Нужно ли регистрировать протоколы проверки знаний по охране труда

Обновлено: 18.05.2024

Выполнение всех правил и предписаний по охране труда (ОТ) и безопасности жизнедеятельности (БЖД) является важнейшим условием существования любого предприятия вне зависимости от размера и формы собственности. Инструктаж по технике безопасности должны проходить все работники.

Законодательно закреплены проверки знаний после проведения инструктажей по охране труда, их результаты заносятся в специализированный журнал, который является важным элементом отчетности.

Как часто проверяются знания работников по охране труда?

При зачислении в штат нового сотрудника работодатель обязан провести инструктаж по основам охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности, правилам оказания первой доврачебной помощи и комплексу действий, которые должны быть предприняты на предприятии в случае возникновения нестандартных, аварийных или чрезвычайных ситуаций.

Инструктажи по такой тематике могут быть:

  • вводные – при трудоустройстве;
  • первичные – когда новый работник впервые приступает к выполнению трудовых обязанностей;
  • повторные – проводятся не реже раза в полгода и направлены на актуализацию знаний;
  • внеплановые – осуществляются при изменении технологических процессов, случаев профессионального травматизма, по требованиям государственных инспекций и т.д.

Факт проведения обучения по охране труда фиксируется в журнале, образец которого можно скачать здесь.

Проводить все виды инструктажей должен дипломированный специалист по охране труда, пожарной или электробезопасности. Этот ответственный за инструктажи и ведение отчетности может быть приглашен из сторонней организации или быть штатным сотрудником предприятия. В крупных компаниях или на вредном производстве должна быть создана отдельная служба охраны труда, состоящая из нескольких специалистов.

Согласно постановлению Министерства труда №1/29, обязательная проверка знаний должна проводиться после инструктажей любого типа. Ее нужно проводить не позже, чем через месяц после проведения обучения.

Периодичность контроля – раз в 6 месяцев.

Нужно ли вести на предприятии журнал проверки?

Стандартный состав комиссии включает:

  • председателя (чаще всего это специалист по ОТ);
  • заместителя;
  • секретаря комиссии;
  • нескольких членов (работника отдела кадров, бухгалтера, члена профсоюза или любых других работников по желанию).

Комиссия всегда должна включать нечетное количество человек, чтобы упростить принятие решения (последний голос всегда будет решающим). Правила сбора комиссии, ее работы, проведения проверки знаний закрепляются в локальных актах предприятия. После контроля знаний должен оформляться специальный протокол, который можно найти в приложении к постановлению Минтруда №1/29. Помимо протоколов, нужно вести на предприятии журнал проверки знаний по охране труда. В него дублируются сведения, полученные в ходе проведения комиссии по контроля знаний.

Как заполнять?

Форма журнала не закреплена законодательно и может быть дополнена после принятия соответствующего локального акта.

Журнал содержит два главных элемента:

  1. Титульный лист с данными об организации (названии, роде деятельности, юридическом и фактическом адресе), названием и номером самого журнала, датами начала и окончания его использования, ФИО и должности лица, ответственного за ведение.
  2. Основную часть – таблицы, которые состоят из 7 колонок и содержат основную информацию о ходе проведения комиссии и ее результатах.

Номера страницы проставляются вручную ответственным за ведение журнала. Все записи тоже вносятся в рукописном варианте.

Что нужно вписывать в колонки:

  • порядковый номер записи;
  • ФИО, должность и стаж сотрудника, проходящего проверку;
  • дата предыдущей проверки с оценкой;
  • дата и причина текущей проверки;
  • общая оценка знаний;
  • подпись проверяемого работника;
  • дата следующей проверки.

Список участников комиссии (председателя и членов) с их личными подписями может указываться внизу или проводиться в дополнительных столбцах таблицы.

Отсутствие журнала любая государственная инспекция имеет право расценить как непроведение проверки знаний по ОТ, что грозит работодателю штрафами в размере до 80 тысяч рублей.

Выводы

Проверка знаний работников по охране труда должна проводиться раз в полгода на предприятии любой формы собственности.

Контроль проводится комиссией из нечетного числа работников, куда входят специалист по охране труда, члены профсоюза, реже – сотрудники бухгалтерии и отдела кадров. Сведения о комиссии заносятся в специальный журнал, который состоит из титульного листа и табличной части.

Журнал заполняется ответственным лицом, заверяется членами комиссии и руководителем предприятия. За его отсутствие организацию-работодателя могут оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.


Охрана труда в школе - скачать документацию 2021 года может понадобиться многим образовательным учреждениям. Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье.

Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.

Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.

Документы по охране труда в школе: инструкции

Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:

  • для директора;
  • заместителей директора;
  • главы профкома;
  • завучей;
  • преподавателей;
  • классных руководителей;
  • спортивных инструкторов;
  • мастеров производственного обучения;
  • сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
  • сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
  • учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
  • учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
  • сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
  • сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
  • сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
  • сотрудников, использующих в работе электроустановки;
  • сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
  • учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • электрика.

Документы по охране труда в ДОУ: инструкции

Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:

  • для заведующего;
  • воспитателей;
  • помощников воспитателей;
  • логопеда;
  • психолога;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физкультуре;
  • бухгалтера;
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • водителя;
  • завхоза;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • кастелянши;
  • медсестры;
  • дворника;
  • повара;
  • электрика;
  • сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
  • сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
  • сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
  • сотрудников, осуществляющих стирку белья;
  • сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
  • сотрудников, работающих с электроустановками;
  • сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.

Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.

Документы по охране труда в школе: программы

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;
  • обучения сотрудников охране труда.

В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:

  • погрузочно-разгрузочные, связанные с размещением грузов (они должны соответствовать требованиям приказа Минтруда от 28.10.2020 № 753н);
  • с инструментом и приспособлениями (приказ от 27.11.2020 № 835н);
  • с полиграфическими работами (приказ от 27.11.2020 № 832н);
  • с охраной объектов или имущества (приказ от 19.11.2020 № 815н);
  • с эксплуатацией объектов теплоснабжения (приказ от 17.12.2020 № 924н);
  • с выполнение окрасочных работ (приказ от 02.12.2020 № 849н);
  • со строительством, реконструкцией и ремонтом (приказ № 11.12.2020 № 883н).

Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:

  • издания новой (обновления действующей) программы инструктажа по охране труда;
  • утверждения новых (обновления действующих) инструкций по охране труда.

Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

Документы в школе: журналы

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Документы в школе: положения

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

Документы в школе: планы

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Документы в школе: договоры и соглашения

  • иметь коллективный договор (соглашение) по охране труда в школе с профсоюзом;
  • быть участником соглашения по охране труда, разработанного при участии органов власти.

Документы в школе: приказы

Довольно объемным может быть список приказов в сфере охраны труда, которые должны быть утверждены руководителем школы. В числе таковых приказы:

  • об организации службы по охране труда или назначении ответственного за охрану труда в школе;
  • создании комиссии по проверке знаний в сфере охраны труда;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • проведении обучения по охране труда;
  • назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • назначении ответственных за электробезопасность.

Перечень возможных приказов может быть значительно более широким. Это зависит от структуры управления конкретной школой и специфики должностей, предусмотренных штатным расписанием.

Где скачать документацию по охране труда 2021 года для использования в школе

Наши специалисты подготовили для вас перечень документов по охране труда в школе в 2021 году (его можно использовать и в ДОУ), которые необходимо использовать администрациям этих учреждений.


Итоги

Выполнение требований законодательства РФ в области охраны труда для школ и ДОУ предполагает составление ряда важнейших документов. Они могут быть представлены в виде инструкций, программ, журналов, положений, планов, договоров, а также приказов руководства учреждений.

Подробнее об иных задачах, решаемых работодателями в сфере охраны труда, вы узнаете из статей:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обучающие мероприятия на производстве или ином предприятии проходят в несколько этапов, как и проверка полученных знаний среди штатных специалистов. Фиксируется это заполнением специального протокола проверки знаний по охране труда.

Что это за документ и зачем он нужен

Обучение правилам и технике безопасности на производстве, при работе в коллективе является прямой обязанностью работодателя на любом предприятии вне зависимости от формы его организации и вида деятельности, будь это школа, производственное объединение или офис. Такая обязанность прямо закреплена в положениях федерального законодательства и в частности трудового кодекса РФ. Такое обучение проходит в несколько этапов и его должны пройти все сотрудники, которые выполняют функции, связанные с опасными или вредными факторами производства.


Типовой протокол по осуществлению проверки полученных знаний

Такое обучение закономерно оканчивается проверкой полученных сведений о правилах поведения и соблюдении норм об охране труда в виде аттестации. Такая процедура также является обязательной в случае получения разрешительной документации на ведение определенной деятельности или разрешения на работы, связанные с опасными или вредными видами работ. Подтверждает его проведение протокол заседания комиссии по проверке знаний по охране труда, образец его зафиксирован законодательно. Это внутренний локальный акт организации, обязательный для исполнения в отношении всех указанных сотрудников и представителей руководства организации.

Важно! Государственные надзорные органы проверяют наличие и корректность заполнения такого протокола. В случае отсутствия документа или нарушений в отношении ответственных лиц организации производятся меры административного воздействия.


Порядок осуществления обучения и проверки материала по безопасности трудовой деятельности

При каких обстоятельствах может потребоваться протокол

Контроль за уровнем знаний в организации должен осуществляться ответственным персоналом по охране труда и руководством предприятия. Осуществление обучения не зависит от профессия работника и прямо соприкасается с его трудовой функцией. Акт о проверке знаний имеет не только определенную форма, но и составляется по итогам осуществления аттестации или устного собеседования.

Эти формы проверки знаний должны быть документально подтверждены, в некоторых случаях с выдачей соответствующего удостоверения. В случае негативного результат аттестации такой бланк также составляется, с обязательным отражением результатов проведенной проверки.

Обратите внимание! Такой документ может потребоваться как при проведении повторной проверки знаний в случае негативного результата прошлой аттестации, а также в ходе осуществления контроля инспекцией по труду.

Также при возникновении нештатной или чрезвычайной ситуации, которые произошли по вине рабочего вследствие нарушения порядка безопасности или нарушения правил охраны труда такой протокол будет отправлен на изучение следственной комиссии, которая в ходе совещание должна рассмотреть его как доказательство непричастности руководств предприятия и ответственных лиц к произошедшему.


Порядок осуществления обучающих акций на производстве

Форма протокола проверки знаний персонала

Федеральным законодательством не закреплена жесткая форма такого протокола, соответственно руководство предприятия может самостоятельно определить вид такого акта, однако при этом ответственные лица должны руководствоваться принципом достаточности, соответственно вносить туда всю необходимую информацию. При этом его составление должно производиться с обязательным учетом правил, стандартов и ГОСТ по делопроизводству.

Такая форма должна соответствовать виду официального документа организации, в противном случае на ответственных лиц могут налагаться штрафы государственной инспекцией по труду.


Виды обучающих мероприятий среди руководителей и персонала организации

Как оформить протокол проверки знаний по охране труда

Оформление такого протокола осуществляется с обязательным внесением всех необходимых данных. Он составляется в письменном виде, а также может быть продублирован в электронном виде, однако не допускается изготовление его лишь в электронном виде. Кроме того вся информация, которая установлена в федеральном законодательстве.

Особенности заполнения бланка протокола

К особенностям составления такого документа относится внесение всей необходимой информации, которая обозначена в законодательстве:

  • Наименование организации с указанием проводимых мероприятий;
  • Инициалы ответственного секретаря, председателя и остальных членов коллегиального органа;
  • Обозначение штатных должностей сотрудников, в отношении которых проводится проверка;
  • Указание результатов такого обучения и прохождения аттестации.


Распределение видов и способов донесения информации о безопасности деятельности

Сколько экземпляров нужно

Количество экземпляров определяется соответственно количеством сотрудников, проходящих аттестацию. В случае проведения индивидуальной проверки составляется два экземпляра, один отдается сотруднику для внесения информации в личное дело, второй остается у специалиста по охране труда для ведения учета работ по соблюдению требований охраны труда. При групповом обучении количество экземпляров рассчитывается исходя из количества аттестуемых специалистов.

Протоколы заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда

Протокол собрание является внутренним документом организации и составляется как конечный акт осуществления проверки знаний. Такой экземпляр призван проверить и оценить общий уровень подготовки персонала ответственными специалистами, которые обладают определенными и подтвержденными знаниями в области охраны труда и могут производить аттестацию в отношении других сотрудников предприятия.

Обратите внимание! Такой документ может составляться как в отношении определенного сотрудника, так и в отношении группы лиц при проведении групповой аттестации.

Они могут составляться как при осуществлении внутреннего контроля знаний, так и при прохождении специального обучения в образовательных учреждениях с независимой экспертной комиссией.

Заполнение журнала протоколов заседаний комиссии по проверке знаний охраны труда

Заполнение протокола заседания специальной комиссии ведется ответственным лицом, назначенным секретарем такой комиссии или при его отсутствии руководителем организации. Заполнение осуществляется в присутствии иных членов коллегиального органа и с соблюдением норм делопроизводства лишь по итогам проведения всей процедуры аттестации.

Запрещается заполнение документа при неоконченной процедуре аттестации и отсутствии итогов в отношении каждого сотрудника. Также запрещается заполнение такого акта при отсутствии кворума комиссии или ее председателя. Обязательным элементом такого акта является проставления подписей всех членов комиссии, а при отсутствии одного из них ставится специальная отметка об отсутствии такого специалиста Кроме того в акте должны быть предусмотрены разделы для отражения особого мнения представителей комиссии, в случае несогласия с остальными представителями комиссии. Такое требование прямо закреплено в трудовом законодательстве как пример объективного составления акта и проверки уровня знаний сотрудников.


Выписка из протокола и удостоверение подтверждающие полученные знания в области охраны труда

Где и как хранится протокол проверки знаний по охране труда

Данный документ является актом строгой внутренней отчетности и подлежит обязательному хранению в течение 25 лет. Ответственный сотрудник за соблюдение норм безопасности на производстве должен осуществлять дано хранение в специальном помещении или запирающемся шкафе с отсутствием доступа к документации посторонних лиц. Такое лицо несет прямую административную и дисциплинарную ответственность за утерю или порчу такого рода имущества.

Обратите внимание! Хранение осуществляется с соблюдением стандартов и ГОСТ по документообороту. Экземпляры, полученные работниками должны храниться у специалиста по кадровой работе и также являются обязательными элементами личного дела работника.

Ответственность работодателя за ошибки при составлении

Так как работодатель составляет такой акт при проведении аттестации, то и прямую ответственность за совершение ошибок также несет либо сам руководитель, либо его представитель, который отвечает за соблюдение норм и правил безопасности охраны труда.


Специальная заполненная выписка из протокола проведения проверки знаний

Такая ответственность установлена трудовым законодательством в виде административного штрафа, а также аннулирования результатов прошедшей проверки, а осуществление штрафных санкций происходит со стороны государственной инспекции по труду. При оставлении описок и выявлении таких ошибок инспекция издает предписание об устранении недочетов и ошибок в определенный срок. Если же руководство не проводит исправление в установленный промежуток времени результаты аттестации должны быть аннулированы и назначена дата проведения новой проверки.

Обратите внимание! Кроме того в отношении таких лиц предусмотрена также гражданско-правовая, дисциплинарная и даже уголовная ответственность в случае подделки такого акта и наступлении негативных последствий.

В итоге протокол проверки знаний служит обязательным элементом окончания проверки процедуры оценки уровня знания в области обеспечения безопасности трудовой деятельности. Факт составления такого документа означает автоматический допуск сотрудника к определенным видам работы и в то же время факт ответственности проверяющих и полученные знания такого рабочего.

Читайте также: