Акт выполненных работ по оказанию услуг с возмещение расходов связанных с оказанием услуг

Обновлено: 12.05.2024

При выполнении работ, оказании услуг организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), как правило, необходимо оформить акт или иной документ, подтверждающий факт выполнения работ (услуг). Рассмотрим, для чего нужен такой документ.

1. Составление акта выполненных работ, оказанных услуг

Нормами гражданского законодательства обозначены общие условия о необходимости приемки результата выполненных работ (оказанных услуг). По договорам подряда, возмездного оказания услуг не установлены формы и обязанность составления акта выполненных работ по договору подряда, акта выполненных работ по договору оказания услуг. Вместе с тем у участников правоотношений все равно присутствует необходимость оформления такого рода документа, поскольку он служит в качестве письменного доказательства выполнения работ (оказания услуг) и помогает решить возникающие при этом споры. Обязанность составления документа о приемке работ, услуг может быть предусмотрена в договоре между заказчиком и подрядчиком (п. 1—2 ст. 673, ст. 737 ГК; ст. 84 ХПК; ст. 192 ГПК).

В рамках бухучета каждая совершаемая хозяйственная операция должна оформляться ПУД. В качестве ПУД, подтверждающего выручку от реализации работ, оказания услуг, может использоваться разработанный самостоятельно организацией акт выполненных работ, оказанных услуг или иной документ. При этом такой ПУД должен соответствовать установленным требованиям и содержать обязательные реквизиты и сведения. Перечень и формы применяемых организацией ПУД необходимо закрепить в учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 1-4 ст. 10 Закона № 57-З).

Обратите внимание!
Для подтверждения объема и стоимости выполненных строительных и иных специальных монтажных работ применяются установленные формы ПУД акты сдачи-приемки выполненных работ С-2а и С-2б (п. 4 ст. 708 ГК; ч. 1 п. 55 Правил № 1450; п. 7 перечня № 360; ч. 23 п. 1, ч. 1 п. 2 Инструкции № 29).

Для ИП отдельных образцов актов не предусмотрено. При составлении актов выполненных работ, оказанных услуг ИП руководствуются общими правилами бухучета и нормами гражданского законодательства с учетом особенностей своей деятельности. ИП, ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, составляют ПУД по правилам, установленным для учета доходов и расходов ИП (абз. 3 ч. 2 п. 6 ст. 333 НК).

Таким образом, субъектам хозяйствования нужно иметь документ, подтверждающий выполнение работ, оказание услуг (акт выполненных работ, оказанных услуг и т.д.), в котором содержатся необходимые реквизиты и сведения о совершенной хозоперации.

Заполнение акта выполненных работ (услуг) допускается на бумажном носителе или в форме электронного документа. Составляемый между участниками хозяйственной операции ПУД по выполнению работ, оказанию услуг подписывается двумя сторонами. В определенных случаях ПУД допускается составлять единолично (например, если это предусмотрено в заключенном в письменной форме договоре оказания услуг) (п. 6, 7 ст. 10 Закона № 57-З).

2. Ответственность за неоформление акта выполненных работ (услуг)

Отсутствие в бухучете ПУД, подтверждающего сумму выручки, как правило, приводит к нарушениям и ошибкам в бухучете, неверному исчислению налогов и другим негативным последствиям.

Нарушение должностным лицом организации установленного порядка ведения бухучета и составления отчетности влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (п. 1 ст. 12.32 КоАП).

За неуплату или неполную уплату суммы налога в общем случае предусмотрен штраф:

— на организацию — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин;

— ИП — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 базовых величин (п. 1 ст. 14.4 КоАП).

В зависимости от обстоятельств и тяжести совершенного правонарушения могут быть применены и иные виды и размеры штрафных санкций, вплоть до уголовной ответственности (гл. 14 КоАП, ст. 243 УК).

тендер

Акт выполненных работ — это первичный документ, подтверждающий факт выполнения поставщиком договорных условий по оказанию услуг.

Для вас - самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

1. Акт выполненных работ подряда

Данный документ служит подтверждением фактического выполнения подрядчиком договорных обязательств в полном объеме и в установленные сроки. В тексте документа должны быть отражены количественные и качественные аспекты исполнения подрядчиком условий заключенного государственного контракта. Акт подписывается заказчиком и поставщиком, завершая, таким образом, реализацию государственного контракта. Один экземпляр остается у организации-заказчика, другой передается исполнителю.

Акт оказания услуг или выполненных работ может быть составлен также в следующих случаях:

1) заказчик отказывается принимать работу;

2) работа выполнена не в полном объеме;

3) работа не выполнена вообще.

В подобных случаях в актуальном протоколе должны быть отражены факты обнаруженных нарушений, препятствующие приемке результатов государственным заказчиком, а также указывают сроки исправления недостатков.

Данный документ может служить:

1) доказательством в судебных спорах заказчика с исполнителем, когда предметом конфликта оказываются услуги, не имеющие материального эквивалента, который можно было бы оценить или протестировать (объекты художественного творчества, интеллектуального труда, профессиональных знаний.

2) источником при составлении промежуточной и итоговой бухгалтерской отчетности об освоении выделенных бюджетных средств.

3) основанием для оплаты исполненных работ и подтверждением целевого использования бюджетных ассигнований (при подписании обоими контрагентами).

Для вас - самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

2. Бланки актов выполненных работ

Поскольку в рамках существующего законодательства не обговорен регламент формы данного документа, акт может быть составлен как в утвержденной внутренней форме, так и в свободном виде с учетом специфики государственного заказа и отрасли, в которой занята организация-заказчик.

Однако в закупках по строительству и/или ремонту рекомендуется использовать унифицированную форму № КС-2, номер по ОКУД 0322005. Этот бланк утвержден Постановлением Госкомстата РФ № 100 от 11.11.1999.

Контролирующие органы в сфере закупок выпустили методические рекомендации по использованию унифицированных форм, где отражены:

- нарушения условий договора,

- расчет штрафных санкций,

- суммы выплат с учетом штрафных санкций

Юридическое лицо, выступающее в роли заказчика имеет полномочия самостоятельно создать бланк акта выполненных работ и утвердить эту форму в своих внутренних документах.

Обязательными для этого вида документа считаются следующие сведения:

- номер закрываемого контракта,

- дата составления и подписания акта,

- название, количество и стоимость исполненных работ,

- стоимость контракта с учетом применяемой системы налогообложения,

- подписи контрагентов и печать.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

3. Форма акта приемки выполненных работ

Акт может быть составлен на:

- фирменном бланке заказчика,

- на стандартном листе формата А4.

Документ пишется в двух и более (по количеству сторон контракта) экземплярах. Отдельные экземпляры высылаются в надзорные или контрольные органы заказчика (ФК РФ или УФАС РФ), для оплаты. Соглашение скрепляется подписями всех участников сделки и подтверждается печатями организаций.

На бланке должна быть отмечена такая информация:

- сроки выполнения работ.

Традиционно данный документ составляет поставщик, поскольку он несет ответственность за результат, сроки и качество выполненной работы.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Дарья Черепанова

Договор об оказании услуг является наиболее распространённым, ведь столкнуться с ним можно не только при ведении бизнеса, но и в повседневной жизни. По данному договору исполнитель обязан оказать услуги, а заказчик гарантирует их оплатить. К договору об оказании услуг применяются нормы о подряде с некоторыми исключениями, о которых мы сегодня и расскажем.

Существенное условие договора об оказании услуг только одно:
предмет — деятельность, которую должен осуществить исполнитель по заданию заказчика. При определении предмета не ограничивайтесь стандартными формулировками и общими фразами, а подробно опишите, что именно входит в ту или иную услугу. В противном случае предмет договора не будет считаться согласованным, что может привести к множеству споров.

  • заказчик может предъявить претензии по качеству или составу работ, руководствуясь требованиями, которые в договоре оговорены не были;
  • исполнитель может вольно трактовать предмет договора и оказать не те услуги, которые желает получить заказчик;
  • налоговые органы уделяют пристальное внимание данному виду договора, пресекая учёт фиктивных расходов. Чтобы избежать вопросов со стороны налоговиков в договоре нужно ясно и чётко определить, какие услуги оказываются и насколько они экономически оправданы.

К некоторым видам деятельности закон предъявляет дополнительные требования — наличие страховки, лицензии, квалификации, членства в саморегулируемой организации. Пренебрежение ими может повлечь серьёзные последствия. Например, осуществление деятельности без лицензии грозит рядом неприятностей — от штрафа до ликвидации юридического лица, а в некоторых случаях — до уголовной ответственности.

Согласование иных условий остаётся на усмотрение сторон, но мы рекомендуем определить их в договоре:

  • цена, если она не указана, то стоимость услуг определяется исходя из их рыночной стоимости. В тех случаях, когда договор предполагает выполнение нескольких действий, рекомендуется определить стоимость каждого из них. Это поможет при определении цены уже оказанных услуг, если договор будет расторгнут в одностороннем порядке. Помимо вознаграждения исполнителя следует установить порядок оплаты дополнительных расходов;
  • срок;
  • место исполнения договора в случае, если оно имеет значение;
  • сроки и порядок осуществления выплат.

Публичный договор оказания услуг

В случае когда предложение исполнителя оказать услуги направлено на неограниченный круг лиц, заключается публичный договор. Например, платные медицинские, образовательные, туристические услуги, услуги по передаче электрической энергии, услуги связи и т д.

У публичного договора есть свои отличительные черты:

  • чаще всего заказчиком выступает гражданин, и услуги связаны с его личными бытовыми нуждами;
  • используется типовый договор с фиксированными ценами и тарифами и равными для потребителей условиями;
  • исполнитель окажет соответствующие услуги каждому, кто обратится к нему и заплатит установленную цену;
  • исполнитель не может отказать в оказании соответствующих услуг. Например, организация, предоставляющая услуги связи, не может отказать в их предоставлении лицу, которое готово заплатить определённую в соответствии с тарифами цену.

Важно: к договору, в котором заказчиком выступает физическое лицо, применяются нормы закона о защите прав потребителей. Спорные ситуации предприниматель при возникновении спора может столкнуться с неприятными для себя последствиями. Например, проиграв судебное разбирательство, он, помимо суммы, полученной им по договору, обязан заплатить штраф в размере 50% от неё, а в некоторых случаях и возместить моральный вред.

Приёмка оказанных услуг

Чтобы зафиксировать факт оказания услуг, сторонами составляется акт. Он не является обязательным, но при его отсутствии недобросовестный заказчик может сказать, что никаких услуг оказано не было, и отказать в оплате. Столкнувшись с оказанием услуги не надлежащего качества заказчик может потребовать от исполнителя:

  • безвозмездно устранить недостатки в разумный срок;
  • уменьшить установленную цену;
  • возместить расходы на устранение недостатков (если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре возмездного оказания услуг).

Односторонний отказ от исполнения договора

Каждая из сторон договора вправе отказаться от его исполнения, при этом причина отказа не имеет значения. Но как для исполнителя, так и для заказчика существуют ограничения:

  • односторонний отказ исполнителя не допустим, если договор является публичным;
  • заказчик не вправе отказаться от исполнения договора, когда услуги уже оказаны.

Порядок отказа от исполнения договора общий как для заказчика, так и для исполнителя:

  1. Уведомить контрагента в письменной форме. Уведомление должно содержать реквизиты договора, а также ясно выраженное намерение прекратить его исполнение. При этом наиболее надёжным вариантом будет отправка телеграммы или заказного письма с описью и уведомлением. Моментом расторжения договора будет считаться дата их получения контрагентом.
  2. Оплата расходов или убытков: заказчик оплачивает исполнителю фактически понесённые им расходы, размер которых последний должен доказать; а исполнитель оплачивает заказчику убытки, возникшие из-за расторжения договора.

Статья актуальна на 23.09.2015

Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.

Реализация услуг в 1С — пошаговая инструкция

  • Заработная плата — 50 000 руб.
  • Страховые взносы — 15 100 руб.
  • Услуги сторонних организаций — 100 000 руб.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Реализация услуг
25 декабря 62.01 90.01.1 826 000 826 000 700 000 Выручка от реализации услуг Реализация (акт, накладная) —
Услуги (акт)
90.03 68.02 126 000 Начисление НДС с выручки
Выставление СФ на отгрузку покупателю
25 декабря 826 000 Выставление СФ на отгрузку Счет-фактура выданный на реализацию
126 000 Отражение НДС в Книге продаж Отчет Книга продаж
Списание в расходы фактической себестоимости оказанных услуг
31 декабря 90.02.1 20.01 165 100 165 100 165 100 Списание в расходы фактической себестоимости оказанных услуг Закрытие месяца —
Закрытие счетов 20, 23, 25, 26

Оказание услуг — нормативное регулирование

Оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе признается реализацией (ст. 39 НК РФ). В целях расчета налога на прибыль организации, занимающиеся оказанием услуг, учитывают полученные доходы и осуществленные расходы, связанные с оказанием услуг.

Доходы:

Расходы:

Состав прямых расходов необходимо закрепить в Учетной политике.

Услуги в 1С 8.3

В программе 1С Бухгалтерия 8 3 услуги оформляются документом Реализация (акт, накладная) вид операции Услуги (Акт) в разделе Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) .

Если по услуге в 1С 8.3 необходимо автоматизировать расчет себестоимости 1 единицы услуг, то необходимо использовать документ Оказание производственных услуг в разделе Производство – Выпуск продукции – Оказание производственных услуг .

Изучить подробнее Реализация производственных услуг. Расчет себестоимости 1 единицы услуг

Оказание услуг в 1С


В шапке документа указывается:

  • Договор — документ, по которому ведутся расчеты с заказчиком, Вид договора — С покупателем.

В нашем примере расчеты ведутся в рублях, что отмечено в 1С в договоре услуг PDF. Поэтому в документе Реализация (акт, накладная) автоматически устанавливаются следующие субсчета для расчетов с покупателем:

  • Счета учета заполняются в документе автоматически, в зависимости от настроек в регистре Счета учета номенклатуры .

Номенклатурная группа, относящаяся к реализации собственных услуг, должна быть указана в Номенклатурных группах реализации продукции, услуг PDF в разделе Главное – Настройки — Налоги и отчеты – вкладка Налог на прибыль – ссылка Номенклатурные группы реализации продукции, услуг . Именно от этой настройки зависит корректное заполнение декларации по налогу на прибыль.

Подробнее Настройка учетной политики

Оказание услуг — проводки в 1С 8.3

При проведении документа Реализация (акт, накладная) признаются только доходы от реализации услуг (Дт 62.01 Кт 90.01.1). Признание расходов на оказанные услуги (Дт 90.02.1 Кт 20.01) осуществляется при Закрытии месяца.


Услуги в 1с 8.3 — проводки:

  • Дт 62.01 Кт 90.01.1 — выручка от реализации услуг:
    • в БУ с учетом НДС;
    • в НУ без учета НДС.

    Документальное оформление

    Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа реализации услуг. В 1С используются следующие основные формы:

    Бланки можно распечатать по кнопке Печать – Акт на оказание услуг и Печать – Универсальный передаточный документ (УПД) .

    Декларация по налогу на прибыль

    В декларации по налогу на прибыль сумма выручки от реализации услуг отражается в составе доходов от реализации:

    Лист 02 Приложение N 1:

    Выставление СФ на отгрузку покупателю

    Организация обязана выставить счет-фактуру в течение 5-ти календарных дней с даты отгрузки и зарегистрировать его в книге продаж (п. 3 ст. 168 НК РФ).

    Выставить счет-фактуру покупателю можно по кнопке Выписать счет-фактуру документа Реализация (акт, накладная) . Данные счета-фактуры автоматически заполняются на основании документа Реализация (акт, накладная) .


    Документальное оформление

    Распечатать форму заполненного счета-фактуры можно по кнопке Печать документа Счет-фактура выданный или документа Реализация (акт, накладная) . PDF

    Отчет Книга продаж можно сформировать из раздела Отчеты – НДС – Книга продаж . PDF

    Декларация по НДС

    В декларации по НДС сумма начисленного НДС отражается:

    • сумма выручки от реализации, без НДС;
    • сумма начисленного НДС.

    Списание в расходы фактической себестоимости оказанных услуг

    • в момент реализации: затраты распределяются на остатки незавершенного производства;
    • полностью в расходах отчетного периода: без распределения на остатки незавершенного производства.
    • Флажок Выполнение работ, оказание услуг заказчикам .
    • Затраты списываются — С учетом всей выручки.

    При оказании услуг прямые затраты регистрируются разными документами в зависимости от вида затрат, например:

      PDF — для отражения расходов на оплату труда (страховых взносов) сотрудников, оказывающих услугу. PDF — для отражения расходов на услуги, оказанные сторонними организациями.

    Для того чтобы затраты были учтены при расчете себестоимости услуг, они должны быть отражены по той же номенклатурной группе, что и реализация.

    Прямые затраты будут учтены в себестоимости услуг в месяце их реализации (декабре) при выполнении операции Закрытие счетов 20, 23, 25,26 процедуры Закрытие месяца в разделе Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца .


    Проводки по документу


    Документ формирует проводку:

    • Дт 90.02.1 Кт 20.01 — списание в расходы фактической себестоимости оказанных услуг.

    Контроль

    В ноябре по номенклатурной группе Дизайн-проект интерьера были учтены затраты в размере:

    • Заработная плата — 25 000 руб.
    • Страховые взносы (в т. ч. от НС и ПЗ) — 7 550 руб.
    • Услуги сторонних организаций — 100 000 руб.
    • Итого за месяц — 132 550 руб.

    В декабре по номенклатурной группе Дизайн-проект интерьера так же были учтены прямые затраты по оказываемым услугам в размере:

    • Заработная плата — 25 000 руб.
    • Страховые взносы (в т. ч. от НС и ПЗ) — 7 550 руб.
    • Итого за месяц — 32 550 руб.

    Из отчета видно, что по номенклатурной группе Дизайн-проект интерьера:

    • на начало месяца было незавершенное производство услуг — 132 550 руб.
    • на конец месяца все прямые затраты в размере 165 100 руб. были списаны в себестоимость реализованных услуг.

    Декларация по налогу на прибыль

    В декларации по налогу на прибыль себестоимость реализованных услуг отражается в составе прямых расходов:

    Лист 02 Приложение N 2:

    Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>

    См. также:

    Если Вы еще не подписаны:

    Активировать демо-доступ бесплатно →

    или

    Оформить подписку на Рубрикатор →

    После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      ...Транспортно-заготовительные расходы связаны с заготовкой и доставкой материальных ценностей: сырья.

    Карточка публикации

    (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Но иногда бывает так, что стороны не подписывают акт, а заказчик отказывается оплачивать услуги. Что делать в этом случае? Может ли исполнитель получить оплату без подписанного акта?

    Что говорит Гражданский кодекс

    Гражданский кодекс содержит не так много статей, регламентирующих непосредственно договор оказания услуг. В силу схожести с договором подряда, законодатель напрямую указывает: нужно руководствоваться положениями о договоре подряда (если это не противоречит особенностям услуги).

    Если мы обратимся к определению договора оказания услуг, то выясним следующее. По этому договору исполнитель берет на себя обязательство оказать услуги, а заказчик — обязательство их оплатить, и более того — сделать это в сроки и в порядке, которые стороны указали в договоре возмездного оказания услуг.

    А если внимательно изучить нормы о договоре подряда, то мы увидим, что на заказчика возложена еще и обязанность осмотреть и принять выполненную работу, а потом зафиксировать это актом.

    Значит ли это, что заказчик обязан сделать все это и по договору оказания услуг? Нет, так как есть важный нюанс.

    Разница между договором подряда и договором оказания услуг

    Основное различие между договором подряда и договором оказания услуг — в отсутствии или наличии материального результата.

    Результатом договора подряда становится созданная вещь. Услуга же потребляется во время ее оказания и не предусматривает появления чего-либо материального.

    Законодатель не включил достижение результата в понятие предмета договора услуг, потому что даже в рамках одной деятельности не всегда реально достичь результата, иногда в силу совершенно объективных причин.

    Таким образом, в отличие от подрядных договоров, которые предусматривают оплату работ после их сдачи заказчику (то есть требуют составлять акты сдачи-приемки и подписывать их), договор оказания услуг устанавливает иное: оплачивать оказанные услуги необходимо в сроки и в порядке, предусмотренные этим договором.

    То есть при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении указанной деятельности, считается, что исполнитель свои обязательства выполнил. А заказчик теперь обязан эти услуги оплатить.

    Обязательно ли составлять акт

    Гражданское законодательство не требует обязательно составлять акт сдачи-приемки. Но и не запрещает сторонам предусмотреть такую возможность.

    Составлять и подписывать акты приема-передачи услуг обязательно только, если это предусмотрено договором.

    Если по договору акт нужен, но его нет

    Что если стороны договорились составлять акты, но в силу каких-то причин акты не подписали? Нет актов — нет оплаты?

    Например, стороны не составили предусмотренные договором двусторонние акты и между ними возник спор. В этом случае при рассмотрении иска о взыскании стоимости оказанных услуг необходимо установить объем услуг, которые фактически были оказаны, и определить их действительную стоимость.

    Фактическое оказание услуг может подтверждаться:

    Таким образом, отсутствие акта оказанных услуг, подписанного сторонами, не освобождает заказчика от оплаты полученных услуг. Акты являются доказательствами, при помощи которых любая сторона может доказывать, как наличие или прекращение обязательств по установленным законом основаниям. Но факт оказания услуги можно подтвердить и другими доказательствами.

    Если бухгалтер требует акты

    Отказ от актов оказанных услуг значительно упрощает документооборот с контрагентами, особенно если речь идет об услугах, которые оказывают через интернет. Но как же бухгалтерия? Как отражать выручку и расходы без актов приема-передачи услуг?

    Выбор формы и вида первичного учетного документа остается на усмотрение организации. Главное — наличие в нем всех реквизитов. Минфин считает возможным для учета использовать иные первичные документы. Например, счет/инвойс.

    Что касается подтверждения расходов, то это затраты или убытки, которые подтверждаются документально.

    Документы могут быть:

    которые оформлены по всем требованиям нашего законодательства или стандартами деловой документации в иностранном государстве, где и были произведены эти расходы;

    которые косвенно подтверждают произведенные расходы, например приказ о командировке, таможенная декларация и т. д.

    Итог

    Действительно, закон не обязывает составлять акты. Но из практики, наличие акта значительно упрощает разрешение конфликтных ситуаций. Это касается и оплаты услуг исполнителя, и претензий к качеству оказанных услуг заказчиком. Если акта нет, шансы отстоять свои права сохраняются. Но лучше обезопасить себя и позаботиться о закрывающих документах.

    Статья написана командой sovcom.pro.

    Читайте также: