Безработная молодежь как объект социальной работы

Обновлено: 12.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

В рамках диагностического этапа практической части дипломной работы я проводила исследование методом анкетирования. Мною были разработаны две анкеты: для безработной молодёжи и для сотрудников ЦЗН.

1. С целью изучения отношения молодёжи к трудоустройству и работе Центра занятости населения.

В исследовании приняли участие 20 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет.

Из числа опрошенных, предоставивших свои персональные данные для обработки, 25% имеют высшее образование, 35% - среднее специальное и 15% - начальное профессиональное образование.

Из общего количества опрошенных нами граждан 25% ранее уже обращались за предоставлением государственных услуг в Центр занятости.

Выявляя запрос клиентов к Центру занятости, мы пришли к выводу, что 100% опрошенных граждан хотят получить услугу по содействию в трудоустройстве , причём 40% из них стали на учёт для того, чтобы получения пособия по безработице.

Основные результаты исследования демонстрируют, что молодежный сегмент в основном определился с выбором профессии , по крайней мере, 75% из опрошенных нами молодых людей.

К тому же, 95% опрошенных респондентов заявили, что рассчитывают трудоустроиться в ближайшее время, что говорит о заинтересованности молодых людей в поиске работы.

В исследовании приняли участие 17 сотрудников Центра, имеющих стаж работы в диапазоне от 2 до 22 лет и находящихся на разных должностях.

По данным, полученным нами от специалистов учреждения, у молодых людей, обращающихся за услугами по трудоустройству нет опыта работы , так ответили 82% опрошенных. Как правило, такие клиенты обращаются в Центр именно за содействием в поиске работы (76%).

По мнению опрошенных нами респондентов, среди молодых людей пользуется наибольшим спросом обучение по следующим специальностям: менеджер (24%), бухгалтер (24%), оператор ПК (24%), водитель (18%), дизайнер (18%). Трудоустраиваются молодые люди с помощью Центра занятости на работу: менеджером (65%), бухгалтером (29%), инженером (18%), продавцом (18%), водителем (12%).

На этом основании мы предлагаем разработанную нами Программу социальной адаптации для длительно неработающих молодых людей. Целью данной программы является интеграция клиента в трудовые отношения.

Реализация программы подразумевает под собой решение следующих задач: повысить мотивацию соискателей к трудоустройству; обеспечить индивидуальный подход к клиенту, путём разработки индивидуальных планов поиска работы; повысить конкурентоспособность целевой группы на рынке труда.

Предложенная программа социальной адаптации строится на принципах превенции долгосрочной безработицы, индивидуального подхода к личности клиента, повышения ответственности клиента за результат работы и комплексного подхода к субъекту.

По результатам реализации программы мы ожидаем повышения мотивации соискателя к трудоустройству, овладение безработными эффективными технологиями поиска работы и самопрезентации, повышения ответственности клиента за результаты поиска работы, сокращение сроков поиска работы молодыми людьми. Со стороны сотрудников Центра занятости - целенаправленное и эффективное содействие гражданину. И в конечном итоге, трудоустройство клиентов из целевой группы по желаемой профессии.

На реализацию программы мы использовали финансовые средства, поступившие из Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области в рамках региональных программ по трудоустройству молодёжи (целевое направление – социальная адаптация).

Реализация программы предусматривала четыре этапа: подготовительный, диагностический, основной и заключительный.

На подготовительном этапе (декабрь 2013г. - март 2014г.) была составлена программа работы. Сформирована команда исполнителей. Исполнителями были выбраны формы работы, подготовлен теоретический материал к лекциям и упражнения для проведения практических занятий. Подобраны методы оценки групповой работы. На подготовительном этапе информировали молодых людей о реализации программы.

Для повышения мотивации к трудоустройству, систематизации клиентами своих усилий по поиску работы, а специалистами – более целенаправленного содействия гражданину предусматривается подготовка индивидуального плана работы . Кроме того, план позволит повысить ответственность клиента за результаты поиска работы путём предоставления отчётов о выполнении плана самостоятельного поиска работы при посещении инспектора.

90% опрошенных уверены в том, что смогут найти работу с помощью Центра занятости, 10% - считают, что в базе данных ЦЗН представлены не все вакансии для потенциального трудоустройства. Кроме того, опрошенные отметили, что при посещении работодателей по направлению Центра они отказываются от трудоустройства из-за предложения низкой заработной платы, а работодатели отказывают из-за недостаточного опыта работы по требуемой специальности.

Только 50% безработных граждан после регистрации в Центре занятости пытались найти работу самостоятельно.

В рамках диагностического этапа проекта специалистом ЦЗН Руленковой М.Г. была проведена экспесс - диагностика личной конкурентоспособности безработных. По итогам анализа исходных данных мы получили следующие результаты: 60% продиагностированных молодых людей имеют незначительный уровень личной конкурентоспособности, а 40% - незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению конкурентоспособности.

Также психолог провела методику диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса (Приложение №). По итогам заполнения личностного опросника выяснилось, что 60% молодых людей имеют низкую мотивацию к достижению успеха, 40% - средний уровень мотивации.

Таким образом, на основании полученных данных мы делаем вывод, подтверждающий результаты профилирования: безработные молодые люди, собранные в группу по социальной адаптации не подготовлены к рынку труда, не конкурентоспособны и практически не мотивированы к достижению цели (трудоустройству).

Основываясь на данном выводе, в структуру основного этапа реализации проекта мы включили занятия по темам, способствующим повышению мотивации молодых людей к трудоустройству и овладению ими эффективными технологиями поиска работы и самопрезентации.

Основной этап работы длился месяц и включал в себя 15 занятий разных форм проведения: лекции, обучающие семинары, ролевые игры, тренинги, круглый стол.

Читайте также: