Жск обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению росреестра о признании незаконным решения

Обновлено: 06.05.2024

Решение: Требование удовлетворено, поскольку основания возникновения права собственности заявителя на спорный объект при вводе в эксплуатацию многоквартирного жилого дома были оценены регистрирующим органом при проведении правовой экспертизы и государственной регистрации права этого лица, следовательно, основания для последующей регистрации права собственности третьего лица отсутствовали.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.10.2014 по делу N А70-12417/2013

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Партнерстройинвест" на решение от 13.02.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 07.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-12417/2013 по заявлению жилищно-строительного кооператива "Партнерстройинвест" (625048, город Тюмень, улица Челюскинцев, 48, ИНН 7202201792, ОГРН 1097232031874) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Рационализаторов, 20, ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891) о признании незаконным решения о государственной регистрации права собственности.

В заседании приняли участие представители: жилищно-строительного кооператива "Партнерстройинвест" Рожнева А.Б. по доверенности от 25.09.2014; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Мочакова Е.Д. по доверенности от 28.04.2014; Васильев Николай Александрович.

жилищно-строительный кооператив "Партнерстройинвест" (далее — ЖСК "Партнерстройинвест", кооператив) 18.11.2013 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее — Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 20.05.2013 о государственной регистрации права собственности Васильева Николая Александровича на объект с кадастровым номером 72:23:0219004:4390: квартиру N 24 общей площадью 138,2 кв. м на третьем этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Мельникайте, 109, корпус 1, и обязании аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) от 20.05.2013 N 72-72-01/232/2013-223.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Васильев Николай Александрович (далее — Васильев Н.А.).

Решением от 13.02.2014 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявления ЖСК "Партнерстройинвест".

Суд первой инстанции посчитал, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку между ним и третьим лицом имеется спор о праве.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о двойной регистрации, посчитав, что при наличии между заявителем и третьим лицом спора о праве на одно и то же имущество внесение изменений в ЕГРП может повлечь нарушение прав и законных интересов этого третьего лица.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о наличии в рассматриваемом деле спора о праве, что противоречит существу заявленного требования об оспаривании в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), решения Управления Росреестра о "двойной регистрации" прав собственности на спорный объект недвижимого имущества.

ЖСК "Партнерстройинвест" считает, что в настоящем деле судами не применена подлежащая применению статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о регистрации).

В судебном заседании представитель ЖСК "Партнерстройинвест" настаивает на отмене судебных актов и удовлетворении его заявления о признании незаконным решения регистрирующего органа о государственной регистрации права собственности Васильева Н.А. на квартиру.

Управление Росреестра в отзыве отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе ЖСК "Партнерстройинвест". Регистрирующий орган указал, что в силу обязательности вступивших в законную силу судебных актов отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации в 2009 году права собственности Васильева Н.А. на долю в виде одной четырехкомнатной квартиры, основанное на решении Ленинского районного суда города Тюмени от 18.01.2006 по делу N 2-201-06. По мнению Управления Росреестра, оценка незаконности его действий может повлечь восстановление нарушенного права путем фактического оспаривания права собственности на недвижимое имущество.

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании пояснил, что в данной ситуации допустимым является выдача двух свидетельств разным правообладателям на один и тот же объект недвижимости.

Васильев Н.А. в отзыве возразил против удовлетворения кассационной жалобы ЖСК "Партнерстройинвест", подтвердив заключение с обществом с ограниченной ответственностью "Файл" (далее — ООО "Файл") в 2000 году договора N 27 об участии в долевом строительстве жилого дома и последующее рассмотрение споров с обществом с ограниченной ответственностью проектно-строительным объединением "Градстрой" (далее — ООО ПСО "Градстрой") о признании права собственности на незавершенную строительством долю в виде четырехкомнатной квартиры. После признания ООО ПСО "Градстрой" несостоятельным (банкротом) новым застройщиком стал ЖСК "Партнерстройинвест".

По утверждению Васильева Н.А., регистрация права собственности ЖСК "Партнерстройинвест" в 2013 году на квартиру является неправомерной, поскольку противоречит ранее проведенной в 2009 году правовой экспертизе согласно статьям 13, 20 Закона о регистрации.

Проверив законность судебных актов, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с принятием по делу нового решения.

Впоследствии по заявлению Васильева Н.А. Управление Росреестра 20.05.2013 зарегистрировало право собственности этого лица на квартиру N 24 общей площадью 138,2 кв. м на третьем этаже многоквартирного дома, расположенного по улице Мельникайте, 109, корпус 1 в городе Тюмени, и выдало свидетельство о государственной регистрации права 72 НМ 486737.

Указанным решением суда был удовлетворен иск Васильева Н.А., предъявленный к ООО ПСО "Градстрой", о признании права собственности на долю в незавершенном строительством объекте в виде одной четырехкомнатной квартиры, расположенной на третьем этаже, общей площадью 150,87 кв. м, во втором подъезде, в границах по осям планировки 2-7 Б-Е в 39-квартирном жилом доме по улицам Мельникайте — Геологоразведчиков в городе Тюмени.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий государственного органа в силу части 2 статьи 201 АПК РФ необходимо установление совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, а также противоправности, заключающейся в несоответствии действий закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Основания возникновения права собственности застройщика (ЖСК "Партнерстройинвест") на квартиру N 24 общей площадью 138,2 кв. м при вводе в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома, расположенного по улице Мельникайте, 109, корпус 1 в городе Тюмени, были оценены регистрирующим органом при проведении 30.04.2013 правовой экспертизы и государственной регистрации права этого лица.

Следовательно, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Васильева Н.А., обратившегося позднее, на этот же объект недвижимого имущества.

Закон о регистрации не допускает существование в ЕГРП сведений разных лиц на один и тот же объект недвижимого имущества.

Указанное разъяснение содержится в пункте 56 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Вывод суда первой инстанции об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты в связи наличием спора о праве не соответствует законодательству и указанным разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ регистратора в государственной регистрации права на недвижимое имущество является законным.

ЖСК "Партнерстройинвест" не являлось ответчиком по делу N 2-201-06 Ленинского районного суда города Тюмени о признании права собственности Васильева Н.А. В данном деле был рассмотрен предъявленный к ООО ПСО "Градстрой" иск Васильева Н.А. о признании права собственности на долю в незавершенном строительством объекте в виде одной четырехкомнатной квартиры общей площадью 150,87 кв. м.

Поэтому выдача регистрирующим органом свидетельства от 28.04.2009 серии 72 НЛ 348478 о праве собственности на долю, а также последующая выдача по заявлению Васильева Н.А. об изменении адреса строящегося дома свидетельства от 21.12.2011 серии 72 НМ 069745 о праве собственности на помещения в незавершенном строительством жилом доме не может в соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ подтверждать право именно на тот объект недвижимости, в отношении которого была проведена регистрация права собственности ЖСК "Партнерстройинвест".

Обращение Васильева Н.А. в Управление Росреестра 20.05.2013 за регистрацией права собственности на квартиру N 24 общей площадью 138,2 кв. м на третьем этаже многоквартирного дома, расположенного по улице Мельникайте, 109, корпус 1 в городе Тюмени, свидетельствует о неопределенности этого лица в отношении объекта его права.

Приведенный Васильевым Н.А. довод о незаконности регистрации права собственности ЖСК "Партнерстройинвест" на квартиру N 24 не основан на доказательствах, свидетельствующих об оспаривании этого акта регистрирующего органа, и противоречит установленным обстоятельствам по настоящему делу.

Суд апелляционной инстанции не устранил неправильное применение судом первой инстанции норм материального права о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при оспаривании ненормативного правового акта регистрирующего органа.

Поскольку выводы судов о применении указанных норм материального права не соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

С учетом выяснения в суде первой инстанции фактических обстоятельств дела суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.

В связи с отсутствием у Управления Росреестра правовых оснований для государственной регистрации права собственности Васильева Н.А. на квартиру N 24 по улице Мельникайте, 109, корпус 1 в городе Тюмени в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации заявление ЖСК "Партнерстройинвест" о признании незаконным решения регистрирующего органа от 20.05.2013 согласно части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение от 13.02.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12417/2013 отменить.

Принять новый судебный акт. Заявление жилищно-строительного кооператива "Партнерстройинвест" удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 20.05.2013 о государственной регистрации права собственности Васильева Николая Александровича на объект с кадастровым номером 72:23:0219004:4390: квартиру в многоквартирном жилом доме, назначение жилое, общая площадь 138,2 кв. м, этаж 3, адрес объекта: Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 109, корпус 1, квартира N 24.


Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 - 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 - 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

В _________ районный суд

Административный истец: …
(Ф.И.О. или наименование)
адрес: … (место жительства или пребывания/
место нахождения),
(сведения о государственной регистрации),
(для гражданина - дата и место рождения),
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование территориального органа
Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения Управления Росреестра
об отказе в государственной регистрации права на недвижимое
имущество и об обязании осуществить государственную
регистрацию права

На основании … (указать правоустанавливающий документ) от "__"________ __ года N __ административный истец обладает правом … (указать вид права) на объект недвижимости общей площадью … кв. м. с кадастровым номером ___, расположенный по адресу: …

Объект передан административному истцу по Акту приемки-передачи от "__"_______ ___ года N __.

Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

К Заявлению от "__"_________ ___ года в соответствии с требованиями ст. 21 закона "О государственной регистрации недвижимости" были приложены следующие документы: …, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере … рублей, что подтверждается …

"__"_______ ___ года административным ответчиком было принято Решение N __ об отказе в государственной регистрации права … (указать вид права) на объект недвижимости с указанием следующих оснований: …

Административный истец считает Решение от "__"________ ___ года N __ об отказе в государственной регистрации права … (указать вид права) на объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. __, 14, 26, 27 закона "О государственной регистрации недвижимости" (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: …, что подтверждается …

"__"_______ ___ года административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно: … (указать наименование органа или Ф.И.О. должностного лица) была подана жалоба на Решение административного ответчика от "__"________ ___ года N __, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от "__"_______ __ года N __ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: …

(Вариант: В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение административного ответчика от "__"_______ ___ года N __ не подавалась.)

Согласно ч. 12 ст. 29 закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

1. Признать незаконным Решение административного ответчика от "__"______ __ года N __ об отказе в государственной регистрации права … (указать вид права) административного истца на объект недвижимости, а именно: … общей площадью … кв. м, расположенный по адресу: …, кадастровый номер …

2. Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права … (указать вид права) на объект недвижимости на основании Заявления от "__"______ __ года и представленных документов.

Приложение:
1. Документы, подтверждающие права административного истца на объект недвижимости.
2. Копия Заявления административного истца от "__"_______ ___ года о государственной регистрации права на объект недвижимости.
3. Документы, подтверждающие поступление Заявления административного истца от "__"________ ___ года административному ответчику.
4. Копии документов, приложенных к Заявлению административного истца от "__"______ __ года, и их опись.
5. Копия Решения административного ответчика от "__"_______ __ года N __ об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.
6. Документы, подтверждающие незаконность принятого Решения.
7. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
8. Копия жалобы административного истца на Решение административного ответчика от "__"_______ __ года N __ в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) (если подавалась).
9. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом (или лицом) была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
10. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

(Вариант: 10. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.)

11. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
12. Доверенность представителя административного истца от "__"________ __ года N __ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

"__"______ __ г. Административный истец (представитель): _________/ Подпись ___________ / (Ф.И.О.)

Комментарии:

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 2 000 рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Читайте также: