Верховный суд штраф 100 тыс рублей если у ответственного за бдд нет профильного образования

Обновлено: 18.05.2024

В каких организациях должен быть ответственный за БДД

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Кого назначить ответственным за БДД

Обратите внимание

Стоимость профпереподготовки оплачивает работодатель. Если работник сам хочет повысить свой уровень квалификации, он может оплатить процедуру самостоятельно

Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.

Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.

Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.

Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.

Какие обязанности выполняет ответственный

Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.

Ключевые обязанности ответственного за БДД:

1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.

Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.

2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.

3. Проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.

4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.

За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.


Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуется проводить обязательные мероприятия, указанные в правилах № 145, и в том числе – инструктажи по безопасности дорожного движения.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится. Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи. Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров. Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя. Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Вопрос № 1. Вот такое БДД в школе

. Здравствуйте, наша школа имеет автобус и осуществляет на нем подвоз детей в школу. Распространяются ли на нас требования приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287, о необходимости у лица, ответственного за безопасность ДД, диплома о дополнительном образовании и аттестации, с учетом пункта 2 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177? Проверяющий УГАДН наложил на нас штраф в размере 100 тыс. рублей по ч. 1 ст.12.31.1 КоАП РФ в связи с отсутствием диплома.

Это делается в случае если обучающиеся живут в одном поселении, а школа в другом.

И школа думает, что раз деньги с пассажиров не берут, то коммерческих целей не преследуют, а значит и перевозочной деятельностью не занимаются.

Но это не так. Давайте разберемся.

В данном случае перевозка для обучающихся бесплатная.

Но за них платит учредитель образовательного учреждения. Это ключевой момент!

. 21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

И если вы сомневаетесь, что Ученик (обучающийся) является пассажиром, то достаточно заглянуть в Устав автомобильного транспорта, цитирую Статью 2. Основные понятия:

. 12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

То есть все встало на свои места в рамках Устава автомобильного транспорта:

  • Школа — Фрахтовщик и Перевозчик;
  • Учредитель школы (орган местного самоуправления) — Фрахтователь;
  • Ученик — Пассажир.
  • квалификационные требования к специалистам в рамках Приказа Минтранса № 287;
  • требования аттестации в рамках Приказа Минтранса № 13/11

Вопрос № 2. Ответственный БДД в школе

У вас должно сложиться правильное понимание. Многие думают, что если в таком случае аттестация еще действует, то можно успокоиться и не обучаться.

Ответ содержится в КОАП РФ. Цитирую: Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов

. 1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Заметьте. Здесь нет ни слова об аттестации.

То есть административная ответственность наступает тогда, когда были нарушены квалификационные требования (требования Приказа Минтранса № 287), а не Положение об аттестации (требования Приказа Минтранса № 13/11).

Давайте обратимся к Приказу Минтранса № 287, цитирую 16.3:

То есть составом административного правонарушения является:

  1. либо отсутствие аттестации;
  2. либо отсутствие диплома (дипломов);
  3. либо отсутствие и того и другого одновременно.

ИТОГ: У директора явно просматривается состав административного правонарушения по Статье 12.31.1 пункт 1. То есть квалификационные требования выполнены на половину (есть аттестация, но нет диплома). Это значит, что как специалисту ответственному за обеспечение БДД, директору необходимо немедленно получить диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. А в 2018 году пройти очередную аттестацию.

Вопрос № 3. Ответственный за безопасность дорожного движения в школе

. Хотелось бы уточнить один момент, если в штатном расписании нет профессии специалист ответственный за безопасность дорожного движения в школе и директор возложил приказом эти обязанности на себя или оставил ответственность за собой, в должностную инструкцию эти обязанности не включены, попадает ли директор школы под действие 287 приказа, и можно ли прописать эти обязанности в приказе, а не в должностной инструкции директора?

Не правильно думать, что если в должностной инструкции директора нет обязанностей по обеспечению БДД, то значит он не является ответственным.

А представляет юридическое лицо, согласно Устава организации, его руководитель. То есть по умолчанию, в нашем случае со Школой, требования предъявляется к Директору Школы, он и будет ответственным. И будет ответственным до тех пор, пока не примет решение делегировать свои полномочия конкретному квалифицированному сотруднику.

Но в нашем случае, директор решил назначить ответственным за обеспечение БДД в школе самого себя.

И прописанные обязанности как специалиста по БДД должны быть прописаны в первую очередь именно в должностной инструкции и уже во вторую очередь функции могут быть продублированы в Приказе о назначении ответственного за БДД в школе.

Почему это важно.

Потому что любой работник, включая директора, должен выполнять свои обязанности согласно должностной инструкции. Именно она привязана к Трудовому договору.

Для понимания простой пример: слесарь по своей должностной инструкции не может выполнить Приказ выточить деталь на токарном станке, потому что это обязанности токаря, а не слесаря.

В этом случае для правильного документального оформления и закрепления этих функций можно пойти двумя способами:

  1. Директор вносит в свою должностную инструкцию к основным обязанностям дополнительные обязанности (специалиста по БДД) и Приказом назначает себя ответственным по обеспечению БДД в школе.
  2. (А лучше сделать вот так) Создается отдельная штатная единица с отдельной должностной инструкцией ответственного за БДД в школе (в ней прописаны обязанности специалиста по БДД). Директор соглашается работать по совмещению на полставки (например). То есть директор ознакомится с должностной инструкцией специалиста, а кадры оформят совмещение. И назначает себя Приказом ответственным по БДД.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

. При анализе того или иного вопроса я руководствовался действующим законодательством РФ в области обеспечения БДД на момент написания статьи и записи видео. Время не стоит на месте, а законы меняются или могут поменяться. Чтобы быть всегда в курсе данной темы, оставайтесь с нами.

Требования, которые предъявляются к работникам отдела безопасности дорожного движения, с наступлением нового 2021 года регулируются теперь Приказом Министерства транспорта РФ №282 от 31.07.2020г.

На каких предприятиях требуется служба БДД?

Кто входит в службу БДД

1) Специалист или ответственный за обеспечение БДД.

Отвечает за соблюдение правил дорожного движения, предупреждение ДТП, анализирует причины их возникновения, организует стажировку водителей, проводит инструктажи с водителями и другими сотрудниками. Специалист должен соответствовать квалификационным требованиям и пройти специальную аттестацию. Подробно об обязанностях в п.15.2 Приказа №282.

Назначается штатный водитель или сотрудник, совмещающий должности. При совмещении необходимо оформить приказ о работе по совместительству. Водитель должен раз в год проходить Техминимум и инструктаж по правильной эксплуатации автомобиля. Требования к квалификации водителя зависят от типа автомобильного транспорта на предприятии. Подробнее в п.3-12 Приказа №282.

3) Контролер технического состояния автомобиля

Отвечает за техническое состояние автомобилей при выпуске на линию.

4) Диспетчер автомобильного транспорта

Занимается путевой документацией и распределением водителей по маршрутам, ведет контроль за расходом топлива и соблюдением водителями режима труда и отдыха.

Требования к ответственному за БДД

По новым требованиям теперь специалисту по БДД не обязательно иметь высшее образование. Однако, есть ряд условий, которые при этом должны выполняться.

Если у специалиста по БДД нет высшего образования, он предоставляет:

Не менее 3 лет стажа работы в БДД

Диплом о высшем образовании по специальности, входящей в группу 23.00.00, или высшее образование по специальности, не входящей в эту группу, но тогда понадобится еще и диплом о профессиональной переподготовке

Успешно пройденная аттестация в УГАДН

Требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств

Требования к стажу работы контролера теперь зависит от его образования. Законодательство допускает такие сочетания квалификации и опыта для кандидата на должность контролера:

Требования к диспетчеру автомобильного транспорта

Требования к образованию и стажу работы диспетчера из нового Приказа №282 исключены. Теперь специальность, уровень диплома и наличие опыта работы на эту должность устанавливаются работодателем.

Как пройти аттестацию по новым правилам

Аттестация проводится в виде тестирования. Вопросы для подготовки к аттестации размещены на сайте Минтранса в открытом доступе. Кандидат на должность ответственного за обеспечение БДД выбирает свою территориальную комиссию и удобную дату для аттестации. Если заявление было заполнено правильно, то на электронную почту кандидата приходит уведомление о регистрации заявки. В назначенный день нужно обратиться лично в территориальную комиссию по выбранному ранее адресу.

С собой необходимо иметь полный пакет документов и их копии:

Документы об образовании

Документы о квалификации

Аттестация бесплатная, госпошлиной не облагается.

Назначение на должность ответственного за БДД

Кандидат на должность предоставляет работодателю заключение об успешном прохождении тестирования, после этого составляется приказ о его назначении.

Подтвердить успешно пройденную аттестациюможно двумя способами:

Выписка из протокола аттестационной комиссии (п.27 Приказа №283). Выдается по запросу в течение 7 рабочих дней.

Аттестация не привязана к месту работы и не имеет срока действия.

После подтверждения аттестации работодателем составляется и утверждается Приказ о назначении ответственного за БДД.

Ответственность

для специалистов, ответственных за БДД

для работников службы БДД (водитель, диспетчер, контролер)

для руководителей предприятий

Все учебные курсы учитывают современные требования к безопасности дорожного движения, требования к квалификации сотрудников и согласованы в соответствующих надзорных органах.

По окончании обучения (в зависимости от выбранной программы) Вы получаете: диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации или протокол аттестационной подготовки.

Подробную информацию об учебных программах нашего учебного центра - смотрите тут.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Обеспечение дорожной безопасности на предприятии — это деятельность, направленная на снижение вероятности различных инцидентов на дороге с водительским составом, а также минимизацию последствий от них. Работой в этой области обычно занимается специально назначенный работник. Поговорим о том, каковы требования к ответственному за безопасность дорожного движения специалисту и чем грозит отсутствие такого сотрудника.

Нормативная база

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Ответственный за БДД на предприятии, требования 2020

При подборе и назначении специалиста работодатель руководствуется Приказом Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015.

Главное требование к ответственному по БДД — наличие специализированного образования:


Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии, должен знать:


Также специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь:


Кого назначить

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Как назначить

Лицо, ответственное за БДД на предприятии, назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации. Трудовой договор заключается с сотрудником, назначаемым на данную должность, во всех случаях, кроме тех, когда обязанности возлагаются в порядке совмещения должностей. При совмещении оформляется дополнительное соглашение к существующему трудовому договору работника.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения чаще всего закрепляются в трудовом договоре либо в каком-нибудь локальном нормативном акте предприятия, например должностной инструкции.

Должностная инструкция специалиста по БДД в организации


Образец является типовым и может быть взят за основу для разработки собственной инструкции.

Должностная инструкция оформляется с учетом сложившейся на предприятии практики делопроизводства, утверждается руководителем и обязательно доводится до работника под подпись. Ознакомить с ней соискателя необходимо еще до подписания с ним трудового договора.

Права и обязанности руководителя предприятия в области БДД, за исключением случая, когда он лично отвечает за этот участок работы (что характерно для мелких предприятий), не такие обширные и сводятся к следующим:

  • организация работы, в том числе назначение на соответствующие должности и освобождение от них;
  • организация аттестации и обучения, утверждение планов работы;
  • проверка ответственных лиц и наложение на них дисциплинарных взысканий.

Ответственность руководителя и специалиста

Сотрудника, в обязанности которого входит обеспечение дорожной безопасности, за неудовлетворительное их исполнение допустимо наказывать только в рамках трудового законодательства. Это может быть дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора, а в исключительных случаях — увольнение по соответствующему основанию.

Если же специалист по БДД отсутствует или не соответствует требованиям, за дорожную безопасность в организации отвечает ее руководитель. Он является должностным лицом, которого контролирующие органы могут наказать в рамках ст. 12.31.1 КоАП.


получается пацан в 23 года с дипломом о высшем образовании круче водителя профессионала с 1 классом на перевозке людей в условиях КРАЙНЕГО СЕВЕРА. его бы мне ко мне на стажировку. и пусть бы он мне объяснил что и почему.

Читайте также: