Ценная информация которую может получить работодатель при беседе с увольняющимся работником

Обновлено: 25.06.2024

В ходе деятельности в организации происходит постоянное движение рабочей силы по различным причинам. Анкета при увольнении имеет важное значение для: выяснения причин увольнения и дальнейшего улучшения условий труда работников.

Анкета при увольнении не является обязательным документом, который должен быть заполнен. Анкета, заполняемая при увольнении сотрудником не имеет нормативных оснований и не может быть обязательным документом к заполнению. Даже если информация о заполнении данной анкеты прописана в коллективном договоре, необходимость ее заполнения не должна быть навязана, а может быть рекомендована.

Введение анкетирования увольняющихся является новым для российских компаний. Выясним, как сформировать анкету для дальнейшего анализа причин увольнения.

Роль анкеты при увольнении для организации

В ситуации, когда работник отказывается заполнить анкету, рекомендуется провести беседу с увольняющимся работником о том, что она важна для улучшения условий работы для сотрудников, продолжающих работать чтобы квалифицированные специалисты не уходили в конкурирующую фирму. Рекомендуется провести анкетирование в устной форме, что может дать больше информации, чем формализованная анкета.

Полученная информация не должна являться простой формальностью, полученные результаты необходимо обработать для снижения текучести кадров, улучшения социально-психологического климата в коллективе, при этом, увольняясь, работник может честно изложить свои пожелания, предложить интересные возможности для реализации каких-либо улучшений.

При условии, если работник увольняется по инициативе работодателя, анкета к заполнению не предлагается.

Не выплачен расчет при увольнении

Работодатель в день увольнения работника обязан предоставить ему все необходимые справки и документы, часть из них выдаются по заявлению от сотрудника, остальные в обязательном порядке. За нарушение этого правила Трудовой инспекцией предусмотрены штрафы:

Вам может понравиться => Адресная Помощь В Липецкой Области Кому

Как гласит трудовое законодательство РФ, после написания заявления любой работник может дать ему обратный ход, но только тогда, когда с момента его написания не прошло двух недель. Правда, если на место уходящего сотрудника уже принят другой человек и с ним заключен соответствующий трудовой договор, отменить заявление на увольнение не получится.

Типовой формы анкеты при увольнении нет, и ее бланк компания разрабатывает самостоятельно. Форму лучше закрепить в локальных актах, а необходимость заполнения включить в коллективный или трудовой договор. Так у менеджеров будет больше оснований предлагать ее заполнение увольняющемуся.

  • какова реальная причина увольнения сотрудника;
  • какие недочеты в организации своей работы он видел;
  • деликатно донести до руководства недостатки своего непосредственного начальника;
  • изложить возможные пути улучшения ситуации.

Порядок формирования анкеты при увольнении

Все анкеты являются целевыми, поэтому важно отобрать те вопросы, которые наиболее важны для работодателя. Также анкета увольняющегося не должна быть очень перегруженной – необходимо определить количество вопросов, т.к. бывший работник не заинтересован заполнять дополнительные документы.

Анкеты в большинстве случаев состоят из:

Как исследовать уровень участия работников в интервью при увольнении

Работники не будут тратить своё время на заполнение опросников при увольнении, если они считают, что полученную от них информацию никто не будет читать, или не сочтут сколько-нибудь значимой. Важно показать работникам, что вы цените полученную от них обратную связь. Когда, благодаря работе с анкетами увольняющихся, вам удастся внедрить какие-то улучшения в компании, обязательно сообщите работникам, откуда и как возникла эта идея. Поясните, что её источник – анкеты, заполняемые работниками при увольнении. Постепенно сотрудники поймут, что компания действительно прислушивается к их мнению. Когда-нибудь это станет частью вашей корпоративной культуры, благодаря чему вы сможете извлечь значительную пользу из критики, идей и предложений, сформулированных работниками при увольнении.

Постарайтесь как можно точнее и тщательнее ответить на каждый из этих вопросов, и максимально критично проанализируйте процесс опроса увольняющихся в вашей компании. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить каждую составляющую этого процесса. После того, как вы закончите, немедленно приступайте к исправлению недостатков.

29 мая 2021 8uristgbk 35

    Похожие записи
  • Замена Паспорта В 45 Лет Без Штрафа В Январе
  • Временная Прописка Волгоград
  • Адвокатский Кабинет Должен В Десятидневный Срок Встать На Налоговый Учет, О Чем Выдается Свидетельство О Постановке На Налоговый Учет
  • Адреса Точек Пополнения Социальных Транспортных Карт В Уфе

Пример анкеты для увольняющегося сотрудника

Анкета предполагает проведение анализа причин увольнения сотрудников и рабочих с предприятия. Полученные данные будут направлены на улучшение условий работы персонала на предприятии.

Анкетирование является анонимным, поэтому общие сведения заполняются по вашему усмотрению.

Пожалуйста, подчеркните ответ, который больше подходит к вашей ситуации.

Сообщите некоторые сведения о себе:

– Ваш возраст _ Ваш пол: муж. / жен.

– Образование: высшее, н/высшее, среднее профессиональное, среднее

– Стаж работы в организации _

– Занимаемая должность _

1. Какова причина Вашего ухода?

– Не видите возможности продвижения по службе

– Невозможность в полной мере реализовать свои знания, опыт и навыки, отсутствие перспектив на работе

– Несоответствие профессиональных знаний участку работы

– Удаленность от дома

2. Чем Вы планируете заняться после увольнения?

– Я не планирую работать

– Предложений нет, но предполагаю, что смогу найти работу

3. Что препятствовало Вашей работе на Вашей должности?

– Не нравится профессия

– Мне не достает образования / квалификации

– Не достаточный уровень квалификации коллег

4. Что, на Ваш взгляд, можно отнести к положительным сторонам организации?

– Надежность и перспективность организации

– Высокий уровень профессионализма сотрудников

– Хорошие взаимоотношения в коллективе

5. Как бы Вы оценили психологический климат в вашем коллективе?

– Отношения в коллективе дружеские.

– Коллектив работает слажено.

– Работники конфликтуют между собой

6. В каком случае Вы готовы пересмотреть свое решение об увольнении?________________________________________________________

7. Ваши рекомендации и пожелания (если есть)__________________

Но в связи с переходом на электронные трудовые книжки ситуация меняется. От работы с бумажными документами постепенно отказываются в пользу цифровых. И вместо бумажных трудовых книжек работодатель теперь будет выдавать работникам форму СЗИ-ТД.

Смотря какой стаж за спиной и по какой причине уволили. Например, если уволили за то, что не касается работы (опоздали на 3 мин. , кофточка немного светлее глаз, пришла в юбке не того цвета — один вопрос. в новой фирме поймут, если нужен сотрудник Или за спиной более 20 лет стажа.

В идеальной ситуации лучше иметь про запас оба варианта опроса, предложив увольняющемуся на выбор то или это. Как добиться того, чтобы люди не чурались таких опросов и не стеснялись напоследок говорить все, что думают – это уже дело профессионализма каждого HR-менеджера.

Вам будет интересно ==> Срока Или Сроки

Образец анкеты увольняющегося сотрудника

Да и чисто по-человечески такое общение во многих случаях помогает сохранить лицо, статус HR-бренда. Вопрос формата Опрос увольняющихся работников как способ получения инсайдерской информации о своей компании способен решать самые разные задачи. Например, вам нужно выяснить степень удовлетворенности коллектива работой в целом, уровнем зарплат, узнать связанные с компанией надежды людей.

Важно отслеживать уровень участия работников. Как минимум, нужно выяснить, чему он равен в самом начале, когда вы только начинаете совершенствовать этот процесс, а также периодически измерять его потом. Идеальным вариантом было бы отслеживать средний уровень участия регулярно.

Анкетирование реализуется в устной или письменной форме. На основе систематизированных данных из опросников можно выработать стратегию и тактику кадрового менеджмента. Анкета увольняющегося сотрудника должна заполняться только в том случае, если расторжение контракта инициировал сам работник, а не наниматель.

Анкета увольняющегося работника организации (примерный образец)

Если директор не возражает, эта информация фиксируется в прошении. Нужно помнить, что если не указать последний день работы, руководитель может воспользоваться общими правилами и расторгнуть договор с сотрудником через две недели.

Что послужило главной причиной Вашего ухода?- не видите возможности продвижения по службе- недостаток социально-бытовых условий и льгот- невозможность в полной мере реализовать свои знания, опыт и навыки, отсутствие перспектив на работе- неудовлетворенность результатами своего труда- большой объем работы- излишний бюрократизм- несоответствие профессиональных знаний участку работы- удаленность от дома- желание сменить сферу деятельности- неудовлетворенность стилем и методами руководства в подразделении- нет возможности повышать уровень своей квалификации- конфликтность в коллективе- личные причины- несоответствие уровня заработной платы Вашей квалификацииДругое 10.

¦ ¦ Хотелось бы работать по повременной системе. ¦ ¦ Хотелось бы получать стабильный оклад. ¦ ¦ Хотелось бы получать большой оклад и небольшие премиальные. ¦ ¦ Хотелось бы получать небольшой оклад и высокую процентную ставку. ¦ ¦ Не произошло обещанного повышения заработной платы. ¦ ¦ Система оплаты вполне удовлетворяла. ¦ ¦

Анкета при увольнении сотрудника

  • Не устраивает режим работы
  • Найдена работа ближе к дому
  • Однообразие и монотонность в работе
  • Объем работы слишком высокий
  • Перенапряжение на рабочем месте (усталость)
  • Неуважительное, грубое отношение со стороны руководителей
  • Отсутствие взаимопомощи и взаимопонимания в коллективе
  • Отсутствие условий для служебного и профессионального роста
  • Отсутствие внимания, одобрения и объективной оценки работы со стороны Руководителя
  • Неудовлетворенность социальной политикой предприятия (нет заботы о людях)
  • Работа не по специальности
  • Отсутствие условий для повышения образования
  • Поступило предложение с нового места работы с более выгодными условиями
  • Тяжелые условия труда (пожалуйста, укажите какие)
  • По состоянию здоровья
  • Другое

Что, по-вашему, отрицательно сказалось на Вашей работе: отсутствие четкого описания должностных обязанностей высокая физическая утомляемость необходимость выполнять большие объемы работы (вне должности) несправедливое распределение руководителем обязанностей отсутствие возможностей карьерного роста невозможность получать дополнительные профессиональные знания трудности в общении с коллективом конфликтные отношения с руководством отсутствие справедливой оценки труда противоречивость инструкций и приказов руководства недостаточная моральная поддержка со стороны руководства несправедливость распределения премии и надбавок неравномерность распределения нагрузки между сотрудниками неудобное месторасположение офиса другое (укажите подробнее)__________________________________________________________ 3.

Дальнейшие действия работодателя при получении заполненной анкеты

Получение обратной связи от бывшего работника – важная составляющая при выявлении причин увольнения при том, что анкетирование относится ко всем увольняющимся. Можно провести устный опрос, но при условии, что в компании не увольняются сотрудники каждый день, ответы забываются, поэтому, чтобы сформировать реальную картину, можно собрать несколько анкет для анализа.

Пример анкеты выходного интервью

Анкета выходного интервью применяется для выявления причин увольнения, уменьшения текучести, а также работы над HR-брендом компании. Рекрутер обязательно проводит беседу с увольняющимся. Важно понять какие основные причины сподвигли сотрудника к увольнению, поэтому проводятся беседы со всеми участниками процесса увольнения.

В компании автоматизировали анкету уволенного, но только 30 % из всех увольняющихся заполняли данную анкету онлайн. Многие увольняющиеся подходили к вопросу заполнения анкет выходного интервью очень посредственно, поэтому, в Департаменте по работе с персоналом приняли решение выполнять двойную работу: проводить очное выходное интервью и собирать автоматизированные анкеты. Главное же результат!

Кадровому работнику рекомендуется активно взаимодействовать с работником — разъяснить цель заполнения, при необходимости помочь с оформлением, уточнить ответы, предложить пути решения конфликта во избежание ухода человека (если организация в нем заинтересована) и так далее.

10. Вы уже знаете, чем будете заниматься после увольнения? — я уже имею приемлемое предложение — у меня есть несколько вариантов на выбор — в ближайшее время я работать не собираюсь — предложений нет, но при моем опыте и образовании смогу быстро найти подходящую работу — ваше решение об уходе окончательно или Вы могли бы остаться на определенных условиях?____________ ________________________________________________________________ _____________________________

Вам может понравиться => 560 Федеральный Реестр Обманутых Дольщиков

а) работа была далеко от дома, б) плохо работает общественный транспорт, в) слишком мало оставалось свободного времени, г) не было служебного роста, д) не повышалась моя квалификация, е) неудовлетворенность жилищными условиями (квартира, общежитие), ж) отсутствие социальных благ (ссуда, кредит, питание), з) малореализуемые социальные гарантии (больничные листы, страховка и т.п.), и) вполне удовлетворен. Другое_________________________________________________________ ___________

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Если в коллективном договоре организации прописано, что при увольнении работник должен заполнить анкету. Что делать, если увольняющийся отказывается?

Ответ: Анкета носит рекомендательный характер, поэтому нельзя принуждать увольняющегося заполнить ее, тем более нельзя угрожать задержкой выплат и выдачей трудовой книжки. Можно провести опрос устный опрос.

Вопрос №2: Можно ли работникам предоставить возможность не отвечать на некоторые вопросы?

Ответ: Можно. Только если работник вам доверяет, т.к. некоторые ответы могут быть отмечены другим человеком. Посмотрите, не стоит ли переформулировать вопросы, не носят ли они личный или провокационный характер.

По собственному желанию: оформляем увольнение работника по его инициативе

Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. Он же наряду с увольнением по соглашению сторон является и одним из самых бесконфликтных, поскольку при этом, как правило, у сторон трудового договора редко возникают друг к другу претензии. Уже сама формулировка основания увольнения говорит о том, что оно осуществляется именно по личному волеизъявлению работника. Об этом важно помнить, поскольку в том случае, если впоследствии будет установлено, что работодатель так или иначе склонял сотрудника принять такое решение, увольнение может быть признано незаконным, а работник – восстановлен на прежнем месте (подп. "а" п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

В целом процедура расторжения трудового договора по этому основанию не представляет особого труда. Разберем алгоритм увольнения работника по собственному желанию пошагово.

Шаг 1. Принять от сотрудника заявление об увольнении

Процедура увольнения работника начинается с того момента, как он представил письменное заявление об увольнении. Напомним, что сделать это он может не позднее чем за две недели до даты увольнения, если иной срок не установлен законом (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Течение указанного срока начинается на следующий день после подачи работником заявления. Перед тем, как принимать от сотрудника соответствующее заявление советуем проверить, каким образом оно заполнено. Закон не устанавливает требований к его содержанию, однако при определении даты увольнения желательно избегать предлога "с" – это может внести путаницу в понимании последнего рабочего дня. Например, вместо "прошу уволить меня с 1 августа 2017 года. ", лучше указать "прошу уволить меня 1 августа 2017 года. " В этом случае 1 августа 2017 года однозначно будет считаться последним днем работы.

С правовыми позициями судов при рассмотрении споров, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работника, ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Шаг. 2. Соблюсти срок предупреждения об увольнении

По общему правилу такой срок составляет две недели (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Однако есть и исключения – так, в период испытания предупредить работодателя нужно не позднее чем за три дня, а при увольнении руководителя организации – минимум за один месяц (ч. 4 ст. 71, ст. 280 ТК РФ).

Увеличить или уменьшить этот срок по собственной инициативе работодатель не вправе. До истечения предусмотренного в законе срока предупреждения трудовой договор может быть расторгнут только по соглашению между работником и работодателем.

Кроме того, работодатель обязан уволить работника именно в тот срок, который тот указал в своем заявлении, если:

работник не может продолжать работу (например, при зачислении в образовательную организацию, выходе на пенсию и др.);

было установлено нарушение работодателем трудового законодательства, локальных нормативных актов и т. д.

Сотрудник имеет полное право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении, т. е. даже в последний день работы (ч. 4 ст. 80 ТК РФ ). Увольнение в этом случае не производится. Исключение составляет лишь ситуация, при которой работодатель уже успел в письменной форме пригласить на место работника другого специалиста, которому не может быть отказано в заключении трудового договора – например, сотрудника, приглашенного в организацию в порядке перевода от другого работодателя (ч. 4 ст. 64 ТК РФ ).

Также важно иметь в виду, что работник может реализовать свое право на отпуск с последующим увольнением по собственному желанию (ч. 2 ст. 127 ТК РФ). В этом случае отозвать свое заявление работник вправе только до дня начала отпуска (ч. 4 ст. 127 ТК РФ).

Шаг 3. Издать приказ об увольнении (форма № Т-8 или Т-8а)

Если сотрудник не отозвал свое заявление, то в последний день его работы работодатель приступает к процедуре увольнения. В первую очередь отдел кадров оформляет приказ о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или Т-8а). Формулировка причины увольнения может быть следующая: "Инициатива работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ".

С приказом о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись в день увольнения (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). При этом работодатель обязан выдать ему заверенную копию этого приказа, если он обратится с таким требованием.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Заявление об увольнении по собственному желанию

Заявление об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию

Заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнением по собственному желанию

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-8)

Заявление о выдаче справки о сумме заработной платы за два года

Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Образец заполнения справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-61)

Шаг 4. Оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению

К последнему дню работы сотрудника бухгалтерия должна оформить справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению. Эта справка понадобится сотруднику для расчета пособий у нового работодателя. Соответствующая форма утверждена приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года №182н.

Справку выдают сотруднику в последний день работы. Однако, стоит отметить, что работник вправе обратиться за ней с письменным заявлением и после увольнения – в этом случае работодатель обязан выдать справку в течение трех рабочих дней со дня подачи бывшим сотрудником соответствующего заявления (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Особенности заполнения и выдачи данной справки можно уточнить в письмах ФСС России от 20 июня 2013 г. № 25-03-14/12-7942 и от 24 июля 2013 г. № 15-02-01/12-5174л.

Шаг 5. Оформить документ, содержащий сведения, которые были направлены в ПФР за период работы сотрудника

В последний день работы бухгалтерия также обязана выдать сотруднику документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Специальных форм для передачи таких сведений работнику не предусмотрено, поэтому ориентироваться следует на формы, утвержденные ПФР для представления соответствующих сведений ведомству. Например, форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п), раздел 6 формы РСВ-1 ПФР (приложение № 1 к постановлению Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п) и др.

Шаг 6. Внести запись в личную карточку (форма № Т-2)

Перед увольнением работника отделу кадров необходимо также внести соответствующую запись в его личную карточку (форма № Т-2). В "Основании прекращения трудового договора (увольнения)" нужно прописать причину увольнения: "Инициатива работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ". В строке "Дата увольнения" – указать последний день работы. Затем следует внести реквизиты приказа о прекращении трудового договора – его дату и номер. Информация об увольнении должна быть заверена работником и сотрудником отдела кадров.

Шаг 7. Оформить записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61)

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). Сотрудник отдела кадров вносит на лицевую сторону документа общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения с ним трудового договора. А на другой стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной увольняющемуся работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Шаг 8. Произвести с работником расчет

В последний день работы бухгалтер должен выдать сотруднику заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, если она ему полагается, и произвести иные выплаты (ч. 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ). Если сотрудник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

При этом стоит иметь в виду, что лишение работника премии в связи с его увольнением по собственному желанию может быть расценено как дискриминация (определение Московского городского суда от 25 марта 2014 № 4г-2201/14).

Шаг 9. Сделать запись в трудовую книжку и выдать ее

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или соответствующего закона (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ). Выглядеть она должна так:

сначала указывается ее порядковый номер;

затем дата увольнения;

потом прописывается причина увольнения со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью ТК РФ: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ ";

в заключение заполняются наименование документа, на основании которого вносится запись – чаще всего это приказ о прекращении трудового договора, его дата и номер.

Эту запись заверяют подписи сотрудника отдела кадров и увольняемого работника, а также печать организации (п. 35 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках").

Выдать сотруднику трудовую книжку работодатель также обязан в последний день работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 10. Подготовить и выдать работнику по его просьбе заверенные копии других документов, связанных с работой

По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Это могут быть копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате – например, справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и справка о среднем заработке за последние три месяца, которая необходима для получения статуса безработного и др. (ст. 62 ТК РФ).

Последняя актуализация: 24 марта 2017 г.

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Без собственного желания
В связи с ухудшением экономической ситуации многие россияне начинают опасаться потери работы. Как избежать этого или уменьшить негативные последствия?

Планируется ввести чек-листы при проверках предпринимателей
Сначала они будут апробированы при проведении отдельных контрольных мероприятий.

Прогул или не прогул – вот в чем вопрос
Судебная практика подтверждает, что работодатели не всегда правы, когда относят те или иные обстоятельства отсутствия сотрудников на работе к причинам для увольнения за прогул.


Если у вас увольняется работник и по действующим в компании правилам с него нужно получить обходной лист и подтверждение о передаче дел, помните:

  • Ни обходной лист, ни акт передачи дел не являются документами, предусмотренными ТК РФ при увольнении.
  • Требование к работнику предъявлять обходной лист (акт передачи дел) для завершения процесса увольнения может расцениваться как действие, не соответствующее трудовому законодательству и повод привлечь к ответственности работодателя.
  • Категорически нельзя не выплачивать работнику расчет по увольнению и не выдавать трудовую книжку и справки, если он не сдал обходной лист или не передал дела. Это прямая возможность для работника обратиться в ГИТ и в суд. Причем обе структуры будут на стороне работника.

Как быть, если увольняющийся работник не торопится оформлять обходной лист или передавать дела?

Можно попробовать договориться, используя такие аргументы:

  • В обычаях делового оборота всё большую популярность приобретают рекомендации от прежних работодателей при устройстве на новое место работы. Рекомендации могут быть выданы работнику в письменном виде по его просьбе или получены устно, уже в процессе трудоустройства. Кадровик или руководитель на новом месте может связаться с компанией, указанной в резюме как предыдущее место работы. Напомните об этом строптивому работнику. Скажите, что обязательно упомянете в рекомендациях факт того, что работник склонен идти против локальных правил работодателя.
  • Подавляющим большинством трудовых отношений предусмотрено, что работодатель предоставляет работнику некое имущество (для выполнения трудовых обязанностей), а тот, в свою очередь, отвечает за сохранность этого имущества. Также в процессе работы сотрудник может иметь доступ и к нематериальным ценностям работодателя, например клиентской базе. Сообщите работнику, что у вас есть право назначить инвентаризацию ценностей, в том числе тех, которые работник не хочет возвращать компании по установленной процедуре. Если в ходе такой инвентаризации будут выявлены негативные моменты — недостача, порча, несанкционированный доступ и копирование и т. п., — работодатель вправе организовать служебное расследование для определения виновных и суммы ущерба. Затем на работника, даже уже уволенного, можно подавать в суд на компенсацию ущерба. Поэтому для обеих сторон будет проще, если работник просто оформит и сдаст обходной лист (передаст дела).

Можно ли начать процедуру увольнения работника по электронному заявлению? Узнайте здесь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Цитата: Также в процессе работы сотрудник может иметь доступ и к нематериальным ценностям работодателя, например клиентской базе. Сообщите работнику, что у вас есть право назначить инвентаризацию ценностей, в том числе тех, которые работник не хочет возвращать компании по установленной процедуре. Если в ходе такой инвентаризации будут выявлены негативные моменты — недостача, порча, несанкционированный доступ и копирование и т. п., — работодатель вправе организовать служебное расследование для определения виновных и суммы ущерба. Затем на работника, даже уже уволенного, можно подавать в суд на компенсацию ущерба.

А не будет ли это являться банальным шантажом? Если работодатель первым нарушает условия ТК и ТД, то как суд может расценить это ? Пример: человек работает по ТД. Срок истекает через два дня. За три дня до истечения срока, как того требует ТК, работника не уведомили об окончании действия ТД, тем самым нарушив ТК РФ. Работник не обязан напоминать работодателю об истечении срока дейтсия ТД, согласно ТК. В последний день работник разворачивается и уходит с работы,так как не желает продлевать договор, потом высылает письменное уведомление, чтоб ему переслали трудовую книжку. Где тут нарушение со стороны работника? Ему не выдали обходной лист, его не рассчитали в последний день, не выплатили все положенные деньги. Тут уж надо бы привлекать работодателя к ответственности. А работодатель возьми и начни шантажировать работника комиссиями? В самом законодательстве пробелов больше, чем дырок в швейцарском сыре.

Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.

Начните с плана на переходный период

Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.

При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.

Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.

Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных

Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.

Действуйте постепенно

Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:

О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:

На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.

Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Четыре вида реакций на увольнение

Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.

5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.

На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.

А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.

И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-

пройти тестирование

Один из ваших лучших сотрудников приходит в офис, чтобы сказать вам, что он увольняется. Представьте себе то болезненное чувство, как ваше сердце сжимается где-то в животе.

Как вы распределите его обязанности? Как вы объясните это другим членам команды? Как вы найдете кого-то, кто сможет его хорошо заменить? Эти вопросы, с высокой долей вероятности будут проноситься в Вашем уме. Трудно описать этот психологический удар. Вы полагались на этого человека. Но его уход уже неизбежен.

В конце концов, в какой-то момент большинство сотрудников, задумывающихся о карьере, либо найдут другую работу, либо просто устанут от того, что они делают здесь и, возможно, от Вас.

Что отличает настоящих лидеров от посредственных менеджеров, как они реагируют на ситуацию?

Просто дышите, расслабьтесь, и порадуйтесь за человека, за его возможность снова начать получать удовольствие от жизни.

Если вы действительно хороший руководитель, вы спросите его о новой работе или какие у него планы.

Это важно для лидеров, они понимают насколько быстро подобная информация может распространяться в соцсетях, нужно успеть сделать все возможное, чтобы уже бывший сотрудник не оставил о вас плохие отзывы.

2. НЕ ПРИНИМАЙТЕ ЭТО НА СВОЙ СЧЕТ.

Скорее всего, он уходит не из-за вас. Так что не принимайте это на свой счет.

Вы не можете сердиться на кого-то, если он стремится к лучшим возможностям, и если он переживает что-то личное, то тут уж ничего не поделаешь.

3. ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР.

Это хорошая идея, чтобы провести открытый и честный разговор о том, что пошло не так, и что могло бы быть лучше. Это самое лучшее время для разговора, так как работник уже ничего не теряет.

Его стоит использовать в качестве неофициального источника информации, и оно должно отличаться от интервью при увольнении.

4. ПОПРОСИТЕ ЕГО ПОДЕЛИТЬСЯ ЗНАНИЯМИ.

Надеюсь, вы позволите сотруднику остаться в компании как минимум на две недели, для того, чтобы он мог передать свои знания, умения оставшимся.

Это еще одна причина, почему стоит быть вежливым с сотрудником, который уходит, так что он был заинтересован помочь вам, даже если не должен.

5. БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ С ОСТАЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ КОМАНДЫ.

Пусть оставшаяся команда как можно скорее узнает, что случилось, и что вы планируете брать нового сотрудника.

Это позволит команде понять, что распределение задач носит временный характер. Дайте понять, что вы приветствуете вопросы о том, что произошло.

Как убедиться, что все идет гладко? Есть несколько основных правил , которые могут смягчить удар по компании при увольнения ключевого сотрудника.

1. Документировать все

Один из лучших советов - неустанно документировать все в вашей компании так, что, если к вам приходит новый сотрудник, он может легко узнать/прочитать как все устроено.

Каждый отдел и должность должны иметь все инструкции, регламенты, описания бизнес-процесса, и это должно быть легкодоступным.

2. Распространять знания

Не совсем правильно, если у вас в команде есть сотрудник, который является единственным в компании, кто знает как выполнить определенную задачу или процедуру.

Вы должны спросить себя: “Насколько сильно навредит нам, если человек Х покинет нас завтра?”

Если вам не нравится ответ на этот вопрос, стоит подумать над взаимозаменяемостью и найти способ, чтобы одну и ту же задачу могли выполнять как минимум два ваших сотрудника.

Проведения Exit и Stay Интервью

Оба имеют важное значение, и оба должны быть на регулярной основе.

Exit интервью — это собеседование с сотрудниками, которые покидают вашу организацию.

Вы можете сделать это лично, по телефону, или с помощью анкетирования.

Лучше делать это лично или по телефону, так как вы можете следить за ответами, но здесь есть один недостаток: возможно, это будут не совсем открытые и честные ответы.

Несколько примерных вопросов, которые можно использовать в своем Exit интервью:

1. Если причина ухода новая работа, чем она отличается от работы в нашей компании?

2. Какое событие повлекло за собой ваше решение уйти?

3. Вы поделитесь своими опасениями с кем-нибудь в компании, прежде чем уйти?

4. Что вам меньше всего нравится в нашей компании?

5. Вас устраивала ваша зарплата, система бонусов и дополнительных льгот?

6. У вас были четкие цели и вы точно знали, чего ожидают от вас в вашей работе?

Stay интервью - интервью, когда сотрудник еще находится в компании.

Вы можете использовать его, чтобы удержать лучших сотрудников и узнать, что могло бы привлечь новых.

Несколько вопросов, которые вы можете использовать в Stay интервью:

1. Какая причина №1, по которой Вы хотите остаться в нашей компании?

2. Если бы Ваш друг спросил, почему он должен работать в Вашей компании, чтобы Вы ответили?

3. Вы чувствуете, что ваша работа имеет значение для компании?

4. Вы чувствуете, что используете все свио навыки?

5. Вы чувствуете, что Ваши мнения и предложения учитываются?

6. Если бы вам разрешили изменить что-нибудь в вашей работе, чтобы вы изменили?

Читайте также: