - говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая. - Школа должна давать то, что реально пригодится в будущем.

Надо сказать, Москва здесь ушла далеко вперед. В проекте - тысячи учеников, более 100 школ и около 40 учреждений среднего специального образования. К примеру, в Колледже железнодорожного и городского транспорта занимаются ребята из инженерных классов шести столичных школ. Осваивают профессии "Слесарь по ремонту автомобилей" и "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин". Но чем дальше от столицы, тем меньше встречается подобных примеров профориентации.

- В прошлом полугодии у нас было всего два урока в неделю. Мы делали поделки из дерева с помощью ножовки, напильника, стамески, - признается восьмиклассник из Перми Аркадий Постоногов. - Девочек учат готовить.

Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. Когда-то в школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях

Традиционное разделение труда на "женский" и "мужской" пока прочно удерживает позиции. И это несмотря на то, что единственная оставшаяся в федеральном перечне линейка учебников по технологии для 5-9 классов гендерными стереотипами уже не оперирует. Но зато учитывает особенности городских и сельских школ. К примеру, если для первых предлагается практическая работа по изучению состава сухих кормов для кошек и собак, то для вторых - различий технологий заготовки силоса и сенажа.

Традиционные учебники для курса "Технология" в основной школе строились по схеме учебников для предмета "Трудовое обучение". По содержанию - это учебники по трудовому обучению 70-80-х годов прошлого века. Авторы надеются, что новые пособия помогут воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приемами, но и иметь общее представление обо всех технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентироваться в мире профессий.

Ольга Васильева, министр просвещения:

- Мы не только строим современные новые школы, но и улучшаем образовательные технологии, улучшаем всю инфраструктуру школы, ее содержание. У нас почти полностью обновляется содержание предмета "Технология". Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. При этом благодаря возможностям сотрудничества с передовыми технологическими компаниями в сфере образования российская школа может получить то, что нам так необходимо - цифровые классы, современные образовательные наработки. Я думаю, что общими усилиями мы добьемся результатов, а результаты у нас главные - повышение качества образования.

Владимир Семенихин, автор пособия для учителей "Изготовление инструментов в школьных мастерских"

Читайте также: