Автобусом управляет кто профессия

Обновлено: 16.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с профессиями людей, связанными с транспортом. Закрепить знания детей с видами транспортных средств.

Уйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности

Тәрбиеші : Воспитатель:

Мақсаты: Цель: Познакомить с профессиями людей, связанными с транспортом. Закрепить знания о видах транспортных средств.

Міндеттері: Задачи:

Тәрбиелік: Воспитательные:

Дамытушылық: Развивающие:

Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.

Білімділік: Образовательные:

Расширять знания детей о транспорте и профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

Билингвальді компонент: Билингвальный компонент: профессия – мамандық, транспорт – көлік.

I.Кіріспе: Вводная.

Круг радости

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Предлагаю отгадать загадки:

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус)

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе. (Автобусы)

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Иногда сверхзвуковой. (Самолет)

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок. (Грузовик)

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед. (Поезд)

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, —

Набери скорей ноль-три.

И приедет. (Скорая помощь)

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы. (Пожарная машина)

Ребята, вы догадались, о чем мы будем с вами говорить?

II.Негізгі: Основная.

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? Транспорт, который движется по воздуху, как называется? Транспорт, который движется по земле, как называется? Транспорт, который движется под землей, как называется?

Этот весь транспорт можно разделить на 2 группы. Как вы думаете, какие? (Грузовой и пассажирский) А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы его вызываем?

Какие цифры надо набрать по телефону, если у нас пожар? А если кто-то заболел?

Те - те – те – летим мы на самолете

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет

Лёта – лёта - далеко до самолета

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету

Летом – летом – внизу земля под самолетом

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете

Кто управляет самолетом?

Кто управляет машиной?

Кто управляет ракетой?

Кто управляет пароходом?

Кто управляет вертолетом?

Кто управляет автобусом?

Кто управляет поездом?

Как одним словом назвать то, что вы назвали?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

(шагают на месте)

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят

(хлопают в ладоши)

Машина, автобус и поезд

(вращают перед собой воображаемый руль)

Самолет идет на взлет

(поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)

Корабль по морю плывет

(соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах)

Шофер. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит.


Презентация профессии

Содержание деятельности

Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.
Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.
В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный водитель должен знать:

  • правила дорожного движения (с учетом специфики страны),
  • назначение, устройство и схемы взаимодействия механизмов и приборов транспортного средства,
  • правила оказания первой медицинской помощи,
  • правильный порядок и периодичность выполнения работ, по техническому обслуживанию вверенного ему транспортного средства.
  • уверенно действовать на дороге, усвоить навыки практического вождения до уровня автоматизмов, анализировать и прогнозировать развитие дорожной ситуации на короткий промежуток времени, быть внимательным, совершая маневры, использовать пространственное мышление, точный глазомер, проявлять рассудительность и разумную осторожность, во избежание аварийных ситуаций, сохранять уравновешенность и самообладание в любых, даже критических обстоятельствах, принимать верные решения в быстро изменяющейся дорожной ситуации, по ходу движения, проявлять выносливость, устойчивость к монотонии (уметь сохранять бодрое состояние длительное время, в условиях движения по трассе), вовремя обнаруживать и устранять неисправности транспортного средства.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве водителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • развитое пространственное мышление;
  • острое зрение;
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений конечностей);
  • выраженная лабильность;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к ручному труду;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • активность и физическая подвижность.

Условия труда

Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Условия работы сидячие. Специфика рабочего места: микроклимат внутри автомобиля.
Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки, т.п.).

Пути получения профессии

Области применения профессии

Водители работают в сфере пассажирских или грузовых транспортных перевозок. Они востребованы в самых разных областях:

  • на автотранспортных предприятиях,
  • на промышленных предприятиях,
  • в торговле,
  • в отраслях сельского хозяйства,
  • в сфере услуг,
  • в условиях индивидуального бизнеса,
  • в автомобильном спорте.

Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению.

Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Профессиональный праздник

девушка водитель за рулем

Водитель – это человек, который профессионально управляет грузовым, легковым, специальным или пассажирским транспортным средством.

Кроме своих непосредственных обязанностей он может исполнять и другие: охранника, экспедитора, инструктора, курьера и т.д.

Находясь за рулем, водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей: пассажиров, пешеходов.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

Особенности профессии

Профессия водителя очень востребована. Профессионалы требуются практически везде: общественный транспорт, медицина, строительство, грузоперевозки, торговля и прочее.

Если люди, получающие удовольствие от вождения, именно им подходит работа водителем. Других же могут отпугнуть минусы профессии. Водителю приходится проводить много времени сидя в одной позе, что приводит к профессиональным заболеваниям. Условия работы бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать авто в экстремальных условиях.

Если работа связана с поездками на дальние расстояния, то приходится ночевать прямо в кабине.

К достоинствам профессии можно отнести возможность путешествовать. Часто водитель долгое время едет один, для экстравертов это может быть нелегко.

Обязанности

Профессия водитель подразумевает работу не только в салоне автомобиля, но и в гараже. Перед выездом необходимо проверить исправность авто, наличие масла и бензина. После окончания рабочего дня следует выполнить минимальное техобслуживание: осмотр, мойка, смазка и т.д.

В пути водитель оценивает ситуацию на дороге, принимает решения о дальнейших действиях: выполнить маневр, изменить маршрут и т.д.

Важные качества

Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.

Большое значение имеет и состояние здоровья, при некоторых заболеваниях управление авто категорически запрещено.

Навыки и знания

Водитель обязан знать правила дорожного движения и поведения на дороге. От него требуются знания устройства автомобиля, способность устранить простую поломку, оказать первую медицинскую помощь.

Перспективы и карьера

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.

Обучение

Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.


Когда появились первые вагоновожатые?

Первые вагоновожатые появились с первыми трамваями (в переводе с англ. tram — вагон, тележка и way — путь). Правда, сначала они больше походили на ямщиков. Так как водили не трамваи, а конки – пассажирские вагоны, которые по рельсам тащили лошади. По данным Большой российской энциклопедии, в городах Российской империи конно-железная дорога была популярна вплоть до первой половины XX века.

Отечественную разработку в области создания электротранспорта вел инженер Федор Пироцкий. В 1880 году Пироцкий запустил в Петербурге первый экипаж на электрической тяге, пущенный по рельсам конки. Под давлением владельцев конок, не желавших конкуренции на прибыльном рынке, власти отказались поддержать новаторскую идею с безлошадным транспортом. Без финансирования Пироцкий переключился на другие проекты, а его идею подхватили изобретатели из Америки и Германии. В итоге первая в мире регулярно действующая линия для пассажирского электрического трамвая была построена немецкой компанией Сименс. И в 1881 году в пригороде Берлина был пущен первый электрический трамвай. В России же регулярное пассажирское трамвайное движение открылось в Киеве лишь в 1892 году, постепенно распространяясь по стране. В Москве электрические трамваи поехали в 1899 году. Интенсивный рост трамвайного движения в России пришелся на 1920-1930 годы. А к 1991 году СССР имел самую большую трамвайную сеть в мире.

Трамвай в селе Молочное в Крыму.

Почему первым вагоновожатым было тяжело работать?

Рабочий день мог длиться по 12-16 часов в одну смену с небольшим перерывом. Площадки управления трамваем были не застекленными (как сейчас), а открытыми. Работать приходилось в непогоду, причем стоя, так как садиться во время движения не разрешалось.

Остановить многотонную машину можно было только с помощью тяжелого ручного тормоза. Поэтому сначала остановок было всего две — в начале железнодорожного пути и в конце. Позже трамваи тормозили по требованию пассажиров, а потом — в специально отведенных местах. Правда пассажиры еще долго, по привычке, продолжали запрыгивать и выпрыгивать из трамваев на ходу, подвергая себя смертельной опасности.

Трамваи передвигались в среднем со скоростью 12 км в час. В Курске, например, где трамвайное движение открылось в 1898 году, городская управа предписала, чтобы водители ездили не быстрее кареты губернатора.

Еще одним минусом работы вагоновожатых в годы становления электротранспорта было отсутствие элементарных условий для отдыха. Ели где придется, спали тоже. В истории нижегородских трамваев в период с 1896 по 1919 годы указано, например, что на конечных станциях трамвайных путей не было служебных помещений для обогрева персонала. Зимой водители и кондуктора сами делали из снега юрты, заливали их водой и там прятались от ветра.

А в Барнауле в 1940-1950 годах чтобы не замерзать зимой, вагоновожатые ставили себе в кабинах под ноги нагретые кирпичи и носили двойные валенки.

Что носили вагоновожатые в советское время?

Также на антикварных аукционах можно найти форменные пуговицы вагоновожатых первой половины XX века. На них изображен стоящий на рельсах трамвай с токоприемником.

Когда появились первые женщины-вагоновожатые?

Изначально управление трамваем считалось исключительно мужской работой. Это в первую очередь связано с большой физической нагрузкой и не лучшими условиями труда.

Все изменилось 28 января 1914 года, когда началась Первая мировая война. Мужчин стали забирать на фронт и только тогда женщинам разрешили работать в сфере транспорта. И то — кондуктором или стрелочницей.

Первой женщиной-вагоновожатой в Крыму стала Мария Николаевна Литвиненко. Она наперекор всем запретам освоила профессию вагоновожатого и вышла в рейс.

После Октябрьской революции новая советская власть пропагандировала равенство труда. С этих пор женщины-вагоновожатые постепенно переставали шокировать пассажиров.


Как работали вагоновожатые в первые годы Великой Отечественной войны?

В период Великой Отечественной войны военное положение вводилось не только в городах, но и в трамвайных депо. От вагоновожатых требовалось соблюдать чрезвычайную осторожность, чтобы не быть обнаруженными врагом с воздуха. Был объявлен режим светомаскировки, который предписывал уменьшать в трамвае освещение салона и накал фар в ночное время. Кроме того, нужно было маскировать депо и заводы, где производились трамваи.

Так, в первые годы войны постановлением исполкома Москвы (конец июня 1941 года) были разработаны правила работы вагонных бригад в условиях воздушной тревоги и химического нападения:

Трамваи должны были днем выходить на линию без технических неполадок, но ночной ремонт из-за постоянных авианалетов делал эти требования фактически невыполнимыми. Внезапные налеты провоцировали аварии на дорогах, так как водителям приходилось двигаться в темноте на большой скорости. Иногда выстраивались целые вереницы неисправных трамваев.

Помимо работы по профессии столичные вагоновожатые помогали городу как могли. Например, в октябре-ноябре 1941 года на подступах к Москве велось строительство оборонительных сооружений, в котором принимали участие одновременно 800 трамвайщиков.

Популярны ли сегодня трамваи?

По данным Института проблем естественных монополий, только с 2004 по 2013 год число российских городов, имеющих собственную трамвайную сеть, сократилось на 9%. В 2003 году парк трамваев был в 67 городах, а в 2014 году остался только в 61 городе. При этом с 2000 по 2011 год протяженность трамвайных путей сократилась на 16,7% (с 3 000 км до 2 500 км). Тем не менее профессия вагоновожатый до сих пор не потеряла своей актуальности.

Как можно стать вагоновожатым?

Чтобы стать вагоновожатым, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст — не младше 21 года.
  • Состояние здоровья — пройти медкомиссию, взять справку об отсутствии учета в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  • Пол — не важен.

Кроме того, потребуется пройти обучение у будущего работодателя (примерно шесть месяцев). В течение которого будущий водитель трамвая изучит не только ПДД, но и основы работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием. А также успешно сдаст на права экзамен в ГИБДД и пройдет стажировку на транспорте (около 200 часов) под присмотром инструктора. Многие предприятия выплачивают во время обучения будущим вагоновожатым стипендию в размере минимальной оплаты труда.

Источники информации:

Нижегородский наш трамвай: к 110-летию Российского трамвая / Ю. М. Коссой. - Нижний Новгород : Штрих-Н, 2006. - С. 7-25.

Читайте также: