Адаптивная физическая культура что это за профессия

Обновлено: 17.05.2024

Причины появления новой специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья". Определение и компоненты адаптивной спортивной культуры, ее основные принципы. Формирование у инвалидов комплекса необходимых двигательных навыков.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.12.2010
Размер файла 13,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Московский городской педагогический университет

Педагогический институт физической культуры

по Теории и организации АФК на тему:

студентка 3 курса

Содержание

1. Определение и компоненты адаптивной физической культуры

2. Философия адаптивной физической культуры

3. Содержание и задачи адаптивной физической культуры

Введение

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ №1309 от 24.07.96).

Решению данного вопроса предшествовало открытие в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта новой специализации - "Физическая культура для инвалидов" (1993) и новой кафедры - "Теория и методика адаптивной физической культуры" (1995).

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

1. Определение и компоненты адаптивной физической культуры

АФК - это деятельность направленная на подготовку людей с ограниченными возможностями к различным видам деятельности, средствами физического воспитания.

Основные компоненты АФК:

· Адаптивное физическое воспитание;

· Адаптивная двигательная рекреация;

· Экстремальные виды двигательной активности;

· Адаптивная физическая реабилитация;

· Креативные практики АФК.

2. Философия адаптивной физической культуры

Для рассмотрения философии адаптивной физической культуры необходимо преодолеть терминологические трудности, возникающие при использовании упоминавшихся ранее понятий "здоровье" и "инвалид". Не имея возможности подробно освещать эту достаточно сложную проблему, ограничимся тем, что введем понятие "жизнеспособность" (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность), под которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии).

Потеря инвалидом жизнеспособности означает его смерть, а пока человек, даже с помощью медицинской аппаратуры, реализует витальные процессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество жизнеспособности. Одной из градаций жизнеспособности является состояние здоровья, которое, в свою очередь, тоже делится рядом авторов [11, 6] на последовательные уровни.

Таким образом, жизнеспособность позволяет любому человеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции.

Такое разведение понятий "здоровье" (в трактовке ВОЗ) и "жизнеспособность" позволяет сформулировать цели и принципы адаптивной физической культуры (ее философию).

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Соглашаясь с И.М. Быховской, подчеркнем, что культурное бытие телесности, в том числе и инвалида, состоит не только в его использовании для достижения некоторой внешней цели (участия в том или ином виде деятельности), но и в наполнении ее внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации [2]. Такой подход к адаптивной физической культуре на основе ее индивидуально-личностного осуществления, формирования потребности и способности личности гармонизировать имеющиеся у нее в наличии телесно-двигательные и духовные потенции, снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить и о коммуникативном смысле телесности инвалида, т.е. ее способности быть посредником в общении, диалоге субъектов.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основной принцип деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

3. Содержание и задачи адаптивной физической культуры

физический адаптивный спортивный инвалид

Разумеется, рассмотреть содержание, средства, методы, формы и другие компоненты адаптивной физической культуры в рамках одной публикации не представляется возможным. Поэтому здесь конспективно рассмотрим основные ее виды и наиболее общие задачи.

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Если вспомнить терминологию, предлагаемую Л.П. Матвеевым [9], то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.

Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Исходя из концепции И.М. Быховской [2], рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух "я" [5].

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Чтобы избежать чисто терминологических недоразумений, подчеркнем, что в учебном пособии для институтов физической культуры Л.П. Матвеев данный вид физической культуры называет фоновым, дополнительно включая в нее гигиеническую (в рамках повседневного режима жизни) физическую культуру [9].

Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере, не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Список литературы

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. - 179 с.

3. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1984. - №6. - с. 10-12.

4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.

5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.

Подобные документы

Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры, ее цели и основные компоненты. Внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам.

контрольная работа [20,9 K], добавлен 16.06.2011

Адаптивная физическая культура для инвалидов как один из видов социальной реабилитации. Физическая активность среди инвалидов: теория, реальность и перспективы. Становление, развитие и проблемы паралимпийского спорта в России-Паралимпийское движение.

реферат [29,8 K], добавлен 27.10.2007

Исследование отношения инвалидов к физической культуре. Анализ опыта работы Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Еврейской Автономной Области г. Биробиджана по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

дипломная работа [71,1 K], добавлен 18.01.2011

Сущность и содержание адаптивного физического воспитания. Принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Современные проблемы и перспективы ее развития.

реферат [30,1 K], добавлен 22.09.2015

Основные причины заболеваний. Физическая культура: общественная и личная. Правильная физическая активность как основа сохранения и поддержания здоровья и развития. Физическое развитие ребенка по мере его взросления (рацион, режим, комплекс упражнений).

контрольная работа [23,4 K], добавлен 10.01.2009

Физическая культура в общественной, профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Основы методики самостоятельных занятий упражнениями. Социально-биологические основы физической культуры.

курс лекций [322,7 K], добавлен 10.04.2009

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Термин "физическая культура" как центральное понятие всего физкультурного образования. Физическая культура личности, ее основные признаки и ценностный аспект (материальный и духовный).

Фото Адаптивная физическая культура – что это такое, где работать

Специальность адаптивная физическая культура – кем можно работать?

Адаптивная физическая культура (АФК) по сути является физкультурой для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей, имеющих различные проблемы со здоровьем, или тех, кто в силу сидячей работы нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Люди с инвалидностью, занимающиеся АФК могут иметь разнообразные патологии – от ампутаций и ДЦП до плохого зрения.

Именно специалист по адаптивной физической культуре, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов и дефектологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Например, он может сделать акцент на развитии моторики рук, или общеукрепляющих упражнениях. Таким образом, специалист по АФК – это не просто преподаватель физкультуры для людей имеющих проблемы со здоровьем, это человек, в чьи обязанности входит помощь в адаптации таких людей, улучшение их психологического состояния.

Конечно, он не является врачом, хоть и связан с медициной, ведь он должен разбираться в заболеваниях, чтобы грамотно выбрать нагрузку и не навредить при этом. Прежде всего, в его задачи входит корректирование состояния занимающегося, улучшение физического и психологического состояния.

Тренер АФК должен быть корректным по отношению к своим подопечным, терпеливым и уметь высказывать уважение, ведь только сильные духом готовы заниматься через боль и стремиться к успеху. Взять хотя бы паралимпийцев, доказывающих, что при помощи такой физкультуры человек становится способным на многое, причем не только в спорте, ведь физкультура может стать толчком к свершениям во всех сферах жизни.

Где обучают на специалиста АФК?

В вузах физической культуры, медицинских университетах и некоторых педагогических институтах, как правило, есть факультеты, занимающиеся подготовкой таких специалистов. Срок обучения составляет четыре года, а спектр дисциплин достаточно широк.

Это связано с потребностью получить базу знаний, включающую технику безопасности, лечебный массаж, возможность провести экспертизу работоспособности, психологическое взаимодействие, построение индивидуального подхода к ученику на занятиях АФК.

Конечно, изучаются и общие дисциплины, такие как теория физкультуры, психология развития, физиология, частная патология, педагогика, различные методики и прочие. Естественно, не оставляются без внимания и гуманитарные науки, социально-экономические предметы.

Кому стоит пойти в эту профессию?

Для молодых людей, решивших связать себя с деятельностью в сфере АФК, вовсе нет нужды иметь спортивные достижения, просто нужно верить, что физкультура может быть одним из источников здоровья организма, позволяет самосовершенствоваться человеку. Для того чтобы стать специалистом необходимо иметь приличную физическую форму, хорошие знания биологии и обществознания. И, конечно, быть стрессоустойчивым и терпеливым.

Во время обучения студенты практикуются в ведущих реабилитационных и коррекционных учреждениях различного типа. Таким образом, происходит совмещение теоретических знаний и практики, нарабатывается опыт. Часто, те кто хорошо себя показал, впоследствии будут приглашены работать в эти заведения.

Где работают специалисты по АФК?

Как правило, запросы на таких специалистов учреждения отправляют в территориальные госорганы образования и здравоохранения, а также в сами вузы, занимающиеся обучением этих специалистов.

В специалистах по АФК нуждаются многие учреждения образования, в частности, образовательные учреждения для детей с особенностями развития. Их навыки необходимы в психоневрологических диспансерах, детских садах, в спортивных школах. Конечно же, они востребованы в различных учреждениях, занимающихся оздоровлением и реабилитацией, санаториях и домах отдыха.

Специалист по АФК может работать как тренером со спецгруппой или индивидуально, так и методистом, преподавателем.

Выпускники часто находят работу в фитнес-центрах, профессиональных спортивных клубах, госпиталях и больницах, лечебно-физкультурных кабинетах. Некоторые уходят в частную практику, оказывая услуги в качестве массажиста или подготавливая туристов к туристическим походам с повышенной физической нагрузкой. Также одна из сфер деятельности, доступной им – органы управления физкультуры и спорта.

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

группа людей с ограниченными возможностями в спортивном зале

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию; .

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

женщина в инвалидной коляске с ракеткой для бадминтона в руке

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.
  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.
  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.
  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
    Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

группа ребят в инвалидных колясках играет в баскетбол

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

  1. Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
  2. Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Обратите внимание!

Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.


Для определения специфики социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре необходимо рассмотреть особенности его профессиональной деятельности. Отметим, что его деятельность направлена на развитие физических и психических качеств (обучающихся, тренирующихся, пациентов), на формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и личности в целом.

Заметим, что специалист по адаптивной физической культуре имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

Говоря о специфике социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре отметим, что его функциональными обязанностями являются также идейно-нравственное воспитание, обучение специальным знаниям и умениям по физической культуре и лечебной физической культуре, осуществление организаторско-управленческой деятельности и др.

Говоря о специфике социального престижа, отметим, что современное состояние развития общества обусловливает рост значимости педагогического и медико-педагогического труда специалиста по адаптивной физической культуре, так как уровень работоспособности пациентов, состояние здоровья обучающихся зависят от эффективности их физического воспитания и навыков здоровьесбережения.

Заметим, что специалист по адаптивной физической культуре приобретает социально значимые черты в процессе своего профессионального становления и повышения своей компетенции. То есть он должен владеть новейшими технологиями и методиками, тем самым повышая социальный престиж своей профессии.

Таким образом, мы полагаем, что спецификой социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре является положительная мотивация профессиональной деятельности и социально-активная позиция, выражающаяся в активности индивида к собственной включенности в общество. Заметим, что такие личностные качества специалиста по адаптивной физической культуре, как ответственность, инициативность, являются показателем активности в социуме.

В свою очередь, специфика занятий по адаптивной или лечебной физической культуре подразумевает: обеспечение безопасности на занятиях лечебной физической культурой и устранения факторов, способных спровоцировать причинение вреда здоровью и жизни; совместная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре с тренирующимися с целью демонстрации правильного образца.

Таким образом, наличие достаточного уровня развития интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сфер личности, способствует совершенствованию коммуникативных и организаторских навыков специалиста.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что специалист по адаптивной физической культуре должен обладать общечеловеческими морально-нравственными качествами, позволяющими обеспечивать ориентированную профессиональную деятельность, а также специфическими качествами, свидетельствующими о профессиональной пригодности специалиста.

В контексте нашего исследования отметим, что использование в педагогической или лечебной деятельности таких форм и средств, которые обеспечивают максимальную эффективность от занятий и способствуют повышению показателей состоянию здоровья.

Таким образом, социально-активная позиция специалиста по адаптивной физической культуре предполагает: творческий подход к организации педагогического или лечебного процесса; индивидуальный поход в подборе содержательного материала для занятий; концентрацию на активизацию компенсаторных и адаптационных процессов организма, восстановительных функций; рациональность использования собственных возможностей, устойчивость морально-нравственных принципов принятых в обществе; вариативность методов и форм работы.

  1. Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / В. М. Гелецкий. — Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2008. − 342 с.
  2. Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Б. С. Гершунский. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.
  3. Краткий словарь основных понятий по социологии / Под общ. ред. А. Г. Махова. — 2-е изд. — Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 2009–44 с.
  4. Педагогика: учебное пособие / под ред. О. Ю. Ефремова. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 352 с.
  5. Чиркова Е. В. Формирование готовности будущего воспитателя к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Чиркова. — Воронеж, 2012. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, профессиональная деятельность, социальный престиж специалиста, лечебная физическая культура, состояние здоровья, социальный престиж, лечебный процесс, специалист, специфика, физическая культура.

Читайте также: