Заседания пленума верховного суда рф проводятся в сроки

Обновлено: 25.05.2024

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

• 1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

- Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

- Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

- Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности - 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ:

- высшее юридическое образование;

- достижение 35-летнего возраста;

- стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

- соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

- Судебная коллегия по гражданским делам;

- Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

- по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ;

- в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решении судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена;

- в порядке надзора судебные коллегам Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Президиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

- проверка в порядке надзора по протестам Председателя ВС РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий ВС РФ;

- анализ и обобщение судебной практики;

- решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

- анализ состояния законности и преступности в РФ;

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие генпрокурора в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание Лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

- рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

- дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов общей юрисдикции постановлений Пленума ВС РФ);

- утверждение по представлению Председателя ВС РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;

- утверждение по представлению Председателя ВС РФ состава Научно-консультационного совета при ВС РФ;

- заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ;

- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;


Как это обычно бывает, вслед за записью заседания Пленума на официальном канале YouTube ВС РФ в телеграм каналах сначала появился текст проекта в редакции, которая обсуждалась на заседании 14 декабря 2021 года, а сегодня после обсуждения Пленумом вопроса о принятии постановления мы получили измененную и, вероятно, итоговую его версию (текст будет снизу).

В связи с этим мы решили сделать небольшой обзор некоторых положений постановления Пленума, показавшихся нам наиболее интересными

Экономическая деятельность (пункт 3)

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определение понятия "предпринимательская деятельность" ввиду своего прямого закрепления в статье 2 ГК РФ вызывало не так много споров и вопросов. В то же время определение "иной экономической деятельности" легально не закреплено, в связи с чем появлялось множество споров относительно его толкования.

ВС РФ увы не стал давать такого толкования, но раскрыл, что "к иной экономической деятельности следует относить в том числе деятельность хозяйствующих и иных субъектов (статья 23 ГК РФ, пункты 1 и 3 статьи 50 ГК РФ), связанную с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице (часть 1 статьи 2251 АПК РФ), осуществлением указанными субъектами своих имущественных и неимущественных прав в сфере производства, распределения, обмена, промышленного потребления ресурсов и благ, восстановлением и поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей".

Автономность соглашения об изменении подсудности (пункт 8)

В пункте 8 постановления ВС РФ указал, что "соглашение сторон об изменении подсудности, являющееся частью договора, не зависит от других условий договора, то есть носит автономный характер. В связи с этим признание гражданско-правового договора недействительным (незаключенным) само по себе не влечет недействительности такого соглашения.

Основания недействительности, с которыми нормы права связывают недействительность соглашения об изменении подсудности, относятся непосредственно к такому соглашению, оцениваются судом отдельно от пороков основного договора. Вместе с тем в определенных случаях основания недействительности основного договора и соглашения о подсудности могут быть идентичными (например, при установлении порока воли при заключении договора, в текст которого включено соглашение о подсудности спора, выявлении факта фальсификации договора и включенного в его текст соглашения о подсудности и об отсутствии их последующего одобрения)".

Исковое заявление не будет возвращено, если у истца отсутствует возможность получить идентифицирующие ответчика сведения (пункт 10)

"В целях реализации права лица на судебную защиту исковое заявление (заявление) не может быть оставлено без движения и впоследствии возвращено на том лишь основании, что в исковом заявлении отсутствует хотя бы один из предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 125 АПК РФ идентификаторов ответчика-гражданина, дата и место его рождения при условии указания на отсутствие данных сведений у истца и на невозможность их получения в установленном законом порядке. При этом суд при наличии достаточных сведений, позволяющих идентифицировать гражданина, по ходатайству истца либо по собственной инициативе обращается с соответствующим запросом в компетентный орган".

Истечение срока оставления заявления без движения (пункт 14)

ВС РФ, напоминает судам о смысле статьи 128 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, считаются устраненными со дня поступления в арбитражный суд необходимых документов или информации.

В связи с этим, говорится в постановлении, "направление лицом документов по почте незадолго до истечения срока, установленного судом, так что при соблюдении организациями почтовой связи нормативов доставки и контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции (сроков оказания услуг почтовой связи) это приведет к поступлению такой корреспонденции по истечении данного срока, не может расцениваться как своевременное исполнение требований суда об устранении соответствующих обстоятельств, поскольку применительно к части 7 статьи 114 АПК РФ указанные требования считаются исполненными в день приема документов судом".

Принятие дела из суда общей юрисдикции арбитражным судом (пункты 4, 16)

ВС РФ в последнем абзаце пункта 4 постановления указывает, что "в случае, когда суд общей юрисдикции возвратил исковое заявление (административное исковое заявление) ввиду неподсудности дела судам общей юрисдикции, арбитражный суд при наличии соответствующего обращения лица с указанием на судебный акт суда общей юрисдикции и приложением данного акта обязан принять и рассмотреть такое требование по существу после вступления в силу соответствующего акта суда общей юрисдикции".

В пункте 16 также сказано, что поскольку "вопрос о передаче дела из суда общей юрисдикции в арбитражный суд решается после принятия искового заявления и возбуждения производства по делу (часть 21 статьи 33 ГПК РФ), после поступления дела из суда общей юрисдикции арбитражный суд не вправе оставить без движения или возвратить исковое заявление, принятое другим судом, а должен исходя из смысла части 6 статьи 39 АПК РФ вынести определение о принятии дела к рассмотрению. При этом арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения по основаниям, указанным в статье 148 АПК РФ, либо прекратить производство по делу, если установит наличие оснований, указанных в статье 150 АПК РФ".

Также в постановлении решается вопрос о размере государственной пошлины в случае передачи дела из суда общей юрисдикции в арбитражный суд. Так, арбитражный суд, принимая переданное по подсудности дело к рассмотрению указывает заявителю на необходимость уплаты государственной пошлины по ставкам, предусмотренным статьей 333.21 НК РФ и разрешает вопрос о зачете государственной пошлины, уплаченной ранее при обращении в суд общей юрисдикции.

Злоупотребления с подсудностью (пункт 17)

По общему правилу части 1 статьи 39 АПК РФ "дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду, в том числе суду общей юрисдикции (например, в случае вступления в дело поручителя в качестве третьего лица или правопреемника, являющихся гражданами)".

"В то же время суд, установив совершение истцом недобросовестных действий, направленных на искусственное изменение подсудности при подаче иска, передает дело по подсудности в другой суд, в том числе суд общей юрисдикции, например, если дело стало подсудно другому суду после отказа истца от иска к одному из ответчиков (часть 2 статьи 49 АПК РФ), замены арбитражным судом ненадлежащего ответчика (статья 47 АПК РФ), выделения требования в отдельное производство (статья 131 АПК РФ)", - указывает ВС РФ.

В случае злоупотребления стороной правом при заключении соглашения об изменении территориальной подсудности, в результате которого нарушено право одной из сторон на судебную защиту, по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда (по общим правилам территориальной подсудности).

Напоминание о порядке передачи дела в СОЮ (пункт 18)

Совсем недавно изменилась редакция статьи 39 АПК РФ, в частности, относительно порядка передачи дела по подсудности из арбитражных судов в суды общей юрисдикции.

Так, согласно части 4 указанной статьи, напоминает ВС РФ, "если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Суд по интеллектуальным правам (с учетом места его нахождения) передает дело в Московский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом".

Требования к представителю предъявляются для совершения всех процессуальных действий (пункт 20)

"Исходя из целей введения института профессионального представительства в арбитражном судопроизводстве установленные частью 3 статьи 59 АПК РФ требования к представителю должны соблюдаться при совершении лицом, участвующим в деле, любых процессуальных действий, в том числе при подписании иска, участии представителя в судебном заседании, осмотре вещественных доказательств", - говорит ВС РФ.

На кого не распространяются требования о профессиональном представительстве (пункт 21)

ВС РФ указывает, что требования о профессиональном представительстве, помимо лиц, указанных непосредственно в статье 59 АПК РФ, не распространяются также на прокуроров и лиц, выступающих представителями по делу о банкротстве.

Также ВС РФ дал интересное толкование части 3 статьи 59 АПК РФ, указав, что "если представителем лица, участвующего в деле, является адвокат либо иное оказывающее юридическую помощь лицо, имеющее высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, наряду с ним к участию в арбитражном процессе в качестве представителей допускаются лица, не имеющие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности".

Интересно, что в предыдущей редакции постановления в указанном выше абзаце также была оговорка, что "такие представители пользуются теми же правами, что и представители, соответствующие требованиям части 3 статьи 59 АПК РФ".

Допуск представителя по устному заявлению представляемого (пункт 23)

В указанном пункте ВС РФ указывает, что полномочия представителя, выраженные в заявлении представляемого в судебном заседании в порядке части 4 статьи 61 АПК РФ, действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.

Процессуальные действия, не связанные с оказанием профессиональной юридической помощи (пункт 24)

В дополнение к пункту 21 постановления ВС РФ также указал, что "для совершения лицом действий технического характера, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например, передача в суд заявлений и ходатайств, производство выписок из материалов дела, снятие с них копий, получение копий судебных актов, исполнительного листа), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. В указанных случаях для совершения действий от имени лица, участвующего в деле, в арбитражном суде достаточно доверенности на представление интересов этого лица, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства".

Данный пункт в прошлой редакции постановления вызывал серьезные опасения, поскольку звучал следующим образом:

Для совершения некоторых процессуальных действий, "не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например, подача в суд заявлений и ходатайств, ознакомление с материалами дела, получение копий судебных актов, исполнительного листа), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. "

Такая формулировка явно могла быть истолкована нижестоящими судами как основание для снижения размера судебных расходов стороны на представителей по мотивам необоснованности привлечения профессионального представителя для совершения того или иного процессуального действия (например, подачи заявления или ходатайства).

Изменение правовой квалификации или правового обоснования не означает изменения предмета или основания иска (пункт 25)

ВС РФ указывает, что "изменение правовой квалификации требования (например, со взыскания убытков на взыскание неосновательного обогащения) или правового обоснования требования (например, взыскания на основании норм о поставке на взыскание на основании норм об обязательствах вследствие причинения вреда) не является изменением предмета или основания иска, за исключением случаев, когда истец при изменении правовой квалификации изменяет также требование (предмет иска) и ссылается на иные фактические обстоятельства (основание иска)".

В каких случаях можно изменить предмет или основание иска (пункт 27)

"Исходя из содержания части 1 статьи 49 АПК предусмотренное данной нормой право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований может быть осуществлено истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в том числе в случаях направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, пересмотра судом первой инстанции судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, или при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции".

Привлечение прокурора для дачи заключения по делу о банкротстве (пункт 34)

Истребование доказательства у лица, участвующего в деле (пункт 38)

В пункте 38 постановления указывается на порядок оказания процессуального содействия арбитражным судом в истребовании доказательств.

В том числе напоминается, что арбитражный суд истребует доказательства, в частности, в случае обоснования лицом, участвующим в деле, отсутствия возможности самостоятельного получения доказательства от лица, у которого оно находится, указания на то, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, а также указания причин, препятствующих получению доказательства, и места его нахождения.

Заинтересовал в этом пункте следующий абзац:

"На основании абзаца второго пункта 10 части 2 статьи 125 АПК РФ арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, истребовать доказательства в том числе у другого лица, участвующего в деле".

По всей видимости, ВС РФ имеет в виду возможность истребования у лица, участвующего в деле, тех документов, на которые оно ссылается в обоснование своей позиции (и именно поэтому ссылка сделана на пункт 10 части 2 статьи 125 АПК РФ).

Постановление Пленума ВС РФ о применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции

В целях обеспечения правильного и единообразного применения норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Исходя из задач гражданского судопроизводства, суду первой инстанции необходимо обеспечить правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в установленные законом сроки.

Начало течения срока рассмотрения и разрешения гражданских дел, подсудных мировому судье, в соответствии с частью 1 статьи 154 ГПК РФ определяется днем принятия заявления к производству, а по всем другим делам - днем поступления заявления в суд. При этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела является день принятия судом решения по существу либо вынесения определения о прекращении его производством или об оставлении заявления без рассмотрения.

В тех случаях, когда в одном производстве соединяются требования, для одних из которых законом установлен сокращенный срок рассмотрения, а для других - общий (например, об установлении отцовства и взыскании алиментов), дело подлежит рассмотрению и разрешению до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд независимо от того, что по одному из требований установлен сокращенный срок (статья 154 ГПК РФ).

2. В подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 ГПК РФ). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.

3. При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

По общему правилу, суд не вправе признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если они обратились к суду с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Исключением является право суда при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, действия или решения которых оспариваются (часть 4 статьи 246 ГПК РФ), а также в случае, когда участие заявителей и других лиц является обязательным в силу закона (статья 273 ГПК РФ).

4. Устанавливая личность явившихся в судебное заседание участников процесса (статья 161 ГПК РФ), надлежит выяснить их фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы и жительства. Суд устанавливает личность гражданина на основании исследования паспорта, служебного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность.

а) должностного лица или его представителя - объем его полномочий (статьи 48, 54 ГПК РФ), а также наличие обстоятельств, исключающих возможность его участия в суде (статья 51 ГПК РФ);

5. Выполняя требования статьи 165 ГПК РФ, председательствующий обязан разъяснить участвующим в деле лицам их процессуальные права и обязанности, в частности, право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать свои замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) его неполноту в течение пяти дней со дня его подписания (статья 231 ГПК РФ), право сторон на возмещение расходов на оплату услуг представителя и на возмещение судебных расходов в случаях и в порядке, предусмотренных статьями 100, 102 ГПК РФ, право участвующих в деле лиц обжаловать решение в суд второй инстанции (статьи 320, 336 ГПК РФ), а также их обязанность добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.

6. Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание при выполнении судебного поручения (статья 63 ГПК РФ) в силу закона не является препятствием к выполнению судебного поручения, однако это обстоятельство не освобождает суд от обязанности известить указанных лиц о времени и месте судебного заседания. Учитывая это, суд, дающий поручение, на основании части 2 статьи 62 ГПК РФ должен сообщить адреса названных лиц суду, выполняющему поручение.

7. Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьей 63 ГПК РФ исполнение судебных поручений должно производиться судом с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил.

Недопустима передача исполнения поручений работникам аппарата суда, а также получение письменных объяснений вместо выяснения поставленных в определении вопросов в судебном заседании с составлением протокола (статья 228 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что лица, участвующие в деле, в силу части 1 статьи 35 ГПК РФ вправе давать объяснения суду как в устной, так и письменной форме и по их ходатайству к протоколу могут быть приобщены соответствующие письменные объяснения. Свидетели должны быть предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств также должны производиться судом. От имени сторон и третьих лиц объяснения могут давать их представители (статья 48 ГПК РФ).

8. Судам необходимо обеспечить соблюдение предусмотренного частью 2 статьи 62 ГПК РФ месячного срока выполнения судебного поручения, течение которого начинается на следующий день после поступления в суд копии определения о судебном поручении (часть 3 статьи 107 ГПК РФ).

Протокол судебного заседания, составленный при выполнении судебного поручения, должен отражать все существенные обстоятельства, которые поручено выяснить суду, и содержать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы (статья 229 ГПК РФ). Кроме того, в протоколе должны быть отражены и другие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, установленные при выполнении поручения.

9. После доклада дела судья выясняет, поддерживает ли истец заявленные требования, признает ли их ответчик и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением. Необходимо уточнить, в каком размере и по каким основаниям поддерживается или признается иск, а если стороны намерены окончить дело мировым соглашением, то на каких конкретных условиях (статья 172 ГПК РФ).

Если стороны выразили желание закончить дело мировым соглашением, то в случае необходимости им может быть предоставлена возможность сформулировать условия мирового соглашения, для чего судом объявляется перерыв в судебном заседании или, в зависимости от обстоятельств дела, судебное разбирательство откладывается.

10. Исходя из того, что встречный иск может быть принят судом лишь с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности (статья 137, часть 2 статьи 31 ГПК РФ), в случае, когда он заявлен в процессе рассмотрения дела, следует обсудить вопрос об отложении судебного разбирательства и предоставлении лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки.

Откладывая разбирательство дела (статья 169 ГПК), суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения. При этом на основании части 4 статьи 1 (аналогия закона) и части 3 статьи 39 ГПК РФ, регулирующей сходные отношения, установленный статьей 154 ГПК РФ срок рассмотрения и разрешения гражданского дела следует исчислять со дня принятия судом встречного иска.

Определение об отказе в принятии встречного иска по мотивам отсутствия условий, предусмотренных статьей 138 ГПК РФ, обжалованию в суд апелляционной или кассационной инстанции не подлежит, поскольку не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства (статьи 331, 371 ГПК РФ).

11. По смыслу статьи 166 ГПК РФ ходатайства об истребовании новых доказательств, о привлечении к участию в деле других лиц, об отложении дела и по другим вопросам судебного разбирательства должны быть разрешены с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и с вынесением определения непосредственно после их заявления.

Отказ суда в удовлетворении ходатайства не лишает лицо, участвующее в деле, права обратиться с ним повторно в зависимости от хода судебного разбирательства. Суд вправе по новому ходатайству (в случае изменения обстоятельств при дальнейшем рассмотрении дела) вынести новое определение по существу заявленного ходатайства.

12. В силу части 7 статьи 10 ГПК РФ лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства без разрешения суда (судьи).

Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и по определению суда могут быть ограничены во времени.

13. Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ).

14. При возникновении сомнений в достоверности исследуемых доказательств их следует разрешать путем сопоставления с другими установленными судом доказательствами, проверки правильности содержания и оформления документа, назначения в необходимых случаях экспертизы и т.д.

15. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.

Назначение повторной экспертизы должно быть мотивировано. Суду следует указать в определении, какие выводы первичной экспертизы вызывают сомнение, сослаться на обстоятельства дела, которые не согласуются с выводами эксперта.

Противоречия в заключениях нескольких экспертов не во всех случаях требуют повторной экспертизы. Суд может путем допроса экспертов получить необходимые разъяснения и дополнительное обоснование выводов.

16. В случаях, указанных в части 1 статьи 188 ГПК РФ, суд вправе привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества).

Задача специалиста в судебном заседании состоит в оказании содействия суду и лицам, участвующим в деле, в исследовании доказательств. Если из консультации специалиста следует, что имеются обстоятельства, требующие дополнительного исследования или оценки, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства либо ходатайствовать о назначении экспертизы.

18. Обратить внимание судов на то, что принимаемые решения должны быть в соответствии со статьями 195, 198 ГПК РФ законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика, кроме решений суда по делам, по которым ответчик признал иск и признание иска принято судом, а также по делам, по которым в иске (заявлении) отказано в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд (абзацы второй и третий части 4 статьи 198 ГПК РФ).

При окончании производства по делу без принятия судом решения по существу, т.е. при прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения, судам следует иметь в виду, что эти формы окончания дела существенно отличаются друг от друга.

При прекращении производства по делу истец лишается права повторного обращения в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (статья 221 ГПК РФ), а при оставлении заявления без рассмотрения он вправе предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (статьи 222, 223 ГПК РФ). Суд обязан указывать на это в соответствующих определениях.

Определения, вынесенные в соответствии с абзацами седьмым и восьмым статьи 222 ГПК РФ, не могут быть обжалованы в суд кассационной (апелляционной) инстанции. Согласно части 3 статьи 223 ГПК РФ частная жалоба может быть подана лишь на те определения суда, которыми отказано в удовлетворении ходатайства истца или ответчика об отмене таких определений. При этом следует иметь в виду, что возможность обращения в суд первой инстанции с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения каким-либо процессуальным сроком не ограничена.

19. Поскольку статья 217 ГПК РФ связывает сроки приостановления производства по делу с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу.

Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела.

20. Разъяснить судам, что в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждение нового дела не требуется.

21. Частная жалоба или представление прокурора на определение суда первой инстанции в случаях, когда по закону оно может быть обжаловано (статьи 331, 371 ГПК РФ), подается в течение 10 дней со дня вынесения определения (статьи 332, 372 ГПК РФ), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 145 ГПК РФ.

22. Розыск ответчика через органы внутренних дел по требованиям, указанным в статье 120 ГПК РФ, может быть объявлен по определению судьи как при подготовке дела, так и во время его судебного разбирательства.

На стадии исполнения решения постановление о розыске должника выносится судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

23. Заявления лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда рассматриваются в порядке, установленном статьей 203 ГПК РФ.

Заявления осужденного или гражданского ответчика по уголовному делу об отсрочке или рассрочке исполнения приговора в части имущественного взыскания рассматриваются в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ.

При рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

В случае удовлетворения заявления в определении суда, помимо сведений, перечисленных в статье 225 ГПК РФ, должен быть указан срок действия отсрочки (рассрочки), а при рассрочке, кроме того, размер (в рублях или в процентах от суммы) периодических платежей, подлежащих взысканию в счет погашения присужденной суммы. При этом пределы действия отсрочки (рассрочки) могут быть определены не только датой, но и наступлением какого-либо события (изменением материального положения ответчика, выздоровлением и т.п.).

Если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка (рассрочка), отпали ранее, чем указано в определении, суд по заявлению заинтересованного лица либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении действия отсрочки (рассрочки).

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения на новый срок либо о прекращении действия отсрочки (рассрочки) должно рассматриваться в таком же порядке, как и первичное.

24. В связи с принятием настоящего Постановления признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. N 3 "О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 22 декабря 1992 г. N 19, в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11, с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 26 декабря 1995 г. N 9, в редакции Постановления Пленума от 25 октября 1996 г. N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 10 октября 2001 г. N 11).

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

Оставить заявку

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления "Об утверждении Регламента проведения судебного примирения". Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ " О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур " (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации " в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ").

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства .

Предполагается, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, а также будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений, и в целом снзит уровень конфликтности в обществе.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать "настольной книгой" для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

Читайте также: