Авторство какое право трудовое или гражданское

Обновлено: 17.05.2024

Любое произведение, созданное в рамках должностных обязанностей его автора, вне зависимости от того, работает ли он по трудовому или гражданско-правовому договору, считается служебным. Это понятие содержится в законодательстве многих стран мира. Works made for hire (служебное произведение) является одним из самых сложных вопросов юридической практики в сфере интеллектуальных прав, связанных с произведениями науки, литературы (в том числе программ для ЭВМ) и искусства.

Подчеркнем еще раз: чтобы закон счел произведение служебным, оно должно быть создано строго в рамках трудовых обязанностей автора. Например, если в соответствии с должностной инструкцией сотрудник не обязан рисовать баннеры, но сделал это по собственной инициативе даже в рабочее время и на рабочем компьютере, эти баннеры служебным произведением не являются.

Авторское право на служебное произведение разъясняется в статье 1295 части 4 Гражданского кодекса РФ и принадлежит частью автору, частью работодателю (к которому переходят автоматически, по трудовому договору с работником).

Понятие авторского права на служебные произведения

Эта категория объектов интеллектуальной собственности является особенной, поскольку автору принадлежат только личные неимущественные права на эти объекты. То есть он по-прежнему считается их автором, может разрешать обнародовать их под своим именем, под псевдонимом или анонимно, но не имеет права их использовать, вне зависимости от того, предусматривается ли за это использование вознаграждение или нет. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Работодатель вправе по собственному усмотрению:

  • изготавливать экземпляры произведения (или его части) в любом количестве, в том числе двухмерные произведения в трехмерном виде и наоборот;
  • продавать его, дарить и т.п.;
  • осуществлять публичную демонстрацию или исполнение произведения, а также прокат;
  • импортировать;
  • переводить или перерабатывать (модифицировать) любым способом;
  • реализовывать на практике (если речь идет о каком-либо чертеже или проекте);
  • предоставлять доступ к произведению неограниченному кругу лиц.

Права на служебные произведения, которые получает работодатель, могут быть ограничены. Чтобы это сделать, в трудовом договоре и в должностной инструкции нужно указать конкретные условия, на которых автор передает результаты своей интеллектуальной деятельности работодателю.

Служебные произведения и авторские права в России

Законодательство Российской Федерации однозначно говорит о том, что авторские права (личные неимущественные) на служебные произведения принадлежат автору, исключительные - работодателю, а также о том, что в трудовом или гражданско-правовом договоре между работодателем и автором могут быть прописаны условия, которые предусматривают иное распределение исключительных прав (личные неимущественные права вообще не могут быть отчуждены ни при каких обстоятельствах). Но есть в нашем законодательстве и несколько важных нюансов, о которых обычно не знают люди, не имеющие отношение к юриспруденции.

Работодатель лишается исключительного права на произведение, если в течение 3 лет с момента его получения:

  • не начнет его использовать;
  • не передаст это право другому лицу;
  • не сообщит автору о решении сохранять произведение в тайне.

Вне зависимости от того, какие именно исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, автору выплачивается вознаграждение - даже в том случае, если работодатель принял решение сохранить произведение в тайне.

Мы рекомендуем авторам при трудоустройстве внимательно изучать все документы, регламентирующие взаимоотношения между работодателем и сотрудником, и не бояться предлагать свои условия. В частности, в должностной инструкции можно оформить порядок передачи служебных произведений. Это позволит установить четкие границы распределения интеллектуальных прав в будущем.

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарий к Ст. 1295 ГК РФ

1. Статья 483 ГК РСФСР понимала под служебным произведением такой результат творческой деятельности, который был создан автором в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации. Аналогичное понятие давалось в ст. 140 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 14 Закона об авторском праве и смежных правах расширила понятие служебного произведения как произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи служебным произведением является такое произведение, которое создано в пределах трудовых обязанностей.

Как отмечается в п. 39 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., при применении положений ГК РФ о служебном произведении судам надлежит учитывать, в частности, следующее.

Вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от ст. 14 Закона об авторском праве и смежных правах, действовавшего до 1 января 2008 г., относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в ст. 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 г. по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Обязательным условием возникновения режима служебного произведения является наличие трудового договора, который может быть заключен и с работником-совместителем. При этом в трудовом договоре должна быть определена функция, при выполнении которой работником могут быть созданы произведения. Кроме того, произведения могут создаваться и по заданиям работодателя, которые не могут выходить за пределы трудовой функции. Так, например, в трудовом договоре с преподавателем в качестве трудовых обязанностей указано чтение лекций, проведение семинарских занятий, прием зачетов и экзаменов по определенным дисциплинам. В том случае, если работник получает от работодателя задания составить тесты, написать программу по таким дисциплинам, то эти произведения не являются служебными и исключительное право на них принадлежат автору. В том случае если работодатель будет использовать такие произведения без заключения договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора с работником, то его действия будут нарушать исключительные права автора. Даже факт передачи материального носителя произведения, материалов с помощью электронных средств не свидетельствует о возникновении у работодателя исключительного права.

Трудовые обязанности работника определяются трудовым договором. Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Трудовые обязанности работника могут быть определены также трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также коллективным договором, соглашением. В том случае если работник не ознакомлен со своими обязанностями, предусмотренными локальными актами, или они ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством, то такие нормы локальных актов не подлежат применению.

———————————
Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Основы авторского права. 2-е изд., перераб. М., 2006. С. 62, 63.

2. Новеллой комментируемой статьи является переход исключительного права на служебное произведение от работодателя к работнику в случаях, если работодатель:

— не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права);

— не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В отношении служебных произведений, созданных до 1 января 2008 г., по которым работодатель не совершил до этой даты ни одного из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 1 января 2008 г. Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. При этом судам необходимо иметь в виду, что условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю (п. 39.2 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).

Трехлетний срок исчисляется с момента получения работодателем произведения, выраженного в объективной форме (на материальном носителе). Иное может быть установлено в соглашении между работником и работодателем.

3. В том случае, если исключительное право принадлежит работодателю, у работника (автора) сохраняются право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а у авторов произведений изобразительного искусства — право на доступ к произведению и право следования, а также право на вознаграждение. Право на отзыв не действует в отношении служебных произведений.

В п. 2 комментируемой статьи определяется право работника (автора) на вознаграждение в случае, если работодатель:

— начнет использование служебного произведения;

— передаст исключительное право другому лицу;

— принял решение о сохранении служебного произведения втайне и по этой причине не начал использование этого произведения.

Спорным является вопрос о переходе данного права по наследству. Ответ на него отрицательный и обосновывается в Заключении Исследовательского центра частного права при Президенте РФ по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой Гражданского кодекса РФ: «Для решения вопроса о том, переходит ли по наследству данное право, рекомендуется в соответствии со статьей 1112 ГК установить: а) являются ли эти права имущественными и б) не подпадают ли они при этом под установленные законом изъятия…

Имущественный характер права на получение вознаграждения не вызывает сомнений… В то же время автор не может реализовать данное право вне его правового статуса как работника. В этих случаях никто, кроме работника-автора, создавшего соответствующий результат интеллектуальной деятельности, не может осуществить право на получение вознаграждения. Признание оборотоспособности этих прав потребовало бы признания и отчуждаемости иных прав, принадлежащих работнику как участнику трудовых правоотношений (заработная плата, право на отдых, право на пенсионное обеспечение по старости и т.д.).

С учетом изложенного данное право следует рассматривать как неразрывно связанное с личностью наследодателя-работника и в силу этого не отвечающее ограничениям, предусмотренным ст. 1112 ГК. Следовательно, переход этих прав по наследству не допускается.

———————————
Вестник гражданского права. 2007. N 3.

4. Применительно к реализации положений п. 3 комментируемой статьи работодатель вправе обнародовать произведение, если иное не определено договором между ним и работником.

Например, если сотруднику научно-исследовательского института было поручено написать научную статью, то логично предположить, что целью служебного задания являлось ее опубликование и, следовательно, способами использования, обусловленными целью служебного задания, можно считать ее воспроизведение, распространение, переработку в виде перевода на иностранный язык, доведение до всеобщего сведения. Если же известно, что упомянутая научная статья готовилась для использования в сборнике статей, издаваемом на русском языке, это сразу сужает перечень возможных способов использования, так как исключает необходимость предоставления прав на перевод и на доведение произведения до всеобщего сведения (поскольку цель служебного задания их не охватывает).

Вопрос многим покажется банальным, но для нас это трудный вопрос.

В штате предусмотрены дизайнеры, которые выполняют свои обязанности согласно ТД и ДИ, все работы проверяет и утверждает (а иногда советует и подсказывает) самый главный дизайнер (хозяин фирмы). И с одной стороны вроде бы работник все придумывает сам, это его идеи и он их воплощает, но с другой стороны последнее слово то непосредственно за работодателем.

Можем ли мы в ТД или каком либо соглашении указать,что все авторские права остаются у работодателя, и что работник не вправе самостоятельно использовать материал в своих целях (как во время работы, так и после увольнения)?

Безусловно, такое условие в ТД можно прописать. В дополнение к этому (можно сделать Приложением к ТД) заключите с сотрудником Договор авторского заказа и укажите в нем все необходимые ВАМ условия. Рекомендую посмотреть ст. 1288 ГК РФ.

Спасибо большое за такой скорый ответ! Ознакомилась, но теперь возникли еще больше вопросов

1. С Работником заключается ТД и ДИ при принятии на работу, в которых оговариваются условия труда и оплата, и дополнительно можно заключить договор авторского заказа, дабы оставить за собой все права. А оплата по этому договору должна быть?

2. "Следует иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности, в т.ч. оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ." - согласно опять же п.1 ст 1228 ГК РФ, получает что если наш работодатель просто контролирует и тд и тп, то говорить об авторском праве нет смысла. И если работник пойдет в суд, я думаю правда будет на его стороне.

3. Что делать если работник не захочет подписывать дополнительный договор или любое другое условие, в котором будет прописано что все права на дизайнерские работы остаются у работодателя.

Заранее благодарю за ответ.

с уважением, Ольга

Поскольку мы делаем договор заказа приложением к ТД можно сделать ссылку, что оплата производится в соответствии с ТД. В договоре заказа прямо указываете, что все права в т.ч. авторские будут принадлежать организации. Никакого запрета или ограничений, что можно включить в договор заказа — законом не предусмотрено.

Как заставить подписать? Разговаривайте и договаривайтесь, работника всегда можно простимулировать материально, на берегу определить, что и как будет — таковы условия работы в Вашей организации.

Юрист ввел Вас в заблуждение.

Вам как работодателю надо руководствоваться ст. 1295 ГК РФ, приведу ее полностью:

Статья 1295. Служебное произведение
1.Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение),принадлежат автору.
2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Т.е. исключительное право принадлежит работодателю по умолчанию, никаких договоров авторского заказа заключить не нужно, если дизайнеры работают в рамках ТД и ДИ (прямо указано, что они создают то-то и то-то).

Другой вопрос — это право работника на вознаграждение. Оно, по смыслу, не является оплатой труда и входить в зарплату не может. Здесь есть два подхода: некоторые считают, что можно указать в ТД — вознаграждение входит в з/п. Другие — что надо отдельно прописывать вознаграждение. Если создание объектов — это единственное, что делает работник, то первый подход оправдан (иначе за что он получает з/п?). Но это несколько рискованный подход: если работнику оно не понравится и он пойдет в суд, то суд может встать на сторону работника и присудить вознаграждение. Менее рисковый вариант — дифферецировать з/п на базовую и вознаграждение за произведения (конечно, это разграничение чисто формальное, но главное его четко выразить).

И еще момент — если не хотите проблем с работником с части желания указывать себя как автора (неимущественное право — не передается), то это надо прописать в ТД — что он соглашается на использование без указания его имени.

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарии к ст. 1295 ГК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Авторы: Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.

1. Комментируемая статья устанавливает основы правового регулирования отношений по использованию служебного произведения. Ранее указанные отношения регулировались ст. 14 Закона об авторском праве. Кроме того, положения рассматриваемой статьи применяются к служебным программам для ЭВМ и базам данных.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об авторском праве служебным считалось произведение, "созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя", в связи с чем возникал вопрос о соотношении служебного задания работодателя и служебных обязанностей работника. Признание служебного задания работодателя как входящего в служебные обязанности работника лишало данное разграничение всякого смысла. Возможность же определения служебного задания как нечто такого, что лежит вне рамок обязанностей работника, вызывала другой еще более серьезный вопрос: можно ли в данном случае говорить о служебном произведении.

Поэтому в п. 1 ст. 1295 не указывается на задание работодателя в том или ином виде, а служебным признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Таким образом, служебным является только такое произведение, которое создано в рамках обязанностей, зафиксированных трудовым договором; при этом служебное задание находится в рамках трудовых обязанностей. То, что служебное задание включается в трудовые обязанности, подтверждается и п. 3 ст. 1295.

2. Кроме того, в п. 1 комментируемой статьи установлен важный принцип признания первоначальности возникновения всех авторских прав (а значит, и исключительного права) за автором. И здесь нет противоречия с абз. 1 п. 2 этой же статьи, в которой предусматривается (в качестве диспозитивной нормы), что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Как отмечал В.А. Дозорцев, первоначальное право следует отличать от первичного. Первоначальное право на произведение (в том числе и служебное) всегда принадлежит автору. Права "всех остальных лиц имеют производный характер, хотя бы они раньше автору не принадлежали и первично закреплялись за правопреемником автора" .

Дозорцев В.А. Творческий результат: система правообладателей // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. Исследовательский центр частного права. М., 2003. С. 286, 287.

Абзац 1 п. 2 ст. 1295 важным образом уточняет регламентацию отношений, связанных с использованием служебного произведения. В пункте 2 ст. 14 Закона об авторском праве устанавливалось просто: "если в договоре не предусмотрено иное", тогда как в ГК данное положение уточняется указанием на трудовой или иной договор. Под словом "иной" понимается прежде всего гражданско-правовой договор, которым могут определяться отношения между работодателем и автором по использованию служебного произведения. Таким образом, если трудовые обязанности, в рамках которых создается служебное произведение, определяются трудовым договором, то порядок использования произведения (в том числе и возможность признания исключительного права на него за работником - автором) может устанавливаться не только трудовым, но и гражданско-правовым договором.

Абзацы 2 и 3 п. 2 ст. 1295 представляют собой новые в отечественном законодательстве нормы о регулировании отношений, связанных с использованием служебных произведений.

В отличие от других объектов авторского права в отношении служебных произведений закон исходит из необходимости определить юридическую судьбу произведения и исключительного права на него в течение трех лет под страхом возврата этого права к работнику - автору. При этом у работодателя для определения такой судьбы есть три способа:

начать использовать произведение самостоятельно или с привлечением третьих лиц на основании лицензионных договоров;

передать исключительное право на служебное произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права или иного аналогичного договора);

сообщить автору о сохранении произведения в тайне.

В первом случае речь идет как об использовании самого произведения, так и о распоряжении исключительным правом на него. Во втором случае - только о распоряжении исключительным правом на служебное произведение. В последнем случае работодатель не использует сам, не предоставляет возможность использовать произведение другим лицам, но вводит режим тайны, обеспечивающий сохранение конфиденциальности произведения. Однако независимо от того, решил работодатель использовать произведение или нет, сохранив его в тайне (главное, что он все-таки предпринял действия, предусмотренные одним из трех приведенных вариантов), работник - автор сохраняет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2), размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.

В абзаце 4 п. 2 содержится немаловажная новелла, внесенная Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ, которая определяет, что право на вознаграждение является личным имущественным правом автора, не отчуждаемым и не переходящим по наследству. Наследникам в таком случае может переходить только право на получение дохода, не полученного автором по заключенному с работодателем договору, что является стандартным правилом, так как права в отношении таких сумм являются самостоятельным правом требования, в связи с чем включаются в наследственную массу.

3. Если договором между работодателем и автором предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику, а равно в случае перехода исключительного права к автору (в указанном выше случае по истечении трех лет), работодатель сохраняет право использовать такое произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Кроме того, работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания. Данная норма претерпела изменение, связанное с расширением прав работодателя, которое создает дополнительную возможность для работодателя по использованию служебного произведения, а также исключает возможность разногласий по поводу пределов использования и способов соответствующего использования служебного произведения. При этом пределы использования служебного произведения могут определяться между работодателем и автором договором, а в случае спора - судом.

Задайте вопрос юристу:

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Являюсь копирайтером. Продаю статьи. Когда читаю свои статьи в разных сайтах с одной стороны переполняет радость и гордость за сделанную работу, с другой стороны, когда в конце читаю автор: чужое имя становится грустно.

Вы пытались защищать права, подавать в суд и тд? Если да, то был ли толк?

Вопросы автору статьи:
+ Какое право (юрисдикцию) он привёл в пример ?
+ Какое право (юрисдикция) присваивается если автор находится в стране N , а само произведение создавалось в нейтральных водах (плавучие дата центры) и наоборот когда автор находится в нейтральных водах, а средство создания в стране N.
+ Кому принадлежат права на объект (допустим фото) если его создала нейросеть (сама сделала фото и сама же обучилась на этих фото и отредактировала) ?
+ Какая юрисдикция работает, если объект права находится в иностранных дата центрах, а автор в другой юрисдикции?

По п.2- сложно сказать про неимущественный права (авторские), но предположительно исключительные права на созданное нейросеть произведение принадлежит правообладатель самой нейросети.

Авторское право связано с личностью, личности тут как таковой нет, поэтому сложновато определить, в РФ в моменте это не урегулировано законом.

По п.3 - объект это само произведение. Не важно, где расположен экземпляр физически, ведь охраняется не вещь, а сам объект ИС. В части сроков охраны-они будут определяться в каждой отдельной стране по своему. В стране дата-центра может быть один срок охраны, в РФ другой. Идея в том, что если кто-то нарушит ваше произведение на территории Гондураса, то вы будете защищать нарушенное авторское право по нормам Гондураса, а в РФ-по праву РФ. Номы МЧП по применимому праву тут не будут работать.

Читайте также: